главный, потому что он определил все мои впечатления, которые сформировались в позднее время», — так сказал сам А. Тарковский в одном из своих интервью (Таганов Л. Н. «Ивановский миф» и литература. — Иваново: Издательство МИК, 2006. — 340 с., с. 301).
Ежегодно в день рождения Андрея Тарковского в Юрьевце проводятся его дни, на которые съезжаются известные режиссёры, актёры, почитатели его таланта.
В доме его деда и бабушки открыт единственный в стране музей, посвященный А. Тарковскому, где можно увидеть уникальные реликвии — рисунки маленького Андрея, его каракули на детских записках, его подростковые письма, здесь в кинозале можно посмотреть его картины.
Юрьевец сформировал взгляды и отношение к природе ещё одного знаменитого российского режиссёра Александра Роу, которого все любят за его знаменитые киносказки «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Конёк-Горбунок», «Кощей Бессмертный», «Новые похождения кота в сапогах», «Королевство кривых зеркал»... Картины А. Роу проникнуты поэзией, юмором, фантастической романтикой. Роу придавал особое значение сочетанию зрительных образов с музыкальными. В сентябре проводится Областной фестиваль детских фильмов «Дети и сказка. Памяти А. Роу».
Юрьевец стал источником вдохновения для Исаака Левитана, который, очарованный красотой его окрестностей и Кривоозёрского монастыря, пишет здесь свои картины «Тихая обитель», «Пасмурный день на Волге».
В Юрьевце родились знаменитые архитекторы-конструктивисты братья Веснины: Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович — создатели промышленного дизайна. Они создали архитектурный ансамбль Днепрогэс, Дворец культуры им. Лихачёва в Москве, несколько зданий в Иванове. Единственный в России музей архитекторов Весниных находится в их родовом гнезде, в доме,
где прошли их детские годы.
* * *
[иваново]
Вячеслав Михайлович Зайцев
Воспользовавшись приездом в Иваново народного художника России Вячеслава Михайловича Зайцева, мы задали ему несколько вопросов.
Напомним, что Вячеслав Михайлович создал свою первую коллекцию модной одежды 50 лет назад, французская пресса назвала его русским Диором, основоположником русского стиля в моде. До В. М. Зайцева русского дизайна просто не существовало. Вспомните сценические костюмы таких легенд русской эстрады, как Клавдия Шульженко, Эдита Пьеха, первый балахон Аллы Пугачевой — всё это творения Зайцева..
Ни мировая известность, ни непомерная занятость/загруженность не препятствуют его связям с родным городом. Вячеслав Михайлович постоянно приезжает и работает в Иваново. Он член жюри «Текстильных салонов», ежегодно — вот уже четырнадцать раз — организуемых им вместе с Ивановским клубом «Деловая женщина». На последнем конкурсе в салоне свои работы показали студенты из Иванова, Ярославля, Костромы, Смоленска, Харькова. А теперь ещё с
тем же клубом «Деловая женщина» он проводит фестивали «Плёс на Волге. Льняная палитра». На кафедре дизайна Ивановской государственной текстильной академии Зайцев каждый год принимает экзамены у выпускников, так что создание Ивановской школы дизайнеров — явление неслучайное. Не случайно студенты Ивановской государственной текстильной академии регулярно завоёвывают призовые места на различных конкурсах молодых дизайнеров! Не случайно детский театр моды «Алиса» является многократным победителем детских конкурсов моды! — Им всем есть на кого равняться!
— Где и когда Вы родились?
— Родился я в Иваново 2 марта 1938 года.
— Кем были Ваши родители? Какую роль они сыграли в Вашей жизни?
— Моя мама была замечательный многогранный человек и великая труженица. Вопреки ее возможностям и желаниям, она для того, чтобы быть рядом с детьми, без мужа, согласилась работать в нашем 24-подъездном доме в г. Иваново уборщицей и подрабатывала прачкой. Но в душе она была актриса. Она пела в хоре, и я вместе с ней, увлекалась театром, и я маленький тоже играл на сцене Ивановского драматического театра... Несмотря на все трудности послевоенного бытия, я был всегда обласкан ее теплом и вниманием. Я очень многим ей обязан. Если не сказать ВСЕМ.
До войны отца я мало помню. На фронте он попал в окружение, оказался в плену, был освобожден, довоевал до Победы, а потом раз-
делил судьбу многих фронтовиков, побывавших в гитлеровском плену. Он вернулся из ГУЛАГА только после хрущёвской амнистии. Я оканчивал школу, должен был выбрать профессию. С ярлыком сына «врага народа» мне был закрыт доступ во многие учебные заведения. Помогла страсть к рисунку. Таким образом, ведомый Всевышним, я оказался студентом художественного отделения Ивановского химико-технологического техникума.
— Почему Вы решили стать модельером?
— Мне нравится одевать людей гармонично, цветом преобразовывать серую будничность, делать людей красивыми средствами одежды.
— Какое образование Вы получили?
— В техникуме я получил образование художника текстильного рисунка. Дальше решил учиться в Московской текстильной академии. На очном отделении Московского технологического института я защитил диплом по специальности художник-модельер. В дальнейшем многолетние искания, самообразование и постоянный труд в этой профессии принесли свои плоды.
— А чем Вы дальше занимались?
— Начинал с работы в качестве художника-модельера на Экспериментальной швейной фабрике управления швейной промышленности, выпускавшей рабочую одежду, предлагал сделать эту одежду более привлекательной, вносил по тем временам «слишком революционные» модели, использовал цветовую палитру для телогреек. Это приводило к конфликту с чиновниками, которые «тормозили» время. Отработав положенный по распределению период, ушёл на работу художника экспериментального цеха в Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком мосту. В течение нескольких лет преобразовывал одежду соотечественников, пропагандировал моду, которая заявила о себе на международном рынке. Коллекции одежды, разработанные художниками как коллективно, так и индивидуально, но безлико, как было принято, вывозились для демонстрации за рубеж и успешно продавались там. Я был невыездной. Работали на престиж и материальную стабильность страны. В так называемые «годы застоя» всё же и на внутреннем рынке, не-
[Иваново]
смотря на бюрократические препоны, произошел прорыв к лучшему. Лёгкая промышленность преобразовывалась в сторону красоты, элегантности. Я развивал свой мир. В 1980 году написал книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды». Преподавал в Московском технологическом институте. Этот период мне дорог началом деятельности как фотохудожника. Отсутствие модной фотографии, отвечающей эстетическим взглядам художника, заставляло и здесь искать свои пути. Постановочная фотография моделей меня увлекает до сих пор, из увлечения она стала неотъемлемой частью творческой работы по созданию коллекций одежды различного назначения. Несколько позже, в перестроечное время, появилась потребность писать картины. Сейчас написано свыше 100 полотен, которые я демонстрировал в Европе и Америке, они собраны в галерее «Слава Зайцев»... В 1982 году собрал талантливых ребят, создал первый российский Театр Моды... В 1993 году открыл свой Дом Моды. И другое.
Свыше 40 лет творческой деятельности в своей любимой профессии трудно описать в коротком разговоре.
— Когда и благодаря чему Вы открыли свой Дом Моделей?
— Проработав много лет на предприятиях лёгкой промышленности в качестве генератора идей, творца, руководителя, педагога, пришло осознание, что только свободная деятельность даст мне возможность реализоваться как художнику и личности полностью, поделиться с людьми своим огромным потенциалом художника. В эпоху, когда «накладные карманы пришивать» позволили, это логически завершилось созданием Московского Дома Моды Вячеслава Зайцева. В дальнейшем — галереи станковой живописи и графики. В 1997 году образовательной «Лаборатории моды», где я и мои единомышленники педагоги направляем молодых художников для реализации своих талантов в индустрии моды, помогаем им освоить секреты мастерства.
— Какие коллекции и показы Вам наиболее дороги?
— Все.
— Каковы Ваши творческие планы?
— Много лет работаю в режиме коллекций haute couture и prêt-a-porter весна-лето наступающего года. Впереди — зима 2008.
— Чем Вам интересно творчество Вашего
сына?
— Егор самостоятельный, необыкновенно талантливый художник. Он тонко чувствует время. У него своя система творчества, свой стиль, и этим он мне, как художнику, очень привлекателен и в творческом, и в личностном плане.
Об Иваново
— Что значило Иваново в Вашей жизни?
— Базис для моего раскрытия как художника закладывался в Иваново, во время учёбы в техникуме, где я обретал специальность художника по тканям.
— Какую роль оно сыграло в выборе Вашей профессии? Влияло ли или влияет Иваново на разработку Ваших коллекций? Какую роль оно сыграло при становлении Вас как личности?Какие связи существуют у Вас с городом сейчас?
— Интересно всё, что происходит в городе, как город меняется и стоится, люди, культурная жизнь.
—Что Вас влечёт (заставляет постоянно приезжать) в Иваново?
— Память и работа.
— Какие чувства Вы испытываете, приезжая в Иваново?Что сейчас значит для Вас наш город? Что Вы можете сказать о текстильной академии?
— Необходимая составляющая для процветания города. Она дает городу и области специалистов для промышленных успехов и для культурного подъёма. Позволяет развивать традиции края.
—Что Вы можете сказать о театре моды «Алиса»?
— Театр «Моды» «Алиса» хорошо мне известен с 1997 года. Тогда он стал лауреатом 1-го конкурса детских театров моды «Золотая игла». С тех пор я проводил и был членом жюри 10 конкурсов, но памятен первый победитель своей яркостью, индивидуальностью.
— Что Вы можете сказать о Текстильных салонах, проводимых в Иванове?
— То же, что и о текстильной академии.
— Что Вы можете сказать о клубе «Деловая женщина»?
— Этот клуб многие годы работает на улучшение качества жизни в Иваново. Привлекает специалистов из других областей, осуществляет творческие обмены, что, несомненно, повышает авторитет Иваново среди русских городов. Собрав энтузиастов и специалистов, эти одержимые идеей совершенства прекрасные женщины, делают огромную работу для местного населения и для страны в целом.
— Есть ли у Вас друзья в Иванове? Кто они?
— Клуб «Деловая женщина»
— Чем Вы живёте сейчас? Где можно прочитать Ваши стихи?
— В 1992 году вышел в свет альбом моих стихов и графики «Я всем обязан Провидению». В 2006-м издана книга-альбом «Слава Зайцев. Тайны Соблазна», где и стихи, и мои личные воспоминания.
— Какие из них Ваши самые любимые?
— Это как дети, а дети любимые — все.
— Как место рождения, окружающая среда влияет на человека, на его судьбу?
— Скорее влияют обстоятельства жизни. А место рождения, несомненно, накладывает отпечаток, как декорации в пьесе. Всё могло бы развиваться другим путём, но воля Всевышнего — неисповедима.
[интересный факт]
Мужем ивановки Апполинарии Сусловой, которую любил Достоевский, был философ и литератор Василий Розанов. Её сестра Надежда была первой женщиной-врачом в России, мужем которой был Фридрих Эрисман — основоположник научной гигиены в России, его имя носит Московский НИИ гигиены.
Петр Петрович Шереметев
А вот интервью ещё с одним ивановцем — графом Петром Петровичем Шереметевым, директором Парижской консерватории им. С. Рахманинова, председателем Президиума международного совета общественных объединений Союза соотечественников за рубежом, потомком первого графа России — героя Полтавской битвы фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Род Шереметевых с лёгкой руки А. С. Пушкина навсегда получил эпитет благородный (.и Шереметев благородный.). Шереметевы служили России на протяжении многих веков, и служат ей до сих пор: Петр Петрович Шереметев регулярно приезжает в Иваново, внося в жизнь города значительность и благородство.
Первый вопрос, который мы задали Петру Петровичу:
— Что связывает Вас с Иваново? Что заставляет Вас постоянно приезжать сюда?
— Иваново было селом, которое когда-то в течение нескольких веков принадлежало Шереметевым. Я этого не знал, попал сюда случайно. Согласно Советской истории, Иваново-Вознесенск — город Первого Совета, именно отсюда начиналась революция. Естественно, что большевикам хотелось стереть память о