Вячеслав Александрович родился 19 ноября 1930 года в с. Бутырки Воронежской области. До 7 лет воспитывался бабушкой Прасковьей Фроловной Тимофеевой. Годы учебы в школе (в Воронеже) совпали с тяжелыми событиями военного времени.
В 10-м классе был репрессирован вместе с известными ныне российским поэтом А. Жигулиным, журналистом Б. Батуевым и другими. В документальной повести А. Жигулина «Черные камни» подробно рассказано о драматических событиях того времени, порожденных культом личности. После реабилитации в 1953 году поступил в Красноярский медицинский институт, который окончил в 1959 году и был оставлен для обучения в клинической ординатуре на кафедре неврологии.
С тех пор научная, педагогическая и клиническая деятельность Вячеслава Александровича Руднева связана с КрасГМИ, где он прошел путь до профессора, заведующего кафедрой и проректора по учебной работе (1986-1994).
Находясь в клинической ординатуре, В. А. Руднев начал научные исследования по автоматическим рефлексам фронтального мозга. В 1962 году в центральной печати была опубликована статья по открытым В. А. Рудневым двум рефлексам стопы, связанным с выработкой прямохождения. Исследования были положены в основу кандидатской диссертации, защищенной в 1965 году.
С 1968 года он руководил курсом подготовки врачей-невропатологов на факультете специализации и усовершенствования. С 1967 года профессор В. А. Руднев занимается исследованием двигательной функции человека в нейро- и психофизиологическом аспектах.
На кафедре им была создана экспериментально-клиническая лаборатория по изучению локомоторных функций. Исследования проводились на сконструированной автором установке, обеспечивающей изучение принципов автобиоадаптивного управления в целях формирования реабилитационных программ. Эти исследования относятся к первым опытам использования биологической обратной связи в неврологии в России.
В 1972 году защищена докторская диссертация, в которой на модели ходьбы исследованы ее особенности в возрастном, половом, профессиональном аспектах и обоснованы методы ее реабилитации.
С 1971 года В.А. Руднев заведует кафедрой неврологии и является председателем краевого общества неврологов, избирается в состав правления Всероссийского общества и в состав проблемных комиссий по неврологии.
В 70-х годах им разработана оригинальная методика исследования циклических движений, результаты математически формализованы для многофакторной количественной оценки и обработки в условиях любой экспертизы состояния функциональной системы «Произвольное движение».
Имея специальную подготовку в области электрофизиологических методов исследования, в области медицинской генетики и компьютерной технологии, профессор В. А. Руднев создает на кафедре научный коллектив по изучению произвольных движений в рамках самостоятельного научного направления - функционального анализа произвольной активности с основами разработанной им же теории и практики функциональной топографии - как эволюционного этапа в развитии классической топической диагностики. В 1979 году выходит его монография «Реабилитация двигательных функций в клинике нервных болезней», а в 1982-м - монография «Функциональный анализ и восстановление произвольных движений при патологии центральной нервной системы», которые стали базовыми для последующих работ и где отражены основные положения принципиально новой теории сферической организации функций мозга, являющейся альтернативой классической линейной иерархии уровней центральной нервной системы.
В 1990-1991 годах В. А. Рудневым сформулированы принципы теории и метода референтной биоадаптации, на основании которой научная группа профессора В. А. Руднева ведет работы по восстановлению речемыслительных функций при поражении мозга и двигательных нарушений при органической патологии в клинике нервных болезней. В настоящее время сформированы и активно разрабатываются под руководством Вячеслава Александровича несколько принципиально новых направлений в нейрореабилитации:
- восстановление речемыслительной деятельности при различных формах афазий путем исправления темпо-ритмовой структуры речи (реабилитационные программы подбираются индивидуально на основе компьютерного анализа речевого материала);
- индивидуальная нормализация темпо-ритмовой структуры речи при заикании;
• восстановление двигательных функций у больных с центральным гемипарезом на основе коррекции времен-
ных параметров нарушенных движений и использования «актоновых синергии»;
• улучшение качества жизни и снижение дозы дофаминовых препаратов у больных паркинсонизмом путем создания для них индивидуального «темпо-ритмового каркаса» ходьбы;
• определение прогноза двигательной реабилитации у прооперированных нейроонкологических больных с использованием созданной В. А. Рудневым модели произвольного движения.
Теоретический потенциал запатентованных исследований и эффективность использования их в клинике обосновали выделение самостоятельной научной школы. Авторский приоритет по указанным направлениям выделен в Енисейской энциклопедии (1998).
В. А. Руднев - автор около 200 работ, 5 монографий, учебника по неврологии для подготовки специалистов в постдипломном периоде (клинические ординаторы, интерны) с авторской методикой автопсихоадаптивного управления с использованием компьютерных программ (1994), автор двух учебных пособий по изучению студентами курса неврологии - МЗ СССР (1986), МЗ РФ (1991).
В.А. Руднев - автор 6 изобретений (из них 3 подтверждены патентами), 12 рацпредложений. Под редакцией ВА. Руднева вышло 20 сборников научных работ.
Под руководством Вячеслава Александровича подготовлено и защищено 3 докторские и 10 кандидатских диссертаций. В настоящее время выполняются еще одна докторская и две кандидатские диссертации.
Параллельно с разработкой основного направления В.А Руднев в течение многих лет возглавлял работу в области исследования лечебных факторов курортов края, принимал участие в работе проблемной комиссии СО АМН.
Работая в течение 9 лет проректором по учебной работе КрасМИ, ВА. Руднев создал внутривузовскую систему обучения педагогике высшей школы на принципах проблемного, контекстного, активного группового и программированного обучения. Его работы по психолого-педагогическим и психофизиологическим проблемам неоднократно публиковались в центральной печати и широко известны стране. В период с 1991 по 1994 год руководил региональным центром по психолого-педагогическому обеспечению непрерывного образования в России.
Академик МАИ ВШ, профессор ВА Руднев является крупным ученым в области исследования механизмов мозга, создавшим новую систему диагностики и восстановления произвольных движений, продуктивным исследователем в области вузовской дидактики.
Вместе с тем Вячеслав Александрович Руднев широко известен как многогранная творческая личность. В 1999 году в рубрике «Поэты свинцового века» вышел сборник его стихов, куда вошла лишь малая часть лирической поэзии автора; увлечение живописью помогает Вячеславу Александровичу в течение многих лет в его работе.
Сотрудники, многочисленные ученики, члены редколлегии журнала «Сибирское медицинское обозрение» поздравляют Вячеслава Александровича Руднева с юбилеем и желают ему хорошего здоровья и многие годы оставаться таким же энергичным, подвижным, деятельным врачом, ученым, художником и творцом.