СибАК
www.sibac.info
СЕКЦИЯ
«ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»
ВВЕДЕНИЕ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ -ОПТИМИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
Бахарева Ольга Александровна
канд. юрид. наук, доц. кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»,
РФ, г. Саратов E-mail: [email protected]
THE INTRODUCTION OF SUMMARY PROCEEDINGS
IN CIVIL PROCEEDINGS - OPTIMIZE THE CONSIDERATION AND RESOLUTION OF CIVIL CASES
Olga Bakhareva
candidate of Legal Sciences, Assistant Professor of the Department of Civil Process FGBOU HE "Saratov State Law Academy",
Russia, Saratov E-mail: Olga. 25.09@yandex. ru
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется необходимость введения упрощенного производства, проводится исследование порядка его проведения.
ABSTRACT
The article analyzes the need for the introduction of simplified production, carried out a study about the meeting.
Ключевые слова: упрощенное производство, сокращение срока рассмотрения дел, оптимизация процессуального права, защита прав и интересов граждан в гражданском судопроизводстве.
www.sibac.info
Keywords: simplified production, reduction of duration of cases, optimization of procedural law, protection of rights and interests of citizens in civil proceedings.
С 1 июня 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 02.03.2016 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» [7], который вводит в Гражданское процессуальное судопроизводство институт упрощенного производства.
Цель введения упрощенного производства объясняется действием принципа процессуальной экономии средств, времени суда и участников гражданского судопроизводства, повышением качества и эффективности правосудия, а также закрепления в Гражданском процессуальном кодексе РФ [2] трех моделей рассмотрения гражданских споров: приказного, упрощенного, общего искового производства. Вместе с тем рассмотрение дел в порядке упрощенного производства должно быть направлено на выполнение задач гражданского судопроизводства, сформулированных в ст. 2 ГПК РФ [2], достижение целей гражданского судопроизводства и соблюдение принципов гражданского судопроизводства. При этом не следует относиться к введению упрощенного производства как к отходу от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности. Согласно ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ [2] при наличии предусмотренных оснований гражданское дело может быть рассмотрено по общим правилам искового производства.
Появление упрощенного производства связано и со сближением систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также со снижением на них нагрузки. Таким образом, законодатель стремиться к созданию унифицированной системы рассмотрения гражданских и арбитражных споров, появление которой Верховный Суд РФ обосновывает рекомендациями Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) 7 [6, с. 676-679] и положениями постановления Европейского парламента и Совета от 11 июля 2007 года № 861/2007 [5].
Нормы регулирующие упрощенное производство предусмотрены и в арбитражном законодательстве (гл. 29 АПК РФ [1]). Упрощенное производство в арбитражном судопроизводстве немного отличается, так арбитражные суды в упрощенном порядке могут рассматривать дела об административных правонарушениях, а суды общей юрисдикции разрешают такие дела в порядке, установленном КоАП РФ [3]. В принятом не так давно Кодексе административного
^ СибАК
www.sibac.info
судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ, также предусмотрено упрощенное (письменное) судопроизводство (разд. V) по административным делам - об оспаривании нормативных актов, действий (бездействия) госорганов и должностных лиц (ст. 291 КАС РФ) [4].
Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются по общим правилам искового производства с учетом особенностей предусмотренных главой 21.1 ГПК РФ [2]. Законодатель предусматривает определенный перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению в упрощенном производстве:
• требования о взыскании денег или об истребовании имущества, при цене иска не превышающей 100 тысяч рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;
• требования о признании права собственности, если цена иска не превышает 100 тысяч рублей;
• требования, основанные на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;
• требования при наличии согласия обеих сторон (по инициативе одной из сторон или по инициативе суда).
Вместе с тем, если возникает необходимость выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, провести осмотр, исследовать доказательства по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания, либо заявленное требование связано с другими требованиями, затрагивает права и интересы других лиц, то судья выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Нормы регулирующее упрощенное производство предусматривают категории дел, которые не будут подлежать рассмотрению в порядке упрощенного производства: дела, возникающие из административных правоотношений; связанные с государственной тайной; по спорам, затрагивающим права детей; а также дела особого производства (об усыновлении или удочерении, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим и др.).
Согласно ст. 232.3 ГПК РФ [2] порядок рассмотрения дел в упрощенном производстве будет иметь особенности, отличающие его от общих правил искового производства. Исковое заявление подается в суд с соблюдением требований ст. 131,132 ГПК РФ [2]
www.sibac.info
по общим правилам подсудности. Порядок рассмотрения дела в упрощенном порядке можно чисто условно поделить на три этапа.
Первый заключается в том, что суд получив заявление выносит определение о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. В этом определении суд устанавливает срок не менее 15 дней со дня вынесения определения для представления сторонами в суд и направлении друг другу доказательств и возражений относительно, заявленных требований. В определении суд также сможет предложить сторонам урегулировать спор заключив мировое соглашение.
Второй этап состоит в том, что суд в определении может так же установить 30 дневный срок для предоставления сторонами друг другу и в суд дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений. При этом документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в течении 15 дней. Однако остается не ясным каким образом стороны должны направлять друг другу документы, думается что обмениваться документами сторонам целесообразно путем направления заказных писем или бандеролей с уведомлением о вручении либо иным способом подтверждающем вручение.
Третий этап составляет рассмотрение дела в упрощенном порядке, которое должно проводиться судом после истечения последнего установленного срока на основании полученных материалов без вызова сторон. При этом законодатель не устанавливает предельный срок, в течение которого суд обязан рассмотреть дело. В упрощенном производстве не ведется протокол судебного заседания, не применяются правила отложения разбирательства и не проводится предварительное судебное заседание.
Решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке должно приниматься в виде резолютивной части, на следующий день его копия должна высылаться лицам, участвующим в деле, и публиковаться на официальном сайте суда. В отличие от приказного производства решение, принятое в упрощенном порядке не будет иметь статуса исполнительного документа.
На основании заявления, поданного в течении 5 дней со дня подписания резолютивной части решения, лица, участвующие в деле, вправе получить мотивированное решение по делу. Мотивированное решение изготавливается в течении 5 дней со дня поступления заявления или со дня подачи апелляционной жалобы, представления.
^ СибАК
www.sibac.info
Законодатель устанавливает сокращенный срок (по сравнению с общими правилами) вступления в законную силу решения по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, который равен 15 дням со дня его принятия, если апелляционные жалобы, представление не поданы, либо со дня принятия решения в окончательной форме.
До вступления в силу решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции (в отличие от приказного производства, которое не подлежит апелляционному обжалованию). Апелляционные жалобы, представление должны рассматриваться судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, дополнительные доказательства можно будет представить только если они были необоснованно не приняты первой инстанцией. Лица, участвующие в деле, в отличие от общих правил апелляционного производства, могут быть вызваны в судебное заседание только при необходимости с учетом сложности доводов апелляционных жалоб и представления. По итогам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции вправе направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Это возможно в том случае, если суд первой инстанции должен был рассмотреть дело по общим правилам искового производства (ч. 3 ст. 335.1 ГПК РФ) [2].
После вступления в законную силу решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, и судебный приказ могут быть обжалованы в кассационном порядке. Рассмотрение кассационных жалоб и представления происходит без вызова лиц, участвующих в деле, которые могут направить в суд кассационной инстанции объяснения по делу (до дня рассмотрения кассационной жалобы). Вместе с тем в исключительных случаях с учетом характера и сложности дела, суд кассационной инстанции может их вызвать в судебное заседание.
Таким образом проанализировав положения регулирующие упрощенное производство можно отметить, что упрощенный порядок всецело пронизывает как само рассмотрение гражданских дел, так и пересмотр дел в апелляционном и кассационном порядке. Однако, несмотря на то, что введение упрощенного производства направлено на снижение нагрузки судов общей юрисдикции, минимальные судебные издержки и сокращение сроков рассмотрения «малых дел» существует вероятность снижения качества рассмотрения дел, практически сведения на нет подготовки дела к судебному разбирательству, ущемления прав граждан в уточнении деталей дела, и в итоге может привести к злоупотреблениям со стороны суда и сторон. Конечно, будем надеяться, что процедура упрощенного производства, будет способствовать реализации задач судопроиз-
www.sibac.info
водства, принципа процессуальной экономии, оптимизации рассмотрения и разрешения гражданских дел, что в свою очередь положительным образом скажется на эффективности и качестве гражданского правосудия.
Список литературы:
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012; 2016. - № 18. - Ст. 2513.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. -Ст. 4532; 2016. - № 10. - Ст. 1319.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). -ст. 1; 2016. - № 18. - Ст. 2509.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391; 2016. - № 15. - Ст. 2065.
5. Регламент № 861/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об учреждении европейской процедуры урегулирования споров с небольшой суммой иска» [рус., англ.] (Вместе с формами <Заявления>, <Информации, представляемой в целях оплаты пошлины>, «Запроса суда/трибунала по дополнению и/или исправлению поданного Заявления», <Ответа>, <Сертификата, подтверждающего Решение суда, вынесенного в соответствии с рассмотрением дел с малой ценой>) (Принят в г. Страсбурге 11.07.2007) // http://base.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=ЩT;n=48648 (Дата обращения 20.05.2015).
6. Рекомендация № R (81) 7 Комитета министров Совета Европы «О способах облегчения доступа к правосудию» (Принята 14.05.1981 на 68-ом заседании представителей министров) // Совет Европы и Россия. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, - 2004. - С. 676-679.
7. Федеральный закон от 02.03.2016 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 10 - Ст. 1319.