человечеству, а различия между людьми состоят в том, как эти социальные компетенции у каждого человека выражены.
Примечания
1 Научное редактирование статьи осуществлено профессором, доктором педагогических наук, академиком АГН С. Г. Молчановым.
2 На титульном листе социализационного занятия фиксируются основные компетенции, как правило 2-3, на которые, по преимуществу, предположительно окажет воздействие настоящее занятие, а также даются описательные характеристики этих компетенций, как правило, через совокупность их признаков (комментарий научного редактора.
- С. М.).
3 Надо заметить, что данный перечень социальных компетенций повторяется для всех социализационных занятий. Меняется лишь перечень компетенций, по преимуществу, подвергающийся воздействию именно на этом занятии.
^исок литературы
1. Молчанов, С. Г., Тротт, К. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3 (9). С. 74-86.
2. Молчанов, С. Г., Тутатчиков, А. Т. Социализация, социальные компетенции, социа-лизованность // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3 (9). С. 87-97.
3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
Т. А. Данельченко
ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РЕАЛИЗАЦИЮ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В статье обосновывается идея о том, что укрупнение единиц управления сетью образовательных учреждений позволит создать новые модели и механизмы взаимодействия компонентов районной образовательной системы по реализации здоровьесберегающих образовательных программ. Показана роль координационного совета образовательного комплекса микрорайона в обеспечение гарантии качества образовательных услуг.
Ключевые слова: здоровьесберегающее образование, образовательный комплекс, совместная образовательная программа, координационный совет.
Основные положения пункта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», говорящем о реализации в школе приоритета здорового образа жизни, направлены на создание образовательных программ, вызывающих в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием формирования здорового образа жизни [2]. Поэтому переход к современному состоянию образования можно определить как переход к здоровьесберегающему образованию. Здоровьесберегающее образование - процесс воспитания, обучения и развития, имеющий потенциал оздоровления и направленный на достижение уровня образованности учащихся, не вызывающего специфических заболеваний у субъектов образования. Под педагогическим управлением здоровьесберегающим
образованием можно понимать деятельность всех субъектов образования по решению образовательных задач с учетом состояния здоровья обучающихся и сохранению здоровья при достижении требований государственного стандарта [1].
Как правило, образовательные системы районного или муниципального уровня включают в себя разнообразный спектр типов и видов образовательных учреждений. На их формирование влияют такие факторы как
- рынок образовательных услуг;
- рынок труда;
- состояние ресурсного обеспечения (кадры, материально-техническая и учебнометодическая база ОУ);
- социально-демографическая ситуация;
- социальный запрос на образовательные услуги участников образовательного процесса (учеников, родителей, социальных партнеров) и др.
Обострение конкурентной среды, обусловленное в том числе и введением системы нормативно-подушевого финансирования, привело к тому, что содержание образовательной программы образовательного учреждения определяется не только исходя из заказа на образовательные услуги, но также и из содержания образовательных программ образовательных учреждений, входящих в районную (муниципальную) систему образования.
В то же время руководители образовательных учреждений понимают, что существующие противоречия между многообразием образовательных потребностей населения (подкрепленным требованиями Федеральных государственных стандартов второго поколения к структуре образовательной программы) и ресурсными возможностями их удовлетворения силами одного конкретного образовательного учреждения не могут быть решены диверсификацией (расширением видов) услуг в отдельно взятом образовательном учреждении.
Решение этой проблемы может осуществляться
- через регулирование образовательной сети, совершенствование ее структуры посредством объединения (реструктуризации) близко расположенных образовательных учреждений, учреждений культуры, науки, здравоохранения и спорта в образовательные комплексы микрорайонов;
- создание технологий, обеспечивающих управление качеством образования посредством разработки и реализации совместных образовательных программ посредством интеграции и дифференциации образовательных услуг, совершенствования их качества.
Образовательные комплексы - это компоненты районной (субмуниципальной) системы образования, включающие оптимальный состав образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования.
Совместная образовательная программа (далее - СОП) - это программа, разработанная несколькими образовательными учреждениями и реализуемая в открытой образовательной среде на основе механизмов сетевого взаимодействия. СОП - это нормативный документ, определяющий:
- основные позиции содержания и организации образовательного процесса в каждом образовательном учреждении образовательного комплекса, фиксирующие сложившуюся систему дифференцированных образовательных услуг;
- основные позиции содержания и организации совместной образовательной деятельности образовательных учреждений образовательного комплекса, фиксирующие сложившуюся систему интеграции образовательных услуг.
Разработка совместных программ должна базироваться на существующей технической, технологической и информационно-коммуникационной основе, сформированной в образовательных учреждениях, внедряющих инновационные образовательные программы. Методическое обеспечение программ может быть представлено в электронном виде и включено в систему дистанционного обучения.
Структура координационного совета образовательного комплекса Рис. 1. Структура координационного совета образовательного комплекса
Проект СОП необходимо ежегодно обсуждать и утверждать на заседаниях координационного совета образовательного комплекса (рис. 1). Введение системы общественного участия в реализацию СОП посредством создания координационного совета образовательного комплекса, в который входят заинтересованные участники образовательного процесса (руководители и педагоги образовательных учреждений, представители родительской общественности и органов ученического самоуправления, социальные партнеры), обеспечит открытость и демократичность управления. Приоритетом деятельности координационных советов в процессе разработки и реализации СОП комплексов является обеспечение гарантии качества образовательных услуг и, прежде всего, их социальной, личностной актуальности и доступности.
Укрупнение единиц управления позволит провести адекватную модернизацию процесса управления, создать новые модели взаимодействия компонентов районной образовательной системы по реализации образовательных программ. Выстраивание вертикали управления (на основе разумного баланса свободы и иерархии), обеспечивающей развитие каждого образовательного комплекса в отдельности и продвижение системы образования района в целом можно осуществлять через разграничение компетенций между районными управлениями образования и координационными советами.
Это даст возможность:
• помочь в определении места в микрорайоне каждому образовательному учреждению через составление характеристики образовательного комплекса;
• составить перечень образовательных услуг, не предоставляемых образовательными учреждениями микрорайона с целью заполнения «просевших» ниш образовательной системы;
• определить организационные механизмы совместной работы образовательных учреждений по созданию образовательного микро и макро пространств;
• составить годовую циклограмму совместных акций образовательных учреждений образовательного комплекса микрорайона, направленных, в том числе, и на повыше-
ние квалификации педагогических кадров через создание ресурсных центров в базовых школах.
В результате процесс функционирования образовательных учреждений с большей эффективностью будет сочетать принцип интегрированности их в образовательное пространство и принцип автономности выбора направлений развития содержания образования [3].
Усилениероли координационного советакак общественной составляющей государственнообщественного управления заключается также и в проведении ежегодной ревизии реализуемого содержания образования, фиксировании изменений и в утверждении образовательных программ образовательных учреждений как приоритетных объектов управления качеством образования. Стабилизация качества образования обеспечивается ежегодным выполнением регламента формирования новой версии образовательной программы - как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне образовательного комплекса.
Расширение спектра предоставляемых образовательных услуг посредством «вхождения» образовательного учреждения в процесс реализации СОП, введение управляющего совета школы в систему общественного контроля за качеством её реализации, выполнение единого регламента обновления содержания образования в образовательном комплексе позволит перейти от сети образовательных учреждений к рынку образовательных услуг и вывести школу на новый уровень - уровень так называемой «умной школы», в которой с повышением академической мобильности ученика к его учебным достижениям добавятся социальные, культурные и личностные. Таким образом, реализация запросов участников образовательного процесса посредством СОП обеспечит условия для здоровьесберегающего, качественного и доступного образования.
Список литературы
1. Доцоев, Л. Я., Аксенов, В. В., Тутатчиков, А. Т. Здоровьсберегающее образование в средней школе. Челябинск : Рекпол, 2006. 304 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL : http:// www.mon.gov.ru.
3. Субмуниципальная образовательная программа: управление качеством / под ред.
Д. В. Татьянченко, С. В. Воровщикова. Челябинск, 2001. 294 с.
Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова
VIDEO SELF-TEACH - НОВАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ1
В статье обсуждается новая форма занятия, обеспечивающего формирование социальных компетенций, входящих в состав толерантности
Ключевые слова: воспитательная работа, социализация, социальная компетенция, формы социализационных занятий, video self-teach, толерантность.
Центр внешкольной работы, муниципальное учреждение дополнительного образования детей (в дальнейшем - ЦВР или МУДОД ЦВР) Курчатовского района г. Челябинска в рамках инновационной деятельности выстраивает модель образовательного учреждения дополнительного образования, системно реализующего инклюзию в дополнительнообразовательном процессе.
Одной из важных составляющих формируемой системы является целенаправленная работа с нормально развивающимися воспитанниками по организации их взаимо-