ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗПОХИ
ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ УРОВНЕЙ И ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Татьяна Викторовна кузнецова,
и.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ e-mail: rektor@mguki.ru
Рассматривается процесс интеграции уровней и форм художественного образования и участие в этом процессе вузов культуры и искусств. Отмечается, что в общественном сознании постепенно преодолевается отношение к художественному образованию как к чему-то менее важному, второстепенному по сравнению с общим образованием, формируется система государственных гарантий и поддержки всех направлений художественного образования. Однако России и всем странам СНГ необходимо обеспечить построение эффективной интегрированной системы непрерывного художественного образования. Политика Министерства культуры России решает эту задачу на основе сочетания профессионального образования в области искусств и общеразвивающих программ в области художественного образования. Современная российская практика художественного образования выстраивается как единство образовательных программ в области искусств. Вузы культуры и искусств России и других стран активно способствуют формированию интегрированной системы, охватывающей уровни предпрофессионального, профессионального, послевузовского и широкого массового (неформального) художественного образования.
Ключевые слова: образование, художественное образование, вузы культуры и искусств России, профессиональное образование в области искусств.
Process of integration of levels and forms of art education and participation in this process of high schools of culture and arts Is considered. Will despair that in public consciousness the relation to art education as to something less important, minor in comparison with the general education is gradually overcome, the system of the state guarantees and support of all directions of art education is formed. However and to all CIS countries it is necessary for Russia to provide construction of the effective integrated system of continuous art education. The policy the Ministry of culture of Russia solves this problem on the basis of a combination of vocational training in the field of arts and общеразвивающих programs in the field of art education. Modern Russian practice of art education is built as unity of educational programs in the field of arts. High schools of culture and arts of Russia and other countries actively promote formation of the integrated system covering levels preprofessional, professional, послевузовского and wide mass (informal) art education.
Key words: formation, art education, high schools of culture and arts of Russia, vocational training in the field of arts.
В формировании нового евразийского культурного пространства огромную роль играет художественное образование. По мнению Д.С. Лихачева, великое предназначение культуры заключается в том, что в ее природе заложено общечеловеческое стремление к совершенству, к удовлетворению великих идеалов Прекрасного. Приобщение человека к культуре, искусству предполагает создание художественно-образовательной среды для постижения новыми поколениями высших гуманистических ценностей Истины, Добра, Красоты и Любви.
Современные оценки уровня развития художественного образования дают возможность признать это явление одним из значимых приоритетов, вокруг которых формируются национальные стратегии общего и специального образования (См. 7).
В новом столетии на европейском уровне широко признана определяющая роль художественного образования в подготовке молодых людей для жизни и развития их творческого потенциала, что создаёт необходимые условия для европейского сотрудничества в этой сфере (8).
Специальные исследования состояния художественного образования в европейских странах отмечают его относительно низкий статус в общей структуре образования: программы художественного образования существуют только в виде самостоятельных учебных дисциплин или как интегрированные курсы. Интересно, что половина европейских стран рассматривают предметы искусств как интегрированный компонент общего учебного плана, тогда как в остальных странах принято преподавание отдельных дисциплин (8, Р. 76). Другая особенность организации художественного образования в странах ЕС состоит в том, что они специально осложняют интеграцию программ художественного образования как внутри ЕС, так и между другими странами.
Открытость этого процесса свидетельствует лишь о том, что декларируется высокая цель - создание целостной системы художественного образования, которая представляется нашим европейским коллегам желанной.
Как показало исследование, осуществлённое учеными МГУКИ, Россия и другие страны СНГ сегодня также находятся на пути к формированию устойчивых ин-тегративных связей на всех уровнях политического, экономического и социально-культурного взаимодействия. Сегодня страны СНГ включены в активный диалог по целому спектру социально-гуманитарных проблем, в том числе и в процесс осмысления проблем интеграции систем художественного образования, что, несомненно, способствует повышению творческого потенциала стран и народов.
На уровне отдельных стран, и прежде всего Российской Федерации, имеются реальные достижения, свидетельствующие о высоком уровне законодательного обеспечения и государственной поддержки интегративных процессов в художественном образовании.
Художественное образование понимается нами как процесс обогащения духовной жизни обучающихся, как степень освоения ими одного из видов или жанров искусства, основанного на легко устанавливающемся взаимопонимании, языке искусства, языке эсперанто, понятном во всем мире.
Общечеловеческие ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, достоинство, определяют уровень развития художественной культуры, были и остаются приоритетными в содержании учебно-воспитательного процесса МГУКИ.
Осознание общечеловеческих ценностей объективного мира способствует оптимальной интеграции педагогов и студентов Московского государственного уни-
верситета культуры и искусств в художественно-образовательное европейское пространство.
В концепции модернизации российского образования подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современные художественно-образовательные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, творческим подходом, развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Всемерная поддержка на государственном уровне художественного образования и воспитания как сферы формирования творческого потенциала граждан Российской Федерации является необходимым условием перехода к инновационному типу развития общества.
Во МГУКИ, например, у 87% студентов отмечается преобладание мотивов социального долга и у 77% - лично ответственная позиция в отношении сохранения отечественной культуры.
Однако России и всем странам СНГ, заинтересованным в успешном развитии программ художественного образования, ещё предстоит решить ряд задач, среди которых одной из наиболее значимых остается - построение эффективной системы непрерывного художественного образования.
В этой связи хотелось бы остановиться на той миссии, которую выполняют вузы культуры и искусств России и других стран в формировании такой системы, охватывающей уровни предпрофессионального, профессионального, послевузовского и широкого массового (неформального) художественного образования.
Эта система образования в сфере культуры и искусства является не просто частью общей системы отечественного образования - «она как лакмусовая бумага выявляет особенности развития общества в тот или иной исторический период» (1, С. 7). Именно поэтому в период реформ весьма актуален опыт зарождения и становления уникального отечественного явления - системы «школа - училище - вуз» (в ХХ веке здесь, прежде всего, акцент ставился на общеобразовательной школе). В настоящее время эта система функционирует в тесном взаимодействии детских школ искусств, средних и высших профессиональных учебных заведений.
Следовательно, система художественного образования отражает содержательную линию предпрофессиональной подготовки, ориентированной на постепенное вхождение личности в будущую область профессиональной художественной деятельности.
Вместе с тем, Министерство культуры России стремится выстраивать наряду с системой профессионального образования в области искусств ещё и систему об-щеразвивающих программ в области искусств.
Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В образовательных организациях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и их родителей.
С введением нового понятия «дополнительные предпрофессиональные и обще-развивающие программы» само содержание деятельности образовательных уч-
реждений кардинальным образом не изменится, ведь принципы, заложенные в основу современного художественного образования, возвращают нас к тем целям и задачам, которые успешно решались в нашей стране на протяжении десятилетий.
Именно на сочетание программ предпрофессиональной подготовки и общераз-вивающих программ нацелены все школы искусств в нашей стране. Во многом этому способствовала деятельность департамента образования и науки Министерства культуры России, возглавляемого доктором искусствоведения, заслуженным работником культуры РФ А.О. Аракеловой (1; 2).
Современная отечественная практика художественного образования выстраивается как единство образовательных программ в области искусств:
• дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;
• образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
• образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);
• образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).
Следует подчеркнуть, что вузы культуры и искусств России и других стран активно способствуют формированию интегрированной системы, охватывающей уровни предпрофессионального, профессионального, послевузовского и широкого массового (неформального) художественного образования. В первую очередь это происходит за счет организации многоуровневой и непрерывной подготовки и переподготовки кадров по всем специальностям и направлениям искусства и народного художественного творчества. Именно выпускники наших вузов, обладающие необходимыми компетенциями в области художественного образования, осуществляют приобщение всех слоёв населения к книге, художественной культуре и гуманистическим традициям, накопленным мировым сообществом.
Исходя из новых требований федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касающихся научно-методической и экспериментально-инновационной деятельности образовательных организаций России, Московский государственный университет культуры и искусств разработал долгосрочную «Стратегию развития научно-инновационной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств на период до 2020 года». В ней обозначены долгосрочные целевые ориентиры по активизации научно-исследовательской деятельности университета, совершенствованию работы научно-исследовательского института, улучшению подготовки научно-педагогических кадров в сфере культуры и искусств, уточнены приоритетные организационно-управленческие задачи организации и проведения научно-инновационной деятельности вуза, задачи и приоритеты её финансово-экономического и информационно-технологического обеспечения, развития научно-инновационного творчества студентов и редакцион-но-издательской деятельности в университете.
Московский государственный университет культуры и искусств традиционно строит педагогический процесс с учетом общечеловеческих и национальных духовных ценностей, социально-исторического опыта, формируя творчески одаренную и всестороннюю личность.
Мы гордимся плеядой выпускников МГУКИ, которые стали не только известными на творческом поприще, но и внесли значимый вклад в формирование нравственного здоровья российского общества. это народная артистка РСФСР Валентина Толкунова; народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, создатель телепередачи «Играй, гармонь!» Геннадий Заволокин; композитор и исполнитель Виктор Чайка, Леонид Агутин, Денис Майданов, Алексей Глызин и многие другие.
Являясь ведущим учебным заведением Министерства культуры РФ, МГУКИ уделял большое внимание подготовке специалистов для учреждений и предприятий культуры и искусства, успешно разрабатывает современные государственные стандарты высшего профессионального образования в области художественной культуры, социально-культурной, библиотечно-информационной деятельности, по развитию новых обучающих программ и технологий.
В настоящее время в университете обучаются более десяти тысяч студентов из всех федеральных округов России и 37 стран ближнего и дальнего зарубежья.
С 2007 года МГУКИ сотрудничает с Бюро ЮНЕСКО в Москве по вопросам сохранения и развития культурного наследия, что способствует координации научно-исследовательской деятельности университета с деятельностью других вузов культуры и искусств РФ.
Осмыслению этих процессов во многом способствовало исследование теории и практики художественного образования в странах СНГ, осуществленное в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009-2014).
Коллективом ученых МГУКИ был подготовлен аналитический доклад «Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ» (руководитель авторского коллектива - профессор Н.Н. Ярошенко) (5; 9), в котором обобщены результаты исследовательской работы, проведенной группами экспертов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины в 20092012 годы, и позволяет оценить современное состояние и проблемы в развитии художественного образования в странах СНГ.
Специалисты МГУКИ в тесном сотрудничестве с учеными Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» РАО (директор Л.В. Школяр, доктор педагогических наук, профессор, Действительный член Российской Академии образования) принимают участие в исследованиях, инициированных Бюро Юнеско в Москве (программный специалист Л.М. Морева). Эта работа нацелена на участие в поддержке интерактивной «Обсерватории художественного образования».
Анализ подходов к художественному образованию в странах СНГ и основополагающих подходов ЮНЕСКО настоятельно нацеливает на новый уровень исследовательской работы: от постепенного изменения отношения в общественном сознании уже сейчас необходимо переходить к практическим действиям, на деле отстаивающим приоритеты художественного образования в ряду других направлений образовательной работы.
Таким образом, анализ тенденций в развитии художественного образования в Европе убедительно показывает, что за последние несколько лет существенно под-
нялся и уровень российского образования. Это связано с появлением новой «Дорожной карты» форматов обучения, усилением конкуренции между различными вузами на рынке образовательных услуг и труда, существенным изменением требований работодателей к уровню и качеству образования выпускников. На систему российского образования воздействуют и такие факторы, как повышение роли рынка, который выступает регулятором спроса и потребления в системе высшего образования, в том числе в сегменте художественного образования (4, С. 6-10). В этой связи становится все более актуальным обеспечение доступности художественного образования на всех уровнях, а также его содержательная и смысловая ориентация на высокие ценности мировой и отечественной культуры.
Идеи культурного просветительства, подвижничество являются приоритетными для наших преподавателей и студентов. Все факультеты и кафедры вводят активные формы работы со студентами, вовлекают их в интереснейшие научные исследования, организуют фольклорные экспедиции, приглашают к участию в творчески-постановочных работах на крупных концертно-зрелищных площадках России. Развитие новых информационных технологий позволяет существенно модернизировать учебный процесс и повысить эффективность художественного образования путем управления процессом преподавания на основе разделения труда. Без него невозможно достичь значительного роста числа обучаемых, а значит, и проявления эффекта масштаба. Эффект масштаба является одним из основных источников повышения эффективности новой системы художественного образования, становление которой требует существенных затрат на формирование ее технологической базы. Не преподаватель старой системы художественного образования, а снабженный новыми техническими и технологическими средствами преподаватель новой формации со свойственными творческой деятельности самоотдачей и мотивацией способен обеспечить движение к успеху. Наши студенты с первых курсов оказываются в гуще событий культурной жизни столицы и Московской области и принимают в ней непосредственное участие, тем самым получают вдохновение, облагораживающее переживания, связанные с получением удовольствия.
В своем фундаментальном труде «Психология художественного действия субъекта» С.П. Иванов делает вывод о том, что «...психологическое и личностное развитие субъекта деятельности в социокультурном пространстве как целостный и многоплановый процесс закономерно и естественно включает в свою структуру духовное развитие. Эта форма развития выступает одной из тех фундаментальных линий общего процесса движения социального, вне присутствия и связующего действия которой в постоянно нарастающем по сложности пространстве творческого выполнения художественного действия субъекта - носителя сознания самодеятельной личности, человеческая деятельность утратила бы свое главное свойство
- предметность, а сам человек получил бы совершенно иной статус в пространстве
- времени жизни, имел бы другую логику существования в мире» (3).
Список литературы
1. Аракелова А.О. (авт.-сост.) О реализации дополнительных предпрофессиональ-
ных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография:
сборник материалов для детских школ искусств. - Москва: Минкультуры России,
2012. - Ч.1. - 118 с.
2. Аракелова А.О. (авт.-сост.) О реализации дополнительных предпрофессиональ-ных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография : сборник материалов для детских школ искусств. - Москва: Минкультуры России, 2012.- Ч.2. - 123 с.
3. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. - М.; Воронеж, 2002, 184 с.
4. Кузнецова Т.В. Современные тенденции университетского образования в сфере культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 5 (55). - С. 6-10.
5. Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ / Авт. колл. Н.Н. Ярошенко (руководитель), Ю.А. Акунина, О.Ю. Мацукевич, Е.Ю. Стрельцова, Н.В. Шарковская и др.; Московский государственный университет культуры и искусств. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2013. - 168 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 31 декабря. Федеральный выпуск № 5976.
7. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: Аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / Л.Л. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.З. Разлогов. — М., 2011. — 72 с.
8. Arts and Cultural Education at School in Europe / EACEA; Eurydice. Brussels: Eurydice, 2009. - 104 p.
9. Arts Education in the CIS Countries: Policy Brief / Nikolay Yaroshenko, Professor, Ph.D. in Pedagogy (coordinator); Yulia Akunina, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor; Alena Gouliaeva, Ph.D. in Pedagogy; Olga Matsukevich, Professor, Ph.D. in Pedagogy; Elena Olesina, Ph.D. in Pedagogy; Alexander Soloviev, Professor, Ph.D. in Philosophy; Elena Streltsova, Professor, Ph.D. in Pedagogy; Natalia Sharkovskaya, Professor, Ph.D. in Pedagogy / Moscow State University of Culture and Arts. -Moscow, 2013. 42 pages