Научная статья на тему 'Вузы культуры и искусств: образование и ориентиры духовных идеалов'

Вузы культуры и искусств: образование и ориентиры духовных идеалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / SPIRITUALLY-MORAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулатипов Р. Г.

В статье раскрывается роль вузов культуры и искусств в формировании духовного мира подрастающего поколения, обеспечения преемственности культурных ценностей в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества, поднимаются проблемы противостояния деградации духовных идеалов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the role of universities of culture and arts in formation of an inner world of rising generation, maintenance of continuity of cultural values in various spheres of ability to live of human community reveals. Problems of opposition of degradation of spiritual ideals rise.

Текст научной работы на тему «Вузы культуры и искусств: образование и ориентиры духовных идеалов»

УНИВЕРСИТЕТ

ОБЩЕСТВО

КУЛЬТУРА

£

Р. Г. Абдулатипов

ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОРИЕНТИРЫ ДУХОВНЫХ ИДЕАЛОВ

В статье раскрывается роль вузов культуры и искусств в формировании духовного мира подрастающего поколения, обеспечения преемственности культурных ценностей в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества, поднимаются проблемы противостояния деградации духовных идеалов. Ключевые слова: Россия, культура, образование, вузы культуры и искусств, духовно-нравственные процессы.

In article the role of universities of culture and arts in formation of an inner world of rising generation, maintenance of continuity of cultural values in various spheres of ability to live of human community reveals. Problems of opposition of degradation of spiritual ideals rise. Keywords: Russia, culture, education, universities of culture and arts, spiritually-moral processes.

Россия как духовный форпост мира. Россия исторически вобрала в себя духовный потенциал русского и многих других народов, населяющих нашу страну. Богатейший мир культуры, духовные и нравственные идеалы являются существенной опорой благополучия и процветания общества и государства, и мы гордимся тем, что живем в стране с тысячелетней историей и богатыми культурными традициями, в стране, которая дала человечеству многих деятелей культуры мирового значения: Пушкина, Репина, Достоевского, Толстого, Шостаковича, Гамзатова и многих других выдающихся поэтов, писателей, музыкантов, художников и т.д.

Сегодня перед Россией встают все новые проблемы, и мы должны уметь ответить на вызовы времени, для чего необходимо обеспечивать преемственность, развиваться, учиться, воспроизводить, создавать новое. Мир стал глобальным, и взаимосвязь, взаимозависимость между народами и культурами возросла как никогда. Человечество фактически стало жить в едином духовном пространстве, поэтому важно понимать, какими идеалами, ценностными установками заполняется это пространство, а главное - каков наш - российский — вклад в духовный потенциал современного человеческого сообщества?

Духовный кризис культуры. За два

последних десятилетия в России изме-

нился экономический и политический строй, мы живем в новой стране. Наше общество стало более открытым для западной, чаще всего «массовой», коммерческой культуры. Демократические процессы, развернувшиеся в стране с середины 80-х годов ХХ века, вселяли надежду на то, что сотрудничество с другими странами, в том числе и в области культуры, будет развиваться и крепнуть, что наша страна сможет не только транслировать свою культуру, но и воспринимать лучшие мировые достижения, тем самым обеспечив качественно новый уровень духовного развития. Но вместо этого наше общество подверглось массированным ударам со стороны «массовой» культуры западного образца, оттеснившей национальную классику, не в лучшей ситуации оказалась и народная культура. Под напором глобали-зационных процессов, с появлением новых средств массовой коммуникации современная культура во многом утрачивает национальные особенности, в прошлое уходят многие национальные традиции, обряды, языки. Культура становится во всем мире более однородной, развивается по задаваемым извне шаблонам, стереотипам рыночного потребительства, которые имитируют американские и иные стандарты престижного потребления. И это вызывает серьезные опасения во многих странах, ибо происходит вымывание духовно-нравственного содержания культуры.

«Массовая» культура общедоступна, предназначена для аудитории с невзыскательным вкусом, ее основная установка - развлечение. «Массовая» культура едва ли не первая в истории человечества культурная формация, «лишенная трансцендентального продолжения; она не интересуется внематери-альным... Этот специфический материализм массовой культуры и впрямь согласуется с "духом времени", который порожден промышленной революцией, изобретательностью и техникой и в котором весьма силен народный и демократический элемент» (1, с. 284).

В «массовой», «коммерческой», «голливудской» культуре зачастую господствуют бездуховность, пошлость, разврат и насилие. Это маргинальная антикультура, в которой деньги и наслаждение без меры выступают в качестве жизненных идеалов. К сожалению, именно «массовая» культура определяет во многом содержание современных глобальных информационных систем, кино и телевидения, и, таким образом, осуществляются манипуляция массовым сознанием, превращение индивидов в массовых потребителей. Человек разумный, совестливый, творческий, человек-созидатель как бы уходит на задний план.

Всемирная отзывчивость присуща российской культуре. Творчество Байрона, Шекспира, Гёте, Сен-Симона, Вольтера, Моцарта, Баха и многих других выдающихся людей мирового значения — это неотъемлемая часть и российской культуры. Но классику оттесняет современная «массовая» культура, которая формирует человека, полностью зависимого от диктата ложных ценностей, которые ему навязываются. Как говорили древние греки, «.человек без роду и племени и всегда готовый к войне». Это очень опасный феномен для дальнейшего развития культуры и человека. И мы должны осознать подобные опасности, которые несёт нам нынешний духовный кризис.

Тенденции развития современных духовно-нравственных процессов показывают, что общество не осознает до конца опасности духовного кризиса. Парламенты и правительства, как и многие известные деятели культуры, не только не противостоят деградации духовных идеалов, но и в какой-то степени потворствуют этому, заигрывая с массами. И для них значимыми являются отнюдь не духовные идеалы, а материальные интересы, сверхприбыль.

Но духовному кризису можно и нужно противодействовать. Спасение современного человека заключается прежде всего в обращении к культуре и образованию, гуманистическим идеям и нравственным ценностям, к идеям мира, духовного согласия, ненасилия. Поэтому возрастает роль работников культуры и образования в современном мире.

Продвижение идей солидарности культуры мира и ненасилия, диагностики для человека и общества духовно-нравственных ценностей, важность диалога различных культур и конфессий являются в современном мире мощным противодействием таким негативным асоциальным явлениям, как экстремизм и насилие, способствуют преодолению расизма, ксенофобии и других форм дискриминации.

Духовная миссия вузов культуры и искусств. Использовать в полной мере ресурсы образования и культуры на высоком профессиональном уровне призваны высшие учебные заведения культуры и искусства, традиции создания которых сложились в России. Культура и образование — это две формы человеческой деятельности, которые призваны обеспечивать преемственность культурных ценностей в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества.

Культура одухотворяет образование, а образование является почвой культуры. Их взаимодействие и взаимовлияние ведет к утверждению каче-

ственно новых этапов духовного развития человека и общества. Россия располагает уникальным опытом организации высшего образования в сфере культуры и искусств. И поэтому, соглашаясь, в принципе, с тезисом о приведении вузовского образования в соответствие с принципами Болонской декларации, важно понимать, что в отдельных его направлениях, в частности в образовательной деятельности в сфере культуры и искусств, Болонский процесс мог бы учитывать и социокультурный и духовный опыт таких стран, как Россия.

Инновационная организация образовательного процесса, его переход к единым европейским образовательным стандартам, наверное, необходимы, но не однобоко, а с учетом культурно-просветительского опыта многих стран. В связи с этим Россия могла бы предложить другим странам целый ряд образовательных стандартов в сфере культуры и искусств. Речь идет не только о величайших достижениях российской культуры, но и о традициях и школах сохранения культурной самобытности, а также об обеспечении ее преемственности. Важно это не потерять, а сделать достоянием европейского образования.

В современных условиях и для России актуален вопрос о формировании нового типа культуры, которая отбрасывала бы крайности капиталистического и социалистического развития, но сохраняла накопленный на различных этапах развития страны созидательный, духовный потенциал, используя его в профессиональном образовании в сфере культуры, в подготовке специалистов. Самобытность культуры, духовной жизни каждой страны - это уникальный опыт, достояние всего человечества. И важно через образовательные стандарты в сфере культуры и искусств обеспечить их доступность для всех.

Просветительская и социокультурная мощь российской культуры известна во всём мире. Она достигла высокого уровня поиска смысла жизни, духовно-

нравственных идеалов. Сегодня многие задачи культурологического характера на перспективу должны быть заложены в программы подготовки кадров, которые призваны содействовать развитию созидательной, гуманистической культуры и выстраиванию соответствующей социокультурной деятельности. На основе великих традиций российской культуры, их преемственности и должна формироваться российская культура XXI века, отражающая не только потребности нового общественно-экономического, политического строя, но и глубокие традиции российской духовности. Эти задачи на качественно новом уровне призваны решать российские вузы культуры и искусств.

Стержнем современного образования должны стать духовные идеалы, которые могли бы играть базовую роль в воспитании человека и гражданина в формировании его духовного мира и российской идентичности. Целью культуры и образования во все времена было формирование человека разумного, совестливого, добропорядочного, созидательного. И только такая личность, устремлённая к духовно-нравственному прогрессу народа, страны, может выступать активным субъектом развития современной культуры.

Культура и образование, образование и культура взаимосвязаны и взаимообусловлены как части единого процесса обучения и воспитания человека, способного влиять на духовно-нравственный прогресс всего общества. Культура и образование прямо или косвенно воздействуют на все сферы развития общества. От качества образования и формирования его духовного ядра, от уровня культурализации всей системы подготовки кадров зависит во многом и состояние экономики, управления, политики, и развитие техники и технологий, инноваций, а в конечном счете - жизнеспособность человека и общества. В Японии был обеспечен величайший уровень экономического развития главным

образом за счет образования и обеспечения преемственности идеалов традиционной культуры. Примерно этим же путем идет и Китай. И они достигают высокого уровня экономического развития, но при этом сохраняют свою духовную самобытность, а значит, сохраняют свою нацию.

Образование приобщает человека к культуре и в результате формирует из него субъекта новых культурных, научно-технических и технологических достижений. Образование обеспечивает целостность культуры и духовного мира личности и общества, приобщая новые поколения к духовно-нравственным идеалам народов, а это важный фактор организации высокоэффективного общества, государства. Возрастающая роль образования в эффективном инновационном развитии экономики, техники, технологий пока слабо связана с задачами формирования современных духовно-нравственных идеалов человека и общества. Высшие учебные заведения культуры и искусств могли бы в этом плане представить современную модель соединения культуры и образования. Пока школьное и высшее образование достаточно далеки от культурологических задач формирования созидательных, нравственных, духовных идеалов у подрастающего поколения. За годы после развала Советского Союза произошла профанация высшего образования, в том числе из-за отсутствия чётко обозначенных духовных идеалов в обществе. Возникло много высших учебных заведений с однобокой коммерциализацией образовательных услуг. Есть даже предложения отказаться от преподавания философии, социологии, культурологии в учебных заведениях. Утрачивается связь между школьными, вузовскими образовательными программами с традиционной российской духовностью. Происходит вымывание культуры и духовности из системы образования. Да и в обществе фактически отсутствует запрос на кадры духовного

просвещения. Утверждается феодальная система назначения людей на должности, исходя из кровнородственного или территориального принципа, что приводит к потере стимулов и качества подготовки кадров. Устройство людей на работу, их продвижение по службе порой мало зависят от качества их подготовки и культурного уровня. В целом ряде случаев появились и высшие учебные заведения, которые фактически заняты продажей дипломов о высшем образовании без соответствующей подготовки. Выпускники даже престижных вузов не связывают перспективы своего устройства на работу и продвижения по служебной лестнице с уровнем своей профессиональной подготовки и общей культуры. В Советском Союзе было 800 высших учебных заведений, а в современной России — 3200, хотя уровень обеспеченности кадрами в Советском Союзе был достаточно добротным. Может быть, уравниловка советской системы часто приводила к недооценке, снижению значимости материального стимулирования эффективного труда, что влияло и на качество подготовки специалистов. Это, видимо, стало и одним из факторов падения темпов экономического развития страны, дискредитации духовных идеалов.

При существующем ныне качестве образования и культуры во многих вузах России трудно говорить об «экономике знаний» и культуре как об эффективном ресурсе развития производства, техники, «высоких» и «тонких» технологий, в том числе и управления. В обществе пока еще не господствует на практике понимание того, что человек образованный, с высоким социокультурным потенциалом является движущей силой как эффективной экономики, так и духовно обеспеченного и нравственно жизнеспособного общества. Интеллектуальные и ду-ховно-нравст-венные ресурсы человека во многом определяют уровень развития экономики, культуры, «лицо» проводимой технической и технологической по-

литики. Целостное, системное понимание формирования системы образования и культуры, культуры и образования пока, в лучшем случае, присутствует на словах, а на практике - тысяча преград и деформаций. Образование и культура призваны воплощать духовно-нравственные идеалы народа, общества в реальную практику и максимально влиять на ценностные ориентации человека, общества в целом.

Прошлое, настоящее и будущее наших культур, так же как и духовные традиции, несмотря на всю тяжесть положения, не утратили своего влияния на умы нашей молодежи. Вузы культуры и искусств призваны обеспечить на высоком уровне преемственность российской культуры, сформировать духовный мир подрастающего поколения, определив тем самым перспективы духовного развития России.

Примечание

1. Цит. по: Теплиц К. Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек / К. Т. Теплиц // Человек: образ и сущность: Ежегодник / РАН ИНИОН. — 2000.

Арыстанбек Мухамедиулы

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ХХ ВЕКА: ПРОБЛЕМА АНАЛИЗА В НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНТЕКСТАХ

Рассматриваются процессы, происходящие в музыкальной культуре ХХ века. Выделяются два стилевых направления: продолжение развития традиционной музыкальной культуры и развитие вестернизированной ветви. Показаны, соответственно этому, два направления музыковедческой науки Казахстана. Дана характеристика нового этапа развития музыкального искусства Казахстана. Подчеркивается необходимость анализа музыкального искусства Казахстана в единстве музыковедческих социологических подходов. Ключевые слова: музыкальная культура, искусство Казахстана, глобализация, культурное наследие, кросскультурные коммуникации, образование в Казахстане, музыковедение.

The processes taking place in the musical culture of the twentieth century are discussed. There are two-style directions: the continued development of traditional musical culture and the development of the westernized branch. Two directions of musicology science of Kazakhstan are shown respectively. The characteristic of the new phase of the development of the musical art of Kazakhstan is described. The need for analysis of musical art of Kazakhstan in unity of musicological sociological approaches are stressed. Keywords: musical culture, art of Kazakhstan, globalization, cultural heritage, cross-cultural communication, education in Kazakhstan, musicology.

Сегодня ХХ век является для нас уже историческим прошлым, что позволяет рассматривать происходившие в этот период процессы как полностью завершённые и давать им оценки с точки зрения современных реалий.

Век двадцатый — особая эпоха в развитии музыкальной культуры большого круга народов, входивших в состав Российской империи, позже Советского Союза, а ныне ставших гражданами независимых постсоветских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.