ВУЗОВСКАЯ НАУКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПО КОТОРЫМ РОССИЙСКИМИ УЧЕНЫМИ УЖЕ ПОЛУЧЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ МИРОВОГО УРОВНЯ
Денисова Л.А., к.э.н., ведущий научный сотрудник федерального государственного бюджетного научного учреждения «Экспертноаналитический центр»
В статье рассмотрены результаты фундаментальных научных исследований, критических технологий и вузовских научных исследований. Обоснована результативность использования бюджетных средств отраслевыми вузами, приоритетных направлений исследований в интересах обороны и безопасности страны, а также результативность исследований по первоочередному государственному приоритетному научному направлению Российской Федерации «Безопасность и противодействие терроризму».
Ключевые слова: ВУЗ, наука, научные исследования, результативность.
HIGH SCHOOL SCIENCE IN THE STATE PRIORITY SCIENTIFIC RESEARCHES ON WHICH THE RUSSIAN SCIENTISTS ALREADY RECEIVED RESULTS OF WORLD LEVEL
Denisova L., Ph.D, senior researcher of the federal government funded research institution
In article results of basic scientific researches, critical technologies and high school scientific researches are considered. Productivity of use of budgetary funds by branch higher education institutions, the priority directions of researches in interests of defense and safety of the country, and also productivity of researches on the prime state priority scientific direction of the Russian Federation «Safety and counteraction to terrorism» is proved.
Keywords: higher education institution, science, scientific researches, productivity.
Результатыфундаментальных научных исследований
Преподаватели и студенты российских ВУЗов должны знать, что названия государственных приоритетных научных исследований еще не означают, что по этим исследованиям отечественные ученые имеют достаточный научный задел, и вузовской науке остается лишь развивать имеющийся успех. Так, Российская академия образования практически весь свой научный потенциал использует исключительно на исследования проблем дошкольного воспитания и общего среднего образования.В то же время особых успехов в этой области не просматривается уже десятки лет.
В российских СМИ результатыразработки нанотехнологий как важнейших фундаментальных исследований оцениваются неоднозначно. Эксперты Российской академии наук утверждают, что несмотря на общее отставание в нанотехнологиях есть возможность его преодоления, получить некоторые, а в отдельных областяхдаже значительные достижения.В индустрии наносистем и материалов к 2030 г. Россия должна сделать значительные достижения, приоритетные достижения в отдельных областяхи достигнуть высокого уровня развития.
Сейчас определенные достижения достигнуты по технологиям создания биосовместимых материалов, мембран и каталитических систем и метрологическому обеспечению нано-индустрии.
Результаты разработки критических технологий
Перечни приоритетных научных направлений, критических технологий как гражданского, так и военного назначения Российской Федерации в начале 90-х годов охватывали практически все уже ведущиеся направления исследований. Однако при отсутствии утверждения перечней и после их утверждения ничего не изменилось. Многие направления приоритетных исследований и критических технологий не имеют достаточного научного задела. Задачи, поставленные перед некоторыми исследованиями не имеют решения. Часть исследований давно завершено за рубежом. Для определенной части исследований реализация по разным причинам не может быть осу-ществлена.В печати, как правило, публикуются весьма положительные сведения о высоком качестве результатов указанных исследований и разработок. К этой информации следует подходить критичес-ки.Так, достаточно показателен пример анализа Федеральной целевой программы (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развитиянауки и техники гражданского назначения», в которой сделана попытка реализации ряда приоритетных научных направлений исследований и критических технологий.
В течение года проведения исследований по ряду направлений этой ФЦПввиду бесперспективности большой части исследований количество НИР и соответствующее финансирование было уменьшено в два раза.
Вместе сбесперспективнымибыли прекращены направления: «Развитиеобразования в России» и «Народы России: возрождение и развитие».В два раза уменьшено финансирование направлений «Стройпрогресс» и «Новые материалы».
Последующее развитие приоритетных научных исследований и критических технологий характеризуется экспертами Российской академии наук следующими оценками:
- лидирующие позиции России в области 24% разработок относящихся к сфере критических технологий, по оценкам экспертов, наблюдаются в настоящее время лишь в отдельных достаточно узких технологических направлениях:
- в технологии производства программного обеспечения (по технологии «Информационно-телекоммуникационные системы» в основном наблюдается значительное отставание);
- технологии создания биосовместимых материалов, мембран, каталитических систем, биоинженерии, биокаталитической, биосинтетической и биосенсорной технологии;
- технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы, прогнозирования состояния литосферы и биосферы (в целом потехнологии«Рациональное природопользование» общее отставание);
- технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом (по остальным технологиям данного направления наблюдается значительное или общее отставание);
- технологии создания водородной энергетики (по остальным технологиям данного направления наблюдается значительное или общее отставание).
По отдельным аспектам части технологических исследований (43%) Россия еще удерживает позиции, приближающиеся к мировому уровню:
- технологии созданию новых материалов- только по технологии создания металлических материалов (по технологии создания и обра-боткиполимеров, эластомеров, кристаллических, композиционных икерамическихматериаловнаблюдаетсязначительное или общее отста-вание;потехнологии «Живые системы» наблюдается общее отстава-ние.Только по клеточным технологиям - значительное отставание);
- технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных (в целом - по технологии «Живые системы» наблюдается общее от-ставание.По клеточным технологиям - значительное отставание);
- геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств;
- технологии переработки сельскохозяйственного сырья;
- технологии уменьшения последствий природных и техногенных катастроф;
- технологий утилизации техногенных, в том числе радиоактивных отходов;
- технологиям экологически безопасной добычи полезных ископаемых;
- энергосберегающих технологий (Только по лазерным технологиям наблюдаются достижения в отдельных областях.);
- технологий создания ракетно-космической и морской техники. Развитие каждой из вышеуказанных технологий в той или иной
мере сдерживается недостаточным развитием технологии наносистем.
Безнадежное отставание оценивается по 33%технологий: -систем навигации;
- обработки, хранения, передачи и защиты информации;
- электронной компонентной базы;
-нанотехнологии и наноматериалов;
- клеточной технологии;
- технологии производства топлив и энергии из органического сырья;
-возобновляемых источников энергии;
- создания и управления новыми видами транспортных систем, в том числе создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем.
Основная часть критических технологий должнапрогрессирова-тьуже начиная с 2010 года. Однако этот прогресс пока не просматривается.
В ряде областей отставание от мировых лидеров по разным причинам даже увеличилось в связи с исчерпанием имевшихся ранее научных заделов и отсутствием условий для полноценного развития новых направлений. Это отставание наряду с полной неразвитостью технологии коммерциализации не позволяет осуществить прорыв на важнейших направлениях глобального инновационного развития, усилить позиции страны на высокотехнологичных рынках.
Вузовская наука должна учитывать то, что положительные оценки состояния и прогноза развития критических технологий основаны экспертами отделений Российской академии наук исключительно на бездоказательной аксиомеблагоприятных условий развития российской экономики в период 2010-2030 годов. В этом случае достоверность различных экспертных оценок весьма низкая.
Вместе с тем, экспертные оценки представляют определенный интерес, особенно для важнейших направлений приоритетных научных исследований.
Результатоввузовских научных исследований
При анализе сведений о вузовской науке следует учитывать то, что более половины бюджетных средств, выделяемых на вузовскую науку, ежегодно затрачивается на отраслевую вузовскую науку. Отчеты по научным достижениям отраслевой вузовской науки в Минобрнауки России не представляются. В Минобрнауки России имеются только данные о неэффективном использовании бюджетных средств на отраслевую вузовскую науку. Поэтому ниже представлены результаты экспертной оценки вузовской науки только Минобрнауки России.
В 2002 году, по данным Центра исследований статистики науки (ЦИСН), результаты российских вузовских исследований по 19 критическим технологиям федерального уровня соотносились с лучшими зарубежными аналогами:
-системы жизнеобеспечения и защиты человека в экстремальных условиях (ТЖ-6);
- трубопроводный транспорт угольной суспензии(ТЭ-13);
- системы распознавания и синтеза речи, теста и изображений (ИТ-3);
- системы математического моделирования (ИТ-6);
- лазерные технологии (ПрТ-1);
- электронно-ионно-плазменные технологии (ПрТ-4); -технологии ускоренной оценки и комплексного освоения стратегически важного горнорудного (алмазы, золото, платина) и техногенного сырья (ПрТ-7);
- композиты(НМ-2);
-авиационная и космическая техника с использованием новых технически решений, включая нетрадиционные компоновочные схемы (Тр-1);
- технологии изучения недр, прогнозирования, поиска, разведки запасов полезных ископаемых и урана (ТЭ-1);
- технологии разрушения горных пород, проходки горных выра-ботоки бурения нефтяных и газовых скважин (ТЭ-2);
- технологии воздействия на нефтяные пласты (ТЭ-3);
- нетрадиционные технологии добычи и переработки твердых топлив и урана (ТЭ-4);
- технологии углубленной переработки нефти, газа и конденсата (ТЭ-6);
- атомная энергетика (ТЭ-7);
-технологии регенерации отработавшего ядерного топлива, утилизации и захоронения радиоактивных отходов (ТЭ-10);
- технологии электронного переноса энергии(ТЭ-12):
- водородная энергетика (ТЭ-14);
-технологии прогнозирования развития климатических, экосис-темных,горногеологических и ресурсных изменений (Эк-2).
Практически во всех указанных приоритетных направлениях и критических технологиях принимали участие высшие образовательные и научные учреждения Министерства образования Российской Федерации.
Экспертные оценкинаучного уровня результатов вузовских научно-исследовательских работ по19 критическим технологиям.
• результаты 5,9% НИР оцениваются как частично превышающие мировой уровень;
• результаты 79,6% НИР отнесены к уровню, приближающемуся к мировому;
• результаты 14,5% НИР уступают уровню зарубежных аналогов.
Вузовские достижения по критическим технологиям ТЭ-13, Тр-1, ТЭ-1, ТЭ-2, ТЭ-3, и ТЭ-4 не уступают мировому уровню, а остальные, кроме ТЭ-10, приближаются к уровню лучших зарубежных аналогов. В целом, по всем критическим технологиям, по которым согласно оценкам ЦИСН достижения российской науки превосходят лучшие зарубежные аналоги или не уступают им, доля работ, проведенных вузами и научными организациями Минобразования России в 2002 году составила, согласно представленным отчетам 35,7% НИР от всех вузовских прикладных исследований - отчетах о научно-исследовательской деятельности за 2002 год.
Уровень вузовских исследований по этим критическим технологиям также интегрально оценен экспертами, в основном, как «высокий». Исключение составляют две критические технологии: ТЭ-10 «Технология регенерации отработавшего ядерного топлива, утилизации и захоронения радиоактивных отходов», по которой в представленных отчетах отсутствуют сведения о выполненных НИР, и ТЭ-14 «Водородная энергетика» - имеются сведения об одной работе.
В проанализированных отчетных материалах сравнительно слабо представлены результаты вузовскихисследований по критической технологии ТЭ-13 «Трубопроводный транспорт угольной суспензии», где российская наука превосходит мировой уровень (имеются сведения о результатах только пяти НИР, и согласно экспертным оценкам, вклад составляет 15%), а также по технологии ТЭ-2 «Технология разрушения горных пород, проходки горных выработок и бурения нефтяных и газовых скважин» (выполнено пять НИР, вклад - 16%)
Анализ экспертных оценок эффективности вузовских исследований позволяет сделать вывод о том, что вузами и научными организациями Минобрнауки России проводится сравнительно мало НИР, связанных с решением ключевых проблем прикладной науки. К таким работамэкспертами отнесены только 8,5% от общего числа работ, по которым проводилась экспертиза. Количество таких работ по отдельным приоритетным технологиям составляет от 5% по «Новым материалам и химическим продуктам» до 17,8% по «Тенологи-ям живых систем».Также проведено незначительное количество работ, оцененное экспертами как не уступающим мировому уровню -3,9% НИР. По приоритетным технологиям федерального уровня эта цифра колеблется от 2% («Производственные технологии») до 12,5% («Топливо и энергетика»).
В то же время количество НИР, результаты которых оценены экспертами как безнадежно отстающие от зарубежных аналогов, составляет 29,9% от общего количества работ, упомянутых в представленных отчетах. Причем по критической технологии «Производственные технологии» таких работ насчитывается почти 45%. Следует отметить, что большое количество вузовских исследований (48%) имеют второстепенное значение, то естьносят частный характер в рамках вспомогательных задач,в том числе покритической технологии «Транспорт» к этой категории экспертами отнесено 62,3% НИР от всех работ по данной технологии.
Наиболее слабым местом вузовской науки, как следует из представленных отчетов, является практическая реализация или внедре-
ние результатов проведенных исследований. Из имеющихся в отчетах сведений о внедрении следует, что 68,7% работ закончились использованием в последующих НИР. По отдельным приоритетным технологиям этот показатель находится в пределах от 51,9%(«Про-изводственные технологии») до 79-80% («Информационныетехно-логии и электроника», «Новые материалы и химические продукты», «Транспорт»). Эксперты полагают, что работы, по которым непред-ставлены отчетные сведения о внедрении, перманентно переходят в последующие темы - такжепрактически ничем не оканчивающихся НИР.
Результативность использования бюджетных средств отраслевыми вузами
Приоритетные направления научных исследований отраслевой науки также должны идти в рамках Перечня приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и Перечня критических технологий Российской Федерации. Вместе с тем, результаты отчета по научно-исследовательской работе: «Анализ эффективности научных исследований, выполняемых по отраслевым программам за счет средств федерального бюджета», ГНУ «Экспертно-аналитический центр», М.,2006, 324 с. показали, что только 9% органов исполнительной власти в своих уставах предусматривают проведение исследований, ориентированных исключительно на приоритетные направления развития науки, техники, технологий и критические технологии Российской Федерации. В указанном отчете сформулированы и обоснованы суммарные нецелевые и неэффективные затраты бюджетных средств на проведение отраслевых научных исследований. Бесполезным затратам способствовало то, что из всех министерств и ведомств - главных распорядителей бюджета на научные исследования только три министерства в соответствие с их уставными требованиями взяли на себя ответственность за результаты научной деятельности и эффективность ее бюджетного финансирования: Минатом России; Минобразования России и Минтранс России. Абсолютное большинство остальных главных распорядителей бюджета не несло ответственности за целевое и эффективное использование бюджетных средств. Наиболее крупные суммы неэффективных затрат на проведение отраслевых НИОКР установлены в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службе геодезии и картографии России и в Управлении делами Президента Российской Федерации.
В Минприроды России нет данных о внедрении результатов исследований, выполненных за бюджетные средства. В Минатоме России по большинству использованных бюджетных средств нет сведений о получении запланированных результатов исследований. В Минкультуры России, в Росархиве внедрение результатов отраслевых исследований ограничивается только публикациями.
Основными причинами нерационального использования бюджетных средств явились:
- ежегодный повтор тематики;
- устарелость поставленных задач;
- дублирование научных исследований и отсутствие реализации результатов исследований;
- не использование предусмотренного Минфином России совместного с регионами финансирования на отраслевые исследования.
В последние годы созданы комиссии и структуры, в том числе, «Сколково» с особым правовым режимом функционирования в области инновационного развития. В России зарегистрировано более 80 технопарков, имеется более 100 центров трансфера технологий, более 60 инкубаторов бизнеса, создаются технико-внедренческие зоны. Однако страна не встала на путь инновационного развития.
Результативность приоритетных направлений исследова-нийв интересах обороны и безопасности страны
Приоритетные научные исследования в интересах обороны и безопасности страны ведутся исключительно в рамках государственных приоритетных фундаментальных направлений научных исследований государственных академий наук, приоритетных направлений научных исследований и критических технологий Российской Федерации и отдельным целевым программам. Вследствие большей вероятности реализации их результатов участие преподавателей и студентов вузов в этих исследованиях материально и морально престижно для исполнителей.
Недостатки, свойственные для исследований в интересах обороны и безопасности страны характерны для всех категорий исследований гражданского назначения.
Так часть исследований перечня приоритетных направлений
научных исследований в интересах обороны и безопасности страны продолжается уже десятки лет. Видимо назрела необходимость фор-мулированиярезультатов и выяснения причин неэффективных бюд-жетныхзатрат.
Часть исследований по видимому,будет вестись весьма продолжительный период.
Часть исследований несколько превышают функционал заказывающих силовых министерств и ведомств. Поэтому с большой уверенностью в настоящее время назвать их перспективными нельзя.
Часть исследований сдерживается слабым научным заделом или полным его отсутствием.
Часть исследований носит характер призывов: «Обеспечить эффективность и внедрение перспективной техники»; разработать «Инновационные технологии». В целом, для привлечения российских вузов кэтих исследованиям требуется существенная доработка перечня приоритетных исследований в интересах обороны и безопасности страны.
Результативность исследований по первоочередному государ-ственномуприоритетному научному направлению Российской Федерации «Безопасность и противодействие терроризму»
Исследования проблемы «Безопасность и противодействие терроризму» имеют большое патриотическое значение как воспитательное средство для участия студентов вузов. Развитию России во все времена противодействовали не случайные процессы, а мощная мировая финансовая система, которая в настоящее время идентифицируется как международный терроризм.
В последнее время эта система использует мощный научный потенциал для выработки решений по повышению эффективности:
- методов информационной войны;
- методов прогнозирования развития намеренных ситуаций;
- методов прогнозирования развития экономик отдельных стран при различных методах внешнего воздействия;
- методов превентивного создания кризисных ситуаций;
- методов подготовки кадров терроризма любых видов профессий - от киллеров до технических специалистов, религиозных и политических деятелей;
- методов привлечения к работе нужных специалистов и ученых, госслужащих, сотрудников органов безопасности;
- методов доставки террористов в нужные регионы;
- методов внедрения в нужные соответствующие государственные или коммерческие структуры;
- методов организации террористических операций - от терактов по уничтожению противодействующим им личностям до экономических, экологических, социальных и политических терактов, относительно отдельных стран;
- методов противодействия информационной, технической разведке, оперативно-розыскной работе органов безопасности и пр.
Международные террористические действия формально выступают с благими намерениями:
- поддержка борьбы за независимость стран - энергоносителей;
- поддержка установления демократических принципов руководства в странах энергоносителях (поддержки послушных оппозиционеров через организацию и финансирование различных желтых революций, арабских весен и пр.);
- использование различного рода санкций к странам, которые не воспринимают предложения о требуемой демократизации государственной власти (перераспределении доходов от использования природных запасов) и пр.
Безальтернативными источниками сверхдохода стран-инициаторов давления являются рынки энергоисточников (нефти и природного газа). Мировая финансовая система стремится к захвату регионов энергоисточников, доминирующему участию в прибыли и контролю транспортных путей перемещения энергоносителей. Кроме того, Мировая финансовая система не допускает ликвидации монополии резервной мировой системы.
Устремления системы международного терроризма все больше и больше концентрируется на России в связи с тем, что она обладает огромными внутренними запасами полезных ископаемых и стремлением отказа от традиционной резервной валюты и переходом к созданию единой валюты в рамках БРИК.
В этих условиях, последний перечень приоритетных научных исследований Российской Федерации начинается с исследований по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом.
В Программе фундаментальных исследований государственных
академий наук Российской Федерации приоритетные научные исследований по проблеме «Безопасность и противодействие терроризму» сформулированы следующим образом:
- «проблемы обеспечения социальной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации;
- комплексные исследования экономического и политического развития иностранных государств и регионов мира во взаимосвязи с национальными интересами Российской Федерации;
- международный терроризм, проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».
Вместе с тем, решение проблемы обеспечения безопасности и противодействия международному терроризму в России поручено не сконцентрировано, а поручено более, чем десятку государственных учреждений.
Научные исследования по обеспечению безопасности развития России касаются не только регионов России, но и регионов стран, которые представляют интересы для России. Это, прежде всего, страны регионов Черноморско-Средиземноморского, Балтийского, Барен-цево/Евро-Арктического и Дальневосточного экономического сотрудничества.
В процессе изучения и оценки ситуации сложившейся в указанных регионах сформулирован ряд проектов совместных научных исследований:
- использование передовых промышленных и энергетических технологий;
- предотвращение загрязненности морских акваторий;
- оптимизация системы мониторинга и оценки состояния окружающей среды;
- разработка единых требований к охраняемым и рекриацион-ным зонам, а также к зонам военных учений;
- разработка рационального решения транспортных сетей регионов;
- разработка единых таможенных требований;
- разработка рациональных технологий утилизации излишне накопленного вооружения;
- разработка мер по повышению безопасности ядерной энергетики;
- разработка мер по предотвращению распространения вирусных инфекций;
- разработка мер по созданию единой системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в регионах;
- разработка прогнозных исследований по направленности развития экономик стран регионов с позиции исключения негативного влияния на экологическое состояние регионов;
- разработка предложений по созданию системы предупреждения и быстрого реагирования на факты терактов и пиратства в регионах;
-разработка предложений по организации мониторинга безопасного мореходства в районах прокладки газопроводов в акваториях регионов;
- разработка мер по организации страхования рисков техногенных и природных катастроф в регионах;
- разработка программы организации спортивных, культурных и экологических форумов стран регионов;
- разработка приоритетов финансирования инновационных проектов;
- разработка ситуационной информационно-аналитической системы освещения и прогнозирования экологической и экономической безопасности регионов.
В развитии этих исследований, например был п о д г о -
товлен план интенсификации взаимодействия стран Черноморского экономического сотрудничества.План был обсужден и одобрен Деловым советом Черноморского экономического сотрудничества. Специально был подготовлен и проведен международный форум и выставка «Черное море 2011 - парад инноваций и инвестиционных проектов». Однако никакой позитивной реакции от ЧЭС не последовало.
Исследование возможности взаимодействия со странами региона позволили сформулировать негативный вывод о перспективах развития взаимовыгодных отношений России со странами регио-на.Реализация отдельных пунктов плана взаимодействия России со странами Балтийского экономического сотрудничества была достигнута только совместной деловой заинтересованностью России и Германии.Это позволило обеспечить научное сопровождение и прокладку нефте-газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря.
Реализация отдельных пунктов плана взаимодействия России со странами Баренцевского/Евро-Арктического регионов показали, что надежды на взаимовыгодные отношения России с ее партнерами по указанному региону не имеют перспективы.
Достижение Россией «добрых отношений с Норвегией» в результате Пакта Медведева - Столтенберга пошло по пути полной уступки интересов России, в том числе части российской территории. Норвегии отходят территории, на которых наш северный рыболовецкий флот берет 60-70% годового промысла. Россия полностью признает права Норвегии на 200 мильную экономическую зону вокруг Шпицбергена. Россия уступает Норвегии половину спорной территории в 175 тыс. кв. километров.
Россия теряет богатейшие нефтегазовые морские месторождения, разведанные советскими геологами. Норвегии отойдет Свод Фердынского, где запасы газоконденсата 10 млрд. куб. метров. Это втрое выше, чем у знаменитого Штокмановского месторождения. Освоение Штокманского месторождения будет вести норвежской госкомпанией «Статойл»по соглашению с «Газпромом», который надеется на получение сверхприбыли от освоения Штокмановского месторождения чужими мозгами и руками.
Норвегия получит не только зону Шпицбергена и смежную территорию, но и право устанавливать свои правила при ловле рыбы -исключительно бестраловым методом. При этом не учитывается то, что 95% рыбы Россия ловит тралами.
В последнее время, что бы как то приостановить процесс переноса северных границ, уже в 2012 году у России появятся Арктические войска. Решение о создании Арктических войск содержится в принятых в 2008 году Советом безопасности России «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Несмотря ни на что, вузовские ученые, например в 2010 году приняли участие в 29 российских морских экспедициях в Арктическом регионе под юрисдикцией Российской Федерации. В ходе исследований вузовской наукой достигнуты важные результаты, в том числе разработано научное обоснование освоения Евразийской континентальной окраины Северного Ледовитого океана как резерва углеводородного сырья, включая газовые гидраты, с оценкой нефтегазового потенциала глубоководных бассейнов и континентальных окраин, и проведены исследования с целью разработки геологического обоснования положения внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Однако, бесперспективность реализации научных достижений неминуемо отразится на дальнейшей заинтересованности вузовских ученых к участию в исследованиях.
Результаты научных исследований по обеспечению безопасности России в регионе Дальневосточного экономического сотрудничества формально аккуратно публикуются на сайте РНК ДЭС. РНК ДЭС возглавлял губернатор Владивостока и его ближайшее окружение, которое всячески препятствовалодаже Министерству иностранных дел Российской Федерации в участии в решении проблем региона. Неслучайныогромные неадекватные затраты бюджетных средств на строительство комплекса будущего саммита стран региона, в том числе на строительство дорог и мостов. Получение сверхприбыли от использования неконтролируемых бюджетных средств влечет за собой то обстоятельство, что российская часть региона постепенно осваивается китайцами, японцами, корейцами. В целом безопасность развития российской части Дальневосточного региона оставляет желать большего. Снижению безопасности региона способствует пакт Бейкера-Шеварднадзе, проведенный с подачи президента СССРМ.С.Горбачева. Этот пакт даровал США 46 тыс. кв. километров российского шельфа. В результате Россия потеряла акваторию, дававшую 200 тысяч тонн минтая в год. Кроме того, на самом ответственном участке границы российская исключительная экономическая зона уменьшилась до 150 миль, тогда как американская зона увеличилась до 250 миль. Осталось только сдать Курилы. В целом, реализация результатов бюджетных затрат на приоритетные научные исследования обеспечения экономической безопасности России в указанных регионах слабые. Ввиду практически бесперспективности приоритетных научных исследований по обеспечению безопасности России в указанных регионах участие вузов в этих исследованиях теряет свою значимость.
Перспективой для участия вузовской науки в государственных приоритетных научных исследованияхявляетсяпродолжениеуже ведущихся вузовских исследований по приоритетным направлениям, по которым очевидны определенные достижения.