Редакционная почта
181
Т.В. ПИЩУЛИНА, доцент Челябинский государственный университет (Троицкий филиал)
Вуз в провинции: особенности организации образования
В статье описываются особенности организации высшего образования в провинции; раскрывается суть понятия «провинция» как культурно-образовательного феномена; выявляются особенности молодежи малого города, которые необходимо учитывать в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: провинциальный вуз, социокультурная система, образовательный процесс, психолого-педагогическая среда.
Анализ традиций отечественных и зарубежных вузов позволяет утверждать, что цели высшего образования достаточно устойчивы и не зависят от обстоятельств времени и места. Вместе с тем историческая ситуация и национальная специфика все же вносят коррективы в средства достижения указанных целей. Рассмотрим, каковы они в провинциальном вузе.
Надо сказать, что история развития высшего образования в провинции представлена в педагогической литературе недостаточно. Однако в самое последнее время в связи с интенсивным развитием регионов эта тема постепенно находит своих исследователей.
Прежде всего отметим, что, по мнению многих ученых (Е.П. Белозерцева, Н.В. Лежневой, А.И. Павленко и др.), понятие «провинциальное образование » не является синонимом «регионального образования ». Разграничение понятий «позволяет различать, оценивать и взаимно координировать частное и общее в культурном пространстве любого масштаба» [1, с. 125].
Так, А.К. Костин справедливо подчеркивает важность социокультурного измерения понятия «регион», т.е. рассмотрения «регионального социума» как некоей целостности с многочисленными связями между различными сторонами общественной жизни и сложным комплексом нравственных, политико-правовых, идеологических, социально-экономических и социальнокультурных отношений. В результате он приходит к пониманию региона «как тер-
риториальной и социально-культурной общности, представляющей уникальное сочетание природных, экономических, социальных и политических процессов, обеспечивающих социальное воспроизводство в биоэкологическом, экономическом, образовательном, социокультурном и других аспектах» [2, с. 29].
Данная трактовка, несомненно, является весьма привлекательной, однако применительно к задачам нашего исследования её нельзя принять в качестве рабочей, так как: 1) она не позволяет дифференцировать понятия «регион»и «провинция»;2) емкость и многоаспектность понятия «региональный социум» не дает возможности выделить приоритетные направления изучения феномена, наиболее значимые в свете выбранной нами проблемы.
В латинском языке «провинция» буквально значит «порученный кому-либо круг занятий; круг деятельности; поручение, возложенное на кого-то; занятия; обязанность ». Этим термином в античном Риме обозначали должностные обязанности римского правителя на завоеванных территориях, а впоследствии сами эти территории. По Далю, «“провинция” - это административно-территориальная единица в составе губернии России XVIII века. Позже губерния, область, округ, уезд - все это провинция. «Провинциальный» - к провинции относящийся. «Провинциал» - живущий не в столице, житель губернии, уезда, захолустья» [3]. В Словаре русского языка С.И. Ожегова «провинция» определяется
182 Высшее образование в России • № 7, 2009
как «область, административная единица в некоторых государствах; как местность вдалеке от крупных центров или территория страны в отличие от столицы, центра, а «провинциальный» ассоциируется с «отсталый, наивный, простоватый» [4].
К сожалению, приходится констатировать, что подобные ассоциации до сих пор характерны для восприятия провинции, в том числе и со стороны ученых (в основном столичных). Радует, что далеко не все придерживаются такого мнения. Так, О.В. Ромах рассматривает российскую провинцию как специфическую неповторимую часть национальной культуры, «... характеризующую диапазон и уровень наличных ценностей, степень овладевания ими, трансформацию в различные типы и формы жизнедеятельности» [5].
Занимаясь проблемой социокультурных изменений в XXI в. в российской провинции, Ю.С. Фролова определяет исходное понятие как «специфический феномен, в котором зафиксированы исторически сформировавшиеся ценностные ориентиры, типы социального поведения, этнополитические установки и специфические экономические практики». По мнению автора, современная российская провинция является не только полноценной частью всей социокультурной системы общества, но и ее основой, «базовым телом системы» [6].
Русская философская мысль всегда уделяла исключительное внимание проблемам провинции, настаивая на том, что именно здесь лежат истоки «русского духа». Ценности «солидарности» (П.Л. Лавров), «соборности» (С.Н. Булгаков), «всеединства» (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский), «братства» (Н.К. Рерих) выступают для отечественной культуры как доминанты духовной жизни, развиваемые в системе образования. Многие исследователи указывают на то, что дух соборности (по крайней мере, в большей, чем в столичных городах, степени) еще жив в провинции [7, с. 75-81]. Его основные черты проявляются «.в единении вокруг общего дома, сохранении
единства индивидуального и коллективного: каждый сохраняет свою самоценность, сохраняет свое «я», но вносит в общее свое личное, индивидуальное » [8, с. 15].
Учитывая вышесказанное, нельзя не согласиться с авторами, настаивающими на недопустимости отождествления понятий «регион» и «провинция». Они подчеркивают, что главное отличие «региональное™ » от «провинциальности» в том, что последнее более соотносится с понятием «среда», в которое включаются: материальная и духовная культура, идейная сфера личности, ее ценности и мировоззрение и т.д. В дальнейшем мы трактуем регион в качестве совокупности районов и городов, исторически тяготеющих к одному хозяйственному, культурному и административному центру (А.К. Костин); провинцию, опираясь на работы Н.В. Лежневой, определяем как особый феномен культуры, сущностную характеристику социально-экономической и психолого-педагогической среды региона.
Первой попыткой создания «теории провинции» стали работы А. Вицына (1855), А. Лохвицкого (1864), И. Андреевского (1864), А. Васильчикова (1871). А «образовательную» окраску термин «провинция » получил в начале XIX в. благодаря формальномуразделению всей территории России на учебные округа. Земская реформа 1864 г. законодательно подтвердила оригинальность местной образовательной практики. Уже тогда «самыми различными социальными группами «провинция» и «провинциальность » воспринимались не столько как понятия географические и административные, сколько как культурнообразовательные [9, с. 27]. Под эгидой земств не только создавались начальные школы, реальные училища и гимназии, но и открывались учительские институты, организовывались курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования (прообраз сегодняшнего непрерывного педагогического образования).
При создании модели современного высшего профессионального образования
Редакционная почта
183
в провинции следует учитывать прежде всего тот факт, что высшее учебное заведение в небольшом городе - это своеобразный культурный центр, стержень в межнациональных отношениях, фактор надежной национальной безопасности. При этом достаточно специфичны и функции провинциальных вузов: удовлетворение потребностей региона в кадрах с высшим образованием; формирование ядра региональной системы непрерывного образования; возрождение и сохранение культурно-образовательных традиций региона; создание педагогических условий для расширения спектра инноваций в системе образования региона; повышение культурно-образовательного уровня населения региона.
Обобщение данных, приведенных в научных источниках, и анализ личного опыта позволил выделить следующие особенности образовательного процесса в провинциальном вузе:
• наполнение целей, функций и вариативного компонента учебного плана специфическим содержанием, связанным с социально-культурными особенностями провинции;
• высокая обусловленность эффективности образовательного процесса личностными качествами каждого субъекта деятельности, что связано со стереотипами поведения индивида в условиях малых групп, характерных для провинции;
• отличные от больших городов культурно-психологические особенности обучающихся, их малая численность, что позволяет индивидуализировать образовательный процесс, культивировать демократический стиль отношений в коллективе, способствовать студенческому самоуправлению;
• характерное для малых городов единение студентов и преподавателей, создающее благоприятную почву для педагогического сопровождения процесса профессионального и личностного становления студентов;
• развитая вузовская корпоративная
культура, обусловленная типом общения в провинциальном городе;
• тесная связь с инфраструктурой города, позволяющая обеспечить расширение образовательного поля, помощь в трудоустройстве, уменьшение времени адаптации молодого специалиста;
• менее быстрый, чем в столичных городах, темп жизни, благодаря которому молодежь сохраняет более высокий уровень психического и физического здоровья;
• низкая информатизация, удаленность от научных и культурных центров, заставляющие обратить особое внимание на развитие информационной компетентности студентов (умение пользоваться доступными источниками информации, критически её оценивать, классифицировать, перерабатывать и использовать для профессиональных целей и личностного развития);
• недостаточное кадровое обеспечение и отсюда направленность на саморазвитие и самосовершенствование.
При построении образовательного процесса в вузах, расположенных в малых и средних городах, необходимо учитывать специфические особенности провинциальной молодежи. Сравнительный анализ результатов социологических исследований, а также данных, приведенных в психоло-го-педагогической литературе, позволил нам выделить следующие особенности абитуриентов провинциального вуза, которые сказываются на успешности студента как субъекта непрерывного профессионального образования [10, 11].
■ Ценностный мир абитуриентов провинциального вуза в значительной мере ориентирован на стандарты успеха и «обеспеченной жизни», мало связанные с ценностями непрерывного профессионального образования, постоянного саморазвития, что приводит к низкой мотивации профессионального и личностного самосовершенствования и самореализации. Критическая оценка абитуриентами «социализаторских» ресурсов современного профессионального образования.
184 Высшее образование в России • № 7, 2009
■ Недостаточный, относительно требований высшего образования, общекультурный уровень молодежи.
■ Отсутствие (слабое развитие) сети качественных довузовских подготовительных курсов, позволяющих компенсировать «школьные недоработки».
■ Неадекватная оценка старшеклассниками своих возможностей в профессиональной и образовательной сферах (просчеты в проектировании своей образовательной перспективы).
■ У абитуриентов и студентов провинциальных вузов чаще, чем в столичных городах, прослеживаются такие психологопедагогические параметры, как неспособность учиться, адаптироваться к нагрузкам, коммуникативные проблемы и т.п.
■ Крайне низкая готовность большинства абитуриентов к принятию ответственных решений, отказ от усилий на пути получения высшего профессионального образования, перекладывание ответственности за получение высшего образования на плечи родителей.
Перечисленные особенности, к сожалению, являются типичными для провинции, и именно они должны стать ориентиром при создании модели педагогической поддержки становления студента в условиях провинциального вуза.
Литература
1. Лежнева Н.В. Компетентностный подход к
рассмотрению проблемы качественного
высшего образования в условиях провинции // Личностно-развивающее профессиональное образование: Материалы VI Всерос. науч.-практ. конференции. Екатеринбург, 2006. С. 124-129.
2. Костин А.К. Регионализация образова-
ния - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. 2005. № 8. С. 26-32.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого ве-
ликорусского языка: В 4 т. М., 1998. Т. 2. 472 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.:
Русский язык, 2003. 750 с.
5. Ромах О.В. Провинциальная культурная
среда // Общественно-политическая мысль российской провинции. XX век. Тамбов, 1993. С. 71-78.
6. Фролова Ю.С. Социокультуные изменения
современной российской полиэтнической провинции: Дис. ... докт. соц. наук. М., 2007. 396 с.
7. Белозерцев Е.П. Культурно-образователь-
ная среда провинциального города // Высшее образование в России. 2004. № 6. С.75-81.
8. Белозерцев Е.П. Русское образование: уро-
ки истории, идеи и принципы // Alma mater. 1994. № 6. С. 15-19.
9. Павленко А.И. «Региональность» и (или)
«провинциальность»? // Alma mater. 1999. № 11. С. 26-29.
10. Ариарский М.В. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. 792с.
11. Леонова О.А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация // Педагогика. 2008. № 6. С. 36-41.
PISCHULINA T. PROVINCIAL COLLEGE: SPECIFIC OF EDUCATIONAL PROCESS The article focuses on peculiar features of educational process at provincial educational institution which are based on characters of country town youth.
Keywords: provincial college, socio-cultural system, educational process, psychological and pedagogical environment.
g