УДК 378:376.545
Груздев Владислав Владимирович
доктор юридических наук, профессор
Щербинина Ольга Станиславовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected]
ВУЗ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕГИОНА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 18-013-00867
Статья посвящена актуальной проблеме психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных организациях разного типа, в том числе в образовательной организации высшего образования. На современном этапе развития системы образования в России государство оказывает серьезную поддержку в развитии образовательной работы с одаренными детьми. В стране открываются новые специализированные центры по работе с одаренными детьми, где работа выстроена на высочайшем уровне с целью выявления потенциалов и развития способностей одаренных детей. Одним из таких центров является ОЦ «Сириус». Важной проблемой остается создание условий для преемственности в работе с данной категорией детей. Эту преемственность могут обеспечить образовательные организации высшего образования, где сосредоточены ведущие педагоги региона. В нашей статье представлен первый опыт работы Костромского государственного университета с одаренными школьниками города и области, обучавшими в ОЦ «Сириус».
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, социальное развитие, образовательная организация высшего образования, КГУ.
В современном обществе и его развитии ведущую роль играют наука, знания и технологии. При этом, несмотря на развитие высокотехнологичных процессов, огромную роль в успехе любой организации и предприятия играют кадры. Именно люди и их труд остаются решающим фактором развития экономики и страны в целом. В связи с этим прогрессивные государства вкладывают огромные средства в образование подрастающего поколения и создают особые условия для развития одаренных детей и их самореализации.
В нашей стране проблема одаренности в настоящее время активно разрабатывается в науке и практике. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования страны. Так В.В. Путин в Послании Федеральному собранию (01.12.2016 г.) указал на то, что, что «в основе всей системы образования должен лежать фундаментальный принцип, что каждый ребенок одарен» и заявил о важности и необходимости создания в регионах центров поддержки одаренных детей. О.Ю. Васильева отмечает, что работа с одаренными детьми делает приоритетной задачу воспитания и обучения одаренного ребенка, особо выделяя, что все наши дети талантливы, и мы должны этот талант выявить и взращивать.
На сегодняшний день на федеральном уровне принят ряд документов в той или иной степени регулирующих вопросы развития одаренных детей, среди них: ФЗ РФ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». В рамках Костромского региона поддержка и развитие одаренности регулируется Постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года № 442-а «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области», Постановлением администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года №584-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы» и др.
Несмотря на значительное внимание ученых к проблеме одаренности, остается много проблемных вопросов, касающихся данного феномена и не имеющих однозначного решения.
Так, в настоящее время нет единого подхода к пониманию одаренности. Существует значительное количество концепций и взглядов в определении сущности данного феномена и трактовке понятия одаренности.
Одной из наиболее популярных в настоящее время является точка зрения на одаренность, изложенная в Рабочей концепции одаренности. Данная Концепция была разработана группой специалистов (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлин-ский, И.И. Ильясов, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич и др.) по заказу Министерства образования и науки РФ и отражает позицию ученых и практиков -представителей Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психоло-
14
Вестник КГУ 2017
© Груздев В.В., Щербинина О.С., 2017
гического института РАО, факультета психологии МГУ в области одаренности, включая в себя теоретическую базу решения ключевых вопросов: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и др.
Рабочая концепция трактует одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Еще одним проблемным вопросом является диагностика одаренности и тем более возможность прогнозирования развития способностей ребенка. Яркие, неординарные способности в раннем возрасте могут быть обусловлены обученностью или сензитивностью ребенка в определенном виде деятельности. При этом педагогу очень важно вовремя увидеть и поддержать достаточно устойчивые проявления индивидуальности у ребенка, особенности в развитии и результатах деятельности, позволяющие опережать свой возраст.
Внимание к категории одаренных детей во многом обусловлено их особенностями и трудностями в развитии, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности, а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу детей. Как правило, говорят о трех сферах проявления особенностей одаренных детей: сфера познания, психосоциальная сфера и сфера физического развития.
Данные особенности обуславливают необходимость особого внимания педагогов к категории одаренных детей и о создании специальных условий для их развития.
В настоящее время наибольшее количество практических разработок в области одаренности касается работы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования - создания условий для развития одаренных детей в общеобразовательных организациях и развитии сети организаций дополнительного образования, предоставляющих возможности для развития разных видов одаренности (интеллектуальной, художественной, творческой, социальной, спортивной, технической и др.). Наряду с этим, активно развивается конкурсное и олимпиадное движения, позволяющие выявить одаренных и талантливых детей, дающих им возможность проявить себя, самореализоваться и самоутвердиться в своих возможностях.
Область работы с одаренными детьми находит поддержку со стороны государства как с точки зрения расстановки акцентов в нормативно-законодательных актах, так и с точки зрения создания условий в образовательных организациях для работы с данной нестандартной категорией. За последние
несколько лет в нашей стране были созданы специальные образовательные центры, призванные не только выявлять одаренных детей, но и предоставлять условия для развития их способностей и самореализации юных талантов.
Одним из лидеров среди учреждений дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, является Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус», который создан по инициативе президента России В.В. Путина и открыт 1 июня 2015 г.
Согласно концепции проекта, центр «Сириус» (г. Сочи) создан для содействия развитию талантов и способностей детей. Развитию прежде всего в тех областях, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире - в точных науках (математике, физике, химии, биологии), искусстве (классическом балете, живописи, академической музыке) и спорте (хоккее, фигурном катании, шахматах).
Центр помогает охватить максимальное число одаренных детей из всех регионов РФ независимо от социального и материального положения их семей, а также создать систему «социальных лифтов», объединяющую профориентационные, образовательные, спортивные, творческие и иные ресурсы. Одаренные школьники принимают участие в профессиональных и общеобразовательных программах, а также в мастер-классах и работе творческих и научных лабораторий под руководством ведущих ученых и экспертов-практиков.
Образовательный центр «Сириус» объединяет опыт лучших российских школ с целью создания национального методического и учебного центра, разрабатывающего тиражируемые профессиональные программы. Одним из важнейших направлений работы с одаренными детьми является их социальное развитие, обучение работы в творческих группах, командных играх.
Одаренные школьники, побывавшие в данном уникальном месте, получают новые знания, умения, навыки и толчок для своего развития.
В связи с этим особую значимость приобретает преемственность в работе с детьми, прошедшими обучение в образовательном центре «Сириус».
В Костроме серьезными потенциалами в работе с такой нестандартной, интересной и сложной, с точки зрения выстраивания образовательной работы, группой детей обладает опорный вуз нашей области - Костромской государственный университет. Важно и нужно создать непрерывную образовательную среду на базе КГУ для участников образовательного центра «Сириус».
В 2016-2017 году в ОЦ «Сириус» прошли обучение 16 школьников города Костромы и Костромской области. В 2017 году в Костромском госуниверситете было принято решение о запуске проекта под названием «Многопредметная школа для одаренных школьников, прошедших обучение
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5
15
и
3
о о
ж
#
ВТ
/
0
#
Рис. 1. Результаты изучения предпочтений одаренных школьников в предметных областях (май 2017 г.)
в образовательной центре «Сириус» [7]. Цель проекта: создание условий для работы с одаренными школьниками в Костромском государственном университете как образовательном центре региона.
Руководство проектами было поручено кандидату педагогических наук, доценту О. С. Щербининой и кандидату технических наук, доценту И.Г. Дьякову.
В мае того же года была организована встреча-знакомство с ребятами, побывавшими в Сириусе, ставшей началом совместной работы коллектива Костромского государственного университета с одаренными школьниками города и области.
В ходе встречи был проведен опрос одаренных школьников с целью определения основных дисциплин, в рамках которых ребята хотели бы расширить свой кругозор. В опросном листе было предложено семь областей знания: математика, физика, химия, биология, информатика, русский язык, литература. Помимо этого была возможность предложить свой вариант ответа.
Результаты опроса показали, что предпочтительными для большинства участников встречи являются математика, физика и информатика. В связи с этим для реализации проекта была предложена блочная система работы. Три основных блока составили математика, информатика и физика. Они реализуются в работе Школы последовательно по принципу погружения в каждый предмет.
Четвертый блок - психолого-педагогический -осваивается параллельно с указанными и назван организаторами «Коммуникативный практикум». Выбор данного блока основан на результатах наших исследований о существующих особенностях и трудностях социального развития одаренных школьников [6]. Каждое занятие по предметам естественнонаучного цикла заканчивается получасовым занятием коммуникативного практикума.
Таким образом программа работы «Многопредметной школы КГУ для одаренных школьников» включает:
1. Математика: «Элементы высшей математики».
2. Физика: «Основы физического эксперимента».
3. Информатика: «Алгоритмы шифрования и криптоанализа».
4. Коммуникативный практикум «Законы общения и взаимодействия».
При выборе содержания блоков в основу была положена идея дополнения школьной программы материалом. При этом, с одной стороны, выбирались такие темы, которые выходят за рамки школьной программы, а с другой - учитывая разный возраст участников, базирующихся на знаниях, доступных самым младшим участникам.
Каждый блок естественнонаучной части состоит из 8 занятий с обязательным выходным контролем полученных знаний, умений и навыков.
Для реализации проекта была сформирована команда исполнителей из 4-х человек. Исполнителям проекта было предложено разработать программу работы по своим блокам самостоятельно. При этом роль руководителей сводилась к методической помощи при разработке программ.
В настоящее время завершилась работа по блоку «Математика». Результаты диагностики по итогам реализации математического блока показали высокую степень удовлетворенности одаренных школьников содержанием занятий и их мотивацию на дальнейшее продолжение обучения. В настоящее время запущена работа по блоку «Информатика».
Участники-школьники показывают высокий уровень заинтересованности в работе школы.
Таким образом, работа Многопредметной школы КГУ для одаренных школьников, прошедших обучение в образовательном центре «Сириус» может стать основой для централизации работы с одаренными школьниками города Костромы и Костромской области на базе Костромского государственного университета как образовательного центра региона.
Вестник КГУ Л 2017
16
Библиографический список
1. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Б. Бабаева, А.В. Бруш-линский, В.Н. Дружинин и др. - М.: Гардарики, 2008. - 66 с.
2. Щербинина О.С. Методика работы социального педагога с одаренными детьми и подростками. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. -86 с.
3. Щербинина О.С. Особенности социально-педагогической поддержки одаренных школьников // Социальная педагогика в современных социальных практиках: Сб. науч. статей VII Междунар. симпозиума. 21-23 мая 2017 г. / науч. ред. А.В. Муд-рик, Т. Т. Щелина. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. - С. 403-409.
4. Щербинина О.С. Социально-педагогическая поддержка одаренных школьников, прошедших обучение в образовательном центре «Сириус» // Технологии социальной работы с молодежью: материалы V межрегион. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием (Кострома, 16-20 октября 2017 г.) / сост. О.Н. Веричева; науч. ред. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГУ, 2017. - С. 281-285.
References
1. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. SHadrikov, YU.B. Babaeva, А.V. Brushlinskij, V.N. Druzhinin i dr. - M.: Gardariki, 2008. - 66 s.
2. Shherbinina O.S. Metodika raboty sotsial'nogo pedagoga s odarennymi det'mi i podrostkami. -Kostroma: KGU im. NA. Nekrasova, 2010. - 86 s.
3. Shherbinina O.S. Osobennosti sotsial'no-pedagogicheskoj podderzhki odarennykh shkol'nikov // Sotsial'naya pedagogika v sovremennykh sotsial'nykh praktikakh: Sbornik nauchnykh statej VII Mezhdunarodnogo simpoziuma. 21-23 maya 2017 g. / nauch. red. AV Mudrik, T.T. SHHelina. -Аrzamas: ^amass^ filial NNGU, 2017. - C. 403-409.
4. Shherbinina O.S. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka odarennykh shkol'nikov, proshedshikh obuchenie v obrazovatel'nom tsentre «Sirius» // Tekhnologii sotsial'noj raboty s molodezh'yu: materialy V mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj internet-konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Kostroma, 16-20 oktyabrya 2017 g.) / sost. O.N. Vericheva; nauch. red. N.F. Basov. - Kostroma: KGU, 2017. - S. 281-285.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5
17