Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
УДК 1(091)+16+17
Владимир Олегович Лобовиков
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела права Института философии и права УрО РАН г. Екатеринбург. E-mail: vlobovikov@mail.ru
ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАК «ОШИБКА СЧЕТА»
В ДВУЗНАЧНОЙ АЛГЕБРЕ МЕТАФИЗИКИ1 (Метафизика элеатов и ее отношение к «материи» и «сознанию» как ценностным функциям от двух ценностных переменных в двузначной алгебре формальной аксиологии)
В статье исследованы «бытие», «небытие», «материя (материальное)», «идея (идеальное)», «сознание», «противоречие», «диалектика», «изменение», «неизменность» как ценностные функции в двузначной алгебре метафизики, которая трактуется как формальная аксиология. В первой части статьи вышеупомянутые философские категории рассмотрены как ценностные функции от одной ценностной переменной, во второй части - как ценностные функции от двух переменных. Даны точные табличные дефиниции обсуждаемых ценностных функций. Определяется отношение их эквивалентности в двузначной алгебре метафизики. Показано, что исследуемые ценностные функции от двух ценностных переменных - фундаментальные обобщения соответствующих функций от одной переменной. Генерируются списки уравнений исследуемой алгебры. Вульгарный материализм в ней оказывается «ошибкой счета».
Ключевые слова: бытие, материя, сознание, материализм, метафизика, диалектика, формальная, аксиология, алгебра, ценностная, функция.
1. Метафизический материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
(Дискретная математическая модель формально-аксиологического аспекта материалистической метафизики: «бытие», «небытие», «материя», «противоречие», «изменение», неизменность» как ценностные функции от одной ценностной переменной)
Очень многие слова, систематически используемые философами, имеют в естественном языке не одно - единственное значение, а несколько. Даже ограничив сферу исследования только ценностными значениями единиц естественного языка, можно обнаружить у этих единиц как минимум два, причем прямо противоположных ценностных значения. Во мно-
1 Статья подготовлена при поддержке проекта УрО РАН № 12-С-6-1003 и проекта партнерских фундаментальных исследований Президиума СО РАН (конкурс Б) № 26 (совместный проект Института философии и права УрО РАН и Института философии и права СО РАН «Новые парадигмы социального знания»).
35
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
гих случаях возможность решения проблемы дает контекст, но иногда и он не помогает устранить неопределенность, порождаемую многозначностью слов и словосочетаний естественного языка. Сказанное верно также и в связи с темой настоящей статьи. Поэтому целесообразно явно определить значения некоторых важных слов и словосочетаний, чтобы исключить весьма вероятные недоразумения.
Прежде всего необходимо отметить существующую в естественном языке философов омонимию слова «метафизика»: одно из значений этого слова совпадает со значением слова «философия (вообще)», а другое представляет собой анти-диалектику, то есть противоположность диалектике (как учению об изменчивости и противоречивости бытия). В свою очередь, слово «диалектика» тоже является омонимом. В одном контексте оно может означать изменчивость и противоречивость бытия (или учение об этом), а в другом - искусство (метод) словесной полемики (спора) и теоретическая система, лежащая в основе этого искусства. Если речь идет о полемике в сфере философии, то значение слова «диалектика» (как метод и система, лежащая в основе философской полемики) совпадает со значением слова «философия».
В одних контекстах значения слов «метафизика» и «диалектика» противоположны, а в других тождественны. Эта двузначность слов и словосочетаний имеет место даже в названии первой части настоящей статьи. В словосочетании «двузначная алгебра метафизики» под метафизикой имеется в виду философия (любая), а в словосочетании «метафизический материализм» под метафизикой имеется в виду противоположность диалектике как учению об изменчивости и противоречивости бытия. Классическим примером метафизики как противоположности учению об изменчивости и противоречивости бытия является метафизика элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс). Она является метафизикой в обоих вышеупомянутых значениях слова. Поэтому именно с нее начнется построение дискретной математической модели философии неизменности и непротиворечивости бытия. В качестве математического аппарата для построения этой модели в данной работе используется двузначная алгебра метафизики как философии вообще (а не только философии абсолютно неподвижного бытия).
В современной философской литературе существует точка зрения, согласно которой, в сущности, метафизика (=философия вообще) есть формальная аксиология, в частности формальная этика. С этой точки зрения, алгебра метафизики есть алгебра формальной аксиологии, в частности алгебра формальной этики [2; 3]. В небольшой статье невозможно определить все используемые понятия алгебры формальной аксиологии; поэтому, отсылаю читателя к монографии [2]. К данным в ней дефинициям основных понятий добавим следующие ниже глоссарии и табличные определения ценностных функций, относящихся к теме статьи.
Глоссарий (словарь используемых обозначений терминов) для следующей таблицы 1. Пусть символ Ба обозначает морально-правовую ценностную функцию «бытие, жизнь (чего, кого) а». Символ На обозначает
36
Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
ценностную функцию «небытие, смерть (чего, кого) а». Да - «движение (перемещение), «течение (поток)» и вообще (любое) изменение (чего, кого) а». Са - «неизменность, постоянство, вечность, покой (чего, кого) а», или «постоянное, неизменное, вечное (что) а». Sа - «медленность, маленькая скорость (чего, кого) а», или «медленное (что, кто) а». Vа - «быстрота, большая скорость (чего, кого) а», или «быстрое (что, кто) а». Fа - «конечность, (чего, кого) а», или «конечное (что, кто) а». иа - «бесконечность, (чего, кого) а», или «бесконечное (что) а». Dа - «определение, определенность (чего, кого) а», или «определенное (что) а». 1а - «неопределенность (чего, кого) а», или «неопределенное (что) а». Ра - «разрыв, прорыв, перерыв, прерывность (чего, кого) а», или «прерывное, прерывистое (что) а». Jа - «непрерывность (чего, кого, чья) а», или «непрерывное (что) а». Lа -«необходимость (чего) а». Еа - «единое, неделимое, непроницаемое (что, кто) а», или «единство, неделимость, непроницаемость (чего, кого) а». Жа -«множественное, делимое, разделенное (что) а», или «множество, делимость, раздельность (чего) а». В алгебре метафизики перечисленные функции определяются таблицей 1.
Таблица 1
а Ба На Да Са Sа Vа Fа иа Dа 1а Ра Jа Lа Еа Жа
х х п п х п х п х п х п х х х п
п п х х п х п х п х п х п п п х
Глоссарий для следующей таблицы 2. Символ Ча - обозначает морально-правовую ценностную функцию «чувственное (что, кто) а», то есть «(что, кто) а, могущее быть данным в чувствах», или «чувство (чего, кого) а, как объекта (чувства)». Иа - «иллюзия, иллюзорное (что), иллюзорность, то есть (только) “кажимость”, (чего, кого) а». Иа - «противоречивость (чего, кого) а». Yа - «противоречие в (чем, ком) а». Оа - «противоположность (для) а». Zа - «невозможность (чего) а». Па - «пустота (чего, кого) а» или «пустое (что, кто) а». Уа - «пустота в (чем, ком) а». Ьа - «ничто (что, кто) а», или «ничтожность (чего, кого) а». Ъа - «нечто (что, кто) а». Ra - «вещь, вещественное, реальное (что, кто) а», или «вещественность, реальность (чего, кого) а». Gа - «тело (что, кто) а», или «тело (чего, кого) а», или «телесность (чего, кого) а». Ца - «субстанция, субстанциальное (что, кто) а», или «субстанциальность (чего, кого) а». Ка - «качество (чего, кого) а», или «качество, качественное (что) а». Эа - «количество (чего, кого) а», или «количество, количественное (что) а». В алгебре метафизики, эти функции определяются следующей табл. 2.
Таблица 2
а Ч И N Y О Z П У Ь Ъ R G Ц К Э
а а а а а а а а а а a а а а а
х п п п п п п п п п х х х х х х
п х х х х х х х х х п п п п п п
37
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
Дефиниция Def-1: ценностная функция является «тождественно хорошей», или законом алгебры метафизики, то есть формально-аксиологическим законом, если и только если она принимает аксиологическое значение х (хорошо) при любой возможной комбинации аксиологических значений переменных.
Дефиниция Def-2: ценностная функция является «тождественно плохой», или нарушением формально-аксиологического закона, если и только если она принимает аксиологическое значение п (плохо) при любой возможной комбинации аксиологических значений переменных.
Дефиниция Def-3: ценностные функции шив формально-аксиологически эквивалентны (что обозначается символом ш=+=в), если и только если они принимают одинаковые аксиологические значения (из множества {х, п}) при любой возможной комбинации значений ценностных переменных.
В естественном языке отношение «=+=» выражается с помощью слова «есть» или его синонимов. Общеизвестно, что эти слова имеют формальнологические значения. А вот то, что указанные слова имеют еще и формальноаксиологические значения, как правило, не осознается. В данной статье систематически используются и исследуются именно формально-аксиологические значения упомянутых слов, поэтому в ней эти слова - омонимы. Их употребление на стыке формальной логики и формальной этики должно сопровождаться логико-лингвистическими предосторожностями, исключающими возможные недоразумения, чреватые иллюзиями парадоксов. Уместно заметить, что омонимию слова «есть» и ее опасность отмечали А. де Морган, Г. Фреге, Б. Рассел, Я. Хинтикка и др. Используя данные выше дефиниции, можно получить следующие уравнения алгебры метафизики, моделирующие положения метафизики Парменида, Зенона и Мелисса. Справа от каждого уравнения (после двоеточия) помещен его перевод на естественный язык. Слово-омоним «есть» обозначает в этих переводах отношение «=+=».
1) Ба=+=а: (бытие а) есть а.
2) а=+=Ба: а есть бытие а.
3) Ба=+=Ба: (бытие а) есть бытие а. (Парменид: «Бытие есть».)
4) На=+=На: (небытие а) есть небытие а. (Парменид: «Небытия нет».)
5) НБа=+=На: небытие бытия а есть небытие а.
6) БНа=+=На: бытие небытия а есть небытие а.
7) ННа=+=Ба: небытие небытия а есть бытие а.
8) Ба=+=ННа: бытие а есть небытие небытия а.
9) На=+=Да: (небытие а) есть движение а.
10) Да=+=На: движение а есть небытие а. (Парменид: «Движения нет».)
11) Ба=+=НДа: бытие а есть небытие движения а. (Парменид: «Движения нет».)
12) Ба=+=2Да: бытие а есть невозможность движения и вообще (любого) изменения а.
13) Ба=+^Са: бытие а есть необходимость неизменности (постоянства), покоя а.
38
Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
14) Ба=+=Са: бытие а - неизменность (постоянство), покой а.
15) Са=+=Ба: неизменность (постоянство), покой а - бытие а.
16) Ба=+=^а: бытие а есть небытие противоречия в а.
17) Ба=+=НЫа: бытие а означает непротиворечивость а.
18) Ба=+=НПа: бытие а означает непустоту а.
19) Ба=+=НУа: бытие а есть небытие пустоты в а.
20) Ба=+=иБа: бытие а есть бесконечное бытие а (Мелисс).
21) FБа=+=На: конечное бытие а есть небытие а (Мелисс).
22) FБа=+=На: конечность а равноценна небытию а (Мелисс).
23) Ба=+=иа: бытие а означает бесконечность а (Мелисс).
24) ЧFа=+=ИFа: чувство конечности а есть иллюзия конечности а (Мелисс).
25) ЧПа=+=ИПа: чувство пустоты а есть иллюзия пустоты а.
26) ЧНа=+=ИНа: чувство небытия а есть иллюзия небытия а.
27) ЧНа=+=ИЫа: чувство противоречивости а есть иллюзия противоречивости а.
28) ЧДа=+=ИДа: чувство движения а есть иллюзия движения а.
29) ЧЖа=+=ИЖа: чувство множества а есть иллюзия множества а.
30) Ча=+=Иа: чувство (чего) а есть иллюзия (чего) а.
31) Иа=+=На: иллюзия (чего) а означает небытие (чего) а.
32) Ча=+=На: чувство (чего) а означает небытие (чего) а.
Те, кто знаком с дошедшими до нас фрагментами трудов досократиков, не могут не узнать в приведенных выше переводах уравнений алгебры метафизики на естественный язык соответствующие фрагменты Парменида, Зенона и Мелисса. Более того, в связи с приведенными выше уравнениями двузначной алгебры метафизики историки философии не могут не вспомнить также и декларацию Г.В. Лейбница о намерениях создать философское исчисление. Лейбниц писал в письме к герцогу Ганноверскому: «Этот род исчисления представлял бы универсальную письменность, преимущество которой перед письмом китайцев состояло бы в том, что ее понимал бы человек, говорящий на любом языке ...
Однако это составляло бы лишь самое малое из преимуществ этой письменности, ибо она должна стать чем-то вроде всеобщей алгебры и дать возможность рассуждать посредством вычислений; таким образом, вместо того чтобы спорить, можно будет сказать: подсчитаем! И тогда станет ясно, что ошибки в рассуждениях суть не что иное, как ошибки, связанные с вычислениями, и их можно будет обнаружить путем проверки, как в арифметике» [1, с. 491-492].
Далее там же он пишет: «Но для того, чтобы создать эту письменность, или, иначе, характеристику, заключающую в себе столь удивительное исчисление, нужно искать точные определения понятий. Слова, которыми мы пользуемся, достаточно темны, неясны и нередко сообщают лишь смутные понятия, поэтому их придется заменить другими знаками, имеющими точный и определенный смысл; ...
39
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
Я готов дать подобные определения для всех человеческих страстей, добродетелей, пороков и деяний, коль скоро в этом возникнет нужда, и таким образом можно будет говорить и рассуждать с необходимой точностью. А так как новые обозначения будут всегда включать определения вещей, то отсюда следует, что они дадут нам средство рассуждать путем вычислений, как я уже сказал выше» [1. с. 492-494].
В работе «Об универсальной науке, или философском исчислении», разъясняя свою идею, высказанную в процитированном выше письме, Г.В. Лейбниц пишет: «Я полагаю, что никогда не кончатся споры и не установится мир в борьбе школ, пока от путаных рассуждений, неясных слов и неопределенных значений мы не перейдем к простым исчислениям и определенным характеристикам.
Отсюда, разумеется, будет следовать то, что всякий паралогизм станет не чем иным, как ошибкой счета, а софизм, выраженный в этом новом способе писания, будет не чем иным, как солецизмом или варваризмом, легко опровергаемым исходя из самих законов этой философской грамматики. В результате, когда возникали бы споры, нужда в дискуссии между двумя философами была бы не большей, чем между двумя вычислителями. Ибо достаточно было бы им взять в руки перья, сесть за свои счетные доски и сказать друг другу (как бы дружески приглашая): давайте посчитаем!» [1, с. 496-497].
В данной статье представлены некоторые результаты движения мысли в направлении, указанном в процитированных выше работах Г.В. Лейбница: формально-аксиологическое исследование философских споров о материальности бытия осуществляется в статье на уровне искусственного языка, строгих определений и точных «вычислений» ценностных функций (таблиц). В рамках построенного таким образом «философского исчисления», точнее, двузначной алгебры метафизики, метафизический материализм оказывается не чем иным как «ошибкой счета». Поэтому чрезмерно эмоциональная (изобилующая оскорблениями и даже репрессиями) борьба материализма и идеализма в истории философии оказывается излишней: опровергнуть метафизический материализм можно более спокойно, рационально и дружелюбно - путем «вычисления» (соответствующих функций), демонстрирующего очевидную «ошибку счета».
Для обоснования сказанного необходимо в дополнение к приведенным выше дефинициям, дать точные определения ценностных функций «материя», «форма» и других, непосредственно относящихся к теме статьи. В трудах элеатов общее философское понятие «материя» в чистом виде еще не просматривается достаточно явно (хотя конкретные примеры, частные проявления и предпосылки его существовали уже и тогда). Поэтому в связи с проблемой отнесения того или другого из элеатов к материализму или идеализму в литературе по истории философии существуют различные мнения и спорные точки зрения, ведутся дискуссии. В настоящей статье, доксографический аспект этой проблемы рассматриваться не
40
Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
будет. Мы от него абстрагируемся, чтобы сосредоточить все свое внимание на другом (аспекте), а именно, на проблеме логической непротиворечивости объединения двух дискретных математических моделей: первая -модель метафизики как учения о непротиворечивости и неизменности бытия; вторая - модель материализма как учения о материальности бытия. Совместимы ли эти модели? Чтобы ответить на вопрос однозначно (недвусмысленно) и вполне обоснованно, введем в искусственный язык алгебры метафизики новые символы и точно определим обозначаемые ими ценностные функции.
Глоссарий для следующей таблицы 3. Символ Ма - обозначает ценностную функцию «материя, материальное (что) а», или «материя, материальность (чего) а». М1а - «материя для (чего) а». Фа - «форма (что) а», или «форма, формальность (чего) а». Ф1а - «форма, формальность для (чего) а». Ф2а - «оформление (чего) а», то есть «придание формы (чему) а», или «оформленное (что) а». J1 а - «неоформленное, бесформенное (что) а». Та - «трансформация (чего) а». 11а - «идея, идеал (что) а», или «идея, идеальность (чего) а». 12а - «идея, идеал, идеальность для (чего) а». Яа - «сознание (чье) а, осознание (кем, чье) а». Юа - «осознание (чего) а». Ла -«плоть (чего, кого) а». О1а - «объективное (что) а», или «объективность (чего) а». Ва - «бытие вне (чего) а». Ха - «бытие независимо от (чего, кого) а». В алгебре метафизики, эти функции определяются следующей табл. 3.
Таблица 3
а М М1 Ф Ф1 Ф2 J^ Т 1^ I2 Я Ю Л О1 В Х
а а а а а а а а а а а а а а а
х п х х п п х п х п х п п п п п
п х п п х х п х п х п х х х х х
Глоссарий для следующей таблицы 4. Символ Е1а - обозначает ценностную функцию «единое, неделимое, непроницаемое для (чего, кого) а», или «единство, неделимость, непроницаемость для (чего, кого) а». Ж1а -«множественное, делимое, разделенное для (чего, кого) а», или «множество, делимость, раздельность для (чего, кого) а». Ща - «общее (что, кто) а». Щ1а - «общее для (чего, кого) а», или «общее у (чего, кого) а». L1а -«необходимость для (чего, кого) а». L^ - «независимость, свобода (чего, кого) а». Н1а - «независимость, свобода от (чего, кого) а». А3а - «мера (чего, кого, чья) а», или «мера (что, кто) а». А4а - «мера для (чего, кого) а». 13а - «предел (граница) для (чего, кого) а». У1а - «нарушение (чего) а». Эти функции определяются табл. 4.
Таблица 4
а Е1а Ж1а Ща Щ1а L ‘а L 2 а па А3а А4а 13а У1а
х п х х п п х п х п п п
п х п п х х п х п х х х
Используя данные выше дефиниции, легко получить следующие уравнения.
41
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
33) Ма=+=О1Еа: материя (чего, кого) а есть объективная реальность (чего, кого) а.
34) Яа=+=ОМа: сознание (чем, кем, чье) а - противоположность (для) материи а.
35) Ма=+=ОЯа: материя (чего, кого) а - противоположность (для) сознания (чьего) а.
36) Ма=+=ВЯа: материя (чего, кого) а - бытие вне сознания (чьего) а.
37) Ма=+=ХЯа: материя (чего, кого) а - бытие независимо от сознания (чьего) а.
38) Ма=+=Ча: материальность (чего) а - чувственность (чего) а.
39) Та=+=ИФа: трансформация (чего) а - изменение формы (чего) а.
40) Gа=+=Ба: тело (чего, кого) а есть бытие (чего, кого) а.
41) Gа=+=Ф1Mа: тело (чего, кого) а есть форма для материи (чего, кого) а.
42) Gа=+=Ф1Ла: тело (чего, кого) а есть форма для плоти (чьей) а.
43) Ла=+=MGа: плоть (чья) а есть материя тела (чьего) а.
44) Gа=+=Ф2Mа: тело (чего, кого) а - оформленная материя (чего, кого) а.
45) Rа=+=Ба: вещь, вещественность (реальность) есть бытие.
46) Rа=+=Ф1Mа: вещь (что) а есть оформление (или форма для) материи (чего) а.
47) Rа=+=Ф2Mа: вещь (что) а есть оформленная материя (чего) а.
48) J1=+=1а: бесформенное (неоформленное) а - неопределенное а.
49) Ма=+=На: неопределенность материи (чего) а - небытие (чего) а.
50) Jа=+=НФ1а: бесформенность (чего) а есть небытие формы для (чего) а.
51) J1Mа=+=На: бесформенная (неоформленная) материя - небытие (Платон, Аристотель).
52) Ма=+=На: материя есть небытие (Платон, гностики, манихеи, некоторые неоплатоники).
«Вычисляя» соответствующие ценностные таблицы, не трудно убедиться, что все приведенные выше уравнения верны и логически друг другу не противоречат, а все пятнадцать непосредственно следующих ниже уравнений неверны. Отношения формально-аксиологической эквивалентности в нижеследующих «уравнениях» нет. Утверждение наличия такого отношения - «ошибка счета» в алгебре метафизики.
Ошибка I: Ба=+=Ма: бытие (чего) а есть материя (чего) а.
Ошибка II: Ба=+=Ча: бытие (чего) а есть чувственность (чего) а.
Ошибка III: Rа=+=Mа: вещь (реальность) а есть материя (материальность) а.
Ошибка IV: Gа=+=Mа: тело (телесность) а есть материя (материальность) а. Ошибка V: Gа=+=Ла: тело а есть плоть а.
Ошибка VI: Mа=+=SДа: материя, материальность (чего) а означает медленное изменение а.
Ошибка VII: Mа=+=SДЭа: материя, материальность (чего) а означает медленное изменение количества а.
Ошибка VIII: Ма=+=^ДЭа: материя, материальность (чего) а означает бесконечность медленного изменения количества а.
42
Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
Ошибка IX: Ма=+=СКа=+=НДКа: материя, материальность (чего) а означает неизменность (небытие изменения) качества а.
Ошибка X: Ma=+=UCKa: материя, материальность (чего) а означает бесконечную неизменность качества а.
Ошибка XI: Ба=+=ЫМа: бытие (чего) а - непротиворечивость материи (чего) а.
Ошибка XII: Ба=+=НYМGа: бытие (чего) а - небытие противоречия в материальном теле (чего) а.
Ошибка XIII: Ба=+=ЫДа: бытие (чего) а - непротиворечивость движения (чего) а.
Ошибка XIV: Ба=+=НYДGа: бытие (чего) а - небытие противоречия в движении тела (чего) а.
Ошибка XV: Ба=+=НYTRа: бытие (чего) а - небытие противоречия в трансформации вещи а.
Вывод: в двузначной алгебре метафизики метафизический материализм - совмещение материализма с метафизикой (учением о непротиворечивости и неизменности бытия) есть «ошибка счета», то есть техническая ошибка в вычислении соответствующих ценностных таблиц.
2. Дискретная математическая модель формально-аксиологического аспекта «диалектического закона перехода количественных изменений в качественные»
Аккуратно «вычисляя» ценностные таблицы, не трудно получить следующий список уравнений алгебры метафизики, корректирующих соответствующие метафизические ошибки (I-XV), отмеченные выше.
53) Ба=+=ДМа: бытие (чего) а есть движение материи (чего) а.
54) Ба=+=ЧМа: бытие (чего) а есть ощущение материи (чего) а.
55) Rа=+=FМа: вещь (реальность) а есть конечная материя (материальность) а.
56) Gа=+=DМа: тело (телесность) а есть определенная материя (материальность) а.
57) Ла=+=Ма: плоть (чего, кого) а есть материя (чего, кого) а.
58) Ма=+=УДа: материя, материальность (чего) а означает быстрое изменение а.
59) Ма=+=УДЭа: материя, материальность (чего) а - быстрое изменение количества а.
60) Ма=+=FSДЭа: материя, материальность (чего) а означает конец, конечность медленного изменения количества а.
61) Ма=+=DCKa=+=DHДКа: материя, материальность (чего) а означает определенность неизменности (небытия изменения) качества а.
62) Ма=+=FCKa=+=FHДКа: материя, материальность (чего) а означает конечность неизменности (небытия изменения) качества а.
63) Ма=+=ZUCКа: материя, материальность (чего) а означает невозможность бесконечной неизменности качества а.
43
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
64) Ма=+=иДЭа: материя, материальность (чего) а - бесконечность изменения количества (чего) а.
65) иДЭа=+=ЬДКа: бесконечность изменения количества (чего) а -необходимость изменения качества а.
66) ЩЭа=+=ЩКа: неопределенность изменения количества (чего) а -необходимость изменения качества а.
67) Ма=+=1ДКа=+=иДКа: материя, материальность (чего) а означает неопределенность (бесконечность) изменения количества (чего) а.
68) Ма=+=ЬДКа: материя, материальность (чего) а означает необходимость изменения качества а.
69) Ма=+=ДКа: материя, материальность (чего) а - изменение качества а.
70) Ма=+=иДКа: материя, материальность (чего) а - бесконечность изменения качества а.
71) иДЭа=+=иДКа: бесконечность изменения количества (чего) а эквивалентна бесконечности изменения качества а.
72) Ма=+=DCКа: материальность а - определенность постоянства качества (чего) а.
73) Ма=+=DL2Ка: материальность а - определенность независимости качества (чего) а.
74) Ма=+=DНIДЭКа: материальность а - определенность независимости от изменения количества качества (чего) а.
75) А3а=+=Н1ДЭКа: мера (чего) а - независимость от изменения количества качества (чего) а.
76) Ма=+=DА3а: материальность а - определенность (ограниченность) меры (чего) а.
77) Ма=+^У1А3а: материальность а - необходимость нарушения меры (чего) а.
78) А3а=+=13ДЭКа: мера а - предел (граница) для изменения количества качества (чего) а.
79) Ма=+=13Н1ДЭКа: материя (чего) а - предел (граница) для независимости от изменения количества качества (чего) а.
80) Ма=+=FА3а: материальность (чего) а - конечность меры (чего) а.
3. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
(Метафизика элеатов и ее отношение к «материи» и «сознанию» как ценностным функциям от двух ценностных переменных в двузначной алгебре формальной аксиологии)
Вульгарный материализм - специфическая разновидность (или сторона, аспект) рассмотренного выше метафизического материализма. Эта разновидность (сторона, аспект) особое внимание уделяет материалистической интерпретации сознания (идей) для обеспечения онтологического монизма при отказе от дуализма материи и сознания. Суть (главная идея) вульгарного материализма может быть представлена следующими «уравнениями» алгебры метафизики.
44
Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
Ошибка XVI: Яа=+=Ма: сознание (чего, кем, чье) а есть материя (чего, кого, чья) а.
Ошибка XVII: I а=+=Ма: идея, идеальность (чего, кого, чья) а есть материя, материальность (чего, кого, чья) а.
Принимая во внимание данные выше точные дефиниции, не трудно заметить, что «уравнения» XVI и XVII - результаты грубых «вычислительных ошибок» в алгебре метафизики.
4. Ценностные функции от двух ценностных переменных в двузначной алгебре метафизики
Глоссарий для следующей таблицы 5. Символ Б2аЬ обозначает ценностную функцию «бытие (чего, кого) b за счет (чего, кого) a». E2ab -«единство, неделимость (чего, кого) b для (чего, кого) a». C2ab - «неизменность, постоянство (чего, кого) b для (чего, кого) a». L2ab - «необходимость, неизбежность (чего, кого) b для (чего, кого) a». U2ab - «бесконечность (чего, кого) b для (чего, кого) a». Д^Ь - «изменение, движение (чем, кем) b (чего, кого) a». D2ab - «определение, определенность (чем, кем) b (чего, кого) a». K2ab - «объединение, соединение (чего, кого) b и (чего, кого) a». S2ab - «разъединение, разделение (чего, кого) b и (чего, кого) a». Эти функции определяются табл. 5.
аблица 5
а b б^ь E2ab C2ab L2ab U2ab д&ь D2ab K2ab S2ab
х х п п п п п п п х п
х п п п п п п п п п х
п х х х х х х х х п х
п п п п п п п п п п х
Глоссарий для следующей таблицы 6. Символ M2ab обозначает ценностную функцию «материя, материальность (чего, кого) а для (чего, кого) b». b2ab - «бесформенность (чего, кого) а для (чего, кого) b». Ф2оЬ -«форма, формальность (чего) b для (чего, кого) a». F2ab - «формирование, оформление, (чем, кем) b (чего, кого) a». Я2оЬ - «сознание, осознание (чем, кем, чье) b (чего, кого) a». 42ab - «чувство, ощущение (чем, кем, чье) b (чего, кого) a». I2ab - «идея, идеал, идеальность (чего) b для (чего) а». X2ab - «независимость, свобода (чего, кого) b от (чего, кого) a». 02ab -«противоположность (чего, кого) b для (чего, кого) a». Иначе говоря, 02ab -«противоположность (чего, кого) b (чему, кому) а». Эти функции определяются табл. 6.
аблица 6
а b M2ab b2ab ф^ь F2ab я^ь 4ab hab X2ab 02ab
х х п п п п п п п п п
х п п п п п п п п п п
п х х х х х х х х х х
п п п п п п п п п п п
45
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
Глоссарий для следующей таблицы 7. Символ P2ab обозначает ценностную функцию «различие (чего, кого) b с (чем, кем) а», или «отличие (чего, кого) b от (чего, кого) а». П2аЬ - «противоречие (чего, кого) b (чему, кому) а» или «противоречие (чего, кого) b с (чем, кем) а». Г2ab - «предел, граница (что, кто) b для (чего, кого) а». Ж^Ь - «мера (чего, кого, чья) b для (чего, кого) а», или «мера (что, кто) b для (чего, кого) а». B2ab - «выход (чего, кого) b из (чего, кого) а, или за пределы (чего, кого) а». A2ab -«неисключающий аксиологический выбор между (чем, кем) b и (чем, кем) а». T2ab - «исключающий аксиологический выбор между (чем, кем) b и (чем, кем) а». T2ab - «(аксиологическое) тождество между (чем, кем) b и (чем, кем) а». W2ab - «(аксиологическое) противоречие (антагонистическое), борьба (война) между (чем, кем) b и (чем, кем) а («не на жизнь, а на смерть»)». Эти функции определяются табл. 7.
аблица 7
а b P2ab n2ab r2flb Ж2оЬ B2ab A2ab Tab Tab Wab
х х п п п п п х п х п
х п п п п п п х х п х
п х х х х х х х х п х
п п п п п п п п п х п
В предыдущих разделах статьи уравнения алгебры метафизики были формально-аксиологическими эквивалентностями композиций ценностных функций от одной переменной. В данном разделе появилась возможность конструировать всевозможные композиции ценностных функций как от одной, так и от двух переменных, смешивая их как угодно. Увеличив таким образом выразительные возможности искусственного языка алгебры метафизики, можно, аккуратно вычисляя соответствующие ценностные таблицы, обосновать приведенные ниже уравнения.
81) Жа=+=ХДЭКаКа: мера (чего, кого, чья) а есть независимость качества (чего, кого) а от изменения количества качества (чего, кого) а.
82) Ма=+=FХ2ДЭКаКа: материальность а - конечность независимости качества (чего) а от изменения количества качества (чего) а.
83) Ма=+=FЖа: материальность (чего, кого, чья) а - конечность меры (чего, кого, чьей) а.
Эти уравнения - продолжение моделирования диалектико-материалистического «закона перехода количественных изменений в качественные». Но исследуемая алгебра формальной аксиологии может быть использована для моделирования любых философских законов, поэтому ниже в качестве еще одного примера приведены уравнения, моделирующие диалектико-материалистический «закон единства и борьбы противоположностей».
84) S2aОа=+=х: «закон разделения противоположностей».
85) Т2аОа=+=х: «закон взаимоисключения противоположностей».
86) W2aОа=+=х: «закон борьбы противоположностей».
46
Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
В исследуемой алгебре формальной аксиологии убедиться в том, что ценностная функция W2aOa действительно является законом (этой алгебры), очень просто: нужно «вычислить» ценностную таблицу для W2aOa и в связи с полученным результатом «вычисления» вспомнить данное выше определение понятия «закон метафизики» - Def-1.
87) Т2aDOа=+=Т2БаБDOа=+=х: «закон тождества противоположностей»: а есть определение своей противоположности. Иначе говоря, существование (чего, кого, чье) а эквивалентно существованию определения противоположности (для) а.
88) T2IOaHa=+=x: «закон тождества противоположностей»: неопределенность противоположности (для) а равноценна небытию а.
89) БЕ1К2аОа=+=х: «закон единства противоположностей»: существование единства (единого) для объединения обеих противоположностей есть закон.
90) БЩ1К2аОа=+=х: «закон единства противоположностей»: существование общего для объединения обеих противоположностей есть закон.
91) L2ab=+=L2ObOa: «закон контрапозиции необходимости»: необходимость (чего, кого) b для (чего, кого) a означает необходимость противоположности (чего, кого) a для противоположности (чего, кого) b.
92) П2аЬ=+=П2ОЬОа: «закон контрапозиции противоречия»: противоречие (чего, кого) b (чему, кому) а означает противоречие (чего, кого) противоположности а (чему, кому) противоположности b.
В философии формально-аксиологические законы контрапозиции соответствующих бинарных операций алгебры метафизики (последние два уравнения) до сих пор не были осознаны и точно сформулированы как таковые в самом общем виде. Чрезвычайно расплывчатые (нечеткие) и многозначные суждения и рассуждения о противоположностях и противоречиях на уровне естественного языка внесли в философию путаницу (породили логико-лингвистический хаос), создали впечатление психопатологии мышления диалектиков (у психиатров на этот счет есть даже специальный термин «философская интоксикация»). В этой связи алгебра формальной аксиологии может быть использована не только в собственно философских (абстрактно-теоретических), но и в психотерапевтических целях. Например, с ее помощью легко продемонстрировать «вычислением» соответствующих ценностных таблиц, что следующие «уравнения» суть не что иное, как просто грубые «ошибки счета», а отнюдь не адекватные формулировки диалектических истин. «Высшая мудрость» не может быть элементарной вычислительной ошибкой. Поэтому приведенные ниже ошибки счета моделируют в двузначной алгебре философии то, что К. Поппер именовал «типичным гегельянским бредом».
Ошибка XVIII: а=+=Оа: «якобы закон тождества противоположностей». Ошибка XIX: КаОа=+=х: «якобы закон единства противоположностей».
47
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
В истории философии многочисленные попытки торжественно объявить эти «ошибки счета» научными открытиями и соединить их с материализмом существовали и до сих пор время от времени предпринимаются. Данный историко-философский факт заслуживает внимательного анализа, так как возможно, что за указанными «ошибками счета» скрыта некая неадекватно ими выраженная глубокая философская интуиция, которая в принципе может быть выражена адекватно. Думается, что некое логически непротиворечивое объединение материализма с диалектикой может быть осуществлено на уровне искусственного языка алгебры формальной аксиологии, так как в ней необходимая формально-аксиологическая связь категорий «материя» и «противоречие» существует [3]. Например, следующие ниже уравнения закономерно связывают ценностные функции «материя» и «противоречие», но не являются «ошибками счета» в исследуемой двузначной алгебре. В этом легко убедиться, «вычисляя» соответствующие ценностные таблицы.
93) Ma=+=Ya: материя (чего, кого) а есть противоречие в (чем, ком) а.
94) Ma=+=Na: материальность (чего) а эквивалентна противоречивости (чего) а.
95) Ма=+=Т2аТ2аОа: материальность (чего) а означает аксиологическое тождество (чего) а с аксиологическим тождеством противоположностей - а и Оа).
96) Ма=+=Т2аК2аОа: материальность (чего) а означает аксиологическое тождество (чего) а с объединением противоположностей - а и Оа).
97) Ма=+=Т2аП2аа: материя (чего) а есть аксиологическое тождество (чего) а с самопротиворечием (чего) а.
98) Ма=+=Т2аД2аа: материя (чего) а есть аксиологическое тождество (чего) а с самодвижением (чего) а.
99) Ма=+=Т2аЯ2аа: материя (чего) а есть аксиологическое тождество (чего) а с самосознанием (чего) а.
Последнее уравнение, устанавливающее закономерную структурнофункциональную связь материи и сознания, не есть результат вычислительной ошибки в алгебре формальной аксиологии (что легко проверить). В этом существенное отличие последнего уравнения от вышеприведенных «уравнений» XVI и XVII, моделирующих ошибочные попытки вульгарного материализма установить материальное единство мира, в котором существует сознание, не являющееся материальным. Для вульгарного материализма задача обоснования материалистического монизма оказалась чересчур сложной и даже неразрешимой, так как скромными логиколингвистическими средствами вульгарного материализма невозможно «обойти» фундаментальные метафизические законы, моделируемые следующими ниже уравнениями алгебры формальной аксиологии.
100) S2MаЯа=+=х: «Первый закон дуализма материи и сознания»: разделение материи (чего, кого) и сознания (чем, кем, чьего) есть закон метафизики.
48
Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики
101) S2МIаЮа=+=х: «Второй закон дуализма материи и сознания»:
разделение материи для (чего, кого) и осознания (чего, кого) есть закон метафизики.
Эти два закона дуализма легко проверить вычислением соответствующих ценностных таблиц. То, что словосочетание «закон дуализма материи и сознания» имеет не одно единственно верное, а два разных формальноаксиологических значения, обычно не осознается, ибо, как правило, не осознается то, что слова «материя» и «сознание» суть омонимы. Каждое из этих слов имеет два прямо противоположных формально-аксиологических значения, точно определенные выше таблицей 3 (а затем синтезированные таблицей 6). Поскольку на уровне ценностных функций от одной переменной в алгебре формальной аксиологии существует пара противоположных функций, именуемых словом «материя» и пара противоположных функций, именуемых словом «сознание», постольку в этой алгебре существует возможность простого отождествления какого-то одного из двух значений слова «сознание» с каким-то одним из двух значений слова «материя». Сказанное можно выразить следующими уравнениями.
102) Яа=+=М!а: сознание, осознание (чем, кем, чье) а эквивалентно материи для (чего, кого) а.
103) Юа=+=Ма: сознание, осознание (чего, кого) а эквивалентно материи (чего, кого) а.
Последние два уравнения алгебры формальной аксиологии в каком-то нетривиальном смысле преодолевают абсолютный дуализм материи и сознания, делают этот дуализм относительным, так как указывают на существование некоторого точно определенного отношения, а именно, формальноаксиологического, в котором некоторое точно определенное ценностное значение слова «сознание» тождественно некоторому точно определенному ценностному значению слова «материя». Это очень важный результат построения и исследования двузначной алгебры метафизики как алгебры ценностей, так как он представляет собой психологически неожиданный логически непротиворечивый синтез: (А) законов дуализма (разделения) материи и сознания; (В) законов противоположности (инверсии) материи и сознания; (С) законов тождества (экивалентности) материи и сознания.
В заключение, принимая во внимание тему настоящей статьи, целесообразно обратить внимание на приведенный ниже формально-аксиологический закон контрапозиции бинарной операции «сознание (осознание)» в алгебре метафизики.
104) Я:аb=+=Я2MbMa: «закон контрапозиции сознания»: осознание (чем, кем, чье) b (чего, кого) а есть осознание (чем, кем) материальным а (чего, кого) материального b. Иначе говоря, «закон контрапозиции сознания» - осознание (чем, кем, чье) b (чего, кого) а эквивалентно осознанию материи (чего, кого) b материей (чего, кого) а.
В связи со сложной метафизической проблемой осознания другого сознания, занимающей философов с давних пор, должно быть интересно следующее уравнение.
49
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
105) Я2ЯаЯЬ=+=Я2аЬ: осознание (чем, кем) сознанием b (чего, кого) сознания (чего, кого) а есть осознание (чем, кем, чье) b (чего, кого) а.
Из последних двух уравнений, согласно транзитивности отношения «=+=», логически следует еще одна интересная формулировка закона кон-трапозиции бинарной операции «сознание».
106) Я2ЯаЯЬ=+=Я2МЬМа: осознание (чем, кем) сознанием b (чего, кого) сознания (чего, кого) а эквивалентно осознанию материи (чего, кого) b материей (чего, кого) а.
Ощущение парадоксальности метафизических законов контрапози-ции сознания - вполне естественно возникающая психолингвистическая иллюзия, которая рассеивается в результате систематического применения логико-лингвистического принципа, условно именуемого «Гильотиной Юма». Ограниченный объем данной статьи не позволяет дать полное и точное изложение этого принципа, поэтому, отсылаю читателя к работам, в которых такое изложение представлено [2; 3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1984. 734 с.
2. Лобовиков В.О. «Ницщета философии» и ее преодоление «цифровой метафизикой». Екатеринбург: УрО РАН, 2009. 4б8 с.
3. Лобовиков В.О. Дискретное математическое моделирование («оцифровка») формально-аксиологического аспекта метафизики (Парменид, Мелисс, Платон, Аристотель) и материалистической диалектики // Науч. ежегодник Ин-та философии и права УрО РАН. 2011. Вып. 11. С. 114-133.
Материал представлен в редколлегию 21.05.2012 г
VULGAR MATERIALISM AS A “COMPUTATION BLUNDER” IN TWO-VALUED ALGEBRA OF METAPHYSICS
(Eleatic metaphysics and its relation to “matter” and “consciousness” as evaluation-functions determined by two variables in two-valued algebra
of formal axiology)
Vladimir O. Lobovikov, Doctor of Philosophy, full professor, principal researcher, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of Russian Academy of Sciences. Ekaterinburg. E-mail: vlobovikov@mail.ru
Abstract: The philosophical categories “being”, “non-being”, “matter (material)”, “idea (ideal), “consciousness”, “contradiction”, “dialectics”, “change”, “non-change (permanence)” are studied as evaluation-functions in two-valued metaphysics-algebra. Metaphysics is interpreted as formal axiology. In the first part of the paper, the above-mentioned categories are considered as evaluation-functions determined by one evaluation-variable. In the second part, the ones are considered as evaluation-functions determined by two variables. The equivalence relation among these functions is defined in mentioned algebra. It is demonstrated that the evaluation-functions determined by two variables are fundamental generalizations of corresponding functions determined by one variable. Lists of equations of algebra of metaphysics are generated. The vulgar materialism is nothing but a “computation blunder” in this algebra.
Keywords: being, matter, consciousness, materialism, metaphysics, dialectics, formal, axiology, algebra, evaluation, function.
50