Научная статья на тему '«Второе высшее» в контексте российских реформ'

«Второе высшее» в контексте российских реформ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Вера Филипповна, Князева Елена Геннадьевна

В статье анализируются проблемы развития системы второго высшего образования как важного сегмента сложившегося рынка образовательных услуг. Необходимость получения второго высшего образования рассматривается в связи с социальными и экономическими процессами в стране. Статья подготовлена по результатам конкретного социологического исследования, проведенного в Институте переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Вера Филипповна, Князева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Второе высшее» в контексте российских реформ»

Вера Филипповна Кузнецова

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной психологии Уральского государственного

экономического университета

Елена Геннадьевна Князева

Кандидат экономических наук, доцент, директор Института переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономическ ого

йЛ

«ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ» В КОНТЕКСТЕ РОССИИСКИХ РЕФОРМ

Второе высшее образование стало неожиданным и в то же время закономерным следствием проводимых в российском обществе экономических реформ. Осуществление рыночных реформ требовало большого количества образованных людей, и прежде всего специалистов экономического профиля, которые могли бы создавать новую экономическую реальность. Прежняя система высшего образования по понятным причинам не была нацелена на подготовку таких специалистов, и уже в начале реформ ощущалась их явная нехватка. Нарождающийся российский бизнес и формирующаяся финансово-кредитная система востребовали грамотных, инициативных и предприимчивых специалистов, обладающих широким кругозором, готовых к самостоятельным решениям. Такими качествами обладали далеко не все выпускники высших учебных заведений, только что получившие дипломы по новым, «рыночным» специальностям - им не хватало жизненного опыта и ответственности в принятии и реализации решений. Ставку пришлось сделать на специалистов, получивших добротное высшее образование в так называемый «период застоя». Можно утверждать, что создание рыночной экономики даже в том виде, в каком это стало реальностью, было бы невозможно без образовательного, научнотехнического и интеллектуального потенциала, накопленного в нашей стране в предшествующий период.

Однако следует признать и то, что большинство действующих агентов формирующегося российского рынка получили высшее образование в

дореформенный период, т.е. тогда, когда оно было идеологически регламентировано и не имело рыночной ориентации. В силу этого многие субъекты новых рыночных отношений испытывают недостаток современных экономических знаний, необходимых для того, чтобы «вписаться» в новую экономическую реальность и добиться экономических успехов. Это обусловливает их стремление не останавливаться на достигнутом образовательном уровне, а получить второе высшее образование по актуальным для реформируемого общества специальностям.

Таким образом, второе высшее образование оказывается необходимым для тех, кто реально работает в рыночной экономике, но получил высшее образование, неадекватное характеру и потребностям рынка. Все это дало новый импульс развитию и расширению масштабов системы второго высшего образования как важного направления формирующегося рынка образовательных услуг.

В недавнем прошлом получение второго высшего образования было большой редкостью, скорее, исключением из правил. Система государственного высшего образования, которое было полностью бесплатным, не предусматривала возможностей поменять полученную специальность для тех, кто разочаровался в ней или хотел бы выбрать для себя новую сферу деятельности, кто хотел бы иметь большую зарплату или достичь более высоких статусных позиций в обществе. Сложившаяся в стране система повышения квалификации также в основном не предполагала переподготовку кадров по новым специальностям, а была нацелена преимущественно на повышение квалификации в соответствии с полученным образованием. Получение второго высшего образования за государственный счет, естественно, не поощрялось государством, его можно было получить лишь заочно, и такая возможность имелась у немногих. Тот, кто, получив высшее образование, не желал довольствоваться достигнутым образовательным уровнем, выбирал следующую образовательную ступень, которой была аспирантура. Однако цель обучения в аспирантуре, как известно, не получение новой специальности, а выполнение научного исследования, результатом которого является кандидатская диссертация. Считалось, что лишь самые способные выпускники высших учебных заведений могут на конкурсной основе поступить в аспирантуру, а их дальнейшее предназначение связывалось с работой в научных учреждениях или высших учебных заведениях, что было весьма престижным. Получалось, что, поступая в вуз, человек выбирал себе специальность на всю жизнь, но кто, скажите, был гарантирован от ошибок в столь серьезном выборе? Пожалуй, сменить мужа или жену, вторично вступив в брак, было для многих проще, нежели, разочаровавшись, сменить специальность, полученную в вузе.

Осуществление радикальных экономических реформ и переход к рынку обнаружили явную недостаточность существовавшей системы послевузовского образования. Прежняя система централизованного управления и планирования экономики, безусловно, затрагивала и сферу высшего образования, и плановые органы, определяя потребности различных отраслей народного хозяйства в специалистах, директивно предписывали вузам объем их выпуска. Однако это приводило к «перепроизводству» некоторых специалистов, например, инженеров. В то же время не было избыточной подготовки юристов, высококвалифицированных специалистов сферы финансово-кре-дитных отношений и учета и т.п.

В связи со спадом промышленного производства спрос на многие профессии резко сократился, уменьшилась потребность в специалистах техни-ческого профиля. Кризисное состояние науки подорвало высокий престиж естественнонаучного образования внутри страны, произошло резкое сокращение научных кадров. «За бортом» российских рыночных реформ оказались многие физики, химики, биологи и другие высококлассные специалисты. Многие люди с гуманитарным образованием - филологи, историки, философы - также не могли обеспечить средства к существованию, материальные условия жизни семьи, работая по своей специальности. Рыночные реформы, таким образом, внесли существенные коррективы в жизненные сценарии российской интеллигенции, обусловив для значительной ее части необходимость приобретения новой, адекватной рынку и востребованной рыночной экономикой специальности. Многим из тех, кто вступил в пору «среднего возраста», пришлось начинать жизнь почти «с чистого листа», расставшись с полученной специальностью, осваивать новые для себя социальные и экономические роли.

В последние годы получение второго высшего образования широко распространилось и приобрело особую популярность. То, что в недавнем прошлом было довольно редким явлением, сегодня обрело массовый характер. За студенческие парты сели люди, наиболее «продвинутые» в рыночной экономике, достигшие высокого социального статуса и имеющие соответственно высокий уровень материального обеспечения. Это и «первые лица» банков, крупных коммерческих фирм, государственных предприятий, и представители властных структур, депутаты и т.п. Их потребность в продолжении образования часто обусловлена нехваткой современных конкретных знаний, позволяющих принимать безошибочные решения, грамотно управлять людьми.

В то же время насущную потребность в получении второго высшего образования имеют люди, чья специальность утратила актуальность и не пользуется спросом в условиях рынка; они надеются приобрести новую, «рыночную» специальность, которая позволит им найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру и занять достойные статусные позиции в обществе.

Среди тех, кто также не довольствуется достигнутым образовательным уровнем, есть и третья категория - люди, которые уже имеют вполне устраивающую их должность и зарплату, но работают не по той специальности, по которой ими получено первое высшее образование. К этой категории относятся, например, главные бухгалтеры с педагогическим и медицинским образованием и заместители директоров производственных или коммерческих фирм, имеющие гуманитарное или естественнонаучное образование. Для того чтобы «закрепиться» в должности, им необходим диплом по новой экономической специальности, поэтому они принимают решение получить второе высшее образование.

Таким образом, осуществление рыночных реформ обусловило рост образовательных потребностей разных слоев населения, а для многих людей и необходимость получения второго высшего образования. Это привело к тому, что само образование все в большей степени стало развиваться по законам рынка, о чем свидетельствует создание различных негосударственных образовательных учреждений в крупных городах и их многочисленных филиалов в малых городах и населенных пунктах; в государственных вузах также были созданы разнообразные коммерческие

структуры, предоставляющие платные образовательные услуги. Можно сказать, что под влиянием реформ в российском обществе сформировался рынок образовательных услуг, который, несмотря на все разговоры о кризисе образования, развивается чрезвычайно интенсивно. «Второе высшее» становится наиболее интересным и перспективным направлением российского рынка образования. А это, в свою очередь, требует реорганизации и расширения масштабов системы дополнительного поствузовского образования, которая существовала в дореформенной России.

Для того чтобы понять феномен «второго высшего» в связи с проводимыми в стране рыночными реформами, необходимо проанализировать прежде всего те факторы, которые повлияли на мотивацию взрослых людей, имеющих высокий по стандартам современного общества образовательный уровень, не останавливаться на достигнутом, а продолжить образование и получить второе высшее.

Этой цели было подчинено социологическое исследование, проведенное в Институте переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономического университета. Объектом исследования явились слушатели ИППК УрГЭУ, получающие второе высшее образование по специальностям: финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; мировая экономика; экономика и управление на предприятии. Исследование проводилось с применением методов включенного наблюдения как незаменимого источника информации, анализа документов и анкетного опроса на основе сплошной выборки. Обработка социологической информации проводилась с использованием универсальной программы SPSS.

Мы предложили слушателям ИППК УрГЭУ ответить на вопрос об основных мотивах их решения получить еще одно высшее образование и проранжировать предложенные варианты мотивов.

Оказалось, что самым важным фактором, определяющим мотивацию их решения продолжить образование, большинство респондентов посчитали нехватку конкретных знаний, чтобы занимать их нынешнюю должность, хорошо разбираться в экономических вопросах и принимать самостоятельные решения. Этот мотив отметили 73,1% опрошенных; причем 27,7% респондентов поставили его на первое и еще 19,3% на второе по значимости место. Вместе с тем около четверти (26,9%) слушателей оставили этот фактор без внимания, не относя его к числу тех, которые повлияли на их мотивацию.

Второй по популярности мотив, который отметили 63,9% наших слушателей, связан с тем, что в настоящее время они работают не по той специальности, по которой ими получено первое высшее образование, и для того, чтобы «закрепиться» в должности в условиях конкуренции, им необходим диплом по новой специальности. При этом 29,8% считают этот, а не предыдущий фактор самым важным, и 13,9% присвоили ему второй по значимости ранг. В итоге получается, что данный мотив имеет максимальное количество предпочтений. Тем не менее более трети респондентов (36,1%) вообще не считают этот мотив значимым для себя, не отметив его в числе тех, которые повлияли на их решение.

Естественно было предположить, что для многих второе высшее образование окажется необходимым в дальнейшей карьере. И действительно, этот мотив был отмечен большинством (60,9%) слушателей, почти пятая часть (19,3%) поставили его на первое и 11,8% на второе место. Почти половина слушателей (47,5%) решили продолжить образование, так как их не

устраивает собственный социальный статус и, получив диплом по новой специальности, они рассчитывают занять более значимую должность и иметь более высокую зарплату.

Более трети опрошенных (34,9%) сочли, что их прежние знания устарели, не соответствуют изменившимся социальным и экономическим условиям; поэтому они решили продолжить образование. Однако этот мотив поставили на первое место только 5,5% респондентов.

Также примерно треть получающих второе высшее образование (34,0%) столкнулись с тем, что их первая специальность не пользуется спросом в современной рыночной экономике, поэтому они считают, что им необходимо получить новую специальность, чтобы сменить работу. На первое место этот мотив ставят 7,6%, и каждый двадцатый отдает ему второе место.

Для четверти слушателей значимым оказался такой мотив: «В современных условиях молодежь имеет преимущества на рынке труда. Я бы не хотел уступать более молодым в условиях конкуренции и готов для этого продолжить образование». Но только незначительная часть (2,1%) респондентов присвоили ему первый ранг и 1,7% второй. По-видимому, этот мотив был отмечен теми слушателями, чей возраст превышает 35 лет, а таких среди опрошенных 30,8%. Однако и людьми зрелого возраста конкуренция с молодежью не рассматривается как фактор, более значимый в сравнении с насущной потребностью получить современные конкретные знания по специальности, чтобы хорошо разбираться в экономических вопросах и принимать самостоятельные решения, а также с рядом других факторов, рассмотренных выше.

Вопреки нашему ожиданию оказалось, что наименее значимым среди факторов, повлиявших на мотивацию получения второго высшего образования, была чрезмерная идеологизация предыдущего образования. Более трех четвертей респондентов (78,6%) не выбрали предложенный нами вариант ответа: «Мое первое высшее образование получено в тот период, когда оно было чрезмерно идеологизированным. В настоящее время нет идеологических ограничений, образование стало более свободным, это меня привлекает». Приходится признать, что идеологическая регламентация утратила актуальную значимость для тех, кто получил высшее образование в постперестроечный период. А те, кто закончили вузы в последние годы, имеют об этом весьма смутное и искаженное представление, так как им не пришлось испытать на себе давление идеологии как в образовательном процессе, так и в жизни. Тем не менее больше одной пятой (21,4%) наших слушателей согласились включить этот фактор в свою мотивационную цепочку. Преимущественно это люди более старшей возрастной категории, которые получили первое высшее образование до начала демократических преобразований в нашем обществе. А несколько человек (5,5%) присвоили этому мотиву первый и второй ранг в мотивационной шкале.

Мы решили более явно вычленить прагматическую, утилитарную компоненту в мотивации получения второго образования и сформулировали перед слушателями конкретный вопрос: «Рассчитываете ли Вы, что

получение Вами второго высшего образования приведет к повышению Вашей зарплаты или будет способствовать увеличению иных Ваших доходов?» Ответы показывают, что большинство наших слушателей отнюдь не чужды прагматизма и утилитаризма в выборе собственного поведенческого пути, что совершенно естественно в условиях рыночных

реформ: 63,1% рассчитывают на повышение зарплаты и 71,1% на то, что получение второго высшего образования будет способствовать увеличению иных доходов. В то же время 36,9% в первом и 28,3% во втором случае не связывают получение второго образования с повышением своего материального благосостояния. Похожая картина вырисовывалась и по второму вопросу, направленному на выявление «утилитарной» компоненты мотивации: «Предполагаете ли Вы, что, получив второе высшее образование, Вы займете более высокую должность?». 60,9% ответивших предполагают такую радужную перспективу, а 38,2% нет. Конечно, среди них есть и такие, кто ставит своей задачей «удержаться» в той должности, которую они занимают, что мы выяснили ранее.

Использование кросс-таблиц позволило выявить любопытную картину: доля тех, кто предполагает, что получение второго высшего образования обеспечит их карьеру, оказалась примерно одинаковой как среди тех, для кого приоритетным является само содержание образования, так и среди тех, для кого важнее его формальная сторона, получение диплома (59,6 и 60,6% соответственно).

Из 140 чел., которые считают, что, получив второе высшее образование, они займут более высокую должность, 72,9% полагают, что для них важнее неформальная, содержательная сторона образования, способствующая повышению уровня личности, для 14,3% более важным является собственно получение диплома по специальности, а еще 12,9% считают, что для них одинаково важны обе стороны.

Представляет интерес зависимость социологической переменной (ответ на вопрос «Рассчитываете ли Вы, что получение Вами второго высшего образования приведет к повышению Вашей зарплаты?») от того, где работает респондент: на государственном предприятии, в акционерном обществе, в частной фирме, в финансово-кредитной структуре, в органах власти или в общественных организациях.

Больше всего доля тех, кто рассчитывает, что получение ими второго высшего образования приведет к повышению заработной платы, среди работающих в финансово-кредитных структурах (70,0%) и на государственных предприятиях (69,7%); среди работников частных фирм она несколько меньше - 62,4%; а из тех, кто работает в органах власти, на это рассчитывает лишь половина.

Вызывает уважение тот факт, что более половины слушателей (56,7%) объяснили свое решение продолжить образование тем, что им «всегда было интересно учиться, а сейчас появилась такая возможность». Они считают, что «делают это прежде всего для себя, и не рассчитывают на какую-то выгоду». Правда, отмечая значимость этого мотива, побудившего их принять решение получить еще одно образование, только 13,4% считают его главным, а 8,8% ставят его на второе место. Тем не менее, данный результат нашего опроса показывает, что не только соображения выгоды и пользы составляют мотивацию людей, решивших получить второе высшее образование, не только расчет на повышение заработной платы и возможность занять более высокую должность, но и чисто познавательный интерес, что говорит о понимании ими самоценности образования и его значения для развития личности.

Мы были настойчивы и предложили нашим слушателям определить: «Что для Вас важнее: получение диплома по специальности (формальная сторона) или повышение уровня личности и приобретение современных

знаний (неформальная, содержательная сторона)?». В наше время довольно широко распространено мнение, что решающее значение имеет не столько качество и содержание образования, сколько его формальная сторона, собственно получение диплома. Нам известны суждения о том, что взрослых людей, обремененных заботами и ответственностью, имеющих устойчивое социальное положение и достаточно высокий материальный уровень, может заставить еще раз сесть на студенческую скамью прежде всего внешняя необходимость иметь диплом, в котором будет указана нужная им специальность. Однако почти три четверти (74,2%) получающих второе образование безоговорочно признали, что для них важнее именно неформальная, содержательная сторона образования, т.е. приобретение современных знаний, способствующих повышению уровня личности, и только 14,4%, можно сказать, пришли «за корочками» - для них важнее получение диплома, т.е. формальная сторона. Еще 11,4% считают, что для них одинаково важны обе стороны.

Программа обработки эмпирических данных SPSS позволила рассчитать парные распределения и обнаружить зависимости между измеряемыми социологическими переменными. Выяснилось, что из 159 чел., считающих, что для них приоритетной является неформальная, содержательная сторона образования, 60,4% предполагают, что получение второго высшего образования приведет и к росту их заработной платы. А из 32 чел., считающих, что для них важнее формальная сторона, более 40,0% на это не рассчитывают.

Из 137 чел., которые надеются, что получение ими второго высшего образования приведет к повышению заработной платы, 70,1% считают, тем не менее, что для них важнее его неформальная, содержательная сторона, и только 13,1% признают обратное; 15,6% убеждены, что для них одинаково важны обе стороны.

Из тех, кто считает важными обе стороны (24 чел.), большинство думают, что за получением второго высшего образования последует увеличение заработной платы, а 12,5% не рассчитывают на это.

Надо сказать, что признание слушателями приоритетности содержания образования при получении второго высшего перед его формальной стороной может служить утешением для преподавателей в нашем нелегком труде, позволяя утвердиться в понимании его глубокого смысла. Такое распределение ответов, на наш взгляд, проясняет суть феномена «второго высшего». Это, в свою очередь, налагает большую ответственность на структуры, призванные удовлетворять столь высокие образовательные потребности.

Нам было интересно узнать, по чьей инициативе наши слушатели поступили учиться во второй раз. Три четверти (75,6%) обучающихся заявили, что они сделали этот шаг по собственной инициативе, и только 8,4% респондентов ответили, что им предложило начальство на работе (выходит, что начальство не столь инициативно и не слишком побуждает своих сотрудников к повышению образования).

13 чел. сделали это по совету друзей и знакомых, четверо последовали совету мужа или жены, 18 чел. (7,6%) сказали, что поступить учиться во второй раз их «жизнь вынудила», и всего двое признались, что «сам бы я на это не пошел».

О ком же из наших студентом позаботилось начальство, предложив им поступить в УрГЭУ для продолжения образования? Оказалось, что по

предложению вышестоящего начальства поступили учиться вторые и третьи лица фирм и предприятий - заместители директоров, финансовые и коммерческие директора (12,0%), а также начальники отделов и подразделений (11,5%).

А вот бухгалтеры и главные бухгалтеры (большинство из них женщины, сменившие специальность именно под влиянием экономических последствий реформ) решили получить высшее образование по той специальности, по которой они вынуждены работать, в основном по собственной инициативе (83,3 и 74,4% соответственно). По совету друзей и знакомых решили продолжить образование 11,8% директоров и более четверти (28,6%) инженеров.

Любопытно, что предложенный нами вариант ответа «жизнь вынудила» отметили 17,6% тех, кто занимает должность директора, и только 7,1% бухгалтеров и 6,5% главных бухгалтеров.

В целях нашего исследования необходимо было выяснить, какая часть принявших решение получить второе высшее образование уже в настоящее время реально работает не по полученной ранее специальности. Результаты опроса подтвердили нашу гипотезу: почти три четверти (72,3%)

респондентов работают не по своей первой специальности. Однако из числа тех, кому в результате осуществляемых в стране реформ пришлось сменить специальность, только одна пятая часть (20,8%) сожалеет об этом вынужденном шаге, а более половины (55,7%) расстались со своей первой специальностью, по-видимому, без особых переживаний, их вполне устраивает сложившееся положение вещей. Тем не менее значительная доля респондентов (23,5%) затруднились ответить на наш вопрос: «Сожалеете ли Вы о том, что не работаете по своей первой специальности?», что говорит о сохраняющихся у них сомнениях на этот счет.

Выявленные парные распределения показывают, что из 154 чел., которые уже сменили специальность под влиянием реформ, более половины (60,4%) считают, что за получением ими второго высшего образования по нужной специальности последует повышение зарплаты, и несколько больше (63,1%) предполагают, что это будет способствовать их карьере. Из 142 чел. (60,9% ответивших на вопросы анкеты), предполагающих, что получение второго образования позволит им занять более высокую должность, только одна четверть (25,4%) работают по той специальности, по которой ими получено первое высшее образование, а почти три четверти (74,6%) уже в настоящее время работают по другой, «рыночной» специальности.

Наш следующий вопрос был направлен на выявление более глубокого отношения, личностной привязанности к своей первой специальности. «Изменили» бы Вы своей первой специальности «по доброй воле», если бы не объективные обстоятельства (социально-экономические реформы в стране)? 37,2% респондентов (почти половина тех, кто работает не по специальности) утвердительно ответили на этот вопрос, так как не считают свою первую специальность любимой и, вероятно, выбрали ее в свое время ошибочно. Однако тех, кто предпочел бы «не изменять» своей первой специальности, оказалось несколько больше тех, кто «сожалеет» о том, что ему пришлось сделать такой шаг (27,4 и 20,8%). Так что, скорее всего, некоторая часть «сомневающихся» по предыдущему вопросу, все-таки, если бы не обстоятельства, связанные с реформами, предпочла бы работать по полученной специальности. И, как уже отмечалось, более трети (34,0%) решивших получить второе высшее образование делают это потому, что их

первая специальность не пользуется спросом в современной рыночной экономике, и им необходимо получить новую специальность, чтобы сменить работу.

Те, кто получают второе высшее образование, имеют возможность сравнивать качество современного и прежнего образования. На вопрос «Считаете ли Вы, что современное образование имеет бесспорные

преимущества по сравнению с тем, которое Вы получили ранее?»

утвердительно ответили лишь около четверти (24,6%) респондентов, а 41,1% не считают, что это так. Больше трети слушателей (34,3%) затруднились ответить на этот вопрос.

Естественно было предположить, что ответы на данный вопрос имеют корреляционную зависимость от возрастной категории слушателей: чем старше их возраст, т.е. чем раньше ими получено первое высшее образование, тем вероятнее, что они будут видеть преимущества современного образования. Однако эмпирические данные, полученные в результате нашего исследования, не подтвердили данную гипотезу.

Оказалось, что из тех, кто дал положительный ответ на данный вопрос,

слушатели старше 40 лет составляют менее четверти (24,1%), а слушатели до 35 лет - значительно более половины (63,8%) ответивших. Среди тех, кто не видит преимуществ современного образования по сравнению с полученным ранее, слушатели до 35 лет составляют 72,2%. Это объясняется еще и тем, что респонденты двух возраст-ных групп - до 30 лет и от 31 до 35 лет составляют 69,3% опрошенных.

Таким образом, полученное первое образование не отвергается и не перечеркивается теми, кто решил не ограничиваться им, более того, у большинства нет безоговорочной уверенности, что современное образование лучше. И, как уже было показано, даже к чрезмерной идеологизированности первого образования большинство наших респондентов отнеслись весьма лояльно.

Среди тех, кто работает по полученной ранее специальности, только 18,3% считают, что современное образование имеет бесспорные преимущества, а более трети (36,7%) особых преимуществ у него не находят. Из тех слушателей, которые работают не по своей первой специальности, более четверти (27,2%) признают плюсы современного образования, но гораздо больше тех, кто не считает, что современное образование обладает явными преимуществами (42,2%). Заметим, что среди тех, кто не жалеет о том, что приходится работать не по своей первой специальности, почти в 2,3 раза больше тех, кто считает, что современное образование имеет преимущества в сравнении с полученным ранее.

47,0% респондентов все-таки сочли возможным конкретизировать свое мнение и назвали «плюсы» современного образования (это не только те, кто утвердительно ответил на поставленный вопрос, но и те, у кого были сомнения). Так, 66,1% ответивших видят его преимущества в том, что оно в большей мере расширяет кругозор и способствует повышению уровня личности,

а 45,5% - в его большей связи с жизнью, с практикой; 38,4% плюсом современного образования считают то, что оно включает анализ зарубежного опыта, а 36,6% - отсутствие идеологических догм и регламентаций; 27,7% считают, что современное образование стало более конкретным, а 22,3% усматривают его преимущества в более высоком профессиональном уровне преподавателей.

Мы поинтересовались, как изменилось отношение наших слушателей к получению образования по сравнению с тем, когда они первый раз были студентами в более молодом возрасте. Любопытно, что 13,7% считают, что их отношение к учебе никак не изменилось, однако более трети (35,9%) признались, что раньше они не вполне понимали, зачем им это нужно. Самый высокий рейтинг имеет такой вариант ответа на данный вопрос: «сейчас потребности в знаниях диктуются практикой», это и определяет отношение к получению образования - его отметили 71,8% респондентов. Пятая часть (20,5%) считают, что сейчас стало намного интереснее учиться, а более половины (54,3%) стали «лучше понимать значение образования для уровня личности».

Парные распределения позволяют проследить, как изменилось отношение слушателей к учебе в зависимости от возраста. В последние годы контингент слушателей ИППК заметно помолодел, и люди до 30 лет, относительно недавно получившие первое высшее образование, составляют почти 40,0% их общего числа. Логично было предположить, что у более молодых людей отношение к учебе не претерпело существенных изменений, а те, кто довольно давно получил свой первый диплом, отметят произошедшие изменения. Однако пятая часть респондентов старше 40 лет считают, что у них отношение к учебе никак не изменилось, а из молодых людей до 35 лет такой вариант ответа выбрали лишь 12,8% ответивших.

Слушатели всех возрастных групп солидарны в том, что теперь потребности в знаниях диктуются практикой - мы не обнаружили здесь заметных расхождений в мнениях в зависимости от возраста.

Мы решили выяснить, какие трудности наиболее существенны при получении второго высшего образования для тех, кто выбрал эту стезю. Конечно, сочетать ответственную работу и учебу, семейные обязанности, совмещать множество социальных и экономических ролей - большой труд, требующий значительных затрат жизненных сил. Вполне понятно, что треть (33,5%) продолжающих «вкушать плоды просвещения» признались, что у них не остается времени на отдых и хобби, а 30,9% сознались, что они устают на работе, а учеба добавляет усталости. Около четверти (24,2%) респондентов отдают себе отчет в том, что страдает семья, не хватает времени на воспитание детей; 16,1% самокритично заметили, что им приходится отрывать время от работы, и они хуже выполняют свои должностные обязанности, еще 14,4% огорчаются по поводу того, что они реже встречаются с друзьями.

И тем не менее, более четверти (27,5%) отметили, для них никакие трудности не являются существенными, подтверждая впечатление, что многие наши слушатели - активные, волевые, энергичные люди, оптимистично настроенные, умеющие эти трудности преодолевать.

Ответы слушателей на данный вопрос лишь отчасти подтверждают предположение, что представители старших возрастных групп должны испытывать больше трудностей, выбрав для себя еще одну социальную роль. В действительности оказалось, что «никакие трудности не являются существенными» для 32,0% молодых людей возраста до 30 лет и для 29,0% слушателей от 41 года до 45 лет. «Я устаю на работе, а учеба добавляет усталости», - признались примерно треть слушателей до 30 лет, столько же от 31 года до 35 лет и только четверть тех, кому от 36 до 40 лет, но, - увы! -43,0% тех, кто старше 40 лет. «Приходится отнимать время от работы, я хуже выполняю обязанности на работе», - ответили 16,3% молодых респондентов

(до 30 лет) и только 12,9% тех, кому от 41 года до 45 лет. Это может служить аргументом в пользу сорокалетних, которых, как показывает жизнь и подтверждает наше исследование, совершенно преждевременно вытеснять с рынка высококвалифицированного труда.

Больше всех досадуют на то, что приходится реже встречаться с друзьями, самые старшие и самые молодые слушатели (25,0 и 18,5% соответственно), для остальных возрастных групп это не столь существенно. Больше других огорчены, что «страдает семья, не хватает времени на воспитание детей», те, кому от 30 до 35 лет; и они же больше переживают по поводу того, что не остается времени на отдых и хобби (38,9%). Те, кто перешагнул этот возраст-ной рубеж, уже не придают таким трудностям большого значения.

Большинство наших слушателей (66,8%) - люди семейные. Как и предполагалось, они отметили больше трудностей, создаваемых учебой. Однако заметно чаще сетовали, что реже стали встречаться с друзьями, несемейные слушатели (55,9%).

«А как Ваша семья относится к Вашему решению получить еще одно высшее образование?» - спросили мы своих слушателей, не придавая этому вопросу слишком большого значения. Однако многие из них отнеслись к нему со всей серьезностью. Мы предложили несколько возможных вариантов ответов, которые могли, по нашему мнению, выразить спектр этих отношений. В целом нам удалось выяснить, что большинство решивших получить еще одно образование имеют полную поддержку близких: 52,1% констатировали, что в их семье понимают, зачем им это нужно; 40,6% считают, что члены семьи рады за них; 24,4% испытывают большое удовлетворение от того, что в семье даже гордятся ими. Однако 15 чел. испытывают сочувствие со стороны близких, а 12 чел. признались, что близкие возмущаются тем, что они меньше времени уделяют семье и хозяйству. Шести человекам приходится терпеть иронию - в семье посмеиваются над их решением. Но есть и такие, чьи близкие безразличны к их решению.

Важной задачей проведенного нами социологического исследования являлся анализ отношения слушателей к содержанию образования и организации учебного процесса в Институте переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономического университета.

Можно нарисовать обобщенный портрет тех, кто получает второе высшее образование. Итак, большинство наших слушателей - это люди, весьма продвинутые в рыночной экономике, чувствующие реальную почву под ногами, не из числа тех, кто остался за бортом рыночных реформ. Их можно назвать состоявшимися личностями, они обладают независимостью мышления, имеют добротное высшее образование, широкий кругозор, выраженную достижительную мотивацию: не следуют устоявшимся

стереотипам, готовы к самостоятельным решениям и способны преодолевать трудности. Поэтому вполне естественно ожидать от них критических суждений по вопросам содержания образования, которое они получают в настоящее время, и по поводу организации учебного процесса.

Мы предложили «мягкую» шкалу оценки содержания образования: «скорее устраивает» - «скорее не устраивает», и получили следующее

распределение ответов: ровно половина слушателей (50,0%) выбрали первый вариант ответа, немногоим больше трети (35,6%) были настроены критически («скорее не устраивает»), 34 чел. (14,4%) затруднились ответить на данный вопрос.

Далее нами был предложен открытый вопрос: «Если не устраивает, то объясните, пожалуйста, почему». 43,7% респондентов оставили данный вопрос без внимания, это несколько меньше тех, кто вполне доволен содержанием образования, получаемого в настоящее время. Большинство критических замечаний сводилось к неудовлетворенности тем, что в учебных планах недостаточно количество курсов по специальным дисциплинам, некоторые отметили неравномерность распределения общеобразовательных и специальных дисциплин. Критически настроенные слушатели недовольны тем, что мало учебных и особенно методических пособий, недостаточно используются современные компьютерные технологии, мало практических занятий по спецкурсам, некоторые указали на чрезмерную «сжатость» курсов.

Мы попросили слушателей подумать и решить, должно ли второе высшее образование ограничиваться специальными дисциплинами или необходимо включать гуманитарную составляющую. И здесь мы обнаружили некоторую непоследовательность респондентов: больше половины (60,8%) полагают, что второе высшее образование должно ограничиваться специальными дисциплинами, и только чуть более трети (36,3%) уверены, что включение гуманитарной компоненты необходимо (семь человек не выразили определенного мнения). Такое распределение ответов показало, что прагматическая мотивация получения второго образования оказывается преобладающей, когда вопрос касается конкретного содержания образования и учебных планов, несмотря на то, что несколько ранее почти три четверти (74,2%) наших слушателей безоговорочно признали, что для них важнее неформальная, содержательная сторона образования, т.е. приобретение современных знаний, способствующих повышению уровня личности. Но ведь развитию личности, как хорошо известно и подтверждено самой жизнью, способствует именно гуманитарная направленность образования, а уровень личности, в свою очередь, является предпосылкой и основой профессионализма.

Из тех, кого скорее устраивает содержание образования, получаемого в ИППК УрГЭУ, больше половины (57,6%) считают, что второе высшее образование должно ограничиваться специальными дисциплинами, а более трети (38,1%) признают, что оно должно включать гуманитарную составляющую. Из тех, кто скорее недоволен получаемым вторым образованием, 62,7% полагают, что оно должно быть узкоспециальным, но более трети (36,1%) все равно заинтересованы в том, чтобы оно включало и гуманитарные дисциплины. А из тех, кто не определился в мнении, устраивает ли их содержание образования (выбрали вариант «затрудняюсь ответить»), примерно треть (32,4%) соглашаются, что оно должно включать также и гуманитарную составляющую.

По еще более конкретному вопросу «Достаточно ли, по Вашему мнению, представлены дисциплины специальности и специализации в Ваших учебных планах?» ответы распределились следующим образом: «да,

достаточно» - 26,5%; «нет, недостаточно» - 46,1%; более четверти (27,4%) затруднились ответить на данный вопрос.

Какое же обоснование своим взглядам приводят слушатели?

Более половины респондентов высказали свободные неформализованные суждения, которые опять же сводятся в основном к критическим замечаниям, в значительной степени повторяющим уже прозвучавшие ранее: 4,0% слушателей считают, что слишком мало учебных часов выделяется на специальные дисциплины, и лишь 6,7% не устраивает содержание спецкурсов; 5,9% считают, что мало внимания уделяется конкретным практическим вопросам, а 5,5% написали, что слишком много гуманитарных дисциплин. Однако каждый десятый из всех слушателей высказал мнение, что его все устраивает, претензий нет.

По вопросу «Достаточно ли, по Вашему мнению, представлены гуманитарные дисциплины в Ваших учебных планах?» распределение ответов было почти асимметричным по отношению к вопросу о специальных дисциплинах: утвердительно ответили 83,6% слушателей; 4,7% считают, что недостаточно; 11,7% респондентов затруднились ответить.

Однако больше половины (примерно одинаковая доля) как тех, кого скорее устраивает, так и тех, кто скорее недоволен содержанием получаемого образования, и даже тех, кто не определился в мнении по данному вопросу (65,3; 63,4 и 59,4% соответственно), признали, что гуманитарные курсы, которые они прослушали в ИППК УрГЭУ, способствовали их личностному росту или повлияли на их мировоззрение. Представляется, что распределение ответов на эти взаимосвязанные вопросы является весомым аргументом в пользу того, что гуманитарные дисциплины должны оставаться важной компонентой учебных планов второго высшего образования, что гуманитарная составляющая положительно сказывается на качестве образования и делает его полноценным.

Но наш следующий открытый вопрос, в котором мы не предлагали никаких вариантов ответов либо перечня дисциплин, показал, что в действительности у слушателей нет негативного отношения к гуманитарным дисциплинам. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Какие гуманитарные курсы повлияли на Ваше мировоззрение или способствовали личностному росту?» На этот вопрос пожелали ответить 162 чел., т.е. 68,0% слушателей, принявших участие в опросе. 141 чел. (87,0% из их числа) назвали курс культурологии, 98 чел. (60,5%) - курс социологии, 72 чел. (44,4%) - курс политологии, 63 чел. (38,9%) - историю, 20 чел. (12,3%) -этику делового общения. И только 7 чел. откровенно сказали, что никакие гуманитарные курсы не повлияли на их мировоззрение, так как они считают себя взрослыми людьми, чье мировоззрение уже сложилось, а 5 чел. объяснили, что им хватило этих дисциплин во время получения первого высшего образования.

В защиту гуманитарной составляющей в содержании второго высшего образования можно сказать, что пока еще многие субъекты новых рыночных отношений не слишком хорошо знакомы с историей и традициями западного и отечественного предпринимательства, не придают большого значения духовным и культурным факторам развития экономики, не обнаруживают глубокого понимания особенностей и возможных последствий процессов социальной стратификации российского общества в условиях реформ, не владеют свободно этикой и психологией делового общения, теорией и практикой ведения переговоров и т.п. Все эти, отнюдь не бесполезные для тех, кто создает новую экономическую реальность, вопросы содержит гуманитарная компонента, включенная в учебные планы второго высшего

образования в Институте переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономического университета.

С некоторой тревогой мы задавали нашим слушателям вопрос «Не сожалеете ли Вы о Вашем решении пойти учиться?». Ответы развеяли наши сомнения и не могли не порадовать: большинство - 188 чел. (79,3%) ответили: «Нет, совсем не жалею», и всего три человека (1,2%) - «Да, уже пожалел». Еще 46 чел. (19,4%) признались, что жалеют иногда, когда устают. Конечно, и эти ответы находят у нас понимание. Значит, недовольство слушателей имеет частный характер, их критика конструктивна, все трудности преодолимы, а получаемое образование в целом оправдывает ожидания тех, кто ступает на эту стезю.

В нашем исследовании было проанализировано и влияние гендерных переменных. Оказалось, что, хотя женщины составляют большинство слушателей (более двух третей - 70,6%), доля мужчин, которые совсем не жалеют о своем решении, несколько больше, а из тех, кто жалеет иногда, когда устает, женщин, естественно, больше, чем мужчин: соответственно 23,0 и 12,5%.

Парные распределения убедительно подтверждают, что наши слушатели вполне осознанно сделали свой выбор и считают его правильным, несмотря на существующие трудности совмещения учебы, работы и семейных обязанностей. Такой вывод подтверждается и ответом на один из завершающих вопросов этого блока: «Посоветовали бы Вы Вашим друзьям, знакомым и коллегам пойти по Вашему пути и продолжить образование / получить второе высшее образование?». Большинство (85,7%) респондентов ответили утвердительно, однако 11,3% не стали бы советовать другим повторять их путь. Из тех, кто совсем не жалеет о своем решении продолжить образование, 91,4% посоветовали бы своим друзьям, знакомым и коллегам последовать их примеру, и даже три четверти тех, кто жалеет иногда, когда устает, все-таки порекомендовали бы своему окружению не довольствоваться одним высшим образованием. Такие ответы, бесспорно, вызвали наше удовлетворение, так как вполне компенсировали высказанную критику. Однако эти результаты не должны успокаивать, и рассмотренным выше критическим замечаниям слушателей, их рекомендациям, направленным на совершенствование содержания образования и организации учебного процесса, следует уделить самое пристальное внимание. Именно они уже в ближайшей перспективе могут серьезным образом влиять на позиции образовательного учреждения на рынке образования. Дело в том, что «второе высшее» пока еще остается относительно свободной нишей на рынке образовательных услуг, однако эта ниша будет заполняться по мере роста потребностей, конкуренция здесь будет нарастать стремительно и приобретет наиболее острую форму в сравнении с другими сегментами данного рынка. Так, если на сегмент рынка первого высшего образования в перспективе окажут влияние факторы демографического порядка (так называемой «демографической дыры», вызванной резким снижением рождаемости в первые годы радикальных экономических реформ), что приведет к ослаблению конкуренции в данном сегменте образовательного рынка, то для второго высшего образования влияние этих факторов будет иметь более отдаленную перспективу.

Считая, что наши слушатели вполне могут выступить в качестве экспертов в отношении перспектив развития второго высшего образования, мы попросили их ответить на заключительный вопрос: «Как Вы думаете,

будет ли сохраняться и далее тенденция роста потребностей получения второго высшего образования?». «Да, эта тенденция будет сохраняться», -считают 29,0% общего количества слушателей. «Эта тенденция будет возрастать и далее», - убеждены 44,1% получающих ныне «второе высшее».

Итак, большая часть слушателей в целом положительно оценивает перспективы развития второго высшего образования при условии продолжения в нашем обществе либеральных экономических реформ.

Мы разделяем эти оптимистичные взгляды и считаем, что тенденция увеличения потребностей получения второго высшего образования будет сохраняться и даже возрастать, так как по мере развития экономики и появления новых технологий все в большей степени будут востребованы специалисты самого высокого уровня. Перспективы данного сегмента рынка образовательных услуг будет определяться и усилением конкуренции на рынке труда, а также расширением возможностей платить за образование.

Однако уже сегодня необходимо понимать что «второе высшее» должно стать не просто дополнительным высшим образованием, целью которого является получение еще одного диплома - по новой специальности, оно должно представлять собой качественно новый уровень образования. Это предъявляет более высокие требования к содержанию и организации образовательного процесса, требует совершенствования традиционных и разработки новых образовательных технологий.

Сохранение перспектив развития «второго высшего» на рынке образовательных услуг должно основываться также на интеграции фундаментального уровня образования и его выраженной практической направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.