воляет их инициативы и творчество воплотить в конкретные дела и результаты. Так, по итогам 20132014 учебного года студенты ФБУ стали лучшими в академии в двух самых престижных номинациях: «Лучшая группа академии» (4 курс, 7 группа) и «Лучший студент академии» (студентка 4 курса Алина Кошель). Достойно, на высоком художественно-эстетическом уровне выступала художественная самодеятельность - 3-е место среди факультетов в культурной жизни академии, а на «Академической весне» совсем немного не «добрали» до победы - заняли 2-е место.
Мы вправе констатировать следующее. Опираясь на сложившиеся традиции и модернизируя в соответствии с новой образовательной парадигмой учебно-воспитательный процесс, нашему факультетскому педагогическому коллективу удается сохранять свою аутентичность и приверженность к гражданской ответственности и подлинной интеллигентности, лапидарно выраженную в кредо международной ассоциации бухгалтеров «Наука - совесть - независимость». Соблюдение этих принципов - залог того, что их обладатель - человек по-современному образованный, достойный и не способный на сделки с совестью. Мы знаем, что хороший бухгалтер стоит дорого, а плохой - еще дороже. И делаем все для того, чтобы будущие специалисты учетного профиля творчески и высокопрофессионально выполняли свое дело, понимая, что бухгалтерский учет - это только дополнение к деловому мышлению, гражданскому и служебному долгу, а никак не их замена.
УДК 378
Н. Ф. ВОРОБЬЕВА
ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО НА РЫНКЕ ТРУДА
Одним из факторов поступательного развития человеческого потенциала нашей страны является стремление молодых людей к получению среднего специального и высшего образования, что обусловлено прежде всего сохранением престижа образования в белорусских семьях. Эту тенденцию можно считать одной из безусловных заслуг белорусского общества и дополнительным конкурентным преимуществом страны в целом. Не только молодые люди готовы продолжать свое обучение, получая более высокий уровень квалификации, но и семьи готовы продолжать нести бремя образования своих близких, стимулируя их к получению не только высшего образования первой ступени, но и к обучению в магистратуре, и достаточно часто - к получению второго высшего образования.
При получении первого высшего образования, как правило, в дневной форме, а в последние годы и в заочной форме получения образования, имеют место две проблемы: во-первых, неосознанный, не подкрепленный индивидуальными творческими устремлениями молодого человека и его интересом к будущей профессии выбор вуза и специальности и, во-вторых, историческая оторванность дневной формы получения образования от практики. Классическая фраза при приеме молодого специалиста на работу «Забудь все, чему тебя учили в институте и начинай изучать реальное производство» употребляется все еще достаточно часто. С одной стороны, изучение социально-гуманитарных и общенаучных дисциплин, безусловно, необходимо для формирования личности человека и позволяет специалисту с высшим образованием иметь более высокий культурный уровень по сравнению с обладателями только среднего и даже среднего специального образования. С другой стороны, отсутствие интереса у молодого человека к получаемой им в вузе специальности приводит к формальному восприятию им необходимости изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин и в равной мере к освоению технологий, приобретению умений и навыков в ходе предусмотренных учебным планом практик. К сожалению, при получении первого высшего образования достаточно часто студент действует по принципу «сдал - забыл», опять же в силу недостатка жизненного опыта и уверенности в том, что в изучаемой отрасли он надолго не задержится. Это отсутствие интереса к получаемой профессии, выбор молодым человеком и его родителями вуза и будущей специальности без учета его индивидуальных склонностей, творческих устремлений, жизненных интересов является сегодня проблемой нашего общества. Молодые люди к окончанию школы все еще остаются инфантильными, не готовыми к самостоятельному принятию решений, полагаются на жизненный опыт, профессиональные и личные контакты родителей, которые их содержат и готовы опекать в течение еще нескольких лет, но при этом зачастую выбирают наиболее экономичный путь получения детьми высшего образования без учета их индивидуальных склонностей, выбирают вуз, факультет, специ-
альность по принципу «ближе к дому, меньше конкурс, ниже стоимость обучения, меньше затрат». В силу своего инфантилизма и экономической зависимости дети принимают условия родителей и, если повезет, полюбят свою профессию и приобретут необходимые знания, умения и навыки как в процессе обучения, так и в последующем на производстве.
В то же время достаточно часто выпускники вузов, уже работая на производстве по полученной в вузе специальности, осознают, что хотели бы приобрести дополнительные знания для более полной реализации своих организаторских способностей и профессиональных устремлений, для продвижения по службе, для более грамотного принятия управленческих решений, либо для смены рода занятий и реализации своих интересов в иной сфере деятельности, либо под влиянием внешних обстоятельств: смены профессии по состоянию здоровья, в связи с переменой места жительства и по другим причинам. Кроме того, в последние годы вполне успешные студенты дневной формы обучения, получающие первое высшее образование по техническим и биологическим специальностям, осознают, что для более успешной работы на производстве им будет не хватать экономических знаний и принимают решение параллельно с первой специальностью получить и вторую - экономическую. Причин, по которым дипломированный специалист или успешный студент принимает решение о необходимости получения второго высшего образования, достаточно много, и каждая из них является для человека веской, поскольку получение второй специальности будет связано для него с немалыми затратами времени, сил, денежных средств, зачастую с дополнительными сложностями на работе и в отношениях с руководством, необходимостью поддержки семьи и решением других дополнительных проблем. Но, приняв такое решение, человек осознает, что приобретение им второй специальности даст ему на рынке труда дополнительные конкурентные преимущества, поскольку обладатель двух дипломов, двух специальностей обладает и дополнительными знаниями, умениями и навыками в двух сферах деятельности, что, безусловно, привлекательно для работодателей. Кроме того, обладание соискателя рабочего места двумя дипломами о высшем образовании является для работодателя сигналом того, что он способен к обучению, заинтересован в повышении своего профессионального мастерства, склонен к поиску дополнительных знаний, достаточно активен в решении своих профессиональных проблем и готов к затратам на поиск этих решений.
На таких заинтересованных в получении второго высшего образования настоящих и будущих специалистов и руководителей всех уровней, желающих наиболее полно реализовать свой потенциал, свои организаторские способности и карьерные устремления, и ориентирована Высшая школа агробизнеса.
Высшая школа агробизнеса создана как структурное подразделение академии в 1998 г. Первый набор студентов осуществлен в 1999 г. За прошедшие годы второе высшее образование в стенах академии получили около 1000 человек. Выпускники Высшей школы агробизнеса работают экономистами, менеджерами, бухгалтерами, финансистами, юристами, маркетологами, руководителями предприятий, организаций и их производственных подразделений, индивидуальными предпринимателями, преподавателями, руководят муниципальными органами управления, а также успешно обучаются в магистратуре и аспирантуре. Обучение в Высшей школе агробизнеса позволило ее выпускникам не только приобрести новую, востребованную на рынке специальность, но и получить новые возможности для самореализации, для продвижения по служебной лестнице, подарило более широкий круг общения, возможность обмена знаниями и практическим опытом с коллегами по учебе, открыло перед ними новые возможности в быстро меняющейся профессиональной среде.
В настоящее время подготовка в Высшей школе агробизнеса осуществляется по следующим специальностям: «Экономика и управление на предприятии», «Маркетинг», «Коммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит». Сегодня в Высшей школе агробизнеса обучается около 300 человек. Студентами Высшей школы агробизнеса являются как лица, уже имеющие диплом о высшем образовании, так и студенты старших курсов дневной формы обучения, желающие получить второе высшее образование параллельно с первым. Так, 49 % студентов Высшей школы агробизнеса ранее окончили БГСХА по другим специальностям, 33 % студентов в настоящее параллельно учатся на дневной форме обучения. Практически все студенты сами оплачивают свое обучение.
Задачей высшего учебного заведения, дающего возможность своим студентам и выпускникам получить не только первое, но и второе высшее образование самого высокого качества, состоит в предоставлении потенциальному потребителю возможности выбора специальности в соответствии с его индивидуальными запросами и творческими устремлениями и получения достаточно полного объема знаний, умений и навыков для приобретения требуемой квалификации в избранной сфере деятельности. Учебные планы подготовки специалистов включают достаточно широкий спектр социально-гуманитарных, обще-
научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, освоение которых позволяет выпускникам Высшей школы агробизнеса приобрести глубокие знания по избранной специальности.
Преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин студентам Высшей школы агробизнеса осуществляется на кафедрах экономического факультета, факультета бизнеса и права и факультета бухгалтерского учета. Для работы со студентами Высшей школы агробизнеса привлекаются наиболее опытные и квалифицированные преподаватели кафедр, преимущественно профессора и доценты. Учебными планами всех специальностей предусмотрено прохождение студентами производственной практики на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса, на базе которых впоследствии будут выполняться дипломные работы.
Обучение в Высшей школе агробизнеса предполагает активную работу студентов, основанную на сочетании аудиторных занятий и самостоятельной работы. Применяемые образовательные технологии основаны на активизации самостоятельной работы студентов, творческом поиске решений возникающих в процессе изучения специальных дисциплин задач и позволяют в конечном итоге приобрести необходимые для овладения профессией знания, умения и навыки. В целом учебный процесс в Высшей школе агробизнеса направлен на развитие навыков самостоятельного поиска студентами оптимальных решений на основе полученных знаний и практического опыта. Наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого студента способствует дружелюбная атмосфера и активная поддержка студентов со стороны административного персонала и профессорско-преподавательского состава.
Получение второго высшего образования экономического профиля позволяет выпускникам Высшей школы агробизнеса овладеть современными технологиями и экономическими методами в области управления производством, приобрести умения принимать экономически обоснованные решения на основе сочетания знаний, полученных при освоении как первой, так и второй специальностей.
Одним из требований к соискателям на рынке труда является наличие у претендента на вакантное рабочее место определенного уровня квалификации, который определяется, как правило, с учетом наличия документа об образовании и опыта работы по требуемой специальности.
Выпускники Высшей школы агробизнеса, обладая двумя дипломами о высшем образовании и знаниями по двум специальностям, будут иметь безусловное конкурентное преимущество на рынке труда при поиске или смене работы, а также при продвижении по службе как разносторонне образованные и целеустремленные люди, заинтересованные в постоянном профессиональном росте, готовые реализовать полученные знания в своей трудовой деятельности и в конечном итоге имеющие все основания со временем войти в элиту государства как успешные руководители предприятий и организаций различного уровня.
УДК 37.018.43
Е. П. КОЛЕСНЕВА
О ВНЕДРЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Системное использование информационно-коммуникационных технологий лежит в основе технологий дистанционного обучения и является эффективным направлением в развитии высшего образования. В США больше половины студентов занимаются по разным дистанционным программам. В Европе ставится задача увеличить число студентов, получающих образование дистанционно, хотя в отдельных странах этот уровень достигает и более 60 %. В России дистанционное обучение охватывает только около 5 %. В Республике Беларусь пока менее одного процента студентов обучаются по программам дистанционного обучения. Здесь дистанционно высшее образование можно получить в десяти учреждениях высшего образования. Организация дистанционного образования регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании, согласно которому «Дистанционная форма получения образования - вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий» [1].
Таким образом, под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг заочной формы получения образования, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на