Юбилей
57
• воспитание у студентов гражданских, патриотическихи профессиональных качеств, утверждение в студенческой среде научного мировоззрения, ценностных ориентаций, способствующих самореализации инженера;
• выработку уважительного отношения студентов к ценностям научно-технической деятельности и потребностям общества;
• формирование на факультете культурной среды, способствующей формированию гармоничной личности студента как субъекта деятельности, - среды, в которой студенты и преподаватели оказываются союзниками в достижении общей цели познания и созидания;
• выявление талантливой молодежи и создание условий для реализации ее научно-технического творческого потенциала;
• развитие студенческого самоуправления, социальной и профессиональной инициативы как важнейший элемент вос-
питательной деятельности по формированию у студентов организаторских и управленческих навыков, по развитию у них качеств социальной ответственности.
Литература
1. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в
вузе: методология и опыт проектирования: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. С. 99.
2. ФЗ «О высшем и послевузовском професси-
ональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125, ст. 8; Проект федерального закона «Об образовании». URL: http://www.rg.ru/ 2010/12/ 01/ obrazovanie-dok.html
3. Высшее образование // Большая советская
энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
4. Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 487 с.
KONONOVA M. THE PEDAGOGICAL PROCESS AT TECHNICAL UNIVERSITY The article describes the pedagogical activities of the faculty of social sciences and the humanities of the Moscow State Technical University named after N.E. Bauman. It denotes the educational role in the formation of an engineer personality and improvement of the quality of vocational training of scientific and technical personnel. A number of problems of spiritual education of modern students is discussed.
Key words: pedagogical process at technical university, strategy of educational activity, value of scientific-technical activity, professional and social competence.
Второе образование
Л.В. КАНСУЗЯН, доцент В техническом вузе:
достоинства и перспективы
В статье раскрываются наиболее общие вопросы организации второго высшего образования на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана, в частности, на примере факультета социальных и гуманитарных наук.
Ключевые слова: технический вуз, инженер, гуманитарное образование, второе высшее образование.
Все мы хотим жить в благополучном соответствующую стратегию - не игнори-обществе, а для этого следует выстраивать ровать вызовы современности, а отвечать
58
Высшее образование в России • № 8-9, 2011
на них. Применительно к нашей сфере это означает, что необходимо практиковать инновационное образование. Образовательный консерватизм лишь усиливает недовольство людей социальной системой, поскольку многое из того, чему учат в вузах, устаревает к моменту окончания студентом вуза. Получается, что усилия, затраченные на обучение, оказываются напрасными. У людей, особенно способных и деятельных, возникает фрустрация, и это сказывается на социально-психологическом состоянии всей генерации.
Благополучие общества определяется уровнем жизни среднего класса. Сердцевину среднего класса современного, т.е. индустриального, социума составляют выпускники технических вузов. Характеристиками этой страты являются не только высшее образование и, соответственно, «беловоротничковая» работа, но и система принятых ценностей. Фрустрация, а проще говоря, недовольство, которое испытывает молодое поколение, может стать импульсом для асоциального поведения некоторых его представителей, и это не позволит идентифицировать их как средний класс. В связи с этим можно предположить, что малочисленность среднего класса в России отчасти связана с консервативным содержанием высшего образования, технического в том числе.
Современной рыночной экономикой востребован специалист определенного качества, не только обладающий специальным профессиональным знанием, но и способный работать в команде, умеющий оперировать информационными потоками и осуществлять определенные управленческие функции. Еще лет пятьдесят назад инженеру на производстве достаточно было владеть техническими навыками для достижения поставленной управленцем цели. Сегодня, в постиндустриальном мире, все иначе, поскольку большинство технических операций переданы машинам, а от инженера требуются скорее компетенции управ-
ления людьми (равными ему в образовательном плане), нежели умения управлять «вещами».
Для получения большей прибыли необходимо знание законов функционирования информации в современном обществе. Понятно, что высокие технологии у нас в стране существуют лишь на отдельных предприятиях, но будущее именно за ними. И уже сегодня высшее образование должно готовить специалистов для инновационного производства, где главной проблемой будет человеки информация.
Учитывая особенности современного этапа развития российского общества, на факультете социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана в течение последних пяти лет в рамках реализации программы второго высшего образования преподают следующие дисциплины: «Теория коммуникации», «Межкультурные коммуникации», «Социальная психология» (канд. культурологии Л.Г. Садыхова), «PR (связи с общественностью)», «Этика деловых отношений » (канд. филос. наук Н.А. Ореховская). Со второго семестра 2010— 2011 уч. г. вводится дисциплина «Управление персоналом» (канд. социол. наук Н.В. Оплетина). Базовый гуманитарный цикл (история Отечества, культурология, социология, политология, философия) освоен нашими студентами в рамках первого высшего образования. Заметим, что они с большим желанием ходят на предлагаемые курсы, поскольку такие знания востребованы современным производством; это и есть те “вызовы”, на которые факультет пытается ответить введением новых курсов.
Перечисленные программы являются элективными. Студенты выбирают их в зависимости от своих интересов, от разницы в часах по гуманитаристике между первым высшим и вторым. Кроме того, у них есть возможность выбора лектора, поскольку курсы читают разные преподаватели. Удобное время, принцип элективности, наличие специальной аудитории для использования
Юбилей
59
технических средств - все это не только способствует решению методических задач, но и вызывает у студентов неподдельный интерес к предлагаемым дисциплинам. Творческие работы наших слушателей радикально отличаются от исследований студентов, получающих первое высшее образование. Обычно они связаны с реальным производством. Предметом анализа часто становятся проблемы, с которыми студенты второго высшего сталкиваются на работе. Для одних важно рассмотреть собственную конфликтную ситуацию и ознакомиться с опытом решения такой проблемы в теоретической литературе, для других интересно узнать о наиболее эффективном информационном сопровождении потребительской услуги или товара, третьим необходимо понять, как воздействовать на морально-психологический климат в своем трудовом коллективе.
Преподаваемые на факультете социально-гуманитарные дисциплины способствуют приобщению студентов к общегуманитарной культуре, что позволяет использовать опыт человечества в решении практических задач современного производства. В задачу высшего образования входит как обучение профессии, так и формирование позитивного, достойного человека, умеющего преодолевать трудности и разбираться в тех знаковых системах, которыми заполнено пространство постиндустриального общества. Этим и занимаются на программе второго высшего образования в МГТУ им. Н.Э. Баумана, по крайней мере, такова цель гуманитарного блока.
Что же касается наших перспектив, то они видятся в более широком использовании новейших информационных технологий, в создании учебных видеофильмов с записями лекционного материала на CD-дисках, в формировании системы дистанционного обучения. Они связаны также с концептуальным поиском таких междисциплинарных курсов, которые способствовали бы улучшению человеческих качеств
современного молодого специалиста. Создание кафедры, работа которой была бы сосредоточена только на разработке и чтении элективных курсов по программе второго высшего образования - заветная мечта факультета СГН. Каждый преподаватель на такой кафедре мог бы читать по нескольку курсов, модифицировать их, быстро реагируя на потребности рынка. Хотелось бы отказаться от традиций работы классической кафедры, когда многие преподаватели из года в год, из десятилетия в десятилетие читают одну и ту же дисциплину, записанную на пожелтевших от времени листках. На наш взгляд, один лектор должен читать несколько родственных дисциплин, что обогащает и его самого и, соответственно, делает учебный процесс более содержательным и привлекательным для студентов. Думается, настало время, когда надо переходить от принципа «что знаю, то читаю » к принципу «знаю и читаю то, что востребовано».
Только непрерывное образование в течение всей жизни способно качественно улучшить нашу жизнь. Именно гуманитарное образование в техническом вузе поможет сформировать специалиста, деятельность которого не представляла бы угрозу
60
Высшее образование в России • № 8-9, 2011
миру и природе. В рамках технических наук такие цели не ставятся, лишь опыт социально-гуманитарного знания способен перенацелить технико-технологическую деятельность современного инженера на улучшение качества жизни и обеспечение безопасности проживания самого человека. В темпоральном отношении современное общество не имеет аналогов в мировой цивилизации. Изменения происходят так быстро, что не успевает перестраиваться не только косный социальный институт, каковым является высшая школа, но и отдельные талантливые аналитики, которые не способны быстро и объективно осмысливать происходящие изменения без постоянного накопления и переосмысления накопленного знания.
Можно утверждать, что второе образование сегодня становится важнее первого, поскольку выбор здесь делает зрелый, сформировавшийся человек. Человек, понимающий не только свои способности и возможности, но и устройство и потребности окружающего мира; он гораздо легче
способен самореализоваться через сознательно выбранную профессию. Элемент случайности во втором случае сведен к минимуму, ибо на втором высшем обучается обычно семейный и работающий студент. Он не может позволить себе пустую трату времени на приобретение «мертвого» знания. Что же касается наших преподавателей, то эта работа не только приносит им дополнительный доход, но и служит импульсом для постоянного творческого саморазвития и самореализации.
Цели второго высшего образования на факультете социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана связаны как с поисками ответов на вызовы современного общества, так и с задачами формирования у молодого специалиста значимых сегодня компетенций. Социально-гуманитарные дисциплины аккумулируют опыт человечества в области позитивных ценностей, усвоение которых позволит осуществить инновационный прорыв не только в техникотехнологической сфере, но и в социуме в целом.
KANSUZYANL. THE SECOND DEGREE AT TECHNICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND PROSPECTS
This article discusses the current problems of the second higher education at technical universities, namely, the segment of Social sciences and Humanities.
Key words: technical institution, engineer, Humanities, second higher education.
Межвузовский центр
И.Г. ТИХАЯ-ТИЩЕНКО, доцент «Звук - Музыка -
Культура»
В статье прослежена эволюция центра «Звук - Музыка - Культура », деятельность которого является неотъемлемым элементом системы эстетического воспитания студентов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Рассмотрена роль центра в формировании социогуманитарной культуры современного инженера.
Ключевые слова: культура, эстетика, ценности культуры, музыкальная культура, изобразительное искусство.
Учебный процесс в высшей школе пред- ятные условия для полноценного развития полагает наличие в стенах вуза особой куль- будущего специалиста. Поэтому создание турной среды, обеспечивающей благопри- межвузовского центра «Звук - Музыка -