УДК 316.4 ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цылев В.Р.
Статья направлена на изучение структуры вторичной занятости студентов и выяснение ее значении для их профессионального самоопределения. Вторичная занятость студентов рассматривается как феномен, имеющий сложную структуру и оказывающий неоднозначное влияние на профессиональное образование студентов. В статье выполнена типология вторичной занятости на материалах социологического исследования студентов г. Мурманска. В исследовании участвовали 595 студентов 5-х курсов пяти вузов. С помощью кластерного анализа было выделено 5 групп студентов с различной структурой вторичной занятости, которой они занимались на протяжении всей учебы. Анализ роли вторичной занятости в профессиональном самоопределении студентов показал, что она существенно различается для разных групп, и можно указать, по крайней мере, на три ее различных проявления. В первом из них вторичная занятость практически никакого отношения к профессиональному самоопределению не имеет: это временная подработка студентов, выполняющих малоквалифицированную работу. Две других функции вторичной занятости связаны с профессиональным самоопределением и во многом определяют его различные пути. На первом из них вторичная занятость помогает студенту приобрести опыт работы по получаемой специальности и в каких-то случаях даже определиться с предприятием для работы после окончания вуза. И в своей третьей функции вторичная занятость помогает студенту определиться с профессией, которая не совпадает с получаемой в вузе специальностью, и тем самым задает ему новый путь профессионального развития.
Ключевые слова: вторичная занятость, профессиональное самоопределение, высшее профессиональное образование, типология занятости.
SECONDARY EMPLOYMENT OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS ON THE WAY TO PROFESSIONAL WORK
Tsylev V.R.
Article is devoted to studying of structure of secondary employment of students and detection its value for their professional self-determination. Secondary employment of students is considered as a phenomenon having complex structure and exert impact on vocational training of students. In article the typology of secondary employment on materials of sociological research of students of Murmansk is ful-filed. 595 students of 5 courses of five high schools participated in research. 5 groups of students have been discovered with the help of the cluster analysis. They had various structure of secondary employment which they were engaged throughout their study. The analysis of a role of secondary employment in professional selfdetermination of students has shown, that it essentially differs for different groups. It is possible to indicate, at least, on three its various manifestation. In the first of them secondary employment has not relation to professional self-determination. It is the occasional employment of the students who are performing low-skilled work. Two other functions of secondary employment are connected with professional selfdetermination and they mainly determine its various ways. On the first of them secondary employment helps to student to get an experience of the work in a received speciality and sometimes to find his future job. And in its third function secondary employment helps the student to find a job which is not related with a speciality received in high school and his new job determines the new way of his professional development.
Keywords: secondary employment, professional self-determination, the maximum vocational training, typology of employment.
Расплывчатость, неопределенность профессиональных планов молодежи в сочетании с ростом ценности получения высшего образования становится характерной чертой настоящего времени. Около половины выпускников школ при поступлении в вуз не имеют четко определенной профессиональной ориентации. Снижается стремление работать по получаемой специальности у студентов, а возрастает число желающих получать второе высшее образование. Возникает впечатление, что современный молодой человек дистанцируется от профессиональной деятельности, пытаясь заменить ее образовательной. Но это не совсем так. Наряду со снижением привязанности студентов к получаемой специальности наблюдается рост их вовлечения во вторичную занятость, т.е. современные студенты в процессе обучения все больше работают. Можно было бы предположить, что вторичная занятость должна приближать студентов к профессии, но это происходит далеко не всегда. Какую же роль играет вторичная занятость для современных студентов?
Постановка проблемы исследования
Феномен вторичной занятости студентов получает все более широкое распространение в нашей стране с начала 90-х годов. Под вторичной занятостью понимается дополнительная работа помимо основного занятия [5, с. 34], поэтому для студентов очной формы обучения вторичной занятостью считается любая работа, т.к. основной их деятельностью является учеба. В начале нынешнего столетия по данным социологических исследований около половины студентов дневной формы обучения были заняты на относительно регулярной оплачиваемой работе [2, с. 87]. В статьях, посвященных изучению данного феномена, в большей степени отражены позитивные стороны вторичной занятости. Отмечается то, что работа помогает решить студенту материальные проблемы, позволяет получить необходимый социальный опыт осуществления
контактов с работодателем и опыт работы, что повышает его конкурентоспособность при трудоустройстве после получения диплома. В целом портрет работающего студента выглядит вполне привлекательным: «работающий студент — новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества» [4, с. 117-118]. При подобном представлении вторичная занятость оказывается важным элементом профессионального становления студентов в современных условиях.
Вместе с тем у вторичной занятости имеется и другая сторона. Работающие студенты часто выполняют малоквалифицированную работу, далекую от их специальности и никак не способствующую их профессиональному росту, и не всегда получаемое материальное вознаграждение за работу является для студента жизненно необходимым. При этом следует учитывать, что вторичная занятость все же входит в серьезное противоречие с учебным процессом очной формы обучения, предполагающим регулярное посещение студентами занятий. Поэтому осмысление места вторичной занятости в жизни современных студентов, выяснение ее значении для их профессионального самоопределения является важной научно-прикладной задачей.
Характеристика вторичной занятости студентов г. Мурманска
Роль вторичной занятости в профессиональном становлении студентов изучалась в рамках исследования, которое было проведено в вузах г. Мурманска социологической лабораторией Мурманского государственного педагогического университета.1 В ходе исследования были опрошены студенты пятых курсов пяти вузов г. Мурманска, т.к. пятикурсники имеют наиболь-
1 Исследование проводилось в апреле-мае 2009 года. Всего в выборку вошло 595 студентов, из них 353 из государственных вузов и 242 - из негосударственных, что обеспечило выполнение сравнительного анализа данных групп. Выборка являлась доступной: опрашивались студенты тех вузов, администрация которых дала согласие на проведение анкетирования. Студенческие группы, к которым был получен доступ, опрашивались полностью, всего было опрошено 29 групп студентов различных специальностей.
ший опыт вторичной занятости. В анкете было обращение к опыту работы студентов на протяжении их учебы на всех пяти курсах, что позволило с некоторым допущением проследить динамику вторичной занятости в процессе обучения.
В полном соответствии с данными других исследователей вторичная занятость мурманских студентов возрастает от 18,2 % работающих на 1 курсе (из них 6,6 % постоянно и 13,6 - эпизодически) до 47,4 % на пятом (соответственно 25 и 22,4 %).
ш
о
а
о
ю
2
ш
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
81
71
13
3 3
61
18
54
52
20
10
т
20
1412
20
17
11
на 1-м курсе
на 2-м курсе
на 3-м курсе
на 4-м курсе
на 5-м курсе
□ Не совмещал работу с учебой
□ Занятость в свободное от учебы время
□ Занятость до 5 месяцев, с пропуском занятий
□ Занятость более 5 месяцев, с пропуком занятий
7
Рис. 1. Оценка уровня вторичной занятости студентов на разных курсах
Как видно из данных, представленных на рис. 1, к пятому курсу значительно увеличивается доля постоянно занятых студентов и уменьшается число тех, кто не занимался подработкой. Вообще за время обучения не совмещали учебу с работой только 36,6% от всех опрошенных студентов. Различие между долей работающих и неработающих студентов в государственных и негосударственных вузах составляет первые проценты и при оценке по критерию X статистически незначимо.
ш
о
а
о
ю
2
ш
\Р
80
70
60
50
40
30
20
10
0
73
67
24
63
17
51
23
15
46
24 25
30
24
□ Работа не по специальности
□ Работа частично связана со специальностью (в смежных областях)
□ Работа связана со специальностью
на 1-м курсе
на 2-м курсе
на 3-м курсе
на 4-м курсе
на 5-м курсе
9
9
Рис. 2. Оценка связи работы со специальностью на разных курсах
Увеличивается в процессе обучения и связь работы со специальностью: на первом курсе такая связь наблюдалась только у 33,1 % работающих студентов (у 9,2 % - работа по специальности, у 23,9 - работа в смежных областях), на пятом курсе - уже у 54,4 % (соответственно 29,9 и 24,5 %). На рис. 2 хорошо видно, как к пятому курсу относительное возрастает доля студентов, работающих непосредственно по специальности.
Увеличивается и уровень квалификации работы студентов (см. рис. 3). Если на 1 курсе у 67,6 % работающих квалификация работы соответствовала уровню начального профессионального образования (или вообще не требовала образования), то на пятом курсе таких студентов осталось только 32,1 %.
Согласно проведенному анализу в целом можно отметить, что с ростом образования студентов структура их вторичной занятости меняется в благоприятную сторону: растет доля студентов, у которых работа связана с получаемой специальностью и повышается квалификация, обусловленная выполняемой ими деятельностью. Вместе с тем к окончанию вуза остается достаточно большая часть студентов, работающих не по специальности и занятых малоквалифицированным трудом.
ш о а о
Ю 40
.о
ш
80
70
60
50
30
20
10
0
68
32
66
34
53
58
47
42
68
32
□ Уровень НПО или не требует образования вообще
□ Уровень СПО или
незаконченного
ВПО
на 1-м курсе
на 2-м курсе
на 3-м курсе
на 4-м курсе
на 5-м курсе
Рис. 3. Уровень квалификации работающих студентов на разных курсах
Чтобы выделить группы студентов, различающихся по типу вторичной занятости, была проведена многомерная обработка переменных, характеризующих интенсивность вторичной занятости на всех пяти курсах, с помощью кластерного анализа методом К-Меаш.
Типология вторичной занятости студентов
В результате кластерного анализа 595 студентов были распределены по 5 группам. Интенсивность вторичной занятости на каждом курсе измерялась по трехчленной шкале: 1 - отсутствие занятости, 2 - частичная или эпизодическая занятость (практически без пропуска занятий или с редким пропуском) и 3 -постоянная или полная занятость с частым (или регулярным) пропуском занятий. Т.е. масштаб вторичной занятости оценивался по критерию, в какой степени она непосредственно затрагивала процесс обучения. Все анализируемые переменные распределялись по кластерам с высоким уровнем достоверности (а<0,001). Число кластеров подбиралось эмпирическим путем. Был выбран такой результат кластерного анализа, в котором выделенные группы имели качественное своеобразие, поддающееся интерпретации, и были достаточно полно представлены.
Таблица 1
Распределение студентов с различной интенсивностью вторичной занятости по группам по результатам кластерного анализа
Интенсивность вторичной занятости (в баллах)
Группа 1 Г руппа 2 Г руппа 3 Г руппа 4 Г руппа 5
на 1 курсе 1 1,5 1,1 1,2 2,3
на 2 курсе 1 2,1 1 1,6 2,7
на 3 курсе 1 2,4 1 2,3 2,8
на 4 курсе 1,2 1,3 1,6 2,3 2,9
на 5 курсе 1 1,1 2,5 2,3 2,8
Средний уровень интенсивности занятости по группе 1,04 1,68 1,44 1,94 2,7
Численность группы (в чел.) 263 40 102 127 63
Численность группы (в %) 44,2 6,7 17,1 21,3 10,6
Выделенным группам можно дать следующие характеристики по различиям в интенсивности вторичной занятости:
1 группа - практическое отсутствие занятости на всех курсах (при редкой
эпизодической работе небольшой части группы - ср. балл по группе 1,04; 263 студента (44,2 % от всей выборки);
2 группа - преимущественно частичная занятость на всех курсах с увеличени-
ем интенсивности к третьему курсу (от 1,5 до 2,4 балла) и снижением на четвертом (до 1,3 балла) до практического прекращения работы на пятом (1,1 бала) - ср. балл по группе 1,68; 40 студентов (6,7 %);
3 группа - занятость в основном на 4 и 5 курсах с повышением интенсивности
от частичной до преимущественно полной (от 1,6 до 2,5 балла) - ср. балл по группе 1,04; 102 студента (17,1 %);
4 группа - стабильная частичная занятость на всех курсах с постепенным по-
вышением интенсивности от первого к третьему (от 1,2 до 2,3 балла) и сохранением достигнутого уровня до конца обучения - ср. балл по группе 1,94; 127 студентов (21,3 %);
5 группа - высокий уровень занятости на всех курсах (от частичной на первом до полной на последующих - от 2,3 до 2,8 балла) - ср. балл по группе 2,7; 63 студента (10,6 %).
При расположении групп в предложенном порядке использовались два критерия: возрастание интенсивности вторичной занятости в целом и повышение уровня занятости на старших курсах. Так, интенсивность вторичной занятости по среднему баллу у второй группы выше, чем у третьей, но при этом в третьей группе явно проявлена тенденция повышения уровня занятости на старших курсах, чего не наблюдается во второй группе. Распределения студентов государственных и негосударственных вузов по кластерам практически одинаковы и статистически не различаются. Из сравнительного анализа выделенных групп по масштабу вторичной занятости сразу можно сделать некоторые предварительные выводы. Практически не занимались подработкой (за редкими исключениями) 44,2% опрошенных студентов (как уже отмечалось, 36,6% не работали совсем). Работали во время учебы эпизодически, на отдельных курсах, стараясь учесть интересы учебы и все же получить опыт работы 23,8% студентов (вторая и третья группы). И работали относительно стабильно на протяжении учебы с разной степенью интенсивности четвертая и пятая выделенные группы - 31,9 %.
Таблица 2
Причины вторичной занятости у групп студентов с различной интенсивностью занятости
Причины занятости Выборы групп студентов с различной интенсивностью вторичной занятости, % Всего
Г руппа 1 Г руппа 2 Группа 3 Г руппа 4 Г руппа 5 Число ответов % ответов
Потребность в деньгах 86,4 88,2 81,5 79,6 89,8 273 83,7
Получение опыта трудоустройства, работы 9,1 14,7 30,9 15,7 25,4 66 20,2
Стремление к самостоятельности, независимости 6,8 0 4,9 17,6 11,9 33 10,1
Полезное занятие свободного времени, новые знакомства, общение 9,1 11,8 11,1 9,3 10,2 33 10,1
Желание попробовать свои силы 13,6 17,6 8,6 11,1 3,4 33 10,1
Самореализация 0 2,9 4,9 6,5 6,8 16 4,9
Получение новых знаний 9,1 0 3,7 5,6 3,4 15 4,6
Желание обеспечить себе рабочее место после окончания вуза 2,3 0 4,9 3,7 8,5 14 4,3
Оплата учебы 0 0 1,2 5,6 5,1 10 3,1
Желание накопить или сохранить полярные надбавки 0 5,9 0 0 0 2 0,6
Другое 2,3 2,9 7,4 2,8 8,5 16 4,9
Всего % 138,7 144 159,1 157,5 173 156,6
Всего ответивших 44 34 81 108 59 326
Всего ответов 61 49 129 170 102 511
Причины совмещения учебы с работой студенты называли сами, отвечая на открытый вопрос (см. таблицу 2). Всего ответили на этот вопрос 326 студентов, суммарное число отдельных категорий ответов составляет 511 и по колонкам превышает 100%, т.к. некоторые студенты называли по две и более причины. В первой группе, как уже отмечалось, встречается эпизодическая занятость у части студентов, поэтому 44 человека из этой группы тоже дали ответы. Различия в ответах студентов разных групп статистически значимы при проверке по критерию х с доверительной вероятностью 99,8% (а=0,002). Чаще всего студенты называли 5 основных причин своей работы, занимающие в таблице первые 5 строк (от 83,7 до 10,1 % ответов), при этом безусловным лидером является материальный фактор. Относительно больше он имеет значение для студентов пятой, второй и первой групп, а относительно меньше - для третьей и четвертой групп. «Получение опыта работы» является наиболее важной причиной для студентов третьей группы, которые работают только на 4-5 курсах (30,9 % ответов) и для активно работающих студентов пятой группы (25,4 %). «Стремление к самостоятельности и независимости» в наибольшей степени вы-
ражено у стабильно работающих студентов четвертой и пятой групп (соответственно 17,6 и 11,9 % ответов). Полученный процент выборов каждой из причин несколько отличается от результатов, приводимых другими исследователями. По нашему мнению, это связано с тем, что в нашем исследовании студентам задавался вопрос в открытой форме, поэтому они записывали только те варианты ответов, которые были актуализированы в их сознании. Так, по данным исследования Константиновой Е.Б., проведенного в Екатеринбурге, материальный фактор, как причину вторичной занятости, выбрали 64,5 % студентов, а желание получить опыт работы - 45,4 % [3. с. 16], в нашем исследовании соответственно 83,7 и 20,2 %.
Неработающие на протяжении всей учебы студенты в числе основных причин отказа от совмещения учебы с работой назвали пять: «работа мешает успешной учебе» - 43,5%, «не хватало времени на работу» - 32,4 % и «не было материальной необходимости» - 26,5 %, «сложно найти работу» - 13,5 % и «не было желания» - 12,4 % (суммарный процент всех ответов составил больше 100, т.к. некоторые студенты называли по две причины). Этот вопрос также был открытым. Первые две указанные причины близки между собой, поэтому можно сказать, что для большинства неработающих студентов совмещение учебы и работы представляется сложным из-за недостатка времени на сам процесс обучения. Причину «сложно найти работу» назвали всего 13,5 %, т.е. для остальных этот фактор не являлась определяющим, поэтому можно говорить о том, что отказ от совмещения работы с учебой у неработающих студентов - это определенная социальная позиция. Они не считают для себя выход на рынок труда во время учебы какой-то необходимостью или ценностью. Если учесть, что и среди работающих респондентов только 20 % в числе причин вторичной занятости назвали «получение опыта трудоустройства, работы», то вряд ил можно говорить о том, что студенты осознают важность вторичной занятости как новой адаптационной стратегии поведения в условиях рыночных отношений.
Несмотря на то, что большинство работающих студентов, по всей видимости, не рассматривают свое поведение как новую адаптационную стратегию в условиях рынка, их работа все же в заметной степени влияет на профессиональное становление и будущее трудоустройство (см. рис. 4).
□ Пока у меня нет никакой
определенности с работой
27 □ Есть несколько
—вариантов
трудоустройства, н о без четких гарантий
□ Уже твердо знаю, где буду работать
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5
Рис. 4. Определенность с работой после окончания вуза групп студентов с
различной интенсивностью занятости
По диаграмме наглядно выделяется две объединенные совокупности студентов. Одна из них включает в себя первую и вторую группы, выделенные в кластерном анализе: это те студенты, которые относительно в наименьшей степени вовлечены в процесс вторичной занятости. Почти половина из них не имеют никакой определенности с работой и только около 8% твердо знают, куда будут устраиваться.
Существенно отличается ситуация у остальных трех групп. Из них в среднем только около 25% не имеют определенности с работой и примерно столько же уже твердо знают свое будущее место работы, т.е. степень их определенности с работой значительно выше. Наиболее благополучная обстановка здесь у студентов пятой группы, которые активно работают на протяжении всей учебы, но их показатели весьма незначительно отличаются от третьей группы,
которая вовлекается во вторичную занятость только на 4 и 5 курсах, т.е. приобретает опыт работы с минимальным ущербом для учебы. Наверное, опыт вторичной занятости именно этой группы студентов является наиболее интересным. Таким образом, в отношении определенности с работой после окончания вуза можно отметить несомненную полезность вторичной занятости.
У групп студентов с различной интенсивностью вторичной занятости имеются различия в степени связи работы со специальностью1 (см. таблицу 4). В наименьшей степени работа связана со специальностью у работающих студентов первой группы, занятых эпизодически и в небольшом объеме: 73% из них работали не по специальности.
В целом, по специальности работает только небольшая часть студентов во всех группах за исключением группы 3 (здесь по специальности работает 31,3 % против 10,3-17,1 % в остальных группах). Студенты этой группы, устраиваясь на работу на 4-5 курсах, по-видимому, уже чувствуют себя приобщенными к получаемой специальности и в большей степени ориентированы на работу по ней. Но и в этой группе не по специальности работает хоть и самая меньшая, но все же весьма значительная часть студентов - 42,4 %.
Таблица 3
Связь работы со специальностью у групп студентов с различной интенсивностью занятости
Г руппы студентов с различным уровнем связи работы со специальностью Г руппы студентов с различной интенсивностью вторичной занятости, % Всего
Г руппа 1 Г руппа 2 Г руппа 3 Г руппа 4 Г руппа 5 респон- дентов %
Работа не по специальности на всех курсах 72,9 59,0 42,4 52,8 45,2 193 52,1
Работа в смежной сфере с возрастанием связи со специальностью к 5 курсу 14,6 30,8 26,3 30,1 40,3 107 28,8
1 Группы студентов, у которых работа в разной степени связана со специальностью, были выделены в результате кластерного анализа пяти переменных, характеризующих связь работы студентов со специальностью на каждом курсе.
Работа преимущественно по специальности с повышением связи со специальностью к 5 курсу 12,5 10,3 31,3 17,1 14,5 71 19,1
Всего респондентов 48 39 99 123 62 371 100
Таким образом, если говорить о связи интенсивности вторичной занятости с работой по специальности, то оказывается, что активная работа студентов вовсе не способствует повышению их ориентации на работу по получаемой специальности. Благоприятная ситуация в этом отношении возникает, когда студенты начинают работать только на старших курсах, уже в какой-то мере познакомившись со специальностью.
У групп с различной интенсивностью вторичной занятости наблюдается различие и в самом желании работать по специальности после окончания вуза (см. рис. 5). По диаграмме хорошо видно, что если исключить третью группу студентов, активно работающих только на старших курсах, то будет наблюдаться устойчивая динамика снижения желания работать по специальности после окончания вуза с ростом интенсивности вторичной занятости. Число желающих работать по специальности снижается с 56 до42%, а нежелающих устраиваться на такую работу увеличивается с 13 до 23 %. Поскольку большинство студентов, как было отмечено ранее, работает не по специальности, то, по-видимому, такая занятость отдаляет студентов от получаемой профессии.
60 56
50
ш
О
а
о
ю
2
ш
\Р
оч
40
30
20
10
53
55
31
13
33
15
44
27
18
42
33
23
35
23
□ Есть желание работать по специальности
□ Не имеет значения работать по специальности или нет
□ Нет желания работать по специальности
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5
0
Рис. 5. Желание работать по специальности после окончания вуза у групп студентов с различной интенсивностью вторичной занятости
С другой стороны, работа по специальности способствует повышению желания и дальше по ней работать (см. таблицу 4). Наименьшая доля желающих работать по специальности выделяется в группе студентов, не работающих по ней на всех курсах - 40,4 %, против 64,3 % в группе с наибольшей связью работы со специальностью. И наоборот, нежелающих работать по специальности после окончания вуза больше всего в группе с работой не по специальности на всех курсах (24,9 %) против 12,9 % в группе, где работа в наибольшей степени связана со специальностью.
Таблица 4
Желание работать по специальности у групп работающих студентов с различной степенью связи работы со специальностью
Отношение к работе по получаемой специальности Г руппы студентов с различным уровнем связи работы со специальностью Всего
Группа 1 (работа не по специальности на всех курсах) Г руппа 2 (работа в смежной сфере с возрастанием связи со специальностью к 5 курсу) Г руппа 3 (работа преимущественно по специальности с повышением связи со специальностью к 5 курсу)
<?ы' % боры Выбо- % ры Выборы % <Вы' % боры
Есть желание работать по специальности 78 40,4 55 52,4 45 64,3 178 48,4
Не имеет значения работать по специальности или нет 67 34,7 35 33,3 16 22,9 118 32,1
Нет желания работать по специальности 48 24,9 15 14,3 9 12,9 72 19,6
Всего 193 100,0 105 100,0 70 100,0 368 100,0
Таким образом, относительно в большей степени сохраняют позитивное отношение к получаемой специальности, с одной стороны, студенты, не занимающиеся вторичной занятостью или имеющие работу эпизодически, а с другой стороны - студенты, работающие по специальности. Те студенты, у которых работа не связана с получаемой специальностью, относительно в большей степени теряют желание работать по ней и после окончания вуза. То есть, если студент работает не по получаемой специальности, то в результате своей профессиональной реализации он фактически от нее отдаляется.
В то же время образовательные планы студентов свидетельствуют о том, что высшее образование не потеряло для них своей профессиональной значимости. Так, в таблице 5 представлены распределения планов студентов, имеющих определенность с работой после окончания вуза. Таких студентов в выборке оказалось немного, всего 74 человека, но, несмотря на малочисленность данной группы, образовательные планы этих студентов зависят от связи их работы с получаемой специальностью с достоверностью 97 % (при проверке по критерию х2).
Таблица 5
Планы студентов, имеющих определенность с работой после вуза, в зависимости от близости работы к специальности
Планы после окончания вуза Г руппы студентов с различным уровнем связи работы со специальностью Всего
Группа 1 (работа не по специальности на всех курсах) Г руппа 2 (работа в смежной сфере с возрастанием связи со специальностью к 5 курсу) Г руппа 3 (работа преимущественно по специальности с повышением связи со специальностью к 5 курсу)
Вы- боры % Выборы % Выборы % Вы- боры %
Продолжу обучение в аспирантуре 1 3,3 1 4,3 2 9,5 4 5,4
Буду получать другое высшее образование 16 53,3 7 30,4 3 14,3 26 35,1
Собираюсь устроиться на работу 24 80,0 23 100,0 19 90,5 66 89,2
Работать и учиться пока не собираюсь (армия, семья, ребенок) 5 16,7 3 13,0 1 4,8 9 12,2
Всего выборов 46 153,3 34 147,8 25 119,0 105 141,9
Всего респондентов 30 23 21 74
Большинство студентов, имеющих определенность с работой, после окончания вуза собираются работать (в группе работающих в сфере, смежной с получаемой специальностью, таких оказалось 100%). Значительные различия наблюдаются в образовательных планах студентов, у которых работа в разной степени связана со специальностью. Так, если работа не связана со специальностью, около 53% выпускников собираются получать второе высшее образование, а если студенты работают по специальности, всего 14 % из них собираются вновь поступать в вуз (суммарный процент для каждой группы больше 100, т.к. в данном вопросе можно было выбирать по два ответа).
Такое различие в ориентациях на получение второго высшего образования, по-видимому, связано с тем, что студенты, реализующие себя в иной профессиональной сфере, желают получить высшее образование, соответствующее новой профессии.
Таким образом, когда в результате вторичной занятости студенты находят постоянную работу, то можно говорить о том, что она способствует их профессиональному самоопределению. Но выбор профессиональной деятельности при этом может как совпадать с получаемой специальностью, так и не совпадать. В последнем случае популярной стратегией выпускников становится получение второго высшего образования по новой специальности. Т.е. молодежь рассматривает диплом высшего образования не только как квалификационный мандат, но также как свидетельство полученных профессиональных знаний, поэтому стремится закрепить свой профессиональный выбор соответствующим высшим образованием.
Основные выводы по итогам выполненного исследования
Подводя итоги выполненному анализу, можно сделать вывод, что феномен вторичной занятости имеет достаточно сложную структуру. В целом вторичная занятость является для студентов важным источником доходов, помогая им в первую очередь решать материальные проблемы, а значение вторичной занятости для профессионального самоопределения студентов в большой степени зависит от особенностей их вовлечения в нее.
Так, при анализе было выделено пять групп студентов, различающихся по типу вторичной занятости.
Большая часть самой многочисленной группы студентов (263 респондента, что составляет 44,2 % опрошенных) совсем не занимались подработкой во время учебы (36,6 %), и только 7,6 % имели эпизодическую (или разовую) занятость. Рассмотренные характерные особенности занятости данной группы фактически касаются только этой небольшой части. Очевидно, респонденты первой группы - это студенты, нацеленные прежде всего на учебу и не ориентированные на вхождение в рынок труда до окончания вуза. Эпизодическая работа студентов данной группы в наименьшей степени связана со специальностью. Определенность с работой после окончания вуза у студентов данной группы крайне низкая, но при этом они позитивно относятся к своей специальности.
Вторая выделенная группа студентов является самой малочисленной -6,7% опрошенных (всего 40 респондентов). Эти студенты имели эпизодическую занятость (мало влияющую на посещение занятий) на всех курсах с увеличением интенсивности к третьему, снижением на четвертом и до практического прекращения работы на пятом курсе. По ряду характеристик студенты данной группы схожи с работающими студентами первой, но имеют более высокую интенсивность занятости. У них достаточно близкие преобладающие мотивы работы (потребность в деньгах и желание попробовать свои силы), низкий уровень определенности с работой после окончания вуза, работа относительно в малой степени связана со специальностью и более позитивное отношение к получаемой специальности.
Численность группы с третьим типом занятости составляет 102 человека (17,1 %). Это те студенты, которые начали работать на 4 курсе с повышением интенсивности занятости к концу учебы. Занятость студентов данной группы имеет ряд характерных особенностей. Среди причин занятости респонденты здесь больше других указывали на получение опыта работы, трудоустройства. У них в наибольшей степени работа связана со специальностью, относительно высокая определенность с работой после окончания вуза и при этом, подобно студентам первой и второй групп, в наибольшей степени выражено желание работать по полученной специальности. Вторичная занятость студентов этой группы помимо прагматической функции (решение материальных проблем) фактически помогает им укрепиться в профессиональном самоопределении по получаемой специальности.
Студенты четвертой и пятой типов вторичной занятости имели стабильную работу на протяжении всей учебы, что, по-видимому, обуславливает близость их большинства характеристик. Как уже отмечалось, для респондентов четвертной группы (127 человек или 21,3 % от числа всех опрошенных) характерна преимущественно частичная занятость в начале обучения (работа в основном в свободное от учебы время), а на третьем, четвертом и пятом курсах
для значительной части уже полная нагрузка с пропуском занятий. Студенты пятой группы (63 человека или 10,6 %) с полной нагрузкой работали на протяжении всего процесса обучения. Респонденты обеих групп отличаются относительно высокой степенью определенности с работой после окончания вуза, их работа чаще не связана со специальностью, чем связана, и желание работать по специальности после окончания вуза выражено меньше, чем в других группах. Меньшая часть студентов этих групп, которые не определились с работой, занимались чаще всего малоквалифицированным трудом и изначально рассматривали свою работу как временную, решая с ее помощью текущие материальные проблемы.
Те студенты, которые подготовили себе места своей будущей работы, по-видимому, ориентированы на дальнейшее профессиональное совершенствование по той специальности, по которой приобрели опыт (даже если она не совпадает с получаемой). В этом случае многие из них собираются получать по новой специальности второе высшее образование. Получаемое высшее образование теряет для них свою профессиональную значимость и помогает только их статусному росту, что в целом соответствует существующим тенденциям смещения акцента в профессионально-образовательных ориентациях молодежи с профессии на образование [1, с. 104]. Можно сделать вывод, что вторичная занятость способствует профессиональному самоопределению этих студентов в направлении их профессиональной деятельности.
Различия между описываемыми группами весьма небольшие. Они проявляются в смещении мотивов вторичной занятости: у студентов четвертой группы относительно преобладает мотив «стремление к самостоятельности, независимости», а у респондентов пятой группы - «потребность в деньгах» и «получение опыта работы, трудоустройства».
Анализ роли вторичной занятости в профессиональном самоопределении студентов показал, что она существенно различается для разных групп, и можно указать, по крайней мере, на три ее различных проявления. В первом из них
вторичная занятость практически никакого отношения к профессиональному самоопределению не имеет. Это временная подработка студентов для решения их текущих материальных проблем. Такой вторичной занятостью занимается большинство студентов из первой и второй рассмотренных групп (выделенных по интенсивности занятости), а также занимающиеся малоквалифицированным трудом на протяжении всех лет обучения из четвертой и пятой групп без перспектив дальнейшей работы. Хотя определенная польза от такой вторичной занятости наверное все же есть: в процессе работы студенты приобретают опыт устройства на работу и трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Две других функции вторичной занятости связаны с профессиональным самоопределением и во многом определяют его различные пути. На первом из них вторичная занятость помогает студенту приобрести опыт работы по получаемой специальности и в каких-то случаях даже определиться с предприятием для работы после окончания вуза. Подобная вторичная занятость в большей степени характерна для студентов третьей из рассмотренных групп и в меньшей степени для студентов 4 и 5 групп.
И в своей третьей функции вторичная занятость помогает студенту определиться с профессией, которая не совпадает с получаемой в вузе специальностью. В условиях дефицита рабочих мест (особенно для молодежи), часть студентов, устраиваясь на работу, не связанную с их специальностью, закрепляются на предприятии, находят в работе привлекательные черты, начинают расти профессионально и связывают свою будущую жизнь уже с этой профессией, предполагая даже в дальнейшем получение по ней второго высшего образования.
Таким образом, вторичная занятость студентов имеет сложную структуру, и в зависимости от особенностей своего проявления может в различной степени способствовать как их профессиональному самоопределению в целом, так и вузовской профессиональной подготовке в частности. Поэтому и отношение к
вторичной занятости студентов должно, по-видимому, определяться ее конкретным вкладом в их профессиональное становление.
Список литературы
1. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99-105.
2. Герчиков В.И. Феномен работающего студента // Социологические исследования. 1999. №8. С. 87-94.
3. Константинова Е.Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. социологических наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.
4. Константиновский Д.Л, Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Кончить курс и место достать: исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. 2001. №3. С. 101-120.
5. Перова И.Т. Дополнительная занятость: Масштабы, структура, характер // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. №4. С. 31-34
References
1. Vybornova V.V., Dunaeva E.A. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches], no.4 (2006): 99-105.
2. Gerchikov V.I. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches], no.8 (1999): 87-94.
3. Konstantinova E.B. Vtorichnaya zanyatost' studentov kak faktor formiro-vaniya zhiznennykh strategiy [Secondary employment of students as the factor of formation of vital strategy]. Avtoref. dis. na soiskanie uchenoy stepeni kand. sotsi-ologicheskikh nauk. Ekaterinburg, 2006. 24 p.
4. Konstantinovskiy D.L, Voznesenskaya E.D., Cherednichenko G.A. Sotsi-ologicheskie issledovaniya [Sociological researches], no. 3 (2001): 101-120.
5. Perova I.T. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sot-sial'nye peremeny [Public opinion monitoring: Economic and social changes], no.4 (1999): 31-34.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Цылев Виктор Рюрикович, канд. филос. н., доцент, руководитель научноисследовательской лаборатории социологических исследований
Мурманский государственный гуманитарный университет ул. Капитана Егорова, д.15, г. Мурманск, 183720, Россия e-mail: vrts@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tsylev Victor Ryurikovich, Ph.D. in Philosophical Science, head of research laboratory of sociological researches
Murmansk State Humanities University
15, Kapitana Egorova street, Murmansk, 183720, Russia
e-mail: vrts@mail. ru
Рецензент:
Недосека Елена Владимировна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы и теологии Мурманского государственного технического университета.