ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙД
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Вторая жизнь моногорода: использование факторов кризиса для развития *
А.Н. Ряховская
ректор Института экономики и антикризисного управления, заслуженный экономист Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва)
Антонина Николаевна Ряховская, [email protected]
Одной из серьезных проблем, имеющих стратегическое значение для экономики России на современном этапе ее развития, являются моногорода и их градообразующие организации. В нашей стране моногорода создавались по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Некоторые моногорода возникли в период Великой Отечественной войны в ходе эвакуации производств с западных в восточные регионы страны. География моногородов характеризуется привязкой к типам экономического развития территорий - агломерационному, сырьевому, промышленному. Традиционно моногорода размещаются на территории промышленного пояса развития, в который входят в первую очередь регионы Урала и юга Сибири. В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода, имеющие в качестве градообразующего всего одно крупное промышленное предприятие металлургии или машиностроения. В настоящее время в монопрофильных населенных пунктах проживает около 24 процентов всего городского населения страны.
На протяжении многих лет по заданию Правительства Российской Федерации ученые высших учебных заведений (далее - вуз) проводят научные исследования проблем моногородов, различных монопрофильных населенных пунктов и расположенных в них градообразующих орга-
низаций (см. [1-3]). По результатам таких исследований для Правительства Российской Федерации подготовлены различные методики, проекты распоряжений, другие документы, многие из которых успешно внедрены в жизнь. Однако следует отметить, что нерешенных проблем стало больше, так как для реанимации градообразующих организаций, обеспечения их стабильного функционирования требуются значительные финансовые ресурсы и усилия как со стороны собственников, так и государства, региональных и местных органов власти. Именно отсутствие финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, несвоевременная оплата выполненного государственного заказа, низкая социальная ответственность собственников нередко являются причинами банкротства значительного числа рассматриваемых социально значимых субъектов экономики, что в конечном итоге становится причиной исключения монопрофильных населенных пунктов из перечня моногородов. Зачастую все это приводит к невозможности дальнейшего проживания в некоторых из них населения и обусловливает необходимость его переселения на другие территории. Так, если в 2012 году список моногородов, утвержденный Министерством регионального развития Российской Федерации, включал 333 населенных пункта [4], то в 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации [5] численность монопрофильных муниципаль-
* Материал статьи был изложен автором на Первой научно-практической конференции «Город Рошаль: перспективы развития», проходившей 3 октября 2014 года в городе Рошале Московской области.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 12 (159) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
ных образований сократилась до 313. Банкротство градообразующих предприятий с разрушением их бизнеса мы рассматриваем как угрозу интересам государства, поскольку это затрагивает интересы множества юридических лиц, прямо или косвенно связанных с обанкротившейся организацией, а также интересы большинства граждан, проживающих в населенном пункте, экономика которого полностью зависит от этого предприятия (см. рис. 1). При разрушении бизнеса градообразующей организации она перестает выполнять функции основного работодателя и налогоплательщика, который обеспечивает работой и средствами к существованию значительную часть населения. Кроме того, нарушается функция наполнения местного и регионального бюджетов. Таким образом, ущемляются интересы населения и сокращаются возможности реализации социальных функций местными и региональными органам власти. Крупные организации в процессе работы обрастают фирмами-сателлитами, которые выполняют функции обслуживания основного бизнеса. Возникает эффект стейк-холдеров.
В условиях моногородов деятельность предприятий практически не поддается перепрофилированию. Также могут пострадать интересы поставщиков и потребите-
лей, поскольку нарушаются налаженные партнерские связи.
Помимо этого, указанные процессы затрагивают интересы государства и общества в целом, так как центральная власть должна компенсировать социальные потери и отрицательные последствия финансовоэкономических проблем населения моногородов.
Одними из заинтересованных в сохранении бизнеса градообразующих организаций субъектов экономических отношений являются местные и региональные органы власти. Однако, как показывает практика, зачастую их усилий недостаточно для решения возникших, порой много лет назад, сложнейших проблем.
Исключительными являются случаи, когда органы власти указанных уровней предпринимают серьезные действия для организации различных производств на месте ликвидированных в процедурах банкротства градообразующих предприятий, пытаются решить многочисленные проблемы социального характера, жилищнокоммунального хозяйства (далее - также ЖКХ), исследуют множество вариантов сохранения моногорода.
Одним из таких немногих населенных пунктов является городской округ Рошаль,
Рис. 1. Влияние разрушения бизнеса на интересы различных субъектов экономических
отношений
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙД
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
администрация которого при поддержке руководства Московской области пытается возродить былое величие этого малого города. При этом, как свидетельствуют изученные документы, цель руководства Рошаля - улучшение качества жизни населения в целом и каждого отдельного человека. Для достижения этой цели предпринимаются соответствующие попытки, разрабатываются различные программы, стратегии развития, инвестиционные планы. Для подготовки таких документов требуются серьезные обоснования, обеспечение согласования приоритетов развития в различные временные периоды. При этом необходимо учитывать серьезные экономические проблемы настоящего времени, наличие которых свидетельствуют о том, что, как правило, в регионах на серьезную помощь государства рассчитывать не приходится. Государство может оказать помощь в исключительных случаях, например участие в программах импортозамещения. В связи с этим, как представляется, городскому округу Рошаль необходимо внести корректировки в ранее разработанные концепции и планы с учетом этого обстоятельства, то есть еще раз внимательно проанализировать номенклатуру и объемы выпускаемой и предполагаемой к выпуску продукции, направления их изменения с учетом возможностей участия в программах импортозамещения. В первую очередь это касается формата индустриального парка -эффективной антикризисной меры.
Учеными Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Института экономики и антикризисного управления вопросы создания и функционирования индустриальных парков разработаны в достаточной степени. Одним из последних проектов Института экономики и антикризисного управления, например, является проект индустриального парка для химического завода «Силан» Данковского района Липецкой области. В настоящее время этот проект активно реализуется под авторским надзором разработчиков (см. [6]).
Серьезные работы аналогичного форма-
та проводятся в отношении Пермского порохового завода, с руководством которого проведены консультации по вопросам возможного сотрудничества с предприятиями города Рошаля.
По заданию Правительства Российской Федерации ученые Финансового университета принимали активное участие в спасении от банкротства нескольких градообразующих химических производств.
Большое влияние на эффективность реализации утвержденных планов и программ по возрождению Рошаля, реанимации бывших производств и организации новых оказывает наличие соответствующей коммунальной инфраструктуры - инженерных объектов, электро-, водо-, газоснабжения, водоотведения (канализации), техническое состояние которых в значительной степени влияет на экономические параметры деятельности всех без исключения субъектов экономики, функционирующих в городе, планируемых к созданию и возрождению. Деятельность предприятий ЖКХ оказывает непосредственное влияние и на уровень жизни населения, а значит, на величину выплат соответствующих пособий из средств местного бюджета. Такое влияние проявляется в следующих направлениях: при неудовлетворительном техническом состоянии инженерных коммуникаций ЖКХ в значительной степени возрастают потери транспортируемых потребителям воды, тепла, газа и т. д., стоимость которых под различными предлогами возмещается ресурсоснабжающим организациям потребителями даже при наличии индивидуальных счетчиков.
Учитывая эти обстоятельства, руководство городского округа Рошаль к задачам особой значимости при создании и развитии сети индустриальных парков на его территории относит их бесперебойное обеспечение услугами ЖКХ в необходимом объеме и надлежащего качества.
Как известно, одним из негативных последствий реформирования ЖКХ России является появление новых субъектов экономики, выполняющих посреднические функ-
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 12 (159) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
ции, - управляющие компании (далее - УК), товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) и т. п., значительная часть которых некорректно выполняют свои функции: завышают объемы потребления, не перечисляют полученную от населения и предприятий плату за коммунальные ресурсы ресурсоснабжающим организациям, что является одной из причин банкротства последних.
Указанные посреднические организации возникли в рамках попыток государства организовать конкуренцию в сфере коммунального производства, являющейся естественной монополией технологического типа, в которой конкуренция, как известно, невозможна. В рамках развития конкурентных отношений в значительной степени сократились функции государства в этой социальной сфере, что привело к серьезным негативным последствиям:
• многократный рост тарифов;
• многочисленные банкротства муниципальных унитарных предприятий ЖКХ, водоканалов, городских тепловых сетей и т. д.;
• появление отсутствующих должников в лице УК.
Сегодня, учитывая этот негативный опыт реформирования ЖКХ, некоторые регионы возвращаются к дореформенной системе ЖКХ, создавая подконтрольные им структуры. Например, в некоторых округах города Москвы в рамках эксперимента создана единая государственная компания - государственное бюджетное учреждение «Жи-лищник» на базе реорганизованных государственных унитарных предприятий «Дирекция единого заказчика» (ДЭЗ), которая выполняет функции нескольких подрядных организаций, обслуживающих дворы, междворовые территории, проезды и дороги.
Большая работа в этом направлении проведена в Рошале, где практически все структуры, оказывающие услуги ЖКХ, возвращены под юрисдикцию муниципалитета посредством создания единой УК -ОАО «Прогресс».
Значительный потенциал развития ЖКХ
^6^^) Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
в городском округе Рошаль обеспечивает наличие разведанных месторождений пресных подземных вод. При этом общеизвестно, что многие регионы испытывают трудности с водообеспечением именно из-за отсутствия подземных источников. Конкурентным преимуществом Рошаля является и то, что в городе имеются значительные объемы нерудных полезных ископаемых (песка) при наличии собственных городских дорог в хорошем техническом состоянии.
Однако финансовоемкие мероприятия невозможно реализовать без соответствующих инвестиций, реальной помощи государства и взаимодействия с бизнессообществом.
В рамках решения комплекса проблем и выполнения поставленных задач учеными Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Института экономики и антикризисного управления было обеспечено проведение ряда консультаций с государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ», также ведутся переговоры о возможном участии в решении проблем в городе Рошале компании «Экос».
При множестве положительных параметров, обеспечивающих реальное выполнение различных программ в городе, значительной проблемой является его кадровый потенциал. При этом положительным представляется факт отсутствия у предприятий кредиторской задолженности по заработной плате. Однако эти сведения требуют уточнения, так как в настоящее время реализуется процедура конкурсного производства в отношении предприятия ЖКХ, поскольку, как показала 20-летняя практика функционирования института банкротства в России, в первую очередь кредиторская задолженность обусловлена невыплатой заработной платы работникам предприятия-банкрота. В бытность моногородом Рошаль обладал значительным количеством высокопрофессиональных рабочих, инженерно-технических работников, которыми градообразующее предприятие - химический комбинат - обе-9789, [email protected]
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
Рис. 2. Антикризисная программа повышения эффективности использования кадрового потенциала региона [7, с. 13]1
INT-CON.ORG
ERNATIONAL TEST
III Международный конкурс среди молодых ученых «Евразийская экономическая интеграция. Реалии, проблемы и перспективы»
15 сентября 2014 года - 15февраля 2015 года
Организаторы
Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Издательский дом «Наука»
При официальной поддержке
Комитета ГД ФС РФ по делам национальностей Торгово-промышленной палаты РФ Шонхайской Организации Сотрудничества Информационно-аналитического портала Союзного государства Института экономики НАН Республики Беларусь К участию в конкурсе приглашаются молодые ученые в возрасте до 35 лет, не имеющие степени
доктора наук
Подробности на сайтах www.idnayka.ru,www.int-con.org и по электронной почте [email protected]
1 Подробнее см.: Гришина Е. С. Оценка человеческих ресурсов как инструмент диагностики конкурентоспособности региона : дис. ... канд. эконом, наук. М., 2013.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
№ 12 (159) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
спечивало не только близлежащие села и деревни, но и другие регионы. Однако в настоящее время необходимо неотложное решение кадровых проблем города, которые являются типовыми для всех без исключения городов России (см. рис. 2).
При разработке комплекса мер по формированию человеческих ресурсов, повышению эффективности их использования необходимо создание соответствующих условий:
1) экономических:
• снижение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
• увеличение среднемесячной заработной платы работающего населения;
• увеличение размера пенсий;
• контроль за ростом потребительских цен;
2) социальных:
• снижение удельного веса аварийного и ветхого жилья;
• снижение уровня преступности;
• увеличение доступности медицинских услуг и снижение уровня заболеваемости населения;
• увеличение числа спортивных сооружений в регионе;
• рост рождаемости и снижение смертности населения;
• увеличение продолжительности жизни в регионе;
• снижение уровня безработицы.
Проблемы кадрового обеспечения для
реализации многочисленных проектов города Рошаля возможно с участием российских вузов, которые на постоянной основе могут организовывать повышение квалификации работников различных категорий предприятий города и муниципалитета, обучение на курсах MBI, проведение различных мастер-классов, деловых игр и т. д. По договорам с предприятиями, муниципалитетом, родителями возможно обучение по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в рамках высшего профессионального образования.
Для решения этой проблемы намечен проект взаимодействия московских вузов
^6^^) Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
с учебными заведениями городского округа Рошаль. Также возможно сотрудничество в научной и иных сферах.
Таким образом, решение проблем городского округа Рошаль, реализация его многочисленных планов и задач возможны при объединении усилий федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества, сотрудничестве с высшими учебными заведениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Роль государственных программ в развитии моногородов : монография / под ред. проф. А. Н. Ряховской. М. : Издательство «Магистр» ; ИНФРА-М, 2014.
2. Крюкова О. Г., Кован С. Е., Арсенова Е. В., Ряховская А. Н. Предотвращение банкротства градообразующих организаций монопрофильных городов / под ред.
А. Н. Ряховской. М. : Издательство «Магистр» ; ИНФРА-М, 2012.
3. Акулова Н. Г., Ряховская А. Н. Система критериев социально-экономической оценки результатов реализации государственных программ в моногородах // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2013. № 1.
4. Об одобрении решения межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации : приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 170.
5. О Перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р.
6. Тарасов Н. Н. Индустриальные парки как инструмент развития территориальных образований // Вестник профессионального бухгалтера. 2014. № 2.
7. Гоишина Е. С. Оценка человеческих ресурсов как инструмент диагностики конкурентоспособности региона : дис. ... канд. эконом. наук. М., 2013.
-9789, [email protected]