Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 339.5
В. А. Хлызова Научный руководитель - Т. Н. Афанасьева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО
Рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы вступления России в Всемирно торговую организацию, преимущества и недостатки вступления в ВТО, а также мнения экспертов, политиков и экономистов, о присоединении России к ВТО.
Всемирно торговая организация - это международная организация, созданная в 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. На сегодняшний день в ВТО входит 153 страны, на долю которых приходится более 92 % мировой торговли [1].
Россия является единственной страной «Большой двадцатки», еще не вступившей в состав ВТО. В середине 90-х гг. доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит» [2]. Может быть, это и является явным преувеличением, но все же это характеризует положение России в мировой торговле на сегодняшний день. Первую заявку во вступление в ВТО Россия подала еще в 1993 г., на тот момент это была международная экономическая организация «Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле», поэтому переговоры о вступлении России в ВТО продолжаются 17 лет. За это время было пройдено множество этапов переговоров, но на сегодняшний день, как заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на круглом столе с участием российских бизнесменов и вице-президента США Джозефа Байдена 9 марта 2011 г., Россия планирует вступить в ВТО уже в 2011 г.
Конечно же, вступление России в ВТО является неизбежным процессом, ведь это часть процесса глобализации, но этот процесс имеет как недостатки, так и преимущества [3]. На сегодняшний день можно выделить следующие преимущества вступления России в ВТО:
1) понижение стоимости жизни, за счет снижения торговых барьеров;
2) расширение выбора товаров и услуг, за счет иностранной продукции, а также отечественной, так как цены на импортные материалы и оборудования будут снижены;
3) увеличение доходов, за счет понижения торговых барьеров, которые способствуют росту торговли, что может привести не только к повышению государственных доходов, но и личных;
4) увеличение занятости в долгосрочной перспективе в экспортных отраслях экономики;
5) развитие внешнеэкономической деятельности;
6) уменьшение коррупции, прозрачность и гласность, т. е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию.
7) укрепление международной стабильности, так как торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам.
Как сказал вице-премьер Алексей Кудрин на Всемирном экономическом форуме в Давосе 28 января 2010 г, «Россия рискует оказаться на задворках установленных новых, посткризисных правил мировой торговли, если не станет членом ВТО» [4].
Конечно же, нельзя сейчас с полной уверенностью говорить о недостатках вступления России в ВТО, но эксперты уже делают некоторые прогнозы на этот счет. Многие эксперты считают, что вступление России в ВТО приведет к приходу в страну крупных монополий, что приведет к массовому вымиранию мелких и средних компаний, вследствие чего начнется массовая безработица (хотя, как уверяют эксперты, она будет краткосрочным явлением, так как с новыми компаниями появятся и новые рабочие места).
Также, что касается отечественной автомобильной промышленности, то, по мнению экспертов, вливание в ВТО приведет либо к полному ее исчезновению, либо к ее крупному кризису. Так, представитель холдинга «Северсталь-Авто» Николай Соболев считает, что проблема отечественной автомобильной промышленности заключается в технологическом отставании производителей [5]. Также многие эксперты считают, что при вступлении России в ВТО нам будет навязаны некоторые специальные тарифы и правила, например, на данный момент активно обсуждается необходимость повышения внутренних цен на бензин и электричество, что приведет к повышению цен на все товары внутри страны.
Как говорит депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева: «Вхождение в ВТО очень важно, если мы готовы выйти на рынок со своим продуктом, но сейчас у России такого продукта нет. Поэтому на российский рынок продолжится поток импортных товаров. Пока нам нельзя свой и так открытый рынок, открывать еще больше» [6].
Так или иначе, на данный момент Грузия не согласится на вступление РФ во Всемирную торговую организацию за счет своих интересов, как сказал на заседании парламента Грузии вице-спикер Георгий Церетели. В конце апреля 2008 г. Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. Сейчас преодоление этого препят-
Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистики»
ствия происходит за счет Вашингтона, который, возможно, сможет устранить противодействие Грузии вступлении России в ВТО.
Конечно, вступление в ВТО является противоречивым процессом, но, как подсчитали эксперты, без свободного доступа на внешние рынки, который России даст вступление в ВТО, страна ежегодно теряет около 2,5 млрд долл. что очень пагубно отражается на экономике страны [7].
Подведя итоги, можно сказать, что 9 марта 2011 г. Д. И. Медведев выразил надежду, что «в этом году все процессы будут завершены при более деятельной поддержке США», что можно воспринимать как подход к завершительному этапу присоединения России к Всемирной торговой организации [8].
В любом случае, еще рано делать выводы, так как процесс вступления России в ВТО продолжается.
Библиографические ссылки
1. Дюмулин И. И. ВТО: экономика, политика, право. М. : Монография, 2008.
2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М. : Юристъ, 1999.
3. Халевинская Е. Д., Вавилова Е. В. ВТО и российские интересы. М. : Магистр, 2009.
4. Россия и Всемирная торговая организация // Пресса. 2011. URL: www.wto.ru/- 15.03.2011.
5. Информационно-аналитическая группа // Производство автомобилей. 2004. URL: www.auto-consulting.com.ua/ - 15.03.2011.
6. Главные новости России и мира: вступление в ВТО. 2011. URL: www.firstnews.ru/- 16.03. 2011.
7. Главные новости дня: Россия и ВТО. 2011. URL: www.gazeta.ru/-16.03.2011.
8. Время перемен // ИТАР-ТАСС. 2011. www.URL: www.itar-tass.com/ -17.03.2011.
© Хлызова В. А., Афанасьева Т. Н., 2011
УДК 330.341.1:62.001.7
Т. А. Чалкин Научный руководитель - Г. Я. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕХНОПАРКОВОЙ СТРУКТУРЫ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Рассматриваются технопарковые структуры как элементы инфраструктуры управления инновационной деятельностью на региональном уровне. Предложена организационно-функциональная модель создания технопарка в Красноярском крае с учетом отраслевой специфики экономики региона и особенностей текущего положения инновационной сферы.
Общеизвестно, что в современных условиях одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является наличие инновационной инфраструктуры, осуществляющей функции внедрения в реальный сектор экономики передовых технических и технологических достижений. Существует ряд различных институциональных форм субъектов инновационный инфраструктуры, из которых наиболее полно ее функции осуществляют территориальные научно-производственные комплексы - технопарки, а также «технопарковые структуры» (индустриальные парки, инновационно-технологические центры и т. д.). В рамках данной работы под технопарко-вой структурой мы понимаем территориальный научно-исследовательский и производственный комплекс, в рамках которого осуществляются научные исследования вместе с устойчивым функционированием системы производственного освоения научных достижений с целью выпуска новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции [1].
Несмотря на бурное увеличение в последние годы числа технопарков в регионы России, остается значимой проблема низкой эффективности вложений финансовых и иных ресурсов в проектирование и создание технопарков [2]. В Красноярском крае в настоящее время создан и функционирует ряд отдельных элементов инновационной инфраструктуры
(таких, как бизнес-инкубаторы, региональный венчурный фонд, краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности и другие), однако единой региональной инновационной системы из-за отсутствия координации и согласованности действий они не образуют. Выходом из этой ситуации может стать создание региональной технопарковой структуры.
В соответствии с этим целью данной работы стала разработка принципов и организационно-экономической модели функционирования технопарка как института управления инновационной деятельностью в Красноярском крае.
Функционирование технопарка регионального уровня должно быть ориентировано, прежде всего, на реализацию приоритетов социально-экономического развития региона. В рамках данного исследования был выполнен анализ социально-экономического положения Красноярского края и роли научно-инновационного потенциала в развитии региона, по результатам которого были выделены факторы, определяющие потенциал развития производственных отраслей экономики края и приоритетные направления развития.
Анализ инновационной сферы экономики края показал, что наиболее слабым звеном в инновационном процессе с точки зрения обеспеченности услугами