Научная статья на тему 'Встреча в «Тайге»: воспоминания об одном забытом эксперименте'

Встреча в «Тайге»: воспоминания об одном забытом эксперименте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
302
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПЕДИЦИЯ «ТАЙГА» / ЯДЕРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В СССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родькин Д. В.

Статья посвящена истории организации и проведению эксперимента по прокладке канала между реками Печорой и Камой с помощью серии ядерных взрывов. В основу текста положены воспоминания участников проекта: Виктора Жучихина одного из ведущих инженеров проекта и Александра Зернина солдата-срочника, призванного в военно-строительные части Министерства среднего машиностроения. Описывается быт и повседневность экспедиции «Тайга» и разоблачаются некоторые мифы и домыслы, связанные с данным проектом. Статья будет интересна всем интересующимся историей Урала и военно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Встреча в «Тайге»: воспоминания об одном забытом эксперименте»

ИСТОРИЯ

УДК 94

Д. В. Родькин

ВСТРЕЧА В «ТАЙГЕ»:

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОДНОМЗАБЫТОМЭКСПЕРИМЕНТЕ

Статья посвящена истории организации и проведению эксперимента по прокладке канала между реками Печорой и Камой с помощью серии ядерных взрывов. В основу текста положены воспоминания участников проекта: Виктора Жучихина - одного из ведущих инженеров проекта - и Александра Зернина - солдата-срочника, призванного в военно-строительные части Министерства среднего машиностроения. Описывается быт и повседневность экспедиции «Тайга» и разоблачаются некоторые мифы и домыслы, связанные с данным проектом. Статья будет интересна всем интересующимся историей Урала и военно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, экспедиция «Тайга», ядерные испытания в СССР.

Успешная реализация собственного Атомного проекта к 1955-1957 гг. позволила советскому руководству шире использовать обретенные Министерством среднего машиностроения СССР технологии, ресурсы и специалистов не только для решения военных задач, но и в целях развития народного хозяйства. Сейчас уже широко известно о том немалом положительном влиянии на развитие инфраструктуры Урала и Сибири, которое оказывали на протяжении десятилетий строительные организации закрытых городов. Но прикладными вопросами строительства местных дорог, электростанций и линий электропередачи участие специалистов атомной отрасли не ограничивалось.

Согласно программе использования атомной энергии, принятой в 1950 году, помимо оружия предстояло освоить применение ядерных зарядов в мирных целях для горнорудной промышленности, прокладки каналов и туннелей.

Так называемая программа мирных ядерных взрывов началась в 1965 г. и была завершена в 1988 г.1 Среди многих проектов, осуществленных за этот период, одним из самых известных и загадочных является проект «Тайга», осуществлявшийся в начале 1970-х годов специалистами ВНИИТФ и КБ АТО. Косвенное участие в нем принял и 948-й военно-строительный отряд, прикрепленный к Соликамскому ЛЗК.

В середине 1960-х годов стало ясно, что одна из крупнейших водных артерий СССР -река Волга - нуждается в подпитке. Необходимо было срочно проложить канал, который бы нес воды северных рек в Волгу. Если взглянуть на карту, то можно заметить, что истоки двух крупных рек, Печоры и Камы достаточно близки. Исходя из этого, было принято интересное решение - соединить Печору и Каму каналом, используя для перемещения воды притоки Камы - реки Колву и Вишеру.

Поскольку через тайгу не провести крупную землеройную технику, 64-километровую трассу канала (от поселка Якша до озера Чусовское) предполагалось проложить серией ядерных взрывов на выброс породы. В середине1966 г. Минсредмаш и Минэнерго начали совместную проработку проектного задания на Печеро-Колвинский канал. Министр среднего машиностроения Е. П. Славский был лично заинтересован в успехе данной работы. Мирные инициативы советского руководства по ограничению распространения ядерного оружия обычно мало согласовывались с представителями ВПК. Хотя именно

© Д. В. Родькин,2012.

«оружейники», а не военные, испытывали больше всего неудобств от этих соглашений. Развитие любой отрасли техники невозможно без натурных испытаний. Ядерное оружие не является исключением. Гарантировать работу систем в боевых условиях может только проведенное штатное изделия. А на мирных зарядах можно проверить очень многие физические и технологические «ноу-хау», которые могут применяться в военной сфере.

Успешно испытав так называемый «чистый» заряд в ходе нескольких опытов на Семипалатинском полигоне, применения в Чаганском эксперименте, проверив работу автоматики на испытательном полигоне института, специалисты НИИП (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ) в 1967 г. успешно провели групповой ядерный взрыв в урочище Тегем, в ходе которого доказали возможность прокладки каналов ядерными взрывами2.

Одновременно конструкторское бюро автотранспортного оборудования, г. Мытищи получило техническое задание на создание транспортных средств для доставки зарядов к месту проведения взрывов. На шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости были смотированы «кунги» с оборудованием и системой микроклимата. Обеспечение экспедиции осуществлял Соликамский лесозаготовительный комбинат. Он предоставлял места для разгрузки литерных составов со спецзарядами, сборные деревянные домики, технику и солдат для обслуживания экспедиции3.

Эксперимент проходил в 2 этапа: 1971-1972 гг. и 1973-1975 гг. На первом этапе был произведен опытный группой взрыв из трех зарядов. На втором этапе планировалось продолжить ведение взрывных работ, но все произошло иначе.

В 1974 г. герои нашего рассказа возможно встречались. Один - член научной экспедиции, ведущий инженер НИИП, а рассматриваемый период - заместитель главного конструктора КБ АТО - Виктор Иванович Жучихин, другой - рядовой военный строитель Александр Иванович Зернин. Первый участвовал в разработке зарядов, их монтаже и проведении испытаний. Второй - вместе с сослуживцами обеспечивал строительство временного городка экспедиции во время второго этапа эксперимента.

В. И. Жучихин так описывает последние приготовления к первым взрывам. «В январе 1971 г. изготовлено три заряда, с которыми и отправились на эксперимент на трассу Печоро-Колвинского канала. Рекогносцировочное исследование региона показало, что работа на трассе Печоро-Колвинского канала по сооружению траншеи взрывом на выброс возможна только в зимнее время, с одной стороны, в связи с невозможностью доставки к месту работы техники в теплое время года, с другой - зимний период является более благоприятным, исходя из требований радиационной безопасности: выпавшие после взрыва в следе радиоактивные осадки на снежный покров с талыми водами размоются, тем самым еще меньшим станет остаточное загрязнение местности, хотя и так оно являлось вполне допустимым»4.

Для проживания участников экспедиции близ хутора Васюково силами, средствами и материалами Соликамского ЛЗК был сооружен поселок из сборно-щитовых домиков. Кроме жилых домов были сооружены также столовая, медпункт и что-то наподобие дома культуры, где проходили производственные совещания и заседания Государственной комиссии5.

В соседнем с поселком экспедиции селении Головное появление специальной техники вызвали разные слухи, подкреплявшиеся статьями о предстоящем мероприятии в журнале «Вокруг света». Местные жители потребовали объяснить им суть эксперимента и его предполагаемые последствия. На собрании актива населения поселка Головное присутствовали и расконвоированные заключенные. Им во всех подробностях рассказано было, как будет проходить работа, что может представлять опасность, и в каких обстоятельствах, какие мероприятия разработаны для обеспечения полной безопасности не только для людей, но и для самой природы.

Подготовительные работы проходили не всегда гладко, без каких-либо осложнений. Многое из техники и аппаратуры применялось в работе в полевых условиях, да еще при морозе до -40°С, впервые. Здесь и обнаруживались либо дефекты изготовления, либо

конструкторские недоработки, либо ошибки в эксплуатационной документации. С механическими агрегатами дело обстояло гораздо лучше. Здесь помогло то, что все они прошли «обкатку» на полигоне, и выявленные там конструктивные и производственные недоработки были устранены еще в цехах КБ АТО.

После получения шифровки, разрешающей опускание зарядов в скважины, на заседании Государственной комиссии была рассмотрена и утверждена технология окончательной подготовки спецзарядов и их опускания. По докладу главного конструктора Б.

В. Литвинова об ожидаемой мощности взрыва утверждалась глубина центра взрыва, что должно было обеспечить максимальный эффект выброса грунта.

По настоянию главного инженера проекта Г. А. Никифорова и его начальника Ю. А. Валентинова забивка скважины гравием или песком после опускания заряда исключалась. Какими соображениями авторы проекта руководствовались, предлагая такой вариант, многим было непонятно, но решением председателя Госкомиссии В. И. Карякина предложение было принято. Итак, в данном эксперименте применена, по терминологии авторов проекта, «гидрозабойка»6. Окончательная подготовка спецзаряда включала в себя следующие операции7:

— проверка системы бортовой автоматики и генератора высоковольтных импульсов для подрыва капсуль-детонатора (КД);

— снаряжение заряда комплектом боевых КД;

— подстыковка системы инициирования КД к генератору высоковольтных электрических импульсов;

— стыковка силового корпуса и проверка его на герметичность;

— подключение кабелей управления подрывом и физизмерений;

— кантование спецзаряда в вертикальное положение и завеска его на устье скважины;

— опускание заряда на трубах на заданную глубину и завеска его.

Подключение кабелей управления подрывом и физизмерений к распределительному

щиту производилась в день «Ч» за 2 часа до взрыва.

Далее производился последовательный спуск зарядов на заданную глубину на бурильных трубах диаметром 82 мм с помощью передвижной буровой установки на шасси КРАЗ. Кабели управления подрывом и физизмерений, опускаясь вместе с зарядом, разматывались с барабанов, расположенных рядом со скважиной, вручную. Во избежание провисания кабелей под собственным весом они через каждые 4-5 м привязывались к трубе шкимкой (пеньковой веревкой).

Одновременно с установкой всех трех зарядов в боевое положение все остальные службы, участвующие в эксперименте, отрабатывали свою готовность к работе по боевому расписанию. По завершении заключительных операций всеми службами, участвующими в эксперименте, и заслушивания руководителей этих служб о степени готовности Государственная комиссия приняла решение о проведении генеральной репетиции (ГР)8.

ГР проводится по боевому расписанию с той лишь разницей, что к соединительным щитам кабелей управления подрывом и физизмерений подключается не бортовая аппаратура спецзарядов, а имитаторы, выполняющие ту же роль, что и бортовая аппаратура, а вместо КД в них задействованы эквиваленты нагрузок.

ГР преследует цель не только окончательно проверить в работе весь комплекс управления подрывом и физизмерений, но и четкость взаимодействия всех служб, обеспечивающих безопасность работ.

Если в работе некоторых служб в ГР обнаруживаются изъяны или нестыковки со смежными службами, в боевое расписание или в частную технологическую или конструкторскую документации вносятся коррективы или принимаются более радикальные меры.

В случае обнаружения в действиях каких-либо служб больших неполадок, намечаются мероприятия по их устранению, и назначается повторная ГР.

В случае положительных результатов ГР делается запрос на разрешение проведения взрыва на конкретный день и час с оговоркой права переноса на другой день и час, если метеообстановка будет неблагоприятной.

И вот день «Ч» (23 марта 1971 г.) наступил: «Начался отсчет последних минут и секунд. Громкоговорящая связь оповещает об этом всех собравшихся на КП. Наконец -последние секунды: 9, 8, 1, 0. При последнем слове «ноль» там, где были заложены в скважины три термоядерных заряда, начали медленно подниматься ввысь черные струи огромных размеров, которые затем сомкнулись в широченный черный факел.

В экспериментах на Чагане и площадке № 4 Семипалатинского полигона наблюдалась одна и та же картина: сначала происходило вспучивание земной поверхности, затем происходил прорыв этого вспученного слоя огромных размеров пылегазовым факелом, затем отделение газового облака от поднятого грунта и осаждение грунта на земную поверхность.

Здесь же, натрассе канала, традиционного вспучивания не было замечено. Наблюдалась картина струйного выброса грунта. И когда все, что силой взрыва было поднято, улеглось, а облако серого цвета с коричневыми разводами поднялось ввысь, отделившись от черной пыли, мы увидели гладь огромного озера»9.

Взрыв прошел недостаточно удачно. Хотя все три заряда сработали штатно, энерговыделение было меньше расчетного на 20-30 %, а заглубление в скважину было слишком большим. В связи с этим на месте закладки среднего заряда образовалось подобие острова. Остров сохраняется в центре этого рукотворного озера до сих пор и привлекает в таежные места туристов, ищущих «забытый» ядерный заряд.

Эксперимент был признан удачным, руководство Минсредмаша ставило задачу продолжить работы. Поэтому повторный эксперимент со взрывом трех зарядов было решено провести здесь же, в наносных грунтах, на трассе в продолжении траншеи, образованной первым взрывом. Заряды для этого эксперимента должны быть доработаны на нужную мощность взрыва.

Повторный эксперимент решением министра от 26 апреля 1974 года был назначен на

I квартал 1976 года. Работы по рекогносцировке трассы были назначены на август 1975г. Одновременно Соликамский ЛЗК должен был обеспечить поддержание в рабочем состоянии сооружений временного поселка для экспедиции («Северная площадка»).

С этой целью солдата-срочника Александра Зернина и еще 10 его товарищей и одного офицера направили еще в январе 1974 г. на расконсервацию «Северной площадки»: «нас, 11 солдат и 1-го офицера на вертолете забросили из г. Соликамска на «Северную площадку», примерно 10-15 км выше по течению р. Березовки (вроде бы так называется). Там находился городок, 2 солдатские казармы, столовая, 1 или 2 таких же строения для специалистов. Эти сооружения все сборно-щитовые (деревянные). Кроме этого вроде бы было полупод-земное овощехранилище (небольшое), электростанция в дощатом сарае-3 агрегата ДЭА-100, по 100 квт. Я как раз и обслуживал позже эту электростанцию. По прибытию мы занимались ремонтом, запускали отопление (водяные котелки в каждом здании), электричество, трактора и машины. Была крытая стоянка на 3 или 4 автомашины, грузовые естественно. Кроме этого была передвижная столовая из 2 вагончиков и такая же баня. После запуска казарм, столовой и электростанции стали прибывать партии новых солдат (примерно через месяц)»10. Солдаты начали оборудовать площадки для бурения скважин под новые заряды.

В это же самое время велась доводка зарядов, которые предполагалось использовать в новом групповом эксперименте. К концу 1975 года технические средства, оборудование и расходные материалы полностью укомплектованы. Утвержден состав экспедиции. Согласованы с ВНИИП сроки и порядок передислокации техники и личного состава на место производства работ.

Однако руководство Минсредмаша было не до конца уверено в необходимости проведения новой серии взрывов. Об этом свидетельствует то, с какой поспешностью направ-

лялись и снимались солдаты с «Северной площадки»: «Где-то в апреле достаточно неожиданно все свернули, нас погрузили на автомашины и вывезли в Соликамск. В конце сентября так же неожиданно прямо с рабочих мест увезли и снова вертолетом отправили опять на «Северную площадку», человек 10 тех, кто уже был там, остальные новички. Лирическое отступление. Для нас это было горе, уже вышел приказ о демобилизации. Снова все запустили, обучали вновь прибывших. В 20-х числах ноября тех, кто отслужил вертолетом вывезли и в тот же день посадили на поезд»11.

16 февраля в 9.30 местного времени автоколонна со спецзарядами двинулась в путь. В 4.00, 17 февраля, вся техника прибыла к месту назначения. Установка машин со спецзарядами у скважин была закончена к 6.00 утра. В последующие дни было произведено шаблонирование всех трех скважин опусканием грузового макета с помощью канатной опускной машины. По всем трем скважинам замечаний не было. Произведено комплектование опускных труб и опробование подвижного бурового станка на шасси КРАЗ. Проведена проверка всех узлов и агрегатов спецзарядов. Проверено состояние и работоспособность компрессорного хозяйства. Все признано пригодным и работоспособным. Государственная комиссия зафиксировала полную готовность к заключительной части эксперимента, о чем и было доложено в Москву12.

26 февраля 1976 года получено указание: дальнейшие работы приостановить до особого указания. 20 марта 1976 года (это была суббота) получена от министра Е. П. Славского шифротелеграмма о том, что работы прекращаются и всем экспедициям со своим оборудованием предписывалось возвращаться по домам13. Так безрезультатно закончилась вторая и последняя экспедиция на трассу Печоро-Колвинского канала.

0 причинах спешного завершения эксперимента «Тайга» не сообщалось даже руководителям экспедиций. Среди ключевых причин называют выяснение ошибок в расчетах проектировщиков канала. Оказалось, что грунты, в которых планировался канал, слишком слабы. Через несколько лет воды Печоры должны были непременно размыть рукотворное русло. Кроме того, на решение о прекращении работ могла повлиять негативная реакция зарубежных стран. Дело в том, что по международным правилам выбросы радиоактивных веществ в ходе ядерных взрывов не должны были покидать территорию страны. А гарантировать, что воды Печоры не вынесут в Северный ледовитый океан следы от взрывов, было невозможно. Как бы то ни было эксперимент, последствия которого невозможно предугадать даже сейчас, был остановлен. Для одного нашего героя проект «Тайга» был лишь одним из эпизодов работы на полигонах. Для другого - яркой страницей его «дембельского альбома».

Примечания

1 См. Ядерные испытания СССР. Том 1 / под ред. проф. В. Н. Михайлова. Саров, 1997.

С. 30.

2 Там же. С. 114-115; 158.

3 См. Жучихин В. И. Подземные ядерные взрывы в мирных целях: мемуары / В. И. Жучихин. Снежинск : РФЯЦ-ВНИИТФ, 2007. С. 45.

4 Там же. С. 50.

5 Из интервью А. И. Зернина. Записано автором статьи. Сухой лог, 2008. С. 1.

6 См. Жучихин В. И. Подземные ядерные взрывы в мирных целях : мемуары... С. 65.

7 Там же.

8 См. Ядерные испытания СССР. Том 1... С. 68-73.

9 Жучихин В. И. Подземные ядерные взрывы в мирных целях: мемуары... С. 70-73.

10 См. Зернин А. И. Указ. соч. С. 2.

11 Там же.

12 См. Жучихин В. И. Подземные ядерные взрывы в мирных целях: мемуары... С. 84.

13 Там же. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.