-ПРОБЛЕМЫТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ-
Научный редактор раздела докт. техн. наук, профессор И.С. Полькин
17 августа 2011 года исполняется 50 лет со дня основания Всероссийского института легких сплавов. Отмечая эту дату, институт в сети Интернет проводит Вторые Беловские научные чтения. В ходе проведения научных чтений будет рассмотрена проблема эволюции технологий в области специальной металлургии. Материалы дискуссии будут опубликованы в журнале «Технология легких сплавов».
удк 061.6.
ВСЕРОССИЙСКОМУ ИНСТИТУТУ ЛЕГКИХ СПЛАВОВ - 50 ЛЕТ
В.И. Елагин, докт. техн. наук (ОАО ВИЛС, e-mail:[email protected])
Показана научная и производственная деятельность ВИЛСа за 50 лет. Представлены научные руководители и сотрудники металловедческих, технологических, контрольно-испытательных лабораторий, КБ.
Ключевые слова: А.Ф. Белов, опытное производство, исследовательские лаборатории, легкие и специальные сплавы, основные разработки по направлениям.
50 Years of All-Russia Institute of Light Alloys. V.I. Yelagin.
VILS' scientific and production activities for the last 50 years is shown. Heads and specialists of metal science, technological, test and measuring laboratories as well as design offices are presented.
Key words: A.F. Belov, pilot production, research laboratories, light and special alloys, main developments in accordance with the trends of activities.
Пятидесятые годы минувшего столетия были годами бурного развития в нашей стране производства алюминия и титана и соответственно производства деформированных полуфабрикатов из сплавов на основе того и другого металлов. В это время был построен и вступил в строй действующих самый крупный в стране Куйбышевский (ныне Самарский) металлургический завод по производству деформированных полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Интенсивно развивалось производство полуфабрикатов из нового в то время металла титана и его сплавов на Сетунском, Ступинском и, особенно, Вер-хнесалдинском металлургических заводах. Происходила реконструкция действующих металлургических заводов: на Самарском и
Верхнесалдинском заводах были построены прессо-штамповочные цеха, оснащенные уникальным оборудованием - вертикальными прессами усилием до 700 МН и горизонтальными - усилием до 200 МН.
Александр Фёдорович Белов, работавший в то время начальником Главного управления специальной металлургии в Министерстве авиационной промышленности, ещё в середине 50-х годов выступил с инициативой по организации в системе Министерства научно-исследовательского технологического института металлургического профиля, который обобщил бы опыт работы заводов металлургии легких сплавов и в результате своей работы обеспечил бы научное обоснование и оптимизацию технологии производства полу-
фабрикатов из легких (алюминиевых, магниевых и титановых) и специальных (жаропрочных) сплавов. Эта инициатива не сразу нашла поддержку в руководстве министерства, но в начале 60-х годов А.Ф. Белов убедил министра авиационной промышленности П.В. Дементьева в необходимости создания такого института.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1961 г. на базе завода № 65 и ОКБ-65 был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт по технологии легких и специальных сплавов. В последующих документах институт стал называться Всесоюзным институтом легких сплавов (ВИЛСом), а после распада Советского Союза - Всероссийским институтом легких сплавов (аббревиатура не изменилась). Исполняющим обязанности начальника института был назначен начальник Главного управления спецметаллургии А.Ф. Белов.
Приведенная выше аргументация необходимости создания нового технологического научно-исследовательского института содержится в книге Ф.И. Квасова «Александр Фёдорович Белов», который работал в то время (в 1961 г.) директором завода 65 и был одним из непосредственных участников создания ВИЛСа.
Кроме того, анализ развития авиационной, ракетно-космической и ряда других отраслей промышленности нашей страны, а также США и промышленно развитых стран Европы показал, что технический прогресс происходит не только (и не столько) за счет применения принципиально новых материалов, но в большей мере за счет разработки и внедрения новых передовых наукоемких или, как говорят на западе, высоких технологий. Вновь создаваемый институт, по мысли А.Ф. Белова, которую он неоднократно высказывал перед сотрудниками института, должен разрабатывать научные основы технологических процессов литья и производства деформируемых полуфабрикатов из легких и специальных сплавов и на базе этих основ создавать новые эффективные технологии. А.Ф. Белов считал, что образование нового технологического института на базе серийного завода, который становился опытным при
ВИЛСе, позволит значительно ускорить процессы разработки технологии производства новых видов полуфабрикатов для авиакосмической промышленности и внедрения новых сплавов. Весь путь от научной идеи до получения готового изделия мог быть осуществлен в одном институте, на одной площадке в соответствии с цепочкой: возникновение научной идеи ^ лабораторные эксперименты ^ получение опытного образца в лаборатории ^ разработка опытной технологии на производственных участках ^ разработка опытно-промышленной технологии в цехе, которая может быть передана практически без изменений на серийный завод. При этом важной особенностью ВИЛСа было наличие в его структуре конструкторского бюро для проектирования всякого рода технологической оснастки и металлургического оборудования, что опять-таки было направлено на ускорение разработки технологических процессов.
Перед ВИЛСом была поставлена еще одна задача, которая не входила в круг обязанностей существовавших в то время научно-исследовательских институтов Министерства авиационной промышленности. В начале 60-х годов производство алюминия и титана в стране значительно превышало потребности авиации, ракетно-космической промышленности, да и других оборонных отраслей. В связи с этим появилась возможность широкого использования алюминия и в какой-то мере титана в гражданских отраслях промышленности, как это уже давно практиковалось в промышленно развитых странах мира (в строительстве, транспортном машиностроении, добыче нефти, для упаковки и т.д.). ВИЛСу было поручено вести систематическую работу по изысканию целесообразных областей применения алюминиевых и титановых сплавов в различных областях народного хозяйства, включая создание необходимых сплавов и изготовление опытных образцов полуфабрикатов. Особенно большое внимание А.Ф. Белов уделял вопросу применения алюминия в строительстве. В связи с этим в системе ВИЛСа было создано конструкторское бюро по строительным конструкциям из алюминиевых сплавов и цех строительных конструкций.
В течение первого года работы ВИЛСа (1962 г.) А.Ф. Белов совмещал должности начальника института и начальника Главного управления спецметаллургии Министерства авиационной промышленности, в течение этого года Ф.И. Квасов оставался директором опытного завода. С 1963 года А.Ф. Белов был освобожден от должности начальника Главка и полностью сосредоточился на руководстве ВИЛСом, а Ф.И. Квасов был назначен на должность начальника Главного управления спецметаллургии в Министерстве авиационной промышленности .
В определении организационной структуры ВИЛСа решающую роль сыграли начальник ВИЛСа А.Ф. Белов, его первый заместитель доктор технических наук Владимир Иванович Добаткин, широко известный специалист по работе на ВСМПО и своими опубликованными трудами, а также директор завода, а потом начальник Главного управления спецметаллургии Ф.И. Квасов.
Первоначально организационная структура ВИЛСа была определена следующим образом:
- группа металловедческих лабораторий по алюминиевым, магниевым, титановым и жаропрочным никелевым сплавам;
- группа технологических лабораторий по литейному, прокатному, трубопрофильному и кузнечному производствам;
- группа контрольно-методических лабораторий (контроль, разработка и внедрение на заводах отрасли новых методик контроля и исследования слитков и деформированных полуфабрикатов);
- лаборатории экономического профиля;
- конструкторское бюро по проектированию металлургического оборудования и оснастки;
- конструкторское бюро по проектированию строительных конструкций из алюминиевых сплавов;
- отдел научно-технической информации (ОНТИ);
- опытный завод, включающий цеха, необходимые для полного цикла производства деформированных полуфабрикатов из промышленных и опытных сплавов, а также цеха строительных конструкций и ширпотреба;
- необходимые управленческие структуры.
Организационная структура в зависимости от тематики, развития науки и производства неоднократно изменялась. Для успешного функционирования нового научно-исследовательского института с мощным опытным производством потребовались новые формы организационного взаимодействия исследовательских лабораторий с цехами. Эти формы были найдены не сразу, в процессе работы они изменялись и совершенствовались. Чаще всего металловедческие лаборатории объединялись в НИО (научно-исследовательские отделения) по изучаемым сплавам, а технологические с соответствующими цехами в НПК (научно-производственные комплексы). Например, НПК-1 - объединение лаборатории 1 (литейного производства) и литейного цеха 1, т.е. литейный научно-производственный комплекс.
В первый год формирования ВИЛСа большой проблемой было размещение вновь организованных лабораторий на площадях бывшего завода 65, так как при организации ВИЛСа никаких дополнительных площадей построено не было. В течение нескольких последующих лет после августа 1961 г. велось строительство новых зданий для научно-исследовательских лабораторий ВИЛСа (сначала 3-этажного «стенд-здания», а потом 8-этажного инженерного корпуса) и приобреталось для металловедческих лабораторий современное оборудование (в основном для лабораторий 33, 36, 37, а затем и для лаборатории 26). В строительстве в той или иной степени принимал участие весь коллектив ВИЛСа.
Комплектация научно-исследовательских лабораторий кадрами в основном была закончена в 1962 г., хотя дополнительный прием инженеров и научных сотрудников продолжался и в течение нескольких последующих лет. Основной костяк лабораторий и отделов КБ составили сотрудники завода 65, ОКБ-65, а также некоторые руководящие работники с заводов отрасли. Как уже упоминалось выше, одним из активных организаторов ВИЛСа был выдающийся инженер и ученый Владимир Иванович Добаткин, кото-
технология легких сплавов № 2 2011 7
рый, работая на заводе 95 с 1941 г. по 1957 г. заместителем главного металлурга (С.М. Воронова), а затем главным металлургом, защитил кандидатскую и докторскую диссерации. Комплектация научных кадров в значительной мере проходила при непосредственном участии В.И. Добаткина.
Руководящий состав ВИЛСа был укомплектован в основном из известных в отрасли опытных специалистов, молодых талантливых инженеров завода 65, еще ранее проявивших склонность к исследовательской работе и некоторых сотрудников, перешедших из других организаций (ВИАМа, МАТИ и др.).
В.И. Добаткин, будучи заместителем начальника института, возглавил научно-исследовательское отделение (НИО-1), объединяющее металловедческую лабораторию по алюминиевым, магниевым и титановым сплавам, металлофизическую и контрольно-методические лаборатории. При этом начальником лаборатории металловедения алюминиевых, магниевых и титановых сплавов (лаборатория 31) стал сам В.И. Добаткин. Начальниками других лабораторий НИО-1 были назначены:
- Григорий Иосифович Фридман (после небольшой стажировки в качестве старшего инженера) (лаборатория 33 химического и спектрального анализа);
- Виктор Александрович Данилкин (лаборатория 34 газового анализа);
- Владимир Сергеевич Синявский (лаборатория 35 коррозии металлов и сплавов);
- Юрий Маркович Вайнблат (лаборатория 36 физики изучения и контроля механических свойств);
- Владимир Захарович Захаров (лаборатория 37 изучения и контроля механических свойств);
- Марат Петрович Уральский (лаборатория 40 по неразрушающему контролю качества полуфабрикатов);
- Николай Иванович Сведе-Швец (лаборатория 5 по контролю температуры и давления).
Заместителем начальника института и научным руководителем металловедческих лабораторий по жаропрочным и тугоплавким сплавам был назначен известный ученый
доктор технических наук Михаил Васильевич Мальцев, приглашённый из технологического института Минобщемаша (ВНИИТМ).
В ведении М.В. Мальцева были лаборатории:
- металловедения жаропрочных никелевых сплавов (лаборатория 24) - начальник Леонид Илларионович Дмитриев;
- металловедения тугоплавких металлов и сплавов (лаборатория 22) - начальник Гордей Васильевич Карсанов;
- порошковой металлургии (лаборатория 25) - начальник Валентин Сергеевич Раков-ский.
Заместителем начальника института по технологическим лабораториям в 1963 г. был назначен бывший директор КУМЗа Василий Сергеевич Курбатов. На должности начальников технологических лабораторий были приглашены известные в отрасли специалисты, имеющие, как правило, опыт работы на заводах отрасли на ответственных постах от главного металлурга до директора завода, удостоенные многих правительственных наград.
В результате начальниками технологических лабораторий стали:
- Алексей Александрович Рогозинский (лаборатория 1 по литейному производству алюминиевых и магниевых сплавов);
- Евгений Ильич Морозов (лаборатория 4 по литейному производству титановых и никелевых сплавов);
- Рувим Исаевич Барбанель (лаборатория 2 по прокатному производству);
- Михаил Фёдорович Захаров (лаборатория 3 по профильному производству);
- Фёдор Васильевич Журавлёв (лаборатория 16 по трубному производству);
- Фёдор Васильевич Тулянкин (лаборатория 13 по кузнечному производству).
По экономическим вопросам были созданы (через 2-3 года после образования ВИЛСа) две лаборатории;
- по перспективному планированию тематики (лаборатория 10) - Израиль Петрович Эрлих;
- по экономике НИР и ОКР (лаборатория 19) - Евгений Петрович Ширяев.
Заместителем начальника института по конструкторским подразделениям был назна-
чен бывший начальник ОКБ-65 Василий Александрович Шапошников, начальником ОКБ-1 - Георгий Николаевич Рахинский, а начальниками отделов КБ-1 также сотрудники ОКБ-65:
- Марсалий Сергеевич Соколов (отдел 51 высокотемпературного печного и термического оборудования);
- Михаил Яковлевич Коротков (отдел индукционных нагревательных устройств);
- Константин Афанасьевич Шевцов (отдел 53 низкотемпературного печного и термического оборудования);
- Георгий Николаевич Рахинский (отдел 54 нестандартного механического оборудования);
- Павел Петрович Синько (отдел 55 автоматизации и электроприводов);
- Иван Афанасьевич Кононов (отдел 59 вакуумных плавильных печей).
Руководство механического цеха, равно как и других цехов завода, при образовании ВИЛСа не менялось.
В качестве начальника КБ по строительным конструкциям был утвержден молодой инженер, незадолго до организации ВИЛСа принятый в ОКБ-65 после окончания института, энтузиаст в вопросах применения алюминия в строительстве Валентин Николаевич Спиров. КБ-2 по строительным конструкциям было подчинено непосредственно начальнику института А.Ф. Белову.
Директором опытного завода (бывшего завода 65) после перевода Ф.И. Квасова на должность начальника Главного управления спецметаллургии в Министерство авиационной промышленности стал бывший начальник прокатного цеха завода 65 Николай Иванович Корягин.
В будущих успехах ВИЛСа, создании научного потенциала и воспитании молодых научных кадров в последующие годы значительную роль сыграли научные сотрудники, приглашенные при комплектации лабораторий из других научно-исследовательских и учебных институтов и некоторых заводов:
- из ВИАМа: Валентин Сергеевич Раковс-кий, Евгений Ильич Морозов, Евгений Дмитриевич Захаров, Людмила Александровна Елагина, Игорь Степанович Полькин, Георгий
Андреевич Бочвар, Евгений Петрович Чистяков, Вера Петровна Козловская;
- из МИСиСа: в 1964 г. Олег Хикметович Фаткуллин и Лидия Парфёновна Фаткуллина;
- из НИИЖТ: Владимир Сергеевич Синявский;
- из НИИчермета: Гордей Васильевич Кар-санов, Тамара Павловна Хазанова, Владимир Иванович Ходкин;
- из ИМЕТа им. А.А. Байкова: Юрий Михайлович Сигалов;
- из ВНИИТМа: Михаил Васильевич Мальцев;
- из МАТИ: Виктор Игнатович Елагин;
- из ВСМПО: Владимир Иванович Добат-кин (после кратковременной работы в ВИАМе) и Николай Фёдорович Аношкин;
- с других заводов: Валентин Георгиевич Давыдов и ряд других инженеров.
Все перечисленные сотрудники, за исключением В.И. Добаткина и М.В. Мальцева, которые были приглашены на должности заместителей начальника института, были приняты на должности начальников лабораторий, секторов, старших и младших научных сотрудников и сыграли важную роль в руководстве и ответственном исполнении научно-исследовательских работ.
Большую часть инженерного состава лабораторий составили работники завода 65, техников и лаборантов набирали в основном из числа рабочих завода, являющихся студентами вечернего факультета МАТИ.
Успешное выполнение тематики, утвержденной в Министерстве, решение ряда актуальных для отрасли проблем в последующие после образования ВИЛСа годы показали, что научные сотрудники вновь созданных лабораторий как из числа работников завода 65, так и приглашённые из других институтов, как правило, имеют высокую квалификацию и способны решать поставленные перед ВИЛ-Сом задачи.
После образования ВИЛСа большое внимание подготовке и повышению квалификации научных кадров уделял заместитель начальника института В.И. Добаткин. На заводе 65 до образования ВИЛСа работал один кандидат технических наук - Михаил Зиновьевич Ерманок. При образовании ВИЛСа из
других организаций пришли три доктора технических наук (В.И. Добаткин, М.В. Мальцев и В.С. Раковский) и шесть кандидатов технических наук (Н.Ф. Аношкин, В.И. Елагин, Л.А. Елагина, Е.Д. Захаров, Е.И. Морозов и В.С. Синявский).
Такой приток «остепененных» специалистов позволил уже в 1962 г. организовать аспирантуру ВИЛСа по подготовке кандидатов технических наук по основным специальностям ВИЛСа. При этом научное руководство обеспечивалось в основном своими работниками. Поощрялось также поступление сотрудников ВИЛСа в аспирантуру других организаций (МИСиСа, ИМЕТа им. А.А. Бай-кова и др.).
В 1967 г. был создан и утвержден в ВАК ученый совет ВИЛСа по защите кандидатских диссертаций по специальностям «Металловедение и термообработка», «Обработка давлением» и «Литейное производство». Председателем ученого совета стал А.Ф. Белов, который в 1963 г. защитил докторскую диссертацию, его заместителем - В.И. Добаткин, членами совета В.С. Раковский, М.В. Мальцев, Н.Ф. Аношкин, В.И. Елагин, М.З. Ерма-нок, В.С. Синявский и несколько докторов наук из других организаций.
В будущем в ВИЛСе были созданы два докторских ученых совета. Постоянная работа по повышению квалификации научных кадров, которая организовывалась, стимулировалась и контролировалась В.И. Добатки-ным, начиная с 1962 г. и до его кончины, принесла свои плоды. К началу 90-х годов в ВИЛСе работали 26 докторов наук и 108 кандидатов. Всего за 50-летнюю историю в ВИЛСе подготовлено 43 доктора наук, из которых 24 работают в настоящее время, а 19 - выбыли по разным причинам. За этот же период для заводов авиаметаллургии подготовлены 73 кандидата и 6 докторов наук. Естественно, что увеличение в коллективе числа сотрудников, имеющих ученые степени, приводило и к повышению квалификации инженеров и техников, работающих в лабораториях ВИЛСа. И если при его организации в 1962 г. ВИАМ оказал помощь ВИЛСу, выделив нескольких, перечисленных выше, квалифицированных сотрудников, то в 70-80-е
годы ВИАМ охотно приглашал сотрудников из ВИЛСа.
Через аспирантуру и ученые советы ВИЛСа прошла значительная часть будущих руководителей ВИЛСа.
Организационная структура ВИЛСа, приведенная выше на год его образования, и руководители подразделений в процессе работы института в связи с возникновением новых проблем, новых требований Министерства авиационной промышленности и с другими обстоятельствами неоднократно менялись: создавались новые научно-исследовательские отделения (НИО), новые лаборатории и отделы КБ-1, некоторые лаборатории делились, объединялись, некоторые упразднялись, выполнив свои задачи.
В конце 60-х - начале 70-х годов в ряде металловедческих лабораторий ВИЛСа проводились исследовательские работы по влиянию высоких скоростей охлаждения при кристаллизации алюминиевых, никелевых и титановых сплавов на их структуру и свойства. Высокие скорости охлаждения (102105 град/с) достигали путем кристаллизации мелких капель расплава непосредственно в воде или в потоке нейтрального газа. Полученные таким образом мелкие частицы (микрослитки), названные гранулами, имеют особую структуру, которая в большей или меньшей степени сохраняется в компактных заготовках, получаемых из гранул, и определяет значительное повышение ряда эксплуатационных характеристик сплавов:прочности или жаропрочности, коррозионной стойкости или других свойств в зависимости от основы сплавов и вводимых легирующих компонентов.
Возникшее в то время понятие «гранульная металлургия» включает процессы кристаллизации гранул при высоких скоростях охлаждения и последующее получение из них путем горячего изостатического прессования (ГИП) на газостатах плотных компактных заготовок. Высокие свойства таких заготовок по сравнению с заготовками из слитков определяются: 1) особой структурой; 2) однородностью состава (отсутствие зональной и других видов ликвации); 3) отсутствием многих дефектов, свойственных слит-
кам (трещины, грубые интерметаллидные включения).
Гранульная металлургия открывает перспективы кардинального улучшения свойств полуфабрикатов из различных сплавов.
В части организации работ в ВИЛСе по разработке и внедрению гранульной технологии на заседаниях НТС высказывались разные мнения, но начальник института А.Ф. Белов принял решение сосредоточить усилия на разработке гранульной технологии жаропрочных никелевых сплавов применительно к изготовлению дисков, валов и других деталей авиационного двигателя. В августе 1973 г. был выпущен приказ о создании группы новых проблемных лабораторий для решения этих задач. Проблемные лаборатории и некоторые ранее существовавшие лаборатории были объединены в новое научно-исследовательское объединение (НИО-11) под руководством заместителя начальника института Н.Ф. Аношкина.
Работы по гранульной металлургии алюминиевых сплавов были начаты и длительное время продолжались в металловедческой лаборатории 31, а в конце 70-х годов на основе сектора гранулируемых алюминиевых сплавов лаборатории 31 была создана в литейном комплексе ВИЛСа технологическая лаборатория 17 по литью и компактированию алюминиевых гранул (начальник лаборатории Б.И. Бондарев). По гранульной металлургии титановых сплавов проведены работы в лабораториях 27 и 25.
В конце 70-х годов была организована лаборатория 29 (начальник И.С. Полькин) в задачу которой входили разработка новых материалов и новых технологических процессов (получение дисперсно-упрочнённых материалов различными методами, создание новых материалов методом механического легирования и др.).
В начале 90-х годов в условиях рыночной экономики и интеграции отечественной промышленности в мировую экономику возникла необходимость в развитии работ по сертификации продукции и технологических процессов ее производства, аккредитации испытательных лабораторий, разработке и внедрению систем качества в соответствии с
требованиями международных стандартов. В связи с этим в 1991 г. был организован отдел сертификационных испытаний (ОСИ) под руководством Геннадия Степановича Нешпора, а несколько позднее, в этом же году был создан Испытательный центр, в состав которого вошли: ЦЗЛ, ОСИ, лаборатории 31, 33, 34, 35, 36, 37, 40. Испытательный центр был аккредитован Госстандартом Российской Федерации на техническую компетентность и независимость в проведении серийных и сертификационных испытаний. Начальником центра был сначала В.Г. Давыдов, а с 1992 г. - Г.И. Фридман. В связи с важностью работ по созданию системы качества, соответствующей требованиям международных стандартов ИСО 9000, а также сертификации выпускаемой продукции, в 1993 г. Г.И. Фридман был утвержден в должности заместителя генерального директора ВИЛСа по качеству, а директором ИЦ был назначен Е.Б. Качанов. В 1994 г. ОСИ был преобразован в отдел систем качества и сертификации (ОСКС).
В 2004 г. Е.Б. Качанов был утвержден в должности директора по науке, технологии и качеству ОАО ВИЛС, а ИЦ возглавил Е.В. Котов. В ходе реорганизации структуры ОАО ВИЛС функции по сертификации системы менеджмента качества ОАО ВИЛС выполняет бюро сертификации, которое организационно подчиняется с 2009 г. директору по качеству и не входит в состав ИЦ.
В 1964 г. с целью укрепления связи с заводами Главного управления спецметаллургии МАП по инициативе В.И. Добаткина и под его председательством был создан совет центральных заводских лабораторий (ЦЗЛ). По положению о совете ЦЗЛ, утвержденному в Главном управлении спецметаллургии, в состав совета входили начальники ЦЗЛ заводов отрасли и начальники металловедческих и контрольно-методических лабораторий ВИЛСа.
В течение более 20 лет работой совета руководил его организатор и вдохновитель В.И. Добаткин, который при всех своих многочисленных обязанностях заместителя начальника института работу в совете ЦЗЛ считал одной из наиболее важных и уделял ей
много сил и энергии. В 1986 г. В.И. Добаткина на этом посту сменил другой заместитель начальника института В.Г. Давыдов.
Создавая совет ЦЗЛ, В.И. Добаткин имел в виду решить несколько актуальных отраслевых задач, наиболее важными из которых являлись:
- координация работы ЦЗЛ заводов и лабораторий ВИЛСа при постановке и проведении исследований;
- совершенствование и унификация методов исследования и контроля состава, структуры и качества полуфабрикатов;
- единая техническая политика в оснащении заводских лабораторий исследовательским и контрольным оборудованием;
- повышение научного уровня заводских лабораторий.
Полезность и эффективность деятельности совета ЦЗЛ заводов металлургии легких сплавов подтверждаются тем фактом, что совет ЦЗЛ функционировал до недавнего времени, несмотря на то, что в начале 90-х годов после ликвидации Министерства авиационной промышленности металлургическая отрасль заводов МАП перестала существовать и каждый завод пустился в свободное плавание по волнам рыночной экономики, а ВИЛС лишился своих отраслевых функций. Однако общение сотрудников ВИЛСа с сотрудниками ЦЗЛ заводов и сотрудников ЦЗЛ разных заводов между собой вызывает взаимный интерес и полезно в современных условиях. Очевидна целесообразность сохранения совета ЦЗЛ в будущем при некоторой корректировке его функций.
Организационная структура ВИЛСа, предусматривающая совместную работу металловедческих лабораторий, лабораторий контрольно-методического плана, конструкторских бюро, технологических лабораторий и опытного завода, определила высокую эффективность работы института в последующие десятилетия.
В металловедческих лабораториях установлены фундаментальные закономерности формирования структуры слитков и деформированных полуфабрикатов из различных сплавов; закономерности влияния параметров структуры на различные эксплуатацион-
ные и технологические свойства сплавов; разработан ряд новых прогрессивных сплавов. Контрольно-методические лаборатории усовершенствовали и разработали новые методы оценки свойств и качества полуфабрикатов. Результаты этих работ использовались при создании новых технологических процессов, усовершенствовании сплавов и разработке новых. С учетом результатов теоретических и методических исследований металловедами, технологами, конструкторами и опытным заводом выполнены работы, в которых получены конкретные практические результаты.
ВИЛСом самостоятельно или совместно с ВИАМом и ИМЕТом и некоторыми другими организациями решены важные задачи, в значительной степени определившие уровень развития современного самолетостроения и ракетно-космической техники.
Ниже приведены лишь некоторые из них.
- Совместно с ВИАМом разработаны для самолетостроения высокопрочные сплавы повышенной чистоты Д16ч, 1163 (системы А1-Cu-Mg), В95пч, В95оч (системы Al-Zn-Mg-Си); сплавы имеют пониженное содержание примесей железа и кремния и отличаются от базовых сплавов (Д16 и В95) более высокими характеристиками трещиностойкости и сопротивления усталости. Разработана совместно с заводами технология производства длинномерных плит и прессованных панелей длиной до 30 м из этих сплавов, включающая технологию приготовления сплавов и литья крупногабаритных слитков (плоских сечением 400x200 и круглых диаметром до 960 мм) и технологию прокатки и прессования полуфабрикатов с высоким уровнем характеристик трещиностойкости.
- Совместно с ВИАМом разработаны для авиакосмической промышленности высокопрочные алюминиевые сплавы, легированные цирконием 1965, 1973, 1933, 1161, сплавы отличаются от ранее применявшихся аналогов повышенной прочностью и повышенными характеристиками трещиностойкости и сопротивления усталости.
- Разработаны высокопрочные свариваемые алюминиевые сплавы, легированные скандием 01570, 01545, 01535, 01523,
01513 (системы А1-М^-8с) и 01970 и 01975 (системы А1-7п-М^-8с); сплавы системы А1-М^-Эс не требуют упрочняющей термообработки и в отожженном состоянии имеют прочность (предел текучести) в 2 раза выше по сравнению с аналогичными сплавами, не содержащими скандия; листы из сплава типа 01545 по прочности и трещиностойкости не уступают одному из лучших самолетных сплавов Д16 при более высокой коррозионной стойкости и хорошей свариваемости; термически упрочняемый сплав 01970 имеет наиболее высокую прочность из всех свариваемых алюминиевых сплавов при хорошем комплексе характеристик конструкционной прочности .
- Совместно с ИМЕТом им. А.А. Байкова и ВИАМом разработаны новые магниевые сплавы: высокопрочный, легированный иттрием сплав МА22 с ав до 450 МПа; жаропрочные, легированные неодимом сплавы МА11 и МА12 для работы при температурах до 250 °С, сверхлегкие, легированные литием сплавы МА21 (плотность 1,6 г/см3) и МА18 (плотность 1,4-1,5 г/см3).
- Разработаны теория и технология производства би- и полиметаллических полуфабрикатов (листов, труб, профилей), играющих важную роль в авиакосмической промышленности.
- Исследованы и внедрены в производство практически все новые отечественные титановые сплавы, в том числе жаропрочные ВТ18у, ВТ25у, ВТ36 и негорючие сплавы типа ВТТ (для крепежа, пружин, обшивки), сплавы, обладающие эффектом памяти формы серии ТН .
Особо следует отметить сплав типа ТН, основанный на химическом соединении Т1М (50 % ат. N0. Уникальное свойство этого сплава - память формы - зависит от точности соблюдения состава, содержания примесей, технологии получения полуфабрикатов.
- Разработана технология гарнисажной плавки титановых сплавов с гарнисажем -расходуемым электродом. Способ позволяет получать слитки высокой однородности (в т.ч. с высоким содержанием таких элементов, как Мо, N13, W) без тугоплавких включений, а
также при повышенном (вплоть до 100 %) содержании в шихте отходов.
- Разработана и широко внедрена в производство технология вакуумного дугового переплава при получении слитков из жаропрочных никелевых сплавов для последующей штамповки из них турбинных дисков повышенного качества. Серийное производство слитков вакуумно-дуговым переплавом позволило освоить экономичное производство штампованных заготовок методом прямой осадки слитков из сплавов ЭИ437БУВД и ЭИ698ВД с высоким выходом годного.
- Разработана и широко внедрена в серийное производство гранульная технология изготовления дисков и других деталей авиационного двигателя. Гранульная технология позволила освоить производство дисков из новых более легированных сплавов и обеспечила значительное повышение служебных характеристик изделий.
ВИЛСом выполнен ряд важных работ, направленных на расширение применения алюминия в гражданских отраслях промышленности .
В рамках этого направления:
- разработана и широко внедрена (сначала в ВИЛСе, а потом на заводах отрасли) технология производства сварных труб из алюминиевых сплавов методом радиочастотной сварки). Трубы нашли применение в сельском хозяйстве);
- разработаны свариваемые сплавы на основе системы Al-Zn-Mg с добавками Мп, Сг и Zr, обладающие средней прочностью при высокой технологичности в металлургическом производстве (особенно при изготовлении прессованных профилей и труб) и хорошей коррозионной стойкости, 1911, 1915, 1925, 1935. Сплавы 1915, 1925, 1935 широко внедрены для производства прессованных полуфабрикатов и листов, применяющихся в различных отраслях народного хозяйства, заменив менее технологичные и более дорогие сплавы типа дуралюминов и магна-лиев;
- спроектированы и построены здания с широким применением алюминиевых сплавов, в том числе и для несущих конструкций
(выставочные павильоны, дворец спорта и
др.).
- С участием ВИЛСа разработана технология производства ленты для консервных банок, которая внедрена на Самарском металлургическом заводе.
Часть работ по созданию жаропрочных гранулируемых никелевых сплавов для современного моторостроения, а также новых алюминиевых сплавов, в том числе легированных скандием, успешно продолжается и в настоящее время.