Научная статья на тему 'Всероссийский съезд учителей русской словесности (Москва, Россия, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 7-9 ноября 2018 года)'

Всероссийский съезд учителей русской словесности (Москва, Россия, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 7-9 ноября 2018 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
204
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийский съезд учителей русской словесности (Москва, Россия, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 7-9 ноября 2018 года)»

Russian Language Studies 2019 Vol. 17 No. 1 115-119

http://journals.rudn.ru/

Русистика russian-language-studies

Научное сообщение

DOI: 10.22363/2618-8163-2019-17-1-115-119

Всероссийский съезд учителей русской словесности (Москва, Россия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 7—9 ноября 2018 года)

Т.В. Кортава, М.Л. Ремнёва

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Россия Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

7—9 ноября в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей русской словесности, организованный по инициативе ректора Московского университета академика В.А. Са-довничего при поддержке Общества русской словесности.

Съезд, объединивший более 800 делегатов из 73 субъектов РФ, Беларуси, Казахстана, Румынии и Китая, стал представительной дискуссионной площадкой для профессионального обсуждения состояния и перспектив развития школьного филологического образования, стратегий формирования широкого культурно-исторического кругозора подрастающего поколения, проблем подготовки педагогических кадров. В работе съезда приняли участие учителя русского языка и литературы общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, преподаватели русского языка и литературы высших учебных заведений, руководители классических и педагогических университетов, представители Министерства просвещения РФ, Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Пленарное заседание открыл ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий, который напомнил собравшимся, что Съезд призван продолжить традиции Всероссийских съездов учителей русского языка и литературы (1916, 1921, 2012 гг.), способствовавших объединению учительского сообщества и представителей академической науки, служивших утверждению высокого общественного статуса учителя русской словесности. Доклад В.А. Садовничего был посвящен роли Московского университета в формировании и развитии отечественной филологической традиции — роли, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, вспоминая о вкладе в науку и культуру создателя университета М.В. Ломоносова, всемирно известных ученых, писателей и поэтов, вхо-

© KopTaBa T.B., PeMHeBa M.H., 2019 (£} © I

sjrf' This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

дивших в число его студентов. Отметив особую важность междисциплинарных исследований в развитии филологической науки, В.А. Садовничий рассказал о достижениях первого в нашей стране семинара по математической лингвистике «Некоторые применения математических методов в языкознании», организованного профессором филологического факультета МГУ П.С. Кузнецовым и профессором механико-математического факультета МГУ А.Н. Колмогоровым и до сих пор продолжающего свою работу при кафедре теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. В.А. Садовничий рассказал также о А.Ф. Лосеве и его сотрудничестве с философским факультетом и Институтом мировой культуры МГУ, об И.Р. Пригожине, с которым его связывали долгие годы дружбы.

Председатель общества русской словесности Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем приветственном слове, обращенном к участникам Съезда, подчеркнул, что от результатов трудов учителей русской словесности во многом зависит будущее страны, поскольку именно язык играет первостепенную роль в сохранении духовных ценностей и традиций и передаче их от поколения к поколению. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил учредить ежегодную премию Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание подрастающего поколения и сохранение культурного наследия.

В обращении к делегатам Съезда декана филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова доктора филологических наук, профессора М.Л. Рем-нёвой были затронуты наиболее острые проблемы преподавания русской словесности в школе и вузе, связанные с решением вопросов преемственности ступеней общего и высшего образования в подготовке учителя, дальнейшего совершенствования системы ЕГЭ по русскому языку и литературе и формата школьного сочинения.

С докладами на пленарном заседании, определившем концептуальные направления дальнейшей работы Съезда, выступили доктор педагогических наук, профессор заведующий кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета В.Ф. Чертов, рассмотревший миссию российского учителя словесности и проблемы его профессиональной подготовки в социокультурном контексте; доктор филологических наук, профессор член-корреспондент РАО, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С.И. Богданов, поделившийся своими тревогами и надеждами в отношении преподавания русского языка в современной школе; заслуженный учитель Российской Федерации, ректор СевероКавказского федерального университета А.А. Левицкая, представившая модель поликультурной школы с двумя языками обучения в реалиях новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; доктор психологических наук, профессор РАО заместитель президента Российской академии образования В.С. Басюк, предложивший механизмы обновления содержания школьного филологического образования.

Научная программа работы Съезда включала работу 5 круглых столов и 7 секций, на которых был заслушан и обсужден 141 доклад по широкому кругу про-

блем, связанных с сохранением и развитием отечественных традиций педагогического образования, определением роли классических университетов в подготовке учителей словесности, совершенствованием школьных учебников и форм аттестации по русскому языку и литературе, организацией электронного обучения, психолого-педагогическими аспектами работы с одаренными детьми, преподаванием русского языка и литературы в поликультурной среде, статусом предметной области «русский язык и литература» в междисциплинарном пространстве современной школы.

К обсуждению были также предложены актуальные для филологической общественности вопросы формирования читательской культуры и нравственно-патриотического воспитания современных школьников, профессионального портрета современного учителя, значимости сообществ учителей словесности для профессиональной деятельности педагога-словесника, роли и места музеев и библиотек в школьной образовательной среде.

Принятая на торжественной церемонии резолюция размещена на сайте Всероссийского съезда учителей словесности: http://philol.teacher.msu.ru

История хроники:

Дата поступления в редакцию: 15.10.2018 Дата принятия к печати: 25.10.2018

Для цитирования:

Кортава Т.В., Ремнёва М.Л. Всероссийский съезд учителей русской словесности (Москва, Россия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 7—9 ноября 2018 года) // Русистика. 2019. Т. 17. № 1. С. 115—119. Б01: 10.22363/2618-8163-2019-171-115-119

Сведения об авторах:

Кортава Татьяна Владимировна, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова. Сфера исследований: история русского языка и грамматическая норма, древнерусский язык, современный русский язык и культура речи, теория и методика преподавания русского языка как иностранного. Автор более 160 научных публикаций, в том числе 5 монографий, 26 учебников, учебных пособий и программ. Контактная информация: rector.msu.ru

Ремнёва Марина Леонтьевна, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Сфера исследований: история русского языка и грамматическая норма, старославянский язык, древнерусский язык. Автор более 130 научных публикаций, в том числе 9 монографий и 22 учебников. Контактная информация: [email protected]

Scientific report

All-Russian congress of Russian philology teachers (Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University, November, 7—9, 2018)

Tatiana V. Kortava, Marina L. Remneva

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation

Chronicle history:

Received: 15.10.2018 Accepted: 25.10.2018

For citation:

Kortava T.V., Remneva M.L. (2019). All-Russian congress of Russian philology teachers (Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University, November, 7—9, 2018). Russian Language Studies, 17(1), 115—119. DOI: 10.22363/2618-8163-2019-17-1-115-119

Bio Note:

Tatiana Vladimirovna Kortava, Doctor of Philology, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Vice-Rector of Lomonosov Moscow State University. Research interests: history of the Russian language and its grammar standards, the old Russian language, the modern Russian language and speech culture, the theory and methods of teaching Russian as a foreign language. The author of more than 120 scientific publications, including 5 monographs, 26 manuals and programs. Contact information: [email protected]

Marina Leontevna Remneva, Doctor of Philology, Professor, the Dean of the Philological Faculty, Lomonosov Moscow State University. Research interests: history of the Russian language and its grammar norms, Old Church Slavonic, Old Russian language. The author of more than 130 scientific publications, including 9 monographs, 22 manuals. Contact information: dekan@philol. msu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.