НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СИМПОЗИУМ
«СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: УНИВЕРСУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
9—10 ноября 2011 г. в Санкт-Петербурге состоялся симпозиум «Социальные коммуникации: Универсум профессиональной деятельности». Мероприятие было организовано кафедрой социологии культуры и коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета и прошло на базе факультета социологии СПбГУ.
Открыл работу симпозиума д. соц. наук Н.Г. Скворцов (Санкт-Петербургский государственный университет), произнеся приветственное слово, обращенное ко всем участникам симпозиума. К.ф.н. Ю.В. Асоча-ков и д.ф.н. В.В. Козловский (Санкт-Петербургский государственный университет) отметили значимость и актуальность проведения конференции, являющейся площадкой для обсуждения профессионалами широчайшего спектра теоретических и практических вопросов социальных коммуникаций в современном обществе.
Первым на пленарной сессии выступил д.ф.н. А.В. Соколов (Санкт-Петербургский университет культуры и искусств) с докладом «Технократические и гуманистические аспекты коммуникации в информационном обществе». Автор отметил, что главное противоречие современного техногенного общества заключается в могуществе техники и нищете духовности. Гуманизм, в понимании докладчика, представляет собой комплекс мировоззренческих духовных ценностей. Вывод, к которому приходит А.В. Соколов, заключается в том, что противостоять усугубляющейся дегуманизации российского общества можно только путем гуманизации социальной коммуникации.
Д.ф.н. В.В. Василькова (Санкт-Петербургский государственный университет) выступила с сообщением «Human Communication как область знания: формирование аксиоматического ядра». В докладе рассматривалось формирование аксиоматического ядра специфической области
знания, изучающей социальные коммуникации, — Human Communication. Данный процесс рассматривается автором в контексте как генезиса, так и содержания социокоммуникативного знания. Значимость вычленения аксиоматического ядра определяется необходимостью создания конвенциональной платформы для исследователей, а также логикой воспроизводства знания в системе образования.
Д.ф.н. И.П. Яковлев (Санкт-Петербургский государственный университет) коснулся вопроса взаимоотношения коммуникаций и развития страны, что нашло отражение в докладе «Стратегические коммуникации и развитие России». Стратегические коммуникации, как отмечает профессор, это интерактивные коммуникации по важнейшим вопросам развития страны. Также докладчиком обсуждается проблема стратегии развития РФ. Выявляются недостатки в информировании о содержании «Стратегии 2020» и убежденности в ее реализации. Предлагаются меры по совершенствованию информационно-коммуникативного сопровождения и обсуждения стратегии развития России.
Работа сессии продолжилась выступлением д.с.н. Д.П. Гавры (Санкт-Петербургский государственный университет) «Имиджевые коммуникации страны в глобальном информационном пространстве». В докладе автором рассматриваются теоретические основания внешнеполитического имиджмейкинга в глобальном информационном пространстве. Делается обзор современных подходов к построению бренда государства и на этой основе предлагается авторская двумерная сферно-субстанциональная модель имиджа страны для внешних аудиторий. Д.П. Гавра рассматривает ключевые аудитории внешнеполитического имиджмейкинга, предлагает методологию мониторинга медиаимиджа страны в информационном поле.
Докладчик из ЮАР, профессор факультета образования Свободного университета ЮАР Дж. Маломало (Geoffrey (Sechaba) Mahlomaholo) представил свой доклад «Социальная коммуникация как дискурс создания устойчивых обучающих сред», завершив пленарную сессию. Сообщение раскрывает вопрос о создании устойчивых обучающих сред через процесс социальной коммуникации в школах Южной Африки. Важно провести операционализацию понятия «коммуникация» как механизма для генерации данных, анализа и социальной трансформации. Вывод автора — основные трудности, которые наличествуют в школах, выражаются в «негативных» социальных коммуникациях, которые возникают и застывают в форме «отрицательных» стереотипов и рассуждений о качестве обучения в школах.
Далее работа симпозиума разбилась на две секции — «Социальные коммуникации как способ конструирования общественных изменений» и «Социальные коммуникации как развивающаяся сфера профессиональной деятельности».
Всероссийский научно-практический симпозиум..
Заседания секций продолжались в течение двух дней и завершились круглым столом под названием «Социальные коммуникации — новое образовательное направление». Круглый стол проходил 10 ноября 2011 г. и собрал участников симпозиума — преподавателей-практиков, заведующих кафедрами вузов.
Открыл круглый стол проф. В.В. Козловский сообщением «Коммуникативное богатство современного общества: социальные и культурные эффекты», которое послужило определенным итогом работы симпозиума. Автор доклада указал на то, что социальные коммуникации начала XXI столетия представляют собой многообразие форм, каналов и технологий. Атрибутивное, инструментальное, функциональное, институциональное, семиотическое, семантическое богатство современных коммуникаций непрерывно растет и видоизменяется. По мнению автора, социокоммуникативное пространство превратилось в самостоятельный универсум профессиональной и повседневной жизни. Прямым общественным эффектом растущего социокоммуникативного богатства является мощное воздействие на формирование и поддержание социального, политического и экономического порядка, косвенным — неуклонное влияние на модификацию большинства социальных институтов. Культурные эффекты, как отметил докладчик, воплощаются в социокоммуникативном конструировании и модификации норм, ценностей и образцов поведения на индивидуальном и коллективном уровнях.
Следующей выступила к.с.н. Е.В. Мельник (Санкт-Петербургский государственный университет) с докладом «Университет как коммуникативная система — перспективы развития социальных коммуникаций в вузе». Стратегия коммуникации становится значимой составляющей деятельности современного образовательного института. Докладчица показала, что университет выступает в системе образования в качестве особой подсистемы, которая обеспечивает взаимодействие многих социальных групп в обществе — представителей бизнеса, научного сообщества, молодежи, государства. Отлаживание и повышение эффективности этих коммуникативных связей способствует также улучшению репутации университета, делая его особой социальной системой, играющей важную роль в жизни общества в целом — к такому выводу приходит докладчик.
Д.ф.н. В.В. Василькова в сообщении «Социология коммуникаций: опыт и проблемы реализации магистерской программы» рассказала о специфике, накопленном опыте, достижениях и проблемах, возникающих в ходе реализации магистерской программы «Социология коммуникаций», которая разработана сотрудниками кафедры социологии культуры и коммуникации и читается на факультете социологии СПбГУ.
К.с.н. Л.И. Подгайская (Белорусский государственный экономический университет) рассказала о специфике и содержании нового спецкурса «Социология коммуникаций в экономических структурах», который разработан для студентов-социологов III курса, обучающихся в БГЭУ и имеющих специализацию «экономическая социология». Этому был посвящен ее доклад «Социология коммуникаций в экономических структурах — новый спецкурс для студентов-социологов».
Завершил работу круглого стола В.В. Козловский, который представил свой доклад «Социальные коммуникации: от магистерской программы к профилю по магистратуре "Искусство и гуманитарные науки" в СПбГУ», где рассказал об основных структурных компонентах и особенностях магистерской программы «Социальные коммуникации», реализующейся в СПбГУ.
Заключительным мероприятием симпозиума стала открытая дискуссия «Коммуникация искусства: создание знания в городском пространстве». В ходе дискуссии были представлены некоторые теоретические и эмпирические материалы научно-исследовательского проекта «Коммуникативные практики создания знания в социальном пространстве современного города», который реализуется молодыми учеными факультета социологии СПбГУ. На примере кейсов паблик-арт участники обсудили ключевые вопросы, связанные с тем, как творцы и креативные сообщества генерируют идеи и включают публики в процесс их (ре)ин-терпретации, превращая зрителей из пассивной аудитории в со-творцов.
Выступления и доклады вызывали живую реакцию и активную дискуссию участников конференции.
Симпозиум явился первым мероприятием, целиком посвященным проблематике социальных коммуникаций во всех их проявлениях и формах. Будем надеяться, что продолжение последует уже скоро.
А.А. Руденко