Практика медиаобразования
Всероссийский форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» как среда формирования медиакультуры подростка в системе дополнительного
образования
М.В.Кузьмина
Российская система дополнительного образования со сложившимся девяностолетним опытом образовательной и воспитательной деятельности по формированию культурно-эстетического облика подрастающего поколения в настоящее время переживает новый всплеск развития в связи со стремительными изменениями в мировой информационной структуре и современной медиакультуре. Век «информационного взрыва» принес в деятельность этой системы перспективные направления деятельности, связанные с процессом создания детьми и подростками совершенно нового уровня телевизионной, кино/видеопродукции, разработки интернет сайтов, изданием креативных молодежных газет и журналов. С их помощью молодежь рассказывает обществу о том, что волнует молодое поколение и оказывает влияние на общественное мнение, восполняет пустующие информационно-культурные ниши.
В течение многих лет во Всероссийском детском центре «Орленок» складывается опыт работы с подростками, раскрывающими свои способности через систему дополнительного образования, выдающихся деятелей культуры и искусства, психологов, философов, известных педагогов, представителей российской интеллигенции, помогающих детям грамотно реализовать их творческие способности. С 2006 года в ВДЦ «Орленок» проходит финал Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг». Президентский совет форума составляют член общественной палаты РФ, Генеральный директор Русской службы новостей, Президент «Лиги юных журналистов России», руководитель национальной ассоциации журналистов «Медиакратия» А.Я.Школьник, известный кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств России В.А.Грамматиков, Генеральный директор ВДЦ «Орленок» А.В.Джеус.
Форум назван «Бумерангом», потому что в течение года его отголоски звучат по всей России, неоднократно собирая детей в разных регионах для формирования искусства современного медиаобщения, работы над сетевыми информационными проектами детского медийного творчества, циклическими телепрограммами, передачами, адресованными детям и юношеству, культурно-образовательными акциями, для проведения мастер-классов выдающихся деятелей культуры и искусства, организации их индивидуального шефства над студиями. Форум охватывает около
семидесяти регионов России и зарубежья.
Творческие подростки, которые взяли в руки видеокамеру, фотоаппарат или ручку с блокнотом, их руководители - педагоги школ, системы дополнительного образования и профессионалы ежегодно собираются в сентябре в «Орленке» для медиакультурного интеллектуального общения, обучения, разработки новых направлений и стратегий взаимодействия. Многие педагоги дополнительного образования -руководители детских студий, не имеют специального кинематографического или журналистского образования. Форум помогает им получать профессиональные знания по этим направлениям деятельности, ежегодно погружая их на месяц в среду общения с профессионалами.
Благодаря форуму было организовано обучение педагогов не только в «Орленке», как Федеральном Межрегиональном центре повышения квалификации и переподготовки специалистов: впервые наиболее активные участники «Бумеранга» - руководители детских и юношеских кино/видео/телестудий переступили порог Госфильмофонда РФ и заняли места в кинозале, который собирает для обучения только профессионалов в области кино. Они обучались у преподавателей ВГИКа, изучали их киносекреты, знакомились с первыми детскими и взрослыми фильмами, снятыми в начале XX века. Из запасников для них доставали шедевры игрового и документального кино, которые невозможно найти на прилавках видеомагазинов и в прокате.
В рамках форума в ряде регионов России проходят мероприятия, связанные с демонстрацией деятельности и конкурсами юных газетчиков, теле и интернет журналистов: открытый форум школьной прессы в Пушкине, Санкт-Петербург, Всероссийский фестиваль юных журналистов «Волга-Юнпресс» в Тольятти, Международный фестиваль юношеской прессы «Волжские встречи» в Дмитровграде Ульяновской области, Межрегиональный фестиваль детской прессы «Огни Тайги» в Стрежевом Томской области, открытый фестиваль юношеской прессы «Под парусом мечты» в Кирове. Мультипликаторов собирает открытый Всероссийский мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица» в Новосибирске.
Самое большое направление форума - игровое и документальное кино. Инициатива проведения в регионах кинофорумов и кинофестивалей связана с организацией следующих мероприятий: эстонско-российский фестиваль детского и юношеского видеотворчества в Нарве (Эстония), открытый российский фестиваль «Мир глазами детей» в Старом Осколе Белгородской области, фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран» в Санкт-Петербурге, Всероссийский открытый фестиваль экранного творчества детей «Весенняя капель» в Липецке, Межрегиональный кинофорум «Десятая Муза» в Пензе, детский фестиваль киновидеотворчества «Московский кораблик мечты», Всероссийский фестиваль игровых короткометражных фильмов «Встречи на Вятке» (Киров).
Фестиваль «Встречи на Вятке» - крупнейший из кинофестивалей,
которые проходят в регионах. Особенность этого фестиваля в том, что он собирает несколько разных категорий участников: любителей, подростков из детских студий и профессионалов 30 регионов России и зарубежья.
Любители - дети и подростки, самостоятельно изучающие кинотехнологии, - приезжают познакомиться с творчеством организованных студий и профессионалов. Профессионалы привозят свои работы, чтобы показать классические образцы и познакомиться с креативными идеями молодежи. Наибольшее количество участников - школьные студии и студии Домов детского творчества, где дети занимаются в свое личное время, по программам творческих педагогов дополнительного образования. Это самая активная категория подростков, которая хочет творить новое и позитивное кино. Одно из требований, предъявляемых к фестивальным работам -жесткий запрет на участие фильмов, пропагандирующих безнравственность и нездоровый образ жизни. Но это не «розовые очки», сквозь которые мы хотим видеть мир, а настоятельная потребность времени, когда от экранной «чернухи», криминала и «мыльных опер» устали и взрослые и дети. Участники убеждены, что искусство кино должно способствовать нравственно-эстетическому воспитанию, давать возможность думать, размышлять. Все работы, представленные на фестиваль, проходят предварительный отбор. В этом году из 370 присланных работ к просмотру были допущены всего 63.
Уникальна система оценки работ членами жюри, которые находятся в разных городах России. За две недели до фестиваля они, не зная друг друга, получают по почте диски с работами, отсматривают их и высылают организатору фестиваля свою оценочную таблицу. Присланные баллы суммируются, и получается совершенно объективная оценка.
Игровое кино в Кировской области славится своей давней историей и, по мнению многих участников, - именно Киров является центром любительского игрового, «малого» кино России. В Кировской области ежегодно проводятся 10 фестивалей, связанных с кино и телевидением. Всероссийский фестиваль «Встречи на Вятке», областной фестиваль корпоративных фильмов, открытые областные конкурсы: цифровых образовательных видеоматериалов «Начинаем урок», юношеской прессы «Под парусом мечты», молодежный любительских фильмов «Дебют», видеофильмов туристской и природоохранной тематики «Алый парус». 22 года проходит открытый областной слет кинолюбителей, 47 лет - открытый областной конкурс любительских фильмов, Межрайонный фестиваль «Вдоль по Югу синему». Проведение большинства фестивалей связано с деятельностью АНО «Областной Киноклуб», который занимается обучением детей кинотворчеству в ДЮЦ Октябрьского района.
В 2008 году фестиваль «Встречи на Вятке» приобрел новую особенность. Фестивальные дни сопряжены с проведением обучающего семинара «Технология создания фильма в условиях детского кинообъединения» для руководителей детских студий системы дополнительного образования России и Кирова. Семинар собрал в
Областном Дворце молодежи «Авангард» и региональном центре дистанционного образования КИПК и ПРО участников фестиваля для обучения, обмена опытом, знаниями, ответов на волнующие вопросы, творческого диалога. Его организаторы КИПК и ПРО, РЦДО, общественная организация «Объединение учителей информатики Кировской области», МОУ ДОД ДДТ «Вдохновение», АНО «Областной Киноклуб». Участники -около 150 человек из Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Кемеровской, Костромской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Омской, Челябинской, Ярославской областей, Красноярского и Пермского краев, республик Марий Эл, и Удмуртии, Украины. Кировскую область представляли города Киров, Кирово-Чепецк, Котельнич, Афанасьевский, Зуевский, Оричевский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Малмыжский, Орловский, Подосиновский, Юрьянский, Советский, Сунский районы.
Семинар был направлен на обобщение опыта деятельности по совершенствованию организации образовательного и воспитательного процесса и процесса создания фильмов в детских творческих объединениях и детских студиях различных регионов России и Кировской области для повышения творческого, идейного и технического уровня создаваемых видеоработ и связан с повышением интереса к созданию позитивных игровых короткометражных фильмов среди детей и подростков.
Фестиваль «Встречи на Вятке» в прошлом году открывал В.А.Грамматиков, а в этом году А.Я.Школьник и А.А.Галицких, заместитель председателя Правительства Кировской области, представители Управления по делам молодежи и других структур Кировской области и города Кирова.
После открытия состоялась творческая встреча с А.Я.Школьником. В ходе диалога поднимались вопросы о нравственности и гуманизме, которые пропагандирует фестиваль «Встречи на Вятке», о необходимости популяризации опыта позитивного экранного творчества, об интеллигентности, современных СМИ, Интернет телевидении и массовых коммуникациях, о проблемах современной молодежи. Творческая встреча задала тон и высокую планку проведения дальнейшего семинара.
В семинаре участвовали: А.Ю. Чапаева, режиссер, выпускница ВГИКа; В.В.Воробьев, заместитель директора Республиканского Госфильмофонда, Республика Марий Эл; Е.О.Галицких, профессор, доктор педагогических наук, преподаватель Вятского государственного гуманитарного университета; Г.Г.Зайцев, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Кировского филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»; А.Л.Акатьев, кинооператор, Почетный кинематографист России, зам.председателя КГТРК «Вятка»; В.Н.Услов, оператор, Заслуженный работник культуры, лауреат государственной премии РФ (Киров); А.Ю.Макаров, кинорежиссер, выпускник ВГИКа (Киров), М.К.Кривошеин, студент ВГИКа, выпускник кировской детской студии «ОБОД» МОУ ДОД ДДТ «Вдохновение» (Москва).
Семинар руководителей детских студий проходил в атмосфере профессионального творческого общения, обмена опытом, диалога, сплотившего представителей системы общего и дополнительного
образования, представителей культуры, кинематографии и массовых коммуникаций вокруг одного общего направления - формирования медиакультурного уровня детей и подростков средствами экранного искусства, обладающего гигантскими возможностями психолого-педагогического воздействия на современную молодежь. Педагоги вели речь о формировании культуры создания экранных материалов, об ответственности авторов за воспитательное и психологическое воздействие их творчества на аудиторию, о реализации потенциала, заложенного в экранной культуре в ходе работы по созданию фильмов и других медиаматериалов.
Семинар, объединивший представителей почти 30 регионов России, создал атмосферу диалога между студиями с большим опытом работы и начинающими школьными студиями. В семинаре активно участвовали кино/теле/медиастудии, журналисты, руководители издательств школьных газет.
Впервые в РЦДО КИПК и ПРО был реализован опыт обучения кино, видео творчеству начинающих руководителей детских студий школ и учреждений системы дополнительного образования на курсах «Основы создания и использования в учебном процессе образовательных видеоматериалов» по программе «Видеоинформационное обеспечение образовательного процесса». 25 слушателей курсов, которые только начинают работу над созданием школьного видео, кино и телевидения в Афанасьевском, Зуевском, Оричевском, Кирово-Чепецком, Котельничском, Малмыжском, Орловском, Юрьянском, Советском, Сунском районах и МОУ ВТЛ, МОУ гимназии №46, МОУ СОШ с УИОП № 28 г.Кирова приехали на открытие фестиваля, учились, просматривали и участвовали в детальном анализе всей фестивальной программы, а также самым активным образом участвовали в семинаре.
Атмосфера творческого диалога и общения продолжалась и за пределами тех залов, в которых проходили мероприятия: театр на Спасской, ОГУ «Кировский социально-культурный центр «Семья», Областной дворец молодежи «Авангард», региональный центр дистанционного образования. Участники семинара и слушатели курсов РЦДО, которые влились в аудиторию профессионалов и совместно проживали в общежитии КИПК и ПРО, в обстановке диалога, творческого общения и обмена опытом проводили все вечера фестиваля и семинара вместе с организаторами семинара, на время поселившимися в общежитии. В этом году в Киров приехали гости даже из тех регионов, которые только собираются развивать детское экранное творчество, и нацелены на дальнейший обмен опытом сотрудничества с профессионалами.
Заинтересовал гостей и опыт деятельности творческой лаборатории «Методика создания и применения современных видеоматериалов в деятельности образовательного учреждения» и деятельность базовых площадок по направлению «Формирование медиакультуры учащихся в условиях творческих объединений» и дистанционные курсы «Современные
видеотехнологии в образовании», предназначенные для обучения педагогов школ и системы дополнительного образования.
Фестиваль, семинар, курсы закончились, а лаборатория и базовые площадки работают. Кроме того, работает интерактивная среда общения педагогов и детей, объединенных системой дополнительного образования, собиравшихся в Кирове и в других городах России и зарубежья по проекту кинофорума «Бумеранг». Это сообщество мы назвали «Медиатворчество». Сообщество «Медиатворчество» размещает на сайте «Бумеранга» позитивный образовательный опыт детских студий, формирует раздел «Персоналии» о педагогах дополнительного образования, среди которых есть даже награжденные медалью «За полезное». На этом же сайте с согласия авторов выкладываются работы участников форума «Бумеранг», заполняя Интернет-ресурсы позитивным кино/видео/телепередачами, сайтами студий, связанных уже не первый год медиаобщением, сетевыми информационными проектами детского медийного творчества, циклическими телепрограммами и передачами, культурно-образовательными акциями, адресованными детям и юношеству.
В сообществе разрабатывается программа совместной деятельности руководителей детских студий в направлении улучшения качества образовательной и воспитательной работы в творческих кинообъединениях, стимулирования творческой активности педагогов и учащихся в сфере применения информационных технологий и проведении сетевых кино/теле/видеопроектов, Интернет ТУ, Интернет-журналистике. К этому позитивному сообществу подключаются и студенты ВятГГУ, которые работают с детьми в ВДЦ «Орленок» во время смены «Бумеранг», как известно, именно делегация кировских студентов в «Орленке» - самая большая из студенческих делегаций.
«Кто в ответе за ребенка в Интернете?» - стоит вопрос на Российском общеобразовательном портале от 15 апреля 2008, когда в «РИА Новости» состоялось заседание круглого стола «Создание безопасной среды для детей в Интернете» на тему «Интернет и революция в образовании». На каких принципах должно строиться использование сети Интернет в образовательных учреждениях? Как корректно, без нарушения прав и свобод, защитить детей от нежелательного содержания? Кто научит школьников и педагогов правилам пребывания и поведения в новой информационной среде?
Ответы на эти вопросы искали ведущие специалисты в области формирования информационных ресурсов России. Они отметили, что «прежде всего, необходимо сформировать и у детей, и у родителей, и у педагогов информационную культуру, добиться того, чтобы они понимали достоинства и недостатки Сети, чтобы адекватно оценивали представленную в Интернете информацию и соблюдали правила разумного поведения на просторах всемирного информационного пространства». Защищать молодое поколение от опасностей Сети, формировать критические мышление, помогать детям общаться и развиваться в комфортных интернет-условиях,
создавать сайты, интересны и полезны детям, - всему этому в первую очередь должны учиться взрослые.
Эксперты сошлись во мнении, что качественных, интересных для детей медиатекстов в Сети очень мало. «Чтобы ребенок не оказался в опасности, не искушайте его, а создайте контент, который его увлечет». Было отмечено, что бессмысленно запрещать школьнику пользоваться Интернетом, необходимо формировать среду, которая ребенка заинтересует. Например, сайты школ, которые предназначены именно для детей, учеников, на практике оказываются сделанными взрослыми и для взрослых. Грустно смотреть на «детские ресурсы», которые взрослыми сделаны для себя. Было отмечено, что Интернет уже по факту стал новой образовательной средой, а значит, необходимо научить школьников и педагогов правилам использования этой среды. Интернет и средства коммуникации поставили новые задачи перед сферой образования. «За детей в онлайне нужно бороться в оффлайне. Необходимо не только пропагандировать культуру Интернета, в том числе среди родителей, но и создавать общественную организацию, которая будет заниматься консолидацией экспертного сообщества, заметил М. Сидоров. «Одна из задач современной школы и современного общества -научить ребенка критически анализировать информацию на точность, подлинность и достоверность», - подчеркнул, Александр Кондаков.
Фестивали, семинары, курсы обучения очные и дистанционные для педагогов и детей, сетевые сообщества, позитивные медиатексты, грамотно создаваемые детьми и педагогами, которые объединили Всероссийский форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», по сути своей, уже направлены на формирование медиакультуры подростка, реализующего свои права в сетевом сообществе, на выявление потенциала молодежи, на развитие подростков в позитивном медиакультурном русле.
Телеканал «Культура» в течение 10 лет несет подросткам позитивную медиаинформацию. Некоторые другие теле/радиоканалы, интернет-ресурсы начинают двигаться в том же направлении. С 2008 года «Культура» будет транслировать лучшие фильмы и телепередачи детей, объединенных кинофорумом «Бумеранг». Детское кино, телевидение, радио постепенно возрождается на новом медиакультурном уровне, объединяя усилия взрослых и детей, направленные в одно русло, способствующее формированию медиакультуры подростка с помощью педагогов системы дополнительного образования - настоящих энтузиастов, «сердце отдающих детям».
Системе дополнительного образования исполняется 90 лет, и юбилейный год, возможно, поднимет её на новый образовательный уровень, когда педагоги в этой системе совершенно законно будут пользоваться интернет-ресурсами, лицензионным программным обеспечением и техникой, помогающей развивать экранное творчество подростков и наполнять позитивным детским контентом интернет-среду, в которой наши подростки живут и развиваются.