Источник
1. Чарыкова О.Г., Чогут Г.И., Белошапкина Н.Е. Система продовольственного обеспечения населе-
ния региона [Текст] / О.Г. Чарыкова, Г.И. Чогут, Н.Е. Белошапкина. - Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ, 2007. - С. 80-115.
ВСЕРОССИЙСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСЬ 2016 ГОДА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Корбут Л.С., к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и
информатики имени А.А. Никонова
В соответствии с постановлением Правительства России от 10 апреля 2013 г. № 316 с 1 июля по 15 августа 2016 г. в Российской Федерации будет проведена вторая Всероссийская сельскохозяйственная перепись - ВСХП-2016. Программа переписи была разработана в соответствии с требованиями программы очередного Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей 2010 г. ФАО ООН, а также с учетом опыта проведения первой Всероссийской сельхозпереписи в 2006 г. и пробной сельхозпереписи 2012 года. Согласно рекомендациям ФАО ООН, при разработке программы переписи был использован модульный подход, в соответствии с которым предусматривается сбор ограниченного круга данных, используемых для проведения международных сопоставлений по важнейшим показателям развития сельского хозяйства.
Объектами сельхозпереписи являются следующие категории сельскохозяйственных производителей: сельскохозяйственные организации, микропредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства населения, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан и участки граждан-членов объединений, попавшие в выборочное статистическое наблюдение.
Программа ВСХП-2016 представлена показателями, содержащимися в шести видах переписных листов в соответствии с указанными категориями сельскохозяйственных производителей. В программу переписи включены показатели, характеризующие размеры общей земельной площади, структуру и использование сельхозугодий, в том числе мелиорированных, демографическую характеристику объектов переписи и занятость в сельском хозяйстве, размеры и структуру посевных площадей по видам, поголовье скота и птицы по видам, товарность сельскохозяйственного производства, наличие машин и оборудования и др.
Следует отметить, что по сравнению с первой Всероссийской сельскохозяйственной переписью 2006 г. перечень показателей пере-
писных листов был значительно сокращен. Это было вызвано в основном необходимостью оптимизации расходования финансовых средств на подготовку и проведение ВСХП-2016, а также в целях адекватного восприятия респондентами запрашиваемой информации и получения более достоверных сведений. Так, исключены вопросы о занятости работников в сельскохозяйственном производстве в поквартальной динамике за текущий и предшествующий годы, приобретении техники и оборудования по лизингу, распределении уставного капитала (фонда) между акционерами (учредителями), принадлежности имущества в крестьянских (фермерских) хозяйствах, наличии построек производственного назначения в личных подсобных хозяйствах, структуре площадей, занятых виноградниками, по сортам, и поголовья овец по породным группам в личных подсобных хозяйствах и др.
В тоже время в программу ВСХП-2016 включены вопросы, позволяющие получить наиболее актуальную для современного этапа развития национального АПК информацию. Это касается, в первую очередь, блока вопросов о привлечении крупными хозяйствами кредитных средств и целей их использования, о получении субсидий за счет средств бюджетов различного уровня, о применении передовых методов ведения сельскохозяйственного производства и пр.
Проведение очередной сельскохозяйственной переписи необходимо для достижения важных стратегических целей, служащих обеспечению продовольственной безопасности страны.
Это, прежде всего, стимулирование развития аграрного сектора экономики и повышение эффективности государственной аграрной политики. Для этого необходимо совершенствование системы информационного обеспечения сельского хозяйства, в том числе статистический мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг и формирование информационных ресурсов, касающихся наличия и использования земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг социального
развития сельских территорий и т.д. Для решения этих и других тактических задач особенно ценными являются информационные ресурсы, формируемые в результате проведения комплексного статистического обследования сельского хозяйства - Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
Далее. Основополагающим нормативным актом, определяющим цели государства в вопросах развития и информационного обеспечения отрасли является Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
С точки зрения официального статистического наблюдения, следует отметить, что Доктрина определяет систему показателей для оценки продовольственной безопасности в целом, в том числе объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, оценку состояния и меры по повышению продуктивности используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов, животноводства, степени использования потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий, увеличение темпов структурно-технологической модернизации отрасли и др. Существенное значение в документе придается проблемам устойчивого развития сельских территорий, что предусматривает мониторинг инфраструктурного обустройства сельских населенных пунктов, масштабов сельской безработицы, решение задач диверсификация занятости сельского населения.
С этой целью Доктриной в области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности страны ставится задача - «сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности».
Проведение сельскохозяйственной переписи, то есть единовременной государственной акции, проводимой на всей территории страны по единой методологии и предполагающей сбор сведений об основных социально-экономических характеристиках сельскохозяйственных товаропроизводителей, наличии и использовании в сельскохозяйственном производстве земельных, материальных и трудовых ресурсов, имеет важнейшее значение для реализации этой задачи.
Следует также отметить, что основные положения и программа Всемирной сельскохозяйственной переписи раунда 2010 г., в соответствии с которыми должна быть проведения ВСХП-2016, отвечают и стратегическим разработкам ООН, в частности, Декларации ООН
2000 г. «Цели Развития Тысячелетия» в части продовольственной безопасности, развития сельских территорий, сохранения окружающей среды и др.
Помимо этого, в результате проведения ВСХП-2016 должны быть сформированы государственные информационные ресурсы, необходимые, в том числе, для мониторинга хода выполнения Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950- р.).
Важно также отметить, что расширение представления и участия России в международных сопоставлениях, инвестиционных рейтингах, программах развития, позволяет повысить имидж России в мировом сообществе, обеспечивает объективное представление ее аграрного потенциала международными организациями. Именно сведения, собранные в ходе проведения всеобщих сельскохозяйственных переписей по единой международной статистической методологии, представляют ценную информацию для проведения не только международных сопоставлений, но и заимствований на мировых финансовых рынках, привлечения кредитов и займов для Российской Федерации на развитие АПК.
Транснациональные рейтинговые агентства [1] обладают мощным ресурсом влияния на экономики стран. Российской Федерации также приходится бороться за место в рейтингах и стоимость финансовых ресурсов. При огромном земельном капитале и достаточном количестве квалифицированной, но дешевой рабочей силы в сельской местности, отечественное сельское хозяйство, тем не менее, значительно отстает по темпам развития от многих стран мира, и не только развитых.
Для исправления положения, по нашему мнению, необходимо соблюдение современных правил международного распределения инвестиционных и кредитных ресурсов, учитывая своевременное предоставление актуальной, исчерпывающей информации ведущим международным, организациям, в том числе финансовым. В этой связи ВСХП-2016 позволяет получить комплексную информацию об институциональной структуре аграрного сектора, его ресурсном потенциале, производственной инфраструктуре, диверсификации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, условий ведения хозяйственной деятельности и пр.
Окончательные итоги сельхозпереписи будут представлены в виде простых и комбинационных таблиц в различных разрезах: по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. Эти информационные ресурсы могут быть использованы для совершенствования методов и механизмов государственного регулирования уровня и устойчивости характеристик региональной продовольственной безопасности. Помимо этого, в ходе ВСХП-2016 будет получен ряд характеристик, не отслеживаемых
официальным статистическим наблюдением, но являющихся значимыми для выработки мер по реализации государственной аграрной политики и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Источник
1. Пример рейтинговых порталов. Economy Watch:
http://www.economywatch.com/world-country /country -rankings.html (Различные показатели для ранжирования стран по экономическим достижениям).
О ГОСРЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Эпштейн Д.Б., д.э.н., проф., гл. науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства
Одним из инструментов, влияющих на уровень продовольственной безопасности, бесспорно является государственное регулирование валютного курса. В сегодняшней ситуации, когда импорт продовольствия рос в течение многих лет из-за все более увеличивающегося фактического завышения курса рубля, необходимо изменить государственную политику валютного регулирования, которая привела в итоге к падению темпов не только сельского хозяйства, но и экономики страны в целом, на более отвечающую интересам роста отечественного производства и импортозамещения. Можно поставить вопрос шире: целесообразно способствовать повышению конкурентоспособности российского производства изменением валютной и денежной политики, в частности, снижением стоимости кредита с учетом потребности предприятий реального сектора и прекращением искусственной поддержки рубля. Ведь почти 15 лет, с 1999 по начало 2014 г., курс доллара поддерживался на уровне около 30 руб. за доллар при ежегодной инфляции в среднем, видимо, более 10%, что привело к катастрофической неконкурентоспособности на мировых рынках обрабатывающего сектора и большинства видов сельскохозяйственной продукции России. Прав Р.С. Гринберг, когда говорит: «Было бы правильно, если бы наше правительство и Центральный банк снижали потихоньку курс рубля. Это нужно было делать, а не укреплять рубль. Мне кажется, что это очень опасно, когда инфляция 6-7% в год, а рубль укрепляется, то есть «ножницы» растут. Это всегда несёт большие риски» [1].
Собственно говоря, падение курса рубля уже началось, и, видимо, Центробанк проводит уже более года политику плавного снижения курса, но эта политики нередко подвергается
критике [2]. Остановимся на этом подробнее. Критиками отказа от дорогостоящего удержания прежнего курса высказываются следующие аргументы: 1) удорожание доллара приведет к росту цен на импортируемые товары, что увеличит инфляцию и снизит уровень жизни населения, 2) удорожание доллара приведет к удорожанию импортируемых средств производства, которые в существенных количествах используются в АПК, а это снизит его конкурентоспособность, 3) удорожание доллара позволит иностранным инвесторам подешевке скупить в России активы, 4) удорожание доллара может поставить под сомнение выгодные для нас планы западных инвесторов развивать сельскохозяйственное производство в России и обесценит сделанные в рублях инвестиции, 5) удорожание доллара потребует увеличения сумм запланированных инвестиций от отечественных инвесторов и снизит их окупаемость, отечественные инвесторы окажутся менее конкурентоспособными, чем иностранные. Очевидно, по своей сути ни один из этих аргументов не «привязан» к конкретной ситуации и не учитывает, что реальный курс рубля по отношению к доллару упал с 1998 г. в несколько раз, во столько, во сколько инфляция в России обогнала за эти годы инфляцию в США. Повторим: это сделало подавляющее большинство российских товаров неконкурентоспособными. Получается, что целесообразно продолжать эту самоубийственную и дорогую политику во имя увеличения импорта1!? Авторы этих аргументов, видимо, не знакомы с
1 К тому же, эта политика обходилась все дороже, ибо удержание курса требует крупных объемов покупки доллара.