Научная статья на тему 'Всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»'

Всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапенко Ю. П., Баньщикова З. Е.

МЧС России представлено во Всероссийской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» отдельной секцией «Новые технологии безопасности XXI века»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапенко Ю. П., Баньщикова З. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»»

Научно-технические разработки

УДК 372. 8. 614

Потапенко Ю.П., Баньщикова З.Е., к.т.н. ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

МЧС России представлено во Всероссийской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» отдельной секцией «Новые технологии безопасности XXI века»

Ю.П. Потапенко

З.Е. Баньщикова

Проблема поиска молодых научных талантов для России всегда была чрезвычайно важной. Для науки эта проблема важна еще и с точки зрения сокращения времени между научной разработкой и внедрением.

Всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» была организована Московским государственным техническим университетом МГТУ им. Н.Э. Баумана и Российским молодежным политехническим обществом при участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института человека Российской академии наук, Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина, Российского химикотехнологического университета им. Д.И. Менделеева.

Научный руководитель Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» — Игорь Борисович Федоров, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, член-корреспондент РАН. Председатель Центрального совета программы «Шаг в будущее» — Карпов Александр Олегович, кандидат физико-математических наук.

Программа «Шаг в будущее» за 10 лет прошла большой путь развития. Это первая серьезная научно-социальная программа для молодых людей в современной России, которая реализовывается в интересах науки и образования для того, чтобы дать возможность детям из всех 89 регионов России показать свои возможности и достижения, а педагогам и преподавателям — отыскать в глубинке научное зерно, выявить молодежь, способную вести самостоятельную работу, творческие и научные исследования и разработки и помочь молодым ученым нашей страны в дальнейшем развитии их талантов.

С получением статуса Федерального центра науки и высоких технологий в 2002 году в функционировании программы «Шаг в будущее» принял активное участие и «Всероссийский научно-исследовательский

институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» МЧС России.

Под руководством начальника ВНИИ ГОЧС М.А. Шахрамань-яна и заместителя начальника ВНИИ ГОЧС Ю.П. Потапенко, главным научным сотрудником информационно-издательского центра ВНИИ ГОЧС З.Е. Ба-ньщиковой была организована работа секции «Новые технологии безопасности XXI века» и, в рамках итоговой ежегодной конференции, — «Олимпиады по чрезвычайным ситуациям».

С учетом современных природных, техногенных и социальных условий, в которых приходится жить или выживать человечеству, естественно возникает необходимость каждому умело использовать знания и навыки правильного поведения в природной среде, в случае аварий, катастроф и террористических актов. Этому сейчас обучают в школе. В рекомендованную тематику программы нашей профильной секции и организованной в рамках конференции олимпиады входит широкий спектр вопросов по ЧС:

научно-методические основы оценки и управления риском природных и техногенных катастроф;

космический мониторинг чрезвычайных ситуаций и территорий;

робототехнические комплексы для предупреждения и ликвидации ЧС;

мультимедийные технологии для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций и обучения населения;

мониторинг подводных потенциально опасных объектов;

мониторинг, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (новые технологии, информационные системы и их компоненты, интеллектуальные системы, программно-технические средства);

комплексы для мониторинга (в т.ч. космического) прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в т. ч. лесных пожаров, наводнений, землетрясений);

учебно-программные комплексы в области безопасности жизнедеятельности; технологии, средства и методы подготовки специалистов и населения для организации и проведения работ в условиях чрезвычайных ситуаций;

комплексы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

новейшие средства спасения: аварийно-спасательные средства, материалы и технологии производства специальных машин и инструментов для

экстремальных условий эксплуатации в чрезвычайных ситуациях;

инженерная безопасность (реальная устойчивость, сейсмостойкость и остаточный курс долговечности) зданий, сооружений, технологических систем;

использование новых технологий мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и подготовки населения к действиям в ЧС;

научные исследования и практический опыт разработки и применения пожарной техники и вооружения;

анализ техногенного и природного риска пожаров, взрывов, химического загрязнения и радиационного заражения;

разработка инструментальных средств создания обучающих программ, моделирование систем обработки информации, интеллектуальные системы проектирования;

авиационные комплексы для ликвидации речных ледовых заторов и лесных пожаров и эвакуации населения из зон бедствия;

дистанционные образовательные технологии; прием и обработка космической информации в реальном масштабе времени;

нетрадиционные способы управления погодой; технологии и средства пожаротушения; навыки правильного поведения в различных условиях при ЧС.

Работы, представленные школьниками старших классов и студентами 1-2 курсов со всех концов России, были приняты к рассмотрению на секции «Новые технологии безопасности XXI века». Была проведена кропотливая работа с участниками конкурса, рецензентами, проведено заслушивание соискателей.

Зачастую к нам на секцию попадают работы, которые представлены авторами на другие секции естес-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

твенно-научных направлений программы, так как в них оказалась содержательная или целевая составляющая из области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС. Случается и наоборот.

За два года на секцию были представлены работы учащихся школ и студентов первых курсов из Красноярска и Якутска, Иркутска и Ульяновска, других городов России, такие как, например:

новые возобновимые источники энергии; измерение толщины льда методом радиолокационного зондирования;

система упреждающего отключения опасных производств и оповещения населения перед сильным землетрясением;

механизированный и ручной бисистемный посы-патели скользких дорог;

инновационный противогаз;

технологии сильного системного мышления как основа технологии обеспечения безопасности;

памятки по безопасности и спасению человека при пожарах в жилых домах;

терроризм в современном мире и в России (анализ и памятки);

проблемы безопасности жизнедеятельности и комплексный риск-менеджмент в туризме;

контрольно-обучающая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; линейный блок ретранслятора БРЛ-03; ботинки, вырабатывающие электроэнергию; программный пакет «Спасательный диск XBRD»; программа создания и редактирования схем высоковольтных силовых сетей.

Все работы были рассмотрены учеными и специалистами МЧС России в т. ч. ФЦ ВНИИ ГОЧС, ведущими российскими учеными, членами Российской академии наук, профессурой ведущих вузов Москвы, и, следуя традициям российских научных школ, учителя и ученые передали в ходе работы на этой конференции

в надежные руки будущих учеников частичку своего профессионального мастерства и опыта, толику своих представлений о жизни и некоторые основные навыки безопасной жизнедеятельности. От ФЦ ВНИИ ГОЧС на пленарные заседания итоговых конференций 2003 и 2004 г. были представлены доклады [1, 2].

Молодые ученые секции приобрели опыт исследовательской работы и защиты ее результатов. Все получили свидетельства об участии в конференции и выставке, а победители — дипломы лауреатов за первые места, призы и подарки, рекомендации по проведению дальнейших исследований и для поступления в вузы России. Ребята приняли участие в культурной программе, посетив памятные места Москвы и выставку «Гражданская безопасность: техника и технологии» в Политехническом музее.

Кроме того, у ребят осталось неизгладимое впечатление от общения со светилами ученого мира (некоторые из соискателей даже вступали в спор с корифеями науки), закрепился исследовательский интерес.

Когда мы говорим о возможности настоящего, реального подъема экономики страны, то в первую очередь речь идет о развитии предпринимательства, прибыль которого основана на внедрении и тиражировании инноваций. Часть из конкурсных работ молодых ученых и изобретателей уже сегодня может быть рекомендована к тиражированию, а из соискателей премий программы в следующем году, возможно, появятся лауреаты и от молодой секции «Новые технологии безопасности XXI века», достойные поездки в Швецию на международный тур этой уникальной программы.

В 2004 г. программа была представлена на соискание премии Президента РФ в области образования за 2003 год.

В 2005 г. старейший университет России — МГТУ им. Н.Э. Баумана — примет 17-е соревнование молодых ученых Европейского союза.

Участие в соревновании лучших молодых исследователей более чем из 40 стран мира, нобелевских лауреатов, руководителей Европейской комиссии — Правительства объединенной Европы делает его событием первой величины в научной и культурной жизни России, звучащим по особому в год 175-летия Бауманского университета. В 2005 году нам предстоит принять научную эстафету европейских молодежных форумов, которую сквозь время из далекого 1989 года Европейская комиссия пронесла в новый век, в наши дни.

Нам, включившимся в соревнование, предстоит сохранить и умножить его прекрасные традиции, которые создавались усилиями национальных организа-

торов стран участниц, и которые каждый раз превращали соревнование в праздник молодежной науки, во встречу молодых единомышленников — будущих строителей нашего общего европейского дома.

Нам предстоит многое сделать впервые.

Впервые соревнование состоится в обновленной России, в действующем европейском университете — МГТУ им. Н.Э. Баумана, который является не просто учебным заведением, а крупнейшим научным центром России.

Впервые соревнование побывает в Центре управления полетами...

Секция «Новые технологии безопасности XXI века» представит лучшие авторские разработки на стендах выставки «Гражданская безопасность: техника и технологии» в рамках проекта «Человек и катастрофы» реализованного Политехническим музеем совместно с Федеральным центром науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России.

Приглашаем к участию в работе секции молодых ученых.

Для участия в конференции (научные секции, выставки, фестиваль, олимпиады, соревнования) приглашаются старшеклассники, студенты первого и второго курсов высших учебных заведений, готовые представить научно-исследовательскую работу, инженерный или творческий проект, а также ученые, учителя и специалисты для обсуждения проблем молодежной науки на педагогическом симпозиуме. Работа должна быть выполнена авторами (не более трех авторов) самостоятельно. Для отбора участников проводится конкурс работ. Контактный телефон (095) 267-5552.

Основные мероприятия в плане на 2005 год

• Пленарные заседания с докладами ведущих российских ученых по актуальным проблемам современной науки.

• Научная конференция — доклады молодых исследователей на научных секциях, работа которых будет проходить на кафедрах старейших российских университетов — Бауманского, Текстильного и МГУ.

• Научная выставка «Шаг в третье тысячелетие» демонстрация лучших работ на стендах в Выста-

вочном комплексе МГТУ им. Н.Э. Баумана; жюри выставки определит победителей в главных научных номинациях конференции.

• Компьютерная выставка «Молодежь и информационные технологии» - презентация программных разработок участников по всему спектру научных направлений конференции в компьютерных залах МГТУ им. Н.Э.Баумана.

• Национальный фестиваль молодых модельеров и дизайнеров с международным участием в Текстильном университете.

• Международные тематические олимпиады.

• Интеллектуальный конкурс по технологии развития памяти и логики.

• Кубок кубков, финал финалов - международное соревнование команд молодых исследователей за Большой научный кубок России и Всероссийское соревнование — финал среди региональных команд, составленных из лауреатов научных конференций, выставок, соревнований за научные кубки России первой, второй, третьей степени.

• Международный педагогический симпозиум «Проблемы молодежного научного творчества» - доклады ученых, учителей, специалистов по актуальным проблемам методики и организации научной деятельности молодежи, современным методам обучения посредством научных исследований.

Литература

1. Шахраманьян М.А., Баньщикова З.Е., Глебов В.Ю., Мирмович Э.Г., Потапенко Ю.П. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования Российской Федерации / В кн.: Труды научно-методического семинара «Наука в школе». Т.1.— М.: «Профессионал». 2003. С.151-161.

2. Мирмович Э.Г., Баньщикова З.Е. Наука и школа в области безопасности жизнедеятельности и управления рисками / В кн.: «Шаг в будущее». Доклады пленарных заседаний. — М.: МВТУ, 2004. С.13-15.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.