НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4. С. 75-78. УДК 159.9
А. Ю. Маленова
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приведены данные о работе конференции, посвященной проблеме саморегуляции личности, которая состоялась 5-6 октября 2017 г. на базе факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Дан обзор тематики сообщений в рамках приоритетных секций: методологические, теоретические и методические проблемы саморегуляции личности; саморегуляция личности в образовательной среде и профессиональной деятельности; самоконтроль и поведение субъекта в контексте здоровья и в трудных жизненных ситуациях; проблема саморегуляции личности в исследованиях молодых ученых.
Ключевые слова: научная конференция; психология; саморегуляция личности.
A. Yu. Malenova
OF THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE WITH THE INTERNATIONAL PARTICIPATION "SELF-REGULATION OF THE PERSONALITY IN THE CONTEXT OF LIFE ACTIVITY"
Data on work of conferences devoted to a problem of self-regulation of the personality which has taken place on October 5-6, 2017 on the basis of faculty of psychology of Dostoevsky Omsk State University are given. The review of subject of messages within priority sections is given: methodological, theoretical and methodical problems of self-regulation of the personality, self-regulation of the personality in the educational environment and professional activity, self-control and behavior of the subject in the context of health and difficult life situations, a problem of self-regulation of the personality in researches of young scientists.
Keywords: scientific conference; psychology; self-regulation of the personality.
5-6 октября 2017 г. на базе факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности». В этот раз мероприятие было организовано совместно с нашими коллегами из Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.
Заявленная для обсуждения проблематика была довольно обширна:
• методологические и теоретические проблемы изучения саморегуляции личности;
• уровни саморегуляции и проблема ответственности личности;
© Маленова А. Ю., 2017
• соотношение личностной и субъектной саморегуляции в индивидуальной жизнедеятельности;
• проблемы ослабления личностной саморегуляции и феномен отчуждения личности;
• саморегуляция личности в профессиональной деятельности;
• саморегуляция личности в сфере семейных отношений и образовательной среде;
• саморегуляция и здоровье личности;
• саморегуляция личности в трудных жизненных ситуациях;
• проблема диагностики регулятивной сферы личности;
• саморегуляция личности в контексте помогающих практик;
• проблема саморегуляции личности в исследованиях молодых ученых.
Мероприятие вызвало интерес многих российских и зарубежных ученых из разных городов - Иркутска, Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Тюмени, Смоленска, Перми, Кемерово, Симферополя, Луганска, Риги, Минска, Киева, Павлодара, Омска.
Приоритетными направлениями конференции, заявленными в рамках секций, стали: методологические, теоретические и методические проблемы саморегуляции личности, саморегуляция личности в образовательной среде и профессиональной деятельности, в контексте здоровья и помогающих практик, в трудных жизненных ситуациях. Отдельная секция была посвящена проблеме саморегуляции личности в исследованиях молодых ученых.
Секция «Методологические, теоретические и методические проблемы саморегуляции личности» объединила ученых из разных городов и стран, имеющих четкую концептуальную позицию в отношении изучения данной проблематики. Ими были подняты вопросы относительно системного подхода к феномену саморегуляции (Л. З. Левит, г. Минск), свободы воли и роли имплицитных поступков в саморегуляции поведения человека (Е. Л. До-ценко, О. В. Пчелина, г. Тюмень), проблемы самопроектирования личности, в том числе на разных возрастных этапах (О. В. Зазимко, г. Киев) и в контексте деятельностного подхода (О. А. Зарецкая, г. Киев), регулятивных функций настроения (Л. В. Куликов, г. Санкт-Петербург), роли метафизического интеллекта в психической саморегуляции личности (А. А. Бреусенко-Кузнецов, г. Киев), методов диагностики конструкта и их психометрической проверки (И. В. Васильева, г. Тюмень; П. Е. Григорьев, г. Симферополь; В. А. Ду-дин, г. Тюмень).
Не меньший интерес вызвала проблематика саморегуляции в контексте образовательной среды. В рамках данной секции были представлены не только причины, но и следствия включенности человека в разные формы социального взаимодействия в процессе обучения и воспитания. Были выделены «положительные продукты» современных образовательных технологий. К их числу можно
отнести: творческое мышление как способ личностного и интеллектуального развития студента в рамках синергетического подхода (А. Г. Терещенко, И. С. Бубнова, г. Иркутск), усиление саморегуляции личности в процессе организации и проведения учебных исследований (Е. Л. Аликина, г. Пермь), ресурсы субъекта в условиях инклюзивного образования (Т. Е. Мальцева, А. Л. Бойко, г. Луганск), в том числе динамику профессионально-учебной мотивации в ходе тренинговых программ (Н. В. Грушко, Н. Н. Карловская, г. Омск). Участниками также обсуждались острые проблемы в сфере образования в контексте саморегуляции: типологические особенности подростков - жертв школьного бул-линга (Л. И. Дементий, Е. М. Федяева, г. Омск), профилактика суицидального поведения у обучающихся старших классов в период подготовки к ЕГЭ (И. С. Бубнова, А. Г. Терещенко, г. Иркутск), связь локуса контроля студентов с различными видами тревожности (Е. Б. Фанталова, г. Москва), проблема регуляторного компонента позиции субъекта учения в трудных учебных ситуациях (О. А. Москвитина, г. Москва).
В поле научных интересов участников секции «Саморегуляция личности в профессиональной деятельности» попали факторы, сопровождающие специалистов разного профиля. Тематика сообщений была довольно разнообразна: значение и функции прогностических способностей в профессиональной деятельности управляющих учебными заведениями (И. А. Блохина, г. Киев), социальные представления о психологе как специалисте у представителей социономических профессий (А. А. Маленов, г. Омск), саморегуляция и волевой самоконтроль у военнослужащих на разных этапах прохождения службы в армии (О. Ю. Гроголева, г. Омск), эмоциональные состояния, препятствующие формированию эмоциональной устойчивости сотрудников пенитенциарной системы (В. И. Рерке, г. Иркутск), профессиональное выгорание и его потенциальные факторы у педагогов образовательных учреждений разного типа (А. Ю. Ма-ленова, г. Омск), функционирование научного коллектива в разрезе восточноевропейского проекта модернизации (И. В. Степура, г. Киев).
Саморегуляция личности в контексте здоровья и помогающих практик выступила предметом обсуждения в рамках четвертой секции конференции. Ряд сообщений был по-
76
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4. С. 75-78
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием..
священ проблеме психического благополучия личности в подростковый период и факторам, затрудняющим его достижение. Ученые обсуждали роль психологических механизмов в саморегуляции психических состояний подростков (Л. Н. Антилогова, Е. А. Черкевич, г. Омск), уровень самоконтроля, агрессии, импульсивности подростков, склонных к девиа-нтному поведению (Л. И. Дементий, В. Е. Купченко, В. Н. Гургенидзе, г. Омск). Также были представлены доклады об особенностях и ресурсах личности в младшем школьном возрасте: границы «Я» как маркер психологического здоровья у детей 2-10 лет (О. В. Силина, г. Москва), жизнестойкость и локус контроля как факторы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья (С. В. Чернобровкина, Н. В. Грушко, г. Омск). Необычный ракурс проблемы саморегуляции в контексте традиций тенгрианства, шаманизма и суфизма был раскрыт в рамках сообщения Н. С. Шадрина (г. Павлодар).
Не обошлось и без традиционного для факультета психологии ОмГУ направления, посвященного совладающей активности личности. Трудные жизненные ситуации, требующие саморегуляции субъекта, охватывают разные сферы жизнедеятельности - семейную, профессиональную, образовательную, досуговую, социокультурную. Это многообразие нашло отражение в тематике представленных сообщений: возможности диадиче-ского копинга при коммуникативных трудностях партнеров в близких отношениях (О. А. Бычкова, Т. Л. Крюкова, г. Кострома), копинг-поведение как предиктор динамики эмоционального состояния студентов в ситуации сепарации от родителей (Ю. В. Потапова, г. Омск), связь релевантности домашней среды и выбора копинг-стратегий (М. Р. Хачатурова, А. А. Бочавер, г. Москва), взаимосвязь эмоционально-волевых особенностей подростков и стратегий поведения в конфликте со сверстниками (А. Ю. Маленова, Ю. Ю. Соловьева, г. Омск), коммуникативные трудности подростков и способы их преодоления в социокультурной среде загород-
ного лагеря (А. Г. Самохвалова, г. Кострома), стратегии аккультурации соотечественников, имеющих статус участника госпрограммы (Ю. В. Бражник, В. В. Гриценко, Н. В. Мура-щенкова, г. Смоленск), особенности саморегуляции и совладающего поведения в ситуации потери работы (И. В. Шагарова, г. Омск).
Усилия начинающих исследователей в рамках секции «Проблема саморегуляции личности в исследованиях молодых ученых» преимущественно были сконцентрированы на представителях собственного поколения чья деятельность рассматривалась через призму волонтерства как проявления социальной активности молодежи (Е. А. Дианова, г. Омск). Были также рассмотрены гендерные особенности ценностей и социальных аксиом молодежи (Т. А. Чередниченко, г. Омск), личностных черт подростка, склонного к самовольному уходу из дома (М. А. Рудой, г. Омск), взаимосвязь темперамента и механизмов психологической защиты у подростков (А. Н. Удодова, г. Кострома). Также молодые исследователи затронули весьма актуальные, отличающиеся остротой, проблемы современного общества, к числу которых относятся особенности саморегуляции отношений в приемной семье (С. Н. Мальцев, г. Луганск) и специфика управления пищевым поведением при его нарушениях у человека (Н. А. Протасова, г. Тюмень).
Таким образом, Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности» охватила не только разные ракурсы изучения феномена, но и позволила обозначить ряд проблемных областей, настоятельно требующих психологического вмешательства, направленного на преодоление внешних ограничений, и усиления внутренних ресурсов субъекта. Уверены, что и юбилейная конференция 2018 года, посвященная 25-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, пройдет на таком же высоком содержательном уровне, объединив ученых и практиков из разных городов и государств!
ISSN 2410-6364
Информация о статье
Дата поступления 10 октября 2017 Дата принятия в печать 19 октября 2017
Сведения об авторах
Маленова Арина Юрьевна - канд. психол. наук, доц. кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Маленова А. Ю. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности» // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4. С. 75-78.
Article info
Received
October 10, 2017 Accepted October 19, 2017
About authors
Malenova Arina Yu. - Ph.D. in Psych., Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
For citations
Malenova A. Yu. Of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation "Self-regulation of the personality in the context of life activity" Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 3, pp. 75-78 (in Russian).
78
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4. С. 75-78.