14. Первый съезд представителей горских племен Северного Кавказа // Терский вестник (Владикавказ). - 1917. - № 2.
15. Пученков А.С. Национальная политика генерала Деникина (весна 1918-весна 1920 г.). - М.: Научно-популярная книга, 2016. - 399 с.
16. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская республика (1918-1920 гг.): документы и материалы / Отв. ред. А.И. Османов. - Махачкала: Юпитер, 1994. - 438 с.
17. Тахо-Годи А.А. Революция и контрреволюция в Дагестане. - Махачкала: Дагестанский науч.-исслед. ин-т, 1927. - 236 с.
18. Чеджемов С.Р. Конституционные проекты на Северном Кавказе в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года (на примере Конституции объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана) // Вестник СевероОсетинского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 170-173.
References and Sources
1. Alieva S.I. Uchastie nogajcev v obrazovanii novyh form gosudarstvennosti na Kavkaze v nachale HKH veka // Novaya Turciya. - 2015. - № 80. - S. 320-332.
2. Ambarcumyan K.R. Severnyj Kavkaz v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij Rossii v period revolyucii 1917 g. i grazhdanskoj vojny // Grazhdanskaya vojna na Severnom Kavkaze: grani osmysleniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 13 oktyabrya 2017 g. / Pod red. dokt. ist. nauk Z.V. Kanukovoj. -Vladikavkaz, 2017. - S. 5-13.
3. Buldakov V.P. Krasnaya smuta. Priroda i posledstviya revolyucionnogo nasiliya. - M.: ROSSPEHN, 1997. - 376 s.
4. Gazimagomedov R.I. Konfessional'naya politika Rossijskoj imperii v Dagestane v seredine XIX - nachale XX vv. // Voprosy istorii. - 2014. - № 5.
- S. 164-171.
5. Gapeeva M.S. Naselenie gorodov Severnogo Kavkaza v vodovorote revolyucionnyh transformacij 1917-1920 gg. // Rol' severo-kavkazskih gorodov v social'no-ehkonomicheskom i istoriko-kul'turnom razvitii Kavkaza. Sbornik materialov Vserossijskogo istoriko-ehtnograficheskogo foruma, posvyashchennogo 200-letiyu osnovaniya g. Groznogo (g. Groznyj, 3 oktyabrya 2017 g.). / Pod red. SH.A. Gapurova, S.S. Magamadova. - Groznyj: Izd-vo AN CHR, 2017. - S. 70-76.
6. Gapeeva M. S., Tedeeva N. V. Ot Fevralya k Oktyabryu: Vladikavkaz v 1917 godu // Grazhdanskaya vojna na Severnom Kavkaze: grani osmysleniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / Pod red. Z.V. Kanukovoj. - Vladikavkaz, 2017. - S. 14-17.
7. Daudov A.H., Meskhidze D.I. Nacional'naya gosudarstvennost' gorskih narodov Severnogo Kavkaza (1917-1924 gg.). - SPb.: Izd-vo SPbGU, 2009.
- 224 s.
8. Donogo H.M. Nazhmuddin Gocinskij. Mahachkala: DGPU, 2011. 560 s.
9. Karpov YU.YU. Nacional'naya politika sovetskogo gosudarstva na severokavkazskoj periferii v 20-30-e gg. HKH v.: ehvolyuciya problem i reshenij.
- SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2017. - 400 s.
10. Marzoev I.T. Ot monarhii k sovetam: kollaboracionizm v srede osetinskoj aristokratii // Grazhdanskaya vojna na Severnom Kavkaze: grani osmysleniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / Pod red. Z V. Kanukovoj. -Vladikavkaz, 2017. - S. 56-62.
11. Ob"edinennoe sobranie kazakov i gorcev // Terskij vestnik (Vladikavkaz). - 1917. - 7 maya. - №6.
12. Pervyj gorskij s"ezd// Golos Dagestana (Temir-Han-SHura). - 1917. - 7 maya. - № 3.
13. Pervyj s"ezd gorcev Severnogo Kavkaza // Terskij vestnik (Vladikavkaz). - 1917. - 5 maya. - № 4.
14. Pervyj s"ezd predstavitelej gorskih plemen Severnogo Kavkaza // Terskij vestnik (Vladikavkaz). - 1917. - № 2.
15. Puchenkov A.S. Nacional'naya politika generala Denikina (vesna 1918-vesna 1920 g.). - M.: Nauchno-populyarnaya kniga, 2016. - 399 c.
16. Soyuz ob"edinennyh gorcev Severnogo Kavkaza i Dagestana (1917-1918 gg.), Gorskaya respublika (1918-1920 gg.): dokumenty i materialy / Otv. red. A.I. Osmanov. - Mahachkala: YUpiter, 1994. - 438 s.
17. Taho-Godi A.A. Revolyuciya i kontrrevolyuciya v Dagestane. - Mahachkala: Dagestanskij nauch.-issled. in-t, 1927. - 236 s.
18. CHedzhemov S.R. Konstitucionnye proekty na Severnom Kavkaze v period mezhdu Fevral'skoj i Oktyabr'skoj revolyuciyami 1917 goda (na primere Konstitucii ob"edinennyh gorcev Severnogo Kavkaza i Dagestana) // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - №4. - S. 170-173.
ЛОБАНОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Отделения естественнонаучного и гуманитарного образования, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет ([email protected]).
АРТЕМЬЕВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - студент Института истории, Санкт-Петербургский государственный университет LOBANOV, VLADIMIR B. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Social and Political Sciences of the Department of Natural Science and Humanitarian Education, St. Petersburg State Forestry University ([email protected] ARTEMIEV, ALEXEY S. - student of the Institute of History, St. Petersburg State University ([email protected]).
УДК 94(47).084.5«1920/30»:37.014(571.54)(09)
НОМОГОЕВА В.В. ВСЕОБУЧ В БУРЯТИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В 1920-1930-Е ГГ.
Ключевые слова: начальная школа, кадры, финансирование, строительство, всеобуч, интернаты, общежития, учебники, питание, средняя школа.
В статье анализируется процесс реализации программы всеобуча в Бурятии в 1920-1930-е годы. Исследуются основные проблемы и трудности, которые испытывала местная система образования, освещается процесс создания материально-технической базы школ, рассматриваются источники отраслевого финансирования. Особое внимание уделяется анализу этнорегиональных особенностей образовательного процесса. Обоснован вывод о своеобразии процесса реализации всеобуча в Бурятии, основанного на государственном управлении и всенародной помощи со стороны населения. Отличительными особенностями всеобуча Бурятии являлись: нехватка квалифицированных педагогических кадров, слабое материальное обеспечение региона, недостаточное финансирование системы образования, социальный состав населения, состоявший в большинстве своем из кочевого, полукочевого населения; приоритетность начального образования (школы I ступени). Тем не менее, к концу рассматриваемого периода в народном образовании Бурятии произошли крупные изменения. Завершив формирование системы всеобщего начального обучения, республика начала переход к семилетнему и среднему образованию.
NOMOGOEVA, V.V.
THE UNIVERSAL TRAINING IN BURYATIA: THE PROBLEMS OF REALIZATION IN THE 1920 - 1930-IES
Keywords: Elementary school, staff, financing, construction, the universal training, boarding schools, dormitory, textbooks, meals, secondary school.
In the article analyzes the process of implementing the universal training program in Buryatia in the 1920-1930-ies. It researched the main problems and difficulties experienced by the local education system, It highlights the process of creating the material-technical base of schools, and it considered the sources of industry financing. Special attention is paid to the analysis of ethnoregional features of the educational process. It substantiated the conclusion on the uniqueness of the process of implementing universal training in Buryatia, based on public administration and nationwide assistance from the population. Distinctive features of universal training in Buryatia were: lack of qualified pedagogical personnel, poor material support of the region, insufficient financing of the education system, social composition of the population, which consisted mostly of nomadic, semi-nomadic population; priority of primary education (school I level). However, by the end of the period under review a major changes occurred in the public education of Buryatia. Having completed the formation of a system of universal primary education, the republic began a transition to a seven-year and secondary education.
Одним из несомненных достижений советской власти в Бурятии является обеспечение высокого уровня образованности населения. По данным Росстата (итоги переписи 2010 г.), буряты входят в число самых образованных народов России. Эти показатели являются результатом, в том числе, мероприятий программы Всеобуча, которые проводились в 1920-30-х годах.
В данном контексте заметим, что с момента своего установления в Бурятии Советская власть последовательно ставила задачи просветительной деятельности, проведения системной работы в сфере просвещения и образования. Система образования создавалась на основе всеобщего обязательного обучения, доступности и светскости школы, государственного обеспечения, демократии, учета местных и национальных особенностей и т.д.
В начале декабря 1923 г. был создан руководящий орган местной системы образования - Народный комиссариат просвещения БМ АССР, которому поручалось разработать план всеобщего обучения на территории Бурятии.
Задача всеобуча решалась поэтапно. Вначале ставилась задача всеобщего начального обучения, затем всеобщего семилетнего образования и, наконец, десятилетнего образования. В настоящей статье рассмотрим проблемы внедрения в Бурятии всеобщего начального образования, ответим на вопрос о том, как за такой небольшой период развития удалось осуществить успешный переход к начальному всеобучу и развернуть работу по осуществлению обязательного семилетнего образования. Успехи развития просвещения и образования в 1920-30-х гг. резко повысили грамотность населения Республики и позволили решать крупные социально-экономические задачи.
Основными принципами введения всеобуча в Бурятии стали следующие положения: 1) учет национального и языкового компонента; 2) контрольные сроки введения всеобуча в 19331934 учебном году; 3) возрастной охват начальной школы детей 8-11 лет (по бурятскому исчислению - 9-12 лет); 4) в отличие от традиционной начальной школы, которая была четырехлетней, в бурятских районах можно было открывать пятилетки; 5) бурятская школа обслуживала территорию в три версты; при превышении установленной нормы, организовывался подвоз детей или открывалось общежитие [3].
В 1923-1924 учебном году в БМАССР существовало 485 школ I ступени. В своей основной массе школы I ступени (78,1%) были с двух-трехлетним курсом обучения. В школах I ступени насчитывалось без малого 20 тыс. учащихся. Среди школ I ступени бурятских насчитывалось 230, русских - 246 [14].
Особенно большие трудности школы переживали в связи с недостатками в материальной базе. В отчетных документах Наркомпроса БМАССР за 1923-1924 учебный год отмечалось: «Хозяйственное положение школ тяжелое, до 60% школ, хотя и имеют собственные здания..., но они пришли в ветхость и требуют капитального ремонта. Остальные
школы помещаются в наемных зданиях, порой случайных, непригодных под школу, не удовлетворяющих и минимальным требованиям гигиены. Есть школы, особенно школы бурятских улусов, помещающиеся в одной комнате, имеющей квартирную площадь от 4 до 6 сажень, при плохом освещении, причем в этой комнате помещается класс, общежитие и квартира учителя...» [4]. По подсчетам Наркомпроса БМ АССР, введение всеобщего обучения предполагало функционирование 225 двухкомплектных зданий. Между тем, в 1924-1925 учебном году в Бурятии имелось только пять таких зданий [4].
Таким образом, объективно ситуация не располагала к планированию грандиозных задач по развитию новой системы образования и новой школы. Адекватной материально-финансовой базы для скорейшего школьного строительства и введения всеобщего обучения у молодой республики не было, поэтому достижение выдвигаемых задач осуществлялось во многом за счет чрезвычайных, штурмовых мероприятий, а также за счет привлечения средств населения. Руководство республики совершенно верно в первую очередь обратило внимание на создание материальной базы (ремонт старых школ и строительство новых школьных зданий). Центральные органы власти предоставили возможность создания местных школьно-строительных фондов. В итоге, жители республики получили возможность участвовать в школьном строительстве. Только в 1925-1926 учебном году населением было собрано на эти цели 15,6 тыс. руб. [12]. Только в Эхирит-Булагатском аймаке было построено в эти годы 6 школ [1].
Отметим, что средства местного населения привлекались не только для строительства школ, но и для оплаты труда учителей. Зафиксированы случаи, когда средства на выплату зарплаты учителям отсутствовали. Тогда население добровольно собирало на эти цели второй налог [1].
Таблица 1.
Финансирование строительства школьных зданий в Бурятии
_в 1927-1928 гг. [5]_
Источники финансирования тыс. руб.
Государственный бюджет 46,1
Областной бюджет 17,2
Аймачный бюджет 82,5
Центральный коммерческий банк 165,0
Всего 466,1
В отчете Наркомпроса БМАССР за 1927-1928 уч. г. говорится, что за прошедший период в республике за счет бюджетных средств было возведено 30 типовых зданий для школ
I ступени. В это же время на средства населения удалось построить еще 14 зданий. Наряду с этим, в 58 школах I ступени были созданы общежития на 1160 человек. В 8 школах для учащихся было организовано бесплатное питание [10]. Основным строительным материалом при строительстве школьных зданий было дерево, бутовый камень, железо, необожженный кирпич. Тем не менее, обеспеченность школ типовыми зданиями составляла только 46,2% [5].
Решение задачи всеобуча начальных школ до определенного времени сдерживало создание школ повышенного типа - школ-семилеток, школ II ступени и школ крестьянской молодежи. Поэтому строительство типовых школ повышенного типа в первые годы советского строительства почти не велось. Учитывая острейшую потребность в кадрах самых различных квалификаций и для ускорения их подготовки, на I партийном совещании по народному образованию в январе 1921 г. было принято решение о введении семилетки вместо средней школы. С 1924 г. этим школам был придан профессиональный уклон, дающий практическую подготовку в определенной сфере.
Так появилась разнообразная сеть школ повышенного типа - школы-десятилетки, школы-семилетки, школы второй ступени, и школы крестьянской молодежи. На момент организации БМ АССР было всего 12 школ повышенного типа: 9 школ II ступени и 3 школ-семилетки. 1 июля 1927 г/ их насчитывалось 22: семилеток - 10, школ-девятилеток - 1, школ
II ступени - 6, и школ крестьянской молодежи - 5.
Таблица 2.
Школы повышенного типа БМАССР
Годы Учреждений классов Учителей учащихся
1923-24 12 54 83 1107
1924-25 15 101 130 3167
1925-26 20 121 176 3932
1926-27 22 136 228 5193
В отличие от дореволюционного периода, теперь школы повышенного типа появились и в сельской местности, причем в достаточном количестве. В 1926-1927 учебном году для материального обеспечения бедноты в школах повышенного типа предназначалось 104 стипендии. Во второй половине 1920-х гг. уже больше половины школ находилось в сельской местности. Однако форсирование темпов всеобуча в направлении начального обучения не давало возможность более активно развивать и строить школы повышенного типа. ЦИК БМ АССР в этой связи вынужден был принять постановление, в соответствие с которым: «...до осуществления всеобщего начального обучения одна школа II ступени могла открываться не менее, чем на 75 комплектов школ I ступени, одна семилетка не менее, чем на 30 комплектов школ I ступени». В результате принятых мер, школьная сеть в республике увеличивалась. В 1927-1928 уч. г. насчитывалось 510 школ I ступени, 15 школ-семилеток, 7 ТТТКМ 8 школ II ступени. Школы I ступени постепенно переходили на четырехлетний курс. Общая численность школьников в республике составляла 34764 ребенка. Процент всебуча начальным образование возрос до 41% [15].
При вовлечении в школы детей особое внимание уделялось детям рабоче-крестьянского происхождения. Для этого в школах проводилась проверка состава учащихся, оказывалась материальная помощь детям беднейших слоев населения, открывались интернаты для детей из кочевых районов. Интернатами в 1928-1929 учебном году было обеспечено почти 1000 детей. В 1927-1928 учебном году 4300 учащихся Бурятии получили материальную помощь. В 1929-1930 учебном году число таких детей достигло 4889 [6]. В 1927-1928 уч. г. была также отменена плата за обучение в городских школах I ступени [13].
На рубеже 1920-1930-х гг. в государственном масштабе был взят курс на осуществление всеобщего начального, а затем всеобщего семилетнего образования, поэтому госбюджетные средства на эти мероприятия были значительно увеличены [14]. Наркомпрос БМАССР только в 1930-1931 уч. г. запланировал открыть 285 новых комплектов классов в школах I ступени и охватить сетью начального обучения 48800 детей. Для руководства процессом введения всеобуча был создан Республиканский комитет по всеобучу, который с 15 сентября 1930 года объявил Республиканский месячник по всеобучу. На местах, в районах действовали Комитеты по всеобучу. К мероприятиям всеобуча были привлечены все без исключения организации и хозяйствующие субъекты. Таким образом, всеобуч стал всенародным проектом.
В целях успешного проведения кампании, к ее реализации широко привлекались хозяйственные организации. Наркомпрос БМАССР заключил договора о совместных мероприятиях по всеобучу с Буркоопсоюзом, Бурколхозсоюзом, Бурпрофсоветом и др. Так, Буркоопсоюз взял обязательства по организации горячих завтраков для 1000 учащихся, обеспечения одеждой, обувью 12000 детей, обеспечения сельских школ учебными пособиями и принадлежностями, обеспечения строительными материалами. Такие же обязательства приняли на себя Бурколхозсоюз, Бурпрофсовет и др. Большую помощь в проведении всеобуча оказали комсомольские организации Бурятии. Своими силами они взялись обучить по индивидуально-групповому методу 500 неграмотных подростков, а также организовать подготовку к школе детей семилетнего возраста и мобилизовать 100 комсомольцев на педагогические курсы, готовившие учителей начальной школы. Благодаря привлечению внимания общественности к делу всеобуча, в ходе проведения месячника было существенно улучшено снабжение учащихся одеждой и обувью (особенно в школах I ступени). В них было направлено 325 новых комплектов, вместо 285 по плану. Наряду с этим, был проведен точный учет детей восьмилеток, а также неграмотных подростков 11 лет. В ряде аймаков, по
80
отдельным школьным участкам были охвачены обязательным обучением неграмотные дети 9-11 лет.
Далеко не всегда результаты, достигнутые в период месячника, были устойчивыми. Но, несмотря на эти и другие проблемы, в целом по республике произошел значительный рост количества школ и контингента учащихся. Динамика роста сети начальных школ и охвата детей 8-11-летнего возраста видна по следующей таблице. Благодаря совместным усилиям общественности, хозяйственных субъектов, органов народного образования в 1932-1933 учебном году Бурятия в основном завершила переход к всеобщему обязательному начальному обучению. Школьным обучением охватили 94,2% детей в возрасте 8-11 лет [15].
Таблица 3.
Развитие сети школ и рост контингентов учащихся_
1929-1930 1930-1931 1931-1932 1932-1933
Школ 558 653 689 711
Учащихся 33969 51859 62429 63640
% охвата детей 8-11 лет 55,1 76,8 92,7 94,2
Всеобуч требовал более масштабных мероприятий по охвату детей и подростков обучением и, главное, по закреплению их в школе. В официальных сводках, докладах со всеобучем все было довольно благополучно. Однако начали проявляться и проблемы. Прежде всего, это касалось посещаемости школы. Этот процесс был обусловлен особенностями хозяйственного развития региона, большинство населения которого было связано с сельскохозяйственным трудом, основанным на сезонности. Еще один немаловажный фактор был связан с кочевым и полукочевым образом жизни большинства забайкальских бурят. Это не могли не видеть и руководящие органы республики. В этой связи, в Постановлении бюро обкома ВКП(б) БМ АССР от 26 марта 1931 года, посвященному проблемам всеобуча, отмечалось, что в республике наблюдается «большой отсев учащихся, особенно среди населения, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни» [7].
Большой проблемой для организации всеобуча была холодная и долгая зима и необходимость в отоплении помещений и обеспечении теплой одеждой учащихся школ республики. Исполком Мухоршибирского аймака в январе 1931 года, к примеру, докладывал, что целый ряд школ до сих пор совершенно не обеспечены снабжением, другие получали его явно недостаточно: «От плохого снабжения посещаемость падает... В Ново-Спасской школе из-за отсутствия теплой одежды бросило учиться 10 человек. Двое учащихся из одного дома посещают школу по очереди. Работу по всеобучу затрудняли недостаточное и неудовлетворительное снабжение учебниками, пособиями, бумагой и пр.». Из ряда аймаков Наркомпросу БМ АССР доносили о проблемах снабжения школ. Так, в феврале 1931 года из Кяхтинского аймака сообщали, что в Киранской школе нет дров, поэтому в школе мерзлота, холод, учащиеся сидят в верхней одежде. Многие школьники, не имея одежды и боясь холодной школы, не посещают ее [7].
Учитывая столь непростое положение в сфере школьного строительства, Совнарком РСФСР 28 января 1930 г. принял Постановление «О создании условий действительной доступности школ I и II ступени для детей рабочих, колхозников, батраков и бедняков и о приеме детей нетрудового населения в школы». После этого произошло некоторое улучшение дела централизованного снабжения школьников одеждой и обувью. Проблемы с питанием, в значительной степени, стали решаться за счет фондов помощи.
С 1932-1933 гг. началось развитие пришкольных земельных участков, которые стали играть важную роль в обеспечении питанием школ республики.
12 января 1932 года Пленум Бурятского обкома ВКП(б) определил в качестве основной задачей в области национально-культурного строительства переход на семилетнее всеобщее обучение с развертыванием широкой сети школ повышенного типа, в первую очередь, в промышленных поселках и в основных сельскохозяйственных районах [2].
Обеспечивая решение задачи перехода к всеобщему семилетнему образованию, Советское правительство существенно увеличивало бюджетное финансирование системы образования и просвещения Бурятии. Только за десять лет (1927-1937) в республике было построено 170 школ на 31540 учащихся, 25 интернатов на 2800 мест. В 1936 году в республике насчитывалось 142 интерната. Однако это не решало и не могло решить проблему реализации всеобуча в Бурятии [2].
Таблица 4.
Финансирование системы образования в годы второй пятилетки_
Год Всего ассигновано В том числе на всеобуч Капиталовложения
План факт.
1933 12196,1 12418,3 6847,3 926,0
1934 18048,6 16983,9 9406,3 1927,2
1935 24782,2 нет свед. 12756,4 1240,9
Рост по сравнению с 1933 г. (%) 198,5 - 186,4 134,6
В январе-феврале 1934 года XVII съезд ВКП(б) поставил новую задачу - осуществления всеобщего обязательного технического обучения в объеме семилетки. В первую очередь, эта программа адресовалась деревне, поскольку считалось, что в городе данная задача была в основном уже разрешена в рамках первой пятилетки [15]. Городские школы-семилетки были реорганизованы в фабрично-заводские семилетки (ФЗС), перед которыми ставились задачи подготовить учащихся в соответствие с потребностями региона.
С целью подготовки политически грамотных земледельцев-кооператоров, в сельской местности началось формирование сети школ крестьянской молодежи (ТТТКМ) В Бурятии первая ШКМ была открыта в Мухоршибири еще 15 декабря 1924 года [11]. Число ШКМ росло довольно быстро и в 1929-1930 уч. г. их было уже 13. Основное внимание при формировании ШКМ уделялось созданию базы для трудовой подготовки - обеспечению необходимой сельскохозяйственной техникой, организации учебно-опытных участков, животноводческих ферм и т.д. При этом учащиеся принимали непосредственное участие в проведении всех основных видов сельхозработ.
В 1932-1933 гг. республика располагала 57 школами-семилетками, ШКМ и ФЗС, в которых обучалось 10409 подростков [8]. По сравнению с 1929-1930 уч. г. сеть семилетних школ и контингент учащихся в них увеличились в три с лишним раза. К началу 1932-1933 гг. было создано дополнительно на базе семилеток 4 средние школы, в 1934 году - 9, в 1937 году - 24. С этого времени система общеобразовательной школы начала устойчиво складываться как система школы-семилетки. Об этом говорят следующие данные, так в 1933-1937 учебном году в 5-7 классах обучалось 9,7 тысяч человек, в 1934-1935 учебном году - 13,1 тыс. человек, в 1935-1936 учебном году - 25,0 тысяч человек. Наряду с организацией ШКМ, проводилась профилизация старших классов школ II ступени для подготовки специалистов средней квалификации. В Бурятии школы получили педагогический, сельскохозяйственный, кооперативный, политико-просветительный и землеустроительный уклоны. В период 19331939 гг. значительно увеличилось количество средних школ - с 3 в 1933 году до 32 - в 1939 году [9]. Сокращение количества начальных школ в этот период происходило в результате организации на базе начальных средних и неполных средних школ. Полная картина роста школьной сети в разрезе начальных, неполных средних и средних школ показана в таблице.
Таблица 5.
Развитие школьной сети Бурятии в 1920-1930-е гг._
Годы Число школ
Начальных непол. сред. Средних Итого
1923 - Школ 329 - 9 338
1924 Учителей 402 - 69 471
учащихся 15624 - 900 16524
1932 - Школ 439 56 2 497
1933 Учителей 1100 406 45 1551
учащихся 39475 9996 911 50382
1938 - Школ 406 81 32 519
1939 Учителей 1119 936 683 2738
учащихся 39793 28993 21207 89993
Итак, к концу рассматриваемого периода в народном образовании Бурятии произошли крупные изменения. Завершив формирование системы всеобщего начального обучения, республика начала переход к семилетнему и среднему образованию.
Отличительными особенностями всеобуча Бурятии являлись: нехватка квалифицированных педагогических кадров, слабое материальное обеспечение региона, недостаточное финансирование системы образования, социальный состав населения, состоявший в большинстве своем из кочевого, полукочевого населения; приоритетность начального образования (школы I ступени). Однако переоценить значимость комплексных мероприятий в сфере образования и просвещения национального региона невозможно. Это были великие свершения, обращение к опыту которых никогда не будет бесполезным.
Литература и источники
1. БитуевВ.П. История школы Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. -175 с.
2. Бурят-Монгольская правда. - 1932. - 18 января.
3. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф.Р-60. Оп.1. Д.4. Л.Л. 35-36.
4. ГАРБ. Ф.р-60. Оп.1. Д.9. Л.3.
5. ГАРБ. Ф.р-60. Оп.3. Д.97. Л.6.
6. ГАРБ. Ф.р-60. Оп.2. Д.101. Л.2.
7. ГАРБ. Ф.1-п. Оп.1. Д.187. Л.91.
8. ГАРБ. Ф.195. Оп.7. Д.43. Л.4.
9. ГАРБ. Ф.р-248. Оп.16. Д.14. Л.98.
10. Доклад правительства БМАССР Совнаркому РСФСР. - М., 1928. - 71 с.
11. Елаев Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. пед. ин-та, 1994. -124 с.
12. Ескевич Л. К вопросу о введении всеобщего начального обучения (в Бурятии) // Жизнь Бурятии. - 1926. - № 10-12.
13. К итогам культурного строительства в Бурятии // Жизнь Бурятии. - 1927. - № 10. - С.93.
14. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1971). - М., 1970.
15. Очерки истории культуры Бурятии. В 2 т. Т.2. / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. филиал. Бурят. ин-т обществ. наук. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. - 646 с.
References and Sources
1. Bituev V.P. Istoriya shkoly Ust'-Ordynskogo Buryatskogo Avtonomnogo okruga. -Ulan-Udeh: Buryat. kn. izd-vo, 1986. -175 s.
2. Buryat-Mongol'skaya pravda. - 1932. - 18 yanvarya.
3. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Buryatiya (GARB). F.R-60. Op.1. D.4. L.L. 35-36.
4. GARB. F.r-60. Op.1. D.9. L.3.
5. GARB. F.r-60. Op.3. D.97. L.6.
6. GARB. F.r-60. Op.2. D.101. L.2.
7. GARB. F.1-p. Op.1. D.187. L.91.
8. GARB. F.195. Op.7. D.43. L.4.
9. GARB. F.r-248. Op.16. D.14. L.98.
10. Doklad pravitel'stva BMASSR Sovnarkomu RSFSR. - M., 1928. - 71 s.
11. Elaev N.K. Buryatskaya shkola. Istoriya, problemy i opyt nacionalizacii. - Ulan-Udeh: Izd-vo Buryat. ped. in-ta, 1994. - 124 s.
12. Eskevich L. K voprosu o vvedenii vseobshchego nachal'nogo obucheniya (v Buryatii) // ZHizn' Buryatii. - 1926. - № 10-12.
13. K itogam kul'turnogo stroitel'stva v Buryatii // ZHizn' Buryatii. - 1927. - № 10. - S.93.
14. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK (1898-1971). - M., 1970.
15. Ocherki istorii kul'tury Buryatii. V 2 t. T.2. / AN SSSR. Sib. otd-nie. Buryat. filial. Buryat. in-t obshchestv. nauk. - Ulan-Udeh: Buryat. kn. izd-vo, 1974. - 646 s.
НОМОГОЕВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, доцент, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова ([email protected]).
NOMOGOEVA, VIKTORIA V. - Doctor of History, Associate Professor, Banzarov Buryat State University.
УДК 94(571.6).084«1920/30»:364(=581)
ЧЖАО Х.
КИТАЙСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
РОССИИ (1920-1930 гг.)
Ключевые слова: Дальний Восток, китайцы, китайские общественные организации, Благовещенское общество, Китайское генеральное коммерческое общество в Амурской области, Амурское генеральное общество китайских граждан, китайское купеческое общество в Никольск-Уссурийске.
Общественные организации китайцев на Дальнем Востоке в 1920-1930 гг. активно участвовали в деле
83