Научная статья на тему 'Время стратегических решений?!'

Время стратегических решений?! Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛУБ ДИРЕКТОРОВ / INTERNATIONAL SOCIETY OF MANAGERS / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коленникова О. А.

В статье рассмотрены итоги исследования, проведенного в 2011 г. на заседании Международного клуба директоров в г. Калуга. Представлены мнения директоров российских предприятий по поводу путей дальнейшего развития российской экономики. Приведен пример конкретных действий предпринимателей и властей в Калужской области для привлечения иностранных инвестиций. Обозначены условия, при которых возможно создание нормального делового климата, способствующего развитию российских промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is It Time of Strategic Decisions?!

The paper considers the opinions concerning the future development of the Russian economy presented by managers participated at the session of the International Society of Managers held in 2011, Kaluga, Russia; it also presents several arrangements undertaken by the businessmen and authorities in the Kaluga Oblast for attracting investments, and what conditions could allow building a good business climate for further development of Russian industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Время стратегических решений?!»

ЭКО. - 2012. - №12

КОЛЕННИКОВА OA

В статье рассмотрены итоги исследования, проведенного в 2011 г. на заседании Международного клуба директоров в г. Калуга. Представлены мнения директоров российских предприятий по поводу путей дальнейшего развития российской экономики. Приведен пример конкретных действий предпринимателей и властей в Калужской области для привлечения иностранных инвестиций. Обозначены условия, при которых возможно создание нормального делового климата, способствующего развитию российских промышленных предприятий.

Ключевые слова: Международный клуб директоров, промышленное предприятие, инвестиции, развитие экономики.

Время стратегических решений?!

О.А. КОЛЕННИКОВА, кандидат экономических наук, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва, E-mail: [email protected]

Международный клуб директоров - это неформальная организация, построенная на демократических принципах: в Клубе есть президент, им бессменно является его основатель академик РАН А.Г. Аганбегян. Есть совет старейшин, конституция и гимн, существует порядок приема в члены Клуба.

Клуб был создан еще в 1983 г., тогда он назывался Всесоюзный клуб директоров. С тех пор дважды в год члены Клуба - руководители предприятий и организаций из разных городов собираются вместе на базе какого-то предприятия, чтобы посмотреть, чем живет это предприятие и регион в целом, обменяться опытом, обсудить интересующие вопросы. Ни разу за 29 лет существования Клуб не приостановил свою работу. Если посмотреть на тематику прошедших заседаний, то в них отражены все перипетии, через которые прошли наши предприятия.

Местом проведения 58-го заседания Международного клуба директоров была выбрана Калуга (на базе ОАО «Калужский завод телеграфной аппаратуры»). Калужская область -в числе тех немногих регионов, которые в последние годы демонстрируют высокие темпы промышленного развития, входит в первую двадцатку субъектов РФ с точки зрения инновационного развития.

Основная тема заседания была определена так: «Время стратегических решений». Сегодня в политических и научных кругах идет дискуссия о путях дальнейшего развития нашей экономики и общества в целом. Президент Клуба А.Г. Аганбегян говорил о том, что та траектория, на которую после кризиса вышла российская экономика, не позволит нам в перспективе разрешить накопившиеся проблемы и противоречия. Поэтому ускорение социально-экономического роста - ключ к решению проблем. Только в том случае, когда темпы роста будут не 4%, а как минимум 5-6%, у страны появится будущее. И для экономики, не имеющей стратегических ориентиров, не может быть благоприятных условий для развития. Настоящее время - переломное: время выработки стратегии.

Поиск стратегических решений - задача не только всех уровней власти, но и руководителей предприятий и организаций. И Калужская область - одна из тех территорий, где власти совместно с бизнесом ищут и находят такие неординарные решения, которые в перспективе позволят «выскочить» из замкнутого круга острых экономических и социальных проблем.

В Калужской области, действительно, уже наработано многое из того, что имеет смысл изучить и применить у себя. Одно из важнейших - это ясная и понятная промышленная политика региональной власти, администраций Калуги и Обнинска. Губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, выступая на заседании Клуба, сказал, что их девиз: «Власть не занимается бизнесом, власть создает условия для развития бизнеса (по возможности - идеальные)». Как результат - Калужская область последние несколько лет по темпам роста промышленного производства, по привлечению иностранных инвестиций на душу населения входит в тройку регионов-лидеров. В 2010 г. на ее долю пришлось 8% прямых иностранных инвестиций; с 2006 г. заключено 85 инвестиционных соглашений и привлечено 5,3 млрд долл.

Традиционно проводимый анкетный опрос участников заседаний был нацелен на то, чтобы выявить мнение директоров о направлениях перемен, которые сегодня требуются для развития предприятий, а также попытаться оценить имеющиеся резервы на предприятиях для проведения модернизации.

Если говорить о стратегии развития предприятий, о перспективах, то вопрос, так или иначе, упирается в инвестиции. Эта простая истина наглядно видна на примере неблагополучного положения многих российских предприятий.

В своей предвыборной статье «О наших экономических задачах»1, которая стала своего рода программным документом на предстоящие годы, президент РФ В.В. Путин затронул две важнейшие проблемы предприятий: нехватку капитала и налогообложение.

В нашем опросе мы попытались выяснить, насколько мнения директоров о том, что необходимо предпринять для решения проблем предприятия, совпадают с мерами, заявленными руководством страны.

Мы задали директорам вопрос: «В предвыборной программе президента РФ В.В. Путина одним из приоритетных направлений экономической политики на ближайшие 10-15 лет заявлено решение "проблемы капитала". Как Вы считаете, удастся ли предложенные меры реализовать на практике?» Полученные ответы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Мнение руководителей в отношении предложенных мер по решению проблем нехватки капитала, %

Меры Удастся реализовать полностью Будет реализовано частично Не удастся реализовать, все останется по-прежнему Ситуация будет ухудшаться

Улучшить деловой климат (вести борьбу с коррупцией, снизить административный гнет и др.) 5 47 24 24

Привлечь средства населения в пенсионные и паевые фонды и ввести механизмы гарантии их накопления 2 51 33 14

Снизить инфляцию 2 44 40 14

Ответы разделились примерно поровну: одни считают, что государство не сможет реализовать заявленные меры на практике, что это - лишь пустые слова, другие надеются, что частично что-то будет сделано.

1 Ведомости. - 2012. - 30 янв.

Проблема нехватки капитала для модернизации предприятий и для инновационного инвестирования все эти годы занимала первые места в рейтинге трудностей, мешающих предприятиям нормально развиваться. Более того, разрыв между планами государства и реальной практикой все время увеличивается. Хотя не были реализованы принятые ранее программы, принимались новые. Приведем только один пример: в 2002 г. В.В. Путин утвердил «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», поставив задачу к 2010 г. создать национальную инновационную систему. Ее формирование предусматривало создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры и господдержку коммерциализации результатов научных исследований2.

К сожалению, работающей национальной инновационной системы создать не удалось, хотя в принципе что-то делалось. Таких примеров много, поэтому недоверие директоров к новым заявленным мерам во многом основано на прошлом опыте.

Как видят решение «проблемы капитала» сами директора? В анкете мы предложили написать свое мнение в свободной форме. Мы сгруппировали полученные ответы в таблице 2 (сумма не равна 100%, так как директора предлагали несколько практических мер).

Таблица 2. Мнения директоров по поводу решения «проблемы капитала»

Меры %

Снизить процентную ставку по кредитам 42

Создать нормальные условия работы (ликвидировать административный пресс, устранить систему откатов, коррупцию и др.) 26

Определить цели развития и изменить финансовую политику государства в сторону развития экономики 16

Снизить налоги, пересмотреть систему налогообложения 13

Использовать госрезервы для кредитования под низкие проценты; госинвестиции; госгарантии по кредитам и др. 10

Расширить венчурное финансирование, льготы для предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию и др. 7

Бороться с инфляцией 7

2 Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4431/

Наибольшее число директоров считает, что главное, на что необходимо направить усилия государству - это снизить ставки по кредитам и обеспечить их доступность для предприятий.

Президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян, выступая на заседании Клуба, сказал, что в отличие от большинства стран мира, где центральные банки в той или иной форме отвечают за рост экономики, у нас ни в каких государственных документах не прописана задача снижения процентной ставки. И, соответственно, денежная политика не ориентирована на расширение кредитования. Политика ЦБ РФ в отношении банков направлена на предотвращение ситуаций, когда не будут выплачены деньги вкладчикам, поэтому идет ужесточение нормативов. В 2010 г. были отменены смягчающие антикризисные нормативы, и банки вновь обязаны создавать огромные резервы на ссуды. Когда есть хоть какие-то вопросы к заемщику, то банки должны формировать 50-70% и до 100% резервов. Это приводит к удорожанию кредитов. Тосунян отметил, что процентная ставка в последние два года не снизилась, а даже немного выросла. И государственные бюджетные планы на ближайшие годы также демонстрируют сдерживание банковского кредитования.

Второй по значимости мерой директора считают создание нормального делового климата, в котором предприятия могли бы развиваться. Некоторые из них даже писали, что никакие меры не помогут, поскольку мотивов вкладывать средства, инвестировать в производство, нет. В этих ответах сквозит безысходность: когда уровень государственного вмешательства (в лице тех или иных органов) чрезвычайно высок, а права собственности очень зыбкие, то вложение средств в производство - дело если не бессмысленное, то чрезвычайно рискованное.

Надо сказать, что ситуация с деловым климатом в отдельных регионах страны не такая тупиковая. Например, в Калужской области региональные власти пытаются сформировать двухкомпонентную экономику, то есть параллельно с прежней промышленностью (созданной еще в советское время и прошедшей приватизацию) они выстраивают так называемую «новую экономику». Она создается в значительной степени за счет

привлечения прямых иностранных инвестиций в строительство новых заводов в сфере автомобилестроения, фармацевтики, производства компьютерной техники и др. Поэтому для калужских властей принципиальной задачей стало создание благоприятного инвестиционного климата. Для начала они задались вопросом: как привлечь инвесторов именно в Калужскую область, когда у всех регионов приблизительно одни и те же налоговые льготы? И решили взглянуть на проблему в иной плоскости - что нужно сделать, чтобы деньги инвестора заработали как можно быстрее?

Они стали предоставлять инвесторам готовую площадку под производство - это раз, и все механизмы быстрого согласования - это два. В итоге, у автосборочного завода «Вольво» с момента заключения инвестиционного соглашения и до выпуска первого грузовика из ворот завода прошло всего 11 месяцев.

При реализации первых крупных проектов была сформирована команда специалистов, которая снимала с инвесторов проблемы подключения к инфраструктуре, риски, связанные с получением земельных участков, решала все вопросы с естественными монополиями и др. Собирали всех представителей естественных монополий, федеральных органов власти, разрешительной системы и работали с ними с утра до позднего вечера. В дальнейшем такую систему продвижения инвестиционных проектов выстроили на постоянной основе. В отношениях с инвесторами были открыты: если что-то не могли сделать, то так и говорили, но если уже что-то обещали, то делали. Даже на английском языке с инвесторами общались, что психологически оказалось очень важным, так как барьера, связанного с переводчиком, не было.

Для создания инженерной инфраструктуры промышленных парков привлекли кредиты Внешэкономбанка под гарантии бюджета Калужской области. Из федерального бюджета помощи не было. Инвестиции потребовались огромные, потому что новая инфраструктура создавалась в чистом поле. Сейчас кредит Внешэкономбанка почти окупился за счет тех налогов, которые были получены с начала реализации инвестиционной политики. К настоящему времени в Калужской области создано 8 индустриальных парков. Ожидают, что

в региональном бюджете 2013 г. 12-13% составят поступления от предприятий «новой экономики».

Мэр г. Обнинска А.А. Авдеев рассказал о том, как у них сложилась работающая система, когда студенты и ученые, которые имеют какую-то интеллектуальную собственность, при желании могут организовывать малые инновационные компании. Мэр сказал, что денег для создания «жесткой среды» -когда местные власти подводят коммуникации, дают землю, строят бизнес-инкубаторы, приобретают оборудование - не хватает. Поэтому последние 10 лет власти стараются создавать «мягкую среду» для малого бизнеса. «Мягкая среда» - это консультирование, поддержка в получении грантов, помощь в оформлении документов на землю и на аренду, низкие налоги и ставки аренды.

Действительно, задача улучшения делового климата в рамках отдельного региона уже решается, но если говорить в целом о стране, то пока ситуацию переломить не удается. Подтверждением этого является масштабный отток капитала из страны.

Президент Клуба А.Г. Аганбегян, отвечая на вопрос о том, существуют ли какие-то экономические рецепты для противодействия массовому вывозу капитала из страны, сказал, что у нас капитал вывозится не только иностранный. По официальным данным, до кризиса россияне покупали на 3 млрд долл. в год зарубежной недвижимости, а сейчас - на 12 млрд долл., в том числе из-за неблагоприятных условий для ведения бизнеса. По данным делового сообщества, каждый шестой предприниматель в стране или сидит в тюрьме, или привлекался к уголовной ответственности. К тому же чрезвычайно высока монополизация бизнеса. Поэтому поиск решений «проблемы капитала» выходит далеко за рамки отдельных предприятий.

Другую важнейшую экономическую задачу президент РФ обозначил как «налоговый маневр». Мы спросили директоров: «Как Вы оцениваете меры, предложенные президентом РФ В.В. Путиным в сфере налогообложения?» (табл. 3).

В ответах на этот вопрос видна вполне понятная позиция директорского корпуса: почти 70% опрошенных считают, что решение о замораживании налогов на несырьевые секторы

Таблица 3. Мнение руководителей в отношении предложенных мер в сфере налогообложения, %

Меры Правильное направление Ничего не даст Ситуация будет ухудшаться

Не увеличивать нагрузку на несырьевые секторы экономики 69 20 11

Ввести дополнительный налог на богатство и престижное потребление (на дорогую недвижимость, люксовые товары и др.) 37 40 23

Навести порядок с уходом предприятий в тень через фирмы-однодневки и офшоры 51 23 26

экономики - правильное. И, скорее всего, это решение будет осуществлено. Другой вопрос, что предприятия, особенно обрабатывающей промышленности, ожидают снижения налогового бремени. Что касается отношения к такому распространенному явлению, как уход предприятий от налогообложения, то одни считают, что государству надо двигаться в этом направлении, другие полагают, что ничего из этого не получится. Причины таких ответов, похоже, ясны: борьба с уходом от налогов - это системная государственная задача, требующая, в первую очередь, перестройки в целом системы взаимодействий между бизнесом и государством. В отличие от таких мер, как регулирование налоговых ставок.

Только 37% директоров считают, что введение налогов на роскошь сможет дать значительный эффект, а 63% придерживаются иного мнения, считая, что когда капитал и так уходит из страны, не задерживаясь, налогообложение богатых без создания условий для безопасного инвестирования не даст ожидаемого эффекта.

Какими видят директора реформы в сфере налогообложения? В анкете предлагалось написать свое мнение в свободной форме. Мы обобщили ответы и проранжировали их в таблице 4.

Названные директорами меры представляют шесть направлений преобразований в сфере налогообложения.

1. Упрощение существующей системы налогообложения, а именно, значительное сокращение видов налогов, упрощение

Таблица 4. Мнение директоров относительно реформы налогообложения, %

Меры Ранг

Упростить систему платежей 1

Снизить (или отменить) НДС 2

Снизить социальные отчисления 3

Создать безналоговые зоны, разработать льготы, дифференцировать налоги в зависимости от видов деятельности 4

Навести порядок с уходом предприятий в тень 5

Ввести прогрессивную шкалу налогообложения 6

Ввести налоги на роскошь 7

Снизить налог на прибыль 8

Перейти с налогообложения предприятий на налоги с доходов физических лиц 9

методики начисления, распространения системы патентов на более широкий круг видов деятельности и др.

2. Уменьшение налогового бремени за счет значительного снижения налога на добавленную стоимость и социальных сборов.

3. Разработка новой (дифференцированной) налоговой политики с целью стимулирования приоритетных и перспективных видов деятельности. И наоборот, усиление налогообложения малоэффективных, отживающих производств с целью их переключения на более эффективные.

4. Улучшение собираемости налогов и меры по выводу предприятий из тени.

5. Изменение сложившейся на сегодняшний день распределительной системы, переход на более справедливую в социальном смысле налоговую систему путем введения прогрессивной шкалы налогообложения, налогов на роскошь.

6. Переход на рыночные принципы налогообложения. Это направление предполагает крупные структурные преобразования. Академик А.Г. Аганбегян неоднократно говорил о необходимости ухода от советской практики сбора основной доли налогов с предприятий, если цель - развитие предпринимательства. И переход на современную систему, когда основная часть налогов берется с населения, с одновременным проведением реформы заработной платы.

Ясно одно: новая система налогообложения должна стимулировать преобразования на предприятиях. Но практика

показывает, что в настоящее время в деле экономического стимулирования предприятий имеются большие пробелы. Например, в энергосбережении.

Директор ОАО «Калужский завод телеграфной аппаратуры» (КЗТА) Л.Т. Бухтияров поделился опытом решения проблем энергоснабжения. Он сказал, что Калужская и Ярославская области - лидеры по стоимости киловатт-часа электроэнергии, она в разы превышает, в частности, уровень Красноярского края. Плата за электроэнергию на предприятии сопоставима с фондом заработной платы. Но серьезных государственных или региональных программ энергосбережения практических нет.

В 2009 г. президент РФ обозначил энергосбережение приоритетной государственной задачей, но предусмотрены были в основном инициативные меры, никакой материальной заинтересованности для самих предприятий не было введено. Если взять директиву Европейского союза, то там предусмотрены различные финансовые институты господдержки, создание специальных фондов для субсидий, предоставление госгарантий, льгот и т.д. Например, государственное субсидирование предприятиям в Германии составляет 33% расходов, направляемых на экономию электроэнергии.

КЗТА провел большую работу по энергосбережению: внедрены частотно-регулируемые приводы, установлены счетчики воды, тепла в цехах и на отдельных участках, заменены ламповые светильники на светодиодные. За три года удалось уменьшить электропотребление на один нормо-час произведенной продукции на 15%. А тарифы на электроэнергию за тот же период выросли почти вдвое. Тогда руководство завода пришло к выводу, что необходимо заняться выработкой электроэнергии у себя на предприятии, и они приобрели в качестве первого опыта две газопоршневые немецкие установки по 400 кВт^ч. Практика показала, что стоимость 1 кВт^ч своей электроэнергии составила 1 руб., а на рынке - 3,64 руб.

Этот пример показывает, что политика государства в области энергосбережения едва ли носит стимулирующий характер, наоборот, она «наказывает» предприятия сверхвысокими тарифами. Возможности предприятий в сфере энергосбережения оказываются несопоставимыми с ростом цен на

электроэнергию, не дают ощутимой выгоды. Это ведет не к модернизации имеющихся мощностей энергетиков и обеспечению предприятий дешевым электричеством, а к уходу промышленных предприятий с рынка электроэнергии.

Продуманная система дифференцированных налогов, льгот и других мер могла бы способствовать модернизации предприятий в интересах всех отраслей экономики. Об этом и написали директора.

Мы задали также прогнозный вопрос: «Как Вы думаете, удастся ли новому составу правительства способствовать решению вопросов модернизации российской экономики и ее переводу на инновационный путь развития?» Ответы были достаточно пессимистичными: 60% директоров отметили, что новому составу правительства не удастся решить поставленные задачи, только 11% полагали, что оно сможет это сделать (29% затруднились с ответом).

Мы попытались выявить, как директора оценивают резервы на своих предприятиях, которые можно было бы задействовать. На заданный вопрос: «Если можно провести полную модернизацию вашего предприятия, то как изменится производительность труда?» 16% опрошенных ответили, что в ходе модернизации производительность труда на их предприятии не изменится, остальные считают, что она повысится в среднем на 84%. Как видно, на предприятиях имеется значительный потенциал для роста производительности труда. Есть основания предполагать, что в действительности резервы предприятий существенно выше.

Мэр Калуги Н.В. Полежаев отметил, что у них в городе на предприятиях «новой» промышленности, на которых работает около 10 тыс. чел., выработка на одного человека в 15 раз выше, чем на бывших советских предприятиях, на которых трудится более 50 тыс. чел. Конечно, нужно иметь в виду, что на новых автосборочных предприятиях, таких как «Фольксваген», «Пежо-Ситроен», высокая степень автоматизации. Но это говорит и о том, что резервы для повышения производительности труда на наших предприятиях достаточно большие, и их можно задействовать.

На вопрос: «Если говорить о качественном составе вашего коллектива, то какая примерно его часть соответствует

современному уровню требований к персоналу предприятий, работающих в рыночных условиях?» директора отвечали достаточно откровенно. По их мнению, в среднем только 44% трудового коллектива удовлетворяют названным требованиям.

Какие же меры могли бы способствовать улучшению качественного состава работников? Приведем полученные ответы (%):

• увеличение оплаты труда - 56;

• обновление состава работников - 42;

• обучение и переобучение имеющихся работников - 63;

• внедрение зарубежных систем мотивации персонала - 20;

• улучшение социальных условий на предприятии - 24;

• повышение качества работы учреждений профессионального образования - 27;

• другое - 19.

Решение кадровых проблем директора видят в обучении имеющихся на предприятии работников и нормализации оплаты труда. Обновление кадрового состава за счет привлечения рабочей силы со стороны сегодня ограничено, поскольку свободных высококвалифицированных специалистов и рабочих на рынке труда найти нелегко.

В той же Калужской области подготовка кадров сильно отстает от быстрого промышленного развития экономики. Появление новых иностранных предприятий показало несоответствие кадров, которые готовит сегодняшняя система образования, тем требованиям к рабочей силе, которые предъявляет современное производство. Новым иностранным предприятиям требуются совсем другие кадры, чем те, которые имеются на рынке труда: рабочая сила в регионе в целом не подходит иностранным инвесторам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для автосборочных предприятий власти Калужской области пошли на создание специального образовательного центра совместно с иностранными компаниями «Фольксваген» и «Пежо-Ситроен». Центр работает уже три года, в основе подготовки кадров лежит дуальная система образования: теория и постоянная практика на предприятиях. Такая система подготовки кадров, по сути, это повторение того, что уже существовало в СССР, но было разрушено в 1990-е годы. Но именно такая практика подготовки кадров применяется

в иностранных компаниях. Сегодня выпускники центра в Калуге получают три сертификата: первый документ - о нашем среднем профессиональном образовании, второй - Торгово-промышленной палаты Германии и свой сертификат дает компания «Фольксваген». Аналогичный образовательный центр открыт для подготовки кадров для фармацевтической отрасли. Самое удивительное заключается в том, что в иностранном автопроме и в фармацевтике сегодня требуются специалисты, которых нет в российском перечне специальностей и квалификаций.

Конечно, это вопросы к Министерству образования и науки РФ, но опыт Калужской области показывает: такие центры нужны, и к тому, от чего отказались в ходе разрушения советской системы подготовки кадров, имеет смысл вернуться.

В заключение приведем ответы директоров на прогнозный вопрос: «Если существующие тенденции сохранятся, то ожидаете ли Вы улучшения или ухудшения экономического положения вашего предприятия к середине следующего года?» (табл. 5).

Таблица 5. Ожидания директорами изменения социально-экономического положения предприятий на середину предстоящего года, %

Ответ Июнь 2010 Май 2011 Июнь 2012

Ожидаю улучшения 52 27 27

Ожидаю ухудшения 15 25 46

Без изменений 33 48 27

Как видно, ситуация, по мнению директоров, ухудшается. Переломить ее и сойти с той траектории, на которую вышла российская экономика после кризиса, похоже, будет не просто. Нужны неординарные решения и усилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.