КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ВРЕМЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА
Николай Иванович — гений, и мы не сознаем этого только потому, что он наш современник.
Д.Н. Прянишников.
История развития биологической науки, как и любой другой, имеет свои критические точки качественного ускорения. Как правило, это становится очевидным много позже, нужны годы труда, развития науки, чтобы это понять. В настоящее время мы можем обоснованно говорить, что в популяционной и эволюционной генетике, теории селекции, агрономии таким этапом стали фундаментальные труды Н.И. Вавилова. Идеи Н.И. Вавилова оказали определяющее влияние на представления об истории аграрной цивилизации и самое главное на теорию и практику растениеводства и животноводства. Со времен студенчества в Московском сельскохозяйственном институте (МСХИ, ныне — РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева) для работ Н.И. Вавилова была характерна широта поставленных им исследовательских задач, целью которых было решение проблем голода, продовольственной безопасности не только собственного государства, но и всего человечества.
Николай Иванович Вавилов в 1911 г. окончил МСХИ и до 1917 г. был его преподавателем. Выдающийся ученый-биолог, агроном, генетик, географ, организатор и руководитель биологической и сельскохозяйственной науки в СССР, первый президент ВАСХНИЛ (РАСХН) сформировался как ученый в стенах Тимирязевки.
Данный номер журнала посвящен 125-летию со дня рождения Н.И. Вавилова, оказавшего огромное влияние на развитие мировой аграрной науки. В 1906 г. Вавилов окончил Московское коммерческое училище, затем сразу поступил в МСХИ. Учителем Вавилова был академик Дмитрий Николаевич Прянишников, работы которого способствовали формированию и становлению агрономической химии и теоретических основ рационального природопользования не только в России, но и во всем мире. Имя Николая Ивановича Вавилова вошло в историю мировой науки в первую очередь благодаря его личному вкладу в развитие целого ряда биологических наук, его уникальным организаторским способностям — умению увлекать за собой коллег и всех тех, кому посчастливилось с ним общаться.
Н.И. Вавилов обладал выдающимся умом и талантом, способностью ставить и решать проблемы глобального масштаба, самоотдачей и преданностью своему делу. Для него были характерны такие удивительные качества, как исключительная работоспособность, физическое здоровье, бодрость духа, юмор и обаяние. Все это, конечно, не могло не привлекать внимания окружающих.
Вклад Н.И. Вавилова в современные аграрные науки трудно переоценить, его исследования давно уже стали мировым достоянием, обессмертив имя своего создателя, и научная база, заложенная им, была приумножена его учениками. Гениальный ученый писал, что он «пытался соединить трудно соединимое — географию, ботанику, агрономию, историю культуры».
Вавилов передавал своим ученикам умение ценить красоту мысли, масштаб и свободу оценок, готовность к научным открытиям и уважение к факту, а также понимание важности применения накопленных знаний для служения людям и Отечеству.
Ученый следовал лучшим традициям российской науки, которые оказались несовместимыми с советской действительностью. Многие советские ученые в 30-е годы прошлого века были лишены возможности преподавать и вести научную работу, значительная часть из них — репрессирована. Этой судьбы не избежал и Н.И. Вавилов. Ответственность за его арест лежит в том числе и на Т.Д. Лысенко.
Главный ущерб, принесенный деятельностью Т.Д. Лысенко и его последователями, состоял в том, что были девальвированы такие непреходящие ценности, как научный профессионализм и честь ученого. Лжеученые подвели и обосновали базу «идеологического карьеризма» в науке. Вследствие этого в науку стали приходить люди, которые обживались в ней, как говорят сейчас — ««по понятиям». Недостаток знаний они прикрывали политической и пролетарской фразеологией. Методы гражданской войны они перенесли в научную сферу и требовали всеобщей незамедлительной революционной перестройки. На своих наставниках они проверяли теории классовой борьбы, заученные на кратких агитационно-пропагандистских курсах, в кружках и политшколах. Из таких ««специалистов» впоследствии формировались бригады по ««проработке» учений лидеров научных школ в генетике, биогеохимии, экологии, лесоводстве с целью выявления в них « механицизма и идеализма» и разоблачения аполитичности исследований, в том числе несоответствия их задачам социалистического строительства. Партийные организации действовали напористо и решительно, последовательно закрепляя включение всей системы образования в советскую политическую систему, в создание ««сталинской», ««пролетарской» науки. Методы работы при этом были различными — от прямого безжалостного нажима до имитации товарищеского внимания. Способы достижения поставленной цели политизации науки обсуждались на партбюро детально, с конкретными формулировками карательных мер. Судьба Н.И. Вавилова свидетельствует о пагубности подмены свободного творческого подхода к исследовательской работе сиюминутным, узким прагматизмом и всякого рода ««целесообразностью» (политической, экономической, житейской, денежной и пр.).
Н.И. Вавилов в отличие от Т.Д. Лысенко, его учеников и окружения не обещал чудес в сельском хозяйстве. В результате вмешательства властных структур в его научную деятельность агрономическая программа Н.И. Вавилова была ликвидирована. В 1940 г. он был арестован, подвергнут пыткам и приговорен к расстрелу за «саботаж в советском сельском хозяйстве и шпионаж в пользу Англии». Годом позже приговор был заменен на 20 лет принудительного труда, в 1943 г. Николай Иванович Вавилов скончался от голода в саратовской тюрьме.
Жизнь ученого, полностью отданная науке, является примером беззаветного служения ей. Масштабы вклада Вавилова в развитие эволюционной и экологической генетики и селекции начинают осознаваться только сейчас. Заслуги Н.И. Вавилова перед человечеством и Россией бесценны, так как от ответов на вопросы, сможем ли мы накормить все население Земли, сбережем ли растительные и другие биологические ресурсы, сохраним ли биосферу и качество ««среды обитания» для себя и будущих поколений, зависит не только благосостояние, но и выживание человечества.
P.S.
««Я уполномочен заявить, — сказал академик А. А. Никонов, — что современный состав ВАСХНИЛ осудил и отверг все, что связано с лысенковщиной».
Ректор РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева д.э.н., профессор, академик РАСХН, заслуженный деятель науки РФ В.М. Баутин