УДК 81.00 ББК 81.00
А.А. Артюнина
ВРЕМЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В статье категория времени рассматривается с точки зрения системного анализа, проводится разграничение времени на физическое, биологическое и внутреннее, разделяются понятия объективности времени и субъективного сознания времени, дается описание механизма восприятия времени человеком. Время обладает двойственными характеристиками: с одной стороны, оно переживается, с другой стороны, оно измеряется и количественно оценивается.
Ключевые слова: категория времени; последовательность и длительность времени; опространоствование времени; физическое время; биологическое время; биологические ритмы; объективность времени; субъективное восприятие времени; ощущаемое и воспринимаемое время; внутреннее время; феноменологическое сознание времени
A.A. Artyunina
ON COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF BIOLOGICAL AND SUBJECTIVE TIME
The category of time has been for long discussed in physics, biology and philosophy. The author examines the difference between the objective time and the subjective time perception. Time appears double-natured: on the one hand it is experienced and on the other one it can be measured. The phenomenological-structural opposition of time perception has come under scrutiny in the article.
Key words: time category; time sequence and duration; to space the time; physical time; biological time;, biological rhythms; objective character of time; subjective time perception; time sensed and perceived; inner time; phenomenological time consciousness
Определение времени с общефилософской точки зрения. В условиях современности науке нельзя ограничиваться отдельным анализом пространственного аспекта отдельно от временного, они связаны воедино. По словам Тимофеева-Ресовского, в любое определение, которое мы пытаемся сформулировать для понятия системы, должно входить время, история, преемственность, иначе все теряет смысл, и понятия «система» без остатка идентифицируется с понятием «структура»... Так же, как элементарные составные части данной системы являются звеньями именно этой системы и неотделимы с точки зрения этой системы, так и время относится к числу этих неотделимых элементарных, составных частей [Биологическое время, 2009].
В физике время - это условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел. Значит, то или иное состояние пространственной организации живых систем (в трехмерном пространстве) всегда относится к какому-то определенному моменту (до, после). Развертывание структуры в пространстве неотделимо от развертывания ее во времени, которое для системы становится четвертым измерением. Пространство в естествознании выражает протяженность, порядок и характер размещения материального объекта, их взаимное расположение. Время в естествознании отражает последовательность процессов изменений и длительность существований объекта.
Время - это проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «позже», «одновременно». Время неразрывно связано с изменением. Без изменения, т.е. без процессов нет времени. Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Оно относительно независимо от них в том смысле, что время безразлично к тому, что именно изменяется.
Время представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего и будущего и характеризуется, прежде всего, длением, течением, открытостью. Время длится - это значит, что настоящее существует. Смысл понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» содержит два компонента. Один (абстрактный), остающийся жестким, неизменным ядром понятия, является чисто временным, т.е. касается существования. Второй (конкретный) относится к событиям, наполняющим прошлое, настоящее, будущее, т.е. совершающимся процессам. Если происходят изменения конкретного наполнения настоящего, то говорят - время течет. Время течет в будущее, события уходят в прошлое. В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено ими и открыто для созидания. Это свойство времени называется открытостью.
Время вплетено во все сферы бытия, потому определенное истолкование времени входит в разные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, науку, обыденное сознание. Способы его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, биологические ритмы, исторические эпохи, процесс счета, часы. Процедура измерения времени осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того, чтобы можно было приложить эталон к измеряемому времени. Этот прием называют опространст-вованием времени, или его геометризацией, если речь шла о физике, где появились высокоабстрактные модели времени, которые далеко отстоят от конкретного бытия как природы, так и человека. В них время репрезентируется множеством моментов, и на это множество наложена определенная система отношений между моментами. Все моменты имеют одинаковый статус существования, т.е. их нельзя характеризовать понятиями «настоящее, прошедшее, будущее». В результате расширяется брешь между физико-математическими моделями времени и времени человеческого существования [Философский словарь, 2001, с. 103].
Проблема «биологического времени». С понятием временной организации тесно связана проблема специфичности течения времени в живых системах, или, как ее называют, проблема биологического времени.
Большинство авторов подчеркивает, что время едино во Вселенной, какого-либо особого (например, биологического времени) нет, правомерно говорить лишь о субъективной оценке времени. Однако существует и противоположная позиция, имеющая немалое число сторонников. Проблема биологического времени была поставлена более 100 лет назад К. Бэром, основоположником эмбриологии [Бэр, 1861]. Научно обоснованная идея о биологическом времени принадлежит В.И.Вернадскому [Вернадский, 1932], который в это понятие включил время, связанное с жизненными явлениями, точнее, с отвечающим живым организмам пространством, обладающим дисимметрией. По Леконте де Нюп, биологическое время нерегулярно, поскольку нерегулярны изменения, лежащие в его основе. Это составляет отличие от физического времени. Ф. Чижек обращает внимание на то, что в разном возрасте нужно неодинаковое количество физического времени для совершения равной физической работы.
Примером отличия физического и биологического времени является календарный и биологический возраст человека. По мнению В.А. Межерина, две формы времени (физическое и биологическое) не тождественны, при сведении биологического времени к физическому утрачивается представление о специфике биологических систем. В современной научной литературе приводится много свидетельств довольно существенной изменчивости масштабов времени в психофизическом восприятии его течения человеком. Особенно это касается стрессовых ситуаций, когда время «сжимается» или «растягивается» [Биологическое время, 2009].
Существование биологического времени признается не всеми. Некоторые ученые, начиная с И.Ньютона и заканчивая С.Хокингом, считают, что время обладает всеми свойствами физического времени:
однонаправленность (необратимость);
одномерность (при наличии начала отсчета любой момент времени может быть задан с помощью только одного числа, а для фиксации любого события требуется один временной параметр);
упорядоченность (моменты времени расположены по отношению друг к другу в линейном порядке);
непрерывность и связанность (время состоит из несчетного множества мгновений, его нельзя разбить на части, чтобы в одной из них не было бы момента времени, бесконечно близкого ко второй части).
Однако исследования Г.Бакмана, Т.А.Детлаф, Г.П.Еремеева, Д.А.Сабинина и многих других говорят о неодинаковости физического и биологического времени.
Биологическое время:
1 .Неравномерно, нерегулярно, так как нерегулярны изменения, лежащие в его основе (физическое и биологическое время неодинаково, так как существует биологический и календарный возраст человека).
2.Масштабы времени в живом отличны от масштабов физического времени (особенно это касается человека в стрессовых ситуациях, когда время сжимается или растягивается).
3.Биологическое время многомасштабно (живые системы противопоставляют себя внешней среде и существуют одновременно и как индивидуально дискретные особи и как единицы более сложных систем).
Временная организация биологических систем представляет собой центральную проблему области биологии, получившей название хронобиологии (от греческих слов хронос - время, биос - жизнь и логос - учение, наука).
Любые изменения в живых системах обнаруживаются только при сравнении состояний системы как минимум в двух временных точках, разделенных большим или меньшим интервалом. Однако их характер может быть различным. О фазовых изменениях в системе говорят в том случае, когда в системе последовательно сметаются стадии какого-либо биологического процесса. Примером может служить смена стадий онтогенеза, т.е. индивидуального развития организма. Изменения такого типа свойственны морфофизиологическим показателям организма после воздействия на него каким-либо фактором. Эти изменения характеризуют как нормальное течение процессов в организме, так и реакцию на воздействия. Имеется особый класс периодических изменений деятельности и поведения живых систем - биологические ритмы. Учение о биологических ритмах (в узком смысле) получило наименование биоритмологии, так как сегодня признается, что биологический ритм - один из наиболее важных инструментов исследования роли фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации.
Ритмические изменения - когда воспроизводятся биологические явления или состояния биологических систем через приблизительно равные промежутки времени (цикл). Почему воспроизведение, а не повторение? Каждый новый цикл изменений только подобен предыдущему, его параметры обязательно отличаются от старого цикла. Это делает биологический ритм отличным от механического колебания. В новом цикле воспроизводится общая структура, форма ритма. Этот новый цикл, по форме похожий на старый, по своему содержанию от-
личается от него. Это очень глубокая и важная закономерность позволяет понять, каким образом возникает новое содержание в остающейся прежней структуре и почему необратим процесс развития какой-либо функции, морфологического образования или организма в целом. Образно можно сказать, что биологический ритм в данном случае подразделяет процесс развития на отдельные отрезки (кванты), т.е. делает развитие квантованным, этим достигается единство непрерывности и дискретности. Квантованность изменений, происходящих в живой системе, имеет прямое отношение в проблеме размерности (естественных единиц биологического времени). Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы - от одноклеточных до сложноустроенных многоклеточных организмов растений и животных, в том числе человека, и от молекулярных и субклеточных структур до биосферы. Это свидетельствует о том, что биологическая ритмика - одно из наиболее общих свойств живых систем. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, заключающим в себе принцип отрицательной обратной связи и обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах. Благодаря тому, что процессы в организме испытывают колебания, сохраняется целостность системы при изменении внешних условий, например, артериальное давление у человека ритмично изменяется на протяжении суток, месяца, года. В переживающей структуре нервной ткани наблюдаются ритмы потребления кислорода с периодами 1 -4минуты, 2 часа, 24 часа и 5 суток [Биологическое время, 2009].
Субъективное время. Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека. Человек не только познает время, но и переживает его существование [Философский словарь, 2001, с. 103].
Вопросы соотношения субъективного и объективного времени подробно рассмотрены в трудах выдающихся философов конца XIX-начала XX в. Э.Гуссерля и А.Бергсона. Э.Гуссерль, основатель феноменологической школы, во многих своих трудах подробно исследовал механизм восприятия времени человеком и даже посвятил данной проблеме отдельную книгу «Феноменология внутреннего сознания времени». В этой работе Э.Гуссерль четко отделяет объективное время, измеряемого хронометрами, и имманетного времени протекания сознания. Речь идет не о времени мира, не о существовании длительности вещи, но о «являющемся времени, о длительности как таковой» [Молчанов, 2009, с. 86].
Понятие субъективного сознания времени вводится Э.Гуссерлем в первом издании второго тома «Логических исследований» при попытке освободить переживание от предметной зависимости. Определяя первое понятие сознания как «связку» или «переплетение психических переживаний» [Гуссерль, 2001, с. 396], Э.Гуссерль различает переживание в обычном и феноменологическом смысле. Это различие потребовало следующего, парадигматического для его дальнейших рассуждений различия между восприятием и ощущением, которое
Э.Гуссерль демонстрирует на примере цвета: если воспринимаемый предмет не существует, а является обманом или галлюцинацией, то его воспринимаемая окраска, как его свойство, тоже не существует; но все же существует ощущение цвета. Такой подход затем распространяется на время: Гуссерль различает ощущаемое и воспринимаемое время. Это различие проводится как пример из феноменологии пространства, а затем, по аналогии с ощущаемым цветом, вводится внутреннее время как ощущаемое время: «Если мы называем ощущаемым феноменологическое данное, которое посредством схватывания делает осознанным объективное в живой данности, которое тогда называется объективно воспринятым, то мы так же должны тогда, в том же самом смысле, различать ощущаемое временное и воспринимаемое временное. Последнее означает объективное время. Первое, однако, не есть само объективное время (или место в объективном времени), но феноменологическое данное, посредством эмпирического схватывания которого конституируется отношение к объективному времени. Темпоральные данные, если угодно, темпоральные знаки не суть сами témpora» [Гуссерль, 1994, с. 9]. Временные ощущения суть идеальные ощущения в том смысле, что не соотносятся с какой-либо предметностью и не обязаны с ней соотноситься [Молчанов, 2009, с. 88].
Система воспроизводящих актов воспоминания и имагинации составляет модель феноменологического сознания времени. Проводя различие между актом как содержанием схватывания и схваченным предметом, Э.Гуссерль обнаруживает свойства времени, последовательность и длительность, на обоих уровнях. Решающим является анализ свойств актов, позволяющий в принципе ответить на вопрос, как возможно сознание времени, а не время как объективная величина. Если общераспространенное понятие переживания подразумевает, по Гуссерлю, восприятия, суждения и прочие акты, отнесенные к объектам, то феноменологическое понятие переживания имеет дело с переживанием «во внутреннем смысле»: определенные содержания суть составные части в единстве сознания, в «переживающем» психическом субъекте. Эти части сосуществуют друг с другом, следуют друг за другом, переходят друг в друга; соответственно, они требуют единства и устойчивости. Основой их единства, по существу единства ощущений, устойчивым элементом и посредником между частями имманентного выступает сознание времени. Это сознание, как это ни парадоксально звучит, представляет собой всеохватывающую форму сознания мгновения, т. е. форму переживаний, сосуществующих в некоторой объективной точке времени. Возможно, анализ темпоральности представляет собой наиболее аутентичную часть феноменологии Гуссерля. Эта проблематика рассматривалась им на протяжении нескольких десятилетий и занимает важную позицию в задаче обоснования феноменологического метода в целом [Литвин, 2010, с. 153]
В философииА. Бергсонапервоосновой всего является длительность - чистая нематериальная сущность. Время является одной из форм проявления длительности в нашем представлении. Познание времени доступно лишь интуиции. А.Бергсон подчеркивает: «Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность - это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперед» [Бергсон, 2007, с. 126].
А.Бергсон, как и Э.Гуссерль, предпосылает введению времени исследование чувств и ощущений. Исходным пунктом этого исследования является различие между качественными и количественными характеристиками и, соответственно, между экстенсивными, непосредственно измеримыми величинами и интенсивными, лишь косвенно измеримыми величинами. Он писал: «Некоторые состояния души представляются нам, верно или нет, самодовлеющими: например, глубокая радость или грусть, осознанные страсти, эстетические эмоции. Чистая интенсивность легче проявляется в этих простых случаях, где, по-видимому, нет никаких экстенсивных элементов» [Молчанов, 2009, с. 91]. Так, радость он связывает с будущим, а печаль с прошлым.
Если Э. Гуссерль обращается сначала к ощущениям, а затем к чувствам при введении времени, освобождая как первые, так и вторые от предметности, то у А.Бергсона иной порядок: сначала речь идет о чувствах как состояниях чистой интенсивности, затем о состояниях, которые сопровождаются «физическими симптомами», и только затем об ощущениях, которые имеют непосредственную связь со своими внешними причинами. Связь состояний и их телесных проявлений указывает на то, каким образом количество попадает в сферу интенсивности. Явлением, которое может непосредственно предстать сознанию в виде количества или величины, А.Бергсон считает мускульное усилие.
Введение подлинного времени осуществляется А.Бергсоном с помощью противопоставления его однородному пространству и посредством апелляции к качественным, интенсивным состояниям. Если материальные предметы являются внешними по отношению друг к другу и к нам, то состояния сознания, утверждает французский философ, характеризуются взаимопроникновением, и в самом простом из них может отразиться вся душа.
Что касается чистой длительности, то в описаниях А.Бергсона она так же предстает, как пространство, но уже не однородное, а живое: «сущность времени состоит в том, что оно проходит, ни одна из его частей не остается на месте, когда появляется другая» [Бергсон, 2007, с. 126].
Таким образом, введение времени у А.Бергсона и Э.Гуссерля происходит через отвлечение от пространственно-ориентированного человеческого бытия, через такие особые состояния и интенсивные чувства, как радость или горе, через ощущения, лишенные предметного смысла.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать тот факт, что люди издавна измеряли время, а не только переживали его. Измерение - это один из способов получения эмпирического знания, предшественник и необходимый элемент позднейшего научного познания времени. А осуществимость этой процедуры вызывала удивление уже у Августина. Когда измеряется время, нельзя иметь все значения (состояния) часов и измеряемого процесса, их прошлое, настоящее и будущее одновременно и нельзя приложить их друг к другу, как стержень к краю стола. В процедуре измерения всегда имеется только «сейчас», настоящее как объекта измерения, так и измеряющих часов. Да, человечество измеряет время, но время ли оно измеряет, и измеряет ли оно время? Эта двойственность времени, как переживаемого, с одной стороны, и как измеряемого, количественно оцениваемого - с другой, на протяжении всей человеческой культуры стимулировала процесс познания во многих отраслях научного знания.
Библиографический список
1. Ахундов,М.Д. Концепции пространства и времени : истоки, эволюция, перспективы [Текст] / М.Д.Ахундов. -М. : Наука, 1982.-223 с.
2. Бергсон,А. Введение к сборнику «Мысль и движущееся» [Текст] / А.Бергсон // Вопросы философии. - 2007. - № 8. - С. 126.
3. Бергсон,А. Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли [Текст] / А.Бергсон. - JI. : Изд-во :ЛКИ, 2010. - 226 с.
4. Бергсон,А. Опыт о непосредственных данных сознания [Текст] : в 4 т. - М.: Московский клуб, 1992. - Т. 3.
-336 с.
5. Бергсон,А. Творческая эволюция [Текст] / А.Бергсон. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 384 с.
6. Биологическое время II Философий факультет МГУ. Лекции по курсу «Философия и биология» [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа : http: // filosfak.ru / аспирантура / лекции-по-курсу-философии-биологии-т-2 / (дата обращения : 15.11.2011).
7. Бэр, К. Какой взгляд на живую природу правильный? и как применить этот взгляд в энтомологии? [Текст] / К.Бэр // Записки Русского Энтомологического Общества в С.-Петербурге. - 1861. - №1. - С. 1-39.
8. Вернадский, В.И. Проблема времени в современной науке [Текст] / В.И.Вернадский// Известия АН СССР, отделение математических и естественных наук. - 1932. - № 4. - С.511-541.
9. Винограй,Э.Г. Основы философии. Систематический курс [Текст] / Э.Г.Винограй. - Кемерово : КемТИПП, 2001.- 170 с.
10. Гуссерль,Э. Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания [Текст] : в 4 т. -М. : Дом интеллектуальной книги, 2001. - Т. 3 - 472 с.
11. Гуссерль,Э. Идея феноменологии [Текст] / Г.Гуссерль. - СПб. : Гуманитарная Академия, 2008. - 224 с.
12. Гуссерль,Э. Феноменология внутреннего сознания времени [Текст] : в 2 т. - М. : Гнозис, 1994. - Т. 1. - 162 с.
13. Казарян,В.П. Понятие времени в структуре научного знания [Текст] / В.П.Казарян. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 165 с.
14. Козырев, НА. Избранные труды [Текст] / Н.А.Козырев. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 447 с.
15. Литвин, Т. О влиянии В. Штерна на феноменологию сознания времени Э.Гуссерля [Текст] / Т.Литвин // Логос. - 2010. - № 5. - С. 148-153.
16. Молчанов, В.И. Гуссерль и Бергсон : Введение времени [Текст] / В.И.Молчанов// Логос. - 2009. - № 3. - С. 82-97.
17. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии [Текст] / под ред. Л.С.Полака. - М. : Наука, 1989.-688 с.
18. Хокинг, С. Природа пространства и времени [Текст] / С.Хокинг, Р.Пенроуз. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2000. - 160 с.
19. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - М. : Республика, 2001. - 719 с.
20. Фромм, Э. Иметь или быть? [Текст] / Э. Фромм. - М. : ACT, 2010. - 320 с.