Педагогическая психология, психология развития и акмеология
УДК 159.922.73 DOI: 10.14529^у180305
ББК Ю941.3
ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ ОБРАЗА-Я У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Ю.В. Батенова1'2
1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Россия
Представлены результаты исследования проблемы временного аспекта образа-Я у дошкольников, отличающихся разным уровнем тревожности. Дана характеристика специфики временного аспекта своего образа, выявлены основные условия развития временного его аспекта, подвергнут анализу образ-Я у старших дошкольников, характеризующихся разным уровнем тревожности. В рамках эмпирического исследования подтверждена гипотеза о существенном различии временного аспекта образа себя у старших дошкольников с разным уровнем ситуативной тревожности. Сравнительный анализ временного аспекта образа-Я у дошкольников продемонстрировал наличие эмоциональной окраски этих образов с дифференцированным наличием высокого (с нейтральной или отрицательной окраской), среднего и низкого (с нейтральной или положительной окраской) уровней. Результаты статистической обработки данных экспериментальной части исследования подтверждают наличие значимых различий в особенностях временного аспекта образа-Я, рассматриваемых в контексте модальностей прошлого, настоящего и будущего времени у старших дошкольников с разным уровнем тревожности.
Ключевые слова: старший дошкольник, образ-Я, развитие личности, ситуативная тревожность, временной аспект, психологическое время.
Введение
В качестве одной из основ организации и координации деятельности человека выступает время, что обусловлено наличием временной координаты во всех характеристиках осуществляемой им деятельности - условия реализации, ситуативные обстоятельства, возможности и её реальное осуществление. Всякое действие субъекта представляет собой процесс, развернутый во времени и характеризуемый особыми временными закономерностями (Леонтьев, 2004).
Следует отметить, что сформированные у человека представления о времени не являются врожденными - они развиваются постепенно в процессе формирования личности и определяются той общей культурой, к которой он принадлежит. В качестве наиболее важных компонентов в структуре временного аспекта принято рассматривать самопознание, самоотношение, саморегуляцию. Считается,
что временной аспект выступает не только в качестве необходимо атрибута личности, но и значимым условием её развития (Головаха, 2008; Ковалев, 1991).
Исследованием временных аспектов в психологии характерно для разных отраслей психологии (Зинченко, 2002; Стрелков, 2001). В частности, К.А. Абульханова-Славская еще в конце ХХ века подчеркивала, что проблема психологического времени, несмотря на возрастающее число её исследователей, остается теоретически во многом неопределенной. По ее мнению, не была создана единая концептуальная модель, отсутствовало представление об уровневом соотношении психологического, личностного и жизненного времени, не была сформирована единая картина их многообразия (Абульханова-Славская, 1983).
Время в сознании и поведении человека приобретает конкретное психологическое со-
держание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в этом сообществе концепцию времени. С другой стороны, проблема психологического времени не является самостоятельной, она явно или не явно присутствует в исследованиях, затрагивающих динамические психические изменения, преобразования личности в изменяющихся политических и социальных условиях, таким образом, возникая всякий раз при осуществлении попытки описать психическое развитие и построить его концепцию.
Стоит подчеркнуть, что субъективное восприятие времени достаточно слабо исследовано, особенно в возрастной динамике воспринимающего его субъекта, а применительно к детям дошкольного возраста эта проблема до сих пор практически не изучалась.
Между тем, именно перед дошкольником стоит рефлексивная задача дифференциации им самим впервые созданной (психологической) реальности (в том числе собственных образов пространства и времени) от реальной действительности. Развитие дошкольника во многом обусловлено характером его взаимоотношений с окружающими, что позволяет выделить общение ребенка со взрослыми в качестве одного из ведущих факторов становления личности и самосознания, особенно в первые семь лет жизни ребенка. В этом случае будет логично предположить, что временные параметры в структуре самосознания ребенка также будут испытывать на себе влияние его коммуникативного опыта (Лисина, Силвестру, 1983).
Накопленные на настоящее время данные о возможностях представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе (самоотношением). Формирование образа самого себя в структуре самоотношения происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, получаемой в процессе общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания, в том числе - знания о самом себе. Именно у ребенка в старшем дошкольном возрасте происходит развитие сложного компонента самосознания - самооценки, которая возникает на основе знаний и мыслей о себе (Элько-нин, 2001). Таким образом, личностное развитие способно оказывать существенное влияние на восприятие дошкольником себя в целом, и в
аспектах прошлого, настоящего и будущего времени, в частности.
Старшего дошкольника способны заинтересовать ряд психических процессов, происходящих в нем самом, в том числе разворачивающихся в связи с формирующимися у него осознанием себя в динамике времени собственной жизни, что проявляется в задаваемых ребенком вопросах, адресованных взрослым (например, о том, каким он был, когда был маленьким?), или в проявляемом им интересе о прошлом близких ему людей.
Таким образом, осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя всего спектра своих переживаний составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, что приводит к формированию его «личного сознания» (Божович, 2001).
Материалы выполненных Т.В. Ермоловой и И.С. Комогорцевой (1995) исследований, посвященных изучению временного аспекта образа себя у старших дошкольников, свидетельствуют о восприятии ими социально зрелых периодов в жизни человека как более ценных, по сравнению со своим фактическим возрастом. Такая позиция способна привести к расширению временной перспективы в сторону отдаленного будущего. Когнитивные проекции своего Я в такое будущее фиксируются самосознанием как Я-потенциальное, включающее в свою структуру в виде нового качества личности старшего дошкольника его социальные детерминанты. Подобное насыщение образа Я будущими социальными ролями, по мнению авторов, направляет внутреннюю активность детей на процесс самосовершенствования.
Отмечая феномен слабого ощущения ребенком течение времени, И.С. Кон (2003) указывает, что из всех измерений наиболее важным, а возможно, единственным, является для него настоящее, выражаемое дескрипторами «тут» и «сейчас». При этом детская ретроспектива в прошлое невелика, поскольку все значимые переживания ребенка связаны только с его ограниченным личным опытом, основу которого составляет опыт пережитого. Будущее также представляется ему только в самом общем виде (Моисеева, 2016).
Тем не менее, следует признать, что дошкольное детство является периодом первоначального становления человека как личности, в течение которого возникает эмоциональное предугадывание последствий своего
поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потреб-ностной сферы, а также появление первых сущностных связей с окружающим его миром и основ будущей структуры жизненного мира (Марцинковская, 2000).
Выделение социально зрелых периодов жизни ребенка как более ценных по сравнению со своим фактическим возрастом, как уже отмечалось выше, приводит к расширению временной перспективы в сторону отдаленного будущего, которое фиксируется самосознанием как Я-потенциальное и способствует адекватному формированию Я-реального.
Вместе с тем, на становление личности старшего дошкольника накладывает отпечаток повышенная тревожность, оказывая существенное влияние на формирование особенностей поведения, его самооценку и межличностные отношения (Прихожан, 2000). Применительно к предмету описываемого исследования, тревожность рассматривается как психологическая характеристика эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста, определяющая, в том числе, вариант отношения к себе во временном аспекте.
Описание исследования
Целью исследования является изучение временного аспекта образа-Я у старших дошкольников с разным уровнем ситуативной тревожности (СТ).
Гипотеза исследования основана на мнении, что временной аспект образа-Я у старших дошкольников с разным уровнем СТ, имеет свои особенности, которые, в свою очередь, отражаются в восприятии и отношении к себе в настоящем, в содержании и модальности воспоминаний о прошлом и в представлениях о будущем.
Задачами исследования стали:
1) определение уровня ситуативной тревожности у старших дошкольников;
2) характеристика особенностей представлений в этой группе дошкольников о разных периодах своей жизни и их отношения к себе в возрастной перспективе;
3) анализ и выявление специфики образа себя в прошлом, настоящем и будущем у детей старшего дошкольного возраста в подгруппах респондентов с различным уровнем СТ.
Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста численно-
стью 63 человека (39 мальчиков, 24 девочки).
Для наиболее эффективной реализации поставленной цели и выдвинутых задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические: 1) контент-анализ; 2) обобщение; 3) беседа;
эмпирические: 1) психолого-педагогическое наблюдение; 2) сравнение; 3) психолого-педагогический эксперимент;
математической статистики: рассчитывались значения S-критерия тенденций Джонкира для выявления тенденций изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении трех выборок респондентов с разным уровнем тревожности.
Кроме того, в ходе реализации экспериментальной части исследования применялись следующие методики:
1. Техника М. Куна (Kuhn, McPartland, 1954), модифицированная Т.В. Ермоловой, И.С. Комогорцевой в свободное описание прошлого, настоящего и будущего, позволяющая определить специфику представлений детей о разных периодах их жизни и общую модальность их отношений к себе в возрастной транспективе (прошлом, настоящем, будущем). В рисунках детей объектом анализа выступала Я-фигура в ее графическом и цветовом оформлении.
2. Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, 1954), позволяющая установить уровень ситуативной тревожности ребенка дошкольного возраста. Методика представляет собой специальный проективный тест тревожности, заключающийся в исполнении ребенком серии рисунков, каждый из которых представляет собой определенную типичную для жизни ребенка ситуацию.
3. Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное», предложенная М.3. Дукаревич (1975), позволяет получить данные об особенностях личности детей старшего дошкольного возраста.
4. Индивидуальная беседа «Ретроско-пия», в ходе проведения которой изучался временной аспект образа себя у старших дошкольников с разным уровнем тревожности. В качестве критериев для оценки ответов на поставленный в ходе беседы вопрос: «Что ты помнишь из того времени, когда ты был маленьким, был меньше, чем сейчас?», выступили: 1) отсутствие воспоминаний; 2) содержание воспоминаний (временные инверсии, шаблонные представления о прошлом, при-
поминание эмоциональных состояний и т. д.); 3) удаленность от настоящего: отдаленное прошлое, ближайшее прошлое; условное прошлое; 4) модальность воспоминаний: негативная; нейтральная; позитивная.
Дизайн исследования. В рамках экспериментальной части исследования, выполненного в соответствии с поставленной целью и задачами, первоначально определялся уровень ситуативной тревожности (СТ) у детей старшего дошкольного возраста (методика «Выбери нужное лицо»). Далее дети выполняли методику исследования личности «Несуществующее животное» (РНЖ). Вслед за этим, в соответствии с методикой «Мое прошлое, настоящее и будущее», в рисунке отображали себя в различных временных аспектах. В завершении проводилась беседа «Ретроскопия» по выявлению образа себя в прошлом и в будущем. Все полученные в ходе этого фрагмента исследования качественные результаты фиксировались, подвергались статистической обработке и интерпретировались.
Результаты исследования
и их обсуждение
После анализа, обработки и интерпретации полученных в ходе исследования данных
выборка обследованных детей дошкольного возраста была разделена на три подгруппы с разным уровнем СТ. Так, согласно полученным данным порядка 63 % (40 человек) детей обладали высоким уровнем СТ и 24 % (15 человек) - средним уровнем СТ. В этой подгруппе дети в процессе тестирования либо вообще не проявляли признаков, свойственных высоко тревожным дошкольникам, либо проявляли некоторые из них в слабой степени. Доля выборки детей с низким уровнем СТ составила 13 % (8 человек).
Таким образом, фактически у каждого третьего принявшего в исследовании дошкольника уровень СТ был выше среднего. Распределение выборки старших дошкольников с разным уровнем тревожности в наиболее типичных ситуациях, способных вызвать беспокойство и напряжение, представлено на рисунке.
При изучении текущего эмоционального состояния старших дошкольников посредством теста РНЖ основной акцент был сделан на выявлении в рисунках индикаторов таких личностных качеств, как тревожность, агрессивность, контактность, эгоцентризм и самооценка. Наличие этих психологических характеристик рассматривалось как возможные предикторы нарушения социальных контак-
Распределение выборки детей с разными уровнями тревожности, проявляющейся в наиболее типичных ситуациях деятельности дошкольника
тов у детей дошкольного возраста. Так, для детей с высоким уровнем СТ характерны изображения страшных животных, занимающие практически весь предоставленный им для рисования лист, а сам рисунок выполняется наиболее мрачными оттенками из предоставленного им для рисования набора 24 цветов карандашей. В отличие от этого, дети со средним и низким уровнем СТ на своих рисунках отображали вполне мирных животных, выбирая из всей предоставленной им гаммы цветов карандашей их наиболее яркие оттенки. Распределение дошкольников по уровню выраженности выявляемых с помощью теста «Рисунок несуществующего животного» психологических характеристик, представлены в табл. 1.
Таким образом, исследованная выборка детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием среднего уровня контактности и агрессивности, высокой тревожности и эгоцентричности, неадекватной самооценки.
При анализе материалов исследования с помощью рисунка детьми себя в трех временных аспектах (в прошлом, настоящем и будущем) использовались критерии оценки уровня тревожности, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Критерии и признаки уровня выраженности ситуативной тревожности в проективном рисунке по методике «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» у детей старшего дошкольного возраста
Временные характеристики методики Описание результатов методики
Низкий уровень ситуативной тревожности
«Я в прошлом» Рисунки отличаются широкой цветовой гаммой (использованием 8 и более цветов), аккуратностью штриховки, наличием Я-фигуры, адекватным размером этой фигуры и распределением ее на листе. Четко прослеживаются изменения в размере, облике фигуры при переходе от одного возрастного этапа к другому. Уделено внимание выделению цветом предметов
«Я в настоящем» Во всех рисунках отмечаются динамические изменения в размере, облике, предметном окружении при переходе от одного возрастного этапа к другому. Более разнообразное окружение Я-фигуры. Высокая степень детализации Я-фигуры с четкой прорисованностью всех частей фигуры человека, с наличием предмета в руках и рядом с фигурой. Использована широкая цветовая гамма теплых оттенков
«Я в будущем» В некоторых случаях на рисунках проявляются абстрактные фигуры. При изображении реалистичных фигур будущая изображаемая на рисунке профессия ребенка совпадает с профессией одного из его родителей. Цветовая гамма рисунков богатая, с преобладанием оттенков, цвет которых адекватен изображаемой на рисунке ситуации
Средний уровень ситуативной тревожности
«Я в прошлом» Используется широкая цветовая гамма, но отмечается доминирование холодных оттенков, с прорисовыванием всех деталей, с изображением всех частей отображаемого предмета. В единичных случаях - парадоксальное использование цвета (изображение находящейся в руках младенца бутылочки, наполненной черной жидкости, название которой дошкольник не знает)
Анализ, оценка и интерпретация материалов психолого-педагогической беседы «Ретроспектива», проводившейся с акцентом на двух аспектах жизненного пути дошкольника: на его прошлом и будущем, - осуществлялись на основе специально разработанной балльной шкалы (табл. 3).
Таблица 1
Распределение дошкольников по уровню выраженности психологических характеристик, выявляемых с помощью теста «Рисунок несуществующего животного»
Показатели методики Уровень выраженности характеристики Доля детей в выборке, %
Контакт Высокий 36
Средний 52
Низкий 12
Агрессивность Высокая 36
Средняя 44
Низкая 20
Тревожность Высокая 63
Средняя 24
Низкая 13
Самооценка Адекватная 38
Неадекватная 62
Эгоцентризм Высокий 68
Низкий 32
Таблица 3
Результаты оценки материалов психолого-педагогической беседы «Ретроспектива»
Окончание табл. 2
Временные характеристики методики Описание результатов методики
«Я в настоящем» Отмечается наличие динамических изменений в Я-фигуре с большей бедностью предметных и социальных атрибутов в изображении Я-фигуры, с наличием одного предмета в руке Я-фигуры. Цветовая гамма широкая с преобладанием холодных оттенков. Детализация Я-фигуры в высокой степени: четко прорисованы все части лица, туловища, одежды. На рисунках, как правило, показана игровая ситуация
«Я в будущем» В единичных случаях изображение себя в виде предметов, с которыми ребенок ассоциирует себя. Количество используемых цветов в пределах 8, но цветовая гамма отличается более прохладными оттенками. Единичные случаи парадоксального использования цвета. Характерна идентификация себя в профессиональном плане с профессией родителей
Высокий уровень ситуативной тревожности
«Я в прошлом» Рисунки в некоторых случаях отличаются небрежностью исполнения: штриховка выходит за границы фигуры, неаккуратно нарисованы отдельные предметы, отсутствует тщательность прорисовки деталей Я-фигуры, встречаются рисунки, выполненные в одном цвете (одним карандашом). Рисунки отличаются от рисунков испытуемых других групп размером: фигуры «Я в прошлом» либо очень маленькие, либо очень большие: вся треть листа занята. Цветовая гамма либо холодная, либо цвет отсутствует полностью. Распространено парадоксальное использование цвета
«Я в настоящем» Изображение фигур имеет динамические изменения в размере, облике, предметном окружении. Цветовая гамма бедная, изредка наблюдается полное отсутствие цвета, рисунок выполнен одним черным или синим карандашом, отсутствует штриховка или разукрашивание фигуры и предметов, окружающих Я-фигуру. В случаях использования различных цветов преобладает холодная цветовая гамма. Отмечена небрежность в выполнении рисунков, нет старательности в исполнении задания, на выполнение задания затрачивается неадекватно малое количество времени
«Я в будущем» Испытуемые изображают себя в будущем, предполагая доминирующую роль. В рисунках часто встречается тема материального благополучия
Критерий Балл
1. Содержание воспоминаний, будущего
Ответ однозначный, без пояснений 1
Ответ с небольшими пояснениями 2
Ответ полный, информативный 3
2. Эмоционально-оценочная модальность воспоминаний, будущего
Негативная 1
Нейтральная 2
Позитивная 3
Ответы обследуемых детей интерпретировались с расчетом процентной доли и анализировались по трем основным критериям: 1) содержательность ответов; 2) степень удаленности событий от настоящего; 3) эмоционально-оценочная модальность отношений к событиям, произошедшим в прошлом.
Установлено, что только около 20 % старших дошкольников с высоким уровнем СТ не смогли ответить на поставленный во-
прос. У 30 % детей были выявлены временные искажения в рефлексии своего прошлого, что выражалось фантазиями о событиях, которые с ними на самом деле не происходили, при этом эмоциональная модальность содержательных «воспоминаний» о прошлом была в 82 % случаях нейтральной, в 15 % - позитивной и 3 % - негативной.
Несколько другая картина была установлена у детей со средним уровнем СТ: их вос-
поминания о прошлом были более содержательными, охватывали значительный возрастной диапазон. Общая ретроспектива «личных» воспоминаний представлена близко к содержанию их актуального настоящего. Дети характеризуют себя, дают себе в прошлом общую личностную оценку. Таким образом, детям со средним уровнем СТ (составляющим 70 % обследованной выборки), свойственна позитивная эмоциональная модальность воспоминаний о прошлом.
У детей с низким уровнем СТ воспоминания о своем прошлом содержательно насыщены. Так, рассказывая о себе в прошлом, эти дошкольники способны охарактеризовать себя самого с применением личностной оценки. Кроме того, позитивная модальность их воспоминаний о прошлом отмечалась для 88 % респондентов этой выборки, даже в том случае, когда речь шла о негативных событиях. В последнем случае общий фон оценки таких воспоминаний рассматривался как компенсированных.
Посредством S-критерия Джонкира были установлены тенденции трансформации признака временного аспекта образа-Я у дошкольников по всем трем категориям принявших участие в исследовании дошкольников стар-
шего возраста. Данные, рассматриваемые по критерию содержания воспоминаний названному «шаблонное представление о прошлом», на статистически значимом уровне ^эмп = 72 при р < 0,05) позволяют утверждать, что повышенный уровень СТ ребенка способен влиять на категории содержания воспоминаний, что, в свою очередь, свидетельствует о склонности таких детей давать шаблонные ответы, в отличие от дошкольников с низким и средним уровнем СТ.
При оценке изменений по критерию модальности воспоминаний установленное статистически значимое различие ^эмп = 68 при Р < 0,05) выступает в качестве подтверждения ранее выдвинутого предположения о том, что дети с высоким уровнем тревожности склонны придавать своим воспоминаниям негативную либо нейтральную окраску, при относительно малой доле положительно окрашенных воспоминаний. Этот факт дает основание предположить, что у детей с высоким уровнем СТ могут быть нарушены коммуникативные связи с близкими людьми.
Анализ результатов беседы с дошкольниками относительно их представления себя в будущем отображены в табл. 4.
В ходе анализа было установлено, что де-
Таблица 4
Частота встречаемости представлений детей дошкольного возраста о своем будущем (в %)
Выборки испытуемых
Категории ответов Низкий уровень СТ Средний уровень СТ Высокий уровень СТ
n = 8 n = 15 n = 40
Отсутствие предположений 10 15 20
Содержание рассказа о будущем
Временные инверсии 20 28 40
Шаблонные представления о будущем 40 50 82
Представление о себе в будущем
со слов других 31 18 38
Представление действий 46 50 38
Представление эмоциональных
состояний 18 12 10
Представление событий 40 24 10
Обобщенный образ себя в будущем 60 37 25
Удаленность от настоящего
Отдаленное будущее 28 74 10
Ближайшее будущее 50 26 30
Условно будущее 22 - 60
Модальность представлений
Негативная - - 20
Нейтральная 10 30 60
Позитивная 90 70 20
ти с высоким уровнем СТ с трудом моделировали свое будущее, около 40 % из них обнаруживали временные искажения. В представлениях относительно большинства детей этой группы (около 60 % их численности) отмечается нейтральная эмоциональная модальность, при том, что проявления нейтральной и негативной модальности отмечались значительно реже и почти одинаково (у 20 % детей этой выборки).
Стоит отметить, что у детей со средним уровнем СТ представления о своем будущем были более содержательно насыщенными, охватывали значительный возрастной диапазон, сопровождались личностной оценкой, а в ходе моделирования своего будущего около 18 % ссылались на мнение о нем своих родителей. Отмеченное послужило основанием предположить, что почти 70 % детей этой группы свойственна позитивная эмоциональная модальность представлений о будущем.
В отличие от вышеизложенного, 30 % детей с низким уровнем СТ в своих представлениях о будущем содержательно рассказывали придуманные ими истории из своей будущей жизни, что наглядно демонстрирует присутствие у них позитивной эмоциональной модальности.
Посредством S-критерия Джонкира и в том случае была установлена тенденция изменения признака временного аспекта образа-Я в будущем у дошкольников с разным уровнем тревожности по двум категориям оценки ответов (содержание и модальность воспоминаний).
При сравнении категорий ответов «содержание воспоминаний» - «шаблонное представление о будущем» выявлено статистически значимое различие ^эмп = 96 при р <0,01). Другими словами, повышенный уровень СТ ребенка обуславливает склонность дошкольников исследуемой группы чаще давать шаблонные ответы, чем это наблюдается у детей с низким и средним уровнем СТ.
Аналогично статистически значимое различие по категории модальности представлений о своем будущем ^эмп = 71 при р <0,05), свидетельствует, что дети с высоким уровнем СТ более склонны придавать своим представлениям о будущем в основном негативную либо нейтральную окраску при малой доле положительно окрашенных таких представлений. При этом дети с низким и средним уровнем СТ, как правило, давали ответы с положительно окрашенными представлениями.
Выводы
Полученные в ходе исследования результаты проективных методик подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что временной аспект образа-Я у старших дошкольников с разным уровнем СТ имеет свои особенности. Эти особенности отражаются в восприятии и отношении к себе в настоящем, в содержании и модальности воспоминаний о прошлом и в представлениях о будущем. Так, представления о себе в различных временных аспектах у 70 % детей с низким и средним уровнем тревожности имеют положительно окрашенную модальность. У 82 % детей с высоким уровнем СТ образ себя в различных временных аспектах имеет нейтральную эмоциональную модальность.
Значимость проведенного исследования и полученных в ходе него результатов обусловлена важностью формирования временного аспекта отношения к себе для полноценного развития личности ребенка, формируемого поэтапно в процессе онтогенеза в соответствии с развитием мышления. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний -все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания».
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1983. -Т. 4, № 1. - С. 14-19.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 352 с.
3. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Смысл, 2008. - 209 с.
4. Дукаревич, М.З. Лекции по характерологии / М.З. Дукаревич. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. -174 с.
5. Ермолова, Т.В. Временной аспект образа себя у старших дошкольников / Т.В. Ермолова, И.С. Комогорцева // Вопросы психологии. - 1995. -№ 2. - С. 47-58.
6. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко - М.: Гардарики, 2002. - 432 с.
7. Ковалев, В.И. Личностное время как предмет психологического исследования / В.И. Ковалев // Психология личности и время: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно теоретической конференции. - Черновцы: ЧГУ, 1991. - Т. 1. - С. 4-8.
8. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
9. Леонтьев, Д.А. О времени: иллюзия ответов / Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. -2004. - №1(4). - С. 113-118.
10. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Силвестру. -Кишинев, 1983. - 110 с.
11. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис - М.: Изд-во УРАО, 1989. -128 с.
12. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Гар-дарики, 2000. - 255 с.
13. Моисеева, Л.А. Психологические и нейрофизиологические аспекты феномена интуиции / Л.А. Моисеева, Е.В. Соловьева // Международный научно-практический журнал по материалам
третьей конференции «Человек, Искусство, Вселенная». - Сочи, 2016. - С. 170-182.
14. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
15. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ю.К. Стрелков. - М.: Академия, 2001. - 360 с.
16. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // И.Б. Дерманова. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. - С. 19-28.
17. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2001. - 416 с.
18. Kuhn, M.H. An empirical investigation of self-attitudes /M.H. Kuhn, T.S. McPartland //American Sociological Review. - 1954. - Vol. 19. - P. 68-76.
Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск); доцент кафедры «Педагогика и психология детства», Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), juliabatenova@ gmail.com
Поступила в редакцию 29 июня 2018 г
DOI: 10.14529/psy180305
TEMPORAL ASPECTS OF SELF-IMAGE IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF ANXIETY
Yu.V. Batenova1'2, [email protected]
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russian Federation
The article presents the results obtained in the course of the study of the actual problem affecting the time aspect of the image-I in preschool children with different levels of anxiety. During the study, the characteristic of the specificity of the time aspect of the image of oneself was given, the main conditions for the development of the time aspect were revealed, the image of the senior preschool children with different levels of anxiety was analyzed. Within the framework of the empirical study, it was possible to confirm the initial hypothesis that the time aspect of the image of oneself in older preschoolers with different levels of anxiety will have significant differences. Comparative analysis of the time aspect of the image-I have studied the contingent demonstrated the presence of emotional color images themselves, pointing to the presence of high (neutral or negative), medium and low (neutral or positive) levels. Statistical processing of data obtained as a result of the experimental part of the study confirms the presence of significant differences in the features of the time aspect of the image-I in the past, present and future in older preschoolers with different levels of anxiety.
Keywords: senior preschooler, Image-I, personality development, situational anxiety, time aspect, psychological time.
References
1. Abul'khanova-Slavskaya, K.A. [About ways of construction of typology of the personality]. Psihologi-cheskij zhurnal [Psychological journal]. 1983. Vol. 4, no. 1, pp. 14-19. (in Russ.)
2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of personality formation]. Moscow: MPSI, Voronezh: MODEHK, 2001. 352 p.
3. Golovaha E.I. Psihologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time of personality]. A.A. Kronik (Eds.) Moscow: Smysl, 2008. 209 p.
4. Dukarevich M.Z. Lekcii po harakterologii [Lectures on the characterization]. Moscow: CHeRo, MPSI, 2006. 174 p.
5. Ermolova T.V. [The time aspect of the image of themselves in older preschoolers]. I.S. Komogortseva (Ed.). Voprosypsihologii. [Question of psychology]. 1995. no. 2. pp. 47-58.
6. Zinchenko V.P. Psihologicheskie osnovypedagogiki [Psychological basis of pedagogy]. Moscow: Garda-riki, 2002. 432 p.
7. Kovalev V.I. Lichnostnoe vremya kak predmet psihologicheskogo issledovaniya [Personal time as a subject of psychological research] Psihologiya lichnosti i vremya. [Psychology of personality and time]. T.1. Cher-novcy: CHGU, 1991. pp. 4-8.
8. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [Child and society]. Moscow: Akademiya, 2003. 336 p.
9. Leont'ev D.A. [About time: the illusion of answers]. Ehkzistencial'naya tradiciya: filosofiya, psihologiya, psihoterapiya [Existential tradition: philosophy, psychology, psychotherapy]. 2004, no. 1(4), pp. 113-118.
10. Lisina M.I. Psihologiya samopoznaniya u doshkol'nikov [Psychology of self-knowledge in preschool children]. A.I. Silvestru (Eds.). Kishinev, 1983. 110 p.
11. Lyaudis V. YA. Metodika prepodavaniya psihologii [Methods of teaching psychology]. Moscow: Izd-vo URAO, 1989. 128 p.
12. Marcinkovskaya T.D. Detskayaprakticheskayapsihologiya. [Children's practical psychology]. Moscow: Gardariki, 2000. 255 p.
13. Moiseeva L.A. Psihologicheskie i nejrofiziologicheskie aspekty fenomena intuicii [Psychological and neurophysiological aspects of the phenomenon of intuition]. Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal po materialam tret'ej konferencii «Chelovek, Iskusstvo, Vselennaya» [International scientific and practical journal on the materials of the third conference «Man, Art, Universe»]. Sochi, 2016. pp. 170-182.
14. Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: the psychological nature and age dynamics]. Moscow: MPSI; Voronezh: «MODEHK», 2000. 304 p.
15. Strelkov Yu.K. Inzhenernaya i professional'naya psihologiya [Engineering and professional psychology]. Moscow, Akademiya, 2001. 360 p.
16. Test trevozhnosti (R. Tehmml, M. Dorki, V. Amen) [Anxiety test (R. Tamml, M. Dorki, V. Amen)] I.B. Dermanova Diagnostika emotsional'no-nravstvennogo razvitiya [Diagnosis of emotional and moral development]. Saint-Petersburg, 2002, pp. 19-28.
17. Ehl'konin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah [Mental development in childhood]. Moscow: MPSI, Voronezh: MODEHK, 2001. 416 p.
18. Kuhn, M.H., McPartland T.S. An empirical investigation of self-attitudes. American Sociological Review, 19, 1954. Pp. 68-76.
Received 29 June 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Батенова, Ю.В. Временной аспект образа-Я у дошкольников с разным уровнем тревожности / Ю.В. Батенова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2018. -Т. 11, № 3. - С. 40-49. DOI: 10.14529^у180305
FOR CITATION
Batenova Yu.V. Temporal Aspects of Self-Image in Preschool Children with Different Levels of Anxiety. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2018, vol. 11, no. 3, pp. 40-49. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy180305