13. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)
13.1. ВРЕДОНОСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
Лукина Елена Ивановна, адъюнкт. Место учебы: Воронежский институт МВД России. Подразделение: кафедра административного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрена проблема идентификации информации определяемой понятием вредоносная. Изучены научные труды, посвященные проблемам определения видов информации, имеющей вредоносное воздействие. Исследовано международно-правовое и национальное законодательство в сфере защиты от вредоносной информации. Отдельное внимание уделяется защите несовершеннолетних от вредоносной информации.
Ключевые слова: вредоносная информация, защита, контент, виды, закон, запрет, несовершеннолетние.
SUMMARY OF THE CONCEPTS AND CONTENT OF MALICIOUS INFORMATION
Lukina Elena Ivanovna, postgraduate student. Place of study: Voronezh Institute of MIA Russia. Department: Administrative Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the problem of identifying information defined by the notion of malware. Studied scientific works devoted to the problems of determining the types of information that has a deleterious effect. Studied international law and national legislation in the sphere of protection from harmful content. Special attention is paid to the protection of minors from harmful content. Keywords: malicious information, protection, content, kinds, law, ban, minors.
Государственная система защиты несовершеннолетних от вредоносной информации сегодня находится на стадии формирования, об этом свидетельствуют нормативные правовые акты, принимаемые законодателем, с одной стороны, вносящие ясность в понимание остро стоящих вопросов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних, с другой стороны, обнаруживающие дисбаланс средств и способов профилактики и пресечения правонарушений в рассматриваемой сфере.
Статья 13 Конвенции о правах ребенка провозглашает право ребенка свободно получать информацию в любой доступной форме, однако осуществление данного права может быть подвергнуто некоторым ограничениям, в частности ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны здоровья и нравственности [1]. Обусловлено это в первую очередь возрастными, психологическими и физиологическими особенностями формирующейся личности, а также тем, что именно несовершеннолетние в наибольшей степени подвержены негативному воздействию информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Не случайно в педагогической психологии центральное место занимает проблема источников и закономерностей психического развития детей. Одним
из решений данной проблемы является социогенети-ческое направление, суть которого заключается в том, что окружающая среда ребенка выступает в качестве решающего фактора развития личности.
Насколько велико воздействие информации, поступающей из той самой окружающей среды - зависит от конкретного ребенка, а точнее от его психофизиологических особенностей. Помимо этого, степень воздействия обуславливает и то, какой конкретно информационный продукт, оказался доступным для ребенка. Например, Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга отмечают, что от просмотра информационного продукта, содержащего сцены насилия и жестокости у ребенка формируются состояния: 1) возникновение страхов; 2) развитие бесчувствия (неспособности к сопереживанию, сочувствию к состраданиям близких); 3) проявлению жестокости к окружающим в реальной жизни [2].
Центральное место в образовании механизмов защиты детей от негативно воздействующей на них информации, занимает государство. Данная проблематика не первый год находится в поле зрения законодательных и иных правотворческих органов, в связи с чем законодательная база Российской Федерации находится в состоянии развития и совершенствования в пользу защиты несовершеннолетних от вредоносной информации.
Понятие вредоносной информации в российских нормативных и законодательных документах отсутствует, чтобы уяснить сущность вредоносной информации необходимо ее углубленное рассмотрение с позиции содержательного наполнения, определения видов контента, идентифицируемого как вредоносный.
Конституция Российской Федерации в ст. 29 п. 2 содержит вполне логичное ограничение права граждан на свободу мысли и слова: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» [3]. Основополагающий источник информационного права России расширяет перечень запрещенной в основном законе страны информации, а именно, законодатель в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ст. 10 ч. 6 указывает: «запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность» [4].
Принятый Федеральный закон от 29 декабря 2010
года №436-Ф3 «О защите детей от информации при-
1
чиняющей вред их здоровью и развитию» не содержит понятия вредоносная информация, однако в ч. 7 ст. 2 указанного федерального закона имеется понятие информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, под которой понимается информация, распространение которой среди детей запрещено, или ограничено федеральным законом [5]. В последующих статьях данного Фз законодатель определяет конкрет-
1 Далее - ФЗ «О защите детей от информации»
ные виды запрещенной или ограниченной для детей информации.
Таким образом законодатель пошел по пути перечисления видов запрещенной (вредоносной) информации, не формулируя понятие таковой информации.
Международно-правовые акты также содержат виды вредоносной информации, которая запрещена либо ограничена к распространению:
1) Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 20 содержит: а) запрет на пропаганду войны; б) запрет на выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию [6].
2) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него в ст. III запрещает прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида
[7].
3) Международная конвенция о ликвидации вех форм расовой дискриминации в ст. 4 запрещает поощрение расовой дискриминации [8].
4) Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (89) 7 государствам-членам «О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию», формулирует четкие принципы деятельности государств по противодействию обороту видеозаписей, содержащих насилие, жестокость и порнографию - а равно против тех, которые поощряют злоупотребление наркотиками [9].
5) Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (97)19 «Об изображении насилия в электронных средствах информации», где разъясняются негативные последствия пропаганды насилия в средствах массовой информации [10].
6) Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (91) 11 от 09.09.1991 «Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними», целью которой является представление системы мер, по защите детей и несовершеннолетних от всех форм сексуального насилия или эксплуатации, включая вовлечение в детскую порнографию [11].
Как видим, несмотря на отсутствие единого перечня вредоносного контента в национальном законодательстве Российской Федерации, его виды в нормативных правовых актах сформированы в большей степени под влиянием международно-правовых актов.
Между тем, ключевую роль в развитии отечественной научной мысли в изучении вопросов вредоносной информации и защиты от нее сыграл Виктор Николаевич Лопатин, который в 1990 г. входил в состав парламентской комиссии Верховного Совета СССР под руководством академика Ю.А. Рыжова и отвечал за вопросы информационной безопасности. Комиссия тогда была создана с целью проработки вопросов национальной безопасности страны и создания Концепции законодательства в области информационно-психологической безопасности. Результатом работы комиссии стал внесенный в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности».
Лопатин В.Н. в своей докторской диссертации «Информационная безопасность России» в 2000 г. изучая структуру информационно-психологической безопасности, ссылаясь на работы Смирнова И., Безосюк Е., Журавлева А., Алешенкова М.С. определяет вредоносную информацию как угрозу основам конституци-
онного строя, нравственности общества и других лиц, и относит к вредоносной информации по данным основаниям:
информацию, возбуждающую социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть, или вражду;
призывы к войне;
пропаганду ненависти, вражды или превосходства;
распространение порнографии;
посягательство на честь, доброе имя, и деловую репутацию людей;
рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую);
информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей [12].
Там же Лопатин В.Н. дает краткую характеристику так называемой «вредной информации» - информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан [12].
Результаты дальнейших исследований ведущих российских специалистов по информационному праву И.Л. Бачило, В.Н. Лопатина, М.А. Федотова изложены в базовом учебнике «Информационное право», под редакцией Б.Н. Топорнина, где дана несколько иная классификация вредоносной информации, в отсутствии единого критерия градации, это: 1) ложная информация; 2) информация, содержащая посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию; 3) информация, направленная на разжигание ненависти, вражды и насилия; 4) непристойная информация; 5) информация, оказывающая деструктивное воздействие на людей [13].
В.С. Маурин определяет вредоносную информацию, как посягающую на жизненно важные интересы личности, общества и государства, характер и степень общественной опасности от воздействия которой, обуславливает необходимость принятия государством мер, обеспечивающих надлежащую правовую защиту от ущерба, наносимого этим субъектам в результате ее распространения. При классификации вредоносной информации автор также не руководствуется каким-либо единым критерием и классифицирует ее на: а) ненадлежащую рекламу; б) информацию, посягающую на честь, достоинство и деловую репутацию; в) непристойную информацию или порнографию; г) информацию, возбуждающую дискриминацию прав и законных интересов личности; д) информацию, оказывающую неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей [14].
К.Д. Рыдченко в свою очередь, не выделяя самого понятия вредоносной информации, руководствуясь основой классификации - «поражающее свойство информации» выделяет 1) недостоверную (ложную) информацию, включающая подинституты диффамации и сведений экстремистского характера; 2) непристойную информацию; 3) информацию, оказывающую деструктивное воздействие на здоровье людей [15].
Обращаясь к опыту зарубежных стран, являющихся участниками рассмотренных ранее международных договоров (США, государства - члены ЕС) деструктивная (вредоносная) информация подразделяется на две категории: незаконный контент и вредный контент. Незаконный контент - информация, производство и (или) оборот которой запрещен законодательством. Вредный контент - иная общественно опасная информация, которая не запрещена законодательно, но для
ее распространения установлены определенные ограничения [2].
В национальном законодательстве зарубежная модель выделения двух видов деструктивной информации реализована в положениях ФЗ «О защите детей от информации». Данный Закон в ч. 1 ст. 5 устанавливает два основных вида информации: 1) запрещенная для распространения среди детей; 2) информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий [4]. В части 2, 3 ст. 5 ФЗ «О защите детей» перечислены конкретные виды информации, запрещенной либо ограниченной для несовершеннолетних, проанализировав которые можно выделить признаки вредоносной информации для несовершеннолетних: 1) побуждает к совершению действий, причиняющих вред жизни и здоровью, а также создающих угрозу для жизни и здоровья; 2) провоцирует безнравственное поведение; 3) опровергает семейные ценности; 4) вредит правовому воспитанию; 5) стимулирует интерес к сексу, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения; 6) вызывает страх, ужас, панику;) 7) распространение такой информации, наносит ущерб правам и законные интересам других несовершеннолетних лиц; 8) вредит половому воспитанию.
Предложенные признаки информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних открыты для критики, вместе с тем, представляется, что предложенный перечень является результатом упорядочивания такой информации, отражает сущностные характеристики рассматриваемого феномена.
Представленные виды запрещенной, либо ограниченной к обороту среди детей определенных возрастных категорий информации законодатель обобщает, называя такую информацию, как причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, не оперируя понятием «вредоносная информация».
Смирнов А.А. в свою очередь, для определения вредоносной информации использует термин «негативный контент», и в качестве справочного материала предлагает агрегированный перечень негативной информации, который может быть использован в процессе законодательного регулирования ее распространения:
1) информация, пропагандирующая либо оправдывающая войну и иные международные преступления;
2) информация, пропагандирующая либо оправдывающая терроризм, иные преступления и правонарушения;
3) информация, разжигающая расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, пропагандирующая либо оправдывающая экстремистскую деятельность;
4) информация, оскверняющая историческую память, символы воинской славы или государственные символы;
5) информация, оскорбляющая религиозные чувства верующих;
6) информация, отрицающая или дискредитирующая традиционные ценности, пропагандирующая деструктивные ценности и установки;
7) информация, пропагандирующая либо оправдывающая насилие и жестокость, девиантное поведение, а также действия, опасные для жизни и здоровья человека;
8) информация о способах и средствах совершения преступлений, иных правонарушений или антиобщест-
венных действий, а также действий, опасных для жизни и здоровья человека;
9) сексуально откровенный контент и иная непристойная информация;
10) нецензурная брань;
11) контент устрашающего характера, включая изображение или описание насилия, жестокости, катастроф или несчастных случаев;
12) заведомо ложная информация;
13) дискредитирующая информация;
14) скрытая информация, воздействующая на подсознание человека;
15) реклама товаров и услуг, которые могут причинить вред жизни и здоровью человека [16].
Полагаем, что данный перечень информации, оказывающей вредоносное воздействие в первую очередь на несовершеннолетних, как на наиболее уязвимых членов общества, является наиболее детализированным, насколько он может быть таковым в рассматриваемой сфере.
Ранее отдельными авторами было предложено достаточное количество определений понятия вредоносная информация, учитывая развитие отечественной научной мысли, данный термин является устоявшимся и допустимым, несмотря на отсутствии его в нормативных правовых актах, однако считаем, что наиболее приемлемым является определение вредоносной информации как информации, распространение которой запрещено, либо ограничено законом и наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан.
Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант Плюс - 2016».
2. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013., с. 9.
3. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 31(1 ч.). - Ст. 3448.
5. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1. - Ст. 48.
6. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // СПС «Консультант Плюс - 2016».
7. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (заключена 09.12.1948) // СПС «Консультант Плюс - 2016».
8. Международная конвенция о ликвидации вех форм расовой дискриминации: Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года // [Электронный ресурс] - http://www.un.org/ru.
9.Рекомендация Комитета министров Совета Европы N R (89) 7 государствам - членам "О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию" (Принята 22.04.1989 на 425-ом заседании представителей министров) // СПС «Консультант Плюс - 2016».
10.Рекомендация N R (97) 19 Комитета министров Совета Европы «Об изображении насилия в электрон-
ных средствах информации» (Принята 30.10.1997 на 670-ом заседании представителей министров) // СПС «Консультант Плюс - 2016».
11.Рекомендация N R (91) 11 Комитета министров Совета Европы "Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними" от 9 сентября 1991 года // СПС «Консультант Плюс - 2016».
12. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Дис. ... докт. юрид. наук. Спб., 2000.
13. Бачило И.Л., Лопатин В.Н. Информационное право: Учеб. / Под ред. Топорнина Б.Н. Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
14. Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
15. Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности органами внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2011.
16. Смирнов А.А. Негативный контент: проблемы идентификации в контексте правового регулирования // Информационное право. 2015 г. №2. С. 18-25.
Отзыв
на научную статью Е.И. Лукиной на тему «Вредоносная информация: сущность и содержание понятия»
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью, посвященную проблемам лексико-юридического и сущностного определения понятия вредоносной информации. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения и обусловлена необходимостью формирования в России правового инструментария, детально регламентирующего права граждан, в том числе и права несовершеннолетних лиц на обеспечение защиты со стороны государства от тех видов информации, которые представляют опасность.
В статье выявлены и раскрыты основные вопросы, связанные идентификацией информации, определяемой словом «вредоносная». Исследовано международное и национальное законодательство, регламентирующее распространение такого вида информации. Автор использовал в статье достаточное количество доктринальных источников.
Подводя итог сказанному, можно заключить, что содержание представленной на рецензирование научной статьи Е.И. Лукиной соответствует заявленной теме, раскрывает проблематику избранной сферы правовых знаний, обладает научной и практической новизной, производит благоприятное впечатление и может быть рекомендована для публикации.
Научный руководитель -
профессор кафедры административного права Воронежского института МВД России, кандидат юридических наук, профессор Т.М.Занина