4. Бакаева Э.П. Калмыки - цаатаны: к проблеме происхождения этнической группы и этимологии этнонима // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 2011. №2. - С.68-74.
5. Банзрагч Ч. Хевсгел аймгийн туух. - Улаанбаатар: Admon, 2001. - 62 х.
6. Давааням Ч. Цэрцийн шаргай. Цагааннуур сум. Хевсгел аймаг. - Улаанбаатар: Admon, 2006. - 66 х.
7. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. // Том I, кн. 1. - М.-Л.: АН СССР, 1952. -С. 123-124.
8. Монголын угсаатны зуйн хээрийн судалгааны эх хэрэглэгдэхуун.// I-Х боть. -Эрхэлсэн С. Чулуун, У Булаг. - Улаанбаатар: Admon, 2012. - Х.10-12.
9. Монгол Улсын Засгийн Газрын Тогтоол, 2007, № 255.
10. Нямаа М. Хевсгел аймгийн туух. - Улаанбаатар: Admon, 2012. - 165 х.
11. Hovsgol lake and nearby shamanism and Tsaatan landscape. Nomination for World Heritage Inscription. August 2000. - p. 146.
12. Турчанинов А.А. Урянхайский край в 1915 году. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009. - 424 с.
13. Статистические данные отдела сельского хозяйства Администрации Тоджинского района Республики Тыва.
УДК 614(091+470.51) ББК 5г(2Рос.Удм)
Л.Л. Шубин, В.Н. Савельев, А.М. Шабардин
ВРАЧ БОРИСОВ Т.К. - ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ УДМУРТИИ (ПОСВЯЩАЕТСЯ 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
В статье освещается жизненный путь Трофима Кузьмича Борисова, который стал первым представителем удмуртского народа, получившим высшее медицинское образование. Т.К. Борисов, являясь разносторонне развитой и талантливой личностью, направлял свою деятельность на национальное возрождение удмуртов. Он стал одним из организаторов автономии удмуртского народа, занимал ответственные посты в автономной области; стоял у истоков государственного здравоохранения Удмуртии; внес огромный вклад в удмуртское языкознание и фольклористику, в развитие литературы и этнографии, был автором ряда научных и научно-популярных работ на русском и удмуртском языках. Участвовал в становлении государственности калмыцкого народа. Трофим Кузьмич Борисов оказался ярким представителем своего народа, оставившим заметный вклад в его истории.
L.L. Shubin, V.N. Savelyev, A.M. Shabardin
DOCTOR BORISOV T.K. - PUBLIC AND STATE FIGURE OF UDMURTIA (DEDICATED TO THE 125TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)
The article highlights the life of Trofim Kuzmich Borisov, who became the first representative of the Udmurt people having got higher medical education. T.K. Borisov, being a diversified and talented person, directed his activities at the national resurgence ofUdmurtia. He became one of the organizers of the autonomy of the Udmurt people, held high positions in the autonomous region. He was at the forefront ofUdmurtia public health. He made an enormous contribution to the Udmurt linguistics and folklore, to the development of literature and ethnography. T.K.Borisov was the author of a number of scientific and popular scientific works in Russian and Udmurt languages. He participated in the development ofstate system of the Kalmyk people. Trofim Kuzmich Borisov was a bright representative of his people and made a significant contribution to the history of Udmurt people.
Ключевые слова: удмуртский народ, автономия, Трофим Кузьмич Борисов, врач - общественный, государственный деятель.
Keywords: Udmurt people, autonomy, Trofim Kuzmich Borisov, doctor - Public, statesman.
Первый представитель удмуртского народа Трофим Кузьмич Борисов (Трокай Борисов) (1891-1943), закончив медицинский факультет Казанского университета в 1917 году, получил диплом врача. Борисов, врач по профессии, проявил себя и как ученый-филолог, этнограф, публицист, но, живя в период бурных социально-общественных изменений в стране, внес наибольший вклад в историю Удмуртии как общественно-политический деятель.
Согласно биографическим данным, Трофим Кузьмич Борисов родился 1 декабря 1891 года в деревне Кизеково ныне Алнашского района Удмуртской Республики младшим ребенком, воспитывался в многодетной крестьянской семье среднего достатка. Трофим был смышленым ребенком, кроме родного удмуртского языка, свободно говорил по-русски и по-татарски. Истоки фамильных черт кроются не
столько в генетических законах, сколько в образе жизни семьи, системе ценностей и отношений, передающихся из поколения в поколение. К семье Борисовых тянулись люди, благодаря их трудолюбию, неподдельному интересу к человеку, уважению к нему, умению выстоять перед трудностями, слушать и слышать окружающих [7]. Отец, Кузьма Карпович, грамоту не знал, но стремился во что бы то ни стало выучить своих детей. По данным некоторых источников, в 1895 году в семье Борисовых останавливался русский писатель и просветитель Владимир Короленко, посоветовавший отцу дать образование сыну [4]. Трофим окончил Кучеряновскую трехгодичную начальную школу в 1903 году с похвальной грамотой, затем Алнашское двухклассное училище, стал удивлять окружающих своей начитанностью. Затем обучался в Елабуж-ском городском училище, благодаря попечительству купца Ф.В. Стахеева. Трудолюбие степенного и рассудительного юноши, работающего рассыльным, было оценено, и он был направлен учиться за счет фирмы в Казанское четырехгодичное техническое училище, которое он окончил экстерном за 2 года в 1912 году, сдав экзамены в испытательном комитете при управлении Московского учебного округа. Имея гимназический аттестат, юноша исполняет давнюю мечту об учебе в университете. В 1912 году он стал студентом историко-филологического факультета Петербургского императорского университета. Благодаря хлопотам Трофима Вятское губернское земство с января 1913 года стало выделять ему ежегодную стипендию в размере 300 рублей при условии возврата после окончания учебного заведения. Не мелкие бытовые вопросы, а судьба страны и нации теперь волновала его. В столичном университете Трофим активно посещает революционный студенческий кружок, пытается понять, программа какой партии ему по душе. Борисов Т.К. активно увлекается лингвистикой и этнографией, сотрудничая с профессорами Шахматовым, Зелениным и финским профессором Вихманном. В результате напряженной и активной деятельности в Петрограде 1912-1913 г.г. Трофим заболел, что стало для него первым серьезным испытанием на прочность. Борисов решил перевестись из Петербургского университета на медицинский факультет Казанского университета [7]. Примечателен отрывок из прошения Трофима Борисова к ректору Казанского университета: «Со своей стороны я убедительно прошу принять меня на медицинский факультет. К медицинским наукам имею особенное призвание и влечение. Рассматривая мои документы, обратите внимание на мое вотяцкое происхождение. Я один из первых инородцев (вотяков) Казанского края, которому открылись двери университета. Поэтому, приняв меня в свой университет, Вы тем самым окажете культурную помощь целой народности» [12]. В 1914-1916 г.г., являясь студентом Казанского университета, продолжает заниматься научной работой и общественно-политической деятельностью, становится марксистом. Он участвует в студенческих подпольных кружках, ведет агитацию среди студентов, подвергается обыскам, а в дни Февральской революции 1917 года выступает с платформой большевиков [13]. Благодаря своим блестящим способностям и трудолюбию университетский курс обучения завершил досрочно. Весной 1916 г. стал первым удмуртом, получившим высшее медицинское образование [7].
Начало трудовой деятельности Трофима Борисова совпало с годами Первой мировой войны перешедшей в революционные преобразования в стране. Борисову предстояло выехать на фронт, но перед выездом ему довелось участвовать в работе I съезда малых народностей Поволжья, который проходил в Казани с 15 по 22 мая 1917 года, и даже исполнял обязанности секретаря одной из секций во время заседания. На секции рассматривался ряд вопросов общественно-политической и культурной жизни удмуртов: об организациях удмуртов на местах, варении кумышки, кооперации, народном обра-
зовании и др. Когда обсуждался вопрос о самогоноварении (национального напитка удмуртов), Трофим Кузьмич Борисов, выступая первым, как врач отметил пагубное влияние самогоноварения на быт и здоровье удмуртов: «Кумышка - это несчастье нашего народа и надо бороться с ней». Но как? Здесь он проявляет мудрость организатора и политика. «Одним воспрещением делу не поможешь, - говорит Трофим Борисов, - ибо удмуртки опять уйдут в леса и будут втайне варить кумышку, как при царизме». Он был прав, что борьбу нужно вести так, чтобы удмуртский народ не испытывал насилия. Удмурты не имели ни интересных книг, ни театра и других развлечений. В первую очередь следовало поднять население в культурном отношении, и тогда оно само откажется от такого зла [11].
Он был отправлен на Минский фронт, работал врачом эвакопункта, госпиталя, санитарного поезда. В июне этого же года вступил в партию большевиков, в октябре 1917 г. организовал революционный комитет на станции Осиповщина, оказал необходимую помощь большевикам Минска и участвовал в становлении советской власти на Смоленщине [3]. В 1918 г. служил врачом полка, сражался с гайдамаками на Украине. В мае 1918 г. Т.К. Борисов демобилизовался из армии, а в июне на съезде Елабужского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов избирается председателем уездного исполкома Совета депутатов [7].
Организационно-политическая работа председателя уездного исполкома Т.К. Борисова с июня 1918 г. проявляется в проводимых общественных мероприятиях. Участвовал на V Всероссийском съезде Советов в Москве, где докладчиками выступали Я.М. Свердлов и В.И. Ленин и была принята первая Советская Конституция, создана Красная Армия. Благодаря встрече Трокая Борисова с комиссаром И.В. Сталиным в Народном Комиссариате национальностей был упразднен Удмуртский совет в Елабуге, а стал действовать Удмуртский комиссариат как центр, координирующий и организующий работу среди удмуртов; были открыты две удмуртские учительские семинарии (Елабужская и Новомултанская). По представлению уездного Удмуртского комиссариата, попечительского совета удмуртской попечительской семинарии, уездного совета народного образования президиум Елабужского уездного исполкома утверждает Т.К. Борисова заведующим Елабужской удмуртской учительской семинарии [9]. В 1918-1919 г.г. в связи с началом Гражданской войны вместо уездного исполкома создается Ела-бужский уездной ревком под руководством Т.К. Борисова, создается партизанский отряд, проходят бои с белочехами [7].
В декабре 1918 г. на Елабужском уездном съезде Советов Т.К. Борисов избран членом уездного исполкома и утвержден заведующим отделом по удмуртским делам [14]. В этот период ярко проявилась его просветительская деятельность. Согласно политике Советского правительства, проведена демократизация школы: упразднены сословные и национальные привилегии и ограничения, обучение стало бесплатным всеобщим обязательным, велось на родном языке учащихся. К концу 1919 г. число школ I ступени в уезде дошло до 300 [10]. Т.К. Борисов работал редактором газеты «Гудыри» («Гром») в течение пяти лет (с 1918 по 1923 год), с октября 1918 г. выходит первый его номер на удмуртском языке. Каждый раз газета открывалась передовой статьей этого пламенного публициста. Трофим Кузьмич с первых номеров газеты выступил как талантливый публицист со статьями «Слово издателя», «О Советах», «Праздник революции», «О контрибуции», «О здоровье удмуртского народа», а также как удмуртский поэт. Вокруг газеты Борисов сплотил удмуртских поэтов, прозаиков, драматургов, корреспондентов, вдохновил их на создание удмуртского литературного языка, объяснял народу насущные задачи по ликвидации безграмотности, охране здоровья населения,
борьбы за урожай и т.д. Активными авторами публикаций стали К.П. Чайников (Кузебай Герд), И.Г. Векшин, М.Н. Шахмаев, Я.И. Ильин, Н. А. Корнилов, Л.В. Буранов, А. С. Туганаев [7].
Трокай (как его называли люди) Борисов много сделал для создания государственности республики, просвещения и укрепления здоровья своего народа. В тяжёлых условиях гражданской войны, нищеты и разрухи Вотский комиссариат развернул культурно-просветительскую деятельность в среде удмуртского населения. В июне 1920 года, по инициативе комиссариата и Трокая Борисова, состоялась 1-я Всероссийская конференция коммунистов-вотяков. На конференции было принято решение об организации Вотской автономной области. Для реализации этого решения Трокай добился встречи с Владимиром Лениным, и 4 ноября 1920 года декретом ВЦИК была учреждена государственность удмуртского народа. Вера в будущность удмуртского народа, желание работать «по поднятию политического и культурного уровня вотского населения», развивать его национальное самосознание руководили помыслами Трокая Борисова в течение всей его жизни.
Т.К. Борисов, будучи заместителем председателя Удмуртского облревкома и заведующим Областным отделом народного образования, стоял и у истоков государственного здравоохранения Удмуртии [1]. Так, в начале 1919 года был организован первый уездный отдел здравоохранения в городе Глазове. Работало всего 38 врачей (в том числе 6 зубных врачей) и 336 средних медицинских работников на всю Вотскую автономную область. Состояние здоровья среди плотно проживающего удмуртского населения было удручающим. Заболеваемость, особенно среди детей натуральной (черной) оспой была в 40 раз выше по сравнению с показателями в целом по России, брюшным тифом - в 69 раз, сыпным тифом - в 11 раз, дизентерией -в 50 раз. Неудовлетворительное состояние здоровья удмуртского народа в основном было связано с голоданием, употреблением в пищу различных суррогатов, перезимовавших зерен и овощей.
В 1920 году на Всероссийском съезде удмуртских работников просвещения и социалистической культуры, созванном по инициативе Т.К.Борисова, рассматривали вопрос о нехватке образованных специалистов в Удмуртской АО и подготовке педагогов, агрономов, медиков, и незамедлительном открытии института народного просвещения. Борисов не оставлял без внимания вопрос о подготовке врачей из среды коренных жителей волости.
В городе Сарапуле этого же года на Всероссийской конференции женщин-удмурток, созванной также по инициативе Трокая Борисова, была принята резолюция по охране народного здоровья, где говорилось о том, что удмуртское население находится в чрезвычайно плохих гигиенических условиях, в некоторых местах до 70% жителей заражены трахомой, редкие дети не заболевают оспой, широко распространены сифилис, сыпной тиф, высок процент детской смертности. Конференция предложила в каждой деревне выбрать комитет для наведения чистоты, улучшения работы по оспопрививанию детям. Активно проводить беседы о заразных болезнях, вести регистрацию больных трахомой, объявлять населению о носителях заразных болезней. Организовать курсы по подготовке сестер милосердия, командировать женщин на фельдшерские и медицинские курсы [15].
Первую всероссийскую конференцию удмуртской рабоче-крестьянской молодежи в 1921 году открывал Трофим Кузьмич Борисов, где наравне с коммунистическим воспитанием рассматривали и физическое развитие удмуртской молодежи. Она были слаба здоровьем, по этой причине «рекрутские» наборы для службы в Красной Армии не выполнялись [2].
Трокай Борисов воспитан был в духе веяния удмуртской поговорки: «не стремись блистать как звезда, а стремись трудиться как муравей». В 1923 году был назначен ответственным секретарем обкома партии Калмыкии. Большое внимание уделял социально-культурным учреждениям. В отчетном докладе отмечал, что степь покрывается сетью школ, значительные результаты достигнуты и в здравоохранении. Нарком здравоохранения России Семашко Н.А. одобрил работу Калмыцкого облздравотдела [8]. Трудовая деятельность Трофима Кузьмича в основном протекала в национальных регионах (среди удмуртов, коми, калмыков), и он с каждым разом убеждался в том, что дискриминационная политика царского самодержавия способствовала отставанию малых этнических групп от русского народа, по этой причине эти народы оказались на задворках государственной, общественной и культурной жизни. Изучая трудовой и исследовательский путь Трокая Борисова, от Елабуги до Астрахани, наблюдая за его решениями, поступками, действиями и борьбой, мы можем сказать, что его «беспристрастный подход» к каждому делу являлся его твердой позицией, что обеспечивало ему успех.
В «Очерках истории Калмыцкой АССР» дана высокая оценка роли областной партийной организации в 1921-1925 годах. Несмотря на огромные трудности, сказано в ней, она сумела поднять политическую активность широких народных масс и направить их творческую энергию на борьбу за восстановление народного хозяйства [5]. Несомненно, что в этом есть большая доля самоотверженного труда Т.К. Борисова, ответственного секретаря обкома РКП(б).
В 1925 году Борисов Т.К., по убедительной просьбе Удмуртского руководства, возвращается в Ижевск [16, 17]. Через несколько месяцев состоялся VI съезд советов Удмуртской АО, где председательствовал Борисов Т.К., депутаты в своих выступлениях отмечали, что дело народного здравоохранения поставлено очень плохо. В одной из деревень Бурановской волости много больных сифилисом, прироста населения в деревне нет с 1840 года. Рождающиеся дети умирают в раннем возрасте, и деревня поддерживается лишь только благодаря примачеству, притом примаки также заражаются сифилисом. Почти все население деревни заражено трахомой. Нужно больше внимания уделять санитарному просвещению, подъему культуры населения.
На VII съезде Советов Удмуртии в 1926 году по случаю исполнения 5 лет Автономной области Трофим Кузьмич уже отмечает, что проводится большая работа по профилактике болезней, пропаганде медицинских знаний, медицинскому обслуживаю населения, началась диспансеризация населения.
Как и в предшествующие два года, в сельской местности работают глазные, венерологические и малярийные отряды, в задачи которых, помимо ведения лечебной работы, входило, главным образом, выявление и изучение заболеваемости среди населения. Проявлялась забота о здоровье народа. Расходы на здравоохранение на душу населения области возросли с 1 руб. 02 коп. 1924/25 г. до 2 руб. 58 коп. в 1926/27 г. В городах и селах области открывались новые больницы, амбулатории, диспансеры и другие лечебные учреждения.
Интересная беседа состоялась у Трофима Кузьмича с сотрудником Казанской окружной психиатрической лечебницы. Существовало мнение, что удмурты - вырождающийся народ. Это подтверждают данные отчета Глазовского уезда Земской Управы 1899 года. «Исследования, проведенные в последние годы, приводят к противоположному выводу, - говорит Борисов Т.К. - Среди удмуртов меньше, чем у некоторых других народов, хронических алкоголиков, наркоманов, нет также симулянтов, преступников и бандитов, поэтому в моральном отношении удмурты стоят выше, чем некоторые другие народы; удмурты значит не вырождаются, а возрождаются».
Трокай Борисов был необыкновенной личностью: первый дипломированный врач-удмурт, полиглот, владевший удмуртским, русским, татарским, французским, латинским, марийским, калмыцким, коми языками; составитель первого сборника стихов удмуртских поэтов (1919), автор книг на удмуртском языке «Удмурт ваньбур» («Богатство удмуртского края», 1920), «Электричество кужым - гурт калыклыкузьым» («Электросила - подарок деревне», 1920), «Песни южных вотяков» (1929), удмуртско -русского толкового словаря («Удмурт кыллюкам», 1932). Составил первые антологии удмуртской поэзии на северном и южном наречиях удмуртского языка, является автором пособия «Грамматика вотского языка». Еще студентом университета начал собирать удмуртский словарь, который вышел в свет в 1932 году, содержал 15 тысяч слов и впоследствии стал библиографической редкостью. Составленный им удмуртский словарь до сих пор один из самых полных [4].
Период репрессий в 30-40-е годы против активных коммунистов с дореволюционным стажем и ярких инициативных личностей по сфабрикованным делам на основании ложных доносов закономерно не мог не коснуться и Т.К. Борисова. 14 января 1933 года Борисов, наряду с Кузебаем Гердом и другими представителями удмуртской интеллигенции, был арестован, исключен из партии и осужден по печально знаменитому делу «Союза освобождения финских народностей» («СОФИН»). Трофим Борисов изначально отбывал заключение в Иркутском централе, с 1936 года - в Алма-Ате, с 1938-го - в Кустанае. В 1940 году был вновь осужден. Отбывал наказание на Малго-бекском свинцовом руднике. Умер в Актюбинском лагере НКВД 4 июня 1943 года (г. Чимкент, ныне Узбекистан) в возрасте 52 лет. Реабилитирован посмертно в 1988 году. Памятник одному из основоположников удмуртской государственности - Трофиму Кузьмичу (Трокаю) Борисову - был торжественно открыт 5 октября 2012 года на улице Коммунаров в г. Ижевск [4].
Драматичность и яркость судьбы первого удмуртского врача Т.К. Борисова отражает своеобразный героический путь борца за национальное возрождение удмуртского народа. История распорядилась так, что Трофим Борисов стал первым национальным просветителем, борцом за самоопределение небольшого по численности удмуртского народа в начале 20-го века. Дальнейшему продвижению по пути активного национального возрождения Трофиму Борисову, а также аналогичным последователям помешали:
1) создавшиеся политические условия - период репрессий в стране;
2) отсутствие широкой сплоченности и целеустремленности населения, ввиду малочисленности и национального менталитета;
3) условия массовой безграмотности и плохой информированности населения;
4) низкие социально-экономические условия для намеченных преобразований.
Список литературы
1. Гасников В. К. Формирование и развитие органов управления здравоохранением в Удмуртии // Эволюция проблем теории и практики управления здравоохранением в регионе: избр. публ., выступления и науч. работы разных лет /В. К. Гасников. -Ижевск, 2001. - С. 5-18.
2. Записки. Выпуск 20. История. Экономика. - Ижевск, 1968. -С.86
3. Ижевская правда. 1925.27 февраля.
4. Информационный ресурс в интернете: www. iz-article .ru/trokai_8. html.
5. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. - М., 1970. - С.136.
6. Павлов Н.П. Трофим Борисов: Научно-документальный очерк. - Ижевск: Удмуртия, 1994. -304 с.