УДК 297.1 ББК 86.38
Ильдар Сафаргалеев
ВОЗВРАЩЕНИЕ МНОГОВЕКОВОЙ ТРАДИЦИИ И ЛИЧНОСТЬ ШЕЙХА МАУЛАНЫ ЗУЛЬФИКАРА АХМАДА НАКШБАНДИ-
МУДЖАДДЕДИ
тезисы выступления на международной научно-практической конференции «Обновленческие движения в исламе» (1-2 декабря 2011 года, Казань)
Аннотация: В статье автор описывает биографию суфийского шейха Зульфикара Ахмада Накшбанди-Муджаддеди, являющийся на сегодняшний день одним из лидеров тариката На-кшбандия. Тарикат Накшбандия занимает важное место в возрождении религиозных традиций на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: Суфизм, Тасаввуф, Зульфикар Ахмад Накшбанди-Муджаддеди, тарикат
После дезинтеграции Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) на территории постсоветского пространства стали интенсивно идти процессы возрождения религиозного самосознания верующих, в том числе мусульман. В рамках этой тенденции во вновь образованных странах Центральной Азии, а также на российский Северный Кавказ и в Поволжье стал постепенно «возвращаться» широко распространенный до насильственного насаждения идеологии воинственного атеизма Та-саввуф193, как веками доказавшая свою эффективность исламская аскетическая духовная практика.
Одним из довольно широко распространенных течений Тасаввуфа в «мусульманских анклавах» Российской империи был тарикат Накшбандийя194, который после распада СССР стал постепенно
193 См.: Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама - лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) // «Материк», 20 июля 2011 года. URL: http ://www. materik. ru/rubric/detail.php?ID= 13488 (Режим доступа свободный)
194 Ислам на территории бывшей Российской империи // Энциклопедический словарь. Выпуск 1 /
Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. - Санкт-Петербург:
Санкт-Петербургский филиал Института востоко-
ведения РАН, 1998. - С. 81-82
восстанавливать былую силу и влияние. В результате контактов между мусульманами государств СНГ и стран Ближнего и Среднего Востока адепты и лидеры различных направлений Тасаввуфа Дальнего Зарубежья, в том числе и тариката На-кшбандийя, стали привносить свою лепту в процесс возрождения этой многовековой исламской духовной традиции на постсоветском пространстве . Одной из выдающихся личностей, стоящей у истоков этого возрождения и является Шейх Мау-лана Ахмад Зульфикар Накшбанди-Муджаддеди.
Для того чтобы наглядно и кратко описать историю возглавляемого им тари-ката, имеет смысл отобразить «цепь» его духовной преемственности (или сильсиля). Первым в ней представлен Пророк Му-хаммад (С.А.С.) Затем следует его ближайший сподвижник Абу Бакр Ас-Сиддик и далее по цепочке, в которой 40 машаи-хов. Из-за ограниченности времени для доклада я не буду их перечислять, а лишь
195 Бабаджанов Б. Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане // Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования) / Сост. и отв. ред. А.А. Хисматуллин. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 2001. - С.331-355
196 С.А.С. - сокращение от араб. «СалляЛлаху алейхи ва саллям» («Да благословит Его Всевышний Аллах и да приветствует»)
отмечу - из этой «сильсиля», даже если не вдаваться в исторические подробности, видно, что данная духовная традиция сформировалась и на протяжении длительного периода времени развивалась на территории Средней Азии. Затем центр тариката, начиная с Мухаммада Баки-биллаха, переместился на Индо-Пакистанский субконтинет, где это направление получило дальнейшее существенное развитие при Ахмаде Сирхинди (1564-1624), которому был присвоен титул Обновителя (Муджаддида) Второго Тысячелетия. Он в целом отвергал всякое «недопустимое новшество» (бид'а) в религиозной жизни, в том числе и суфийские собрания, сопровождаемые танцами и песнопениями, объяснял Шариат как единственную направляющую линию для всех действий, а такрикат - как его опору, которая помогает идущим по пути к совершенству. В отличие от многих своих последователей Ахмад Сирхинди интерпретировал Шариат не столько с точки зрения его конкретных заповедей, сколько в плане заключенных в нем внутренних истин. Именно эта позиция, которую он блестяще изложил в своем знаменитом «Мак-тубате (сборнике писем) Имама Раббани» и которую он представил политической элите Могольской империи, принесла Ахмаду Сирхинди, в среде его приверженцев почетный титул «Обновителя второго ты-
197
сячелетия (хиджры)» . Его пример, на мой взгляд, является зримым доказательством того, что обновленческий потенциал Тасаввуфа в положительном его понимании не миф, а объективная реальность, которая имеет непосредственную связь и с современностью. И одним из выдающихся продолжателей учения и духовной практики Ахмада Сирхинди является ныне здравствующий Шейх в цепи преемственности рассматриваемого нами ответвления (ту-рук) Накшбандийи-Муджадидийи Маулана Ахмад Зульфикар. Именно он, отдавая дань великим наставникам прошлого, мно-
197 Ислам на территории бывшей Российской империи // Энциклопедический словарь. Выпуск 4 / Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. - Санкт-Петербург: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. - С. 56
гие из которых были выходцами из Средней Азии, стал постепенно «возвращать» на постсоветское пространство этот духовный путь, заметно утративший свои позиции в обществе за десятилетия религиозного безвременья в Советском Сою-
198
зе . В этой связи его личность, на мой взгляд, заслуживает внимания не только узких специалистов-религиоведов, но и более широких кругов российского экспертного сообщества.
Итак, Шейх Маулана Зульфикар Ахмад Накшбанди-Муджаддеди родился 1 апреля 1953 года в пакистанском городе Джанг. Обучаясь в школе, в 10-летнем возрасте он занял 1 -е место в конкурсе по ораторскому мастерству. После окончания с отличием средней школы поступил в университет, где осваивал естественные науки. По его окончании в 1971 году был внесен в Почетный список отличников университета. В 1976 году он с отличием окончил еще один университет (факультет электроники), при этом получив высший бал за дипломную работу в области компьютерного проектирования (400 баллов из 400 возможных). Свое образование Шейх Зульфикар совершенствовал и в последующем, обучаясь на различных курсах, таких как курсы менеджмента (1976 г.), курсы компании MMP «Эффективный менеджер» (1986 г.), курсы стратегического управления компании LUMS (1989 г.), краткий курс при Библиотеке LUMS (1990 г.), курсы планирования и управления (в 1990 г. в Швеции), курсы обучения управлению с учетом «человеческого фактора» при компании LUMS (в 1991 г.).
Шейх Зульфикар, являясь разносторонне развитой личностью, в молодости уделял внимание и физической подготовке. Так, будучи еще школьником, он занял 1-е место в соревнованиях по гимнастике, а также стал капитаном сборной команды школы по крикету. После ее окончания в 1968 году он даже участвовал в сборной команде округа по футболу. А в 1971 году
198 Travelling Across Central Asia. Zulfiqar Ahmed Naqshbandi Mujaddedi / Translated by Mohammad Aslam (ex-Senior sub Editor of «Pakistan Times»). -
Pakistan, Faisalabad: Maktuba-Tul-Faqeer, 2007. - 360 p.
стал чемпионом колледжа по плаванию в командном зачете. Помимо спорта его факультативным увлечением была фотография, о чем свидетельствует признание его лучшим фотографом колледжа.
Свою трудовую деятельность он начал со стажировки в качестве инженера-электрика на заводе по производству сахара в Пакистане, которую проходил в период с 1976 по 1977 год. Последующие два года он работал на этом предприятии заместителем инженера по электротехнике, а в период с 1979 по 1982 год инженером по электротехнике. Затем, на протяжении 6 лет был уже главным инженером по электротехнике. С 1988 по 1990 год трудился на заводе в качестве управляющего по планированию и производству, а с 1991 по 1992 год уже в качестве генерального директора по планированию. В ходе своей трудовой деятельности Ахмад Зульфикар являлся членом Пакистанского Общества Технологий в производстве сахара (PSST) (1977-1992 гг.), членом Технического Совета Пакистана (1979-92 гг.), а также Действительным членом Американского общества Приборостроения (1984-1992 гг.). В 1984 году он получил золотую медаль PSST за лучший научно-технический доклад, а также был участником Всеазиатской Конференции Химического Приборостроения, прошедшей в 1991 году в Сингапуре.
Но главным делом жизни Шейха Мауланы Заульфикара Ахмада безусловно было служение Исламу. Поэтому в возрасте 40 лет он оставил занятие мирскими делами и полностью посвятил себя мусульманскому призыву. Свое религиозное образование он получил заочно в период с 1967 по 1982 год. Его посвящение (баят) в тарикат Накшбандия произошло в 18-летнем возрасте. А через 11 лет обучения Тасаввуфу у Муршида Алема Пира Гулама Хабиба из пакистанского селения Чак-валя он в 1982 году сам стал Шейхом, получив от него хилафат (право на наставничество). В 1986 году после смерти сво-
199 Сафаргалеев И.Ф. Возвращение многовековой традиции и личность Гулама Хабиба // «Мусульманский мир». - 2015. - №3. - С.57-61
его муршида он возглавил эту благородную цепь духовной преемственности великих накшбандийских машаихов.
В чем же отличительная особенность предписаний в данной конкретной турук Накшбандии-Муджадидийи, которые получив «в наследство» от своего ма-шаиха пропагандирует Шейх Зульфикар? Она включает в себя помимо обязательного следования предписаниям Шариата и Сунны Пророка Мухаммада (С.А.С.), а
также освещавшимся в специальной лите-
200
ратуре основополагающим принципам тариката Накшбандийя, следующих особенных элементов:
1. Вукуфи-калби - постоянное, в любое время и в любом состоянии поминание Всевышнего;
2. Ежедневная медитация муракаба длительностью от 15 минут до нескольких часов в зависимости от состояния «про-двинутости» адепта. При этом следует отметить, что в данной турук тариката На-кшбандийя-Муджадидийя 35 видов (уроков) этого упражнения, которые один за другим в целях избавления от конкретных низменных качеств души и приближения к Всевышнему постепенно даются наставником (муршидом) ученику (мюриду). Известные мусульманские теологи вывели их на основании принципов, заложенных в Коране и Сунне. Так, в уроках с 1-го по 7-й акцент делается на предписанном конкретным аятом Корана поминании (зикре) имени «Аллах». 8-й и 9-й уроки состоят из многократного произнесения (повторения) рекомендованной Сунной Пророка (С.А.С.) формулы тахлиля («Ля иляха илля Ллах» -«Нет Бога кроме Аллаха»). Начиная с 10-го урока и далее упор делается на предписанном Кораном фикре (размышлении), когда ученик сосредотачивается на милости и благодати Всевышнего, нисходящей
201
на его сердце .
200 Хисматуллин А.А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства Накшбандийя). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 1996
201 Факир Зульфикар Ахмад Накшбанди. Любовь к
Аллаху / Пер. Г.Ахметянова. - Москва - Казань: БФ «Далиль» - Издательство «Иман», 2011
3. Ежедневная двухсоткратная тео-мнемия (зикр) славословия Пророку Му-хаммаду (С.А.С.);
4. Ежедневная двухсоткратная тео-мнемия (зикр) формулы испрашивания прощения грехов у Всевышнего;
5. Ежедневное чтение (желательно вслух) в подлиннике Корана (минимум одной страницы священного текста, максимум - одного джуза, или 1/30 его части);
6. Связь, или рабита, с шейхом-наставником путем личного общения, в переписке.
Всячески пропагандируя эту духовную методику, Шейх Зульфикар в период с 1984 года по 1992 год являлся наставником религиозного общества «Даруль-Улюм» в Джанге, а с 1984 по 1992 год там же был наставником религиозного общества «Джамийа-Айша». Он не ограничивался религиозной деятельностью внутри своей родины, постоянно находился, как и его предшественник пир Гулам Хабиб, в пути с миссией призыва. Так, в 1986 году Шейх Зульфикар преподавал в летней религиозной школе в Вашингтоне (США), а в 1989 и 1990 годах читал лекции в «Гольф-Клабе» и «Ратари-Клабе» соответственно. Особенно интенсивно он занимался лекционной деятельностью в колледжах, университетах и религиозных учебных заведениях по всему миру в период с 1988 по 1992 год. Начиная с 1995 года, он стал наставником действующих в Вашингтоне и Нью-Йорке религиозных обществ «Джа-миат-уль-муслимин» и «Даруль Эхсан». В это же время он стал духовным наставником и директором в учебном центре «Да-руль Эхсан», расположенном в Нью-Йорке, и имеющем филиалы в 13 штатах США. С 2003 года он главный консультант по религиозным вопросам «Даруль Улюм, Инк.» в Нью-Йорке.
Шейх Зульфикар написал несколько десятков книг, изданных как в Пакистане, так и в других странах. Среди них: «Мак-тубат» (сборник писем к ученикам), «Иш-ки Иляхи» («Любовь к Аллаху (С.В.Т.)202»,
«Ишки Расуль» («Любовь к Посланнику (С.А.С.)», «Дуа - основа поклонения», «Сборник проповедей» и многие другие. Примечательно, что впервые в России и именно в Казани в 2011 году было переведено на русский язык и издано одно из самых замечательных произведений Шейха Зульфикара упомянутая мной выше книга «Любовь к Аллаху (С.В.Т.)».
Как я уже писал выше, Шейх Зуль-фикар много ездил по миру и, в частности, посетил такие государства как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Египет, Турция, Швеция, Австралия, Англия, Франция, Канада, США, ЮАР, Замбия и др.
В 1992 и 1995 гг. он предпринял путешествие по странам бывшего СССР, посетив Россию, Украину, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Киргизию как раз с целью возвращения многовековой духовной традиции Тасаввуфа. Об этом он красочно написал в своей книге «Путешествие из Лахора в Самарканд и Бухару», изданную на урду и английском языках и очень популярную в Пакистане203.
Шейх Зульфикар, занимаясь распространением по всему миру известнейшей духовной практики шейхов Накшбан-дии-Муджадидийи подготовил десятки учеников, которые сами являются духовными наставниками.
Путешествуя по нашей стране почти 20 лет назад в период начавшейся эпохи религиозного возрождения Шейх Зульфи-кар посетил Москву, Санкт-Петербург, Костомукшу, Нижний Новгород, Уфу, Махачкалу. Побывал он, правда очень недолго, и в родной для многих присутствующих здесь Казани. Встречаясь с российскими мусульманами, он повсюду призывал их к добру и духовному совершенствованию.
Завершая я выражаю скромную надежду на появление заинтересованности в российском обществе и не только мусульманском в использовании в интересах на-
203 В 2014 году эта книга вышла в переводе на русском языке. См.: Зульфикар Ахмад Накшбанди. По республикам бывшего СССР / Пер. с англ. - Б.м.: Библиотека «Askimam.ru», 2014. - 293 с.
202 С.В.Т. - сокращение от араб. «Субаханаху ва Тааля» («Пречист он и Наивысок»).
шей страны и всего постсоветского пространства положительного обновленческо-
204
го потенциала , заложенного в учении Тасаввуфа, которое на протяжении всей своей жизни не покладая рук распространяет по всему миру последователь Обновителя второго тысячелетия хиджры Шейх Маулана Зульфикар Ахмад Накшбанди-Муджаддеди.
204 Сафаргалеев И.Ф. Тасаввуф вместо суфизма. Возрождение традиционного ислама - лучшая альтернатива религиозному экстремизму // «Мусульманский мир». - 2016. - №2. - С.66-70
Источники и литература:
1. Бабаджанов Б. Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане // Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования) / Сост. и отв. ред. А.А. Хисматуллин. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 2001. - С.331-355
2. Ислам на территории бывшей Российской империи // Энциклопедический словарь. Выпуск 1 / Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 1998. - 159 с.
3. Ислам на территории бывшей Российской империи // Энциклопедический словарь. Выпуск 4 / Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. - Санкт-Петербург: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. - 159 с.
4. Зульфикар Ахмад Накшбанди. По республикам бывшего СССР / Пер. с англ. -Б.м.: Библиотека «Askimam.ru», 2014. -293 с.
5. Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама - лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) // «Материк», 20 июля 2011 года.
URL:
http://www.materik.m/rubric/detaiLphp?ro=1 3488 (Режим доступа свободный)
6. Сафаргалеев И.Ф. Возвращение многовековой традиции и личность Гулама Ха-биба // «Мусульманскиймир». - 2015. - №3. - С.57-61
7. Сафаргалеев И.Ф. Тасаввуф вместо суфизма. Возрождение традиционного ислама - лучшая альтернатива религиозному экстремизму // «Мусульманский мир». -2016. - №2. - С.66-70
8. Факир Зульфикар Ахмад Накшбанди. Любовь к Аллаху / Пер. Г.Ахметянова. -Москва - Казань: БФ «Далиль» - Издательство «Иман», 2011
9. Хисматуллин А.А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства На-кшбандийя). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, 1996
10. Travelling Across Central Asia. Zulfiqar Ahmed Naqshbandi Mujaddedi / Translated by Mohammad Aslam (ex-Senior sub Editor of «Pakistan Times»). - Pakistan, Faisalabad: Maktuba-Tul-Faqeer, 2007. - 360 p.
Ildar Safargaleev
RETURN OF THE CENTURIES-OLD TRADITION AND THE IDENTITY OF SHEIKH MAULANA ZULFIQAR AHMAD NAQSHBANDI-
MUDZHADDEDI
Summary: The author describes the biography of the Sufi Sheikh Zulfiqar Ahmad Naqshbandi-Mudzhaddedi, which is today one of the leaders of the Naqshbandi Tariqa. Tariqa Naqshbandi plays an important role in the revival of religious traditions in the post-Soviet space.
Keywords: Sufism, Tasawwuf, Zulfiqar AhmadNaqshbandi-Mudzhaddedi, Tariqa
Sources and Literature:
1. Babadjanov B. Revival activity Sufi groups in Uzbekistan // Sufism in Central Asia (foreign studies) / Comp. and Edited by A.A. Hismatullin. - St. Petersburg: St. Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies, 2001. - P.331-355 (in Russian)
2. Islam in the former Russian Empire // Collegiate Dictionary. Issue 1 / Comp. and Edited by S.M. Prozorov. - St. Petersburg: St. Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, 1998. - 159 p. (in Russian)
3. Islam in the former Russian Empire // Collegiate Dictionary. Issue 4 / Comp. and Edited by S.M. Prozorov. - St. Petersburg: Publishing company "Eastern Literature" RAS, 2003. - 159 p. (in Russian)
4. Zulfiqar Ahmad Naqshbandi. In the republics of the former Soviet Union / Translated from English. - «Askimam.ru» Library, 2014. - 293 p. (in Russian)
5. The resolution of scientific and practical seminar "The revival of traditional Islam - the best alternative to religious extremism" (July 14, 2011, Moscow, Russia) // "Materik", July 20, 2011. URL: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=1 3488 (Free Access) (in Russian)
6. Safargaleev I.F. Return of the centuries-old tradition and personality Ghulam Habib // ""Musulmanskiy mir" - 2015. - №3. - P.57-61 (in Russian)
7. Safargaleev I.F. Tasawwuf instead of Sufism. The revival of traditional Islam - the best alternative to religious extremism // "Musulmanskiy mir" - 2016. - №2. - P.66-70 (in Russian)
8. Fakir Zulfiqar Ahmad Naqshbandi. Love of Allah / Translated by G.Ahmetyanova. -Moscow - Kazan: BF "Dalil" - "Iman" Publisher, 2011 (in Russian)
9. Hismatullin A.A. Sufi ritual practices (Nakshbandiya brotherhood). - St. Petersburg: St. Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, 1996 (in Russian)
10. Travelling Across Central Asia. Zulfiqar Ahmed Naqshbandi Mujaddedi / Translated by Mohammad Aslam (ex-Senior sub Editor of «Pakistan Times»). - Pakistan, Faisalabad: Maktuba-Tul-Faqeer, 2007. - 360 p. (in English)