ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАУЧНОЙ ПУБЛИКАЦИИ Д.Ю.Н., ПРОФЕССОРА С.К. ИДРЫШЕВОЙ О РОЛИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ, РАЗУМНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Сабиров Камал Канаткалиевич
Научный сотрудник отдела гражданского,
гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан,
докторант Ph.D. Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
З.Г.Д., ПРОФЕССОР С.К. ЫДЫРЫШЕВАНЬЩ АДАЛДЬЩ, ПАРАСАТТЫЛЬЩ ЖЭНЕ ЭД1ЛД1КТЩ Р0Л1 АЗАМАТТЫЦ КгеЫЩТЫЦ ЦАГИДАЛАРЫ РЕТ1НДЕ ГЫЛЫМИ ЖАРИЯЛАНЫМЫНА ЦАЙТА ОРАЛГАНДА
Цамал Цанаткали^лы Сабиров
Казацстан Республикасыныц Зацнама институты азаматтыц, азаматтыц w ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц к ЖYргiзу бвлiмiнiц зылыми цызметкерi,
Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университетiн PhD докторанты; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
BACK TO THE ARTICLE OF THE DOCTOR OF LAW, PROFESSOR S.K. IDRISHEVA ON THE ROLE OF GOOD FAITH, REASONABLENESS AND JUSTICE AS PRINCIPLES OF CIVIL LAW
Kamal Sabirov
Researcher of civil, civil procedural legislation and executive proceedings department of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, PhD doctoral student of the Eurasian National University named after. L.N. Gumilyov; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
На сегодняшний день имя Сары Кима-диевны Идрышевой, доктора юридических наук, профессора, видного ученого цивилиста, в научном мире известно каждому. Сара Кимадиевна автор большого количества монографий и научных статей, затрагивающих актуальные вопросы гражданского законодательства. Она принимает активное участие в законопроектной деятельности, а в 2012 году в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, под руководством М.К. Сулейменова, защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему «Публичный договор в гражданском праве Республики Казахстан».
В период с 2006 по 2012 годы Сара Кимадиевна являлась ведущим научным сотрудником Института законодательства Республики Казахстан. В этот период времени вышла ее
научная статья «О роли добросовестности, разумности и справедливости как принципов гражданского права», на которой хотелось бы остановиться более подробно [1]. Статья Сары Кимадиевны посвящена рассмотрению вопросов добросовестности, разумности и справедливости в гражданском праве Республики Казахстан. Профессор обосновывает необходимость их признания и закрепления в качестве принципов гражданского права.
С момента выхода статьи Сары Кимади-евны прошло уже восемь лет, однако научная работа обретает все большую актуальность. За этот период времени произошло немало событий, которые позволяют по новому взглянуть на проблему закрепления требований о добросовестности, разумности и справедливости в качестве принципов гражданского права. Во-первых, в Российской Федерации прошла масштабная реформа гражданского
Вестник Института законодательства РК
№3 (52) - 2018
законодательства. Федеральным законом РФ от 30 декабря 2012 г № 302-ФЗ требования о добросовестности были добавлены в ст. 1 ГК РФ и стали, нормативно закрепленным принципом гражданского права. Во-вторых, 19 мая 2015 года вышел указ Президента Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана», данный финансовый центр имеет независимый, от судебной системы Республики Казахстан, Суд МФЦА, который ориентируется на принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса. В связи с этим, в научном обществе вновь возобновилась дискуссия о расширении принципа свободы договора и в качестве инструмента ее сдерживания, об усилении требований о добросовестности, разумности и справедливости.
На сегодняшний день Институтом законодательства и Министерством юстиции Республики Казахстан ведется работа над проектом совершенствования частного права Республики Казахстан на основе им-плементации принципов и положений английского и европейского права. Одним из предложений этого проекта, является закрепление требования о добросовестности, в качестве принципа гражданского права.
Действующий Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК РК) содержит требования о добросовестности, разумности и справедливости в п.4 ст.8. И хотя данные требования распространяются на все гражданские правоотношения, они не перечислены в статье 2 ГК РК «Основные начала гражданского законодательства». По справедливому замечанию профессора С.К. Идрышевой, требования о добросовестности, разумности и справедливости «являются универсальными, чем и заслуживают быть принятыми как нормы-принципы, в отличие от иных норм права» [1, с.41].
Таким образом, добросовестность, разумность, справедливость являются общими принципами гражданского права, хотя формально не закреплены в качестве таковых в ГК РК. Это в свою очередь представляет проблему для правоприменительной практики. Можно вновь и вновь убеждаться в правоте Сары Кимадиевны, которая отмечала в своей статье, что «такого рода нормы обычно остаются незамеченными теми, кто применяет закон, тогда как содержащиеся в них идеи являются базовыми для всех других гражданско-правовых норм» [1, с.42]. В настоящее время правоприменительная практика по-прежнему имеет пробелы в применении принципов до-бросовестности,разумностиисправедливости.
Проблема также состоит в том, что ст.8
содержащая требования о добросовестности, разумности и справедливости, трактует данные принципы достаточно широкого. Они являются оценочными понятиями, т.е. «неопределяемыми в законе, теории или судебной практике терминами правовой науки» [2, с.120]. И в то же время, исходя из требований п.4 ст. 8, согласно которым «добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагаются»1 , данные требования являются презумпциями. Однако, как отмечает М.К. Сулейменов, презумпция не исключает принципа, так как если первое это средство юридической техники, то второе связано с правовым регулированием общественных отношений [3, с.13].
То есть широкое толкование принципов добросовестности, разумности и справедливости, затрудняет их должное использование в судебной практике. Более того, п.4 ст.8 помимо требований о добросовестности, справедливости и разумности, содержит также указания на нравственные принципы общества и правила деловой этики, что может создать впечатление того, что норма фактически уравнивает все эти понятия. Сделка, не отвечающая нормам нравственности, является недействительной, в то время как нарушение требований о добросовестности не всегда приводит к недействительности сделки.
Применение требований о соблюдении правил деловой этики и вовсе ограничивается предпринимательскими сделками. К тому же, ни нравственность, ни правила деловой этики не являются общими принципами гражданского права. Поэтому перечисление в одной норме столь разных понятий через запятую, безусловно, является проблемой. И в первую очередь это касается принципа добросовестности, который имеет фундаментальное значение во всей романо-германской системе права.
Даже в английском праве, которое долгое время относилось к принципу добросовестности скептически, отдавая приоритет принципу свободы договора, в последнее время стали признавать принцип добросовестности. Значительную роль в этом сыграло право ЕС, под влиянием которого требования о добросовестности, сначала в потребительских отношениях, а затем и в договорных отношениях проникли и на территорию Великобритании [4]. То есть, важность этого института романо-германско-го права, было признано и в английском праве.
Право Республики Казахстан принадлежит к романо-германской правовой семье, оттого вдвойне абсурдным видится
Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-ХШ// [Электронный ресурс] ИПС «Эдглет» http://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_ (Дата обращения: 12.04.2018).
Вестник Института законодательства РК А Л
№3 (52) 2018 19
факт отсутствия должного правового закрепления добросовестности в качестве принципа гражданского права, при том, что де факто оно таковым является. Очевидным выглядит необходимость закрепления требований о добросовестности, разумности и справедливости в статье 2 ГК РК, в качестве принципов гражданского законодательства.
Аналогичные процессы уже давно прошли в Российской Федерации, где в ходе масштабного реформирования гражданского законодательства, добросовестность была включена в статью 1 ГК РК, в качестве принципа права2.
Отметим, что изначально гражданское законодательство как Республики Казахстан, так и Российской Федерации основывалось на модельном кодексе СНГ, и было схожим во многих правовых конструкциях. Однако в настоящее время Казахстан находится в роли отстающего в части реформирования гражданского законодательства, и в первую очередь договорных норм. С другой стороны, у нас есть уникальная возможность изучить российский опыт и избежать чужих ошибок.
23 июня 2015 года было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором подробно разбирается применение судами принципа добросовестности. Верховный суд РФ призвал суды активнее использовать статью 1 ГК РФ и в случае усмотрения признаков недобросовестного поведения одной из сторон, «вынести на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались»2.
При этом, справедливость и разумность, российский законодатель пока к числу принципов не причислил, оставив им роль «требований». У этого решения было несколько причин, хотя официальных пояснений так и не было дано. В этой связи научная среда может лишь строить предположения о причинах данного решения.
Одной из возможных причин стало то, что «справедливость» гораздо более обширное понятие, нежели «добросовестность» и его правовое применение может необоснованно расширить пределы судебного усмотрения. В своюочередьразумностьроссийскийзаконода-тель мог посчитать частью добросовестности, так как в ГК РФ используется словосочетание
«принципы добросовестности и разумности». Другой причиной, по мнению Ю.В. Виничен-ко, могло стать желание разделить принципы на основные и неосновные [5]. Так, в статье 1 российский законодатель закрепил основные принципы гражданского права, к числу которых отнес и добросовестность, все остальные принципы автоматически были отнесены к «неосновным». Однако такой подход может вызвать недоумение, так как справедливость является первостепенным принципом не только цивилистики, но всего права в целом.
Этот подход вызвал критику у российских ученых, которые указывают, что отсутствие в ст. 1 ГК РФ указания на принципы разумности и справедливости является неоправданным [5]. Хотя российский законодатель, в отличие от казахстанского, по крайней мере, закрепил в качестве принципа, добросовестность. Казахстанские суды по-прежнему применяют ссылку на требования о добросовестности с настороженностью, ведь формально они не закреплены как принцип гражданского права. Это является еще одним свидетельством дальновидности профессора С.К. Идрышевой, которая еще в 2010 году указывала на то, что «распространенность случаев недобросовестности, неразумности поведения участников гражданских правоотношений делает как никогда актуальным вопрос о закреплении данных «требований» в качестве нормативных принципов» [1, с.40].
Рассмотрим более подробно два других принципа, указанных в п.4 ст. 8 ГК РК. Так, разумность прочно закрепилась в романо-гер-манском праве под влиянием Великой Французской революции 1789 г., которая ставила во главу права свободу личности и ее права. Как отмечает Н.А. Власенко, право есть продукт разума человека, и в этом понимании, разумность представляет собой ключ к пра-вопониманию [6, с.46]. Разумность выступает как универсальный принцип права, начало правосудия и как важнейшая презумпция.
По мнению М.Ф. Лукьяненко разумность самостоятельного значения как оценочное понятие в гражданском праве не имеет. Оценочными понятиями выступают: разумное действие, разумная цена, разумный срок и т.д. Разумность придает данным понятиям характер относительной определенности [7, с.224]. Это свидетельствует об универсальности принципа разумности.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Электронный ресурс]КонсультантПлюс <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/> (Дата обращения: 16.04.2018)
3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» //[Электронный ресурс]
КонсультантПлюс <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181602/> (Дата обращения: 12.04.2018)
Вестник Института законодательства РК
№3 (52) - 2018
В комментариях к ст.8 ГК РК под редакцией М.К. Сулейменова и Ю.Г. Басина указывается, что «под разумностью, очевидно, следует понимать реальную оценку обстоятельств, при которых осуществляется право. Поэтому пренебрежительное отношение к такой оценке может признаваться неразумным» [8]. Таким образом, можно констатировать, что разумность де факто является принципом права и применяется казахстанскими судами в качестве такового.
Что касается справедливости, то она всегда оставалась неотъемлемым фундаментом права, основой, формирующей всю правовую систему. Говоря о принципе справедливости профессор С.К. Идрышева замечает, что «вся история человечества свидетельствует о представлении о праве как о справедливости, в противоположность несправедливости» [1, с.42]. То есть, можно говорить о справедливости как об общеправовом принципе, моральном критерии, который отличает правомерность от произвола. Поэтому очевидно, что справедливость является основным началом гражданского законодательства, даже не будучи закрепленной в статье 2 ГК РК.
В настоящее время общая часть ГК РК содержит указание на справедливость в двух статьях, в статье 5 и статье 8. Замечу, что ст.8 ГК РК, посвящена «осущест-
влению гражданских прав», в свою очередь статья 5 касается применения гражданского законодательства по аналогии. Ни одна из этих статей не отражает правообразующую роль принципа справедливости, равно как и принципа добросовестности и разумности.
Как мы видим, проблема правового закрепления требований о добросовестности, справедливости и разумности назрела уже очень давно. И как справедливо отмечала С.К. Идрышева «пока они не будут легально названы принципами, требования разумности, добросовестности и справедливости будут игнорируемы практикой» [1, с.42].
Отечественное законодательство нуждается в отражении требований современного гражданского оборота, который нуждается в системном обновлении и развитии договорного права. Возвращаясь к статье С.К. Идрыше-вой, мы можем лишний раз убедиться в правоте ученого, тому, как точно Сара Кимадиевна могла спрогнозировать и предвидеть те процессы реформирования гражданского права, которые в настоящее время происходят в Республике Казахстан и странах ближнего зарубежья.
Стоит надеяться, что казахстанское гражданское законодательство рано или поздно придет к осознанию необходимости отражения добросовестности, разумности и справедливости в качестве принципов гражданского права.
ЛИТЕРАТУРА
1. Идрышева С.К. О роли добросовестности, разумности и справедливости как принципов гражданского права //Вестник Института законодательства Республики Казахстан №2 (18), 2010. - с.40-43.
2. Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. Киев, - 1976. - 150 с.
3. СулейменовМ.К. Добросовестность в гражданском праве: проблемы теории и практики /Материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных ци-вилистических чтений. - Алматы, 23-24 мая 2014 /Алматы, изд. Каспийского общественного университета, 2014. - 592 с.
4. Карапетов А. Принцип добросовестности пробивается и в последний бастион формализма - английское право / [Электронный ресурс] Социальная сеть для юристов «zakon.ru» < https://zakon.rU/blog/2013/3/5/princip_dobrosovestnosti_probivaetsya_i__v_poslednij_bastion_ formalizma anglijskoe pravo > (Дата обращения: 12.04.2018).
5. Виниченко Ю.В. Добросовестность, разумность и справедливость как принципы гражданского права и начала функционирования системы гражданского оборота //[Электронный ресурс] < https://www.zakon.kz/4689321-dobrosovestnost-razumnost-i.html> (Дата обращения: 12.04.2018).
6. Власенко Н.А. Разумность и право: связь явлений и пути исследования //Журнал российского права. 2011. №11 (179). - С.45-57.
7. Лукьяненко М.Ф. Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность. - М.: Статут, 2010. - 423 с.
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть) (Ответственные редакторы: СулейменовМ.К., Басин Ю.Г.) //[Электронныйресурс]ИС «Параграф» https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1019750 (Дата обращения: 16.04.2018).
Вестник Института законодательства РК
№3 (52) 2018