5. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 9 (57). С. 127-134.
6. Федоров В. А., Фалько В. П. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2008. № 10. С.106-117.
УДК 37.022
Е. Д. Тельманова,
А. В. Ефанов
ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ РЕМЕСЛЕННИКОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ: АНАЛИЗ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье названы причины возрождения социального слоя ремесленников в России, рассмотрена история развития ремесленничества в Германии, предложены концепция социализации ремесленников-предпринимателей и функциональная модель профессионально-педагогического обучения агента социализации ремесленника-предпринимателя.
Ключевые слова: социализация, ремесленник-предприниматель, стратификация, агент, педагог профессионально-ремесленного обучения.
Abstract. The paper considers the reasons for the revival of the social layer of tradesmen (craftsmen) in Russia, outlines the concept of their social adaptation and the functional model of their vocational education; an example of development of workmanship in Germany given.
Index terms: social adaptation, tradesman (craftsman), stratification, agent, the teacher of vocational training.
В настоящее время в России значительно усилился интерес всего сообщества к осмыслению и переосмыслению исторического прошлого. Обусловлено это радикальными изменениями в социальной жизни страны. Переходы от экономических подъемов к депрессии и упадку, от индустриального общества к постиндустриальному, оживление религиозных движений - все это способствовало росту интереса к нашей истории.
Исторический опыт дореволюционной российской экономики показывает, что одной из наиболее устойчивых и экономически благополучных социальных групп были ремесленники. Однако в 1900 г. российское правительство положило начало ликвидации этого социального слоя. Поэтому в справочниках того времени часто отсутствуют персоналии ремесленников, в отличие от персоналий купцов, врачей, юристов. Были упразднены
все ремесленные управы и сам институт ремесленничества как анахронизм в новой капиталистической структуре общества. В послереволюционной России концепция планового хозяйства практически исключала ремесленничество из социальной и экономической структуры общества. Советская власть вела жесткую политику уничтожения социального слоя ремесленников, так как этот слой мелких собственников отождествлялся с классом мелкой буржуазии.
Ремесленники-предприниматели в современном российском обществе продолжают оставаться на грани взаимодействия двух культур и социокультурных сред: они не относятся ни к одной из существующих страт, пополняя обширную группу «новых» российских маргиналов. Социальная структура российского общества неустойчива, продолжаются радикальные изменения в отношениях собственности, распределения, общественной организации труда, в тенденциях и направлениях социальной мобильности. В обществе, которое находится в состоянии постоянной социально-экономической трансформации, имеется инновационно-реформаторский потенциал, позволяющий посредством различных механизмов социализации вывести из маргинального состояния любой социальный слой (за исключением классических маргиналов). Инновационнореформаторский потенциал общества включает следующие компоненты:
• реформаторский;
• социально-инновационный;
• адаптационный.
Социально-инновационный потенциал общества образуют представители «среднего класса»: предприниматели, менеджеры, профессионалы, чиновники и маргинальный слой ремесленников-предпринимателей. Процесс выхода последних из маргинального состояния может активизироваться благодаря заинтересованности научного сообщества в возрождении этой социальной группы.
Другой причиной возрождения социального слоя ремесленников в России может стать начавшийся процесс развития сферы услуг и частного предпринимательства, появление новых форм занятости и возросшая потребность рынка в высококвалифицированной рабочей силе.
И, наконец, поскольку ремесленники-предприниматели социально и культурно не отчуждены от российского сообщества и, в свою очередь, им не отвергнуты, стимулировать их переход из маргинального состояния в страту ремесленников может также возросшая социальная значимость ремесленных предприятий в российском обществе.
В качестве примера рассмотрим историю развития ремесленничества в Германии. История ремесленных гильдий восходит еще к средневековым цехам, в которые объединялись группы ремесленников, связанных профессиональной подготовкой и производственной специализацией. В настоящее время более трети всех обучающихся мастеров и подмастерьев
проходят подготовку именно на малых ремесленных предприятиях, которых в Германии насчитывается около 800 тысяч. Трудится на них почти 7 млн человек, и это больше, чем в немецкой промышленности.
По мнению западных экономистов, наемный труд уходит в прошлое, а на смену ему приходит самостоятельное или полусамостоятельное предпринимательство. Мировой финансовый кризис показал, что в странах с развитой рыночной экономикой и в тех, которые еще только вступают на этот путь, структурные изменения в производстве означают для рабочего человека одно и то же. Попав «под сокращение» и оставшись без работы, он будет иметь все меньше шансов получить новое место, похожее на прежнее. В самом плохом положении оказывается тот, кто многие годы простоял у конвейера или за станком и ничего другого делать не научился.
Основой современной организации труда в Германии служит договор на подрядной основе (««Шегкиег1гад>>), который с незапамятных времен применяется в строительстве. Другим видом самостоятельного предпринимательства является ремесленничество. Судя по всему, оно существовало до возникновения мануфактур и фабрик и будет процветать в обозримом постиндустриальном будущем.
В чем отличие между наемным рабочим и ремесленником? На первый взгляд, разница лишь в том, что ремесленник сам себе хозяин, собственник средств производства: машин, инструментов, мастерской. На самом же деле ремесленник - это совершенно иной тип личности, иное отношение к жизни. Ремесленник сам себе и работник, и работодатель. Добросовестный ремесленник работает столько, сколько ни за что не стал бы работать наемный рабочий. Он должен быть искусным, умелым и хорошо уметь продавать свой труд.
По немецким законам, не каждый мелкий предприниматель может называть себя ремесленником. Нужно иметь звание мастера (Мев^т) или хотя бы подмастерья (ОевеИе). В Центральном объединении ремесленников Германии находится список профессий, по которым можно сдать экзамен на звание мастера: кровельщик, маляр, книгопечатник, парикмахер, кондитер, оружейник и др. Всего около ста специальностей. Чтобы стать мастером, необходимо - так повелось еще со времен средневековья - пройти через ученичество и поработать несколько лет подмастерьем. Работая у мастера, подмастерье копит деньги на приобретение инструмента и инвентаря. Кроме того, ему предстоит почти полностью оплатить из собственного кармана курсы подготовки к экзамену на звание мастера, который состоит из двух частей. Уровень мастерства обычно демонстрируется путем изготовления так называемого шедевра (Ме1з1егв1йск). В теоретическую часть экзамена, кроме вопросов по самому предмету, входят вопросы по менеджменту, психологии управления, праву, основам бухгалтерского учета и многие другие. Вручая новичку диплом мастера, экзаменаторы из Ремесленной палаты фактически при-
нимают в свои ряды конкурента, который должен уважать писаные и неписаные правила мастеровых и соблюдать законы честной конкуренции.
Процесс социального перемещения российских ремесленников-пред-принимателей в область малого и среднего ремесленного бизнеса можно проанализировать с помощью теории социальной стратификации и вертикальной социальной мобильности, разработанной русско-американским социологом Питиримом Александровичем Сорокиным (1889-1968), автором фундаментальных трудов «Социальная и культурная динамика» (19371941) и «Социальная мобильность» (1927). Согласно его теории, существуют три системы социальной стратификации - экономическая, профессиональная и политическая. Любое социальное пространство организовано, а способ его организации называется стратификационным.
Ключом к пониманию глубинных изменений социальной структуры российского общества, его трансформации с начала 90-х гг. стало формирование современных экономических отношений, связанных с приватизацией государственной собственности и возникновением института частной собственности. В этот период образуются новые классы: класс собственников (современная российская буржуазия) и средний класс. Один класс отличается от другого, прежде всего, уровнем доходов, образом и качеством жизни, политическими ориентациями, моделями экономического поведения и социокультурными ценностями. Каждому классу присущи своя социальная психология и степень социальной солидарности.
В это же время происходят изменения в социальной структуре рабочего класса. Он все еще является самой крупной социальной общностью, но внутренне существенно стратифицируется. Одной из страт становятся индустриальные рабочие, сконцентрированные в крупных и средних производственных коллективах. При этом четвертая часть рабочих находится за чертой бедности. Другая страта - это рабочая элита, которую образуют наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие. В нее входят представители рабочих профессий таких отраслей производства, как компьютерная, оборонная, космическая, биогенетическая и т. п. К третьей страте относятся низкоквалифицированные рабочие.
Особенностью стратификации рабочего класса стала трансформация части страты индустриальных рабочих, «оставшихся не у дел», в страту «старого среднего класса», к которому относятся мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий. К 2001 г. мелкие предприниматели, торговцы и представители свободных профессий, пройдя социализацию в различных государственных институтах, заняли значительный сектор российской экономики и приобрели большую социальную значимость. Ремесленники остались в маргинальном (пограничном) состоянии.
К 2005 г. в системе представлений прошедшего социализацию «старого среднего класса» необходимой составляющей пути к успеху стало
профессиональное образование, которое является теперь его основным капиталом. Приобретаемые профессиональные знания-умения и знание-мастерство, трансформировавшись, начинают приносить практическую пользу и коммерческий успех. «Старый средний класс» становится классом профессионалов, капиталом которых является знание. Получение знаний и выбор путей наилучшего решения поставленных образовательных задач, а также определение области незнания становятся важными вопросами для трансформированной страты «старого среднего класса». Компетентность оказывается наиболее ценной чертой предпринимателей. Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, когда в процессе профессионального обучения под влиянием агентов социализации вполне реально осуществить не только профессиональное обучение будущих ре-месленников-предпринимателей, но и их социализацию, создав тем самым условия для вывода стратификационного слоя ремесленников из маргинального состояния.
Согласно теории П. А. Сорокина, перемещение индивида или социальной группы внутри социального пространства называется социальной мобильностью. Если социальный статус переместившегося объекта не изменяется, такое движение называется горизонтальной мобильностью. Под вертикальной мобильностью понимают переход социального объекта из одного социального слоя в другой. При этом меняется его социальное положение в обществе и отношения с другими людьми и социальными объектами. Каналы социальной мобильности, по которым перемещаются индивиды и группы, разнообразны. Вот исторически сложившиеся каналы вертикальной социальной мобильности: армия, церковь, школа или система образования. В настоящее время каналами социальной мобильности стали различные партии и движения или профессиональные группы. В каждом канале происходит тестирование, селекция и распределение индивидов по позициям в зависимости от их способностей и знаний, необходимых для выполнения профессиональных, политических и прочих функций.
В системе образования селекция человека осуществляется, как правило, путем выявления компетенций, приобретенных им в процессе обучения. Согласно современным требованиям, выпускники некоторых образовательных учреждений должны обладать определенным набором общекультурных компетенций, вплоть до манер поведения. Одной из главных социальных функций образовательного учреждения является отсев тех, у кого не сформированы определенные интеллектуальные и моральные качества, а также продвижение наиболее способных в направлении определенных социальных позиций. Любое учреждение образования выполняет социализирующие функции и содействует стратификации общества, а не выравниванию и демократизации.
Думается, социальное вертикальное перемещение ремесленников-предпринимателей может осуществляться по таким каналам социальной
мобильности, как система образования и профессиональная группа. В России сформировать профессиональную группу ремесленников-предприни-мателей невозможно, так как это не предусмотрено законодательством. Кроме того, образовательные учреждения, готовящие ремесленников-пред-принимателей, не являются каналами социальной мобильности. Объясняется это тем, что обучение в ремесленных образовательных учреждениях имеет обезличенный, коллективный характер. Поэтому будущие специалисты не приобретают четких социальных признаков ремесленника-предпри-нимателя. По существу, выпускник учреждения ремесленного образования готов исполнять роль рабочего, владеющего определенной профессией, или выполнять функции менеджера в частной организации. Будущим ремесленникам незнакомо социальное поведение, присущее ремесленникам-предпри-нимателям, поскольку учреждение образования не выполняет свои социализирующие функции. В результате выпускник не способен занять соответствующую социальную позицию.
Ремесленничество в российском обществе - сложная для социального исследования тема. Научных трудов и монографий на эту тему немного, можно отметить лишь посвященные профессионально-ремесленному обучению в России научные работы Э. Ф. Зеера, Б. Тидемана, Г. М. Романцева и диссертационные исследования Н. А. Доронина, Д. П. Заводчикова, Е. Г. Лопес. Проблема социализации как процесса накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям, нашла наиболее полное отражение в трудах А. И. Кравченко, А. В. Мудрика, Г. В. Осипова, В. А. Плешакова, Нейла Дж. Смелзера, А. Н. Тесленко, Т. Шибутани.
По мнению основоположника экономической социологии Нейла Смелзера, процесс социализации происходит с помощью агентов и институтов социализации. Агенты - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, институты - это социальные структуры, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институтами социализации ремесленника-предпринимателя в России могут стать учреждения высшего профессионального и профессионально-педагогического образования, обеспечивающие учреждения среднего профессионального образования педагогами профессионально-ремесленного обучения. Они будут готовить агентов социализации, владеющих навыками ремесленной профессии.
Предметом нашего научного исследования являются теоретико-методологические основы социализации ремесленника-предпринимателя в учреждениях высшего профессионально-педагогического образования. Его цель заключается в разработке и обосновании методологии социализации ремесленника-предпринимателя в названных учреждениях.
Согласно общей концепции исследования процесс социализации ре-месленника-предпринимателя в российском обществе может быть инициирован путем подготовки педагогов профессионально-ремесленного обуче-
ния в качестве агентов социализации в институтах социализации - учреждениях высшего профессионально-педагогического образования. Модель педагога профессионально-ремесленного обучения должна включать общекультурные компетенции, профессиональные компетенции учителя, инженера, технолога, предпринимателя, ремесленника и компетенции агента социализации ремесленника-предпринимателя.
Методика обучения будущих специалистов должна использовать механизмы формирования агента социализации ремесленника-предприни-мателя. В этом случае разрабатываемая теория социализации ремеслен-ника-предпринимателя базируется на следующих положениях:
• социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества;
• общественными ценностями являются стандартизированные образцы социально одобряемого поведения;
• результатом сформированности агента социализации ремесленни-ка-предпринимателя являются приобретенные им компетенции, позволяющие развивать у будущих специалистов-ремесленников социально одобряемое поведение.
Рассмотрим механизмы социализации, разделив их на две группы: социально-педагогические и социально-психологические. К первой группе относятся:
• импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно значимых объектов. Импринтинг осуществляется прежде всего в младенческом возрасте. Однако возможно запечатление каких-либо образов и ощущений и на более поздних возрастных этапах;
• экзистенциальный нажим - бессознательное усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;
• подражание - следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное усвоение социального опыта;
• идентификация - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком или группой;
• рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным социальным группам, институтам общества.
Вторую группу составляют следующие механизмы:
• традиционный - усвоение человеком норм, эталонов поведения, воззрений, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Такое усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия доминирующих стереотипов. Эффективность данного механизма активно прояв-
ляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но его знание противоречит традициям ближайшего окружения;
• институциональный - накопление соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации. Такое накопление осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно основным. В эпоху кризиса культуры и социальных трансформаций российского общества, когда происходит разрушение традиционных ценностей, изменение характера труда и досуга, утрата связей между человеком и обществом, приоритетным направлением становится формирование социального характера, представляющего собой результат адаптации человека к конкретному типу организации общества и к той конкретной культурной среде, в которой он существует. Социальный характер является социально стабилизирующим фактором. Результатом его сформированности оказывается полное соответствие индивида социальной системе. Социальная роль обусловливает ожидаемое «правильное» поведение. Именно через социальную роль осуществляется связь между отдельными индивидами и общезначимой системой ценностей;
• стилизованный - создание определенного стиля жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы в рамках определенной субкультуры посредством использования комплекса морально-психологических черт и поведенческих проявлений. Субкультура влияет на социализацию человека в том случае, если являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны для него.
• межличностный - организация процесса общения человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть как родители, друзья и др., так и представители тех или иных организаций и групп.
Рассмотрение дефиниций позволило спрогнозировать, что в период подготовки педагогов профессионально-ремесленного обучения в качестве агентов социализации ремесленника-предпринимателя наиболее эффективными окажутся механизмы идентификации, рефлексии и институциональный механизм.
Первым шагом при проектировании педагогического процесса рассматриваемой подготовки является разработка функциональной модели (рисунок). Функциональная модель служит средством описания работы (функционирования) той или иной системы или объекта. Она может быть использована как для анализа деятельности существующих систем, так и для проектирования новых систем практически без ограничений по предметной области.
Студент 1-го курса
Социализация ремесленника-предпринимателя
Формирование социального поведения
Вырабатывание социального характера
Ремесленник-
предприниматель
Обучение рабочей профессии
Обучение основам предпринимательства
Подготовка агента социализации ремесленника-предпринимателя
Овладение механизмами социализации
Агент социализации ремесленника-предпринимателя
Освоение технологии предпринимательства Овладение методикой профессионального обучения
> г
С
Бакалавр профессионально-ремесленного обучения
Функциональная модель профессионально-педагогического обучения агента социализации ремесленника-предпринимателя
Согласно предлагаемой функциональной модели профессионально-педагогического обучения агентов социализации ремесленника-предпринимателя, на первом этапе осуществляется обучение студентов рабочей профессии с одновременной социализацией в качестве ремесленников-предпринимателей. На втором этапе реализуется подготовка агентов социализации ремесленника-предпринимателя, которая включает обучение механизмам социализации, методике профессионального обучения и технологии предпринимательства.
Основным инструментом социализации, которым должен овладеть агент социализации ремесленника-предпринимателя, является социальнопсихологический тренинг, реализующий сущность двух механизмов социализации - идентификации и рефлексии.
Тренинг формирует социальное поведение, присущее ремесленнику-предпринимателю. Концепцию социально-психологического тренинга поведения в 1971 г. разработал на основе теоретических положений советских психологов немецкий социальный психолог М. Форверг. Техника тренинга М. Форверга позволяет сформировать социальное поведение, соответствующее требованиям определенной профессии (должности, роли и т. д.). Сначала эмпирическим путем выделяются типы поведения участников тренинга, а затем с помощью специальных групповых форм тренинга актуализируются механизмы психической регуляции, которые влияют на психические процессы, включенные в соответствующее поведение. Программа тренинга предполагает коррекцию поведения его участников в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенной профессии или социальной роли.
Особенностью таких тренингов является введение понятия установки. Автором общепсихологической теории установки является грузинский психолог и философ Д. Н. Узнадзе. Установка в теории социально-психологического тренинга М. Форверга рассматривается как одновременное регулирование поведения в трех формах проявления: избирательной, оценочной, активизирующей. В результате регуляция поведения осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: ожидание, оценка, действие. В структуре каждого уровня регуляции - набор частных установок.
Согласно Д. Н. Узнадзе, человеческое поведение имеет два уровня: импульсивное (регулируемое на уровне установки) и объективированное. В процессе социально-психологического тренинга выученный и применяемый индивидами тип психической регуляции социального поведения разрушается, лабилизируется. Лабилизация - это процесс, противоположный стабилизации: участникам тренинга показывают, что их знания и навыки не способствуют решению поставленных перед ними актуальных задач. Далее тренер предлагает новую мотивацию и новые ориентиры, которые усваиваются и выучиваются охотно и успешно. Тренинг состоит из двух этапов:
• на первом этапе провоцируются те переживания и понимания, которые обладают мотивирующей функцией;
• на втором этапе происходит обучение частным типам поведения с помощью многочисленных упражнений, которыми участники овладевают настолько, что смогут самостоятельно и произвольно применять их.
Итогом является оптимизация поведения и научение социальному компетентному поведению.
Особенность тренинга, разработанного М. Форвергом, заключается в том, что в его процедуру внедрены психологические (поведенческие) тесты и эксперименты. По завершении тренинга эмпирические данные об успешности обучения сравниваются с данными групп, не прошедших тренинг.
Мотивационные социально-психологические тренинги позволяют сформировать систему профессиональных ценностей ремесленника-предприни-мателя, на основе которой в дальнейшем формируется социальное поведение, а в результате заданный социальный характер профессионала.
Учитывая задачи профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов, можно резюмировать следующее. В результате освоения образовательной программы бакалавры профессионально-ремесленного обучения должны приобрести компетенции, которыми необходимо владеть агенту социализации ремесленника-предпринимателя. Агент должен иметь хорошо усвоенный опыт практического психолога, деятельность которого ориентирована на формирование у учеников социального характера, присущего ремесленнику-предпринимателю.
Литература
1. Смелзер Н. Социология / под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994. 688 с.
2. Сорокин П. А. Социальная мобильность / пер. с англ. М. В. Соколовой. М.: Academia: LVS, 2005. 588 с.