Щупленков О.В.
Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин,
Ставропольский государственный педагогический институт.
Возрождение казачества в системе национальной парадигмы
Статусное положение казачества в современной России вызывает массу споров в научном сообществе. В правовом поле казачество выступает в качестве общественного движения, рядового представителя многообразного социального пространства российской действительности1.
Не учитывается заслуженный исторический потенциал казачества как самобытного народа, осуществлявшего важную миссию охраны пограничных рубежей державы.
Возрождение казачества возможно только тогда, когда в обществе созреет необходимость признания за казачьим людом особого социального статуса, будь то военное сословие, субэтническое образование или народ. Подобное самоопределение позволит многочисленному казачьему сообществу выработать направленное целеполагающее действие по объединению казачьих войск в единое государственное образование2.
Внутри самого казачьего сообщества по вопросу самоидентичности существуют разные точки зрения3. Незначительная часть казачества определяют свое статусное положение как не-
1 О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 года № 632 (с последующими изменениями); О реабилитации казачества. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года № 3321-1 (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 118-ФЗ); Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 года; Беглов А.Д. Возрождение российского казачества: система управления и методы хозяйствования. М., 2011; Иванова В.Н. Православные традиции и казачья экономика // Альянс. 2015, январь; Третьяк В.П. Орлов Б.Л. К вопросу о статусе современного российского казачества // «Отраслевые рынки». № 1-2 (39) (январь — апрель), 2015; Третьяк В.П. Развитие казачества как гражданского института в современной России // Альянс. 2012. № 3.
2 Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Казачество юга России: история и современность : учебное пособие. М., 2011.
3 Трут В.П. Казачий излом (Казачество Юго-Востока России в начале XX века и в период революции 1917 года). Ростов н/Д, 1997; Корниенко B.C. Русское казачество или казачья нация? Проблема самоопределения в идеологии казачьего национализма начала XX века // Клио. 2011. № 1(52); Сампиев И.М., Аккиева С.И., Касымханов Р.К. К вопросу о казачьей идентификации и самоидентификации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3.
d i
кого этнического образования, с ограниченными социально-правовыми возможностями. Подобные взгляды на казачество как на народ широко распространены среди сельских жителей и молодежи. Большая же часть казаков, как и неказачье население убеждены в полиэтнической составляющей возникновения казачества, где основными факторами, повлиявшими на формирование надэтнического сообщества, являлись исторические особенности расселения и организации быта, традиционные устои самоуправления4.
Большинство граждан России идентифицируют казачество с остальными гражданами России, выделявшимися особыми воинскими поручениями со стороны власти. Несение пограничной службы сформировали у казачества особый формат отношения к смерти, воинскому братству, патриотизму и героизму5. Естественность осуществления своего предназначения накладывает на казачество ответственность на государственном уровне. Этническая составляющая самоидентификации казачества создает важные условия для определения данного сообщества как уникального надэтнического образования, наделенного особыми полномочиями по охране рубежей Родины6.
В последнее время в отношениях между казачеством и властью наметился важный поворот в сторону признания государством особых возможностей казачества как консолидирующей силы сохранения национального суверенитета. Пока достаточно робко, но настойчиво слышатся предложения по признанию казачества как социальной общности способной кардинально изменить социально-политическую ситуацию в
4 Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М., 1995; Абдулатипов Р.Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005; Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России Т. IV. Причины и обстоятельства роста напряжённости, поиск путей стабилизации на Северном Кавказе: Спец. Выпуск. Ростов-на-Дону, 2010. Баранов H.A. Нация как субъект политической коммуникации: современный опыт России // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. статей / науч. ред. Е.П. Борзова, K.M. Оганяна. СПб., 2007.
5 Щупленков О.В. Проблема возрождения казачества в политических условиях современной России // Коллективная монография «Казачество: история, патриотическое воспитание, геополитика» (в пяти томах). Том 2, «Патриотическое воспитание» / Международный издательский центр «Этносоциум», 2016; Щупленков О.В. Казачество как социальная общность: историческая справка // Альманах казачества, 2016. № 21.
6 Галкин A.A. Объективные вызовы и национальная идентичность: тенденции и проблемы // Полития. 2013. № 1. Гофман А.Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность // Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV.
№
российских регионах. Казачество нащупывает необходимую р нишу в социальной структуре российского общества, которая позволит ему реализовывать в полной мере отпущенные историей конструктивные возможности как на государственном уровне, так и на муниципальном.
Но не стоит ждать быстрого изменения общественного мнения в отношении роли казачества в российском обществе. Казачье сообщество многокомпонентное и противоречивое, подсистемы и элементы разобщены, отсутствуют единый политический центр, идеологическая доктрина, институциональные формы управления. Системность и упорядоченность организации казачьего самоуправления может возникнуть только в том случае, если все разрозненные ресурсы казачьего управления пересекутся в единой точке национальной предназначенности. Миссия современного поколения казаков состоит в создании необходимых условий для объединения всего казачьего люда в единое субэтническое образование, со своим самосознанием и исторической памятью, неотделимой от всей российской истории.
Современное российское общество скептически относится к идее возрождения казачества. Такое отношение складывалось десятилетиями, и преломить ситуацию должно консолидированное выступление всего казачьего сообщества в защиту собственной самоидентичности. Единое понимание исторической миссии, отсутствие территориальной самоизолированности возможно поможет создать образ сплоченного этнического образования, готового реализовать возложенное на него историческое предназначение защищать пограничные рубежи Родины.
Изменить скептическое отношение к идее возрождения казачества возможно только с изменением общественного сознания. В этой связи необходимо проанализировать позитивные и негативные моменты тиражирования значимости казачества в российском обществе, форматированной информации об истории казачества, его роли в становлении российской государственности. Полученные знания позволят на государственном и местном уровнях принять адекватную стратегию развития казачества, наметить эффективные механизмы взаимодействия органов власти с казачьими объединениями.
Важное значение в изменении отношения населения к казачеству имеет определение возможных полномочий казачьего сообщества, его способности самостоятельно решить стоящие
(О;
перед российским обществом проблемами. Перед казачьим сообществом открываются широкие перспективы реализации своих возможностей в решении насущных задач охраны государственных границ, патриотического воспитания подрастающего поколения, развития военно-спортивного движения, предотвращения и оперативного разрешения межнациональных конфликтов, сохранения национально-культурного наследия.
Проведенные социологические опросы среди казачьего и неказачьего населения Кавказских Минеральных Вод подтверждают тенденцию россиян видеть казачество в качестве значимого партнера государства в охране государственных границ, патриотического воспитания молодого поколения.
Таблица 1.
Какую роль, на Ваш взгляд, играет казачество в решении следующих задач:
Виды задач Значительную Незначительную Совсем никакой Затруднились ответить
Безопасность государственных границ 21,0 35,6 24,7 18,7
В решении межнациональных конфликтов 21,7 34,5 24,6 19,2
В военно-патриотическом воспитании молодого поколения 36,1 37,7 12,1 14,1
В военно-спортивной работе с молодым поколением 32,6 37,7 13,8 15,9
В сохранении национально-культурных традиций 49,1 32,1 7,3 11,5
Рассчитав показатель индекса значимости казачества в решении актуальных проблем современности выявлена тенденция к повышению статуса казачества в обществе в сознании населения.
Таблица 2.
Индекс роли казачества в решении следующих задач
Виды задач Значение индекса
Сохранение национально-культурных традиций 4,21
Военно-патриотическое воспитание молодого поколения 3,92
Военно-спортивная работа с молодым поколением 3,84
Разрешение межнациональных конфликтов на Юге России 3,45
Безопасность государственных границ 3,43
Перед казачьим сообществом на данном историческом р этапе по мнению респондентов стоит задача сохранения национально-культурных традиций, подготовке молодого поколения к защите Отечества. Наблюдается совпадение взглядов как казачьего, так и неказачьего населения относительно роли казачества в преемственности национально-культурных традиций и значимости казачьих объединений в разрешении межнациональных конфликтов.
Единство взглядов относительно возрастающей роли казачества в общественной жизни России свидетельствует о понимании людьми необходимости обращения к традиционным ценностям прошлого. Историческая память позволяет создать необходимый фундамент нравственного очищения, способного преодолевать возникающие препоны на пути к национальному процветанию.
С горечью надо признать, что современные казачьи объединения не в должной мере соответствуют своему предназначению. «Вольные и «реестровые» казачьи объединения по своему прямому назначению отвечают с большой натяжкой. Правовой либерализм позволяет любой организации зарегистрироваться от имени казачьего сообщества и осуществлять функцию далекой от предназначенной по сущности.
Наличие значительного количества «псевдоказачьих» объединений дискредитирует саму идею возрождения казачества. Легальные и полулегальные организации используют появившуюся возможность «нажиться» на идее возрождения казачества, получить материальные и финансовые выгоды. Данная политика государства по либерализации казачьего движения приводит только к усилению разобщенности в казачьей среде. Сталкивание интересов разных сторон развития казачьего движения усугубляет общий фон отношения общества к казачеству.
Культурно-исторические корни казачьей общности подталкивают казаков по всей России искать компромиссные варианты разработки общей идеи сплочения казачества в единый общественно-политический фронт. Рассредоточенные по всей стране казачьи объединения должны создать общий механизм самоидентификации как на местном уровне, так и на федеральном. Консолидация внутренних ресурсов позволит казачеству выработать общую стратегию организации деятельности по возрождению казачества на всем российском пространстве7.
7 Градницын А.А. Общественное мнение о возрождении донского казачества // Социс. 1991. № 12; Шамшурин В.И. Актуальные проблемы казачьего движе-
№
Вз I
йк
№
Начиная со второй половины 1980-х годов в Советском Союзе, а затем в России проходил процесс политической модернизации государства, где вопрос возрождения казачества затрагивал лишь исключительно незначительную часть гражданского сообщества. Осуществляемый на уровне местных органов власти данный процесс не входил в сферу заинтересованности государственных структур, политических движений.
До настоящего времени неясно, в какой плоскости осуществлять программу возрождения казачества. Перечислим возможные направления изучаемого процесса. Изучение историко-культурного прошлого казачества, социально-духовной составляющей российского менталитета, правовой значимости воздействия казачества на российскую государственность, экономической роли казачества в освоении новых территорий, или в совокупности всех составляющих казачьего народа. В любом случае, изучение истории и современного развития казачества требует комплексного подхода, основанного на строгом соблюдении объективности и справедливости.
Наиболее сложным является вопрос об этнической природе казачества. Автор неоднократно подчеркивал сложность и противоречивость определения казачьего народа. В большей степени на наш взгляд казачество является субэтнической единицей российской нации.
Не до конца определен и правовой и юридический статус казачества. Данная неопределенность статуса объясняется отсутствием четкой государственной позицией в отношении казачества. Наличие нескольких законов в отношении казачества не позволяют в полной мере говорить о действенных шагах государства в отношении возрождения казачества8.
Для создания эффективного механизма организации и функционирования казачьих органов самоуправления на местах на наш взгляд необходимо разработать правовой прецедент осуществления юридических норм организации го-
ния // Социс.1992. № 9; Зотов В. Казачество российский феномен // Свободная мысль. 1994. № 4; Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов-на-Дону, 1995; Возрождение казачества: надежды и опасения / Под ред. Г. Витковской и А. Малашенко. М., 1998; Гусев Б.Н. Государственная служба - смысл существования казачества // Казаки России. 1999. Ноябрь.
8 Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» и Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».
сударственной службы казачества. При разработке данного р. соглашения можно использовать уже имеющийся в наличии порядок заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований договор (соглашение) с казачьими обществами (ч. 5 ст. 7 ФЗ от 5 декабря 2005 г. № 154).
Использование программно-целевого метода реализации программы возрождения казачества позволит направить средства из государственных, региональных, местных фондов на поддержание реестровой службы казачества. Заключение договоров (соглашений) между субъектами соглашения позволит упорядочить организацию несения государственной и муниципальной службы казачьими обществами.
Необходимо определить условия видовой специализации организации государственной и муниципальной службы казачьим сообществом. Создать материальные и научные предпосылки для реализации кадровой ротации казачьих обществ в деле несения государственной и муниципальной службы.
Привести в нормативную форму порядок ведения реестровой службы казаков, соразмеренно с социально-политическими реалиями. Упорядочить механизмы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с казачьими обществами. Выработать особый регламент осуществления казачеством возможности несения государственной и муниципальной службы, при этом обратить внимание на разработку квалификационных требований к изъявившим желание и имеющим способности казакам осуществлять государственную и иную служебную деятельность.
В контексте данных предложений необходимо создать специальные центры профессиональной переподготовки кадрового состава казачьих обществ, с дальнейшим их привлечением к работе в правоохранительных органах.
Исторический опыт использования казачества как эффективного общественного органа обеспечения порядка на границе позволяет говорить о необходимости использования казачьих сообществ на иррегулярной службе, в результате которой происходит оптимальное сочетание профессиональной и бытовой особенностей функционирования казачьих сообществ.
iQ;
Тесное взаимодействие государственной и общественной составляющей казачьих форм самоуправления приводило к созданию гармоничной формы организации службы казачества на границах России, создавало необходимый политический и духовный задел обеспечения мира с соседями. Казак становился сосредоточением государственной и общественной миссии российской государственности. В этом единстве нам видится залог общенациональной программы возрождения казачества, которая позволит реализовывать уникальный исторический опыт организации межнационального диалога, сохранении традиций казачества, которые позволят более эффективно организовать работу патриотическому воспитанию молодежи, а также укреплению политической системы и институтов гражданского общества.
Список литературы:
1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М„ 1995. 224 с.
2. Абдулатипов Р.Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005. 472 с.
3. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России Т. IV. Причины и обстоятельства роста напряжённости, поиск путей стабилизации на Северном Кавказе: Спец. Выпуск / Г.Г. Матишов, Л.В. Батиев, И.В. Пащенко. Ростов-на-Дону, 2010. 119 с
4. Баранов H.A. Нация как субъект политической коммуникации: современный опыт России // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. статей / науч. ред. Е.П. Борзова, K.M. Оганяна. СПб., 2007. С. 54-60.
5. Беглов А. Д. Возрождение российского казачества: система управления и методы хозяйствования. М., 2011. 236 с.
6. Возрождение казачества: надежды и опасения / под ред. Г. Витковской и А. Мала-шенко. М„ 1998. 242 с.
7. Галкин A.A. Объективные вызовы и национальная идентичность: тенденции и проблемы // Полития. 2013. № 1. С. 6-23.
8. Гофман А.Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV. С. 241-254.
9. Градницын A.A. Общественное мнение о возрождении донского казачества // Со-цис. 1991. № 12. С. 78-85.
10. Гусев Б.Н. Государственная служба - смысл существования казачества // Казаки России. 1999. Ноябрь. С. 35-38.
11. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» и Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».
12. Зотов В. Казачество российский феномен // Свободная мысль. 1994. № 4. С. 66-76.
13. Иванова В.Н. Православные традиции и казачья экономика // Альянс. 2015, январь. С.15-16.
14. Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов-на-Дону, 1995. 248 с.
15. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении россий-
ского казачества. Утверждена Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 года.
16. Корниенко Б.С. Русское казачество или казачья нация? Проблема самоопределения в идеологии казачьего национализма начала XX века // Клио. 2011. № 1(52). С. 3-11.
17. О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 года № 632 (с последующими изменениями).
18. О реабилитации казачества. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года № 3321-1 (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 118-ФЗ).
19. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Казачество юга России: история и современность : учебное пособие. М., 2011. 256 с.
20. Сампиев И.М., Аккиева С.И., Касымханов Р.К К вопросу о казачьей идентификации и самоидентификации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3.
21. Третьяк В.П. Орлов Б.Л. К вопросу о статусе современного российского казачества // «Отраслевые рынки». № 1-2 (39) (январь — апрель), 2015. С. 1-9.
22. Третьяк В.П. Развитие казачества как гражданского института в современной России // Альянс. 2012. № 3. С. 23-25.
23. Трут В.П. Казачий излом (Казачество Юго-Востока России в начале XX века и в период революции 1917 года). Ростов н/Д, 1997. С. 55.
24. Шамшурин В.И. Актуальные проблемы казачьего движения // Социс.1992. № 9. С. 17-29.
25. Щупленков О.В. Казачество как социальная общность: историческая справка // Альманах казачества, 2016. № 21. С. 7-20.
26. Щупленков О.В. Проблема возрождения казачества в политических условиях современной России // Коллективная монография «Казачество: история, патриотическое воспитание, геополитика» (в пяти томах). Том 2, «Патриотическое воспитание» / Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. С. 12-21.
27. Бормотова T.M. Влияние неконтролируемой миграции на рост трансграничной преступности в европейских странах // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 8 (98). С. 169-173.
28. Бормотова T.M. Никитина И.Э. Проблемы сближения национальных законодательств стран-членов Евросоюза в вопросах миграционной политики // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 1 (91). С. 51-54.
29. Рябова Е.Л., Нечипоренко B.C. Политическое лидерство как ресурс эффективного государственного управления СМИ // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 1 (103). С. 9 - 18.
30. Рыбаков C.B. Туристический имидж Армении в свете ее культурно-исторических особенностей // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 2 (104). С. 122 - 129.
Bibliography
1. Abdulatipov RG Paradoxes of sovereignty. Perspectives of man, nation, state. M., 1995.224 p.
2. Abdulatipov RG The Russian nation. Ethnonational and civil identity of Russians in modern conditions. M„ 2005. 472 p.
3. Atlas of socio-political problems, threats and risks of the South of Russia. T. IV. Causes and circumstances of growing tensions, the search for ways to stabilize in the North Caucasus: Spec. Issue / G.G. Matishov, L.V. Batiev, I.V. Pashchenko. Rostov-on-Don, 2010. 119 p.
4. Baranov N. A. Nation as a subject of political communication: modern experience of Russia / / Modern problems of intercultural communications: Sat. Articles / науч. Ed. E.P. Borzov, K.M. Ohanian. SPb., 2007. P. 54-60.
5. Beglov A.D. Revival of the Russian Cossacks: management system and methods of management. M„ 2011. 236 p.
6. Revival of the Cossacks: hopes and fears / ed. G. Vitkovskaya and A. Malashenko. M., 1998. 242 p.
iQ;
7. Galkin A.A. Objective challenges and national identity: trends and problems / / Politia. 2013. № 1. P. 6-23.
8. Hoffman A.B. In search of lost identity: traditions, traditionalism and national identity // Questions of social theory. 2010. Volume IV. P. 241-254.
9. Gradnitsyn AA Public opinion on the revival of the Don Cossacks // Socis. 1991. № 12. P. 78-85.
10. Gusev B.N. Public service - the meaning of the existence of the Cossacks // Cossacks of Russia. 1999. November. P. 35-38.
11. The RSFSR Law of April 26, 1991 «On the Rehabilitation of Repressed Peoples» and the Decree of the President of the Russian Federation of June 15,1992, No. 632 «On measures to implement the Law of the Russian Federation» On the Rehabilitation of Repressed Peoples «with respect to the Cossacks.»
12. Zotov V. Cossacks the Russian phenomenon // Free thought. 1994. № 4. P. 66-76.
13. Ivanova V.N. Orthodox traditions and the Cossack economy // Alliance. 2015, January. P. 15-16.
14. AI Kozlov. Revival of the Cossacks: history and modernity (evolution, politics, theory). Rostov-on-Don, 1995. 248 p.
15. Concept of state policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks. Approved by the President of the Russian Federation on July 3,2008.
16. Kornienko BS Russian Cossacks or the Cossack nation? The problem of self-determination in the ideology of Cossack nationalism at the beginning of the twentieth century, Klio.
2011. № 1 (52). P. 3-11.
17. On measures to implement the Law of the Russian Federation «On the Rehabilitation of Repressed Peoples» in relation to the Cossacks. Decree of the President of the Russian Federation of June 15,1992 No. 632 (with subsequent amendments).
18. On the rehabilitation of the Cossacks. Resolution of the Supreme Council of the Russian Federation No. 3321-1 of July 16, 1992 (as amended by Federal Law No. 118-FZ of June 26, 2007).
19. Ryabova EL, Shchuplenkov O.V. Cossacks of the south of Russia: history and modernity: a textbook. M„ 2011. 256 p.
20. Sampiev IM, Akkieva SI, Kasymkhanov R.K. On the issue of Cossack identification and self-identification / / Modern problems of science and education. 2015. № 2-3.
21. Tretyak V.P. Orlov B.L. To the question of the status of the modern Russian Cossacks // «Branch Markets». No. 1-2 (39) (January-April), 2015. P. 1-9.
22. Tretyak V.P. Development of Cossacks as a civil institution in modern Russia // Alliance.
2012. № 3. P. 23-25.
23. Trut V.P. Cossack fracture (Cossacks of the South-East of Russia in the early twentieth century and during the revolution of 1917). Rostov n / D, 1997. With. 55.
24. Shamshurin V.I. Actual problems of the Cossack movement// Cou;mc.1992. № 9. P. 17-29.
25. Shuplenkov O.V. Cossacks as a social community: historical information / / Almanac of the Cossacks, 2016. № 21. P. 7-20.
26. Shuplenkov O.V. The problem of the revival of the Cossacks in the political conditions of modern Russia // Collective monograph «Cossacks: history, patriotic education, geopolitics» (in five volumes). Volume 2, «Patriotic Education» / International Publishing Center «Eth-nosociety», 2016. P. 12-21.
27. Bormotova T.M. The impact of uncontrolled migration to the growth of cross-border crime in Europe // Etnosotsium and international culture. 2016. № 8 (98). p. 169 - 173.
28. Bormotova T.M. Nikitina I.E. Problems of convergence of national laws of European Union member states in matters of migration policy // Etnosotsium and international culture. 2016. № 1 (91). p. 51 - 54.
29. Ryabova E.L., Nechiporenko V.S. Political leadership as a resource of good governance // Etnosotsium and international culture. 2017. № 1 (103). p. 9 - 18.
30. Rybakov S.V. Armenia's touristic image in view of its cultural and historical peculiarities // Etnosotsium and international culture. 2017. № 2 (104). p. 122 - 129.