УДК 37.014.018 ГОРБУНОВА Г.А.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра изобразительного искусства, факультет искусств, Санкт-Петербургский государственный университет
Е-таПе: veta5@ya.ru САВЕЛЬЕВА О.П.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра академического рисунка и живописи, институт строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. ПИ. Носова Е-таПе: saveIop@mail.ru
UDC 37.014.018 GORBUNOVA G.A.
Doctor of Education, professor, Department of Fine arts, Saint-Petersburg State University
E-maile: veta5@ya.ru SAVELYEVA O.P.
Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of Academic Drawing and Painting, Nosov Magnitogorsk State Technical University E-maile: savelop@mail.ru
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЕКТЕ «ЭТНОМИР» THE REVIVAL OF ETHNIC AND CULTURAL VALUES IN THE PROJECT "ETHNOMIR"
Статья рассказывает о современных направлениях развития культурологического туризма на основе брен-дирования территории. Проанализированы создающиеся новые культурные ландшафты на примере туристического культурно-образовательного центра «ЭТНОМИР» (Калужская область), ставящего своей целью сохранение традиционных культур разных стран, стремление к демонстрированию самобытности народов и воспитание этнической толерантности.
Ключевые слова: этнопарк, этнокультурные ценности, быт и ремёсла, этнодвор, календарные праздники и фестивали, арт-объекты и скульптура.
The article tells about the modern directions of development of cultural tourism based on the branding areas. It analyzes created new cultural landscapes on the example of tourist cultural and educational center «ETNOMIR» (Kaluga oblast), whose aim is the preservation of traditional cultures of different countries, the desire to demonstrate identity of people and the education ethnic tolerance.
Keywords: ethnopark, ethno-cultural values, life and crafts-ethnic yard, calendar holidays and festivals, art objects and sculpture.
Изучение, сохранение культурного наследия народов, населяющих территорию страны, одна из основных задач науки, культуры и образования. Опора на достижения народа в духовном и материальном плане являются той базой, на которой строится национальная идентичность граждан любой страны [5, 8, 9]. Собирание, сохранение для потомков, изучение жизни человека, народов и национальностей зародилось еще в древности
Расцвет интереса науки к жизнедеятельности, взаимовлиянию культур разных этносов населяющих территорию нашей страны приходится на несколько временных периодов. Это, например, экспедиции Этнографического отдела Русского музея во второй по-
ловине 19 - начале 20 века. Создание музеев деревянного зодчества под открытым небом в 1960-70 гг. (архангельский «Малые Корелы», новгородский «Витославлицы» и др.). Возрождение интереса к национальным культурам в 1990-гг. и создание в полинациональных центрах страны культурных центов в формате Центров национальных культур или Домов дружбы народов (Магнитогорск, 1996; Татарстан, 1999; Челябинская область, 2003; Ижевск, 2007 и др.).
Последние годы развитию этнокультурных ценностей в России уделяется особое внимание со стороны многочисленных благотворительных фондов и международных организаций [3]. Идею создания этнографических парков поддержали министерства куль-
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the All-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Горбунова Г.А., Савельева О.П. © Gorbunova G. A., Savelyeva O.R
туры, экономического развития, образования и науки Российской Федерации.
Парки, культурные зоны - становятся не только рекреационными зонами и зонами отдых горожан, но и брендами, своеобразными магнитами туристической инфраструктуры.
Современная культу ра рассматривает туризм как стремление потреблять новые впечатления, попытку убежать от обыденной жизни. Однако, ученые указывают, что в эпоху постмодернизма - туризм зачастую становится процессом потребления симулякров, знаков, которые имитируют историческую и культурную реальность [3]. В обществе потребления значительную роль начинают играть реклама и дизайн, которые вроде как призваны удовлетворить интерес потребителя, но в целом решают основную задачу - продать имеющийся продукт.
Бренд территории по мнению К. Динни, имеет следующие аспекты - туризм, экспортные бренды, политика, бизнес и инвестиции, культура, люди [4, с. 152]. Основными особенностями ориентированности бренда на сферу туризма определяют два компонента: географический и культурный. О.Б. Чепурова подчеркивает, что проектную культуру региона определяют в том числе и такие принципы как «ориентация на культурную самобытность регионов, сохранение культурного наследия и перевод его культурных ценностей в категорию брендовых объектов» [10, с. 26].
В 2000 гг. появилась новая тенденция - создание новых культурных ландшафтов, объединяющих на одной территории музеи, туристическую инфраструктуру несколько народностей и национальностей.
Например, культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге от идеи в 2004 году до открытия первого подворья в 2007 году сформулировал концепцию - музей под открытым небом, объединяющий десять подворий (русское, казахское, украинское, башкирское, мордовское, немецкое, чувашское, армянское, белорусское, татарское). Каждый мини-комплекс соединяет музей истории, культуры и быта, библиотеку с литературой на национальном языке, редакции газет на национальном языке, офисы национально-культурных центров, кафе или ресторан национальной кухни. Да и само здание каждого национального подворья это или реплика или модель национальной постройки.
Туристическим коммерческим проектом является, например, этнографический комплекс «Трам» (Краснодарский край, п. Фадеево, 2009 г.). «В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле» [5].
Наиболее интересен, на наш взгляд, развивающийся проект «Этномир». В 2005 году около тридцати организаций единомышленников объединились в одну компанию «Этнодеревня» и создали международный благотворительный фонд «Диалог культур - еди-
ный мир». Миссия этого фонда - создание площадок для живого диалога культур во всем мире. В развитии основополагающих идей организации стали сохранение традиционных культур, воспитание этнической толерантности и укрепление дружбы между народами, стремление к демонстрированию культурной уникальности, самобытности каждой страны [7].
В настоящее время, одним из основных направлений деятельности фонда является проект создания в Калужской области уникального паркового комплекса «ЭТНОМИР», расположенного в нескольких километрах от старинного русского города Боровска. Главной целью проекта является создание культурно-образовательного центра, на территории которого будет представлено этническое многообразие народов нашей планеты. Данный проект осуществляется под эгидой ЮНЕСКО.
На огромной площади в 140 га к 2020 году запланировано построить 52 этнодвора с традиционным укладом жизни, быта и культур разных народов мира. В 2020 году «ЭТНОМИР» станет креативным городом, кластером внутреннего этнического, экологического и образовательного ту ризма [7].
На данный момент 12 подворий уже построены и функционируют. Под каждый такой этнодвор выделено не менее гектара земли. Исключением является центральный участок в 10 га, отведенный под «Русское подворье».
В инфраструктуру «ЭТНОМИРа» входят торгово-выставочный комплекс «Улица Мира», культурно-образовательный центр, инновационный центр и дендропарк. На 46 га леса, окружающих земли «ЭТНОМИРа», организованны туристические природные тропы для проведения экологических образовательных программ центра [7].
«Улица Мира» встречает гостей уже на входе. Состоит она из нескольких кварталов, первый из которых длиной 1,5 км. Улица заворачивает в бурлящий водоворот сувенирных лавок, маленьких ремесленных мастерских и симпатичных ресторанчиков. В павильонах «Улицы Мира» органично разместились книжные лавки, информационный центр, музей «Этномир», кинотеатр, выставочный комплекс, библиотека, конференц-зал и интернет-кафе. Здесь можно совершить прогулку по всей планете от Японии до Южной Америки, приобрести сувениры и определись каждому посетителю цели для более глубокого знакомства с культу рой той или иной страны.
В этнопарке, создавая образы разных стран, устроителями ставится цель показать многообразие мира -каждый народ представлен в аутентично воссозданном этнодворе, на котором гармонично размещены этнические постройки, передающие колорит традиционной жизни. В таком этнодворе обязательно живет хранитель традиций, который наиболее достоверно знакомит с мудростью своего народа, переданной через быт и праздники, через ремесла и предметы быта и труда, через фольклор, народные песни и сказания, через оздорови-
тельные процедуры и традиции народной кухни.
Вся территория «ЭТНОМИРа» является пешеходной зоной, никакой суеты, неспешные прогулки и созерцание. Здесь есть не только на что посмотреть, но и что послушать - периодически на пути гостей встречаются «говорящие книги» на постаментах. Как только человек приближается к одной из таких книг, она начинает рассказывать о близлежащем объекте.
На территории «Русского подворья» посетителей встречает огромная 11 метровая печь, которая является центром музейного комплекса «Русская печка». Эта печка, величиной с трехэтажный дом может не только согреть сотню человек, в ней даже можно жить. Внутри этой чудо-печки проходят экскурсии, а ее лежанка служит смотровой площадкой.
Музей «Русской Печи» - комплексная экспозиция, образуемая зданием Печи в окружении десяти жилых домов. характерных для русского населения европейской части нашей страны. В своей планировке архитектурный ансамбль воссоздает структуру древнеславянских поселений - это избы разных эпох и стилей, построенные по всем канонам и традициям тех или иных регионов России - поволжский дом, уральский, пятистенок и так далее. В каждом мастера-печники воссоздали настоящие печки из разных уголков России. И не только печи, но и этнографическое убранство самих срубов -старинные чугунные утюги, прихваты, самовары, кувшины, прялки, столы, скамьи и прочее - все собранные экспонаты рассказывают о русском быте.
Центральный Русский Дом помимо офисных помещений вмещает в себя отель на 37 номеров с рестораном русской кухни, конференц-залом, помещением для кофе-брейков, зимними садами и интернет-кафе.
В 2009 году были торжественно открыты первые этнодворы «Беларусь» и «Украина». На праздник единения славянских народов в «ЭТНОМИР» приехало около тысячи человек. На «Улице Мира» гостей праздника хлебом-солью встречали три девушки, олицетворяющие Россию, Беларусь и Украину. Праздничную атмосферу праздника создавали артисты и музыканты Белорусского государственного ансамбля народной музыки «Свята».
Для того чтобы познакомить гостей «ЭТНОМИРа» с традиционной жизнью белорусского и украинского народов, на открытие были приглашены народные мастера и заслуженные деятели культуры Украины и Белоруссии. С белорусской культурой гостей знакомили посредством ремесленных мастер-классов умельцы музейного комплекса «Дудутки»: гончары, мастера по соломоплетению и инкрустации соломкой, мастер-хлебопек. Украину представили мастера вытинанки (бумажной вырезки) и мастер выбийки (декоративного оформления тканей).
Гармонично на территории «ЭТНОМИРА» расположился этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток», где представлены следующие архитектурные объекты: гостиница. музей, фактория, кафе, хан-юрта, поляна игр, костровое место, питомник ездовых собак. На данной
территории созданы все условия проживания и отдыха, в которых гость за короткое время сможет погрузиться в мир коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Проживание в аилах, юртах и чумах, общение с хранителями традиций, песни и танцы, состязания и игры, сибирская кухня, музей жилищ сибирских народов - все это увлекательное путешествие по просторам сибирских земель.
В гостиничном комплексе «Сибирия» представлены три типа жилищ - традиционные тувинские юрты, хакасские восьмиугольные юрты и сибирские чумы. Каждое жилище по-своему уникально и привлекательно, при их строительстве полностью сохранены конструктивные особенности юрт и чумов.
Гостиничные номера народов Центральной Азии расположены на деревянном помосте и представляют собой отдельно стоящие традиционные юрты киргизского и бурятского этноса, выполненные из натурального материала - войлока. Интерьер и атмосфера традиций дают гостям почувствовать себя настоящими кочевником.
Каждый посетитель может стать на время жителем любого этнодвора, ощутив на себе всю многогранность культуры и обогатив себя новыми знаниями о жизни и традициях народа.
Погружение в культуру народов происходит и гастрономический через национальную кухню. Ведь знакомство с традиционными блюдами, ритуалами это в первую очередь эмоционально-духовная составляющая диалога культур и культуры диалога.
Северную Америку представляет анимационный комплекс с индейскими типи. Культурный центр Индии построен в могольском стиле и демонстрирует представление о мире от небесного духовного уровня до земного - человеческого. Начато строительство этнодвора Китая. Его «дворик» составят семь зданий: гостиница, музей, ресторан национальной кухни, галерея магазинов. ремесленные мастерские, школа боевых искусств Шаолиня, оздоровительный центр.
Первым партнерским проектом «ЭТНОМИРа» стало строительство этнодвора Непала в 2010 году. Освящение места будущего строительства происходило по специальному буддийскому ритуалу. На ровном поле были заранее выкопаны пять ям, четыре по углам будущего дома и одна в центре, в которую специально спускались инициаторы и будущие хранители традиций непальской культуры, проводя обряд с различными интересными предметами. В центре ямы была расстелена красная ткань, на которой яркими красками цветной хны, лепестков цветов и риса была сотворена мандала - символ, приносящий благо всем живым существам. После произнесения молитвы, на каждый из пяти камней были положены кусочки цветного риса и лепестки цветов. Затем эти камни, олицетворяющие будущее благополучие этнодвора, были опущены в каждую из пяти ям.
Уже в июле 2011 года состоялось открытие Непальского этнодвора официальными лицами, который был построен при поддержке Посольства Непала в РФ. При
этом присутствовали около 400 непальцев - из диаспор тридцати стран мира, сотрудники Института востоковедения РАН, журналисты и другие многочисленные гости.
Возведенный Непальский этнодвор - это не только красивое здание с конференц-залом, гостиницей и музейной экспозицией, но и продуманное художественное пространство с воротами в восточном стиле, фонтаном, «деревьями дружбы», и открытыми во время праздника скульптурными композициями первым покорителям Эвереста - Эдмунду Хиллари и Тензину Шерпа, а также нашему соотечественнику Борису Лисаневичу - первооткрывателю Непала для туристов.
Кроме экскурсии, «Этномир» предлагает еще около 30 уникальных экскурсий, а также мастер-классы по изготовлению народных кукол, хлебопечению и гончарному искусству [1, 6]. Независимо от возраста каждый обязательно найдет себе занятие по душе, так как уникальность данного продукта заключается именно в том, что организаторы предлагают быть не просто посетителем культурно-образовательного туристического комплекса, а на время стать «коренным» жителем любой страны мира, познать его красоту и многообразие, познакомиться с традициями и культурой, научиться многим вещам, и главное, посмотреть на мир и на себя глазами других народов.
«Этномир» - особенное место, где все можно потрогать руками, но только с добрыми намерениями, с уважением к труду хранителей культур. В нем постоянно проводятся уникальные праздники и фестивали, которые собирают тысячи гостей из разных стран мира, к примеру: фестиваль макарон, «Удаль молодецкая», фестиваль «Женщина в мировых традициях», «Маха Упайя пати», «Праздник народов мира», «День Земли», «День птиц», «День солнца», «Дикая мята» и многие другие.
В 2009 году в «ЭТНОМИРе» проходил 18-й международный фестиваль «Мамакабо», собравший в своих рядах более 50 музыкальных коллективов -представителей самых разных музыкальных жанров. Впервые прошел этно-танцевальный фестиваль «Глас Возрождения», представивший уникальные стили -Tribal Fusion, бандари, халиджи, саиди асайя и другие. Для многих участников фестиваля «ЭТНОМИР» стал настоящим открытием.
Для детей на территории «ЭТНОМИРа» компанией «Сами с усами» летом организован необычный детский оздоровительный лагерь. Яазвания смен говорят сами за себя: «Городок вне времени», «Мастерская эпох». Программа лагеря основана на реальных исторических событиях Руси IX века. Ребята переносятся в древность и пытаются внедрить в прошлое ставшие для них естественными в настоящем элементы технического прогресса, придумать свои экономические реформы, заменить натуральное хозяйство рыночными отношениями. В этом им помогают консультанты-профессионалы. Они путешествуют не только во времени, но в пространстве, попадают в хронодыры, знакомятся с элементами культуры Киевской Руси.
В один из дней они переносились в Индию, к ним приезжал индийский «посол», он знакомил ребят с культурой своей страны. Выстраивая сюжет программы, организаторы опираются на возможности «ЭТНОМИРа», используют элементы экскурсий, ролевых игр. да и целом - всю обширную территорию центра с уникальными объектами.
Для подвижного отдыха есть замечательный веревочный городок, скалодром, площадки для стрельбы из лука, музей живой истории «Буянов двор» с комплексом старинных развлечений, который находится в глубине леса, что создает ощущение перехода в Древнюю Русь: странные срубы с дерном на крыше, люди в домотканой одежде. Здесь ведется активное строительство: возведен дом воеводы Буяна, помост для выступлений, по выходным действует старинная кузня, в которой каждый желающий может сковать себе затейливый браслет или какой-нибудь инструмент. Желающие могут пострелять из старинного лука, пометать копья и топорики, сделать фото в настоящих древнерусских доспехах.
Скоро в «Буяновом дворе» появятся настоящий колодец и печка, большой дружинный дом, в нем будут проводиться пиры в традициях дружины князя Владимира. В планах - избушка на курьих ножках, гнездо Соловья-разбойника и другие арт-объекты для проведения познавательно-развлекательных программ.
«ЭТНОМИР» знакомит гостей не только с культурой и бытом народов земли, но и ставит памятники лучшим их представителям, а также тем персонажам, которые с детства согревают наши сердца - Барону Мюнхгаузену и Маленькому Принцу, Матери Терезе и Конфуцию, Михаилу Ломоносову и Юрию Гагарину. При поддержке известного сатирика Михаила Задорнова среди русских срубов возник памятник Арине Родионовне - няне великого Пушкина.
В 2009 году состоялось открытие скульптурной композиции, посвященной одному из самых светлых и жизнеутверждающих видов человеческого творчества -кинематографическому жанру комедии.
Календарь событий в «ЭТНОМИРе» расписан по дням на целый год вперед. Здесь нет выходных дней, каждую неделю гостям предлагается участие в новом празднике или фестивале. Масленица 2012 года собрала на территории этнопарка несколько тысяч гостей, для чего только под парковку автотранспорта было задействованы десятки гектар прилегающих полей. В течении всего праздника гостей угощали блинами и развлекали старинными забавами. Дети катались на собачьих упряжках.
Предполагается, что в ближайшие годы данный проект должен превратиться в главный этнокультурный перекресток страны. Здесь будут проходить наиболее яркие фестивали, карнавалы, календарные праздники, выставки, конференции, концерты, которые напрямую связаны с традиционной культу рой различных народов.
«ЭТНОМИР» становится таким, каким мы его мечтали видеть, - говорит Президент фонда «Диалог культур - единый мир» Руслан Байрамов: Мы всегда
взвешиваем наши обещания, и пока у нас нет противоречий между декларациями и действиями - это самое главное. Ждем всех вас и ваши проекты»! [2].
Будем надеяться, что все задуманное устроителями
свершится и туристический культурно-образовательный центр «ЭТНОМИР» станет самым большим хранителем этнокультурных ценностей мира, собранных на одной территории.
Библиографический список
1. Горбунова Г.А, Игнатьев С.Е. Интеграционные подходы в обучении изобразительному искусству в начальных классах // Наука и школа. 2015. №6. С. 110-119.
2. Гордиенко Ю. Культурный сеятель. // Коммерсантъ Секрет Фирмы. 2011. № 10 (314). Режим доступа: https://www. kommersant.ru/doc/1772258 (дата обращения 10.08.2017)
3. Канапьянова P.M. Современные тенденции этнокультурного развития народов России: Ресурсный центр в сфере национальных отношений: Сборник методический материалов. Вып.13. М. Ассамблея народов России, 2016 . 32 с.
4. Куприна Ю.П., Орлова Л.С. Социальный аспект в формировании бренда территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №6.Т.Ю. С. 152- 156.
5. Латышева А.Ю. «Этническая деревня» - новый тип культурного ландшафта: Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 7 - 15.
6. Лыкова Е.С. Изучение традиций русского народного искусства как средство активизации творческой деятельности младших школьников // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина. Сер. «Гуманитарные науки». М., 1994. С. 126.
7. Официальный сайт «ЭТНОМИР» - Режим доступа: http://etlmomir.rii (дата обращения 01.07.2017)
8. Савепьева О.П., Кожаринова А.А., Лебедева МЛ. Культурно-историческое наследие региона в содержании художественного образования детей // Science Time. 2015. №12 (24) С. 695 - 700.
9. ХворостовА.С., Хворостов Д.А. Искусство деревянной мозаики. М.: Культура и традиция, 2005. 207 с.
10. Чепурова О.Б. Социальный контекст дизайна (на примере Южноуральского региона) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 5 (166). С. 25 - 30.
References
1. Gorbimova G.A., Ignalyev S.E. Integration approaches to teaching art in the elementary classroom// Science and school. 2015. No. 6. Pp. 110-119.
2. Gordienko Y. Cultural sower. // Kommersant Secret Of The Firm. 2011. No. 10 (314). Mode of access: https://www.kommersant. ru/doc/1772258 (accessed 10.08.2017)
3. Kanapyanova KM. Current trends in ethno-cultural development of the peoples of Russia: the Resource center in the sphere of national relations: a Collection of teaching materials. Vol.13. M. Assembly of the peoples of Russia, 2016 . 32 p.
4. Kuptina Y.P., Orlovci L. С. Social aspect in the formation of the territorial brand // Socio-economic phenomena and processes. 2015. No. 6. Vol. 10. Pp. 152- 156.
5. LatyshevaA. Yu., «Ethnic village» - a new type of cultural landscape: the Theory and practice of planning for the cultural landscape: Mat-ly vseros. scientific.-pract. Conf. Saransk, Nov. 2010 Saransk: Izd-vo Morrow. University press, 2010, Pp. 7 - 15.
6. Lykovci E.S. the study of the traditions of Russian folk art as a means of enhancing the creative activity of younger school students // proceedings of Moscow state pedagogical University. V. I. Lenin. Ser. «Humanities». M., 1994. P.126.
7. The official website of «ETITNOMIR» - Mode of access: http://etlmomir.ru (accessed 01.07.2017)
8. Savelieva O.P., Kazatinova A.A., Lebedeva M.A. Cultural and historical heritage of the region in the contents of artistic education of children // Science Time. 2015. No. 12 (24) Pp. 695 - 700.
9. KhvorostivA. S., Khvorostiv D.A. the Art of wooden mosaics, M.: Culture and tradition, 2005. 207.
10. Chepumva O.B. the Social context of design (on the example of South Ural region) // Vestnik of the Orenburg state University. 2014. No. 5(166). Pp. 25 - 30.