3-й блок - локальные алгоритмы учебно-познавательной деятельности (УПД). Они определяют цель и направление деятельности при изучении каждого из разделов ТМ, их основное назначение состоит в том, чтобы дать более конкретную её структуру.Так же, как и в общем алгоритме, умственная деятельность студента не программируется, а получает общие направления для осознанной, самостоятельной, творческой работы.
ДСЛС как основное средство организации обучающей среды позволяет реализовать системообразующие принципы самоорганизации учебно-воспитательного процесса и использования системы средств и методов, адекватных конкретным педагогическим задачам и целям. В отличие от традиционного понимания алгоритма, ДСЛС относится к графической проблемно-алгоритмической форме представления учебного материала. Это средство развития системного мышления, преодоления его инертности и стандартности.
Важнейшее свойство СЛС состоит в том, что её можно адаптировать применительно к конкретным условиям и использовать в качестве различных учебно-познавательных средств:
1. СЛС выполнена в виде плаката
- используется в качестве статического проблемно-алгоритмического наглядного пособия при традиционном построении учебного занятия (лекция, комбинированное занятие, урок объяснения нового материала, повторение и т.д.).
2. ДСЛС выполнена в виде презен-
тации в программе "Power Point" с гиперссылками - используется в качестве динамического проблемно-
алгоритмического наглядного пособия на основе ЭВМ в зависимости от возможностей (применение мультимедийного экрана, компьютерного класса, индивидуальных домашних компьютеров).
3. СЛС выполнена в виде про-
граммы - используется в качестве электронного интерактивного учебно-
контролирующего пособия.
Применение предложенной методики даёт положительный эффект, что подтверждается практическими результатами. Однако эффективное решение этой проблемы должно решаться совместными усилиями педагогического корпуса новой формации, проникнутого идеологией теории развития творческой личности, владеющего интеллектуальными инструментами и механизмами современной методологии творчества и развивающего обучения.
Библиографический список
1. Г.С. Альшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 3-е изд., доп. Петрозаводск: Скандинавия, 2003. С. 240.
2. А.П. Дубинин. Теоретическая модель развития познавательного интереса. Материалы международной научной Интернет-видео конференции «Образование без границ». Белгород, 2004.
Е.В. Мишенькина
Возрастные особенности цветопредпочтения и взаимодействие цвета и возраста человека
Психологами установлено, что цвет влияет на наше сознание, настроение, физическую и умственную деятельность, он также идентифицирует социальный статус человека и его гендерную принадлежность. В связи с этим представляется ин-
тересным рассмотреть вопрос о связи цвета с возрастными периодами человека и его цветопредпочтением.
Несмотря на то, что человеческий глаз может различать от 20000 до 200000 оттенков цветов [1. С. 19], среди них есть
те, которые нравятся нам в большей и меньшей степени.
С момента рождения первые ощущения ребенка, связанные с цветом, формируются на ахроматической оси черный-белый, когда он различает свет и тьму (день и ночь). Практически с первых месяцев жизни ребенок начинает дифференцировать другие цвета спектра, но не все сразу. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенцев в разной степени, и, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые оттенки [2. С. 106]. Где-то к 3 месяцам он реагирует на красные цвета, к 6 его глаз определяет желтый среди других, позднее происходит различие синего и зеленого. Цветопредпочтение детей меняется с возрастом; так, к 3-5 годам малыша больше привлекает красный цвет, к 8 годам его излюбленным становится снова желтый, а позднее ему начинают нравиться более холодные цвета, такие как синий и зеленый [4. С. 27].
Психологами установлено, что до 20 лет именно красный цвет чаще остальных ставится на первое место по предпочтительности. По Люшеру, юноши, достигшие половой зрелости, отдают свое предпочтение красно-оранжевому цвету. К 30 годам наблюдается небольшой спад, и красный цвет несколько реже оказывается на первом месте, а к 60 годам этот цвет занимает место в середине или ближе к концу цветового ряда предпочтений [4. С. 74]. Этот факт объясняется не только снижением физической активности человека, ибо красный символизирует действие, но и возрастным снижением цветовой чувствительности. В соответствии с таблицей цветовых порогов по Смиту, до 20-25 лет она возрастает, а с возрастом эта чувствительность в значительной степени ослабевает. Причем необходимо отметить тот факт, что снижение происходит с неодинаковой скоростью для разных цветов. Так, зрительная чувствительность к желтому цвету после 50 лет практически не изменяется, мало изменяется она и к пурпурному, тогда как к красному, зеленому и синему цветам падает много быстрее, чем к первым [4. С. 42].
Данными физиологическими особенностями цветовой чувствительности субъекта объясняется и его цветопредпоч-тение в различные возрастные стадии. Количество возрастных стадий пытались определить еще в средневековье, насчитывалось от 7 до 12 периодов в человеческой жизни. Мы выделим наиболее крупные периоды: младенчество, юность, зрелый возраст и старость.
В древности цвет одежды обозначал не только социальное положение человека (пурпурная одежда римских императоров), но и возраст человека. Так, в Древнем Риме все мальчики, независимо от того, к какому социальному слою они принадлежали, до 16 лет носили одежду пурпурного цвета «как знак достоинства детства» [цит. по 3. С. 40]. Фиолетовый цвет, который представляет собой охлажденный вариант красного, ибо в его составе присутствует холодный синий, «имеет характер чего-то болезненного, погасшего, несет в себе что-то печальное» [цит. по 3. С. 204], и по сей день этот цвет считается подходящим для платьев старух.
В настоящее время нет цветов, строго закрепленных за определенной возрастной категорией. Есть цвета или комбинации цветов, присущие той или иной группе.
Поскольку дети являются зависимыми от своих родителей, то последние считают своим правом выбирать цвет детской одежды и других предметов, окружающих ребенка, зачастую не учитывая желание самого малыша. Таким образом, цвето-предпочтение ребенка в значительной степени является цветопредпочтением его родителей. Так, по сложившейся традиции, родители перевязывают новорожденную девочку красной/розовой ленточкой, а мальчика - синей/голубой. Детская одежда подбирается в соответствии с этим устоем. Не учитывая тот факт, что, например, голубой цвет может ухудшить настроение малыша, родители настойчиво одевают мальчиков в синие костюмчики, хотя желтые или салатные могут, наоборот, его улучшить. Но этот выбор не обоснован желанием самих родителей, они одевают мальчика именно в синей гамме,
а девочку в розовой, так как данное цветовое гендерное различие закреплено социумом.
Позднее, когда малыш подрастает и начинает проявлять свое цветопредпочте-ние, этот процесс также постоянно находится под строгим контролем общества. И если ребенок делает «неправильный выбор» по общественным представлениям, он рискует услышать в свой адрес такие реплики, как «ты что как мальчишка/или девчонка», и это является самым сильным и эффективным инструментом воздействия на «правильный» цветовой выбор ребенка, который стремится иметь черты, характерные только мужскому/женскому полу. Такое строгое гендерное различие по цвету принадлежит розовому/красному и голубому/синему, остальные цвета в этом плане являются нейтральными. Таким образом, уже где-то к 10 годам красный и синий цвета реже других являются любимыми цветами у детей, возможно, по причине того, что с самого рождения они навязывались им родителями, вследствие чего произошло переутомление от присутствия этих цветов. Поэтому естественным является в этот период выбор таких цветов, как желтый, зеленый, салатный, белый, бежевый, оранжевый и т. д. Но, как отмечалось ранее, позднее снова происходит возврат к красному, который чаще других оказывается на первом месте по предпочтительности у молодых людей до 25 лет, так как именно красный цвет является символом действия, максимальной активности и жизненной энергии, присущих данной возрастной группе. Таким образом, период юности окрашен в основном в красный.
В отличие от него, период младенчества и раннего детства предстает многокрасочным, так как при выборе детской одежды взрослые отдают предпочтение ярким цветам: красному, синему, зеленому, желтому, оранжевому, салатному, очень редко белому, серому, черному, возможно, потому, что эти цвета взрослые чаще других используют в своей одежде. Нереализованное желание многоцветия находит отражение в детской одежде. Обращая внимание на то, как одеты дети и
взрослые, нетрудно заметить тот факт, что в детской одежде одновременно присутствуют цвета (зеленый, красный, синий, желтый), сочетание которых не позволяют себе взрослые. Одежда последних подчинена стилю и цветовой сочетаемости, одобренной обществом. В данном случае мы рассматриваем традиционные устои общества и не учитываем категорию людей, которые в противовес общественному мнению разноцветной или вызывающе яркой одеждой пытаются выразить некий протест либо просто хотят привлечь внимание окружающих. Но любопытным является тот факт, что некая комбинация цветов в данный период времени может считаться «протестующей всеобщим устоям», однако через какой-то промежуток времени общество может одобрить и принять эту данность. Таким образом, общество и его мнение являются теми, кто определяет цветовую гамму данной возрастной группы.
Цветопредпочтение людей пожилого и преклонного возраста в значительной степени определяется их эмоциональным и физическим состоянием. Поскольку этот период представляет собой заключительный этап жизни, угасание активности и желание покоя - все это объясняет цветовой выбор людей данной категории, которые в большинстве случаев предпочитают серые, коричневые цвета либо тусклые оттенки других цветов. Они выбирают цвета, не обладающие какой-либо активностью. Именно эти цвета являются гармоничными их внутреннему состоянию. Это не просто устои общества, но и сами пожилые люди говорят о том, что в этих цветах они ощущают себя гораздо спокойней. В этот период жизни цвет является дополнительным визуальным успокаивающим средством и стабилизатором нервной системы.
Но совсем необязательно, что одежду мрачных цветов используют люди, являющиеся стариками биологически. Достаточно часто биологический возраст не совпадает с внутренним возрастным ощущением самого человека. Существует огромное количество примеров, когда люди одеваются как «старики», хотя их биоло-
гический возраст меньше того, как они выглядят. При этом они сами ощущают себя старше. Есть и обратные примеры того, когда люди пожилого возраста одеваются в жизненные цвета и ощущают себя как 30-тилетние и выглядят моложе своих лет. Поэтому в данном случае речь идет не только о биологическом возрасте человека, но и о его внутреннем возрастном самоощущении и самовосприятии.
Исходя из вышесказанного, цвета можно подразделить на две группы: первая - «жизненные/молодые» цвета, которые заключают в себе силу, энергию, действие, жизнь. К этой группе относятся розовый, красный, желтый, оранжевый, белый, яркие оттенки зеленого, синего и пастельные цвета. Вторая группа - это «увядающие/старческие» цвета, символизирующие значительное снижение жизненной активности. Так, например, коричневый ассоциируется, прежде всего, с процессом гниения либо конечной стадией увядшей растительности; фиолетовый / сиреневый - это активность красного, подавленная пассивностью синего, также символизирует утрату энергии, увядание, старение.
Доказательством жизненности и молодости розового цвета служит любопыт-
ный пример американского цветотерапев-та Линды Кларк: женщина 50 лет, потерявшая мужа и ужасно выглядевшая, начала «дышать розовым цветом», и спустя 9 месяцев она не только стала значительно лучше себя чувствовать, но изменилась и ее внешность, был отмечен факт омоложения кожи [1. С. 25].
Из этого можно сделать предположение о том, что возраст человека в некоторой степени определяет его цветопред-почтение, но выбор цвета остается за самим индивидуумом. Выбирая цвет, который его окружает, он может не только воздействовать на собственное настроение, но и на состояния всего организма. Человек сам может выбрать себе тот возраст, в котором он чувствует себя наиболее комфортно, независимо от его реального биологического возраста.
Таким образом, цвет и возраст являются взаимозависимыми и взаимоопреде-ляющими. Цветопредпочтение меняется с возрастом по причине вышеуказанных физиологических особенностей человека, но в значительной степени оно зависит и определяется внутренним возрастным самоощущением и самовосприятием индивидуума.
Библиографический список
1. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб: Б&К, 2002. 212 с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. М: Академия, 1998. 456 с.
3. Психология цвета. М:. Рефл-бук, Ваклер, 1996. 349 с.
4. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. М.: Речь, 2001. 255 с.
Е.М. Муравьев, Л.Н. Серебренников, Р.С. Стулов
Обучение предпринимательству в системе технологической подготовки школьников
Современные социально-экономи-
ческие преобразования в России поставили задачу обеспечения эффективной подготовки учащихся к жизни в обществе, основывающемся на рыночной экономике. Анализ проблемы показывает, что вопро-
сы обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки школьников требуют соответствующего педагогического обеспечения. На практике имеет место изучение отдельных аспектов экономических проблем, тогда как реальная