ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П.С. ГАЙДАМАШКО* Институт кибернетики Московского технологического университета
Представлены результаты эмпирического психологического исследования деловой активности субъектов управления в зависимости от их возраста и опыта управления. В результате анкетного опроса и собеседований выявлены главные психологические отличия деловой активности управленческих кадров в зависимости от их возраста. Определен и описан психологический механизм изменения деловой активности управленцев с их возрастом.
Ключевые слова: субъект управленческой деятельности, деловая активность, психологические составляющие деловой активности, изменения деловой активности, возраст и опыт субъектов управления.
Введение
Проблема деловой активности управленческих кадров в настоящее время вызывает большой интерес среди психологов (Купрейченко А.Б., Позняков В.П., Посохо-ва А.В. и др.). Этот интерес обусловлен тем, что именно деловая активность позволяет организациям, работающим в рыночных условиях, добиваться преимуществ, быть конкурентоспособными, работать с прибылью. Сейчас исследования в рамках данной проблемы от теоретического анализа вышли на эмпирический уровень, в частности, проведены психологические исследования детерминации деловой активности субъектов управления (Гайдамашко П.С., 2017) [2]. К актуальным направлениям изучения деловой активности управленческих кадров относится определение ее особенностей в зависимости от возраста и опыта управленцев [3-5, 8, 9, 11]. Предпосылкой подобных исследований послужило поло-
© Гайдамашко П.С., 2017
* Для корреспонденции:
Гайдамашко Павел Сергеевич
аспирант кафедры педагогики и психологии Института кибернетики Московского технологического университета
E-mail: [email protected]
жение о том, что с возрастом управленцев и стажем управленческой деятельности опыт управления в основном увеличивается (Князев В.Н., Кудряшова Л.Д., Уманский Л.Б., Фетискин Н.П. и др.). С опытом возрастает уровень интроспективной и психологической компетентности субъектов управления (Карпенко А.С. и др.), позволяющих определить происходящие изменения в структуре личности управленца, повысить достоверность самооценок.
Такие предпосылки определили характер эмпирических исследований возрастных проявлений деловой активности у субъектов управления.
Методика
В исследовании возрастных проявлений деловой активности управленческих кадров участвовали 126 респондентов - руководители разных уровней иерархической структуры организаций (преимущественно негосударственных), осуществляющих свою деятельность в сфере производства, услуг и технологий. 49 респондентов-управленцев проходили профессиональную переподготовку, повышение квалификации и обучение в магистратуре Московского технологического университета
(МИРЭА). Методами исследования являлись анкетирование и собеседования.
В анкетном опросе приняли участие 74 мужчины (59%) и 52 женщины (41%).
Респонденты были распределены на три большие группы:
- возраст 20-30 лет: 63 человека - 35 мужчин и 28 женщин (28%; 22%);
- возраст 30-40 лет: 39 человек - 24 мужчины и 15 женщин (19%; 12%);
- возраст 40-50 лет: 24 человека - 15 мужчин и 9 женщин (12%; 7%).
Распределение респондентов по уровню в иерархии управления организацией:
- высокий: 35% (10%; 12%; 13% - по возрастным группам);
- средний: 52% (32%; 13%; 7%);
- низкий: 13% (8%; 3%; 2%).
Гендерные отличия в оценках и суждениях были несущественными.
Для анкетирования была разработана специальная анкета, прошедшая апробацию и экспертизу специалистов. Указанная анкета содержала открытые и закрытые вопросы, задачи на ранжирование степени значимости факторов влияния, предложения, оценки, свободные высказывания.
Результаты и обсуждение
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у управленцев существуют в целом точные представления относительно сущностных характеристик деловой активности, ее психологической природы и ее связей с предприимчивостью и деловой хваткой. В то же время ответы респондентов разного возраста и, соответственно, опыта управленческой деятельности имеют отличия. Данные отличия отражают их представления, которые соответствуют профессиональной квалификации и опыту управления. Заметим, что представления управленцев обладают регуляторными свойствами, то есть во многом определяют характер управленческой деятельности, стиль управления и, в конечном счете, ее конкурентоспособность и эффективность.
В оценке влияния конкретных видов деловой активности, обусловливающих эффективность управления, молодые респонденты (20-30 лет) считали, что важны все виды деловой активности - 2,22 балла (напомним, 1 балл присваивался наиболее значимому фактору или характеристике). Респонденты в возрасте 30-40 лет и 40-50 лет предпочтение отдавали поисковой активности (2,7 и 2,33 балла). Наименее значимой считалась сверхнормативная активность - 3,63 балла (респонденты 20-30 лет) и 3,43 балла (респонденты 40-50 лет). Респонденты в возрасте 30-40 лет наименее значимой посчитали активность в деловом общении - 3,33 балла. Иными словами, у молодых руководителей, вероятно, велика общая активность, близкая к сверхнормативной активности, которая проявляется во всех видах деловой активности. Это отражается в так называемом «напористом стиле» управления, стремлении к большой активности во всех сферах управления. Опытные руководители ориентируются, прежде всего, на поисковую активность, которая связана с познавательной и интеллектуальной активностью. Эффективная поисковая активность позволяет точно осуществлять прогнозы и планирование управленческой деятельности, принимать обоснованные решения, что делает управление не только успешным, но и рациональным с точки зрения использования имеющихся ресурсов.
В оценке психологических детерминантов деловой активности субъектов управления мнения респондентов разного возраста и опыта управления были сходными, хотя и встречались значимые различия. Эти психологические детерминанты оценивались и ранжировались по степени значимости, при этом 1 балл присваивался наиболее значимому детерминанту.
Главным детерминантом деловой активности субъектов управления все респонденты, независимо от возраста и опыта управления, назвали высокую мотивацию управленческой деятельности. Во многом именно от нее, по мнению респондентов,
зависят уровень или интенсивность деловой активности управленцев. В зависимости от возраста в трех сравниваемых группах распределение балльных оценок было следующим:
- мотивация - 1,72; 1,38; 1,87 балла (1,66 - среднее значение);
- базовые психические свойства, обусловливающие активность (тип темперамента и др.) - 2,71; 2,44; 2,3 (2,48 - среднее значение);
- потребность в достижениях - 2,95; 2,96; 3,3 (3,07 - среднее значение).
Невысокое место профессиональных стандартов в деловой активности управленческих кадров респонденты объяснили тем, что стандарты деловой активности управленец выбирает себе сам, а существующие профессиональные стандарты являются лишь ориентиром определения соответствия индивидуальным стандартам. В этом случае руководитель оценивает, подходят ли ему существующие стандарты деловой активности, и принимает решение о работе в таких условиях.
Наибольшая разница в ответах получена в оценке фактора подражания активным субъектам управления - примерно 24%. Это связано с тем, что обретение опыта в управлении часто зависит от выбранных персонифицированных эталонов, что связано с подражанием. Подражанию более подвержены молодые субъекты управления, что служит характерной особенностью их возраста [10]. С годами и обретением опыта формируется устойчивый образ «Я-руководитель» и необходимость подражания существенно уменьшается (Агапов В.С., 2012) [1]. В зрелом возрасте люди вообще менее склонны подражать кому-либо.
Оценка психологических составляющих деловой активности субъектов управленческой деятельности респондентами разного возраста дала следующие результаты. Напомним, деловая активность представляется сложным личностно-профес-сиональным свойством субъектов управ-
ления и включает в себя ряд компонентов или психологических составляющих. Это - личностно-профессиональные свойства, качества, характерологические особенности и др. Они могут иметь между собой психологические связи разной степени силы или вида. Рассматриваемые психологические составляющие определялись в процессе выбора не менее пяти вариантов из вариантов, определенных при теоретическом анализе проблемы и предложенных в задании. В связи с одними и теми же выборами общая сумма составляет более 100%.
По мнению респондентов, к наиболее значимым психологическим составляющим деловой активности управленцев относятся: инициативность; оперативность; находчивость; «быстрый ум», креативность; упорство, настойчивость; наличие интереса.
Отмеченные главные психологические составляющие деловой активности управленцев как личностно-профессиональные свойства имеют в своей основе преимущественно интеллектуальное и волевое содержание.
Распределение ответов в данном вопросе-задании показывает, что хотя они относительно сбалансированы, разница между наибольшим и наименьшим значениями составила 31%, а между наименьшим и средним значениями - 17,6%, что свидетельствует о различиях в представлениях у респондентов.
Распределение значимости психологических составляющих деловой активности в представлениях различных возрастных групп респондентов приведено в таблице 1 (расположение качеств в порядке убывания их значимости для деловой активности).
Количество совпадений в оценках респондентов из девяти наиболее значимых качеств:
- возраст 20-30 лет и 30-40 лет - 6 совпадений;
- возраст 20-30 лет и 40-50 лет - 6 совпадений;
- возраст 30-40 лет и 40-50 лет - 6 совпадений.
Таблица 1
Ранжирование значимости психологических составляющих деловой активности в представлениях различных возрастных групп респондентов
Ответы респондентов в возрасте 20-30 лет Ответы респондентов в возрасте 30-40 лет Ответы респондентов в возрасте 40-50 лет
Упорство, настойчивость (54%) Инициативность (54%) Находчивость (50%)
Оперативность (50%) Креативность (51%) Саморегуляция (50%)
Инициативность (48%) Находчивость (46%) «Быстрый» ум (50%)
Гибкость и пластичность (45%) Наличие интереса (44%) Оперативность (50%)
Креативность (43%) «Быстрый ум» (38%) Наличие интереса (37%)
Психологическая установка на активное поведение (38%) «Плотность» деятельности (38%) Инициативность (37%)
Наличие интереса (36%) Оперативность (36%) Инновационная активность (37%)
«Быстрый ум» (36%) Сильная воля (36%) «Плотность» деятельности (37%)
Решительность (36%) Решительность (36%) Решительность (33%)
Это - существенные совпадения, в то же время в содержательной оценке значимости психологических составляющих деловой активности у респондентов разного возраста отличия существенные.
Респонденты в возрасте 20-30 лет полагают, что главными свойствами, обусловливающими высокую деловую активность управленцев, являются волевые качества, гибкость и пластичность, что также требует волевой регуляции поведения и деятельности. Другими словами, деловая активность ассоциируется у них со своеобразным «волевым напором», «продавливанием и пробиванием препятствий» (это определение, данное респондентами в собеседованиях). Получается, что для молодых управленцев приоритетной является высокая общая и сверхнормативная активность.
В суждениях респондентов в возрасте 30-40 лет на передний план выходят интеллектуальные качества, в том числе отмеченная творческая составляющая (креативность), как важнейшие личностно-профес-сиональные свойства, обусловливающие деловую активность. Волевые качества за-
нимают видное место, но уже выходят на второй план. В собеседованиях с респондентами выяснилось, что деловая активность, по их мнению, это, прежде всего, -активность интеллектуальная и творческая, а волевая представляет собой их следствие («главное - все точно определить, а потом уже проявлять высокую активность»).
Респонденты в возрасте 40-50 лет, то есть наиболее опытные в данной совокупности, в качестве приоритетных качеств также отмечают интеллектуально-волевые. В то же время принципиальным, на наш взгляд, является то, что в число главных психологических составляющих деловой активности они включили высокий уровень произвольной саморегуляции и инновационную активность. Такой выбор не встречается в ответах более молодых респондентов. Основания для этого были следующие. Установлено, что высокий уровень произвольной саморегуляции позволяет им не только управлять своим функциональным состоянием и работоспособностью, но и регулировать собственную деловую активность, в частности, исполь-
зовать те ее виды, которые адекватно отражают управленческую ситуацию и характер решаемых задач. Следовательно, постоянная общая и сверхнормативная активность опытным управленцам практически не нужна, так как у них сформировалось умение рационально перераспределять виды деловой активности. Это не только повышает результативность управленческой деятельности, но и дает возможность эффективно использовать имеющиеся психические и энергетические ресурсы.
Инновационная активность в структуре деловой активности занимает особое место, так как она тесно связана с интеллектуальной и творческой активностью, а также, по мнению респондентов, с «чувством новизны и перспективы». Последнее положение особенно важно, так как эффективность управления в этом случае обеспечивается не за счет общей активности, которая, как отмечалось, является с психоэнергетической точки зрения весьма затратной, а за счет продуманных нестандартных, но результативных решений. К тому же инновационная активность служит существенным фактором конкурентоспособности (Посо-хова А.В.) [6, 7], что соответствует самой деловой активности субъектов управления, направленной на достижение преимуществ.
Оценка психологических факторов, отрицательно влияющих на деловую активность субъектов управленческой деятельности, имеет значение для повышения ее результативности. Данные психологические факторы также определялись в процессе выбора не менее пяти вариантов из вариантов, определенных при теоретическом анализе проблемы и предложенных в задании.
В этом задании респонденты обнаружили сходство мнений. Наиболее значимы следующие психологические факторы, снижающие деловую активность субъектов управления: низкая мотивация; низкая заинтересованность (коррелирует с индифферентным отношением); недостаток управленческих способностей; недостаток предпринимательских способностей; лень; слабая воля.
Суждения респондентов разных возрастных групп относительно значимости психологических факторов, снижающих деловую активность субъектов управления, представлены в таблице 2.
Таким образом, имеет место совпадение в оценках негативных психологических факторов влияния для разных возрастных групп респондентов, что свидетельствует о сходстве их представлений относительно деловой активности у респондентов. По мнению респондентов, деловую активность субъектов управления снижают, прежде всего, три группы психологических факторов: недостаток конкретных сложных частных способностей; недостаток воли и волевых качеств; низкая мотивация. В то же время существуют и отличия в оценках респондентов.
Особое внимание хотелось бы уделить лени как фактору, снижающему деловую активность. Респонденты всех групп отметили лень, причем на первых позициях; к тому же трактовали ее как общую низкую активность. Это упрощенное представление о психологии лени. Видов лени на самом деле несколько: лень как проявление гомеостаза, уникальное сочетание природных свойств, проявление жизненной позиции, принятие низких стандартов активности и др. Лень может быть следствием низкого уровня мотивации. Среди распространенных причин снижения регулирующей роли мотивации больше всего отмечались отсутствие личностного смысла в целенаправленной активности и отсутствие интереса. То есть, этот фактор может быть компенсирован.
Недостаток управленческих и предпринимательских способностей компенсировать довольно сложно, поэтому целесообразно введение психологического профессионального отбора на управленческие специальности и должности. Повысить их уровень можно за счет развития других входящих в их структуру способностей, например, интеллектуальных, коммуникативных, способности к планированию и др.; однако диапазон развития невелик.
Таблица 2
Оценка психологических факторов, отрицательно влияющих на деловую активность субъектов управленческой деятельности
Ответы респондентов в возрасте 20-30 лет Ответы респондентов в возрасте 30-40 лет Ответы респондентов в возрасте 40-50 лет
Низкая мотивация (82%) Низкая мотивация (95%) Низкая мотивация (88%)
Низкий интерес (82%) Лень (74%) Недостаток управленческих способностей (75%)
Недостаток управленческих способностей (71%) Слабая воля (74%) Слабая воля (66%)
Недостаток предпринимательских способностей (67%) Низкий интерес (67%) Лень (63%)
Лень (53%) Недостаток управленческих способностей (69%) Недостаток предпринимательских способностей (66%)
Слабая воля (49%) Недостаток предпринимательских способностей (51%) Низкие стандарты деловой активности (63%)
Низкие стандарты деловой активности (33%) Индифферентное отношение (36%) Индифферентное отношение (42%)
Индифферентное отношение (24%) Низкие стандарты деловой активности (31%) Инертность (37%)
Инертность (6%) Инертность (8%) Ригидность (33%)
Заключение
Проведенное психологическое эмпирическое исследование позволило определить у субъектов управления психологический механизм изменений деловой активности с возрастом. Имеются основания предположить, что этот психологический механизм связан с трансформацией стратегий использования в управленческой деятельности конкретных видов деловой активности. В частности, с возрастом и обретением опыта у субъектов управления формируется способность осуществлять произвольную саморегуляцию деловой активности, перераспределять виды деловой активности в управлении, более рацио-
нально использовать их возможности, повышать уровень компенсаторных связей. Сформированные с опытом работы управленческие навыки позволяют повышать уровень всех видов деловой активности в зависимости от ситуации, а не только поддерживать их на постоянно высоком уровне. Кроме того, такая трансформация стратегий приводит к повышению роли интеллектуальных и инновационных составляющих деловой активности и уменьшению доли волевой регуляции.
Литература
1. Агапов В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. - М.: Альтекс, 2012.
2. Гайдамашко П.С. Психологические аспекты деловой активности субъектов управленческой деятельности // Человеческий капитал. - 2017. - № 5(101). - С. 55-58.
3. Гайдамашко И.В., Сысоев В.В., Конюхов Н.И. Психологические детерминанты процесса принятия управленческого решения руководителем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки. - 2012. - № 2. - С. 108-112.
4. Гайдамашко И.В. Психологические аспекты развития профессиональной компетентности руководителя образовательной организации // Современная психология. - 2014. - № 2. - С. 2.
5. Лаптев Л.Г., Васина Н.В., Гайдамашко И.В., Манохина О.А. Введение в профессию менеджера: Основы инновационной научно-исследовательской и профессиональной деятельности. - М.: «Буки-Веди», 2014.
6. Посохова А.В. Конкурентоспособность предпринимателей (психолого-акмеологи-ческие аспекты проблемы). - М.: Альтекс, 2014.
7. Посохова А.В., Гайдамашко И.В. Психологическая концепция конкурентоспособности предпринимателей // Мир образования - образование в мире. - 2016. -№1(61). - С. 59-64.
8. Пугачева Е.В., Гайдамашко П.С. Влияние социальных факторов на стилевое поведение руководителя образовательной организации высшего образования // Человеческий капитал. - 2016. - № 4(88). - С. 95-98.
9. Пугачева Е.В., Гайдамашко И.В. Развитие управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел. - М.: М-во внутренних дел Российской Федерации, Академия экономической безопасности, 2011.
10. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия, Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК» и ИД «Нева»; М.: «Ол-ма-Пресс», 2001.
11. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). - М.: МПСИ, 2000.
References
1. Agapov VS. Stanovleniye Ya-kontseptsii v up-ravlencheskoy deyatel'nosti rukovoditeley. Moscow: Al'teks 2012 (in Russian).
2. Gaydamashko PS. Psikhologicheskiye as-pekty delovoy aktivnosti sub'yektov uprav-lencheskoy deyatel'nosti. Chelovecheskiy kapital 2017; 5(101):55-58 (in Russian).
3. Gaydamashko IV, Sysoyev VV, Konyukhov NI. Psikhologicheskiye determinanty protses-sa prinyatiya upravlencheskogo resheniya ruk-ovoditelem. Vestnik Moskovskogo gosudarst-vennogo oblastnogo universiteta. Seriya Psikho-logicheskiye nauki 2012; 2:108-112 (in Russian).
4. Gaydamashko IV. Psikhologicheskiye aspekty razvitiya professional'noy kompetentnosti ruk-ovoditelya obrazovatel'noy organizatsii. Sovre-mennaya psikhologiya 2014; 2:2 (in Russian).
5. Laptev LG, Vasina NV, Gaydamashko IV, Ma-nokhina OA. Vvedeniye v professiyu me-nedzhera: Osnovy innovatsionnoy nauchno-issledovatel'skoy i professional'noy deyatel'nos-ti. Moscow: «Buki-Vedi» 2014 (in Russian).
6. Posokhova AV. Konkurentosposobnost' pred-prinimateley (psikhologo-akmeologicheskiye aspekty problemy). Moscow: Al'teks 2014 (in Russian).
7. Posokhova AV, Gaydamashko IV. Psikho-logicheskaya kontseptsiya konkurentospos-obnosti predprinimateley. Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire 2016; 1(61):59-64 (in Russian).
8. Pugacheva YeV, Gaydamashko PS. Vliyaniye sotsial'nykh faktorov na stilevoye povedeniye rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii vy-sshego obrazovaniya. Chelovecheskiy kapital 2016; 4(88):95-98 (in Russian).
9. Pugacheva YeV, Gaydamashko IV. Razvitiye up-ravlencheskoy kompetentnosti rukovoditeley or-ganov vnutrennikh del. Moscow: M-vo vnutren-nikh del Rossiyskoy Federatsii, Akademia eko-nomicheskoy bezopasnosti 2011 (in Russian).
10. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. Psikhologicheskaya entsiklopediya, Polnyy kurs psikhologii razvitiya. Pod red. AA Reana. St-Petersburg: «Praym-YEV-ROZNAK» i ID «Neva»; Moscow: «Ol-ma-Press» 2001 (in Russian).
11. Khaykin VL. Aktivnost' (kharakteristiki i raz-vitiye). Moscow: MPSI 2000 (in Russian).
AGE ASPECTS OF MANIFESTATION OF BUSINESS ACTIVITY IN MANAGEMENT PERSONNEL
P.S. GAIDAMASHKO Institute of Cybernetics of Moscow Technological University
The results of the empirical psychological study of business activity in managers are presented depending on their age and management experience. As a result of a questionnaire survey and interviews, the main psychological differences in the business activity of management personnel are identified depending on their age. A psychological mechanism underlying the age-specific changes in business activity of managers has been defined and described.
Keywords: management, business activity, psychological components of business activity, changes in business activity, age and experience of management personnel.
Address:
Gaydamashko P.S.
Post-graduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Institute of Cybernetics of Moscow Technological University E-mail: [email protected]