ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, АВТОНОМНОЙ НЕРВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ У ШКОЛЬНИКОВ 10-15 ЛЕТ
А.Н. Шарапов, Н.Б. Сельверова, С.Б. Догадкина1, Г.В. Кмить, Л.В. Рублева, В.Н. Безобразова, И.В. Ермакова ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва
Методами спектрального и временного анализа вариабельности сердечного ритма, электрокардиографии, поликардиографии, биполярной реоэнцефалогра-фии и иммуноферментного анализа обследовано 200 школьников 10-15 лет.
Показано, что у детей 10-15 лет появляются достоверные половые различия в значениях частотных и временных показателей вариабельности сердечного ритма. У девочек отмечена более высокая активность вегетативной регуляции сердечного ритма, в том числе парасимпатического и симпатического звеньев ВНС в сравнении с мальчиками, что свидетельствует об их лучших адаптационных возможностях в данном возрасте.
Изучение биоэлектрических функций миокарда и фазовой структуры сердечного цикла показало, что наиболее существенные изменения проводимости возбудимости и сократимости миокарда отмечаются в 12-13-летнем возрасте и у 15-летних подростков. Указанные изменения обусловлены различиями в воздействии на миокард со стороны автономной нервной системы, гетерохронностью развития отделов сердца, изменениями гормонального статуса и рядом других факторов.
Изучение кровообращения головного мозга у школьников 10-15 лет позволило выявить возрастные изменения мозгового кровообращения: повышение тонического напряжения крупных церебральных артерий у учащихся с 13 лет, а также снижение пульсового кровенаполнения и тонуса мелких мозговых артерий в возрасте от 14 к 15 годам.
В ходе развития школьников от 10 до 15лет происходит повышение концентрации ДГЭА как у мальчиков, так и у девочек, но достоверно значимые половые различия выявляются к 13-14 годам. У 10-летних школьников установлена самая высокая концентрация кортизола. У девочек уровень кортизола практически не изменяется в период от 11 до 15 лет, у мальчиков же отмечается повышение гормона в 14 лет с последующим снижением к 15 годам.
Ключевые слова: подростки, адаптация, автономная нервная система, вариабельность сердечного ритма, миокард, биоэлектрические функции миокарда, сократительная функция миокарда, мозговое кровообращение, дегидроэпиандро-стерон, кортизол.
Контакты: 1 Догадкина С.Б. - Е-таП:<а1тапас@таД.ги>
Age development of cardiovascular system, autonomic nervous regulation of heart rhythm and endocrine system in 10-15-year-old schoolchildren. The paper presents the study of200 schoolchildren at the age of 10 - 15 years old using the following methods: method of spectral and temporal analysis of heart rate variability, electrocardiography, polycardiography, bipolar rheoencephalography and immunoenzymatic analysis.
It is shown that in 10-15-year-old children there appear reliable sex differences in frequency and temporal indices of heart rate variability. Girls demonstrate a higher activity of heart rhythm autonomic regulation, including the parasympathetic and sympathetic divisions of the ANS, compared with boys, which indicates their better adaptive abilities at this age.
The study of the bioelectric functions of the myocardium and the phase structure of the cardiac cycle showed that the most significant changes in the conductivity of excitability and contractility of the myocardium are observed in 12-13-year-old and 15-year-old adolescents. These changes are caused by different effects of the autonomic nervous system on the myocardium: by the heterochrony of the heart development, by the hormonal changes, and by a number of other factors.
The study of cerebral circulation in schoolchildren at the age of 10-15 years old allowed to reveal the age-related changes in cerebral circulation: an increase in the tonic tension of large cerebral arteries in pupils from the age of 13, as well as a decrease in pulse blood filling and tone of small cerebral arteries at the age of 14-15 y. o..
During the development of schoolchildren from 10 to 15 years, there is an increase in the concentration of DHEA in both boys and girls, but significantly significant sex differences are revealed by the age of 13-14 y.o.. 10-year-old schoolchildren have the highest concentration of cortisol. In girls, the level of cortisol does not practically change during the period from 11 to 15 years old; boys also have a hormone increase at the age of 14, followed by a decrease by the age of 15.
Key words: adolescents, adaptation, autonomic nervous system, heart rate variability, myocardium, myocardium bioelectric functions, myocardium contractile function, cerebral circulation, dehydroepiandrosterone, cortisol.
Период развития школьников от 10 до 15 лет сопровождается значительными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая сердечнососудистую, эндокринную и центральную нервную системы.
В процессе роста происходит совершенствование нервных регуляторных механизмов деятельности сердца, нарастает тонус парасимпатической нервной системы. Указанные изменения обусловлены тем, что у учащихся продолжается дифференцировка отделов АНС, формируются сегментарные вегетативные центры и высшие отделы АНС, завершается миелинизация проводников и плотность вегетативных сплетений.
Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и автономной нервной системы. Именно в этом периоде происходят бурные процессы роста и созревания в организме подростков, которые могут сопровождаться несбалансированностью формирования различных отделов сердечно-сосудистой системы, в результате чего могут возникнуть предпосылки к формированию как
функциональных, так и органических нарушений. С 10 до 16 лет размеры сердца удваиваются. Объем камер сердца увеличивается быстрее, чем толщина стенок и диаметр сосудов. Увеличение ударного объема сердца при относительной узости кровеносных сосудов может обусловливать развитие гипертрофии миокарда и так называемого «юношеского» сердца. В условиях повышения активности гипотала-мо-гипофизарной системы и, соответственно, уровня катехоламинов и других биологически активных веществ сердечно-сосудистая система подростка функционирует неэкономно, что может способствовать развитию транзиторной юношеской гипертрофии левых отделов сердца. Таким образом, пубертатный возраст является тем пограничным периодом, когда сердце завершает свое развитие, приближаясь к сердцу взрослого человека.
Биологические изменения, происходящие в организме школьников на этом этапе, регулируются различными гормонами эндокринной системы, обеспечивающими физическое развитие и половое созревание. Гормоны надпочечников играют важную роль в физиологии человека.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведено комплексное обследование 200 детей 10-15 лет - учащихся общеобразовательных школ г. Москвы. Все обследованные дети, согласно данным медицинских карт, относились к Ш группам здоровья и имели физическое развитие, соответствующее возрастным нормам. Исследование проводили в 3 учебной четверти в первой половине дня.
Функциональное состояние автономной (вегетативной) нервной системы (ВНС) оценивали с помощью методов временного и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма. Для оценки симпато-парасимпатического баланса использовали отношение мощностей низкочастотного и высокочастотного диапазонов спектра (коэффициент LF/HF) [15].
Возбудимость и проводимость миокарда изучались с помощью метода электрокардиографии. Амплитуда и длительность зубцов ЭКГ определялись в 12 общепринятых отведениях, длительность интервалов ЭКГ определялась по данным II стандартного отведения. Для изучения сократительной функции миокарда был применен метод поликардиографии. Запись поликардиограммы осуществлялась в положении исследуемого лежа, при задержке дыхания, после предварительного отдыха в течение 10 минут. Анализ поликардиограммы базировался на сопоставлении элементов записанных кривых во времени по методике В.Л. Карпмана (1965). Изучение мозгового кровообращения проводилось в положении испытуемого лежа. Использовался метод биполярной реоэнцефалографии [29]. Регистрация реоэнцефалограмм проводилась при помощи компьютерного реографа "Реоспектр" в бифронтальном (Б-Б) отведении, что позволяло получать информацию о кровообращении лобных областей больших полушарий головного мозга.
Для оценки андрогенной и глюкокортикоидной функции коры надпочечников у детей собирали нестимулированную слюну в пластиковые одноразовые пробирки перед началом школьных занятий (8.00-8.20). Пробы слюны до проведения анализа хранили в морозильной камере при температуре -20° С. Уровень ДГЭА и кортизола в слюне определяли иммуноферментным методом (ИФА), используя
стандартные диагностические наборы фирмы DRG. Оптическую плотность и значения концентрации гормона определяли с помощью ИФА-анализатора «Stat Fax 2100». Концентрацию ДГЭА выражали в пг/мл, кортизола - в нг/мл.
Все результаты были подвергнуты статистической обработке с помощью пакета программ «Статистика 6». Достоверность различий оценивали по критерию Стьюдента и непараметрическому критерию Вилкоксона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты оценки вариабельности сердечного ритма у детей 10-15 лет представлены в таблице 1 и 2 соответственно. Выявлен ряд возрастных и половых различий в значениях исследованных показателей.
Таблица 1
Показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма у учащихся 10 - 15 лет в покое (М±т)
Возраст Пол TP, 2 мс2 VLF, 2 мс2 LF, 2 мс2 HF, 2 мс2 LF n.u. HF n.u. LF/HF n.u. %VLF %LF %HF
10 лет М 4068,6 ±748,8 1101,0 ±288,4 1224,4 ±328,6 1743,0 ±601,1 45,3 ±4,6 54,6 ±4,6 1,021 ±0,195 29,6 ±4,4 30,9 ±3,2 40,0 ±4,8
Д 5911,0* ±873,1 1266,7 ±382,3 1494,3 ±205,7 3149,8* ±577,8 36,6 ±3,9 63,4 ±3,9 0,652 ±0,103 21,1 ±2,9 27,8 ±2,6 51,0 ±4,8
11 лет М 3589 ±675,1 950,5 ±115,2 885,0 ±169,9 1408,5 ±429,9 39,05 ±3,1 60,95 ±3,1 0,645 ±0,13 22,1 ±2,67 26,1 ±2,1 48,6 ±3,2
Д 5531,0* ±1059 936,0 ±279,1 1541,0* ±187.1 2142,0 ±886,0 31,1 ±4,05 68,9 ±4,1 0,452 ±0,14 23,9 ±3,7 24,4 ±2,6 47,1 ±4,8
12 лет М 5050& ±619,1 1475 ±366.6 1137.6 ±276 2437.2& ±416.0 38,5 ±3,1 61,5 ±3,1 0,830 ±0,13 33,5& ±2,67 24,7 ±2,1 41.7 ±3,2
Д 4858 ±1059 2128.1* & ±279,1 1105.7 ±187.1 1624.5* & ±360.9 41.5 ±3,8 58.5 ±4,1 0.804& ±0,13 37.6& ±3,7 24.5 ±2,6 37,9 ±4,8
13 лет М 2644,0& ±523,3 1370,0 ±283,1 870,0 ±170,1 1055,0& ±268,0 45,4 ±3,6 54,6 ±3,6 0,833 ±0,2 18,2 ±5,0 27,4 ±3,3 40,6 ±3,5
Д 4100,5l* ±493,3 1119,5& ±157,6 881,0 ±177,3 1724,0 ±287,2 38,6* ±3,5 61,4 ±3,5 0,628 ±0,1 27,0* ±1,8 27,3 ±2,7 43,2 ±2,7
14 М 3696,8 ±488,4 1535,2 ±223,3 846,4 ±189,6 1315,0 ±169,4 39,2 ±3,0 60,7 ±3,1 0,71 ±0.20 38,3& ±3,3 24,6± 2.4 37,0± 1,8
Д 7144,4&* ±483,4 1095,7 ±279,0 2196&* ±197,4 3852,5&* ±260.7 37,8 ±3,5 62,2 ±2,9 0,730 ±0.33 16,3*& ±2,8 31* ±2,0 52,6* ±2,7
15 М 5437,6 ±523,3 1654,7 ±283,1 1932,1 ±170,1 1850,5 ±170,1 51,33 ±2,0 48,67 ±3,6 1,1 ±0,6 35,4 ±2 ,2 33,2 ±3,3 31,3 ±3,5
Д 8552* ±493,3 1436,5 ±157,6 1657,5 ±177,3 5458,2* ±287,2 33,9* ±3,5 66,1 ±3,5 0,6122 * ±0,1 19,7* ±1,8 26,4 ±2,7 53,8* ±2,7
Примечание: М - мальчики, Д - девочки; *- достоверность различий между показателями у мальчиков и девочек; & - достоверность различий между показателями у детей 11, 12 и 13 лет.
Таблица 2
Показатели временного анализа вариабельности сердечного ритма у учащихся
14-15 лет в покое (М±т)
Возра ст групп ы R-Rmin R-Rmax RRNN SDNN RMSSD pNN50
((лет)
М 542,0 861,5 673,6 54,4 54,8 26,6 7,8
±15,7 ±34,3 ±22,7 ±6,3 ±6,8 ±4,3 ±0,6
Д 557,5 977,2 719,6 69,4* 74,2* 39,3* 9,4*
±19,0 ±49,3 ±30,5 ±6,3 ±8,5 ±5,3 ±0,5
11 М 588,0 903,0 727,0 52,5 50,5 29,8 7,6
±12,1 ±30,2 ±18,2 ±4,9 ±6,75 ±4,0 ±0,5
Д 590 984 767 66 62 31 9,3*
±18,4 ±36,7 ±26,7 ±7,08 ±11,0 ±5,8 ±0.7
12 М 560,4 916,7 707,4 62,2 69,8& 30,2 8,4
±15,8 ±31,6 ±27,3 ±4,1 ±12,5 ±2,5 ±0,8
Д 537,5 870,7 714,0 59,5 53,7 29,2 8,3
±27,0 ±38,8 ±32,3 ±6,1 ±6,8 ±4,6 ±0,7
13 М 590,0 930,0 768,0 55,0 58,0 34,5 7,4
±27,8 ±27,8 ±36,7 ±11,2 ±6,3 ±4,8 ±1,1
Д 589,0 957,0 738,0 61,5 65,0 32,3 8,1
±26,7 ±38,3 ±31,8 ±4,2 ±6,5 ±4,4 ±0,4
14 М 631,5 941,7 774,8 56,1 54,4 31,4 7,2
±26,7 ±27,5 ±34,6 ±8,2 ±5,4 ±4,5 ±0.9
Д 641,4 1110,7 889,1 79 95 49,6 9,0
±28,6 ±40,5 ±34.7 ±4,3 ±5,1 ±3,9 ±0.6
15 М 630,3 1017,3 829,4 67,2 66,1 35,266 7,976
±27,8 ±27,8 ±36,7 ±11,2 ±6,3 ±4,8 ±1,1
Д 674 1156,75 861,25 85,75* 102* 51,575* 9,8825
±26,7 ±38,3 ±31,8 ±4,2 ±6,5 ±4,4 ±0,4
Примечание: * - достоверность различий между показателями у мальчиков и
девочек
Спектральный анализ ВРС (табл. 1) выявил, половые различия в значениях показателей спектрального анализа у детей начиная с 10 лет со снижением низкочастотного компонента спектра в период 11 -13 лет и значимым повышением к 14-15 годам у мальчиков. У девочек отмечается период 12-13 лет, когда происходит значимое снижение значений низко и высокочастотного компонентов спектра, что, по-видимому, связано с периодом интенсивных гормональных перестроек. В возрасте 14-15 лет у девочек отмечены достоверно более высокие значения низко- и высокочастотных показателей (LF мс2, ОТмс2) и ТР(мс2) у девочек по сравнению с мальчиками. Не выявлено половых различий в показателях очень высоких колебаний ВРС, выраженных в абсолютных и нормализованных единицах.
Временной анализ ВСР (табл. 2) выявил увеличение показателей RMSSD и р№Ы50, отражающих активность парасимпатического звена автономной нервной системы и у девочек 13 -15 лет, и, в меньшей степени, у мальчиков 14-15 лет.
Таким образом, исследование вариабельности сердечного ритма у детей 10-15 лет в состоянии относительного покоя показало, что значения спектральных и временных показателей ВРС соответствуют таковым, приводимым в ряде исследований других авторов [1, 15 и др.] и указанным в международных стандартах. У них выявлены достоверные половые различия в значениях частотных и временных показателей вариабельности сердечного ритма (ВРС). Более высокая суммарная активность нейрогуморальных влияний на сердечный ритм за счет достоверно более высоких величин показателей высокочастотных колебаний ВРС у девочек 14-15 лет, свидетельствуют о большей их устойчивости к стрессирующим факторам в сравнении с мальчиками этого же возраста.
Таблица 3
Временные характеристики основных интервалов ЭКГ детей 10-15-летнего
возраста в покое (М±т)
Возр., пол R-R, с P-Q, с QRS, с QT, с
10м 0,753± 0,135± 0,098± 0,374±
0,0531 0,0034 0, 0013 0,0174
10д 0,811± 0,124± 0,097± 0,390±
0.0531 0,0034 0, 0014 0,0173
11м 0,763± 0,136± 0,098± 0,377±
0,0531 0,0034 0, 0013 0,0174
11д 0,831± 0,126± 0,097± 0,388±
0.0531 0,0034 0, 0014 0,0173
12 м 0,853Л± 0,135± 0,095± 0,367±
0,0531 0,0034 0, 0013 0,0174
12 д 0,841± 0,129± 0,094± 0,361±
0.0531 0,0034 0, 0014 0,0173
13 м 0,823Л± 0,131± 0,095± 0,352Л±
0,0531 0,0034 0, 0013 0,0174
13 д 0,891Л± 0,131± 0,095± 0,369±
0.0531 0,0034 0, 0014 0,0173
14 м 0,893± 0,132± 0,095± 0,359±
0,0531 0,0034 0, 0013 0,0174
14 д 0,911± 0,133± 0,096± 0,369±
0,0531 0,0034 0, 0014 0,0173
15 м 0,953Л± 0,138Л± 0,096± 0,376Л±
0,0511 0,0034 0, 0013 0,0170
15 д 0,941Л± 0,137Л± 0,097± 0,373±
0,0523 0,0032 0, 0012 0,0171
Примечания: интервалы представлены по данным II стандартного отведения, Л - достоверность различий по сравнению с предыдущим возрастом.
В ходе исследования нами были проанализированы данные электрокардиограмм детей 10-15 лет. Проведенный нами анализ ЭКГ показал, что абсолютные значения большинства показателей ЭКГ обследованных детей в целом соответствуют возрастным нормативам, представленным в литературе [10,
12, 13, 16, 22, 23, 27]. Данные о длительности интервалов и амплитуде зубцов ЭКГ представлены в таблицах 3,4.
Таблица 4
Амплитудные характеристики основных зубцов ЭКГ детей 10-15-летнего
возраста в покое (М±т)
Возр пол Отвед. Показатели
Р, мм Q, мм R, мм | S, мм Т, мм
10м II 0,898 ±0,046 -0,268 ±0,062 10,436 ±0,514 -1,403 ±0,184 4,383 ±0,174
V5 0,544 ±0,024 -0,546 ±0,114 14,775 ±0,543 -3,710 ±0,344 5,817 ±0,184
V6 0,540 ±0,044 -0,674 ±0,144 12,433 ±0,444 -1,540 ±0,148 4,746 ±0,249
10д II 1,096 ±0,066 -0,310 ±0,062 9,736 ±0,417 -1,489 ±0,145 3,757 ±0,154
V5 0,656 ±0,024 -0,577 ±0,114 12,433 ±0,574 -1,922 ±0,246 4,600 ±0,125
V6 0,636 ±0,023 -0,622 ±0,143 10,883 ±0,436 -1,038 ±0,123 4,122 ±0,223
11м II 0,888 ±0,046 -0,266 ±0,062 10,416 ±0,514 -1,400 ±0,184 4,183 ±0,174
V5 0,594 ±0,024 -0,536 ±0,114 14,715 ±0,543 -3,700 ±0,344 5,847 ±0,184
V6 0,560 ±0,044 -0,670 ±0,144 12,333 ±0,444 -1,510 ±0,148 4,726 ±0,249
11д II 1,090 ±0,066 -0,314 ±0,062 9,746 ±0,417 -1,469 ±0,145 3,727 ±0,154
V5 0,666 ±0,024 -0,577 ±0,114 12,433 ±0,574 -1,912 ±0,246 4,620 ±0,125
V6 0,616 ±0,023 -0,642 ±0,143 10,743 ±0,436 -1,058 ±0,123 4,422 ±0,223
12 м II 0,868 ±0,046 -0,256 ±0,062 10,216 ±0,514 -1,400 ±0,184 4,213 ±0,174
V5 0,583 ±0,024 -0,526 ±0,114 14,715 ±0,543 -3,770 ±0,244 5,847 ±0,184
V6 0,550 ±0,044 -0,670 ±0,144 12,333 ±0,444 -1,510 ±0,168 4,626 ±0,249
12 д II 1,090 ±0,066 -0,311 ±0,062 9,637 ±0,417 -1,489 ±0,145 3,757 ±0,154
V5 0,666 ±0,024 -0,587 ±0,114 12,333 ±0,574 -1,922 ±0,246 4,559 ±0,125
V6 0,616 ±0,023 -0,632 ±0,143 10,783 ±0,436 -1,038 ±0,123 4,122 ±0,223
13 м II 0,898 ±0,046 -0,266 ±0,062 10,336 ±0,514 -1,420 ±0,184 4,483 ±0,174
V5 0,613 ±0,024 -0,516 ±0,114 14,785 ±0,543 -3,670 ±0,244 5,917 ±0,184
V6 0,560 -0,679 12,833 -1,532 4,726
±0,044 ±0,144 ±0,444 ±0,168 ±0,249
13 д II 0,971 -0,321 9,237 -1,476 3,657
±0,066 ±0,062 ±0,417 ±0,145 ±0,154
V5 0,616 -0,577 11,813 -1,911 4,499
±0,024 ±0,114 ±0,574 ±0,246 ±0,125
V6 0,593 -0,612 9,813 -1,029 4,082
±0,023 ±0,143 ±0,436 ±0,123 ±0,223
14 м II 0,888 -0,256 9,836 -1,310 4,183
±0,046 ±0,060 ±0,510 ±0,174 ±0,178
V5 0,593 -0,486 12,685 -3,270 5,117
±0,025 ±0,112 ±0,540 ±0,246 ±0,174
V6 0,550 -0,599 10,633 -1,232 4,226
±0,054 ±0,124 ±0,448 ±0,166 ±0,247
14 д II 0,951 -0,281 8,837 -1,376 3,557
±0,066 ±0,061 ±0,420 ±0,141 ±0,154
V5 0,596 -0,578 10,713 -1,711 4,299
±0,014 ±0,111 ±0,564 ±0,241 ±0,145
V6 0,583 -0,592 9,513 -1,027 4,082
±0,021 ±0,141 ±0,456 ±0,121 ±0,243
15 м II 0,868 -0,246 9,336 -1,313 3,923
±0,046 ±0,060 ±0,510 ±0,174 ±0,178
V5 0,568 -0,468 12,115 -3,253 4,987
±0,025 ±0,112 ±0,540 ±0,246 ±0,174
V6 0,537 -0,584 10,123 -1,222 4,116
±0,054 ±0,124 ±0,448 ±0,166 ±0,247
15 д II 0,931 -0,281 8,237 -1,306 3,117
±0,066 ±0,061 ±0,420 ±0,141 ±0,154
V5 0,536 -0,578 10,223 -1,541 4,029
±0,014 ±0,111 ±0,564 ±0,241 ±0,145
V6 0,533 -0,592 9,123 -1,027 3,992
±0,021 ±0,141 ±0,456 ±0,121 ±0,243
Анализ ЭКГ детей 10-15 лет показал, что существенное увеличение длительности сердечного цикла отмечается у мальчиков к 12 годам, а у девочек к
13 годам. У 13-летних мальчиков наблюдаются достоверные уменьшения длительности сердечного цикла и электрической систолы. Также выявлено, что от
14 к 15 годам, как у девочек, так и у мальчиков, наблюдается существенное увеличение таких временных показателей, как длительность сердечного цикла, время предсердно-желудочковой проводимости и электрической систолы. Исследование показало, что амплитуда зубцов R и Т во II стандартном и левых грудных отведениях к 15-летнему возрасту уменьшается у детей обоего пола.
В целом, увеличение длительности сердечного цикла, времени предсердно-желудочковой проводимости и электрической систолы является общей возрастной тенденцией. Оно связано, в основном, с повышением тонической активности центров блуждающего нерва и, возможно, не с абсолютным повышением тонуса вагуса, а с относительным преобладанием его активности вследствие понижения тонуса симпатической нервной системы. Усиление влияний из центров блуждающих нервов, обладающих отрицательным
батмотропным эффектом, приводит также к снижению возбудимости миокарда и уменьшению амплитуды ряда зубцов ЭКГ.
Укорочение данных интервалов у 13-летних мальчиков обусловлено, вероятно, их интенсивным половым развитием на этом периоде онтогенеза. В период интенсивного полового созревания помимо воздействий на сердце со стороны нервной системы, существенное значение приобретают гормональные влияния, в особенности катехоламины (адреналин и норадреналин), экскреция которых в пубертатный период значительно возрастает.
Следует отметить, что изменение амплитуды зубцов ЭКГ может быть обусловлено и гетерохронным развитием сердечной мышцы, а снижение амплитуды показателей возбудимости в грудных отведениях может объясняться увеличением массы и утолщением стенки грудной клетки с возрастом.
Индивидуальный анализ электрокардиограмм детей 10-15 лет позволил выявить частоту встречаемости некоторых функциональных изменений ЭКГ на данном отрезке онтогенеза. Как показало исследование, наиболее частыми в данном возрасте являются различные нарушения хронотропной функции миокарда, такие как синусовая аритмия и синусовая тахикардия. Также распространены нарушения внутрижелудочковой проводимости. Такие функциональные изменения миокарда, как нарушения проведения в предсердиях, электрическая альтернация, нарушения процессов реполяризации миокарда, встречались достаточно редко и лишь в определенные возрастные периоды. В целом, от 10 к 15 годам частота возникновения указанных изменений существенно уменьшается.
Высокая распространенность различных функциональных нарушений сердечного ритма является одной из отличительных особенностей хронотропной функции сердца в детском возрасте и отмечается в исследованиях большого числа авторов [8, 10, 13, 18, 23, 28].
Нарушения сердечного ритма могут быть связаны с процессами формирования механизмов вегетативной регуляции сердца. В частности, тахикардия возможно обусловлена положительным хронотропным эффектом со стороны симпатических нервов. Такие функциональные изменения миокарда, как нарушения проведения в предсердиях, электрическая альтернация, нарушения внутрижелудочковой проводимости, нарушения процессов реполяризации миокарда связаны, вероятно, с морфологическим и функциональным созреванием сердечной мышцы на данном этапе онтогенеза, а также с гетерохронностью процессов роста и развития сердца.
В результате проведенного исследования были получены данные по продолжительности основных фаз и периодов сердечного цикла у подростков 1015 лет (табл. 5). Исследование показало, что, полученные величины параметров сократительной функции миокарда детей 10-15 лет не противоречат имеющимся в литературе данным по этому вопросу [3, 7, 20, 21, 22, 25].
Показано, что в фазовой структуре сердечного цикла отмечаются половые различия: в возрасте 10-11 лет у девочек продолжительность общей и электрической систол больше, чем у мальчиков; в 12 лет у девочек общая, механическая систолы, время изгнания крови были существенно короче, чем у мальчиков; в 13 лет у девочек общая, механическая систолы, время изгнания
крови были существенно продолжительнее, чем у мальчиков. Выявленные отличия могут свидетельствовать о более интенсивном половом созревании девочек в 12 лет, а мальчиков в 13 лет.
В 14 и 15 лет не выявлено гендерных различий показателей фазовой структуры сердечного цикла. По данным ряда авторов [3, 20, 25] половые различия в фазовой структуре сердечного цикла начинают проявляться с 10-летнего возраста.
Изучение сократительной функции миокарда показало, что основной тенденцией изменения структуры сердечного цикла с возрастом является увеличение продолжительности фаз и периодов сердечного цикла (табл.5)
Таблица 5
Длительность фаз сердечного цикла у подростков 10-15 лет в состоянии относительного покоя (М±п)
П А Р А М Е Т Р Ы
Воз/ Я-Я, ФАС,м ФИС,м Т, Е, Бш, Бо, Бэ, Д,
пол мс с с мс мс мс Мс мс мс
10 760.5 48.1 26.4 74.5 243.7 270.2 328.3 336.9 436.4
М +24.1 +1.6 + 1.3 + 2.0 +8.4 +5.1 +4.8 +4.6 +23.9
10 759.4 49.5 27.7 77.2 251.3 279.0 342.3 351.8 458.5
Д +28.2 +2.2 +1.4 +2.8 +5.4 +5.3 +4.8Л +4.6Л +34.3
11 761.5 47.7 26.4 74.1 243.7 270.2 327.3 332.8 436.4
М +24.1 +1.8 + 1.3 + 2.0 +8.4 +5.1 +4.3 +4.7 +23.9
11 769.2 49.6 26.6 76.2 251.3 279.0 346.9 350.8 458.5
Д +24.2 +2.2 +1.6 +2.5 +5.4 +5.3 +4.2Л +4.5Л +34.3
12М 764.4 54.6 29.6 84.2 266.6 296.2 350.8 345.8 414.5
+21.2 +2.4 +2.3 +3.8 +9.4Л +5.3Л +4.7Л* +5.6 +24.3
12 Д 788.1 53.4 32.0 85.4 217.7 250.0 303.7 347.2 484.4
+25.2 +2.1 +1.2 +2.7 +5.1* +5.7* +4.9* +8.4 +34.9
13М 762.4 48.2 34.4 82.7 233.7 268.1 316.4 336.6 448.3
+28.2 +2.1 +2.08 +2.3 +5.87* +6.1* +5.4* +8.7 +36.2
13 Д 778.7 48.5 32.6 81.1 252.2 284.8 353.3 357 446.2
+30.2 +1.8 +1.9 +2.1 +5.8Л* +7.6Л* +6.1Л* +13.5 +34.8
14 782.1 49.2 34.2 83.4 243.7 278.1 326.2 349.6 458.3
М +22.2 +2.1 +2.1 +2.3 +5.27 +5.1 +5.7 +7.7 +26.2
14 791.5 49.9 33.6 83.5 258.2 284.8 349.3 360 456.3
Д +31.2 +1.9 +1.8 +2.4 +11.8 +11.1 +12.1 +9.5 +33.8
15 950.1 67.2 28.2 95.4 278.7 373.1 367.2 367.6 576.3
М +20.2* +2.0* +2.4 +2.6 +5.1 +5.0* +5.4 +7.8 +25.2*
15 952.5 66.9 29.6 97.5 278.2 374.8 368.3 370 586.3
Д +21.2* +1.8* +2.2 +2.4 +9.8 +8.1* +10.1 +9.0 +23.8*
Примечание: *- погодовые различия показателей по возрасту у мальчиков и девочек 10-15 лет; Л - различия показателей между мальчиками и девочками одного возраста.
Как у мальчиков, так и у девочек не выявлено каких-либо значимых изменений параметров сердечного цикла от 10 к 11 годам. В возрасте 12 лет только у мальчиков отмечено существенное увеличение продолжительности общей систолы по сравнению с 11-летними. Наиболее значимые изменения фазовой структуры сердечного цикла происходят от 12 к 13 годам: у мальчиков существенно снижается продолжительность общей и механической систол, а также времени изгнания крови; у девочек, напротив- данные показатели возрастают. От 13 к 14 годам не выявлено каких-либо значимых изменений параметров сердечного цикла. Как у мальчиков-подростков, так и у девочек-подростков существенные изменения длительности периодов сердечного цикла отмечены от 14 к 15 годам: увеличивается продолжительность сердечного цикла, фазы асинхронного сокращения, диастолы, механической систолы.
В целом, увеличение длительности сердечного цикла, общей, механической и электрической систол, а также продолжительности времени изгнания крови является общей возрастной тенденцией и связано, в основном, с повышением тонической активности центров блуждающего нерва. Укорочение общей, механической систол, а также продолжительности времени изгнания крови у 12-летних девочек и 13-летних мальчиков обусловлено, вероятно, интенсивным половым развитием на этом этапе онтогенеза. В период интенсивного полового созревания помимо воздействий на сердце со стороны нервной системы, существенное значение приобретают гормональные влияния, в особенности катехоламины (адреналин и норадреналин), экскреция которых в пубертатный период значительно возрастает.
Проведенное реоэнцефалографическое исследование кровообращения головного мозга не выявило достоверных различий изученных показателей между мальчиками и девочками в возрастной период от 10 до 15 лет. Результаты изучения мозгового кровообращения показали достоверные изменения ряда параметров РЭГ от 10 к 15 годам (табл. 6).
Выявлено достоверное возрастание значений параметра а/Т. Следует отметить, что в 13 -15 лет величина этого показателя остается высокой, что указывает на значительное повышение тонуса мозговых артерий крупного калибра. Морфологические исследования показали, что в этом возрастном периоде происходит заметное удлинение сосудов, увеличение просвета сосудов, и толщины сосудистой стенки [2, 24]. Повышение тонуса мозговых артерий крупного калибра также обусловлено изменениями центральной гемодинамики: возрастанием ударного и минутного объемов крови, увеличением артериального давления [26] что является важным фактором, оказывающим влияние на механизмы, регулирующие приток крови к головному мозгу [17].
Возрастной период 12-14 лет характеризуется высокими значениями дикро-тического индекса, что свидетельствует о повышении тонуса мозговых артерий малого калибра, связанного с процессами интенсивного полового созревания у подростков. У школьников от 14 к 15 годам отмечено снижение величин параметров А и дикротического индекса. Выявленные изменения свидетельствуют о снижении пульсового кровенаполнения и тонуса мозговых артерий малого калибра, что соответствует возрастной динамике мозгового кровообращения [26].
Таблица 6
Показатели кровообращения головного мозга у школьников 10-15 лет в состоянии покоя (М±т)
Возраст Пол Показатели
А,Ом а, с % а/Т, %
10 М 0,238±0,008 0,132±0,007 60,2±1,15 19,5±1,22
11 0,347±0,007 0,135±0,009 59,2±1,12 19,7±1,27
10 Д 0,230±0,007 0,132±0,008 63,6±2,91 21,2±1,76
11 0,229±0,009 0,128±0,006 60,1±2,64 21,9±1,66
12 М 0,222±0,009 0,138±0,009 66,8±1,17* 19,5±1,29
13 0,226±0,009 0,144±0,009* 65,7±1,17 23,2±1,29*
12 Д 0,220±0,009 0,130±0,006 64,4±2,84 20,4±1,66
13 0,228±0,012 0,142±0,008* 64,1±2,64 24,2±1,86*
14 М 0,230±0,009 0,154±0,009 66,1±1,17 25,1±1,29
15 0,218± 011* 0,158±0,012 60,2±1,15* 23,4±1,17
14 Д 0,232±0,012 0,151±0,008 65,1±2,64 26,4±1,86
15 0,212±0,018* 0,156±0,014 59,9±2,78* 24,5±3,22
Примечание * - достоверные отличия показателей по сравнению с предыдущим возрастом
Следовательно, кровообращение головного мозга мальчиков и девочек от 10 к 15 годам претерпевает существенные изменения: повышение тонического напряжения крупных церебральных артерий с 13-летнего возраста, а также снижение пульсового кровенаполнения и тонуса мелких мозговых артерий от 14 к 15 годам.
При изучении Функционального состояния эндокринной системы школьников 10-15 лет было показано, что в ходе развития происходит увеличение концентрации ДГЭА в слюне (Р(5, 136)=8,55 - у мальчиков и Б(5, 143)=8,58 - у девочек; р<0,001}. От 10 к 15 годам среднее значение концентрации ДГЭА у мальчиков увеличилось в 5,07 раз, а у девочек - в 5,35 раз (табл. 7). При этом наибольший прирост концентрации ДГЭА у школьников наблюдался между 10 и 11 годами (180,02 % у мальчиков и 154,50 % у девочек; р<0,01-0,001) и между 14 и 15 годами (74,61 % и 53,41 %, соответственно; р<0,05). В возрасте 10-12 лет мальчики и девочки достоверно не различались по среднему значению концентрации ДГЭА, половые отличия были выявлены лишь в 13-14 лет (р<0,05). Корреляционный анализ установил связь концентрации ДГЭА со возрастом, длиной тела, массой тела, ИМТ. Наши данные согласуются с литературными сведениями о том, что концентрация ДГЭА по мере развития детей увеличивается у представителей обоих полов [30; 34].
Кортизол - главный стрессовый гормон коры надпочечников. Концентрация кортизола у школьников 10-15 лет зависит от возраста: у мальчиков - достоверно (Б(5, 137)=2,53; р<0,05}, у девочек - на уровне тенденции (Р(5, 143)=1,98; р=0,08}. Самый высокий уровень кортизола наблюдается у 10-летних школьников. В период с 11 до 15 лет концентрация гормона у девочек практически не изменяется, у мальчиков достоверное повышение кортизола отмечается в 14-летнем возрасте, с последующем снижением к 15 годам. При сравнении концентрации
кортизола в слюне у мальчиков и девочек одного возраста достоверных различий не выявили, как и другие авторы [31, 32].
Таблица 7
Концентрация гормонов у школьников 10-15 лет
гормоны пол воз раст
10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет
ДГЭА, пг/мл м 73,69 ±7,53 206,35 ±42,39 а10-11** 238,99 ±30,87 246,60 ±18,71 214,06 ±35,6 373,78 ±48,09 а14-15*
д 95,06 ±9,01 241,93 ±31,62 а10-11*** 264,93 ±40,48 292,13 ±45,21 Ь* 331,78 ±32,81 Ь* 508,97 ±65,38 а14-15*
кортизол, нг/мл м 10,38 ±0,63 8,62 ±0,81 8,32 ±0,58 8,04 ±0,63 9,85 ±0,59 а13-14* 7,97 ±0,44 а14-15*
д 11,34 ±1,01 8,38 ±0,73 а10-11* 8,46 ±0,70 8,76 ±0,89 9,60 ±0,73 8,70 ±0,67
Примечание: а - достоверность различий между показателями в группах мальчиков и девочек разного возраста; Ь - достоверность различий между показателями в группе мальчиков и девочек одного возраста; * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001
Особенностью подросткового этапа онтогенеза является активный процесс совершенствования деятельности всех физиологических систем организма, который протекает единовременно и взаимосвязан с созреванием репродуктивной функции, сопряжённой с значительными перестройками. Именно в подростковом периоде развития предъявляются повышенные требования к эндокринной и сердечно-сосудистой системам - как ведущим системам жизнеобеспечения, которые лимитируют развитие приспособительных реакций растущего организма в процессе его адаптации к условиям обучения и воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследование вариабельности сердечного ритма школьников в состоянии относительного покоя показало, что значения спектральных и временных показателей ВРС вполне сопоставимы с таковыми, приводимыми в работах последних лет многими исследователями [1; 4; 15; 19] и согласуются с указанными в международных стандартах критериями [33]. У всех обследованных детей частотный спектр ВРС характеризовался хорошо выраженными волнами высокой, низкой и очень низкой частот. При этом у большинства обследованных школьников суммарная мощность спектра в диапазонах низких и высоких частот доминировала над величинами мощности спектра в очень низкочастотном диапазоне, особенно у детей с парасимпатотоническим типом регуляции. Это свидетельствует о преобладании модулирующего симпато-парасимпатического
регуляторного влияния над гуморально-метаболическим и центральными эрготропными регуляторными стимулами [15]. И у мальчиков, и у девочек 13 лет отмечено существенное усиление гормональных влияний на ВРС, связанное, очевидно, с периодом полового созревания.
Проведенное электрографическое исследование показало, что от 10 к 15 годам происходит существенное увеличение длительности сердечного цикла и электрической систолы, а также уменьшение амплитуды ряда зубцов ЭКГ. Данные изменения связаны с усилением влияний на миокард со стороны парасимпатического отдела автономной нервной системы и гетерохронным развитием сердечной мышцы, а снижение амплитуды показателей возбудимости в грудных отведениях может объясняться увеличением массы и утолщением стенки грудной клетки с возрастом.
У части детей 10-15-летнего возраста выявлены различные изменения ритма и проведения возбуждения, нарушения процессов реполяризации и метаболизма в миокарде. Указанные изменения связаны с морфологическим и функциональным созреванием сердечной мышцы на данном этапе онтогенеза и с процессами формирования механизмов вегетативной регуляции сердечной деятельности. Частота встречаемости функциональных изменений ЭКГ уменьшается с возрастом.
Возрастные изменения параметров сократительной функции миокарда гетерохронны, интенсивность увеличения длительности отдельных периодов неодинакова. Наиболее значимые изменения фазовой структуры сердечного цикла происходят от 12 к 13 и от 14 к 15 годам, как у мальчиков, так и у девочек. Изменения с возрастом обусловлены различными воздействиями на миокард со стороны автономной нервной системы, гетерохронностью развития различных отделов сердца, изменениями гормонального статуса и рядом других факторов. В возрасте от 10 до 13 лет в фазовой структуре сердечного цикла отмечаются половые различия параметров (продолжительность общей и механической систол, времени изгнания крови), характеризующих сократительную активность миокарда, что связано с нейрогуморальными влияниями на сердце.
Кровообращение головного мозга мальчиков и девочек от 10 к 15 годам претерпевает существенные изменения. Наблюдается повышение тонического напряжения крупных церебральных артерий с 13-летнего возраста, а также снижение пульсового кровенаполнения и тонуса мелких мозговых артерий от 14 к 15 годам, связанные с процессами интенсивного полового созревания у подростков.
В ходе развития школьников 10-15 лет происходит повышение концентрации ДГЭА и у мальчиков, и у девочек, но достоверно значимые половые различия отмечаются с 13 -14 лет. Установлена положительная связь ДГЭА как с возрастом, так и с физическим развитием. У 10-летних школьников установлена самая высокая концентрация кортизола. У девочек уровень кортизола практически не изменяется в период с 11 до 15 лет, у мальчиков отмечается повышение гормона в 14 лет с последующим снижением к 15 годам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галеев А.Р. Взаимосвязь типа вегетативной регуляции и потребности в двигательной активности / А.Р. Галеев, Л.Н. Игишева. - 2002. -http://www.ortoplus.da.ru/; [email protected]
2. Есипова И.К. Морфологические параллели в исследовании кровеносных сосудов и классификация последних// Очерки по гемодинамической перестройке сосудистой системы. - М., 1971. - С. 3-18.
3. Индивидуальные особенности развития системы кровообращения школьников/Под ред. И.О.Тупицына. - М, 1995. - 64 с.
4. Казин Э.М. Оценка адаптивных возможностей организма подростков с различным темпом полового созревания по соматическим, вегетативным и гормональным показатпелям / Э.М. Казин, Р.М. Мирзаханова, О.Л. Тарасова /Валеология. - 2002. - № 3. - С. 70-73.
5. Калюжный Е.А. Морфофункциональное состояние и адаптационные возможности учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях. Автореф. дисс. ... д.б.н. - М., 2015. - 40 с.
6. Карпман В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности. - М: Медицина, 1965. - 159 с.
7. Колесниченко С.М. Функциональное состояние миокарда левого желудочка у детей 7-12 лет (по данным эхо- и электрокардиографии): автореф. дисс. ... канд. биол. наук. - М.,1988. - 18 с.
8. Кубергер М.Б. Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста. - М.:Медицина, 1983. - 368 с.
9. Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Бокарева Н.А. [и др.] Особенности полового созревания современных московских школьников // Российский педиатрический журнал. - 2012. - № 6. - С. 44-47.
10. Мазо Р.Э. Электрокардиограммы здоровых детей. - Минск: Изд-во АН БССР, 1961. - 198 с.
11. Макаров Л. М., Киселева И. И., Долгих В. В. и др. Нормативные параметры ЭКГ у детей // Педиатрия. - 2006. - № 2. - C. 4-10.
12. Макаров Л.М. ЭКГ в педиатрии. - 2002. - 274 с.
13. Макаров Л.М., Кондрыкинский Е.Л., Мягков И.Ф. Сердцебиение у детей: клиническая характеристика, тактика обследования и лечения // Педиатрия. -2005. - № 2.- С. 4-8.
14. Мартиросов Э.Г., Николаев Д.В., Николаева Н.Д. [и др.] Биоимпедансная оценка состава тела у детей 10-16 лет с использованием анализатора АВС-01 // Медасс. 2006.
http:// www.medass.ru
15. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. - Иваново: Иван. Гос. Мед. академия, 2002. - 290 с.
16. Мурашко Е.В. Стандартная электрокардиография в педиатрической практике // Лечащий врач. - 2005. - № 1. - C. 52-57.
17. Мчедлишвили Г.И. Регуляция мозгового кровообращения. - Тбилиси: Мецниераба, 1980. - 158 с.
18. Осколкова М.К., Куприянова О.О. Электрокардиография у детей. - М.: Медицина, 1986. - 286 с.
19. Панкова Н.Б. Функциональное развитие вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы в онтогенезе человека // Физиол. журнал им. И.М. Сеченова. - 2008. - 94. № 3. - С. 267-275.
20. Преснякова Н.М. Взаимосвязь сократительной функции миокарда с основными показателями гемодинамики у современных школьников 7 - 17 лет: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 1979. - 24 с.
21. Прокофьева В.Н., Кузнецов В.И., Кореневская А.А. Зависимость продолжительности фаз и периодов сердечного цикла у спортсменов от направленности тренировочного процесса // Физиология человека. - 2007. - Т. 33, №6. - С. 71-78.
22. Рублева Л.В. Развитие основных функций миокарда детей 7-15 лет, проживающих в различных экологических условиях: Дисс. ... канд. биол. наук. - М., 1999. - 188 с.
23. Справочник педиатра-кардиоревматолога / Под ред. Р.Э.Мазо. - Минск: Наука и техника,1982. - 342 с.
24. Толгская М.С. Возрастная морфология сосудов мозга// Вопросы возрастной морфологии и физиологии: Изд-во АПН РСФСР. - М., 1953.- Вып. 47. - С. 53-68.
25. Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: автореф. дис. ... докт. мед. наук. - М., 1986. - 42 с.
26. Тупицын И.О., Андреева И.Г., Безобразова В.Н. с соавт. Развитие системы кровообращения // Физиология развития ребенка / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - 2000. - С. 148-166.
27. Хомич М.М. Возрастные изменения временных показателей электрокардиограммы у детей // Вопр. соврем. педиатрии. - 2006. - № 2. - C. 17-19.
28. Чернышов В.Н., Тарасова Е.А., Трясак О.А. Варианты нарушений ритма сердца и проводимости у здоровых детей школьного возраста // Новое в диагностике, клинике, лечении и профилактике заболеваний детского возраста: Сб. науч. тр. - Ростов-на-Дону, 1988. - С. 85-86.
29. Яруллин Х.Х. Клиническая реоэнцефалография. - Л.: Медицина, 1988. -275 с.
30. Aguilar G.M.J., Sanchez L.A.M., Mur V.N. [et al.] Salivary Cortisol as an indicator of physological stress in children and adults; a systematic review // Nutr. Hosp. 2014. V, 29, № 5. P. 960-968.
31. Bandini L.G., Must A., Naumova E.N. [et al.] Change in leptin, body composition and other hormones around menarche - a visual representation // Acta Paediatr. 2008. V. 97. P. 1454-1459.
32. Barra C.B., Silva I.N., Rodrigues T.M. [et al.] Morning serum Basal cortisol levels are affected by age and pubertal maturation in school-aged children and adolescents // Horm. Res. Paediatr. 2015. V. 83, № 1. P. 55-61.
33. Heart rate variability. Standards of Measurement, Physiological interpretation and clinical use.// Circulation. -1996.-93/-P.1043-1065.
34. Mouritsen A., Soeborg T., Hagen C.P. [et al.] Longitudinal changes in serum
concentrations of adrenal androgen metabolites and their ratios by LC-MS/MS in healthy boys and girls // Clin. Chim. Acta. 2015. V. 450. P. 370-375.
REFERENSES
1. Galeev A. R. the Relationship the type of vegetative regulation and the need for motor activity / A. R. Galeev, L. N. Igisheva. - 2002. - http://www.ortoplus.da.ru/; [email protected]
2. Esipova I. K. Morphological Parallels in the study of blood vessels and the classification of the latter// Essays on hemodynamic restructuring of the vascular system. -M., 1971. - S. 3-18.
3. Individual features of the development of the circulatory system of students/Under the editorship of O. I. tupitsyna. - M, 1995. - 64 p -
4. Kazin E. M. Evaluation of adaptive possibilities of organism of teenagers with different rate of sexual maturation on somatic, autonomic and hormones-ing pokazate-lem / E. M. Kazin, R. M. Mirzakhanova, O. L. Tarasova /Valeology. - 2002. - № 3. - P. 70-73.
5. Kalyuzhny E. A. morphological and Functional state and adaptation opportunities of students of educational institutions in modern conditions. Abstract. dis. ... D. b.n.
- M., 2015. - 40 p.
6. Karpman V. L. Phase analysis of cardiac activity. - M: Medicine, 1965. - 159 p.
7. Kolesnichenko, S. M. the Functional state of the myocardium of the left ventricle in children 7 - 12 years (according to the echo - and electrocardiography): abstract. dis. ... kand. Biol. sciences'. - M., 1988. - 18 p.
8. Koberger, M. B. Manual of clinical electrocardiography in children. - M.: Medicine, 1983. - 368 p.
9. Kuchma V. R., Skoblina N. A. Bokareva N.. [et al.] peculiarities of sexual maturation of modern Moscow school children // Russian pediatric journal. - 2012. - № 6. -P. 44-47.
10. Mazo R. E. Electrocardiograms of healthy children. - Minsk: publishing House of the BSSR, 1961. - 198 p -
11. Makarov L. M., Kiseleva I. I., Dolgikh V. V. and others Normative parameters of ECG in children.Pediatrics. - 2006. - № 2. - C. 4-10.
12. Makarov L. M. ECG in Pediatrics. - 2002. - 274 p.
13. Makarov L. M., Kondrykinskaya E. L., Miagkov I. F. Palpitations in children: clinical characteristics, tactics of inspection and treatment // Pediatrics. - 2005. - №2.- P. 4-8.
14. Martirosov E. G., Nikolaev D. V., Nikolaeva N. D. []. Bioimpedance assessment of body composition in children aged 10-16 years using the analyzer ABC-01 // Medass. 2006.
http:// www.medass.ru
15. Mikhailov V. M. heart rate Variability: experience of practical implementation.
- Ivan. State. Honey. Academy, 2002. - 290 p.
16. Murashko E. V. Standard electrocardiography in pediatric practice / / the Attending physician. - 2005. - № 1. - C. 52-57.
17. Mchedlishvili G. I. Regulation of cerebral circulation. "Metsniereba", 1980. -158 p.
18. Oskolkova M. K., Kupriyanova O. Electrocardiography in children. - M.: Medicine, 1986. - 286 p.
19. Pankova N. B. Functional development of autonomic regulation of the heart-but-vascular system in human ontogenesis / / Fiziol. magazine them. I. M. Sechenov. -2008.- 94. No. 3. - Pp. 267-275.
20. Presnyakova N. Mmm. The relationship of myocardial contractile function with the main indicators of hemodynamics in modern schoolchildren 7 - 17 years: autoref. dis. ... kand. Biol. sciences'. - M., 1979. - 24 p.
21. Prokofiev V. N., Kuznetsov V. I., Korenev A. A. the Dependence of the phases and periods of the cardiac cycle in athletes from the orientation of the training process // human Physiology. - 2007. - Vol. 33, №6. - P. 71-78.
22. Rubleva L. V. development of basic myocardial functions in children aged 7-15 years living in different environmental conditions: Diss. ... kand. Biol. sciences'. - M., 1999. - 188 p.
23. Reference pediatrician-cardiorheumatologists, ed. by R. E. Mazo. - Minsk: Science and technology,1982. - 342 p.
24. Tolga M. S. Age-related morphology of blood vessels of the brain// Problems of age morphology and physiology: Publishing house of APN of the RSFSR. - M., 1953.-Issue. 47. - P. 53-68.
25. Tupitsyn I. O. Age dynamics and adaptation changes of cardiovascular system of schoolchildren: autoref. dis. ... Doc. honey. sciences'. - M., 1986. - 42 p.
26. Tupitsyn I. O., Andreeva I. G., Bezobrazova V. N. with et al. Development of the circulatory system / / Physiology of child development / ed. M. M. Bezrukikh, D. A. Farber, 2000. - P. 148-166.
27. Khomich M. M. Age-related changes in the temporal parameters of the electric car-charts in children // Vopr. tell lies. pediatrics. - 2006. - № 2. - C. 17-19.
28. Chernyshov V. N., Tarasova E. A., O. A. Track versions of arrhythmias and conduction in healthy children of school age // New in diagnostic stick, clinic, treatment and prevention of childhood diseases: Sat. scientific. Tr. Rostov-on-don, 1988. - Pp. 8586.
29. Yarullin HH Clinical rheoencephalography. - L.: Medicine, 1988. - 275 p.