УДК 159.923.5
О. В. Малова, И. А. Мироненко
Возрастно-половые аспекты индивидуально-психологических предпосылок стратегий профессионального развития
В статье представлены результаты эмпирического исследования возрастно-половых аспектов взаимосвязи стратегий профессионального развития и индивидуально-психологических особенностей личности: мотивационной сферы личности, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля. Показано, что возрастно-половые характеристики оказывают существенное влияние на состав и структуру индивидуальнопсихологических предпосылок стратегий профессионального развития.
Results are presented of empirical investigation of age and gender impact on the structure of individual psychological prerequisites of development strategies (characteristics of the motivational sphere of personality, values, the level of subjective control).
Ключевые слова: стратегии профессионального развития, мотивационная сфера, смысложизненные ориентации, уровень субъективного контроля, отношение к работе, возрастно-половые особенности.
Key words: strategies for professional development, motivational sphere, values, the level of subjective control, age and gender characteristics.
Профессиональная деятельность - важнейшая часть жизни взрослого человека, именно здесь закладываются основы большинства новообразований периода взрослости, в этом контексте происходят события, определяющие ход жизненного пути человека. Взрослый человек в качестве субъекта профессиональной деятельности организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Под стратегией профессионального развития принято понимать способность субъекта к самостоятельному планированию и построению своей профессиональной карьеры, к принципиальному, осмысленному и ответственному ее регулированию в соответствии с поставленной целью достижения профессионального успеха и профессиональной самореализации с учетом существующей социально-экономической ситуации на рынке труда. С понятием «стратегия» в сложившейся в психологической науке традиции неразрывно связываются признаки, характеризующие субъекта с точки зрения активности и пассивности. При этом активность субъекта и эффективность (успешность) его деятельности рассматриваются как единая комплексная харак-
© Малова О. В., Мироненко И. А., 2015
63
теристика [1; 2; 6; 10; 12; 13]. На таком представлении основывается большинство современных исследователей стратегий профессионального развития, выделяющих активную (эффективную, успешную, продуктивную) и пассивную (неэффективную, неуспешную, непродуктивную) стратегии профессионального развития субъекта [5; 9; 11].
Представляемое исследование основывается на наиболее распространенной в литературе и теоретически обоснованной дихотомической классификации стратегий профессионального развития. Выделяются два типа стратегий: активная (продуктивная) и пассивная (непродуктивная).
В литературе доминирует мнение, что с выбором той или иной стратегии профессионального развития связаны определенные индивидуально-психологические особенности личности, лежащие в сфере ценностных ориентаций, в мотивационной сфере личности, а также особенности локуса контроля, которые можно рассматривать как предпосылки избираемой стратегии профессионального развития [1; 2; 5; 6; 9-13]. Однако вопрос о том, в какой мере эти индивидуально-психологические предпосылки стратегий
профессионального развития зависят от возрастно-половых характеристик, остается недостаточно исследованным. В то же время есть основания полагать, что влияние возрастно-половых характеристик человека на процесс профессионального развития и, в частности, на избираемые стратегии этого развития является существенным.
В настоящей работе поставлена задача уточнить и расширить существующие представления о возрастно-половых особенностях проявления индивидуально-психологических предпосылок стратегий профессионального развития, выявить взаимосвязь отдельных индивидуально-психологических особенностей личности с активной -пассивной стратегией профессионального развития и определить возрастные и гендерные* 1 особенности такой взаимосвязи.
Мы исследуем взрослых работающих людей, по отношению к которым можно говорить о сложившихся в целом и актуальных стратегиях профессионального развития. Ни юность, ни пожилой возраст не входят в сферу нашего исследования. Однако наличие возрастных особенностей представляется весьма вероятным в силу принятого акмеологией представления о взрослости как о периоде динамических изменений в контексте смены основных тенденций развития и дифференцированного развития личности. Основы тако-
1
1 В нашем исследовании мы используем термин «гендерные» как синоним термина «половые». Наши испытуемые разделялись на мужчин и женщин без использования каких-либо специальных методов психологической или медицинской диагностики, по самоопределению.
64
го представления о взрослости были заложены и обоснованы в работах Б.Г. Ананьева. Разделение на возрастные группы, а) 35 лет и моложе и б) 36 лет и старше было выбрано в силу следующих соображений. Во-первых, данная граница близка к среднему по нашей группе, что позволяет разделить испытуемых на сопоставимые по объему возрастные подгруппы. Во-вторых, в различных возрастных периодизациях, имеющихся в литературе, такое разделение и близкое к нему не редко. Так, по Э. Эриксону именно 35 лет являются границей между стадиями молодости и зрелости; возрастная периодизация, принятая в 1965 г. на симпозиуме Академией педагогических наук СССР, разделяет средний возраст на два периода -первый включая 35 лет и моложе, второй - с 36 лет; возрастная периодизация в медицине также разделяет зрелый возраст на два периода, граница между которыми проходит в 35 лет.
Наличие гендерных особенностей можно также считать весьма вероятным в силу устойчивости гендерных стереотипов, предписывающих самореализацию в профессиональной сфере в первую очередь мужчинам, в то время как женщина остается в общественном сознании прежде всего хранительницей очага.
Для осуществления эмпирического исследования была сформирована выборка, включающую в себя две группы взрослых: с пассивной стратегией и с активной стратегией профессионального развития. Мы использовали для формирования выборки объективные показатели: для пассивной стратегии профессионального развития состояние «хронической безработицы», понимаемое как отсутствие работы в течение длительного периода времени. В литературе неоднократно указывалось на то, что хронически безработные отличаются использованием пассивных стратегий профессионального развития [4; 6]. Нами была сформирована выборка, включающая в себя 94 женщины и 87 мужчин (средний возраст 36 лет), на протяжении последних 1,5 лет постоянно или с редкими перерывами числившиеся как нуждающиеся в трудоустройстве, при этом последние 4-6 месяцев они состояли на учете в Центре занятости и нигде не работали. Эти мужчины и женщины имели среднее или среднее специальное образование и не посещали дополнительные курсы, в том числе по повышению квалификации или переквалификации.
В качестве группы людей с активными стратегиями профессионального развития мы избрали группу работающих жителей того же региона, совмещающих свою профессиональную деятельность с получением высшего образования на базе имеющего среднеспециального (студенты заочного обучения), - 109 женщин и 86 мужчин (средний возраст 32 года).
65
Методами сбора эмпирического материала были выбраны тестовые методы: самоактуализационный тест (САТ), тест уровня субъективного контроля (УСК), тест смысложизненные ориентации (СЖО). Использовался также метод анкетирования - разработанная нами анкета для исследования отношения к работе.
Наши результаты, уже опубликованные ранее [7; 8], свидетельствуют о том, что показатели людей с активными стратегиями по всем шкалам опросников САТ, УСК и СЖО статистически значимо выше, чем у людей, имеющих пассивные стратегии, что соответствует литературным данным и нашим ожиданиям. Результаты опроса по анкете для исследования отношения к профессии также показали существенные различия между группами с активными и пассивными стратегиями [8].
Испытуемым предлагалось написать несколько вариантов (не менее шести) окончания предложения: «Моя работа - это для меня...». Полученные ответы были подвергнуты контент-анализу и классифицированы. В основу классификации положена теоретическая модель человека, предложенная Б.Г. Ананьевым [3]. В табл. 1 представлены результаты опроса.
Таблица 1
Отношение к работе людей с активными и с пассивными стратегиями профессионального развития
Категории Варианты ответов Г руппа с активными стратегиями (кол-во ответов) Г руппа с пассивными стратегиями (кол-во ответов)
Индивид (человек как природное явление) Заработок, материальные средства, средства существования, деньги 156 223*
Личность (в системе связей с обществом) Карьера, статус, престиж 148 62*
Субъект общения Общение с людьми, приятели и друзья 224 149*
Субъект деятельности Профессия, труд, то, что я умею делать 235 204*
Индивидуальность: развитие Я в профессии Самореализация, рост, стимул к самосовершенствованию, самовыражение 203 23*
Индивидуальность: самореализация в творчестве Важная часть жизни, призвание, смысл жизни, смысл существования, сама жизнь, стиль жизни, жизненная необходимость, творчество 132 0*
* - различия значимы по t-критерию Стьюдента на уровне 0,01.
66
На рис. 1 представлено распределение ответов по категориям в процентах.
sP О4 О Г со
/"и—\ □ Инд.
■Личн.
/з1% 1 34% \ □ Суб.общ.
\ /уч. / □ Суб.деят.
■ Разв.Я
\ 23% \ У
□ Подл.сам.
□ Инд.
^12% 14%'\ ■Личн.
/14% ] □ Суб.общ.
□ Суб.деят.
\ 21% 20% J ■ Разв.Я
□ Подл.сам.
1а. Распределение ответов в группе 1б. Распределение ответов в группе с активными стратегиями пассивными стратегиями
Рис. 1. Результаты опроса по анкете для исследования отношения к профессии
По данным, представленным на рис. 1, мы видим существенные различия между группами активных и пассивных в их отношении к профессиональной деятельности и в том, какое место занимает работа в их жизни. По категории «подлинная самореализация» от группы пассивных не поступило ни одного ответа. Ни один человек из группы не указал, что профессия для него является чем-то большим, чем просто деньги, общение с людьми, выполнение профессиональных функций. Небольшое количество опрошенных указали в анкете на свое желание роста и развития в профессии (категория 5). Значимо ниже и количество ответов, классифицируемых по категории «личность» (статус, престиж), что ожидаемо в ситуации безработицы.
Если в группе активных распределение ответов по выделяемым нами шести категориям является относительно равномерным (рис. 1а), то в группе пассивных (рис. 1б) доминируют три категории: индивид (средство жизнеобеспечения), субъект общения (общение на работе) и субъект деятельности (выполнение профессиональных функций).
Гендерные особенности индивидуально-психологических предпосылок стратегий профессионального развития
Наши результаты показали существенные гендерные особенности. В табл. 2 представлены результаты выполнения теста САТ в группах с активными и пассивными стратегиями для мужчин и для женщин.
67
Таблица 2
Показатели самореализации мужчин и женщин с активными и пассивными стратегиями профессионального развития
Шкалы САТ Активные стратегии Пассивные стратегии
мужчины женщины мужчины женщины
Ориентации во времени (Tc) 11,84 9,03 5,95 6,55
Поддержки (I) 60,51 52,10 41,34 40,15
Ценностной ориентации (Sav) 13,60 14,78 7,09 6,67
Г ибкости поведения (Ex) 12,99 13,11 8,32 8,46
Сенситивности (Fr) 8,83 6,62 5,71 6,42
Спонтанности (S) 8,92 8,03 5,79 5,74
Самоуважения (Sr) 11,93 9,90 5,38 5,19
Самопринятия (Sa) 13,34 11,10 6,69 7,16
Представлений о природе человека (Nc) 8,22 6,75 4,57 4,20
Синергии (Sy) 5,65 4,55 2,94 3,52
Принятия агрессии (A) 10,69 7,56 4,81 5,00
Контактности (C) 12,37 9,76 5,95 6,49
Познавательных потребностей (с°9) 9,10 5,95 4,81 5,25
Креативности (Cr) 10,25 8,03 5,87 5,93
Можно видеть, что показатели по тесту САТ для мужчин с активными стратегиями значительно выше, чем для мужчин с пассивными стратегиями, различия по всем шкалам статистически значимы.
Результаты женщин с активными и пассивными стратегиями показывают значимые различия по всем шкалам опросника, кроме шкал Fr и Cog. Шкала сенситивности к себе Fr, как известно, определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их. Шкала познавательных потребностей Cog определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.
По результатам, представленным в табл. 2, видно, что показатели самореализации мужчин и женщин в группе активных достаточно близки, хотя имеются и статистически значимые различия по ряду характеристик. Обращает на себя внимание то, что все различия в показателях САТ, как значимые, так и статистически незначимые, в группе активных оказались исключительно в пользу мужчин. Особенно выраженные различия имеют место по шкале синергии (Sy), которая определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное, а также по шкале познавательных потребностей (Cog), которая определяет
68
степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире. Статистически значимые различия имеют место по базовым шкалам опросника Tc (шкала компетентности во времени) и I (шкала поддержки). Женщины также имеют показатели, статистически значимо ниже мужчин по шкалам Fr (шкала сенситив-ности к себе), которая определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их; С (шкала контактности); Cr (шкала креативности).
Интересно, что результаты мужчин и женщин в группе с пассивными стратегиями не отличаются друг от друга статистически значимо. Критерий Стьюдента не показал значимости различий ни по одной шкале.
С целью определить наличие гендерных особенностей взаимосвязи уровня субъективного контроля личности и стратегий профессионального развития мы рассмотрели показатели теста УСК, разделив испытуемых по группам мужчин и женщин. В табл. 3 представлены результаты выполнения теста УСК мужчинами и женщинами в группах активных и пассивных.
Таблица 3
Уровень субъективного контроля мужчин и женщин с активными и пассивными стратегиями (средние показатели)
Шкалы УСК Г руппа с активными стратегиями Г руппа с пассивными стратегиями
мужчины женщины мужчины женщины
Общая интернальность (Ио) 8,39 6,55* 3,65 3,90
Интернальность достижений (Ид) 8,30 6,96* 4,38 3,84
Интернальность неудач (Ин) 8,83 6,22* 3,95 4,18
Интернальность в семейных отношениях (Ис) 7,33 7,62 3,58 3,61
Интернальность в сфере производственных отношений (Ип) 7,42 5,08* 3,95 4,18
Интернальность в межличностных отношениях (Им) 7,42 7,16 4,31 3,39**
Интернальность в сфере здоровья (Из) 6,98 6,96 3,58 3,56
* - статистически значимые различия (по t-критерию Стьюдента на уровне 0,05) между активными мужчинами и женщинами;
** - статистически значимые различия (по t-критерию Стьюдента на уровне 0,05) между пассивными мужчинами и женщинами;
Различия между всеми показателями активных и пассивных мужчин статистически значимы (по t-критерию Стьюдента на уровне 0,01);
Различия между всеми показателями активных и пассивных женщин статистически значимы (по t-критерию Стьюдента на уровне 0,01).
69
Наши результаты показывают, что по уровню субъективного контроля в группе с активными стратегиями имеются статистически значимые различия между мужчинами и женщинами.
Показатели по тесту УСК мужчин и женщин группы с пассивными стратегиями очень близки. Значимые различия выявлены только по шкале Им - интернальность в межличностных отношениях. У мужчин показатели по этой шкале выше.
По всем шкалам опросника показатели мужчин группы с пассивными стратегиями статистически значимо ниже, чем в группе активных, а показатели по тесту у активных женщин выше, чем у пассивных.
С целью определить наличие гендерных особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и стратегий профессионального развития мы рассмотрели показатели теста СЖО, разделив результаты испытуемых по группам мужчин и женщин. В табл. 4 представлены результаты выполнения теста СЖО в группах с активными и с пассивными стратегиями для мужчин и женщин.
Таблица 4
Смысложизненные ориентации мужчин и женщин с активными и пассивными стратегиями (средние значения)
Шкалы СЖО Группа с активными Группа с пассивными
стратегиями стратегиями
мужчины женщины мужчины женщины
Общий ОЖ 122,72 122,65 87,49 85,10
Цели 37,12 41,24 28,56 27,22
Процесс 36,24 35,91 26,83 26,82
Результат 30,72 31,05 23,86 23,38
Локус контроля - Я 30,88 31,12 21,91 22,59
Локус контроля - жизнь 37,68 35,24 26,61 25,69
Статистически значимые различия между активными мужчинами и женщинами отсутствуют.
Статистически значимые различия между пассивными мужчинами и женщинами отсутствуют.
Различия между всеми показателями активных и пассивных мужчин статистически значимы (по t-критерию Стьюдента на уровне 0,01).
Различия между всеми показателями активных и пассивных женщин статистически значимы (по t-критерию Стьюдента на уровне 0,01).
Можно видеть, что по результатам СЖО у наших респондентов гендерные различия не проявились. Статистически значимых различий между мужчинами и женщинами не выявлено. Можно предположить в качестве объяснения этого интересного факта гипотезу, что мужчины и женщины различаются не по целям, к которым они стремятся, и не по уровню достижений, а по используемым для достижения целей средствам и способам действия.
70
Чтобы определить наличие гендерных особенностей взаимосвязи отношения к профессии и стратегий профессионального развития мы рассмотрели результаты анкетирования, разделив испытуемых по группам мужчин и женщин. На рис. 2 представлены результаты анкетирования в группах активных и пассивных для мужчин и женщин.
Рис. 2. Отношение к работе мужчин и женщин с активными и пассивными стратегиями (количество ответов):
Ряд 1 - активные мужчины Ряд 2 - активные женщины Ряд 3 - пассивные мужчины Ряд 4 - пассивные женщины
Анализ позволил выявить наличие существенных различий между активными мужчинами и женщинами. Количество ответов по всем категориям, кроме категорий, отнесенных к понятию «индивидуальность», статистически значимо различается.
Мужчины существенно чаще женщин видят в работе средство обеспечения жизни и статуса в обществе, что ожидаемо в контексте современного состояния общественного сознания.
Если женщины значимо чаще указывают на общение как важную составляющую профессиональной деятельности, проявляют себя в профессиональной среде как субъекты общения, то мужчины в большей степени уделяют внимание собственно производственному процессу, реализуют себя как субъекты деятельности.
В группах пассивных показатели по категориям «субъект деятельности», и «личность» у мужчин значимо выше, чем у женщин. А показатели по категориям «субъект общения» и «развитие Я в профессии» выше у женщин, чем у мужчин.
71
Показатели активных и пассивных мужчин значимо различаются по всем категориям анкеты. Наиболее существенные различия имеют место по категориям «развитие Я в профессии» и «подлинная самореализация». У активных мужчин показатели значительно выше. По категории «индивид» пассивные превосходят активных, различия небольшие, но статистически значимы.
По всем категориям, кроме категории «субъект деятельности», имеют место статистически значимые существенные различия между женщинами с различными стратегиями профессионального развития. У женщин с пассивными стратегиями существенно больше, чем у активных, представлена категория «индивид». Активные опережают по всем остальным категориям.
На рис. 2 можно видеть, что наибольшее сходство имеет место между результатами мужчин и женщин в группе с пассивными стратегиями. Различия здесь заключаются лишь в том, что социальная сторона профессиональной деятельности для женщин в большей степени выражается в общении на работе (категория «субъект общения»), а для мужчин - в приобретении определенного социального статуса (категория «личность»). При сравнении результатов активных мужчин и женщин прослеживается та же тенденция. По категории «личность» активные мужчины существенно отрываются от прочих групп, а активные женщины, хотя и опережают группу пассивных, близки к ней. Между активными мужчинами и женщинами имеют место и другие различия. У мужчин существенно больше ответов по категории «индивид». Предположительно, объясняется это тем, что в общественном сознании россиян необходимость «обеспечить» семью в первую очередь относится к мужчинам. По данному параметру результаты активных мужчин близки к результатам группы пассивных (и мужчин, и женщин), а вот активные женщины отличаются от всех прочих групп, для них необходимость заработка оказывается наименее выраженной.
Наиболее сближены результаты всех четырех групп по категории «субъект деятельности», хотя можно отметить определенный отрыв активных мужчин по значимости этой категории от остальных.
По категориям «развитие Я в профессии» и «подлинная самореализация» гендерные различия минимальны, а группа активных разительно отличается от группы пассивных.
Возрастные особенности проявления индивидуально-психологических предпосылок стратегий профессионального развития
В табл. 5 представлены результаты выполнения теста САТ людьми различного возраста с активными стратегиями профессионального развития.
72
Таблица 5
Результаты выполнения теста САТлюдьми различного возраста с активными стратегиями профессионального развития
Шкалы САТ «Младшие», средние значения «Старшие», средние значения
Ориентации во времени (Tc) 9,11 13,04*
Поддержки (I) 53,55 59,52 *
Ценностной ориентации (Sav) 14,02 13,58
Г ибкости поведения (Ex) 11,89 14,12*
Сенситивности (Fr) 7,04 8,72*
Спонтанности (S) 8,05 7,26
Самоуважения (Sr) 10,86 10,42
Самопринятия (Sa) 14,14 12,03
Представлений о природе человека (Nc) 6,14 8,45*
Синергии (Sy) 4,65 5,55*
Принятия агрессии (A) 9,63 8,59
Контактности (C) 11,26 10,65
Познавательных потребностей (Cog) 8,11 7,05
Креативности (Cr) 9,25 9,03
* - различия значимы по t-критерию Стьюдента на уровне 0,05.
По результатам, представленным в табл. 5, видно, что показатели самореализации испытуемых «старшего» и «младшего» возраста с активными стратегиями достаточно близки, хотя имеются и статистически значимые различия по ряду характеристик: по базовым шкалам опросника Tc (шкала компетентности во времени) и I (шкала поддержки). Обе шкалы показывают, что с возрастом у людей с активными стратегиями профессионального развития самореализация в целом возрастает. Статистически значимые различия имеют место по шкале гибкости поведения (Ex), которая диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми; по шкале Fr (шкала сенситивности к себе), которая определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их; по шкале Nc (шкала представлений о природе человека), которая свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную; по шкале синергии (Sy), которая определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное. Обращает на себя внимание то, что все различия в показателях САТ, как значимые, так и статистически незначимые, в нашей выборке оказались исключительно в пользу людей старшего возраста.
73
Результаты людей различного возраста с пассивными стратегиями не отличаются друг от друга статистически значимо. Критерий Стьюдента не показал значимости различий ни по одной шкале.
Показатели по тесту САТ «младших» с активными стратегиями значительно выше, чем у группы «младших» с пассивными стратегиями, по всем шкалам различия статистически значимы на высоком уровне. Такие же результаты дает и сравнение активных с пассивными в группе «старших». Таким образом, результаты сравнения в группах по возрасту еще раз подтвердили предположение о том, что людям с активными стратегиями профессионального развития свойственны более высокие уровни самореализации, чем тем, кто не стремится к профессиональной карьере.
Данные, позволяющие оценить различия по тестовым показателям между людьми различного возраста с активными и пассивными стратегиями представлены в табл. 6.
Таблица 6
Показатели уровня субъективного контроля у людей различного возраста с пассивными стратегиями профессионального развития
Шкалы УСК «Младшие» «Старшие»
Общая интернальность (Ио) 3,42 4,02
Интернальность достижений (Ид) 4,16 4, 11
Интернальность неудач (Ин) 3,55 4,18*
Интернальность в семейных отношениях (Ис) 3,72 3,33
Интернальность в сфере производственных отношений (Ип) 4,08 3,86
Интернальность в межличностных отношениях (Им) 4,47 3,87
Интернальность в сфере здоровья (Из) 3,32 3,76
* - различия значимы по t-критерию Стьюдента на уровне 0,05.
Показатели по тесту УСК людей различного возраста в данной группе очень близки. Значимые различия выявлены только по шкале Ин - интернальность неудач. У «старших» показатели по этой шкале выше.
Наши результаты показывают, что по уровню субъективного контроля отсутствуют значимые различия между людьми различного возраста с активной стратегией.
Сравнение активных с пассивными по группам «младших» и «старших» показало, что в обеих группах по всем шкалам опросника показатели группы с пассивными стратегиями статистически значимо ниже, чем у людей с активными стратегиями.
В табл. 7 представлены результаты теста СЖО у людей различного возраста с активными стратегиями.
74
Таблица 7
Смысложизненные ориентации людей различного возраста с активными стратегиями профессионального развития
Шкалы СЖО «Младшие» «Старшие»
Общий ОЖ 123,14 122,35
Цели 38,22 40,21
Процесс 36,44 36,02
Результат 33,72 29,05*
Локус контроля - Я 32,88 30,11*
Локус контроля - жизнь 36,06 36,74
* - различия значимы по t-критерию Стьюдента на уровне 0,05.
Можно видеть, что по результатам СЖО у наших респондентов возрастные различия проявились лишь по шкалам результат и локус контроля Я, в обоих случаях эти различия в группе активных и в пользу группы более молодых.
Статистически значимых различий по показателям теста СЖО между людьми разного возраста в группе пассивных стратегий выявить не удалось.
Сравнение показателей людей с активными и с пассивными стратегиями внутри возрастных групп «младших» и «старших» показало, что в обоих случаях у группы с активными стратегиями показатели по всем шкалам существенно выше, чем у второй группы. По результатам статистической обработки статистически значимыми получились отличия по всем шкалам теста.
Результаты анкетирования в разных по возрасту группах с активными и пассивными стратегиями профессиональной деятельности представлены в табл. 8.
Таблица 8
Отношение к работе людей различного возраста с активными и пассивными стратегиями (количество ответов)
Категории Г руппа с активными стратегиями Группа с пассивными стратегиями
«младшие» «старшие» «младшие» «старшие»
Индивид 66 90* 104 119
Личность 66 82* 32 30
Субъект общения 114 110 79 70**
Субъект деятельности 116 119 104 100
Индивидуальность: развитие Я в профессии 106 97 10 13
Индивидуальность: подлинная самореализация 68 64 0 0
* - различия значимы по t-критерию Стьюдента на уровне 0,01; ** - различия значимы по t-критерию Стьюдента на уровне 0,05.
75
Анализ позволил выявить наличие ряда статистически значимых различий между разными возрастными группами. В группе с активными стратегиями количество ответов по категориям индивид и личность значимо различается. Можно предположить, что люди более старшего возраста существенно чаще видят в работе средство обеспечения жизни и статуса в обществе. Результаты опроса людей с пассивными стратегиями разного возраста показывают, что показатели у людей различного возраста значимо отличаются лишь по одной категории - субъект общения. Для группы «младших» общение на работе оказывается более значимым.
Результаты по анкете в группах «старших» и «младших» с различными стратегиями профессионального развития показали, что по всем категориям имеют место статистически значимые существенные различия между группами с различными стратегиями профессионального развития. У людей с пассивными стратегиями существенно больше, чем у «активных», представлена категория «индивид». «Активные» опережают по всем остальным категориям. Эта закономерность носит общий характер и уже была отмечена и описана выше.
Таким образом, результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Результаты нашего исследования показали, что вне зависимости от пола и возраста людям с активными стратегиями профессионального развития свойственны значимо более высокие, чем у людей с пассивными стратегиями, показатели самореализации (по тесту САТ), субъективного уровня контроля (по тесту УСК) и смысложизненных ориентаций (по тесту СЖО), а также существенно различается отношение к работе тех, кто реализует активные и пассивные стратегии.
2. Выявлено наличие возрастных особенностей проявления индивидуально-психологических предпосылок стратегий профессионального развития, отличающих людей первого периода взрослости (молодости) от людей второго периода взрослости. Показаны статистически значимые различия показателей самореализации, смысложизненных ориентаций и отношения к работе между людьми различного возраста с активными стратегиями профессионального развития. Показатели уровня субъективного контроля имеют отличия в группах по возрасту у людей с пассивными стратегиями профессионального развития.
3. Выявлено наличие гендерных особенностей индивидуальнопсихологических предпосылок стратегий профессионального развития. Показаны статистически значимые различия показателей само-
76
реализации и субъективного уровня контроля между мужчинами и женщинами с активными стратегиями профессионального развития. В показателях смысложизненных ориентаций значимые гендерные различия не выявлены.
4. Комплекс индивидуально-психологических особенностей, сопутствующий активной стратегии профессионального развития, оказывается наиболее ярко выраженным у мужчин. Все выявленные статистически значимые различия показателей между мужчинами и женщинами с активными стратегиями - в пользу мужчин.
5. В отношениях к трудовой деятельности имеются гендерные различия: социальная сторона трудовой деятельности для мужчин выражена прежде всего в статусно-ролевых отношениях, а для женщин особую важность имеет процесс общения.
6. Гендерные различия в большей степени проявляются в группе лиц с активными стратегиями профессионального развития и в меньшей степени - в группе пассивных. В группе с активными стратегиями профессионального развития выявлены статистически значимые различия между мужчинами и женщинами по показателям общей интернальности, интернальности достижений, интернально-сти неудач и интернальности производственных отношений по тесту УСК. В группе с пассивными стратегиями статистически значимые гендерные различия выявлены лишь по показателю интернальности межличностных отношений.
7. Наши результаты показывают сравнительно большую выраженность гендерных различий по сравнению с возрастными различиями в пределах исследованного нами возрастного диапазона зрелости.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Акмеология / под ред. А.А. Деркача. - М.: изд-во РАГС, 2004.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Бендюков М.А. Психология профессионального кризиса у безработных: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03. - СПб., 2009.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005.
7. Малова О.В. Особенности самореализации людей с продуктивной и непродуктивной стратегиями профессионального развития // Вестн. ЛГУ. - 2012. -Т. 5. Психология. - № 3. - С. 81-92.
8. Малова О.В., Мироненко И.А. Индивидуально-психологические предпосылки и корреляты активной (продуктивной) и пассивной (непродуктивной) стратегий профессионального развития // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - Т. 5. Психология. - 2012. - №4. - С.16-30.
77
9. Мамаева В.Ю. Социальная адаптация женщин в условиях формирования рыночных отношений // Экология и труд: сб. науч. тр. Вып. II. - Омск, 1998. - С. 118-125.
10. Маринов М.Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе. - М.: изд-во Социально-гуманитарные знания, 2008.
11. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / авт. коллектив: Л.М. Митина, Л.В. Брендакова, И.В. Вачков и др.; под ред. д-ра психол. наук Л.М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
12. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). - М.: Институт человека РАН, Независимый ин-т гражданского о-ва, 2002.
13. Софьина В.Н. Развитие профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. 144 с.
78