Научная статья на тему 'Возрастная невменяемость: значение, содержание, причины'

Возрастная невменяемость: значение, содержание, причины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6082
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВМЕНЯЕМОСТЬ / ВОЗРАСТНАЯ НЕВМЕНЯЕМОСТЬ / ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуняева Вера Анатольевна

Исследованию возрастной невменяемости посвящены труды ученых, как в России, так и за рубежом, однако неоднозначность законодательного регулирования данного уголовно-правового института требует дополнительных его исследований. Анализ теоретических аспектов возрастной невменяемости и ее составляющих усиливается анализом законодательства, регулирующего данный вопрос. Значение правильного определения возрастной невменяемости заключается в соблюдении таких принципов, как принципа вины и справедливости. Автор считает, что достижение реализации данных принципов видится в возможности более детального анализа таких составляющих как интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты вменяемости. Полученные в результате исследования выводы говорят о необходимости корректировки законодательства, регулирующего возрастную невменяемость, с целью однозначного его толкования и применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шуняева Вера Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGE OF INSANTY: VALUE, CONTENT, REASON

Age-specific criminal insanity is researched by Russian and foreign scientists. Though the ambiguity of legislative regulation of this legal institution demands additional examination. The analysis of age-specific criminal insanity is reinforced by investigation of respective legislation. The proper specification of age-specific criminal insanity lies in adhering to such principles as principle of guilt and justice. The author supposes that fulfillment of those principles is possible as a result of more detailed analysis of intellectual, emotional and conative components of criminal sanity. The present research`s conclusions claim the necessity of readjustment of the legislation which regulates the age-specific criminal insanity so that the norms of this legislation are construed and used unambiguously.

Текст научной работы на тему «Возрастная невменяемость: значение, содержание, причины»

1.4. ВОЗРАСТНАЯ НЕВМЕНЯЕМОСТЬ: ЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЧИНЫ

Шуняева Вера Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: директор. Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Подразедление: Институт права и национальной безопасности. E-mail: [email protected]

Аннотация: Исследованию возрастной невменяемости посвящены труды ученых, как в России, так и за рубежом, однако неоднозначность законодательного регулирования данного уголовно-правового института требует дополнительных его исследований. Анализ теоретических аспектов возрастной невменяемости и ее составляющих усиливается анализом законодательства, регулирующего данный вопрос. Значение правильного определения возрастной невменяемости заключается в соблюдении таких принципов, как принципа вины и справедливости. Автор считает, что достижение реализации данных принципов видится в возможности более детального анализа таких составляющих как интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты вменяемости. Полученные в результате исследования выводы говорят о необходимости корректировки законодательства, регулирующего возрастную невменяемость, с целью однозначного его толкования и применения.

Ключевые слова: вменяемость, возрастная невменяемость, преступное поведение, интеллектуальные свойства, эмоциональные свойства, волевые свойства, особенности личности несовершеннолетнего преступника, преступность несовер шеннолетних.

THE AGE OF INSANTY: VALUE, CONTENT, REASON

Shuniaevа Vera Anatolievna, PhD at law, associate professor. Position: Director. Place of employment: Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Department: Institute for law and national security. E-mail: [email protected]

Annotation: Age-specific criminal insanity is researched by Russian and foreign scientists. Though the ambiguity of legislative regulation of this legal institution demands additional examination. The analysis of age-specific criminal insanity is reinforced by investigation of respective legislation. The proper specification of age-specific criminal insanity lies in adhering to such principles as principle of guilt and justice. The author supposes that fulfillment of those principles is possible as a result of more detailed analysis of intellectual, emotional and conative components of criminal sanity. The present research's conclusions claim the necessity of readjustment of the legislation which regulates the age-specific criminal insanity so that the norms of this legislation are construed and used unambiguously.

Keywords: criminal sanity, age-specific criminal insanity, intellectual characteristics, emotional characteristics, conative characteristics, criminal behavior; peculiarities of juvenile criminal's personality; juvenile crime.

Вменяемость, как и невменяемость являются многоаспектными категориями, элементы которых можно исследовать через призму философского, психологического, медицинского и правового понимания.

В философии вменяемость определяется свободой воли, где свобода предоставляет возможность выбора

тех или иных действий, поступков, не подвергая насилию личность. Следовательно, невменяемость, являясь противоположностью вменяемости, с точки зрения философского понимания, может рассматриваться как нарушение свободы волеизъявления, определяющей выбор поступков под воздействием каких либо факторов.

Психология в основу понятия вменяемости ставит «принцип единства сознания и деятельности, который устраняя разрыв между поведением и сознанием, устраняет его и между нарушениями поведения и сознания, а значит, позволяет понять непосредственно наблюдаемые симптомы нарушения поведения как симптомы нарушения отдельных сторон и качеств сознания»^]. Такой принцип очевидно доказывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью, где решающим является процесс принятия решения о совершении того или иного поступка. Особое место в психологическом понимании вменяемости как единства сознания и деятельности занимает процесс созревания этого сознания, зависящий как от возраста субъекта, так и от состояния его психического здоровья. Восприятие психологией невменяемости связано, прежде всего, с нарушением сознания, его незрелостью, болезненным состоянием, а также невозможностью адекватной оценки конкретной ситуации.

Медицина такие категории как невменяемость и вменяемость связывает с психиатрией, изучающей психические расстройства с целью их диагностики и лечения. Вменяемость в психиатрии рассматривается как способность личности к правильному суждению, а также осмыслению смысла своих поступков и возможность свободного выбора мотива своего поведения[3].

При раскрытии невменяемости через медицинский критерий наблюдается ее зависимость от болезни или болезненного состояния, различный характер которых определяют способность к осознанию и возможности руководства своими действиями. Однако, наличие психических заболеваний еще не является абсолютным доказательством невменяемости, так как течение некоторых заболеваний по разному влияет на вменяемость человека и в отдельных случаях не влияет на способность человека к осознанию своих действий и к руководству ими. В этом случае наличие медицинского критерия сталкивается с отсутствием юридического критерия, в результате чего лицо признается вменяемым.

Правовое понимание вменяемости и невменяемости имеет свои особенности, которые вытекают из отсутствия нормативно закрепленного понятия «вменяемости». Таким образом, его понимание возможно при использовании так называемого доказательства от противного при изучении понятия «невменяемости», которое определяется юридическим и медицинским критериями.

Правовая формула невменяемости зафиксирована в ч.1 ст. 21 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики». Юридическими элементами такой формулировки стали интеллектуальный и волевой признаки.

Интеллектуальный признак вытекает из обязательного когнитивного процесса, обуславливающего человеческое развитие, и заключается в неспособности лица к осознанию опасности своего деяния, его фактического

6-2017

Пробелы в российском законодательстве

характера. Волевой признак как психологический критерий проявляется в неспособности лица к руководству своими действиями. Эти признаки обособлены, значит, достаточно одного из них, что подтверждается и грамматическим методом толкования норм, согласно которым союз «либо», разделяющий интеллектуальный и волевой признаки в ч.1 ст. 21 УК РФ, указывает на их самостоятельность.

Медицинский критерий заключается в наличии определенных заболеваний: хроническое и временное психическое расстройство, слабоумие или болезненное состояние психики, благодаря которым происходит сбой адекватного реагирования личности на определенные обстоятельства. И лишь наличие совокупности юридического и медицинского критерия позволит принять правильное решение о вменяемости или невменяемости субъекта.

Вменяемость, как предпосылка вины, определяет возможность наступления уголовной ответственности. «Только сознательный характер поступков и действий лица делает его ответственным за то, что он совершает, а закон вправе потребовать от него совершения тех или иных действий или, наоборот, воздержаться от них»[6, с. 369].

Вышеперечисленные заболевания при наличии юридических элементов могут исключить ответственность лица за его деяния, придав ему статус невменяемого.

Особое место среди понятий «вменяемость» и «невменяемость» занимает понятие «возрастной невменяемости». Введение данного уголовно-правового института позволило отойти от общепринятых типизированных социально - психологических критериев и ориентироваться на индивидуальные особенности личности.

Ч. 1 и 2 ст. 20 УК РФ соединяют возрастную вменяемость с достижением определенного возраста: для большинства составов возраст уголовной ответственности связан с достижением 16 лет, для ограниченного количества составов преступлений такой возраст снижен до 14 лет. Законодатель, определяя две категории возраста уголовной ответственности, руководствовался исследованиями, определяющими возраст социальной зрелости, характерный именно для жителей нашей страны, со свойственным им менталитетом и исторической обусловленностью^]. Данные возрастные границы связывают с приемлемым уровнем социального, психического и духовно-нравственного развития несовершеннолетнего. Такое развитие определяет его индивидуальное формирование и становление как личности и позволяет социально ориентироваться, осуществлять выбор поведения, учитывать как последствия своего поведения, так и, предвидя их, отказываться от совершения тех или иных действий. Таким образом, происходит управление своим поведением, в том числе и с точки зрения оценки своего поведения с позиции нравственно-правовых социальных норм. Исходя из сказанного, следует, что лицо в определенном возрасте должно быть способно осознавать основные нормы права и морали, понимать их социальное значение, а также последствия своего поведения как для себя, так и для других лиц, прогнозировать результаты своего поведения.

При этом ч. 3 ст. 20 УК РФ предусматривает случаи, когда «несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не

мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими»; в этом случае он не подлежит уголовной ответственности. В связи с чем возникает конкурентность календарного и фактического возраста уголовной ответственности. Календарный возраст определяется датой рождения и фиксируется в таких документах, как свидетельство о рождении и паспорт. Фактический возраст не связан напрямую с количеством прожитых лет, он связан с особенностями психофизиологического развития несовершеннолетнего. Такие особенности индивидуальны и влияют на возможность несовершеннолетним в полной мере осознавать общественно опасный характер своего деяния, а также влияют на руководство ими. Установление фактического возраста происходит при помощи психолого-педагогической экспертизы, которая выявляет возможности подростка правильно реагировать на жизненные обстоятельства, способность к принятию самостоятельных решений, а также к осознанию характера своих действий и обладанию им возможности к руководству этими действиями.

О некоем грамматическом несоответствии в рассматриваемой части ст. 20 УК РФ говорит и Байбарин А.А., считая, что расстановка окончаний свидетельствует о позиции, законодателя, согласно которой «связанным с психическим расстройством может быть психическое развитие, а не отставание в развитии, как, представляется, должно быть»[1,с.164]. На несовершенство данной нормы указывали и другие авторы, высказывая мнение о необходимости законодательного принятия формулы фактического возраста, звучащей следующим образом: «Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, установленного ст. 20 УК РФ, который в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, этому возрасту не соответствует»[9, с. 158]. Такая формулировка не содержит спорного элемента законодательно закрепленной нормы в виде словосочетания «не в полной мере», которая позволяет предположить, что определенная степень как осознания своего деяния, так и возможность в его руководстве у несовершеннолетнего все - таки присутствовала в момент совершения им противоправного деяния. На это обращает внимание и Е.А. Пащенко: «У несовершеннолетних понятие нормы привязывается к возрастным характеристикам. То, что является неполной мерой или не нормой для 15-16 лет, может быть полной мерой или нормой для 14 лет. Из текста ч. 3 ст.20 УК РФ не представляется возможным понять - какое содержание отставания имел в виду законодатель, включив данную норму в уголовное законодательство»^, с. 95-96].

В связи с чем можно согласиться с предложением Ю.Е. Пудовочкина, однако, трудность заключается также и в том, что нет однозначного и четкого понимания психологами возрастных стандартов психологического развития несовершеннолетних, а, следовательно, и фактический возраст весьма условен.

Определяя уровень развития сознания несовершеннолетнего и способность его к руководству собственными действиями, психологи исследуют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства. Мы уже ранее отмечали особенности отдельных свойств несовершеннолетних, совершивших преступления, у которых возрастная невменяемость не признана[10]. Они во многом схожи с внутренним содержанием аналогичных качеств, присущих несовершеннолетним с возрастной невменяемостью, и лишь более глубокое развитие их

негативных проявлений позволяет отграничить возрастную невменяемость от вменяемости лиц несовершеннолетнего возраста, совершивших преступления.

Так, интеллектуальные свойства несовершеннолетних преступников отличаются невысоким уровнем умственного развития и отсутствием стремления к познавательной деятельности. Узость взглядов определяет траекторию поведения, зависящего от желания в получении примитивных удовольствий, ограниченный жизненный опыт, подкрепляемый опытом асоциального окружения, толкает их на получение указанных удовольствий за счет реализации криминального поведения.

Эмоциональные свойства несовершеннолетних преступников базируются на крайнем эгоцентризме, обуславливающем отношение не только к окружающему миру, но и формирование субъективного восприятия действительности через невозможность, а в большинстве случаев - не желание управлять своей эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью и раздражительностью.

Волевые качества, проявляющиеся в возможности принимать и осуществлять принятые решения, определяют неумение регулировать свою деятельность в соответствии с нормами права и морали, принятыми в обществе. Ключевым для таких лиц становится реализация желания самоутверждения за счет подавления и унижения других лиц.

Аналогичные свойства несовершеннолетних, попадающих под действие ч. 3 ст. 20 УК РФ, имеют ряд особенностей. Ключевым компонентом оценки развития несовершеннолетнего с позиции его возрастной невменяемости является уровень его воли как регулятора осмысленного поведения. «Волевой компонент в определенном смысле результирует и реализует возможности восприятия, внимания, памяти, мышления. Достаточная «зрелость воли» констатируется, исходя из наличия способности к сознательным усилиям, обеспечивающим преодоление трудностей при достижении целей применительно к ситуациям, значимым для уголовного права; наличия концентрации и устойчивости волевых усилий, способности инициировать совершение определенных поступков или удержаться от них»[11]. Таким образом, волевой компонент замыкает на себе интеллектуальную и эмоциональную составляющие развития личности. Интеллектуальные качества определяются недостаточным усвоением базовых знаний, умений и навыков, возможных при полноценном общении со взрослыми, что не влияет на бытовое ориентирование. Задержка психического развития может проявляться в различных направлениях (задержка развития моторики, речи, письма, возможности восприятия отдельных предметов и явлений и т.д.).

Понятие «эмоциональный интеллект» наиболее приемлемо при анализе возрастной невменяемости, так как именно умение понимать чужие эмоции, осознано регулировать свои и коррелировать их с мыслительной деятельностью, во многом обуславливают тот этап развития личности человека, прохождение которого будет влиять на его вменяемость. Эмоциональный интеллект расценивают «как подструктуру социального, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями. Эмоциональный интеллект является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения. Его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия. Эмоциональный интеллект позитивно коррелирует с эмоциональным благополучием человека и отрица-

тельно - с агрессивным поведением, жестокостью, употреблением наркотиков, курением, асоциальным по-ведением»[2, с. 32]. Развитие эмоционального интеллекта у лиц с возрастной невменяемостью связано со слабым развитием личностных установок, недостаточным развитием как сознания, так и самосознания, низкой самооценкой, зависимостью от мнения определенного окружения.

На современном этапе отставание в психическом развитии несовершеннолетних связано с социально-психологическими детерминантами, к которым можно отнести не только снижение ценности семейной жизни и как следствие рост разводов и распад семей, но и изменение ценностных ориентацией, где превалирование получили материальные ценности над духовными, что выражается в большей заботе родителей о материальном благополучии детей, нежели об их духовно-нравственном развитии. Такое отставание связано и с педагогической несостоятельностью значительной части учителей, призванных не только обучать знаниям детей, но и выполнять воспитательные функции. Все эти факторы способствуют не только задержке в развитии несовершеннолетнего, но и формируют социальную прослойку, изначально не способствующую становлению его как личности в целом.

Список литературы:

1. Байбарин, А.А. Психическая незрелость //Бизнес в законе. № 4. 2007. С. 163-165.

2. Грачев, В.В., Попова, Л.А., Ениколопов С.Н. Биопсихосоциальный подход к проблеме психофизического инфантилизма у подростков //Сибирский психологически журнал. № 43. 2012. С. 30-38.

3. Датий, А.В. Судебная медицина и психиатрия. М., 2011. 310с.

4. Круглов, А.Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ. М., 2000. 240с.

5. Молодежь 97: надежды и разочарования. / НИЦ при Институте молодежи. М., Социум, 1997. 95с.

6. Пестов, Д.А. Проблема невменяемости в уголовном праве // Вестник ТГУ. Серия Гуманитарные науки. Право. № 4 (84). 2010. С. 368- 371.

7. Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология. М., 1977. 256с.

8. Пащенко, Е.А. Выявление отставания в психическом развитии несовершеннолетних и критерии их оценки // Северо-Кавказский юридический вестник. № 4. 2010. С. 95-97.

9. Пудовочкин, Ю. Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: проблемы теории // Правоведение. № 6. 2002. С. 150- 162.

10. Шуняева, В.А. Коррекция личности несовершеннолетнего преступника: значение, задачи, возможности //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 3. 2015. С. 80-82.

11. Яковлева, Н.Г., Цымбал, Е.И. и др. Возрастная невменяемость: теоретические проблемы и практика применения ч. 3. Ст. 20 УК РФ. М., 2001. 224с.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 97,63%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.