Научная статья на тему 'Возрастная динамика развития двигательных способностей учащихся 12-17 лет школ III-IV видов, в сравнении с таковыми сверстников из общеобразовательных школ'

Возрастная динамика развития двигательных способностей учащихся 12-17 лет школ III-IV видов, в сравнении с таковыми сверстников из общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
712
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА III-IV ВИДОВ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Андреев В. В., Павлюченко О. А., Фоминых А. В., Михеева О. С.

Результаты исследования возрастных особенностей развития двигательных способностей учащихся 12-17 лет с депривацией зрения в сравнении с таковыми здоровых школьников. Выявлен схожий характер развития и абсолютное отставание у школьников с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Андреев В. В., Павлюченко О. А., Фоминых А. В., Михеева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика развития двигательных способностей учащихся 12-17 лет школ III-IV видов, в сравнении с таковыми сверстников из общеобразовательных школ»

УДК 376.3

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 12-17 ЛЕТ ШКОЛ III-IV ВИДОВ, В СРАВНЕНИИ С ТАКОВЫМИ СВЕРСТНИКОВ ИЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В. В. Андреев - старший преподаватель О. А. Павлюченко - кандидат педагогических наук, доцент А. В. Фоминых - старший преподаватель О. С. Михеева - доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Абакан

AGE DYNAMICS OF 12-17-YEAR OLD SCHOOLCHILDREN'S MOTOR ABILITIES' DEVELOPMENT AT SCHOOLS OF THE 3rd AND 4th TYPE IN COMPARISON WITH PEERS FROM SECONDARY SCHOOLS

V.V. Andreev - Senior Lecturer O.A. Pavlyuchenko - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

A.V. Fominykh - Senior Lecturer O.S. Mikheeva - Associate Professor Khakas State University named after N.F. Katanov

Abakan

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV видов для слепых и слабовидящих, двигательные способности, возрастные особенности, физическое состояние, коррекция, динамика развития

Аннотация. Результаты исследования возрастных особенностей развития двигательных способностей учащихся 12-17 лет с депривацией зрения в сравнении с таковыми здоровых школьников. Выявлен схожий характер развития и абсолютное отставание у школьников с нарушениями зрения.

Keywords: special (correctional) educational school of the 3rd and 4th type for the blind and visually impaired, motor abilities, age peculiarities, physical fitness, correction, dynamics of development.

Summary. The article presents the research results of age peculiarities of the motor abilities' development of the 12-17-year old schoolchildren with the vision deprivation in comparison with healthy schoolchildren. Similar character of development and absolute lag at schoolchildren with vision disorders are revealed.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовленность является результатом физической подготовки, целенаправленно организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. Включает следующие физические

качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: силу, выносливость, скорость, координацию [3, 4].

Необходимость в контроле обусловлена неравномерностью их развития в различные периоды жизни, анатомо-физиологическими особенностями детей.

Отсутствие регулярных, целенаправленных физических нагрузок при основном дефекте - нарушениях зрения - не позволяет правильно развиваться опорно-двигательному и мышечному аппарату, вследствие этого формируются дефекты осанки: сутулость, круглая спина, сколиоз. Снижение нагрузки на стопу не позволяет укрепить мышцы свода стопы, это ведет к развитию плоскостопия [2, с. 36].

Перспективной представляется система повышения физической подготовленности учащихся, предусматривающая периодическое тестовое обследование.

В.С. Аветисов [1] определяет, что тест-проба является качественным и количественным испытанием для выявления состояния исследуемого.

Чтобы полученная с помощью тестирования информация была правильной и достоверной, необходимо выполнять следующие требования:

• максимально точно определять все параметры;

• предварительно обучить учеников правильному выполнению тестов и самим поупражняться в точном измерении параметров тестирования;

• необходимо проводить разминку перед тестированием.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено педагогическое тестирование и выполнен сравнительный анализ уровня физической подготовленности и возрастной динамики развития двигательных способностей детей 12-17 лет с депривацией зрения, обучающихся в школе-интернате III-IV видов и учащихся общеобразовательных школ № 24 и № 25 г. Абакана, Республика Хакасия.

Проблема исследования. Проблемой исследования является низкий уровень физической подготовленности учащихся 12-17 лет с нарушениями зрения, обучающихся в школах III-IV видов, в сравнении с уровнем сверстников из общеобразовательных школ, отставание по отношению к возрастной норме.

Цель исследования - определить оценку уровень физического развития, функционального состояния и физической подготовленности школьников 12-17 лет, обучающихся в школе III-IV видов, и дать для проведения педагогического эксперимента по комплексной коррекции физического состояния.

Задачи исследования:

1. Определить физическую подготовленность учащихся 12-17 лет школ III-IV видов в сравнении с таковой сверстников общеобразовательных школ.

2. Определить возрастную динамику развития двигательных способностей учащихся 12-17 лет школ III-IV видов в сравнении с таковыми сверстников из общеобразовательных школ.

Методы исследования: педагогическое тестирование; методы математической статистики.

Для оценки уровня физической подготовленности школьников нами были определены следующие тесты:

1) бег 20 м с высокого старта (оценка двигательной реакции и стартовой скорости);

2) бег 60 м с низкого старта (оценка скорости и скоростной выносливости);

3) челночный бег 6х10 (оценка скоростно-координационных качеств);

4) прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых качеств нижних конечностей);

5) подтягивание в висе (мальчики), подтягивание в висе лежа (девочки) - оценка силы и силовой выносливости мышц-сгибателей верхних конечностей и плечевого пояса;

6) подъем туловища из положения лежа за 30 сек. (оценка скоростно-силовой выносливости мышц-сгибателей туловища);

7) бег 1000 м (оценка общей и скоростной выносливости).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнивая полученные показатели, отражающие уровень физической подготовленности школьников с депривацией зрения и их сверстников из общеобразовательных школ, мы выявили схожий характер развития двигательных способностей и их абсолютное отставание у первых по всем тестируемым показателям.

Используя математические расчеты, мы определили, что различия являются достоверными (р<0,05) для всех показателей, за исключением показателя скоростно-силовых качеств нижних конечностей у мальчиков 15 лет (р>0,05).

Сравнивая возрастную динамику уровня двигательной реакции и стартовой скорости (бег на 20 м с высокого старта), у школьников с нарушениями зрения выявлены достоверно более низкие показатели, чем у учащихся общеобразовательных школ (рис. 1-2).

При выполнении первой фазы теста, где учащийся показывает быстроту двигательного действия на полученный сигнал «марш», у детей с депривацией зрения схема «сигнал^-восприятие^-оценка^-действие» происходит более продолжительное время, чем у сверстников из общеобразовательных школ. Это указывает на низкий уровень развития двигательной реакции. При выполнении второй фазы тестового задания - развить максимальную скорость, у детей с депривацией зрения показана более низкая частота шага, выполняемого с затяжной фазой полета, тем самым быстро набрать максимальную скорость не является возможным. Данный фактор указывает на низкий уровень развития скоростных способностей у детей с нарушениями зрения.

Возрастная динамика уровня скоростных способностей (двигательной реакции и стартовой скорости) у мальчиков имеет схожий характер развития, с более низким показателем у учащихся с нарушениями зрения. Самый высокий показатель относится к периоду 12-13 лет: у учащихся с депривацией зрения рост составляет 9,4%, у сверстников из общеобразовательных школ - 14,3%. 13-14-летние мальчики обеих групп имеют медленную динамику роста показателя: 6,3% у детей с нарушениями зрения и 2,8% у здоровых. Показатели 16-17 лет не имеют роста в обеих группах.

У девочек с нарушениями зрения и здоровых сверстниц рост показателя скоростных способностей выявлен в возрасте 12-14 лет, повышение выражается, соответственно, - 3,6% и 13,5%. Возраст 14-15 лет у обеих групп отражает снижение показателя: у школьниц с нарушениями зрения - 5,5%, у здоровых - 22,5%. Возрастание показателя происходит в 1617 лет: у школьниц с нарушениями зрения - 1,6%, у здоровых - 14,3%.

Сравнивая возрастную динамику уровня скорости и скоростной выносливости (бег на 60 м с низкого старта) у школьников с депривацией зрения также выявлены достоверно более низкие показатели, чем у сверстников из общеобразовательных школ (рис. 3-4). Этот тест характеризуется низкой частотой шага у детей с нарушениями зрения, что означает затяжную фазу полета, тем самым низкую скорость. На отрезке 20 м при достижении максимальной скорости школьники с депривацией зрения в среднем удерживают ее до отметки 35-40 м, после чего скоростной режим падает в силу низкого уровня развития скоростной выносливости. У школьников общеобразовательных школ развитие скорости на отрезке 15-20 м более высокое и время удержания интенсивности бега более продолжительное время, с потерей интенсивности за 8-10 м до финиша. Эти наблюдения подтверждают низкий уровень развития скорости и скоростной выносливости у школьников с нарушениями зрения.

Возрастная динамика уровня развития скорости и скоростной выносливости у обеих групп схожа. Значительный рост показателя происходит на возрастном отрезке 12 -14 лет, у детей с нарушениями зрения на 9,6%, у здоровых сверстников на - 15,4%. От 14 до 17 лет у

группы мальчиков из общеобразовательных школ рост составляет 2,2%, у детей с нарушениями зрения - 5,1%. В возрасте 12-17 лет общий показатель роста составляет: у детей с депривацией зрения на 14,7%, у здоровых школьников на 17,6%.

Динамика роста скорости и скоростной выносливости у девочек обеих групп приходится на возраст 12-15 лет: у школьниц с депривацией зрения на 17,6%, у здоровых сверстниц на 16,7%. В возрасте 15-16 лет у тех и у других происходит снижение результатов: у учениц школы ГГГ-ГУ видов - 5,8%, у здоровых - 6,9%.

Таким образом, анализ результатов подтверждает схожесть динамики развития скорости и скоростной выносливости учащихся школы ГГГ-ГУ видов и их сверстников из общеобразовательных школ.

2 1 0

12 13 14 15 16 17

Возраст, лет

С нарушениями зрения Здоровые ^ Достоверность различий (р<0,05)

Рис. 1. Возрастная динамика уровня развития двигательной реакции и стартовой скорости

(тест - бег 20 м) у мальчиков 12-17 лет

Рис. 2. Возрастная динамика уровня развития двигательной реакции и стартовой скорости

(тест - бег 20 м) у девочек 12-17 лет

Рис. 3. Возрастная динамика уровня развития скорости и скоростной выносливости (тест

- бег 60 м) у мальчиков 12-17 лет

Рис. 4. Возрастная динамика уровня развития скорости и скоростной выносливости (тест

- бег 60 м) у девочек 12-17 лет

Анализ возрастной динамики уровня скоростно-координационных качеств (челночный бег 6х10) показывает абсолютную схожесть развития у учащихся школы Ш-1У видов и учащихся общеобразовательных школ, при том, что показатели первых достоверно ниже (Р<0,05), чем у вторых (рис. 5-6). Техническое выполнение теста отличалось у обеих групп. При выполнении разбега от линии у детей с нарушениями зрения шаг замедлен и слегка растянут в отличие от показателей сверстников из общеобразовательных школ, это определяет низкое развитие стартовой скорости у первых. Касание линии отрезка 10 м учащиеся с нарушениями зрения производят более продолжительное время, только пробегая, выполняют наклон для касания, а сверстники из общеобразовательных школ раньше готовятся к фиксированию пробегаемого отрезка, производя наклон туловища, из этого положения легче выполнить поворот и разбег в обратном направлении. Это отличие характеризует низкий уровень развития координационных способностей у школьников с нарушениями зрения.

Динамика роста скоростно-координационных качеств у мальчиков приходится в основном на возраст 12-13 лет (15,4% - у школьников с нарушениями зрения; 7,7% - у здоровых), в 13-14 лет способность несколько снижается у обеих групп (-1% и -0,6%) с последующим ростом на возрастном отрезке 14-16 лет (10,1% - с нарушениями зрения; 10,3% - у здоровых). Период спада результатов приходится на возраст 16-17 лет (-11,2% - с нарушениями зрения; -1,3% - у здоровых), это следует отнести к задержке развития двигательных способностей именно в этом возрасте. Общий прирост результатов у мальчиков исследуемых возрастов составляет: 13,3% - с патологией зрения; 16,1% - у здоровых, при более низких показателях у первых.

У девочек динамика роста скоростно-координационных качеств приходится на возраст 12-15 лет (10,3% - с нарушениями зрения; 8,7% - у здоровых). Возраст 16-17 лет показывает потерю показателя у первых (-4,7%), что согласуется с данными Л.Н. Ростомашвили, Л.В. Харченко и объясняется более выраженным нарушением координационных движений при согласовании рук и ног. Прирост скоростно-

координационных способностей у девочек исследуемых возрастов составляет: 6,1% - с нарушениями зрения; 12,1% - у здоровых, с более низкими показателями у первых.

Сравнивая возрастную динамику развития скоростно-силовых качеств нижних конечностей (прыжок в длину с места), мы выявили схожий характер развития у учащихся обеих исследуемых групп (рис. 7-8), при этом у детей с патологией зрения показатели достоверно ниже (Р<0,05), чем у сверстников из общеобразовательных школ. При выполнении тестирования были определены отличия в технике выполнения упражнения. У детей с патологией зрения угол выталкивания и угол вылета является более острым, чем у сверстников, вследствие этого получается короткая фаза полета.

Основной рост скоростно-силовых качеств у мальчиков наблюдается в возрасте 12-13 лет (16,9% - с нарушениями зрения; 16,2% - у здоровых). Возраст 14-17 лет отмечается плавным ростом показателя у здоровых школьников, а у мальчиков с патологией зрения динамика развития изучаемой способности носит волнообразный характер, периоды ускоренного роста сменяются периодами спада результатов. Общий прирост скоростно-силовых качеств у мальчиков исследуемых возрастов составляет: 40,2% - с нарушениями зрения; 33,6% - у здоровых, при более низких показателях у первых.

У девочек динамика роста уровня скоростно-силовых качеств носит плавный характер и является абсолютно схожей у исследуемых групп, при более низких показателях у школьниц с нарушениями зрения. Общий прирост исследуемой способности составляет: 27,9% - с патологией зрения; 24,9% - у здоровых. Полученные данные при тестировании скоростно-силовых способностей у мальчиков и девочек школы ГГГ-ГУ видов полностью соответствуют данным Б.В. Сермеева.

При анализе показателей возрастной динамики уровня силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса (подтягивание в висе - мальчики, подтягивание в висе лежа -девочки) мы выявили абсолютно схожий характер развития у мальчиков на возрастных отрезках 12-13, 14-17 лет, у девочек - в 12-14, 16-17 лет (рис. 9-10), показатели существенно ниже у детей с патологией зрения, чем у сверстников из общеобразовательных школ (Р<0,05).

У мальчиков основной рост показателя относится к возрастным отрезкам 12-13 лет (10,3% - с патологией зрения; 23,3% - у здоровых) и 14-15 лет (17,9% - с патологией зрения; 23,3% - у здоровых). Спад результатов у обеих исследуемых групп выявлен в 15 -16 лет (9,1% - с патологией зрения; -8,1% - у здоровых) с последующим периодом роста в 16-17 лет.

У девочек динамика показателей, отражающих уровень развития силы и силовой выносливости, имеет основной рост в 12-14 лет (17,6% - с патологией зрения; 6,2% - у здоровых) и 16-17 лет (26,7% - с патологией зрения; 19,2% - у здоровых).

Спад результатов у девочек происходит в возрасте 14-15 лет, затем следует задержка в развитии, соответствующая возрасту 15-16 лет, это соответствует данным Б.В. Сермеева и Л.Н. Ростомашвили, которые указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девочек в этом возрасте.

Сравнивая возрастную динамику уровня скоростно-силовой выносливости мышц-сгибателей туловища (подъем туловища из положения лежа), мы выявили в исследуемых группах мальчиков и девочек схожий характер развития (рис. 11-12). У мальчиков и девочек, обучающихся в школе ГГГ-ГУ видов, показатели изучаемой способности достоверно ниже, чем у сверстников из общеобразовательных школ. Рост показателей у мальчиков обеих исследуемых групп отмечен в возрасте 12-13 и 15-16 лет. Период спада результатов относится к 13-15 и 16-17-летнему возрасту. Таким образом, динамика развития изучаемой способности у мальчиков носит волнообразный характер, периоды роста сменяются периодами спада результатов. Наибольший темп прироста относится к 15-16 годам у детей с патологией зрения и к 12-13, 15-16 годам - у здоровых.

У девочек сходство характера развития исследуемого качества выражено в одновременном росте в 12-13 лет и одновременном снижении показателя с 13 до 16 лет.

Отличие показывает возрастной отрезок 16-17 лет, где у девочек с нарушениями зрения отмечен рост (19,1%), а у здоровых сверстниц снижение результата продолжалось.

При анализе возрастной динамики уровня общей выносливости (бег 1000 м) нами было выявлено определенное сходство в развитии и существенное отставание в развитии исследуемого качества у детей с нарушениями зрения (Р<0,05) (рис. 13-14). При выполнении теста у детей с патологией зрения наблюдались внешние признаки утомления в более короткие сроки, переход от бега на быструю ходьбу в период преодоления второй половины дистанции, отсутствие финишного ускорения при желании показать хороший результат. Основной рост результатов исследуемого показателя у мальчиков с патологией зрения приходится на возраст 13-14 и 15-16 лет, а у здоровых школьников - на 12-13 и 14-15 лет. Данные результаты выражают отставание детей с нарушениями зрения в развитии исследуемого двигательного качества, меньшей выносливости и работоспособности, что связано с основным дефектом и сопутствующими заболеваниями, это согласуется с данными Л.Н. Ростомашвили.

У девочек исследуемых возрастов динамика развития общей выносливости у обеих групп является положительной, темпы прироста отмечены на возрастных отрезках 12 -13, 1417 лет. Возраст 13-14 лет показывает задержку результатов тестирования у обеих исследуемых групп.

Прирост результатов тестирования общей выносливости у всех исследуемых возрастов выражается в следующем показателе: мальчики с нарушениями зрения - 35,8%; здоровые - 37,9%; девочки с нарушениями зрения - 25,4%; здоровые - 31,8%. Это позволяет сделать вывод о схожем характере развития общей выносливости и отставании в показателях развития способности у школьников с депривацией зрения.

Темпы прироста показателей, отражающих уровень физической подготовленности, выражены в таблицах 5 и 6.

Рис. 5. Возрастная динамика уровня развития скоростно-координационных качеств (тест

челночный бег 6х10) у мальчиков 12-17 лет

Рис. 6. Возрастная динамика уровня развития скоростно-координационных качеств (тест

челночный бег 6x10) у девочек 12-17 лет

Рис. 7. Возрастная динамика уровня скоростно-силовых качеств нижних конечностей (тест - прыжок в длину с места) у мальчиков 12-17 лет

Рис. 8. Возрастная динамика уровня скоростно-силовых качеств нижних конечностей (тест - прыжок в длину с места) у девочек 12-17 лет

Рис. 9. Возрастная динамика уровня силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса (тест - подтягивание в висе) у мальчиков 12-17 лет

Рис. 10. Возрастная динамика уровня силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса (тест - подтягивание в висе лежа) у девочек 12-17 лет

Рис. 11. Возрастная динамика уровня скоростно-силовой выносливости мышц-сгибателей туловища (тест - подъем туловища из положения лежа) у мальчиков 12-17 лет

25

20

15

Ol

о

10

22,9 0,9% 23,1 -2,2% 22,6

19,5

3,9% -4,8% -13,3%

18 18,7 17, 8^ 5, В %■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13,3 А ^-30,1% 19,1%^

9,3 ▲ 10,8 ▲

12

13

14 15

Возраст, лет

16

17

'С нарушениями зрения

■Здоровые А Достоверность различий {р<0,05)

Рис. 12. Возрастная динамика уровня скоростно-силовой выносливости мышц-сгибателей туловища (тест - подъем туловища из положения лежа) у девочек 12-17 лет

Рис. 13. Возрастная динамика уровня общей выносливости (тест - бег 1000 м) у мальчиков

12-17 лет

Рис. 14. Возрастная динамика уровня общей выносливости (тест - бег 1000 м) у девочек

12-17 лет

Таблица 1

Темпы прироста показателей, отражающих уровень физической подготовленности у _мальчиков 12-17 лет (%)_

Показатели Возрастные группы

12-13 13-14 14-15 15-16 16-17

Двигательная реакция и стартовая скорость (бег 20 м с в/с) 1 2 14,3 9,4 2,8 6,3 0 4,4 0 -4,6 0 0

Скорость и скоростная выносливость (бег 60 м с н/с) 1 2 11,2 3,1 4,2 6,5 0 1,7 2,2 -0,9 0 4,3

Скоростно-координационные качества (челночный бег 6х10) 1 2 7,7 15,4 -0,6 -1 7,1 1 3,2 9,1 -1,3 -11,2

Скоростно-силовые качества нижних конечностей (прыжок в длину с места) 1 2 16,2 16,9 3,3 4,6 4,5 12,6 5,6 -0,6 4 6,7

Сила и силовая выносливость мышц 1 23,3 0 23,3 -8,1 11,8

плечевого пояса (подтягивание в висе) 2 10,7 80,6 17,9 -9,1 18,3

Скоростно-силовая выносливость мышц-сгибателей туловища (подъем туловища из положения лежа) 1 2 8,9 0,5 -13,9 -7 -7,7 -10 7,8 12,7 -2,1 -5,4

Общая выносливость 1 18,7 2,5 7,9 2,9 5,9

(бег 1000 м) 2 3,4 17,5 0 14,3 0

*Примечание: 1 - данные учащихся общеобразовательных школ 2 - данные учащихся школы Ш-1У видов

Таблица 2

Темпы прироста показателей, отражающих уровень физической подготовленности у

девочек 12-17 лет (%)

Показатели Возрастные группы

12-13 13-14 14-15 15-16 16-17

Двигательная реакция и стартовая скорость (бег 20 м с в/с) 1 2 6,5 1,8 7 1,8 -22,5 -5,5 0 -3,4 14,3 1,6

Скорость и скоростная выносливость (бег 60 м с н/с) 1 2 5 7,6 6,1 6 5,6 4 -6,9 -5,8 8,3 -2,3

Скоростно-координационные качества (челночный бег 6х10) 1 2 5.6 6.7 1 2,7 2,1 0,9 -0,5 0,5 3,8 -4,7

Скоростно-силовые качества нижних конечностей (прыжок в длину с места) 1 2 10,1 9 4,2 2,8 2 0,4 1 5,3 7,3 10,4

Сила и силовая выносливость мышц 1 0,8 5,4 -12,4 0 19,2

плечевого пояса (подтягивание в висе) 2 2,8 14,8 -11,8 0 26,7

Скоростно-силовая выносливость мышц-сгибателей туловища (подъем туловища из положения лежа) 1 2 0,9 3,9 -2,2 -4,8 -7,1 -25,3 -7,1 -30,1 -13,3 19,1

Общая выносливость 1 5,6 2 12,2 4,7 7,3

(бег 1000 м) 2 6,3 0 6,4 5,3 7,4

*Примечание: 1 - данные учениц общеобразовательных школ

2 - данные учениц школы III-IV видов

ВЫВОДЫ

Изучение физической подготовленности школьников с депривацией зрения, полученный сравнительный анализ динамики развития двигательных способностей с учащимися общеобразовательных школ позволили сделать вывод, что проблема отставания в физическом развитии, физической и функциональной подготовленности является достаточно актуальной.

Сравнительный анализ показал, что дети с нарушениями зрения отстают в развитии двигательных способностей от здоровых сверстников, но возрастная динамика развития имеет абсолютно схожий характер.

Литература

1. Аветисов, В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аветисов. - М. : АДЕПТ, 1998. - 240 с.

2. Доленко, Ф.Л. Двигательная потребность человека / Ф.Л. Доленко // Теория потребностей и способностей. - Горький, 1984. - 120 с.

3. Лях, В.И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М. : Терра-спорт, 2000.- 214 с.

4. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 72 с.

Literature

1. Avetisov, V.S. Composition of test items / V.S. Avetisov. - M. : ADEPT, 1998. - 240 p.

2. Dolenko, F.L. Motor human need / F.L. Dolenko // Theory of needs and abilities. - Gorkiy, 1984. - 120 p.

3. Lyakh, V.I. Motor abilities of schoolchildren : basics of the theory and a technique of development / V.I. Ljakh. - М. : Terra-sport, 2000. - 214 p.

4. Lyakh, V.I. Tests in physical education of students / V.I. Lyakh. - M. : AST, 1998. - 72 p.

Статья поступила в редакцию 29.07.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.