УДК 159.923:316. 6
возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности
Т. В. Белых
Белых Татьяна Викторовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой консультативной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Россия E-mail: [email protected]
Представлены данные эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи толерантности к неопределенности, двусмысленности и межуровневых свойств психодинамического и личностного уровней в структуре интегральной индивидуальности у студентов (N = 150) на начальном и завершающем этапах обучения. Выявлено, что в процессе обучения в вузе изменяется специфика взаимосвязи разноуровневых свойств, определяющих личностную толерантность, в направлении уменьшения вклада биологически детерминированных свойств, обеспечивающих адаптивность и психологическую устойчивость. Толерантность к неопределенности и двусмысленности на уровне социально-психологической обусловленности определяется наличием комплекса разноуровневых показателей, определяющих выносливость, пластичность в коммуникативной и предметной деятельности, а также способность к инициированию активности и открытости новому опыту. Ключевые слова: структура интегральной индивидуальности, толерантность к неопределенности и двусмысленности, формально-динамические свойства индивида, психологическая устойчивость.
DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-153-156 Введение
Изучение условий формирования личностной толерантности в процессе обучения в вузе - актуальная задача современной педагогической психологии и психологии личности. В современной системе образования существует ряд противоречий, с которыми сталкивается обучающийся и которые требуют от него проявления различных аспектов толерантности. К этим противоречиям можно отнести:
- необходимость адаптации в студенческом коллективе и потребность в проявлении и отстаивании индивидуальных особенностей познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности;
- потребность в достижении высокого уровня индивидуальной успешности и при этом неоднозначность субъективных критериев этой успешности;
- сформированность стремления к профессиональной самореализации и высокая неопределенность прогнозирования собственной профессиональной занятости.
Процесс обучения в вузе актуализирует и обостряет перечисленные противоречия. Динамика взаимосвязи разноуровневых свойств в структуре индивидуальности у студентов на разных этапах обучения позволяет выявить те изменения, которые сопровождают проявление личностной толерантности как психологической устойчивости на уровне психодинамических и личностных свойств.
Теоретический анализ проблемы
В нашем исследовании изучались такие виды личностной толерантности, как: толерантность к двусмысленности и толерантность к неопределенности. Г. У. Солдатова выделила четыре аспекта исследования толерантности в психологии личности: 1) толерантность как психологическая устойчивость; 2) толерантность как система позитивных установок; 3) толерантность как совокупность индивидуальных качеств; 4) толерантность как система личностных и групповых ценностей. Толерантность как психологическая устойчивость включает в себя широкий диапазон понятий - от нервно-психической до социально-психологической устойчивости. Чем лучше человек противостоит различным внешним воздействиям, которые могут вывести его из состояния нервно-психического равновесия, и чем быстрее он возвращается к равновесию после такого воздействия, тем выше его нервно-психическая устойчивость [1].
Как указывает Т. В. Корнилова, «одной из первых ввела конструкт толерантность к неопределенности - tolerance for ambiguity - Э. Френ-кель-Брунсвик, которая изучала субъективность восприятия <.. .> в условиях изменяющейся двусмысленной стимуляции» [2, с. 78]. Г. У. Солдатова указывает, что человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. Толерантность к двусмысленности основана на спокойном отношении к отсутствию ясных ответов, на самообладании в ситуациях, когда неясна суть происходящего или неясен исход дела [3].
По мнению О. А. Чебыкиной, концепт толерантности только формируется в науке, он
© Белых Т. В., 2017
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2(22)
находится в процессе становления и поэтому не имеет точно очерченной структуры. В связи с этим целесообразно выделить три класса его толкований: «отношение», «интеграция», «свойство, качество» [4]. Отсутствие однозначно принятого определения приводит к тому, что изучение идет в дихотомии «толерантность-интолерантность». Тем не менее следует сказать, что в настоящее время осуществляется отход от однозначного понимания толерантности как терпеливости или даже терпимости. «Толерантность» не равнозначна терпимости, поскольку является категорией активной, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. «В отличие от терпимости, толерантность подразумевает право личности на сохранение ее автономии. Как качество личности толерантность предполагает настроенность на паритетный диалог, на познание нового "чужого", а также не исключает возможности изменения системы взглядов и представлений индивида» [2, с. 77].
Толерантность изучается в различных аспектах в современном научном знании. Как указывает И. С. Бессарабова, принцип толерантности в процессе обучения не только является залогом эффективности образования, но и создает благоприятные условия для дальнейшей экспансии толерантности в другие сферы социальных отношений [5]. Различным областям изучения проявления толерантности посвящены работы Г. Д. Дмитриева, К. Г. Мажи-риной, О. Н. Первушиной, О. А. Джафаровой, Н. М. Лебедевой, Е. Г. Луковицкой, Г. У Солдато-вой, В. В. Шалина и др.
Толерантность к неопределнности и двусмысленности изучалась во взаимосвязи с выраженностью позитивной этнической идентичности у студентов поликультурного образовательного пространства в нашем совместном исследовании с Д. Т. Аслановой [6].
Проблема изучения толерантности к неопределенности - одна из центральных в трудах Т. В. Корниловой и ее учеников (Т. В. Корнилова, М. А. Чумакова, С. А. Корнилов, М. А. Новикова, 2010; Е. М. Павлова, Т. В. Корнилова, 2012 и др.).
Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, здесь оно рассматривается как личностное образование (О. А. Овсянникова, А. М. Байбаков, Г. У. Солдатова, Д. В. Зиновьев, Е. Г. Виноградова, О. Б. Скрябина), включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку, знание себя, признание других, ответственность за свои поступки, чувство юмора, расположенность к другим, самообладание, терпение; способность к рефлексии, отсутствие тревожности, высокий уровень общительности, умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, отсутствие стереотипов, предрассудков.
Выборка и методы, методики исследования
В нашем исследовании изучались взаимосвязи двух уровней в структуре интегральной индивидуальности - психодинамического и личностного. Применялись методики: «Личностная готовность к переменам» (PCRS) (А. Ролник, С. Хезера, М. Голда и К. Хала в адаптации. Н. Бажановой и Г. Л. Барднер), «Толерантность к неопределенности» (С. Баднер в адаптации Г. У. Солдатовой и ее сотрудников); «Тест структуры темперамента» (В. М. Русалова). Использовался корреляционный анализ для выявления характера статистических связей между показателями двух уровней интегральной индивидуальности. В обследовании участвовало 150 человек, студенты факультета психологии Саратовского государственного университета на этапах начального обучения (1-й курс)
- 80 человек в возрасте 17-18 лет и завершающего (4-й курс) - 70 человек в возрасте 21-22 лет.
При анализе и интерпретации данных использовались следующие показатели психодинамических свойств: эргичность социальная - выносливость при осуществлении коммуникации; пластичность социальная - проявление гибкости в контактном поведении, коммуникациях, пере-ключаемость в общении; эргичность предметная
- выносливость в условиях осуществления различных видов деятельности; темп социальный
- характеристика скорости и легкости речевой активности, особенностей вербализации.
В качестве показателей личностных свойств индивидуальности использовались: оптимизм, проявляющийся в вере в собственный успех; смелость, предприимчивость; находчивость; уверенность, основанная на вере в себя, в свои достоинства и в свои силы; адаптивность как умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях.
результаты исследования и их обсуждение
В результате применения корреляционного анализа показателей свойств структуры индивидуальности студентов первого курса получены следующие данные. Наиболее значимые положительные корреляционные зависимости обнаружены между следующими показателями двух исследуемых уровней интегральной индивидуальности: формально-динамическое свойство социальная эргичность связана с оптимизмом, социальная пластичность с толерантностью к двусмысленности, которая, в свою очередь, связана с социально детерминированным свойством - смелостью; эргичность с оптимизмом и смелостью.
Результаты межуровневого корреляционного анализа показателей структуры интегральной индивидуальности у студентов начального этапа обучения показали, что на начальном этапе обучения личностная толерантность (как психологическая устойчивость) определяется комплексом
формально-динамических и личностных характеристик: выносливостью и пластичностью в общении на уровне психодинамики и оптимизмом и смелостью как социально-детерминированными свойствами.
В результате применения корреляционного анализа показателей свойств структуры индивидуальности студентов четвертого курса получены следующие данные (таблица).
В отличие от предыдущей выборки, у студентов на завершающем этапе обучения обнаруживаются следующие значимые корреляционные зависимости между психодинамическими и личностными показателями: толерантность к двусмысленности связана с предметной эргичностью, т. е. выносливостью в предметной деятельности на уровне психодинамики и находчивостью как личностной характеристикой, которая, в свою очередь, образует значимую корреляционную связь с адаптивностью. Находчивость также связана с высоким жизненным тонусом на уровне
Заключение
Полученные данные позволяют сделать вывод, что возрастная динамика межуровневых связей в структуре индивидуальности у студентов во взаимосвязи с показателями личностной толерантности характеризуется уменьшением доли влияния психодинамических детерминант, определяющих толерантность как психологиче-сккую устойчивость. Обучение в вузе может способствовать формированию толерантности к неопределенности и двусмысленности при наличии выносливости и пластичности в коммуникативной и предметной деятельности на уровне психодинамики. На уровне социально приобретенных личностных свойств необходимым условием проявления личностной толерантности являются развитие в процессе обучения уверенности в
психодинамики. Толерантность к неопределенности не имеет значимых корреляционных связей с показателями темперамента, но взаимосвязана с такими личностными свойствами, как уверенность в своих силах и возможностях и смелость.
Таким образом, если в начале обучения у студентов толерантность к двусмысленности обусловлена выраженностью психодинамических свойств, обеспечивающих психологическую устойчивость в коммуникативной деятельности, и стремлением к переменам, то на завершающем этапе толерантность к двусмысленности оказывается взаимосвязанной с выносливостью в предметной (учебной) деятельности на уровне психодинамики и находчивостью - способностью обращаться к новым источникам для решения возникающих проблем; толерантность к неопределенности образует комплекс свойств с личностными характеристиками, отражающими степень уверенности человека в собственной успешности и открытости новому опыту.
своих возможностях, открытость новому опыту, способность находить нестандартные способы решения трудных жизненных и профессиональных ситуаций.
Библиографический список
1. Солдатова Г. У. Введение. Толерантность : психологическая устойчивость и нравственный императив // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008. С. 5-18.
2. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психол. журн. 2010. Т. 31, № 1. С. 74-86.
3. Солдатова Г. У. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М., 2003. 172 с.
Результаты межуровневого корреляционного анализа показателей структуры интегральной индивидуальности у студентов завершающего этапа обучения
Уровни интегральной индивидуальности/ показатели психодинамический личностный
Энергичность (жизненный тонус) Находчивость Оптимизм Смелость Адаптивность Толерантность к двусмысленности Толерантность к неопределенности
психодинамический Энергичность (жизненный тонус) - 0,57 - - -0,45 - -
Эргичность предметная 0,53 - - - - 0,50 -
Темп социальный - - - 0,48 - - -
личностный Находчивость - - - - 0,48 0,52 -
Смелость - - - - - - 0,55
Уверенность - - 0,55 - - - 0,53
Психология социального развития
155
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2(22)
Чебыкина О. А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование : электрон. журнал. 2012. №№ 2. URL: www psyedu.ra/joumal/2012/2/2928.phtml (дата обращения: 20.03.2016).
Бессарабова И. С. Толерантность как социальная и личностная ценность в поликультурном обще-
стве // Фундаментальные исследования. 2006. № 5. С. 58-68.
Асланова Д. Т., Белых Т. В. Динамика структуры интегральной индивидуальности в процессе обучения у студентов с разной выраженностью позитивной этнической идентичности // Гуманизация образования. 2009. № 6. С. 77-83.
Образец для цитирования:
Белых Т. В. Возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 153-156. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-153-156.
Age Dynamics of Multi-Level Properties of Individuality and Personal Tolerance for Uncertainty and Ambiguity
Tatyana V. Belykh
Saratov National Research State University 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The paper presents the data of empirical research aimed at identifying the nature of relationship of tolerance for uncertainty and ambiguity, and inter-level properties of psychodynamic and personal levels in the structure of integrated individuality of students (N = 150) at the initial and final stage of training. It was revealed that the specificity of relationship of multi-level properties that determine personal tolerance changes in the course of university studies in the direction of reducing the contribution of biologically deterministic properties that provide adaptability and psychological stability. Tolerance for uncertainty and ambiguity at the level of psycho-social predicament is defined by the presence of complex multi-level indicators that determine endurance, flexibility in communicative and objective activities, as well as the ability to initiate activity and openness to new experience. Key words: structure of integrated individuality, tolerance for uncertainty and ambiguity, formal and dynamic characteristics of an individual, psychological stability.
References
1. Soldatova G. U. Vvedenie. Tolerantnost': psikhologiches-kaya ustoychivost' i nravstvennyy imperative (Introduction. Tolerance: psychological resistance and moral imperative).
Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti (Psycho-diagnostic of personality's tolerance). Eds. G. U. Soldatova, L. A. Shaygerova. Moscow, 2008, pp. 5-18 (in Russian).
2. Kornilova T. V. Novyy oprosnik tolerantnosti k neoprede-lennosti (New scale of tolerance to incertainty). Psikho-logicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2010, vol. 31, no. 1, pp. 74-86 (in Russian).
3. Soldatova G. U. Praktikum po psikhodiagnostike i issle-dovaniyu tolerantnosti lichnosti (Practicum of psychodiagnostics and researching of personality's tolerance). Moscow, 2003. 172 p. (in Russian).
4. Chebykina O. A. Sistemnyy analiz podkhodov k pony-atiyu «tolerantnost'» (System analysis of approaches to notion "tolerance'). Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie: el. zhurn. (Psychological Science and Education: e-juonal), 2012, no. 2. Available at: www.psyedu.ru/ journal/2012/2/2928.phtml (accessed 20 March 2016) (in Russian).
5. Bessarabova I. S. Tolerantnost' kak sotsial'naya i lichnost-naya tsennost' v polikul'turnom obshchestve (Tolerance as social and personal value in poly-cultural society). Fundamental'nye issledovaniya (Fundamental research), 2006, no. 5, pp. 58-68 (in Russian).
6. Aslanova D. T., Belykh T. V. Dinamika struktury integral'noy individual'nosti v protsesse obucheniya u studentov s raznoy vyrazhennost'yu pozitivnoy etnich-eskoy identichnosti (Dynamics of structure of integral individuality in educational process by students with different intensity of positive ethnic identity). Gumanizatsiya obrazovaniya (Humanization of Education), 2009, no. 6, pp. 77-83 (in Russian).
Cite this article as:
Belykh T. V. Age Dynamics of Multi-Level Properties of Individuality and Personal Tolerance for Uncertainty and Ambiguity. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Arneology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 2 (22), pp. 153-156. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-153-156.