Научная статья на тему 'Возникновение «Превосходящего «я» в личности потребителя наркотиков'

Возникновение «Превосходящего «я» в личности потребителя наркотиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лисецкий К. С.

В статье раскрываются психологические основы предупреждения (психопрофилактики) возникновения зависимости личности от психоактивных веществ. Описывается способ развития субъектности подростков, который позволяет сделать профилактику наркомании более эффективной. *Исследование проведено при поддержке РГНФ (грант № 07 06 26601а/в).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OCCURRENCE OF «SURPASSING «I» IN PERSONALITY OF A DRUG ADDICT

The psychological bases of prevention (psychological preventive maintenance) the occurrence of person's addition to psychoactive substances are revealed in the article. The way of the development of teenagers' subjection, which allows to make prevention of addition more effective, is described. * Research was lead with the support of RGNF (the grant № 07 06 26601а/v)

Текст научной работы на тему «Возникновение «Превосходящего «я» в личности потребителя наркотиков»

УДК 159.9

ВОЗНИКНОВЕНИЕ «ПРЕВОСХОДЯЩЕГО «Я» В ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ НАРКОТИКОВ*

© 2008 К.С.Лисецкий

Самарский государственный университет

В статье раскрываются психологические основы предупреждения (психопрофилактики) возникновения зависимости личности от психоактивных веществ. Описывается способ развития субъектности подростков, который позволяет сделать профилактику наркомании более эффективной. *Исследование проведено при поддержке РГНФ (грант № 07 - 06 - 26601а/в).

Наркотизм представляет собой явление, которое может оказывать влияние на все сферы жизни общества и государства: на общественное производство, на экономику страны, на состояние обороноспособности, на физическое и духовное здоровье нации, на преступность (ее состояние, структуру и динамику) и т.д.

Несмотря на декларации, фактически продолжает игнорироваться позиция, согласно которой наркозависимость не является «изолированным» заболеванием, а есть специфическая активность личности, которая употребляет наркотические вещества в определенном социальном контексте1.

Недостаточно изученными остаются особенности сознания наркозависимой личности. Мы полагаем, что серьезных качественных изменений в понимании природы наркотизма и повышении эффективности профилактики можно будет добиться при условии, что наркомания будет рассматриваться как сложное явление, имеющее специфическую представленность на физиологическом, психологическом, социально-психологическом и социальном уровнях.

Одна из наименее разработанных проблем - проблема детерминации наркотической зависимости личности. Наркозависимость личности - результат множественной детерминации, не подлежащий редукции к какой-либо одной группе традиционно выделяемых «переменных» развития, как-то: травмы раннего детства, акцентуации характера, невротические расстройства, стрессы, наследственность, подражание и т.п. Действительной причиной первых «опытов» употребления наркотиков явля-

1 Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. — СПб.: Речь, 2005.

ется потребность «быть субъектом свободного выбора» («причиной себя»), что типично для личности в период взросления.

Определяющим условием психопрофилактики наркотической зависимости является развитие внутриличностной системы самоподдержки подростка («независимое Я», «автономия», «взрослость») в качестве альтернативы заимствованным формам субъектности («заимствованное», «превосходящее Я»), стихийно складывающимся в современном мире 2.

Под «заимствованными формами субъектности» подростков мы понимаем присутствие в их сознании особой инстанции - «превосходящее Я» («субъект ничем не стесненных возможностей»), состояния всемогущества, всечувствия, всепонимания. По своему происхождению такие состояния заимствованы, привнесены извне («донор» - наркотик), неотделимы от внешних источников, хотя и действуют непосредственно «изнутри», как если бы индивид сам был источником их порождения и действенности. «Превосходящее Я», проявляющееся в стремлении человека к воспроизводству состояния могущества и воли, лишено причинности «в себе» (самопричинности), превращается в самоценную, ненасыщаемую тенденцию личности3.

«Наркозависимость» - состояние поиска наркотиков, детерминированное присутствием в сознании инстанции «превосходящее Я», и нацеленное на ее (инстанции) поддержание и укоренение в личности. Возникновение заимствованных форм субъектности и, соответствен-

2 Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология негативных зависимостей. - Самара: «Универс групп», 2006.

3 Лисецкий К.С. Психологические основы предупреж-

дения наркотической зависимости личности. - Самара: «Универс групп», 2007.

но, наркозависимости обусловлено: 1) сочетанием внутриличностной готовности к самоиспытанию, в том числе и экстремальными методами, 2) специфическим действием наркотика на состояние сознания и тела, пробуждающее ощущение особых возможностей, 3) провока-тивностью молодежной культуры, 4) противоречивостью программ психопрофилактики.

Говоря о «внутриличностной системе самоподдержки», мы определяем ее как внутренний контур саморегуляции, имеющий осознанный характер, сформированный в процессе индивидуальной активности при содействии значимых других и направленный на решение жизненно важных задач взросления (такие задачи мы отличаем от любых учебных задач и обозначаем их как «онтологически значи-мые»)4.

Под «определяющим условием психопрофилактики» мы имеем в виду совокупность необходимых и достаточных факторов противодействия стихийно-складывающимся в подростковой среде побудительным предпосылкам наркотизации в виде предоставления альтернативных форм развития субъектности.

Наркотические вещества, в силу особенностей своего психофизиологического воздействия, стимулируют самовосприятие, переживаемое потребителями как «всё понимаю», «всё чувствую», «всё могу», что образует феномен «превосходящего Я», в котором сближаются «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-под-влиянием-наркотика».

Образованию «Превосходящего Я» способствует изменение средних величин дифференциальных порогов (констант Вебера) у лиц находящихся в наркотическом опьянении по сравнению со значениями этих величин у испытуемых находящихся в нормальном состоянии. Наркотические вещества стимулируют самовосприятие индивида в качестве субъекта, неограниченного в своих возможностях, что образует феномен «превосходящего Я», способного заместить собой развитие подлинной субъектности личности («независимого Я», «аутентичной субъектности»).

Начальные пробы психоактивных веществ опосредствуются особой открытостью подростка к постановке и решению онтологически значимых задач взросления и провока-

4 Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 2001.

тивностью среды, располагающей подростка к испытанию себя как субъекта (в том числе, и в экстремальных формах).

Исследования, посвященные подростковой наркомании, показали, что обнаружение какой-либо одной решающей причины или комплекса причин наркотизации является невозможным. Обстоятельный анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам наркомании показал многообразие точек зрения и подходов к данному вопросу.

Если обобщить причины, перечисляемые авторами, получится достаточно продолжительный и весьма разнородный список, который, однако, не будет исчерпывающим: подражание взрослым, специфика социализации и поиск новых впечатлений, нарушения в эмоциональной сфере; стресс, внушаемость, любопытство, педагогическая запущенность, последствия травм; экономические причины, несовершенство законодательства, традиции употребления легальных наркотиков (кофе, табак, пиво, алкогольные напитки); семейные проблемы, наследственность, психопатологии, неполная семья, деструктивная семья, ригидная семья и т.д.; особенности характера, такие, как уступчивость, чувство вины, нерешительность, внушаемость, тревожность и т.д.; личностные особенности, аффилиативность (поиск покровителя), потребность в признании, подавленность душевных и сексуальных переживаний, психологическая защита, стиль поведения и мышления и т.д. В целом отметим, что группа лиц склонных к аддикции, преморбидно достаточно разнородна, но, в общем, для них характерна выраженная личностная незрелость, или невзрослость.

Начало употребления наркотиков может восприниматься подростком как способ извлечения избыточных возможностей для освобождения себя от детского эмоционально зависимого поведения, как «особая получаемая извне, но действующая изнутри система» самоподдержки (заимствованная субъектность)5.

Зависимость от наркотических веществ характеризуется самоценной, ненасыщаемой формой личностной активности, которая является средством локализации генерализованной неудовлетворенности, достижения состояния

5 Лисецкий К.С. Психологические основы предупреждения наркотической зависимости личности. — Самара: «Универс групп», 2007.

избыточных возможностей человека, даже в условиях недоверия к самому себе.

Эффективный способ профилактики наркотической зависимости личности подростка заключается в построении развивающих взаимодействий в системе «воспитывающие взрослые - подростки» при постановке и решении подростками онтологически значимых задач взросления. Выделяя круг тем, вызывающих негативные и неопределенные эмоциональные переживания, и в первую очередь, ощущения тревожности у подростков (а именно - тематической тревожности), необходимо привести их к осознанию и постановке задач, обладающих онтологической значимостью - «задач взросления». Под тематической тревожностью мы понимаем проявление избыточной тревоги в процессе актуализации содержания онтологически значимых аспектов взросления. Что проявляется как физиологически (усиление сердцебиения, учащение дыхание, изменения артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порогов чувствительности), так и психологически (повышение внутреннего напряжения, озабоченности, нервозности, ожиданием неудачи, невозможностью принять решение, чувством беспомощности)6.

Ведущий работу взрослый (тренер-психолог) поддерживает только те проявления активности подростков, которые соответствуют критериям субъектности действования; реакции, смысл которых состоит в избегании действий, адекватных «вызову» со стороны неопределенности ситуации или уходом в «тень покровителя», принимающего ответственность за решение на себя, игнорируются, то есть не вознаграждаются и не осуждаются7. В этих условиях, как показали наши многолетние исследования, рождается автономная система самомотивации подростков «быть субъектами собственной жизни» - «внутриличностная система самоподдержки». При этом проявления субъ-ектности пропорциональны степени заданной неопределенности. «Внутренний контур самоподдержки» возникает при накоплении субъективного опыта самопричинного поведения, са-

6 Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

7 Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

модеятельности в условиях неопределенности. Отсутствие системы самоподдержки, внутреннего контура самоподкрепления, «субъектная недостаточность» легко становиться психологической основой возникновения негативной зависимости (в том числе наркотической) у подростков. Развитие «внутреннего контура самопричинности и самоподдержки» составляет содержание процесса взросления личности и условие становления ее субъектности.

Обнаружено, что в состоянии наркотического опьянения изменение величины раздражения и изменение субъективного ощущения находятся в ином соотношении. Иными словами, константа Вебера больше не является константой. Тем самым мир, данный наркоману в его ощущениях, преображается, появляется «чисто физиологическое», по своему происхождению, переживание избыточных возможностей. Периферическое зрение у наркоманов развито сильнее, чем у людей, не имеющих наркотического опыта. Речь здесь идет не о величине поля периферического зрения, которая примерно одинакова у всех людей, а о скорости, с которой наркозависимые реагируют на возникновение в поле периферического зрения нового объекта.

Так, нами, совместно с Д.Д.Козловым, было обнаружено, что наркозависимые лучше и точнее распознают стимулы, которые на короткий момент времени возникают в их периферическом поле зрения. В эксперименте использовалась специальная компьютерная программа. В центре черного экрана каждую секунду в течение минуты появлялась какая-либо буква русского алфавита. В течение той же минуты в разные моменты времени в разных частях экрана, близко к краям монитора, на короткое время (около 50 миллисекунд) предъявлялись белые изображения простых геометрических фигур - круга, квадрата, треугольника. Испытуемые сидели перед 19-дюймовым монитором на расстоянии 30 см. от экрана. Задача испытуемых заключалась в чтении вслух букв, появляющихся в центре монитора. По окончании минуты экспериментатор спрашивал, какие геометрические фигуры в какой части экрана заметил испытуемый. Показателем успешности выполнения задания было количество верно названных фигур при верно указанном месте их возникновения в верной последовательности. Каждый испытуемый принимал участие в 5

экспериментальных сериях длительностью в 1 минуту, в каждой из которых предъявлялось шесть изображений фигур. Таким образом, максимальное количество верно названных фигур для каждого испытуемого равняется 30.

Всего в эксперименте приняли участие 30 наркозависимых в возрасте 17 — 24 года, находящихся в ремиссии в течение 1 — 5 месяцев, а также 50 испытуемых контрольной группы — студентов Самарского государственного университета (табл. 1).

Среднее значение Станд. отклонение Значение ^критерия Стъюдента Степень свободы р- уровень

Группа наркозависимых 24,4 3,45 2,655 78 0,0096

Контрольная группа 21,7 4,75

Таблица 1. Результаты экспериментального исследования способности распознавания фигур

в зоне периферического зрения

Анализ представленных результатов показывает, что наркозависимые испытуемые существенно лучше справляются с экспериментальным заданием. Заметим, что для его успешного выполнения необходимо высокое развитие целого ряда когнитивных навыков: развитость периферического зрения, концентрация и переключаемость внимания, объем оперативной памяти. В результате этого в актуальной ситуации наркоманы замечают большее количество событий, предметов, различных подробностей, нежели обыкновенный человек. Естественно, что мы не относим данную особенность к положительному, прогрессивному, воздействию наркотиков на живой организм, тем более что все наркозависимые испытуемые, принимавшие участие в эксперименте, находились в ремиссии. Эффект возникает в результате вынужденной психической активности индивида, постоянно находящегося в экстремальных условиях опасности и непредсказуемости.

Нами было проведено исследование других психофизических особенностей наркозави-

симых в состоянии наркотического опьянения. Исследование проводилось в медицинских учреждениях, занимающихся деинтоксикацией. Задачей исследования было проверить пороги чувствительности у человека, находящегося под действием наркотических веществ. Как известно, порог различения ощущений для разных анализаторов является постоянной величиной, известной в психологии как константа Вебера. Мы обнаружили, что действие любого наркотика связано, в том числе, с изменением данной величины. Использование 1;-кригерия Стъюдента для сравнения выборочного среднего с известной заранее величиной позволило установить значимые различия между величиной константы в норме и значением отношения Вебера для человека под действием наркотических препаратов. Общая характеристика обнаруженных нами изменений представлена в таблице. Отметим, что чем ниже значение константы — тем выше чувствительность человека к изменениям в том или ином анализаторе (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики отношения Вебера у лиц, находящихся в состоянии опийного опьянения _в сравнении со значением константы Вебера в норме_

Разностный порог ощущений Значение константы Вебера

В состоянии опьянения В состоянии абстиненции

Ощущение изменения высоты звука Ниже Ниже

Ощущение изменения яркости света Ниже Ниже

Ощущение изменения веса предметов Выше без изменений

Ощущение изменения громкости звука Ниже Выше

Ощущение изменения давления на поверхность кожи Выше Ниже

Ощущение изменения вкуса соляного раствора без изменений без изменений

Однако дальнейшее исследование с использованием регрессионных моделей показало, что отношение изменения величины раздражения к изменению субъективного ощущения для человека в состоянии наркотического

опьянения несколько различается для разной величины стимула. Иными словами, константа Вебера больше не является константой. Тем самым мир, данный наркоману в его ощущениях, преображается, возникает переживание из-

быточных возможностей своего организма на физиологическом уровне.

Нами были также исследованы пороги болевой чувствительности у испытуемых в под действием опиатов и в абстинентном синдроме.

В состоянии наркотического опьянения у подростка возникает переживание особых, избыточных возможностей. В работе показано, что одним из источников этого является глубинная перестройка «психофизики» реагирования на стимулы окружения. В частности, выяснилось, что меняется, казалось бы, незыблемое соотношение между интенсивностью внешних воздействий и субъективными ощущениями. Позволительно сказать, что «константа Вебе-ра», после употребления индивидом наркотика, перестает быть для него константой. Возникает и развивается новообразование, которое было обозначено как «превосходящее «я». Оно проявляется в том, что индивид воспринимает себя в качестве субъекта, неограниченного в своих возможностях («всё понимаю», «всё чувствую», «всё могу»).

Порождению «превосходящего я» содействуют особенности наркоманской субкультуры, и, в частности, «наркоманский сленг». Наркоманский сленг заключает в себе особые лингвистические формы описания самочувствия личности, совмещающие в себе описание ценностей с описанием состояния наркотического опьянения, способствующие фасцинации («зачаровыванию») подростков особой символикой и атрибутикой наркотизма. В системе ценностей наркозависимого нет ни одной категории,

Результаты подтверждают данные, описанные в литературе: в состоянии наркотического опьянения болевая чувствительность снижается, однако при абстинентном синдроме - возрастает (табл. 3).

которая могла бы сравниться по субъективной значимости с состоянием опьянения. Для них состояние опьянения становится одной из ведущих инструментальных ценностей, способствующей достижению остальных как терминальных, так и инструментальных ценностей. В восприятии наркозависимого состояние опьянения связано не только с большим личностным потенциалом, но и с переживанием положительных эмоций, при этом достижение и реализация других ценностей не доставляет наркозависимому сравнимых по силе и интенсивности положительных чувств и эмоций. Таким образом, обладание ценностями становится для наркозависимого неразрывно связанным с состоянием опьянения, и тогда состояние Я, в котором ценности становятся доступными, переживается как «превосходящее Я». Чувственные (наркотические) переживания сформулированные и многократно зафиксированные в языке субкультуры формируют в личности потребителя психоактивных веществ потерн заимствованной субъектности.

Таким образом, удовлетворение потребности подростка в проявлении субъектности (заимствованной, а не подлинной), за счет наркотиков, лишает его жизнь спонтанности, а личность возможности стать причиной себя.

Таблица 3. Величина болевого порога у испытуемых в зависимости от состояния опийного опьянения (в мм. рт. ст.)

в нормальном состоянии В состоянии опьянения в состоянии абстиненции значение F-критерия р-уровень

Величина порога 53,5 69,3 32,8 9,217 0,000176

THE OCCURRENCE OF «SURPASSING «I» IN PERSONALITY OF A DRUG ADDICT*

© 2008 K.S.Lisetskij Samara State University

The psychological bases of prevention (psychological preventive maintenance) the occurrence of person's addition to psychoactive substances are revealed in the article. The way of the development of teenagers' subjection, which allows to make prevention of addition more effective, is described. * Research was lead with the support of RGNF (the grant № 07 - 06 - 26601a/v)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.