Научная статья на тему 'Возникновение независимого мирного движения в СССР в 1980-е годы'

Возникновение независимого мирного движения в СССР в 1980-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
477
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЦИФИЗМ / PACIFISM / БОРЬБА ЗА МИР / STRUGGLE FOR PEACE / ДОВЕРИЕ / TRUST / НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / CITIZEN DIPLOMACY / ХИППИ / ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SOVIET DISSIDENT MOVEMENT / ГРУППА ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ СССР И США / GROUP FOR ESTABLISHING TRUST BETWEEN THE USSR AND THE USA / "СВОБОДНАЯ ИНИЦИАТИВА" / СОВЕТСКИЙ КОМИТЕТ ЗАЩИТЫ МИРА / SOVIET PEACE COMMITTEE / КВАКЕРЫ / QUAKERS / ЛЬЮИС ФРАЙ РИЧАРДСОН / LEWIS FRY RICHARDSON / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / SOVIET HIPPY / INDEPENDENT INITIATIVE / CONFLICT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордеева Ирина Александровна

В 1982 г. в СССР возникло независимое мирное движение, основателями которого были ученые, евреи-отказники, хиппи и представители некоторых других маргинальных групп советского общества. Движение, представленное двумя неформальными организациями – группами «За установление доверия между СССР и США» и «Свободная инициатива», провозгласило своей целью предотвращение ядерной войны посредством налаживания низовых контактов, народной дипломатии и прочих мер в направлении установления доверия между простыми людьми − представителями капиталистического и социалистического блоков. Постановка вопроса о доверии была необычным явлением в советском обществе, где уже не первое десятилетие культивировались изолированность и закрытость, а борьбу за мир в рамках официальных советских организаций мало кто воспринимал всерьез. Интеллектуальным источником появления идеи доверия у советских ученых – инициаторов организации «Группы доверия» – прежде всего стали идеи английского математика, квакера, одного из основателей науки мира, Льюиса Фрая Ричардсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emergence of the independent peace movement in the USSR in the 1980s

The independent peace movement appeared in the USSR in 1982. It was founded by the scientists, jews-refuseniks, hippies and the representatives of some other marginal groups of Soviet society. This movement was represented by two informal organisations – the Group for Establishing Trust between the USSR and the USA and “Independent Initiative” group. They proclaimed the aim of preventing a nuclear war by the means of contacts “from below”, citizen diplomacy and other methods of development of trust between the ordinary people of the capitalist and socialist blocks. The concept of “trust” was absolutely new in the spiritual background of the late Soviet society, where a quality of closeness had been cultivated for a long time and the struggle for peace within the official organisations was not taken seriously. One of the intellectual roots of idea of trust appeared among the Soviet scientists – the founders of the Trust Group can be found in the works of the English mathematician and Quaker Lewis Fry Richardson, who was one of the founders of the Peace and Conflict studies.

Текст научной работы на тему «Возникновение независимого мирного движения в СССР в 1980-е годы»

И.А. Гордеева

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО МИРНОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР В 1980-е ГОДЫ

В 1982 г. в СССР возникло независимое мирное движение, основателями которого были ученые, евреи-отказники, хиппи и представители некоторых других маргинальных групп советского общества. Движение, представленное двумя неформальными организациями - группами «За установление доверия между СССР и США» и «Свободная инициатива», провозгласило своей целью предотвращение ядерной войны посредством налаживания низовых контактов, народной дипломатии и прочих мер в направлении установления доверия между простыми людьми - представителями капиталистического и социалистического блоков. Постановка вопроса о доверии была необычным явлением в советском обществе, где уже не первое десятилетие культивировались изолированность и закрытость, а борьбу за мир в рамках официальных советских организаций мало кто воспринимал всерьез. Интеллектуальным источником появления идеи доверия у советских ученых - инициаторов организации «Группы доверия» - прежде всего стали идеи английского математика, квакера, одного из основателей науки мира, Льюиса Фрая Ричардсона.

Ключевые слова: пацифизм, борьба за мир, доверие, народная дипломатия, хиппи, диссидентское движение, Группа за установление доверия между СССР и США, «Свободная инициатива», Советский комитет защиты мира, квакеры, Льюис Фрай Ричардсон, конфликтология.

4 июня 1982 г. в Москве на квартире художника-нонконформиста Сергея Батоврина состоялась пресс-конференция для иностранных журналистов, на которой было объявлено о создании Группы за установление доверия между СССР и США

© Гордеева И.А., 2013

(«Группа доверия»). Батоврин зачитал декларацию группы, которая была отослана на имя Л.И. Брежнева и Р. Рейгана, а также в ТАСС, в газету «Правда» и в Советский комитет защиты мира (СКЗМ) под названием «Обращение к правительствам и общественности СССР и США».

В этом обращении, ставшем программным документом группы, ее учредители писали:

«СССР и США обладают средствами убивать в масштабах, способных подвести итоговую черту под историей человеческого общества.

Равновесие страха не может надежно гарантировать безопасность в мире. Только доверие между народами может создать твердую уверенность в будущем.

Сегодня, когда элементарное доверие между двумя странами полностью утрачено, проблема доверия перестала быть просто вопросом двусторонних отношений. Это вопрос - будет ли человечество раздавлено собственными разрушительными возможностями или выживет?

Эта проблема требует сегодня немедленных действий. Однако совершенно очевидна неспособность политиков обеих стран в ближайшее время договориться о каком-либо заметном ограничении вооружений и тем более о существенном разоружении.

Соблюдение политиками объективности в вопросах разоружения затруднено их политическими интересами и обязательствами [...].

Мы убеждены в том, что пришло время для широкой общественности не только ставить вопросы о разоружении перед теми, кто принимает решения, но и решать их вместе с политиками.

Мы выступаем за четырехсторонний диалог - за то, чтобы в диалог политиков равномерно включились советская и американская общественность»1.

Выступая за ограничение вооружений общего типа, авторы документа предлагали в качестве первого шага собрать предложения советской и американской общественности по вопросу о том, как можно установить доверие между СССР и США, и создать смешанные международные общественные группы для анализа таких предложений. Помимо этого, «Обращение» содержало призыв к ученым обеих стран учреждать исследовательские группы для борьбы за мир на научной основе, а также к политическим деятелям и представителям прессы с предложением создать условия для открытого обмена мнениями.

После подавления «толстовского» пацифизма в 30-е годы ценности ненасилия в СССР были надолго забыты, а движение за мир было возможно лишь в форме официальных общественных организаций, главной из которых с 1949 г. был СКЗМ. До появления «Группы доверия» в СССР имели место лишь единичные миротворческие инициативы неофициального характера: антиядерные выступления А.Д. Сахарова, открытое письмо ученых Прибалтики с требованием включить в «безъядерную зону» в Северной Европе Балтийское море, Эстонию, Литву и Латвию, а также пацифистские демонстрации советских хиппи, которые проводились в день защиты детей начиная с 1971 г.

Постановка вопроса о защите мира «Группой доверия» была абсолютно новым явлением в условиях позднего советского времени по крайней мере в двух своих аспектах. Во-первых, группа поставила перед собой задачу не негативную, а позитивную - бороться не против войны, а за мир, залогом которого является доверие. Именно отсутствие доверия между СССР и США, Востоком и Западом члены группы считали причиной существования ядерной угрозы человечеству. По их мнению, «антиядерные протесты должны сопровождаться также широкими массовыми позитивными действиями, направленными на очеловечивание отношений», на преодоление недоверия (установление широких гражданских связей, сотрудничество и свободный обмен информацией и людьми, дискуссии и диалог)2.

Во-вторых, участники группы стремились создать массовое низовое движение за мир. Они считали, что настало время защищать мир «снизу», силами простых людей, независимой от партии и правительства общественности. Объясняя свои мотивы участия в движении, Батоврин в интервью, данном 20 мая 1983 г. в Вене корреспонденту радио «Свобода», сказал: «Все дело в том, что каждый участник группы в один прекрасный день для себя почувствовал, что проблемы мира во многом зависят от того, будет ли каждый человек лично для себя понимать, что он должен приложить какие-то собственные личные усилия для того, чтобы мир был прочным, т. е. борьба за мир не должна быть монополией политиков, а это должно быть каждодневным занятием тысяч и тысяч людей»3.

Организаторы движения заявляли, что СКЗМ выступает исключительно с позиций советского правительства, «за все время своего существования он не выдвинул ни одного собственного предложения и фактически занимается изложением правительственной линии», в то время как настоятельно требуется объеди-

нение всех людей вне зависимости от их гражданства, идеологических, политических или религиозных взглядов («ядерная угроза всех людей делает равными»). Самих себя они считали не гражданами какой-то страны, а гражданами мира - людьми, не обремененными какими-то определенными политическими рамками или идеями4.

Авторами обращения были 11 человек: художник-нонконформист Сергей Батоврин, инженеры Мария и Владимир Флейшгак-керы, врач Игорь Собков, учитель математики Сергей Розеноер, физики Геннадий Крочик, Виктор Блок и Юрий Хронопуло, Михаил и Людмила Островские, математик Борис Калюжный. К обращению в первые же дни присоединились врач Владимир Бродский, географы Юрий и Ольга Медведковы, математик Марк Рейтман, филолог Олег Радзинский, экономист Лев Дудкин, физик Валерий Годяк с женой и многие другие. Инициаторами создания независимого мирного движения была интеллигенция Москвы и Долгопрудного, но очень скоро «группы доверия» и единомышленники появились в Новосибирске, Ленинграде, Куйбышеве, Риге, Одессе, Рыбинске, Львове, Киеве, Вильнюсе.

Группа направила в Моссовет письмо, в котором информировала о своем создании и просила зарегистрировать ее как общественную организацию. К письму был приложен текст обращения. Письменного ответа на эту и последующие просьбы о регистрации группа не получила, зато устно им было сказано: «Чтобы бороться за мир, в нашей стране не нужно регистрироваться»5.

Возникновение независимого мирного движения было замечено за границей в выступлениях представителей ряда стран на II Специальной сессии ООН по разоружению. Многие пацифистские организации выразили им свое одобрение и поддержку. Группа объявила о создании «телефонной линии мира» - круглосуточном приеме по телефону мирных предложений из разных стран6.

После создания группы ее членам стали поступать предложения об установлении доверия, которые она регулярно анализировала и включала в свои письма, адресованные правительствам СССР и США, а также общественности обеих стран. Было получено более ста таких предложений, среди которых были следующие:

- обмен детьми между советскими и американскими семьями, включая семьи руководителей правительств и ответственных правительственных сотрудников (это гарантирует от неожиданного ядерного нападения, а также гарантирует взаимопонимание в будущем);

- регулярное проведение совместных советско-американских дискуссионных телепередач, которые транслировались бы одновременно в обеих странах и на которых политики, представители науки и культуры отвечали бы на вопросы телезрителей другой страны;

- пропаганда мира в школьных учебниках;

- создание советско-американского брачного агентства, увеличение числа браков между советскими людьми и американцами;

- создание бюро, которое занималось бы организацией переписки и личного знакомства между гражданами обеих стран;

- создание советско-американских передовых в научном отношении медицинских лечебных центров, сотрудничество между врачами;

- разработка программы совместных космических исследований;

- совместная помощь нейтральной развивающейся стране;

- создание неправительственной советско-американской комиссии по исследованию общественного мнения, которая бы регулярно проводила опросы населения обеих стран по всем вопросам двусторонних отношений в целях выработки совместных рекомендаций правительствам по нормализации отношений;

- исключение военных игр детей, прекращение производства и продажи военных игрушек;

- совместное обсуждение антивоенных произведений киноискусства и литературы;

- присвоение ряду улиц в новых районах имен видных деятелей США, внесших вклад в дело справедливости и демократии и способствовавших сближению СССР и США, подав тем самым пример США;

- публикация биографий прославившихся американцев русского происхождения;

- снижение почтового тарифа для международной корреспонденции и телефона, упрощение процедуры оформления туристских поездок, снижение их стоимости;

- использование в качестве товарных знаков слова, связанные с идеей мира (мир, доверие, разрядка, детант, паритет);

- использование телевидения для знакомства с культурой друг друга;

- включение в школьные программы изучения законодательных и государственных документов обеих стран, наиболее значимых художественных произведений;

- проведение спортивных соревнований между советскими и американскими сотрудниками предприятий и учреждений одного профиля;

- организация кругосветного марша мира и многое другое7.

Часть этих заявлений участники группы направили в СКЗМ,

Президиум ВС СССР и ряд газет, советских и зарубежных.

Сразу же после организации группа принялась активно рассылать обращения к правительствам и общественности СССР, США и других стран, в международные организации с призывами к немедленному прекращению ядерных испытаний и с предложениями об установлении доверия. Ни одного официального письменного ответа на свои обращения от советских органов группа не получила.

Зарубежные корреспонденты и представители западных пацифистских организаций, напротив, с большим интересом отнеслись к инициативам советских «мирников», они выразили им свое одобрение и поддержку и приняли активное участие в их защите от преследований.

С самого начала существования места встреч участников группы и места их проживания стали объектом пристального внимания милиции и КГБ. Милиция многократно пыталась попасть в квартиры членов группы, задерживала их на улице «для выяснения личности», члены группы получали повестки и звонки с предписаниями явиться в отделение милиции, в исполком, в прокуратуру, в КГБ, задерживались, доставлялись в милицию для бесед, получали угрозы по телефону и в личном общении с сотрудниками силовых органов, которые применяли оскорбления и физическое насилие, на работе на них тоже давили, угрожали увольнениями и увольняли, домашние телефоны отключали, подвергали домашним арестам на срок от одного дня до одного месяца. Уже в первые месяцы после возникновения движения несколько человек были арестованы по сфабрикованным делам, впоследствии они попали в заключение или в психиатрические больницы.

Недовольство властей вызывал сам факт возникновения низового, независимого движения, а также нарушение монополии государства в лице СКЗМ на борьбу за мир. Не имея возможности напрямую обвинять участников группы в борьбе за мир, КГБ стало фабриковать против них дела о хулиганстве и антисоветской агитации и пропаганде.

Почти одновременно с «Группой доверия», в том же 1982 г., в Москве появилась еще одна независимая пацифистская организация - группа «Свободная инициатива», в состав которой

входили в основном хиппи. Ее лидерами были Юрий Попов (Диверсант), анархист Сергей Троянский и Роман Осипов. Мирное воззвание этой группы в конце мая или 1 июня 1983 г. подписали 89 человек. Оно носило название «Обращение к молодой Америке» и также было построено на идее необходимости установления доверия между людьми:

«Нам бесконечно близка и понятна американская молодежь.

Нас объединяет общая боль и надежда, какие бы абсурдные формы она ни принимала в глазах старшего поколения.

И мы верим, что честная молодежь Америки так же, как и мы, видит свое будущее более свободным от организованного насилия, процветающего в атмосфере страха и взаимного недоверия.

Мы призываем рабочую, студенческую и "незанятую" молодую Америку поддержать неправительственные мирные инициативы, выступить за установление контактов между простыми людьми наших стран, в чем мы видим единственную возможность преодолеть формализм в отношениях, неизбежно возникающий, когда они опосредствованы средствами массовой информации. Ведь настоящего друга можно найти лишь соприкоснувшись с ним сердцем.

Нас многое объединяет, и в первую очередь - это пацифистское движение планеты, которое родилось и выросло на американской земле. И сейчас нам особенно ясен глубокий смысл слов трагически погибшего Джона Леннона: "Нам нужна только любовь. Только любовь спасет нас всех"»8.

Хиппи-пацифисты с 1971 г. проводили 1 июня массовые собрания в защиту мира, в которых, по некоторым сведениям, участвовали от 300 до 500 человек9. Помимо этого, ежегодно 8 декабря, в день смерти Джона Леннона, хиппи проводили свои пацифистские митинги на смотровой площадке на Ленинских горах. Ленно-на они считали своим «идейным руководителем и наставником». В 1971 г. Светлана Барабаш (Офелия), выпускница факультета журналистики МГУ, была отстранена от защиты диплома за участие в пацифистской демонстрации хиппи на Манежной площади 1 июня10. Будучи знакома с Батовриным еще с 70-х годов (они оба были участниками арт-группы «Волосы»), в 1982 г. она поставила свою подпись под обращением «Группы доверия». Также среди советских хиппи были последователи религиозно-общественных (в том числе и пацифистских) идей Л.Н. Толстого.

Таким образом, характер деятельности низового мирного движения в СССР свидетельствует о том, что непосредственной причиной ее начала была искренняя «озабоченность» советской обще-

ственности «ядерным вопросом»11. Какими же путями пацифисты позднего советского периода пришли к идее доверия и необходимости борьбы за мир «снизу» в обществе, где господствующим типом личности был «человек изолированный» - «внутренне (в своих установках и привычках) изолированный от внешнего мира, не готовый к его восприятию и пониманию, к диалогу и пр.»12, и где борьба за мир воспринималась как «тоскливое и лицемерное занудство»13?

Один из ответов на этот вопрос связан с историей неофициальных научных семинаров 1970-х годов.

В сообщении «О "Группе доверия"» (1982) о причинах ее создания говорилось следующее: «1980 год был годом начала очередного экономического спада в большинстве развитых стран. Обострение энергетической, сырьевой и экологической проблем в одних странах, продовольственной, технологической и управленческой -в других, придало этому спаду остроту и длительность, не свойственную, например, предыдущему спаду 1974-1975 гг. Убедившись в неэффективности различных эффектов оздоровления экономики и для отвлечения внимания своих народов от насущных экономических проблем правительства неизбежно должны были обратиться к старому и проверенному рецепту - вложению денег в долгосрочные военные программы. Такой шаг, легко оправдываемый в глазах народов внешней военной угрозой, имеет для правительства и другую притягательную сторону - он способствует консолидации общества на псевдопатриотической основе. Вслед за этим неминуемо должны прийти внедрение милитаристского духа, увеличение закрытости общества, урезание демократических свобод и прав человека. Все это должно усилить и привести к власти военно-промышленные комплексы и союзы политической полиции с военными»14.

С весны 1980 г. «группа московских интеллигентов» участвовала в работе неофициального семинара по «применению точных методов естествознания в ряде областей с плохо определенной методикой и структурой», где рассматривались модели коллективного поведения, массовая психология, парапсихология, а также проблемы войны и мира15. На семинаре обсуждались идеи основателя науки о мире британского квакера, физика и математика Льюиса Фрая Ричардсона (1881-1953). Секта квакеров, к которой принадлежал Ричардсон, является одной из самых старых (возникла в XVII в. в Англии, также известна как «Общество друзей») и последовательно миротворческих религиозных групп. Ричардсон, озабочен-

ный проблемой международного мира, занимался математическим моделированием международных отношений, прогнозированием войн и конфликтов16. По словам М. Рейтмана, участники семинара «жадно набросились на его труды и труды его многочисленных последователей и стали пытаться и сами творить в том же плане»17.

Семинар этот распался на несколько других, на одном из которых обсуждалась проблема «ядерной зимы», создавалась математическая модель возможного «ядерного кошмара» и велась работа над докладами по проблемам войны и мира. Ученые разработали метод вычисления «индекса враждебности» газетных статей и выступлений политических руководителей, позволивший им «установить факты преднамеренного создания противостоящими сторонами враждебных настроений по отношению друг к другу и в особенности перед планируемыми важными политическими событиями». Зная о существовании на Западе мощного пацифистского движения и считая работу СКЗМ недостаточно эффективной, они вместе с другими представителями интеллигенции, озабоченными проблемой мира, решили, что больше молчать нельзя и нужно действовать самостоятельно в целях предотвращения войны18.

Математические методы подсказали им, что гонкой вооружений можно управлять посредством усиления обмена людьми (туристами, эмигрантами, командированными), что и подтолкнуло их к организации «Группы доверия»19. Как говорилось в докладе «Энергетическая модель противостояния двух государств», представленном 6 ноября 1982 г. на научном семинаре в Москве, противостояние СССР и США можно описать с помощью системы обыкновенных дифференциальных уравнений, допускающей качественное исследование20. В докладе был сделан вывод о том, что «при определенных реалистических значениях параметра устойчивость системы не определяется более экономическими причинами, а зависит исключительно от степени взаимопонимания. В этом случае все меры, которые могут препятствовать формированию ложных представлений о намерениях противостоящей стороны: туризм, иммиграция, эмиграция, культурный обмен, свобода обмена информацией и торговые связи стабилизируют систему»21.

Научный семинар «Мирные и социальные исследования» в г. Долгопрудном положил начало дружественной «Группе доверия» группе «Дружба и диалог». Группы проводили совместные семинары. В 1983 г. ученые группы «Дружба и диалог» занимались проблемами реконверсии на своих семинарах совместно с зарубежными пацифистами22.

В июле 1982 г. к московской группе присоединились новосибирские ученые. Сотрудники новосибирского Академгородка заявили о том, что разделяют идеи московской «Группы доверия» и присоединяются к ее предложениям. Авторы документа призвали правительства полностью прекратить любые испытания и разработку ядерного, бактериологического и химического оружия, а также создать неформальные международные группы ученых для совместной разработки проблем, решение которых может укрепить доверие между народами («например, анализ случаев наблюдения НЛО над территорией СССР и США, исследование национальных и социальных корней ксенофобии в разных странах, изучение причин индивидуальной агрессивности и их связи с социальным и идеологическим окружением»23). От имени Инициативной группы доверия новосибирского Академгородка документ подписали семь человек: инженер Э.А. Горбман, физики А.П. Иванский и М.Д. Малеев, математики В.М. и Л.А. Исаковы, филолог Б.А. Колненский, программист Н.А. Косянский24.

Таким образом, непосредственным толчком к созданию независимого мирного движения в СССР стало влияние на советских ученых идей английского математика Л.Ф. Ричардсона, который в то же самое время был представителем старейшей миротворческой секты квакеров. Помимо Ричардсона, на идеологию низового мирного движения в СССР оказал свое влияние также пацифизм Л.Н. Толстого, Джона Леннона и движения хиппи. Активисты «Группы доверия» быстро осваивали повестку дня и методы протеста западных «мирников», и к середине 1980-х годов группа превратилась в настоящую пацифистскую организацию, говорящую на западном политическом языке, имеющую опыт общественно-политической борьбы, достойную репутацию и обширные связи за рубежом.

Примечания

1 АС (Архив самиздата). № 4788. Л. 1-2. Все документы самиздата цитируются здесь по копиям, хранящимся в архиве Института «Открытое общество» (Будапешт, OSA Archive).

2 РС (Радио «Свобода»). № 116/83. Л. 4; АС. № 4858. Л. 3.

3 РС. № 116/83. Л. 2.

4 Там же. Л. 2.

5 АС. № 5928. Л. 4.

6 Там же. № 4867.

7 РС. № 116/83. Л. 1-4, см. также: АС. № 4833, 4836, 5173.

8 АС. № 5326. Л. 1.

9 Интервью учредителя группы «Свободная инициатива» Ю. Попова // Экспресс-хроника. 1988. № 5 (26). С. 7.

10 См.: Батоврин С. Беспечное путешествие с группой «Волосы» (URL: http:// sistemafriend.ucoz.ru/forum/21-304-1).

11 АС. № 4949. Л. 1.

12 Левада Ю. Ищем человека: Социологические очерки, 2000-2005. М., 2006. С. 266.

13 См.: Рейтман М.И. Мир и не от мира сего: Заметки о группе «Доверие» // Страна и мир. 1986. № 4. С. 43. Подробнее об особенностях современных воспоминаний о советском опыте борьбы за мир см.: Орлова Г.А. «Трактор в поле дыр-дыр-дыр, / Все мы боремся за мир»: советское миролюбие в брежневскую эпоху // Неприкосновенный запас. 2007. № 4 (54). (URL: http://magazines.russ. ru/nz/2007/54/or6.html).

14 АС. № 4912. Л. 1.

15 Там же.

16 См.: Hunt J.C.R. Lewis Fry Richardson and His Contribution to Mathematics, Meteorology, and Models of Conflict // Annual Review Fluid Mech. 1998. № 30. P. XXIX.

17 АС. № 5090. Л. 4.

18 Там же. № 4912. Л. 2.

19 Рейтман М.И. Указ. соч. С. 50-51.

20 АС. № 4942. Л. 1.

21 Там же. Л. 2; см. также: АС. № 4956, 4957, 5172.

22 Там же. № 5153. Л. 4.

23 Там же. № 4928. Л. 2.

24 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.