Научная статья на тему 'Возникновение информационного общества как результат мировой глобализации'

Возникновение информационного общества как результат мировой глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2178
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE WORLD'S INFORMATION SPACE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОЦЕСС / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / МИРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SOCIETY / PROCESS / CIVILIZATION / GLOBALIZED SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Концов В. С.

Важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации в XXI в., безусловно, будет процесс глобализации общества. Он обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы мирового информационного пространства, которое в последние годы стремительно преображается в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий. Осмыслению этих проблем посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCE OF THE INFORMATION SOCIETY AS A RESULT OF GLOBALIZED WORLD

An important feature of the development of civilization in the XXI century will be the process of increasingly globalized society. It is motivated primarily by globalization infosphere the world's information space, which is being rapidly transformed by the development and dissemination of information and new information technologies. The article is dedicated to this problem.

Текст научной работы на тему «Возникновение информационного общества как результат мировой глобализации»

пределение рентных доходов через фискальный механизм и государственный бюджет на финансирование фундаментальных, прикладных научных знаний и инвестиционные проекты; самофинансирование, когда часть рентных доходов может оставаться на уровне предприятия для финансирования собственных научных разработок и внедрения инноваций.

При этом инновационная рента в отличие от природной является воспроизводимой, она одновременно является и результатом, и источником инновацион-

ного процесса. Размер инновационной ренты является показателем инновационного развития как отдельного предприятия, так и страны в целом.

1. Львов Д.С. Россия: рамки реальности и контуры будущего: доклад на заседании секции экономики Отделения общественных наук РАН 14 декабря 2006 г. // Журнал экономической теории. 2007. № 1.

2. иК1_: http://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/ Glossary910.htm

УДК 338(100) В.С. Коннов

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации в XXI в., безусловно, будет процесс глобализации общества. Он обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы - мирового информационного пространства, которое в последние годы стремительно преображается в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий. Осмыслению этих проблем посвящена статья.

Ключевые слова: информационное общество, процесс, цивилизация, глобализация общества, мировое информационное пространство.

V.S. Konnov

EMERGENCE OF THE INFORMATION SOCIETY AS A RESULT OF GLOBALIZED WORLD

An important feature of the development of civilization in the XXI century will be the process of increasingly globalized society. It is motivated primarily by globalization infosphere - the world's information space, which is being rapidly transformed by the development and dissemination of information and new information technologies. The article is dedicated to this problem.

The key words: information society; process; civilization; globalized society; the world’s information space.

Важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации в XXI в., безусловно, будет процесс глобализации общества. Он обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы - мирового информационного пространства, которое в последние годы стремительно преображается в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий.

Информация обладает уникальными свойствами -она не только пригодна для многократного использования и для многочисленных пользователей, чем больше она используется, тем более ценной она становится. То же самое можно сказать о сетях, связующих различные источники информации. В последние годы во многих странах проявились новые свойства информации как фактора производства и производственного ресурса:

- информация становится объектом труда, а не только фактором производства. Создается новая технология воздействия на информацию, а не столько новая информация, предназначенная для воздействия на технологию, как это было на рубеже XIX и XX столетий;

- информация является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Отсюда проникновение новых технологий во все производственные про-

цессы и совместное влияние множественных эффектов на конечный результат;

- новые информационные технологии создают новую сетевую логику формирования и развития систем (одно из ее проявлений - гибкость). Сетевой способ организации проявляется во всех видах социально-экономических процессов и структур.

Эти средства все больше проникают практически во все сферы жизнедеятельности общества и коренным образом изменяют привычный образ жизни и профессиональной деятельности миллионов людей в различных странах мира. Они создают для них принципиаль -но новые, беспрецедентные в истории человечества возможности, а также новые, ранее неизвестные проблемы , изменяют традиционные типы поведения и образ жизни. По существу, сегодня буквально на наших глазах осуществляется наиболее грандиозная в истории цивилизации глобальная информационная революция, результатом которой станет переход на качественно новый уровень развития цивилизации - к глобальному информационному обществу

Информационное общество - это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, ин-

формационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Современное общество не может существовать без информационно-телекоммуникационных технологий, поддерживающих всеобъемлющее информационное поле. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды необходимо единство технических средств информатики и правил применения социальной информации. Следует отметить, что технология сама по себе лишь частично определяет характер ее использования, который в большей степени зависит от развитости общества, его экономики, демократичности социального устройства, уровня образования и других социальных факторов. Становление информационного общества является предпосылкой для эволюционного перехода к следующей стадии развития человечества, цивилизационно-технологическим фундаментом которой является индустрия создания, обработки и передачи информации, производства интеллектуальных инноваций и культурных стандартов. Определить понятие «информационного общества» можно как минимум тремя способами.

Во-первых, перечислить характеристики, которые присущи этому типу цивилизации:

- созданы значительные информационные ресурсы; производство, хранение, распространение и передача как аудиовизуальной продукции, так и деловой, культурной и развлекательной информации становится важнейшей частью экономики;

- сформировалась информационная индустрия, которая включила в себя компьютерную и телекоммуникационную промышленность, разработчиков аудиовизуального содержания и программного обеспечения, производителей элементной базы и бытовой электроники, мультимедийную промышленность и т.п., граждане имеют технические и правовые возможности доступа к разнообразным источникам информации.

Во-вторых, можно пойти от абстрактного к конкретному, указав, что информационная цивилизация - это следующая ступень в культурно-историческом развитии человечества по цепи «аграрное - индустриальное -постиндустриальное» общество, увязав становление информационной цивилизации с реализацией концепции устойчивого развития или концепции коэволюци-онного развития.

В-третьих, можно воспользоваться компромиссным вариантом, предложив дефиницию типа: информационная цивилизация - это следующая ступень или стадия развития человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные, интеллектуальные и культурные продукты и услуги. Конечно, это не означает, что традиционные предметы потребления, производимые промышленностью и сельским хозяйством, теряют для человека свою актуальность. Просто и в процессе производства, и в объеме потребляемых товаров и услуг доля «информационных» операций и продуктов преобладает. Поскольку трансформационн ы й процесс связан прежде всего с институциональной структурой общества, то данное определение наиболее адекватно спо-

собно отразить сущность информационного общества. И что важно, оно учитывает позицию, отрицающую прогрессивность и желательность перехода к информационному обществу Процесс становления информационного общества - это процесс трансформации не только объективного жизненного пространства (средств связи, коммуникаций, производства и т.п.), но и субъективной составляющей человека, под которой понимается система социальных практик, реализуемая социальными субъектами всех уровней (от отдельных личностей до общества в целом) и формирующаяся в зависимости от социальных, экономических, политических и культурных условий.

Воздействие информационного общества на образ жизни проявляется в масштабных и фундаментальных изменениях социальных практик, осуществляемых социальными субъектами в основных сферах общественной жизни. Данные изменения обусловлены быстрым процессом объективирования информации и знаний, культурных стереотипов и норм, возможностями их передачи в виде технологий через средства коммуникации широким слоям населения, возникновением новых видов деятельности, основанных на использовании информации.

Процесс трансформации социально-правовых практик под воздействием информационно-телекоммуникационных технологий обусловлен тремя факторами. Первый состоит в изменении средств коммуникации, т.е. «технологической» основы социальных отношений. Информационно-телекоммуникационные технологии меняют форму социальных отношений, предоставляя новые возможности для передачи и обработки информационных потоков, в этом случае изменение социально-правовых практик связано с процессом становления информационной культуры, понимаемой как культура пользования информацией.

Второй фактор связан с изменением общего социокультурного фона, формированием культуры информационного общества. Несмотря на то что для процессов в области культуры характерно временное отставание, достижения научно-технического прогресса в области информационных и телекоммуникационных технологий начинают оказывать воздействие на культуру современного общества.

Третий фактор связан с процессами трансформации содержательной стороны социальных отношений в основных сферах общественной жизни. Современные информационные и телекоммуникационные техноло -гии изменяют сущностное наполнение социальных отношений в сфере производства, потребления, развлечения, образования, общения.

Основу современной социальной коммуникации, безусловно, составляет Интернет. Как говорится в Декларации принципов «Информационное общество - глобальная задача в новом тысячелетии» (принятой на встрече на высшем уровне в Женеве, 2003 г.), Интернет превратился в публичный ресурс глобального масштаба, и управление его использованием должно стать одним из основных вопросов повестки дня информационного общества. Управление использованием Интернета на международном уровне необходимо осуществлять на многосторонней, прозрачной и демократической основе при полномасштабном участии органов государственного управления, частного сектора, гражданского общества и международных организаций. Это

управление должно обеспечивать справедливое распределение ресурсов, способствовать их доступности для всех, гарантировать стабильное и защищенное функционирование Интернета с учетом многоязычия.

Интернет не является единственным средством обработки информации в современном мире. Не меньшую роль играют средства массовой информации с их интерактивной организацией производства новостей. «Традиционные средства массовой информации во всех их видах играют важную роль в информационном обществе, и ИКТ должны способствовать этому. Следует поощрять развитие разнообразных форм собственности на средства массовой информации в соответствии с национальным законодательством, учитывая при этом соответствующие международные конвенции. Мы вновь подтверждаем необходимость сокращения диспропорций в средствах массовой информации на международном уровне, особенно в том, что касается инфраструктуры, технических ресурсов и развития навыков и умений», - указано в п. 55 той же Декларации. Но последние постепенно уступают место средствам массовой коммуникации, которые объединяют и телевизионное вещание в разных его формах (эфирное, кабельное, спутниковое), и передачу данных и информации по телекоммуникациям.

Сочетание увеличения информации и быстрорастущего количества систем ее обработки подводит к возникновению новой реальности в виде виртуальной области существования социализированной обществом информации, представляющей собой, с одной стороны, множество социально значимых данных, а с другой -систем хранения, коммуникации и обработки, связанных между собой определенными интерфейсными отношениями. Эта реальность получила название информационного пространства и включает:

1) интегральное электронное информационное пространство, образуемое при использовании электронных сетей;

2) сферы в современной общественной жизни мира, в которых информационные коммуникации играют ведущую роль. В этом значении понятие информационного пространства сближается с понятием информационной среды.

Западные ученые в числе первых подметили произошедшие коренные изменения в культуре общества. Нарастающая сила информационных потоков между людьми породила новый тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации, унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при передаче от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой коммуникации.

Можно говорить о том, что мы живем в мире блип -культуры: вместо длинных «нитей» идей, связанных друг с другом, - «блипы» информации: объявления, команды, обрывки новостей. Люди чувствуют себя свободнее, сталкиваясь именно с «блипами» информационных сообщений, отрывком из песни или стиха, мультфильмом, коллажем и т.д. Читая дешевые издания и специализированные журналы, человек короткими приемами поглощает огромное количество информации, но при этом стремится найти новые понятия и метафоры, которые позволили бы систематизировать или организовать «блипы» в более широкое целое.

Разнообразие систем телевидения, информационных агентств приводит к тому, что новости, так же как и

новинки кинорынка, практически мгновенно становятся достоянием больших масс людей, оказывают серьезное воздействие на формирование обыденного сознания. Доступность и одновременно отстраненность потребителей информации, не предполагающая сопереживание, от моментального освещения драматических событий (войн, катастроф) приводит к тому, что новостные сюжеты такого рода воспринимаются в одном ряду с кинофильмами, грань между реальностью и вымыслом в восприятии и осознании стирается.

Основные черты информационного общества как феномена, стоящего на пути к глобализации, позволяют определить следующие наглядные примеры.

В сфере культуры очевиден процесс глобализации, благодаря которому возникают общие, единообразные модели и нормы культурного поведения. Глобализация систем распространения массовой информации приводит к тому, что в центр внимания попадают одни и те же новости, потребителям предлагается одна и та же наиболее модная музыка, реклама продуктов, новых видов развлечений и отдыха, услуги и продукты транснациональных компаний и т.п. Более сильные в информационном плане государства начинают доминировать и в области формирования общественного сознания, навязывая свои культурные ценности, образ жизни, стереотипы поведения, а в итоге и свою систему права.

Массовое потребление информации становится глобальным, что, в свою очередь, приводит к становлению единого социокультурного пространства. Национальные границы «разрушаются» информацией, телекоммуни -кациями, глобальными сетями, транснациональным бизнесом. Эти процессы нельзя оценить однозначно негативно, так как они позволяют внедрять более высокие технологии, стандарты качества производства товаров и услуг. Таким образом, информационное общество приобретает транснациональную культуру. В информационном обществе сочетаются две противоположные тенденции. С одной стороны, глобализация информационного рынка приводит к тому, что общезначимые события становятся объектом повышенного внимания. С другой стороны, есть тенденция прямо противоположная - диверсификация информационных ус -луг по культурно-содержательным признакам. Небольшие сообщества или национальные образования получают возможность не только развивать свою культуру, но и поддерживать собственную систему права (например , кодекс поведения хакеров).

Таким образом, правосознание общества и человека находится под влиянием «блип-», «контр-» и «трансфакторов» информационного общества. Государству (посредством новых программ и концепций) принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. Эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий приведет к повышению общей эффективности деятельности государственного механизма, формирования демократического, открытого общества, становлению новых и трансформации старых правовых институтов. Вместе с тем глобализация в современном мире - это отнюдь не линейный и идущий равномерно процесс. В феномене современной глобализации обнаруживается множество неоднозначных, в том числе и негативных моментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.