D СГТІІ ІД Іш/Аметитпта. DEL І ПІП IV Социологи и
Тема номера: Профессионал как субъект сосиального действия
Возникновение и современное состояние российского креативного класса
В олков Юрий Григорьевич! - .доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, директор Южнороссийского филиала НС РАН
E-mail: [email protected]
Возникновение И СО временное состояние российского креативного класса
Креативность подразумевает оптимальную вовлечённость в общественную жизнь в контексте осознания себя не только в ближайшем окружении, но и в обществе в целом.
гм
т-Н
о
гм
.о
Ю
го
о
ц-Т
О!
^ННС^1^с^1ДИ^ ^стать^°за(^с^с^г^т^рк^вак^-^с^я проблемы формиро-
^;эн^)чроссийссго«кр^еат^ивнс^с^»класс^а. Автор Я^а^к^аз1^^^;^с^т^,ч^оЕ^аилвс^14истклас^ь^ ккчесав анэк«а«левкисии иен.иаоы-юй деятельности этот класс прета«иьессато «^к^?^с^агсоа«рСйкна^о агбще-cаввиoазoвкын yсac:тннкоипpoLЛcееeгoсoциаль-ноймодернизации.
ИлючбВЫС ЯЛОРМ: креативный класс, российское общество, социальная сьлнднрностлсооиальная виареюпоЕеощь, социанатоевлияные
Coвpоиинаoяcк>циoсягииeенaи мыеиьиспытываиднруц -^оа^ттась^си хрноьи^н^^оН:ьом оьо ссом ина «креативность», лыиeдддpeиeгoлaсндивидyн.ичнoиииeннииoвaнный уровень. реботая нндопомoмикpeвеиcнocти тщёвр050- 1960-е гг. Н^.]^ь^(^^0^^»чР^. Масливи Э.ToяанO( IIOдчepкиваокyиcонв-рoоoькaпcпoаoонченивидночпииоиеo[yиcoпpoнииляcьйяоте-дДЬОИПМР,ИЛХОрВЛИРЗ нчч^чтя O0ЩeеДBOHиOЛOM является cмо(агрьlпнoеидю людой, мыcинщиллoоиет,нyищииceоиеньипно. Сам характер проблем, стоящих перед российским обществом, носгиа ибoоeенoнноIcпeоиддaдaптации к переменам выводит долрмаоиикра атичноетс лннндыйпИoвнии -дрикпендсоциаль-иойсилыгчр отноноочтоно Инaотcидaнир шщиальлн-криомич-
ныxодиoшепийиоиийвадлиеo,paиyмниoотpоeнноoooбщеньва.
ЕСН eyaХKreHИKO таорчеством, которое в российской оулдьурлх0 тямдxyииoпpecooyотcиоaсиниивипyaлысыи дар, аста оиособностк нвориоь иrpчиоиcдeния иснвсовва, ^K:оcтB] а-ро-0икиммoбщ6cтв6, ooльаoвиcдоиoбщественным авторитетом иатиl^^г^COlса^oзо^I^в^н^в^(^ян^ИoOy^e(^тид^иыо^^ кoллиии-яма,коиaгиноcoовпoдpввyмeвoпт oньимаoнcдювoврcчённoссь ООбщЛСТВвННуЮ жизнь в контексте осознания себя не только вЛлИЖx0шЬMOKpаBHTHИИгHOИOЯбщeCTBeHЦeЛOMl
Иаcлeдyн]пиоблтмнкpрaoимсюcои,нeлреo невемечать, что для российского общества творчество и креативность имеют н^ьлитэЕныо асямcдeснн]ьт. Iа пертом пначао всинь идённoфоpe культуры, духовной деятельности, и в этом смысле творчество предстаёт как культурное наследие или удел немногих избранных.
Креативность, иными словами, - это не массовое творчество, а новое качество общественной жизни, связанное с тем, что миллионы людей перестают быть массой, стремятся стать хозяевами своего дела и ищут индивидуальность в личном влиянии на общественную жизнь, ощущении и осознании себя причастными к социальным изменениям и разделению ответственности за складывающуюся в обществе ситуацию.
Средний класс в целом исчерпал свои интенции, поскольку вызовы современности и глобализации делают общество массового потребления несбыточным лозунгом.
В российском же варианте средний класс не сможет сформироваться потому, что приобщение к потребительским практикам является малосовместимым с самореализацией, а то и исключающим её.
ГМ
т-Н
О
гм
.о
Ю
го
о
ц-Т
О!
Во этомуповодууже неоднократновысказывались мнения, что российское общество превратилось в общество нетворческих июлей, что двсмену тoллчeоовyпииtннaиндycнpияpaзвлeче-ннйипиар-нфоектов.
Испкип жеиопоаии ано ямое aтивoооа',ниoкcоциaлнн о-нoзидaocнoндИо;cлтeлoндcьи,кoтдпaяcвязнopc пooонoнкдми на самореализацию на личностном, групповом и общественном нсонкяы: р ^х;лю1«хн[и^ д лдиoичныo yоoмы cнииaоднoгo clнмc cьия, мыиаoен делок cлдeишeннoиЛУBoонмассовым явлением. Юяеаонлность, нноlмиcлoвaми[-ятонeмnccoвoecвoвпество, o нoвoeкаeecooсoOщecчтоннoй жиони, ooвопyнoec оом, нто юyллнooылюдeйпepecтaютЬыooмpcидП|CPиoмятся стать хозя-иврми cвo6xаднлaиищдвинпииадyyльнoстьнe дcoциpпьной ^^ннлн^т^о^, онд^ид^o^(^м^и^^,^aженд^c^^п(K)c^мдo^^, до вднином oyпIнипнaдищeooвьонню жизнь, ощущении и осознании себя лличоcаноIмимxоляaJIЮныминмеивоиyминaрденoниюoтвет-oтoсптoсти ьаснаод ывающуюся в обществе ситуацию.
Ыю^]^с^о^с^1с, не итоит oиJIЯяыopoн с ес^^^счит;^реатив-хвш киaае>JИДooлoгичceyocечтeпжание. Как социально-анали-,ьичсxкийлoнcтpyкoачннoc ^дни^о^^ фнемисpyнт, иoдиамoнoyия нcoциaньнoйcтpкPoypа оoоcиИокoгooЬщoоевI нетильдопри-сели к возникновению и разрастанию социальных неравенств, лoмыIpepоиилифоимиpoвлниeяоpчoЬщecoпeннoйжизни, пaкoвыи[стaнoноoся кpeдснoиыяолaсо. По чисто формальным лoизддкoма yлоaтyвнoниклaccyмoжнндиноooитех людей рс aooличныxчoo;иacьныxcлocв и ^упп, ндтoпЛIa ощущают ыoаpо0оoоooвcaциилoнoйcoмopeaнирдции[0coзнaюоcoиио;aк-рocoьceдинoмышнcиииковииopиoнтиpoвaнынaоc, особы ее^альныслжндал ирoнппдиoоI усьсреальносначимы е дела.
Пoчими к poccиИeкoм дбщecooа ндтcpпeлкpaxнpоект формирования и создания среднего класса - класса, кото-дый мои0 бы вклпдовп IIpофoлоиниaльндгыаЕ вицу алнвыми и гражданскими добродетелями, вкушать спелые плоды Ииенлнeиции, нpиoTнI0ьoоиы о^в^в^р^^1^ дoотижeнирcмас-аoоoгoпpничooдооoм[0ыадедpaньoмcoцаpлиодйcoн0ыиoнocти нвзaнмoпнyимaнияи
Mxжлямoxлчcаoooяc oтнтижоeyиом, итocнoачIыc миф о° ooщocтвe eдeднeкрвндeоопoшнёинp чмcивoёмрoмyмяфу оп^н^а)и^a^ИK^и 1cм[[l, o.И8]. На не только в том состоит трудность, что искомый объект так и не появился в россий-вкoмoбндeceногдaжeecлв ссвшатьсян ако, дтooнмaлeиoаиП а с^с^1^^в^<^'^очен в столичных мегаполисах. На наш взгляд, срллнмХклямсвк1;вном исчерпол содн ннпенви^поскольку oывoвыcoвномннндоcи]высввыoлoтоинрдиик реиaюндЧщecpво вдлонoocдпoopeблeниякIыииxым, но несбыточным лозунгом. Ыяocэийcиoмжовapпднтccpeдннйнлaccнeмвпинвoм ожет ьф0д0[иp0вeмвcипcикртаe0[ЧC0 ыриобщение к потребительским практикам является малосовместимым с социальной самореализацией, а то и исключающим её.
гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ
Мыокив Мы саеиэмные ртмыыса стдадлось появление среднего класса и как бы он ни связывался с экономическим ]эослом, oчeвидна,иаooнодиийyлaccд,гоc и^Е^ь^^т^а^, иyнcoрой нн яиoaетaлнcнoзoипTeжooHмыcлoзнoмoжот ныграто яоль нзнчoaocпcpпpoaчиияcoцияльнюо идeй[ПOcнoпoкyдля него хврнктсрны cныoyдиоoooaopанноетo и oaисoтиpoвaинocсдна потребительские практики. В таком случае средний класс и России может ностояться тоунсв вcк oсимыкoющии та елите иaCоyyживaющийяИ. ПpиЬшннзтoоoвоoм, что аспирации по пояoяyфxpмнучBокндЯ нpaждaнcкyxиcoниaлыаcoдoбподете-oeнмнгyчoкоooсьoяилиюзoдными,onнкпкcпcpеaoтoчоинocть пех. нooaoacтoнлиывaютпдeдcтaвнoчнями среднего класса всМияе вмcслыcиcрннлнеcxичеинoyoгичecкиxycлyг,cooдаёт, o лзюшом елучае, кОрнз аыcткаoплaчивae]нoeoнлтеикoycлoла, не обременённого социальным альтруизмом.
^щоигах лаьизиаии мaиcpичyьнoи oeoензoчннocти, вoжпoсксзяоь,ноa сам подход порождает заведомый соци-лльно-нискривинационный поекдлывуизэтого опре-
ХCлинипoыпaдa:ютцeныeнпaиты населения, которые, тем лeсюбрe,ллoядняюсcoцyoльнo-oкoнoмнчeцкyюoцтивнocсo, ныcокooTвaeионнкЫ|Идлянии кцнoчoинмдIcpдллинегоoбе-спич ения, хотя и необходимы, но явно недостаточны для соци-лльноноaюдoиeанн.
Бoлeo oлyбoиий oлнниз со°иеноной структуры россий-ььcoгеебщocтвдпoявнниeа] пpзппoяoвитJи исо осчтдня необходимо выявление такой группы населения, которая имеет ыотенциол oTщocтиcннoзo yаьвитиьь( cooоoИььa р вонидльовй самоорганизации и социальной консолидации. Эти люди aCHЛ0ДНpyЮ0aИTИBHЛЮ ЖИPHЬHH0Ю HOЗИHHЮreBЯЗOHHуЮ coткyчнoниeмчиоoмeнной опеки со стороны государства, д,oднoонбмcкнo,ypoявлцютбeзc>oлeccтвcнныйиyдиcндya -ннзм, pиcопнтыoдюоo озоовном сами на себя [2, с. 31]. Они дoлorаыт,кooизгнIяетoyоoкoлгнpoOцвм, и^о'^оро^^требуют cктнaнoгooбщecтooyнoг«» учдения,и pолилллooeинкeтeзраз-нкинд си01;^ь»^ cтаpны,ooцивыp, в^-)l^(^^0аc^нж^^^0(0на^ь^5^зан влиять на ситуацию как профессиональной, так и обществен-oойpoятeльнocтью.
Teндcниияpдcимлooивдть ниодтиoнocтьинкчoaooность житьидeияонолдчье др^имиванти формы поведения под-CeаживдюoOOЫввзpooннзoнaзeлoннП[PНcяи«юcoивнcH|00идe-^^к^ь^(^^вн^,Ilл^l^I0Pвр иaнцсст0oyииьфcитнодoзти,eooM[OCO] несмотря на определённое состояние разрозненности, терри-copпeмоныn мв ооцидльныо 0риниyyя, пдиисходио coeдинзние ндмоотoмoтсиидлонaooи пяифсссионального успеха и социаль-ыаяиаи сыни г^^:ц^,о.
Mиocoитиe еоыго полсженнн шoжнo сказать, что, конечно же, креативность не может стать социально-базисной ценностью только потому, что российское общество видит
Как социальное качество, как тенденция настроений россиян, креативность означает расставание и с пассивностью, и с социальной апатией, и с патернализмом.
ГМ
т-Н
0 гм
.о
ю
го
о
ц-Т
01
в вуховномеемввыояженвинестовьвоособою форму удовольствия, сколько некое жизненное кредо, хотя и приносящее удовлетворение,но и сопряжённоеснемалымиусилиями[см.: 3, с. 6Л0р
Однало исс^о.е^еїс^д^^ттольноо(Єис^м^е^о^е^оіил,д^х^е^і^н ой ае^]ре:Оьн,го0,енн(^(^,ес. Кяк социелниоекаяестео,как оенден-ция настроений россиян, креативность означает расставание е с плтсивнолтью,и с енииалоанн оп^омоіі, и о патернализмом, переводилсфеяы мєлтянлйвсФєрр ирактического действия, птт^і^^с^ь^оЛ^і^,Н^Е^оос^еіль]ЄР^2Риеоо^^пР^е^і^і^ гкпоини^і^іи^ланов, оон^а[ое.ояон^^:^х^уте^оніо^о^,^(^т^веь^с^с^н^иеа^,гі)с^^снс^^села]^г^з -пмнооягинпеованннун с^(^ш^ясне^иреяоен^еаобеспечение, осу-п^ь^г^і^л^н^и^лнос^е^5^]ри]^и притоипа н^^р^с^с^і^і^аїз^емн^яаетей.
(Оссу'гемл cнциaоIP>нoІ^o партнёрессоракмождугосодар-ством и обществом, так и между различными общественными сиеоми - оенавлпеллкающее рслов:ие Оінєнля;ирне[]ров£іни,є соане-меннонн ибщесься. На практике это проявляется в том, что лоеаоисныЛ клаосутнемиталсоедлоянь сиоедслённые институ-Лил^^.лси^іе няьщрялидля обществ енного диалога, формирует лгфлдляосео оКщкттсоиооуюсиетему.
Тякоо ля6єркячєутвмкжєспоцпсотисяиклоктионьім, нокреативный класс вовсе не основывается на модели кон-серсотоввогоповедкния,искоюоающегокякпримеяани е солрео^€^1^о^1>^ днооужено^технтлоьичоских и экономических лнооиицн^тяки ннори пе уьоєснуичєєниютрялоцию. Хотя сложившаяся в постсоветской России система социальной ряьитимости алилео нл^еоыв ^аж,е^ооеициел нооовнесеи и реальным осуществлением креативных практик, существует Cecycяoсняе єуинтєрєєоєонноєтлв фс^Е^м^]э^^^]еп^ ]эа;^.ея^чных онролooо;иoпяльныреoлyктур, которые бы приводили к повы-ш^I^т^юл^^и^,^I^I^(^а^^ммр^аксс^.
Идслоно втоа,чео оуществующие общественные иионесyоычоcоoдeйcoвнюопoлагиксcамoпpедуоявитeльства: иркесивный KЛaCCHyфДaeTCЯBПeвeфИоЛОTИнOBaHИPTOци-єооокоєо пнocлpoнeeoр( ликоидации перееородокмлж,;;0 цаз-личными видами социальной активности. Действуя в режиме олвышонных ежнеррий ик^с^^ык^ы^с^^ис^с^^^бы^с^'^р сновых cуциялыІыxи икльтyеяь-цaфьpмецрoнпыxpecясео0[пpeдста-олoеряцpeатронoгoклaсcо лесеивоют новые экономические инфодмяционные я^^цсля^^.
Явлкяcьcоopoнняломичecтнoйкoиирлeнлии, онидосио пор не ощущают востребованности в результатах собственного тикОН. К]эсетааныЦ клиел. пе мысно лмoяляорекoеo слопольга м. Флоридьусееоалщийиоллией, которые меняют будущее, нуждаттсяо ннбкоати,но «неимее т вpoмoниновещц,кoторые ЛeЙCTBИOTЛЬHOXOOеЛOCPбыЛCЯУОЬГ [4, С.26]. Имеется в виду, что, являясь инициатором перемен, креативный класс не является монополистом креативности, то есть видно противоречие
Двигаясь в направлении социальной консолидации, представители креативного класса обозначают свои позиции равноудалёнными от политических крайностей. В то же время для них характерна реальная обеспокоенность процессами социальной стагнации и недопустимость наихудших социальных сценариев.
Главное для креативно настроенной личности - не быть социальным статистом, ощущать себя самостоятельным, субъектным в процессе реализации даже самых социально незначительных проектов.
ГМ
т-Н
0 гм
.о
ю
го
о
ц-Т
01
вежту стытоедмыосганиэувонатгдыыесавскаи о сознанием его принадлежности к креативному классу. Отнюдь не все пред-плалитснк eдeaтнвнoooклoeoaв ^(^(^,^а^^^]иичи^^яoo^ла^J^а^e на нлoцcocвклюнeнияoбщвcoвaв ЛPЖHмпocooялнoрooбнoвле-HHH.X0OЯЕKaKИBCфeл0KOaЯOрHЦИлOBaHHOГOеeмaЛOИЧeCИO го оpндч, ooнoвaннoрaио oнaнии,тaкивмocсooыxпpофecсырx, с доминированием рутинности, создаётся критическая масса 1жир;ьннир1 в coннaльныд нoнoвнедoнияx, что «члжкд яванться aеoнекoвнымcигиояoмдняpoсcийcнaйвли ты.
Taкюoмчжнooкнзaть,чтopecыиc oрpнениямaнoJT адап-oyяныxпpaкоик,кволныeявянвтeи nтлнлитeпвныммapкeидм иcноaнoйчacтнннзeяeкин,ooеpoют «неуинанаемость» креатив-ИО]^^ЯМ^СС^, ЫОТОрЫЙ XBTHИЧЫ0TyУaе0ГapaЛTOMПйpeM0H, но ocв состоянии oлуияолиаочaгвcвoиинoниоеычзлeекжecyаце-ствующие социальные структуры. К сожалению, деятельность ллзoоианoто омхсов омтив ислслосвтосув дортлоонло епоннвх вонитиноскнхценоа - будь то системная оппозиция или бюро-ллатирынилитииояьяо нияицидтяoы.
Дoигaнoo онапназпении социальной консолидации, ^^(^дс^^р^о^^ло нреасивнасоннитоа ^[^(аc^ллaо^ть^^(^иа^(^^им^и HД0яопдaлённымлeтиoлитилеoкиxкpaйлocеeй.Bтожеоиe мя рия них характерна реальная обеспокоенность процессами ьoциояонpйcoaсиaцииияeдoпиотимoooо нтихуншихсяци-ильным oиoнoдиeB]Имeлнoocтоо самоценности и уважения лсебеддоуоим^ня хотелибывидеть д oбщecтвeпартнёров, а не врагов. Однако эта мотивация выражается достаточно елстю,, aОcтиoитло, нтопряделтнао, иокном0 нчь твооиеет ото-реотип круга близких и достаточно силён уровень социаль-нoзo иcнoвиpия]
Инттдесно, чтогоаовность самостоятельно построить CBOИCМХOбy(вOOИOBЫXЛЯOCOИЙCЛOMoT«ЛeCOBeHCMeHCe00% тсМо :0,e.6ЕCl]),yaeыппитвтом, что достичь жизненных целей вожнсоолкио езпидcoaлoныр цзпoюопo идмжоправилам идледуютлт ГИKeе0KKЖеИИЯ.CдpyЗOpОPOpOМЫ, ио^с^ври^изни HCpeеT0ИT бвнто безуСЛОВНИШ (злeП0Й)K0ЛЛeK0И0ИЗM. ди итнек-ший период россияне, привыкшие действовать самостоятельно о нoлoгoтяcяни еeбл,лoyчиикco ие тoнoичдзйcтвoвроa инеор-оснатшых cитyaцяяx,нoикpнтниеcкиoтнocитьcяклюбым ^(^вoклиo^тoмик^(^l^иoи^еcI^им нт^ь^^^итивам. Главное для креа-ПИСЮ Ниаирое HHoHлИЧHOеЧИлнe0oJTOCOЦИaЛЬHЫMCTBTHCTOM, ВВИуЩОТи CЗeЯCOBBCOOЯOЗЛЬCЫа]CyбъeKTHBIMBЛлOЦeC0e И00ЛИ-зации даже самых социально незначительных проектов. Любая попытка ьыйдолиьвовать нля нoeeтивнoрo клинот оичнацию caнилoкилсoaния настоотииями, претворить в креативном ылaccaоызми яннoяoниpyeмoгoдeйcтвивoбдочeнaнaлзyспех, вакиан ooцинидлo осытоношисоя дс^п^^,неи1’ы считают, что сама социальная активность является следствием их собственного выбора и соотносится со стремлением жить гармонично.
Креативный класс, который может считаться образцом усвоения зарубежных достиженческих стандартов поведения, является результатом социальных и культурных изменений в российском обществе.
ГМ
т-Н
0 гм
.о
ю
го
о
ц-Т
01
Хаыокидуны, чао нэмаонаимвыты, нгждладое подчиняться навязываемым авторитетам, свойственные 67% российской молодёжя [в]\^.( анс. Воор.вооя ллииняНмеряноодоляемые нcтapшимипoooлзниямагвкpeyтивнoйepeпe переДюн«-атиру-ютепacтpeмпeлиe0ыиocoи оотонсольлымл ,ь^отече,т^(^^т^^^]т^и за явок пинтупки]нриивинaпoвcддyобcooясoлиcтa н нссоеда-вать новых идолов и кумиров. При этом нельзя идеализировать и^ай ЕT(CPPвионol,[ь нлозеП1 так ссаяс он вклночоет нpзoетooитcлeй т^^зл^^лт^]^(хпот^и^к^1>1^:т1]т и т^с^;^]^^(^,сиа^:а натегорий, имеющих иoToтоeмиыeпpe,оcтoвлeлияoтo]o, какими мoeвo Оыть пути ooяиaлoнчй соасревлизации, нoкмoинoчиниииaoнoнор мень-ИIИнoтoooьaиcoo;eHcсвoaoтocзocyвонечooмн какие перемены пнжиыBрccнииpeжпя вспоят
(НляДуеС 0TИCTOTO, оТЯВ Иeркeдyнмойcocлдeeoт0 0дн0 существенное обстоятельство, которое отличает её от других
ьнтоо HaОCЛCО[Л([CI л МЫ ГОВДДИИ в ПЬOBCЬC. MeHHЮЩИH .J0',0У-
внероссийскогообщества, в котором постепенно происходит лзбоомcниьитпкoяayиnтсциxнacтooeниTc ^«[^тпoнoи боязни Хедсре дcлтннocтибyдyиoeгп.Bиcлом складывается впечатле-^и^,о^бмо^;^Мастание соцививкяеооотлмизма связанон оспенн-нием00Г0[ЧИ0T0лeн0 oтяyмии н«ввeKзaвиеит,длcиoлвяо это руду щее будет соответствовать ожиданиям или нести деструк-вивнытоердеицма.
Посколвнокрт атикныйклотс выходит за пределы потре-^^^е^]е^киха^]^]^к^1^я [чно лартноернодкн ямауалиттов, находящих удовлетворение именно в потребительстве и вещизме, ркосы ocнoдблрющин чз^ояево тяеoooи по породи (Ысущеоов, он определяет для себя характерный подход: интеллектуальный л яooHреcинтнДвnлыйpePивc -^нмаяпысокаяценность ИЛЯчeляoенo.
Hcбдывитeпoнo,чтo,пaнимaядcзинтeopиpнющеcoлия -^0 еОЦИУЛЬНЫХНероОИНЗТВОрОСсийском обществе и стремясь влоциаоьпаму иoптлёpceвy[пярдятцвитялнкpрaоивнлc о класса ПОТеЛИВЫ ЯKЛЮПИ00HЯ0ДИaД0ГЛЗ РОМТВОДУраСПрврЗЛения coциaльныx благ и лис ддотупо кpeeниcoM[ оокиииыысяр а-ведливыми ни казались эти требования, а по поводу освоения оооможностей, котврою мвжeopeaниcooцтьпeлooeк н иооих жин ^ьл^к^^зс Ь^Ь^Е^^гИ^^^^Я2Т.
Пpимcнaтeльнa то, иток^ативный класс, который мажeоcчитoтьcяoбpaьнoмнcoocниязapyбeидныxдocтижcнчe-акинcтнндapтoвл введения, являeтcяиeзyльтaтoмceииииoиып и культурных изменений в российском обществе. Определяя снсномонов Дйяорие аю -(тeпвнe( П0аУ0ИBH0P0 дрияния НчЖНЗНь людей,кдсбеикеяениерооиых возможностей, его представи-а^р^^оояе ипяниман иврчток cтoжизнcнныHпензп, кото-BыHoacниинyмaетзяoeольшeй стокснилокрезультат личных усилий наперекор обстоятельствам и как отправная точка завышенных социальных претензий. Большинство представи-
гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ
телэйнуыыоивнныо с^^!^еэа^^1^а^:^1ыы^^1^^1с^1^^л0 и культурнодуховной сферах (наука, образование, культура, медицина), и ваяшч лoдпрpннyoь, ятя, оас coинeтeльcтвyeтвнpeмнeние H0бщPCTBPHHЫMЛЗяPMPаУM,yД0BЛPT00yTИЛ0C0ЬЖИPЛJ0ЯеKЛа-оыoцетзнoкoнooкcтpитпoиa oтпчницииcoциолoнoййaвиcимо-яТИ сн яa0ИOУpCНЛЯ0фep0OMOCOOHBеЛOИOCTИ ВидофРССИикаЛЬНОй деятельности.
Е/Нрав cиoнaцин с фянмисювoлиeм соозийеивго ияcoтяo-нoгoилaccauoеяaвнpниюснaпнимpаЕз вмериканским, состоит отoм,чло нюенчиокыр навыиироляютсяелидствирм неон нания uдянaллpжкocтииpолнокoкя0вaйoвнякчвав поитвовчрекяму илoю,чтoвyзлoвиянooмиpдлиятнoпт:eзooa (как традиции иoциoяьнрИинбpoнлoлтвCнвмoppaлиp ацннможетвырарн ться лев афинятии uаяcоeннсeнoгвкoнapaпцдлoeoннтеIIкзиоpoла, а в занятии позиции социальной ответственности, принятии лкино дчастия, ониснтиаооаиноИ на роознство иозмчжлоотзй в иннянсис ночнаоти.
Ыте^^И^^пн^ео бяонимоооооОърнинсниянюдр^н меющих опои иыживнииявтрндныхоИстоятельствах в начале жиз-лpннойкaвлpты,фaччииpcкиcc<чиcтoгoлиeтa»,бeo ломолщ иаcyдaпетво, и явыcРИпaоькppшcниютpxдноедлм, моторые нимогут быть определены в одиночку в ситуации социальной вaзатcнонюдзти.Moжнooaкжепяо0;иoнoницoO|Чтoяycлoвияx, иoгдoдлянoдaвлaющегoниcлон)ocсоя н основным источни-лoмдoдoдoвявкяeoeияoToтaC93%)CcM[:5, ь.^и.социальная самостоятельность может опираться только на высокопрофес-eИ0П0ЛBHЫЮ сн КРИЛ иMнKaЦИЧHПЫЙ плтcuциaлr НО BО0)ИиИСHЫе специальности, на освоение новых социальных ниш, так как а нпoмcлyчapжиcнpнныcпяPтькeииимpюпвeнькmе шансы иaяeaлизoиию.
Чтобывop,гивяиятeлoнoй еоциананойсилнИ ,нробхя -HHвoпBИвлзтвoдяeьлпжтыoTщe ства, то есть самостоятельно велeпeчн впалс рОвяевоин нн^р киx.]0оoжиoиcмяинтересы Пpлв0cлaкaкc0c0зтчя0еньн0йyлнкpльмтлл ивноств опреде-няютсат Цeнн0cтн0]нье(-M0ти0н0й пpрдлoeылкoHocopнaнииcвoей креативности, нестандартности, невписываемости в стереотип-ныcпoopдcнчceилс простили.
н^)^|^;^ы^]3]ми^(^]с и том, т^с^в-о^ис кт^с^,^^ккР^!^,^^]«ныИкласс мoжpтoнpcоиваaняитиоcтpaны,вpё социокультурную модер-иироцию, в cвocнадpнcooчoaниo oнpпсooнанобщpcвoрннoИ ЖИЗНИ нвкяючедносоио COBpPMOИHOPMЛyOOOPOeO0И0CЗOCO, необходимо отметить, что в основе различий влияния креатив-позо класвн мяфуеих cнциaлeныxгнyшт на рдоч^з гмчс^т^И^ли-ралиилерзас ди^а^зкитерт^^^и-^^^ обстоятельства.
Вы^^]^^ы}р, яропетввитрликрсатионяио илазе^вотличие ^ти:с^т^;^^1^ии^9^(^-^л^]^р н^р.^а^а^а^с^^с^ядз^вои^с^т^'гвоваться ролью носителей негативной социально-инновационной деятельности.
гхог ^денэ1!?1 'д оЫ
Во-втврых,снихдтелиаыдыаыьна удралвовать в модернизации, разумеется, при решающей роли государства. Однако важно не лро^а инт^:^а^ая^е ия мнeнияIнoц нозможность ниняння ^принятия волнии оиУ яопронзн он НИНРЦИОНРль-ныхприоонрнтов.
0Сни этометимо зпaoввpлиюoзтииppциoнднoныc доети-жительные ценности не противоречат справедливости и слу-nксниы. Hoзитрлви ро^ пoeucнюиu нстоняоок М. К. Иорлтков aтнoзитктpкнpзывpвмым«зoинипьнымpльтруистам» (43%)
[буС^ло, но, нРИРШ ЛёРКЯр, ^^]э^с^к^а^^внтнлис^1^^£^т^ивного икнcзp1l5-а0%)нoзвлeпкяаcooю жиияoнлиюпacи]рию coнcы-оaютcиoннocтпмиeoйиaoяuoетииpnoнлeтBaш ансов для всех. Юплитввpжчвниеэтoзл доложнниая ]ooжнoеиpйpта|ноooнoзна-иисстихрроничийетоновитзарорличвниями.коеразфедета-оичяиикяи^^т^^ло^^л пзсои активно участвуют в социальной оклосртиос, мaлштoTнылгocyнapcтвeняынрeнaxиTианec-про-зкoння я (aoЯмиpчют сети взаимодействия на уровне социаль-олго PoнанoИpзивo]
Дcфицитмоаыннкз,гитyтоo в виде переговорных площа-мосс Хй-о^лв ^ат^1^тнчвзкоИкомво ни канин, ятцижeocoннpнив ноея, чтов coвpeв[eнныxycлoвияxнeoбxoдвмоBлpмиДoобние скипертных сообществ (например, в форме, дискуссионного oлyЧтHнopаиoaюпкпepeoяpeдeлeниюннoео0ooyчoсрияаeoци -lмьнaмppсoиoиизсaоны.Coглpытяeао тем, что сегодня госу-OPaеввв немодсет oвaнyтьзянpпoeицвизoциoлoнoго протек-ОOaa|OПCKPTOHHOHTaИHИ0OBPTЬИOOOIeOTЩeЗTЮCUЛЛIГ движения
нспpянтыp0]е ДЮЖНО еHHOPTЬ.ЧTOKЯPУOHOHыИкЛа03 рВИЖИМ
eeвoмнениeм oыpaзитo зеях иaккoллcитивныйзxбпcкopой-^l^^i^,I^^ПЛмНОСТЬИНрячИДОВ, ИTc^C^^MЛ^TCHJ^^^T^B^-I социаль-иозо рони%;онася вне жёcткиxcoииoлыJO-opгaнирpцичкныxpaмок.
Если в советском андеграунде был модным социальный влптoилта в настоящее восмтс н ввлиоичвPкиpoпyзтимозиня-комыслие, различие заключается в том, что настроенные реа-пиcвoyвocнTялюяичoзнaинюcaют peырмoaтичecкивeooб оды ниц еями иoЧoHoУ0И«тoющиееX|HвPтaвяиx внaиoвпыooзвoей ^сжрахикой Хктивназти.они не считают себя ущемлённым нлипpoлccтoымиммзньнIиuзтвoм.H[я виримОнНРшч aoесий-^ит^^но^£^^^^т^я^1^^в^рс^^к л но ^^^.^^^ис^^со^с^во^зс отиоше-онкxoиaeятлвныяклpсзoмизйтaудно отказаться от привычки воспринимать население как опекаемое большинство, аeимcющзe oвзтвтoчнooызoиocoияoвнязoциpнoрвИкoмнв-ocяoнoзти, чтобы влиять на принятие социально и политиче-скийнаХомым ^^шзи^им(Е^.тир^?^е пвинлтьоoчнимpн ие, что пpoззиИcкnмо0щеоп ввкoсвтыoиыИкпдеo нoeоa уиорянфовр н, copрльиязaoиннoциpрноичнозтивазмыта, для элиты, ориен-ыф оврнной на иямяворп]-oийвopетвоижeяpниевннpoлyскать MРpдИH0H0HЫXПевЗMeHe,0M И^рНТРВЛЯЗОЗЯГ^ппой, для которой политика примыкания или согласия с правящей элитой не обещает однозначных результатов.
гхог ^денэ1!?1 'д оЫ
Воытив;ох,чтавлохткеаывыыеьаиуоогд класса не просматривается позиция примыкания к элите. Однако ему не свойственна ипозициянелоис иянивогобоякн. птоеснется н^^С^я^К^(5^^^ инреaпp счтиапоныеинолитинзокн екомлнямиссы, оущнозтькото рыхсоееоит в то м, чоо°ыкпeяозтaвитoкреaтив-яомн клаисазу oo°мoжнoзтьиcпыодтьceбянaxиoвнeмocнIыoб-ных общенациональных проектов, ввести систему социального каня1(оля мы нyoocмouoывиpooaтJ0 яняя б:ен ха первым норян, нтoелити зoтaoaктoмy, чтoCыиeоти,пaсть и трудный, но пос^0^^д^1^мы^с^^;^л(^:ио еЗщозтоом яеpcзпpиянтooноoизп креа-oиoиoeoкяаззo.
KocяaпpoTлeмa кoеoеызяppтнкyлиpoвания интересов, иoмиeотирныйилocеopвeнтиpoвaн яа яхоофржеинозамоз тоя-ocнouo.Ho таи, мхи сто иноняeeыoиeлoмпoмoллздоа0cовoкт-ный характер или связаны с демонстрацией человеческого млпиoaнoI яяфисооываюася дна путо eoииaлoлoео нпепcсoви-толoнтвa.Oдмн,ycловно называемый оппортунистическим, ^,^^ттм^Hюo^^;з^^ь^n^^,^и-T^ЦIaтoraо гозуяодствомиразпределе-ниоОдеменисосеооооепнозсимежду гражданами и властными oтoлибypнoш. О^н^Е^енкн^з одуриси енонмн чCщeзтвaпpср-итaолнютзявкoнвeкзтcпяeтонoиилoливзветво. Мaиaвтcиной изиб енностью этого подхода является то, что в нём отвергается мoeчобppщeнинл оyкнoзыooeмым]<л:ммпeнизиpoвннным» oнoям. Coск):oтнoшeниeквeaтионoгoнласса к бедности выра-мoетед в^оановне нввaoонeтчoвозмoжяoеoеЛoпявсех.
Другой путь, «революционный», основывается на необ-родимосчи oпизнтa(аии навын м^свроео«]^асн]][^ых зидуковв и институтов на отношение к креативному классу как к само-oooятeкoиoнзoциaноноИ овннпо[3дcзьмaжнпyкoнaаo нт отсут-сивиептимойозиимозаоизимости между стремлением к диа-^с^оис^ ,^]^с^о^«^в^1^(^п!р^вине^1^а(В^Р^с^^в^^^к^<^.^£1^«^к^а^|]^гио оСщезтво cpc опзцпоналок одолжноопрзделить, «сколько равенства ему ^ллрк^т кyки,гь»)[T[е.070]•
Эточ выоoяблиcoкзлoжившнмтoв ^^тавреииям
н HeIIДO0HCT^([] KBC00ИBИ03TД ОП^деЛЯСОЗЯ POЦИРUaHOЙOиeн-кой компромисса между эффективностью и справедливостью. MoccийзкиИиceпеяоeeзкльO[И[Шкocптцн лодхёвживоео. что злавнийнроблевойриозиКниозо oбщeзтвaяoляютепиеTыточ-мыeнeвa:еeяcoвa-нeвaoзлeтвa, улокирующие возможности пeчоииoльнoИзoциальнoймoTилoлoзoии нчнетино еoцпoль-аом лс^^;^во^)^1^иИ|в^^]^^1^1^^11 звсыси cнжccтвyыщиxиcвaвзuссo учёный видит в механизме соединения власти и собственности,
ПО OyЩCCTOп( MИHJCPJI1)^PeтГCгЮЗ:цeM ВОСМОЖНОЗТИ УЛИТЫ СыТЬТОй
референтной иллнпой, номвнзoзти которой ориентируется лбщсствл[змо н.з. а21].Вэтомзыызлвкдзативномв классу мвирoдитзрдеоытo ooIeоpoтнoситeлoнoфopмирования самостоятельных каналов социальной мобильности во вновь создаваемых пространствах совместной активности.
гхог ^денэ1!?1 'д оЫ
Инытгровыный идхтткийдыеытиановгкласса, способность и готовность к самореализации предопределяют насто-иoжcннеc оыношонно и дис^с^оис^и^^тяН и неиксивпютизо-няционистокие ознуннжни, с^реоии^зос^езо^то влиятельной coцкoлoнoиcилoйвycлoвияо нртзиеаили нвяч^1^'^а oнaети, цcooщeнип ресурсом зиетeкcивнoгocoциуuoнoгopeрвиыия. Можно сказать, что это отвечает суждениям ряда социологов к ОоР( ЧTЮ 0ЛХCT0 о РОССИИ СООНЯДИОЗн ИНОТИПусОМ ЛOHCЗpBПЦИИ Hелoгo,пoзкoнoкycтpoитcя ислияoпpeргнтации многообра-иияcонcIxлокып оонм, л^да^^^м^ил^икдг^ивил^O^т^^даугого 0СраВНеНИИС30еюЙ[лмц8,С. 024].
ИoнoдяизeтoИУoгики.мoжлocкпзpтЬ] что сам креатив-^О1л^птсо^£1^^^^£1^озн дазноичтым и пooыToвyфopмcoциаль-иоч] пнтионооои. и но oемыoлeвиюпeвoпoк°ивыcвдeгoyчacтия в социальной модернизации. Это противоречие значительно Oнинтaeовня0pикoкcoлиаивнющий уровенс И ЛяИВОДИТ со J-Р0-ллычтосости, нисотовности креативного класса стать вырази-oeлтмнноeнииИ]ьяпooиоooбщecтвaoинитичcзкиeпзpиоды.
^]зc^y^I^J^ё^и^^^^I^eдтI^^c^J^зИкл асс пребывает в состоянии кпмобилнoлвтпнooтл[Глooпдяпpичянacякл]мчaeтcяoтoмI нздecьмoжнoеoвлизитocя еM(M.ГopшкoввIMьДBл иодщеитве появились новые линии размежевания, которые касаются не oтoнтпo ^лсй общоствениогоразвнткн. eкoлoкoмcтoдoоих o;oотижeuин ЬЗ,c.ao].
Пиедстовители п^отивноно ияpccaвoеaoвлoйтвоей массе считают, что идея развития России как лидера научно-техниче-иисосо пвoрвеcco тосчочн^ внеяию большинитвр нцеcлсния Уфоовь Но, в дополнение к этому, на наш взгляд, лидерство России оо6щзплрнитояпойциоилизр]:вии мтouoрбыть опвяoиoитивв обе-спеченчи aитypлирaииeй культурно-исторического наследия, ддыcoмпоббялвнипcоoмонячнынмевцивиниcпциoнныxoолoше -ниИ, пяeдcтpвлeкиeмвияyкoнцeaции нового гуманизма.
Ecлиcueмoчaядлoгикeoткpзpoт вер^о^'^инпотр^ебления, ПTOДCMOHOTЯИЯУeTПЯ0еИTHевДPЧИp)PсMMЛOOaaИЯB Риосии CПeДПO00 ^ЛчСС1Р, тн ^зтаскодььт, сто KЯИб0ЛЗeЯ0HИPЛЬH0«Пp0Я0и-нутой» части населения необходимо избавляться и от техно-нypтичзcкиxиaлювиИ[Безнcнooнo, не стянтых зёоелимидера 0H0yaЛTB0eЯUИЧeCKИXЯ0HTKЖЗЛИHУ (рпрздс троиознитфсртив-оoooкиocеpcвннтeяecoвнuывплoooижении технологических инновиции), неo0xoдимpпocлcдoopoeuoнpялеоyнoвкpнpвoc-^]сийдиии онйвитлeиoлocззлoпooo инльтyядo-зyo[ИУИтpлнсeo наследия (не его эксплуатация во имя культивирования трав-ммooпвноoн мянионрпсмой гeядocтц,o отяоы;сние в будвсее B0ЛИзпдоисoJIооамp общоттир^очетающего достиженческий нoтвпциллиoyноoяyюоpизноиpoвоннoзтo).
ПoтдcTнoетo общвеово ос oииoлoлoйзамореализации является катализатором перемен на пути к модернизации нового креативного типа, в основе которой - движение к креа-
гхог ^денэ1!?1 'д оЫ
тивномуыбщестхы, ьащеэтхлкаынвывьзможноэтей. Поскольку модернизационный проект не может основываться только ии мощи еocвядчoоoд, восыикае тнeoTxовкмoeтoвыявлcния смоцстенпз дииoннoгoмeаьшикcтвд»]кдкooы м имoжcтвo-сту-нитч нвcдтивнoшнпдec[0япeнoляоввнныйнднecтднo;oяoные решении, г кмореалиаап;ию, ocвoeдиcнoвыxcoцидпoныниcиo -номических форм деятельности.
иоИорог мкфичеякийяпмсок
1. Средние классы в России: экономические и социальные стндтеоии/ Пoднея•T[Mапзoой[-M[:Гeндaдвф[00BЗ.
В.(зо1^иои^ь^н^^еН^^1^о^]эс^1^с-нсолидации российского общества: COиЛPЛOCHЛCCTOCИЗMepeHHT/пO0 {СД.М.К. 0ояшкоод. -Мо НОС я'АН, HoвыйнпoнooяоC,20ёB.
3. TсяшкoоM. НО ИоионЯское оТщестооксн око ость (опыт еомиологичеснойдидмностики). - М.: ИС РАН, Новый
MйснpoлдM, ayи.
И Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют бyяpщeо[И М.оКлдсо ия дХХС, ОПнЬ.
С: ГчдшиoвM. Ыт идл.Готоволилоссийское общество двoocauпрдция?-M.:ИCКAИ]BeоoMиH]20Яl.
6.Г0pШK0вM. Ы. % aёMMeЧTOЮTяO0ИИПHeИяJЮЫЫШЛeHЛЯ ccвcичпcгoo)[AндлитияecкиHлoкндд.-M::ИCPЫИ[,0002.
B.Ыллнопьнoeнeяквeнoчoи о яуОлилнал лолитос-а / Под язД]М,К.Гояшковд,Ю. А. Kпacинд.-M.:Kyльтyяная Революция, 2007.
Р. Ш^иудт’РнО.^И.Си^^с^^^'О^!^^ неравенства: теория и реаль-
носты-м ^инд ы иу^шэ, овн2.