Научная статья на тему 'Возникновение и развитие социальной помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах'

Возникновение и развитие социальной помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4756
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ / ANCIENT SLAVS / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПОМОЩИ / PUBLIC FORMS OF ASSISTANCE / МИРОЛЮБИЕ / PEACEFULNESS / СТАРИКИ / ДЕТИ / CHILDREN / ЖЕНЩИНЫ / WOMEN / ИНСТИТУТ "ПРИЙМАЧЕСТВА" / THE INSTITUTION OF "PRIMATESTA" / ПОДДЕРЖКА СИРОТСТВА / SUPPORT OF ORPHANS / МИРСКАЯ ПОМОЩЬ / WORLDLY ASSISTANCE / ИНСТИТУТ ВДОВ / ВЗАИМНАЯ ПОДДЕРЖКА / INSTITUTE OF WIDOWS MUTUAL SUPPORT / ВИДЫ "ПОМОЧИ" / THE TYPES OF "HELP" / ELDERLY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чеснокова Юлия Вячеславовна

Актуальность темы исследования заключается в том, что потребность в социальной помощи и защите человека зародилась достаточно давно и прослеживается на всех ступенях развития общества. В рамках данного исследования рассмотрены этапы возникновения и развития гуманистических национальных традиций славян. Автор выделяет определенные формы помощи для защиты человека в различных ситуациях, такие как культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, населения; хозяйственные формы помощи и взаимопомощи. В представленной статье автор раскрывает содержание общинно-родовой формы помощи, которая способствовала развитию поддержки особым, наименее защищенным членам общины, таким как старики, женщины и дети. Автор исследует формы помощи институту вдов, в виде определенных льгот мирского призрения; анализирует институт поддержки сирот в пределах рода, общины; раскрывает форму помощи в виде дарообмена, делает вывод, что такая система способствовала появлению института «приймачества» у южных славян, означала усыновление внутри родовой общины. Автор анализирует форму хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки населению, в основе которой лежала всевозможная взаимовыручка. Раскрывает виды «помочи» в различных ситуациях. Особо выделяет «наряды миром», толоки, складчины. В статье автор делает вывод о том, что в древнейший период славянской истории зарождаются и развиваются первые формы помощи и поддержки населению. На данной стадии развития отношения по оказанию помощи и взаимопомощи получают свое общественное признание, формируется практика поддержки незащищенных слоев населения, таких, как старики, вдовы и дети. В этот период активно развиваются определенные формы поддержки отдельных субъектов и группы в целом в разных жизненных ситуациях. Они носят не только внутриродовой характер, но и выходят за ее пределы, образуя определенный фундамент для христианской модели помощи и поддержки нуждающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE OF SOCIAL ASSISTANCE AND OF MUTUAL AID AMONG THE SLAVS

The research topic is quite relevant due to the fact that the need for social assistance and human protection originated at the origins of primitive culture and can be traced at all stages of society development. Within the framework of this research the stages of origin and development of humanistic national traditions of Slavs are considered. The author identifies certain forms of assistance for the protection of human beings in various situations, such as religious ones with various sacred attributes; community-based within the family, family, population; economic forms of assistance and mutual aid. In the present article, the author reveals the content of the community-based form of assistance, which contributed to the development of support for special, the least protected members of the community, such as the elderly, women and children. The author examines the forms of assistance to the Institute of widows, in the form of certain benefits of worldly charity; analyzes the Institute of support for orphans within the genus, community; reveals the form of assistance in the form of a gift exchange, concludes that such a system contributed to the emergence of the Institute of "priymachestvo" in the southern Slavs, meant adoption within the patrimonial community. The author analyzes the form of economic mutual assistance and mutual support to the population, which was based on all kinds of mutual assistance. Reveals the kinds of "garbage" in different situations. Highlights "outfits world", cleanup, purse. In the article the author concludes that in the most ancient period of Slavic history the first forms of assistance and support to the population are born and developed. At this stage of development, relations of assistance and mutual assistance are gaining public recognition, and the practice of supporting vulnerable segments of the population, such as the elderly, widows and children, is being formed. During this period, certain forms of support for individual actors and the group as a whole in different life situations are actively developing. They are not only intra-tribal in nature, but also go beyond it, forming a certain Foundation for the Christian model of assistance and support to those in need.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие социальной помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах»

Chesnokova Julia Vyacheslavovna THE EMERGENCE OF SOCIAL ..

juridical science

УДК 347.64

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯНСКИХ ОБЩИНАХ

© 2018

Чеснокова Юлия Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры

«Частное и публичное право» Пензенский государственный университет (440026, Россия, Пенза, улица Красная, 40, e-mail: juliachesn@yandex.ru)

Аннотация. Актуальность темы исследования заключается в том, что потребность в социальной помощи и защите человека зародилась достаточно давно и прослеживается на всех ступенях развития общества. В рамках данного исследования рассмотрены этапы возникновения и развития гуманистических национальных традиций славян. Автор выделяет определенные формы помощи для защиты человека в различных ситуациях, такие как культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, населения; хозяйственные формы помощи и взаимопомощи. В представленной статье автор раскрывает содержание общинно-родовой формы помощи, которая способствовала развитию поддержки особым, наименее защищенным членам общины, таким как старики, женщины и дети. Автор исследует формы помощи институту вдов, в виде определенных льгот мирского призрения; анализирует институт поддержки сирот в пределах рода, общины; раскрывает форму помощи в виде дарообмена, делает вывод, что такая система способствовала появлению института «приймачества» у южных славян, означала усыновление внутри родовой общины. Автор анализирует форму хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки населению, в основе которой лежала всевозможная взаимовыручка. Раскрывает виды «помочи» в различных ситуациях. Особо выделяет «наряды миром», толоки, складчины. В статье автор делает вывод о том, что в древнейший период славянской истории зарождаются и развиваются первые формы помощи и поддержки населению. На данной стадии развития отношения по оказанию помощи и взаимопомощи получают свое общественное признание, формируется практика поддержки незащищенных слоев населения, таких, как старики, вдовы и дети. В этот период активно развиваются определенные формы поддержки отдельных субъектов и группы в целом в разных жизненных ситуациях. Они носят не только внутриродовой характер, но и выходят за ее пределы, образуя определенный фундамент для христианской модели помощи и поддержки нуждающихся.

Ключевые слова: древние славяне, общественные формы помощи, миролюбие, старики, дети, женщины, институт «приймачества», поддержка сиротства, мирская помощь, институт вдов, взаимная поддержка, виды «помочи».

THE EMERGENCE OF SOCIAL ASSISTANCE AND OF MUTUAL AID AMONG THE SLAVS

© 2018

Chesnokova Julia Vyacheslavovna, candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of Private and public law Penza State University (440026, Russia, Penza, Krasnaya street 40, e-mail: juliachesn@yandex.ru)

Abstract. The research topic is quite relevant due to the fact that the need for social assistance and human protection originated at the origins of primitive culture and can be traced at all stages of society development. Within the framework of this research the stages of origin and development of humanistic national traditions of Slavs are considered. The author identifies certain forms of assistance for the protection of human beings in various situations, such as religious ones with various sacred attributes; community-based within the family, family, population; economic forms of assistance and mutual aid. In the present article, the author reveals the content of the community-based form of assistance, which contributed to the development of support for special, the least protected members of the community, such as the elderly, women and children. The author examines the forms of assistance to the Institute of widows, in the form of certain benefits of worldly charity; analyzes the Institute of support for orphans within the genus, community; reveals the form of assistance in the form of a gift exchange, concludes that such a system contributed to the emergence of the Institute of «priymachestvo» in the southern Slavs, meant adoption within the patrimonial community. The author analyzes the form of economic mutual assistance and mutual support to the population, which was based on all kinds of mutual assistance. Reveals the kinds of «garbage» in different situations. Highlights «outfits world», cleanup, purse. In the article the author concludes that in the most ancient period of Slavic history the first forms of assistance and support to the population are born and developed. At this stage of development, relations of assistance and mutual assistance are gaining public recognition, and the practice of supporting vulnerable segments of the population, such as the elderly, widows and children, is being formed. During this period, certain forms of support for individual actors and the group as a whole in different life situations are actively developing. They are not only intra-tribal in nature, but also go beyond it, forming a certain Foundation for the Christian model of assistance and support to those in need.

Keywords: ancient Slavs, public forms of assistance, the peacefulness, the elderly, children, women, the institution of "primatesta", support of orphans, worldly assistance, Institute of widows mutual support, the types of "help".

Под особым влиянием условий жизни и быта складывались гуманистические национальные традиции славян. Выделялись определенные формы помощи для защиты человека в различных ситуациях, такие как культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, населения; хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

Одной из культовых форм поддержки является поклонение древних славян кругу. Круг являлся для славян символом стабильности, оберегал человека от злых духов.

Древние славяне связывали помощь по защите и охране коллектива, отдельного индивида с различными мифами, с оберегами. Славяне наделяли отдельные предметы

и растения сакральными свойствами, проводили определенные обряды почитания предков, по обожествлению их. Древнейшие языческие атрибуты оберега сохранены и в христианской культуре. Например, иконы, помимо культурного предназначения, имели также и оберегатель-ную функцию. По мнению Г.А.Афанасьев, «значительная доля фетешизма прослеживается в почитании икон... нельзя не обратить внимание на распространение такого явления, как признание икон чудотворными, тогда как другие иконы, изображающие то же самое, или копии той же иконы чудотворной силы не имеют. Особенно много икон с изображением Божьей Матери» [1, с. 17].

Можно отметить, что данный период времени характеризуется наличием общественных форм помощи,

390

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

юридические науки

Чеснокова Юлия Вячеславовна ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ...

связанные с культом смерти, например, общинная милостыня, подаяние натуральными продуктами, общественное перезахоронение, против которого в дальнейшем возражала церковь.

Особое место отводилось культу героя. Легенды и сказания славян о княжеских пирах, дошедшие до нас в различных исторических источниках, указывают на то, что основным участником трапезы является нищий странник. Считалось, что «среди медопития складывались высокие христианские добродетели: милость, ни-щелюбие и страннолюбие» [2, с. 178-179].

«Согласно «Повести временных лет», составленной в XII в. киевским монахом Нестором, славяне прежде жили на Дунае, а затем расселились по разным местам. Те из них, кто поселились на берегах Днепра и его притоков, стали называться восточными славянами. Одним из древнейших восточнославянских племён, обитавших на этих берегах с VI в., были поляне, которые сыграли главную роль в образовании древнерусского государства.

Известное под названием Киевской Руси, это государство возникло в IX в. и просуществовало три столетия, пока не распалось на отдельные княжества. С его крещением идея милосердия, составлявшая основу христианской благотворительности, не только вошла в сознание русского народа, но и пустила в нём глубокие корни. Приверженность ей русского народа обусловлена как особенностями его формирования, начавшегося во времена Киевской Руси, так и обычаями древних славян, которые всегда оказывали друг другу различную помощь» [3, с. 13].

Племена восточных славян проживали на определенной территории со своим родом, каждый владел своим родом. На тот период времени родовой образ жизни являлся для славян источником помощи в случаях болезни, нужды и иных бедствий. Основными занятиями славян были земледелие, скотоводство, ремесленничество. Данный образ жизни, занятия славян заложили основу определенных взаимоотношений между людьми, определенные нравственные нормы поведения индивидов.

Однако, сопоставив внутриродовые отношения у древних германских и других народов, которые вели в те времена в основном воинственный образ жизни, можно отметить, что у них распространенным являлся культ физической силы. Данное обстоятельство послужило развитию особого отношения соплеменников к существам слабым, несчастным. Так, «по бытовавшим у этих племен понятиям, отнять жизнь у таких людей считалось подвигом сострадания» [4, с. 90]. В связи с развитием культа физической силы дети германцев и литовцев обязаны были убивать своих престарелых и немощных родителей. По мнению С.М.Соловьева, данные обычаи наблюдались у племен воинственных, которые «не терпели среди себя людей лишних, слабых, увечных, не могших оказать помощь на войне, защитить родичей, мстить за их обиды; у племен, живших в стране скудной, стремление предохранить от голодной смерти взрослых заставляло жертвовать младенцами» [5, с. 91]. Следует заметить, что в «Повести временных лет» при описании быта восточных славян такие обычаи не встречаются.

Таким образом, на ранней стадии развития племен восточных славян занятия их мирными видами деятельности, такими как земледелие и скотоводство, послужило возникновению и развитию у них таких черт народного характера, как уравновешенность, незлобливость, отражающих простоту их быта, нравов и обычаев.

Это нашло отражение в письменных свидетельствах западных путешественников древности, посетивших племена славян. С.М. Соловьев отмечает, что «славяне своею нравственностью производили на них выгодное впечатление, многие из путешественников обращали внимание на то, что между славянами очень редко попадаются злые и лукавые» [6, с. 91]. Путешественники отмечали гостеприимство славян, уважительное отношение к иностранным путешественникам.

Славяне были одним из тех народов, которые чаще других подвергались нападению и изгнанию, поэтому они на себе ощущали всю тяжесть невзгод переносимых другими. Славяне своим вниманием о госте, считали необходимостью помочь путникам, поскольку те испытывали определенные трудности и опасности в дороге.

По мнению С.М.Соловьева, «древние путешественники, отмечали и такую характерную для того времени особенность нравов славян, как их хорошее обхождение с пленниками, которые у славян не рабствовали целый век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, давши откуп, или остаться жить между славянами в качестве друзей и вольных людей» [7, с. 16]. Данные поступки славян еще раз подтверждают такую черту славянского народа как миролюбие. Данная черта была сформирована под влиянием родового типа общественного устройства, их быта, занятие земледелием, скотоводством. «У народа, в простоте родового быта живущего, — отмечает С. М. Соловьев, — раб не имеет слишком большого различия от члена семьи, он бывает также младшим членом ее, малым, юным, степень его повиновения и обязанностей к главе семьи одинакова со степенью повиновения и обязанностей младших членов к родоначальнику» [8, с. 97].

В связи с распадом родовых связей славянские народы стали объединяться в общины, но уже не по кровному, а по территориальному признаку. Данные объединения в разных славянских племенах назывались по-разному, в одних - вервями, в других - задругами. Целью создания таких объединений являлось осуществление общих дел, в том числе и оказание помощи нуждающимся. Е.П.Агапов отмечает, что «несмотря на то, что община несла ответственность за помощь своим членам, она не всегда могла предохранить их от разорений, которыми оборачивались для них неурожаи и стихийные бедствия. Разорившиеся общинники были вынуждены обращаться за помощью к богатым землевладельцам, имевшим вотчины: попадая к ним во временную зависимость, они становились их закупами, а в постоянную - холопами, которые, по существу, не отличались от рабов» [9, с. 13].

Славянские народы использовали общественную помощь в разных сферах деятельности: в сельском хозяйстве, при строительстве жилья. Как отмечает В.Я. Пропп, общественная помощь представляла собой «приглашение соседей на спешную работу» [10, с. 37]. За выполненную работу соседи в качестве оплаты получали только угощение.

Общинно-родовая форма помощи способствовала развитию поддержки особым, наименее защищенным членам общины, таким как старики, женщины и дети. Формы поддержки пожилых людей были различные. Община заботилась о пожилых людях в тех случаях, когда от семьи не приходилось ждать помощи. Одной из формы поддержки стариков был специальный отвод их земель по решению общества, который давал возможность заготовки сена. Когда старики окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Такого старика определяли на несколько суток на постой в какой-нибудь дом, где ему предоставляли ночлег и питание. Затем он менял своих кормильцев, переходя в другой дом. Данный вид помощи стал определенной общественной повинностью.

Одним из вариантов ухода на «тот свет» был добровольный уход старцев из общины. Старые люди, которые не могли больше заниматься трудовой деятельностью в силу возраста, селились недалеко от общины, на погостах и жили за счет подаяния. Такая форма милости существовала до XVI в.

По отношению к взрослому миру в одной социальной группе находились старики и дети. К самым ранним формам «институт детского сиротства» относятся домашнее рабство. Оно имеет корни из широко распространенного в те времена обычая, по которому захваченные в плен мужчины умерщвлялись, а женщины и

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)

391

Chesnokova Julia Vyacheslavovna juridical

THE EMERGENCE OF SOCIAL ... science

дети входили в одну из его семей племен-победителей. Считалось, что это является одной из формы защиты ребенка и сохранения ему жизни.

Постепенно стали формироваться и другие институты поддержки сирот в пределах своего рода, общины. Например, между членами разных общин возник даро-обмен. Данная форма представляла собой переход вещей от одного собственника к другому и предполагала обязательно отдар. Такая система способствовала появлению института «приймачества» у южных славян, означала усыновление внутри родовой общины. Пожилые люди, которые в силу возраста не могут справляться с хозяйством и не имели наследников, могли «приймать» в свою семью сироту. На сироту возлагались обязанности почитать своих новых родителей, вести хозяйство и в дальнейшем похоронить родителей.

Еще одной из форм поддержки сиротства является общинная, мирская помощь. Она схожа с помощью старикам. Ребенок-сирота переходил из дома в дом на кормление, либо ему назначали «общественных» родителей, у которых он находился на прикорме. Если сирота имел хозяйство, он назывался «выхованцом», «годован-цем» [11]. Община была против его усыновления.

На общинно-родовую форму помощи могли рассчитывать и нуждающиеся женщины.

Одним из древних обычаев, встречавшихся на юге Украины было «хождение за навальным». Нуждающейся женщине оказывали помощь продуктами. Обычно данный ритуал осуществлялся осенью, после уборки урожая. В дом к нуждающейся приглашали гостей, которые приносили продуктовые запасы, гостям предлагали выпить и закусить.

Незадолго до принятия христианства у восточных славян появляется «институт вдов». В первых русских законодательных актах впервые появляются такие субъекты как «вдовицы». К данной категории закон требует особого внимания, «в духовных наставлениях завещают им помогать и оберегать их» [12, с. 24].

Возможно, первая форма помощи институту вдов развивалась в системе предоставления дара. Вдовы, как «чистые», находились близко к миру смерти, осуществляли обряд омовения покойника и получали в качестве дара вещи умершего. Сельская община предоставляла вдовам землю, определенные льготы мирского призрения распространялись на них так же, как и на стариков.

В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка.

Ранние формы помочи носили ритуальный характер. В них сохранились остатки магических аграрных культов, которые в свою очередь представляли собой совокупность нескольких элементов: ритуальный договор, совместная трудовая деятельность в оговоренные сроки и по завершению работ совместная трапеза, игры, танцы. У славянского народа помочи рассматривались в виде трудового праздника, в котором принимало участие все сельское население, независимо от социальной группы.

Людям оказывались «помочи» в различных ситуациях. Выделялись внесезонные (при пожаре, наводнении, массовом падеже скота) и сезонные помочи.

Особой формой поддержки считались «наряды миром». Такая форма проводилась в семье, если трудоспособные члены семьи были больны и нуждались в помощи по управлению домашним хозяйством. Соседи приходили помочь растопить печь, покормить скот, осуществить уход за маленькими детьми.

При осуществлении коллективной помочи происходило разделение труда, где различные группы населения выполняли разные виды работ. В основном это было востребовано в сельском хозяйстве, например, мужчины пахали, женщины боронили, старики сеяли.

Наиболее востребованной формой помощи были толоки - совместная обработка земли, перевозка сена, хлеба. В зависимости от местности, толоки имели различную направленность. С одной стороны, толоки пред-392

ставляли форму совместной деятельности, с другой -форму помощи бедным крестьянам.

Особо выделялся такой вид толок, как - женские толоки для «мытья льна». Это была экономически выгодная форма помощи, которая позволяла на основе взаимовыручки не топить овин несколько раз в одном доме.

Выделялась еще одна форма помочи - складчины. Суть помочи заключалось в объединении нескольких семей для совместной заготовки корма для скота. На юге России пользовались «супрягой», совместное использование рабочего скота для обработки земли.

На основе изложенного, можно констатировать, что в древнейший период славянской истории зарождаются и развиваются первые формы помощи и поддержки населению. На этой стадии развития отношения по оказанию помощи и взаимопомощи получают свое общественное признание, формируется практика поддержки незащищенных слоев населения, таких, как старики, вдовы и дети. В этот период активно развиваются определенные формы поддержки отдельных субъектов и группы в целом в разных жизненных ситуациях. Они носят не только внутриродовой характер, но и выходят за ее пределы, образуя определенный фундамент для христианской модели помощи и поддержки нуждающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС, 2001. 256 с.

2. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. 426 с.

3. Агапов Е.П. Социальная помощь в дореволюционной России.//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №3 (29): в 2-х ч. Ч. 1. С. 13-16.

4. Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Книга 1. История России с древнейших времен. Тома 1-2. М.: Изд-во Мысль, 1988. 798 с.

5. Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Книга 1. История России с древнейших времен. Тома 1-2. М.: Мысль, 1988. 798 с.

6. Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Книга 1. История России с древнейших времен. Тома 1-2. М.: Изд-во Мысль, 1988. 798 с.

7. Мельников В.П., Е.И.Холостова История социальной работы в России: учебное пособие. М.: Изд-во «Дашков и К°", 2004. 344 с.

8. Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Книга 1. История России с древнейших времен. Тома 1-2. М.: Мысль, 1988. 798 с.

9. Агапов Е.П. Социальная помощь в дореволюционной России. //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №3 (29): в 2-х ч. Ч. 1. С. 13-16.

10. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. 142 с.

11. Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймаче-ства у крестьян Киевской губернии //Юридический вестник. 1877. Том 25. № 6. С. 538-565.

12. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС, 2001. 256 с.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследования в рамках гранта «Эволюция правового регулирования оказания социальной помощи малоимущим и преодоления бедности в России: история и современность» (проект № 18-011-00202).

Статья поступила в редакцию 21.01.2018

Статья принята к публикации 27.03.2018

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.