Научная статья на тему 'Возникновение и развитие международной системы защиты прав ребенка'

Возникновение и развитие международной системы защиты прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1776
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / ПРАВА РЕБЕНКА / ООН / SOCIAL POLICY / PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS / UN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Екатерина Александровна

В данной статье анализируется история формирования международной системы защиты прав ребенка, приведены описания основополагающих документов, назван координирующий центр по разработке и принятию норм международного права в сфере защиты. Было выведено определение «социальной политики», выделены особенности прав детей, обоснована актуальность проблемы защиты прав детей в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emergence and development of an international system of protecting the children’s rights

This article examines the history of the formation of the international system of protecting the rights of the child, describes the fundamental documents, names the coordinating center for the development and adoption of international law in the field of protection. The definition of “social policy” was deduced, features of children's rights were highlighted, the urgency of the problem of protecting children's rights at present is justified.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие международной системы защиты прав ребенка»

Возникновение и развитие международной системы защиты прав ребенка The emergence and development of an international system of protecting the children's rights

Лебедева Екатерина Александровна

Студентка 4 курса, Направление подготовки: Зарубежное регионоведение, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова,

Россия, Архангельск e-mail: l.katherina. 45 [email protected]

Lebedeva Ekaterina Alexandrovna

4th year student Direction of training: Foreign regional studies Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье анализируется история формирования международной системы защиты прав ребенка, приведены описания основополагающих документов, назван координирующий центр по разработке и принятию норм международного права в сфере защиты. Было выведено определение «социальной политики», выделены особенности прав детей, обоснована актуальность проблемы защиты прав детей в настоящее время.

Annotation.

This article examines the history of the formation of the international system of protecting the rights of the child, describes the fundamental documents, names the coordinating center for the development and adoption of international law in the field of protection. The definition of "social policy" was deduced, features of children's rights were highlighted, the urgency of the problem of protecting children's rights at present is justified.

Ключевые слова: социальная политика, защита прав детей, права ребенка, ООН.

Key words: social policy, protection of children's rights, UN.

В настоящее время крайне важно, чтобы государства уделяли внимание социальной политике, поскольку она способна напрямую влиять на состояние общества. В связи с ростом различных социальных проблем увеличивается и потребность в осмыслении общественных, политических и научных границ, механизмов и эффективности социальной политики.

Сложные периоды в жизни государства негативно сказываются на настроении общества, приводят к демографическим трансформациям, снижению уровня и качества жизни, увеличению преступности, высокой дифференциации населения по доходам, снижению качества образования, здравоохранения, уровня духовности и культуры в социуме. Вследствие чего на уровне государства и частных структур чаще стал подниматься вопрос приоритетности социальной политики и обеспечения достойного уровня и качества жизни гражданин.

Существует множество определений «социальной политики», поскольку данное понятие многогранно. Оно включает в себя множество аспектов, связанных с функционированием и взаимодействием общества. Можно выделить общий элемент во всех понятиях и сделать вывод, что социальная политика направлена на развитие социальной сферы, регулирование социальных отношений, повышение уровня жизни человека.

На сегодняшний день государственная поддержка состоит из различных направлений, как давно оформившихся, так и новых, которые учитывают современные социальные риски. Например, развитие физической культуры и спорта, молодежная политика, защита семьи, материнства и детства и другие.

Основная цель, которую преследует семейная политика, это повышение роли и значения института семьи и детства. В разработке и проведении государственной семейной политики участвуют три уровня

законодательной и исполнительной власти - федеральный, региональный и муниципальный. Каждый из уровней реализует общенациональные, региональные и местные целевые функции, которые лежат в основе целевых программ по поддержке семьи и детства [1].

Проблема прав и свобод ребенка занимает одно из центральных мест в современном мире. Права детей вытекают из общепризнанных прав человека, они подразумевают осознанную ответственность взрослых за жизнь, развитие и безопасность детей.

Сегодняшние дети - это завтрашние взрослые граждане страны, которые будут определять ее судьбу, отсюда следует, что обязательным условием развития человечества является обеспечение полноценной жизни подрастающему населению. Целый ряд международно-правовых документов признает необходимость особой правовой защиты детей ввиду физической и умственной незрелости ребенка. Кроме того, степень осуществления прав и соблюдения свобод ребенка служит основным показателем демократичности, гуманности и цивилизованности любого общества.

По мнению И.Ю. Носовой, права детей обладают рядом особенностей [4]:

- права носят естественный характер, появляются с момента рождения человека, они неотъемлемы и признаются высшей социальной ценностью, их содержание определяется условиями политического, социально-экономического и культурного развития общества;

- права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом;

- права объективны и не зависят от государственного признания;

- права зафиксированы в нормах внутригосударственного (конституционного, гражданского, административного) и международного публичного права;

- механизм защиты прав детей включает в себя средства внутригосударственной и международной

защиты.

Невозможно создать правовое государство без уважения к правам ребенка, поэтому страны должны осуществлять специальную государственную политику в отношении детей и семьи, включающую в себя различные аспекты: юридическую, экономическую, демографическую, социальную, психо лого-педагогическую и другие составляющие. Данная политика носит комплексный характер, она устанавливает место и роль государственных органов и общественных организаций в реализации прав и интересов детей.

Проблема защиты прав детей в настоящее время крайне актуальна. Дети на пути своего взросления сталкиваются с множеством трудностей, которые мешают благоприятному и гармоничному развитию личности. К проблемам детства можно отнести: жестокое обращение и различные формы насилия, запугивание, суицидальные настроения, рост заболеваемости, бедность семей с детьми, незапланированные беременности, сиротство, детская беспризорность, алкогольная и наркотическая зависимость, нравственная деградация, эксплуатация детского труда, младенческая смертность и многие другие. Поэтому столь важна проблема защиты прав, жизни и здоровья детей, а также создание необходимых социально-культурных, психолого-педагогических условий для воспитания и развития подрастающего поколения.

Движение за права детей имеет не столь давнюю историю в сравнении с дискуссией по правам человека [5, с.3]. Однако некоторые правовые аспекты защиты прав и правового положения ребенка нуждаются в переосмыслении. Положения национальных законодательств стран, включая нормативно-правовые акты, которые определяют правовое положение статус ребенка, несогласованны. Каждое государство имеет свое видение таких понятий, как «ребенок», «детство», «права ребенка». В связи с этим для создания эффективной системы защиты прав ребенка необходимо разрешить все противоречия.

Исследование правового регулирование статуса ребенка необходимо начать с предварительной фиксации основополагающих определений - «ребенок», «несовершеннолетний», «права детей» и других.

Э.Б.Мельникова считает, что несовершеннолетний - это «человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей» [2, с. 88].

Согласно международным правовым актам, которые посвящены проблемам защиты прав детей, конечная граница несовершеннолетия составляет 18 лет, однако, зачастую делается оговорка «если иной возраст не установлен национальным законодательством». Таким образом, национальное законодательство определяет рамки несовершеннолетия.

Возрастной критерий, который выделяет несовершеннолетнего в качестве субъекта правовых отношений, позволяет выделить временные границы периода детства. Согласно ст.1 Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), «ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее» [3]. Соответственно, права ребенка - это права человека применительно к несовершеннолетним.

В настоящее время в качестве координирующего центра по разработке и принятию норм международного права в сфере защиты детства является ООН и структуры, которые входят в ее состав - Комитет по правам ребенка, Детский фонд (ЮНИСЕФ).

Основополагающим документом является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Она занимает особое место в сфере международного права в области прав человека, в 54 статьях четко и всеобъемлюще выражаются интересы мирового сообщества в отношении детей. Основной идеей документа является наилучшее обеспечение интересов подрастающего поколения. Конвенция получила широкое международное признание - ее ратифицировали практически все государства (195 стран) за исключением Сомали и США. Конвенция стала первым и основным международно-правовым документом, который носит обязательный характер.

Анализируя историю формирования международной системы защиты прав ребенка, можно отметить, что внимание к проблеме защиты детства стало уделяться относительно недавно. Интерес к данной проблеме появился после демократических движений за реформы в XIX веке, тогда государства решили взять на себя ответственность продвигать права и свободы детей.

В 1919 году Лига Наций создала Комитет детского благополучия, который работал по направлениям беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Большой вклад в разработку социальных стандартов защиты детей в то время внесли неправительственные организации, в том числе Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб.

Женевская декларация о правах детей, предложенная Международным союзом спасения детей и принятая 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций, впервые признала необходимость специальной защиты прав ребенка. Документ состоит из пяти основных принципов, которые направлены против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В Декларации отмечалось, что забота о детях теперь не является исключительно обязанностью семьи или отдельного общества - все человечество отныне должно заботиться о благополучии подрастающего поколения.

Окончательно система международной защиты прав детей сложилась после окончания Второй мировой войны. С момента создания ООН в 1945 году дети и их права стали находиться в центре внимания организации. Учреждение 11 декабря 1946 года Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) стало одним из первых актов Генеральной Ассамблеи. На тот момент его основной задачей была помощь детям в послевоенной Европе. В 1953 г. Детский фонд вошел в систему ООН и его полномочия были расширены: фонд помогал детям, находящимся в странах со сложной экономической и политической обстановкой, а также с вооруженными конфликтами. В настоящее время фонд является главным механизмом международной помощи детям.

В 1948 году ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечается, что дети - это объект особой заботы и помощи. В документе также значится, что человек имеет права с момента своего рождения.

Еще одним важным документом является Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. В ней в форме десяти социальных и правовых общепризнанных принципов сформулированы права детей. Основной тезис документа заключается в том, что люди обязаны давать детям лучшее из того, что имеет человечество. Необходимо обеспечить ребенку специальную защиту и предоставить возможности для развития в условиях соблюдения свобод и уважения его достоинства. Осуществлять положения Декларации прав ребенка призваны не только государства, но и ряд международных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИСЕФ). Она носила довольно абстрактный характер, однако, благодаря ей наметилась тенденция к изменению правового статуса ребенка.

За 30 лет существования Декларации изменились представления о многих положениях, поэтому Конвенция о правах ребенка стала охватывать более широкий спектр вопросов. Она не только развивает и конкретизирует положения Декларации, но также призывает к юридической ответственности за свои действия в отношении детей те страны, которые к ней присоединились. Статьи учитывают практически все аспекты, связанные с жизнью и положением детей в обществе. В Конвенции закрепляется несколько новых прав ребенка, такие как право на информацию, свободу ассоциаций и мирных собраний; право на сохранение индивидуальности; право на выживание и развитие; право исповедовать свою религию и т.д. [6, а 51].

Кроме того, в документе устанавливаются права и обязанности родителей, основные принципы института усыновления; ребенок провозглашается полноправной личностью и самостоятельным субъектом права. Таким образом, зарождается новая всеобщая модель - права признаются неприкосновенной ценностью. Конвенция носит универсальный характер, поскольку в ней учитываются различные культурные, политические, социальные и экономические реалии отдельных государств, что дает возможность каждому государству самостоятельно выбирать национальные средства для выполнения норм.

В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка, созданный при финансовой поддержке правительства Италии в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения.

Помимо перечисленных организаций, существуют и другие, которые занимаются защитой прав детей, например, международная Ассоциация заботы о детях, Союз спасения детей и другие.

Для усовершенствования существующего механизма международной правовой защиты детей необходимо задействовать все возможные средства. В Резолюции от Совета по правам человека ООН, принятой 7 апреля 2015 года, говорится: «действия государства, направленные на поощрение, защиту и полную реализацию на национальном уровне всех прав человека и основных свобод для всех, включая права ребенка, наиболее эффективны тогда, когда они полностью интегрированы в национальные законы и стратегии на основе

правозащитного подхода и сообразно обязательствам государств по международному праву прав человека» [6, c. 51].

Список используемой литературы:

1. Дедов Е.Г., Новиков А.С. Направления государственной социальной политики в сфере защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации и г. Москве: сравнительный анализ современных тенденций [Электронный ресурс] / Е.Г. Дедов, А.С. Новиков // Системная интеграция в здравоохранении. - 2017. - №5 (35). - С. 73-78 - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=32394348 , доступ из НЭБ «E-Library» (08.01.2020). - Загл. с экрана.

2. Комбаров Н.В. Институт прав и свобод ребенка: понятие, содержание, признаки [Электронный ресурс] / Н.В. Комбаров // Ленинградский юридический журнал. - 2009. №4. - С. 86-105. - Электрон. журн. - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/institut-prav-i-svobod-rebenka-ponyatie-soderzhanie-priznaki , свободный (дата обращения: 05.01.2020). - Загл. с экрана.

3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml , свободный (21.10.2019). - Загол. с экрана.

4. Носова, И. Ю. О понятии и классификации прав ребенка [Текст] / И. Ю. Носова // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №2 4. - С. 18-21.

5. Смагина Л.И. Права ребёнка: Теория и методика [Текст] / Л.И. Смагина. - Минск : Белорусская наука, 2001. - 156 с.

6. Ханахмедова Л.В. Международная правовая защита детей: история и современность [Электронный ресурс] / Л.В. Ханахмедова // Философия права. - 2016. - №3 (76). - С. 48-52. - Электрон. журн. - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/mezhdunarodnaya-pravovaya-zaschita-detey-istoriya-i-sovremennost , свободный (дата обращения: 05.01.2020). - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.