Эрдоган назвал Асада политическим трупом // VIP.am. 6.09.2012. <http://vip. am/interesnoe/yerdogan-nazval-asada-politicheskim-trupom.html> <http://www.yerkramas.org/2012/11/09/asad-erdogan-schitaet-sebya-novym-osmanskim-sultanom>
Турция сможет быстро выиграть войну с Сирией - министр по делам ЕС // РИА новости. 05.10.2012. <http://ria.ru/world/20121005/767149871.html#ixzz3 QfwBthto>
Рябов К. Турция против Сирии: Соотношение сил // Национальная безопасность. 17.10.2012. <http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=72590> Там же.
Эрдоган: Асад использует химическое оружие // Panamerican.net. 12.05.2013.
<http://www.panarmenian.net/rus/news/157879/>
Данные по: Надеин-Раевский В. Указ. соч. - С. 132.
<http://www.yerkramas.org/2012/11/09/asad-erdogan-schitaet-sebya-novym-
osmanskim-sultanom>
Цит. по: Независимая газета. 06.10.2014.
Там же.
Турция, «Исламское государство» и США // Военное обозрение. 18.09.2014.
<http://topwar.ru/58422-turciya-isl.mskoe-gosudarstvo-i-ssha.html>
Там же.
Турция как соратник неблагодарного «Исламского государства» // Islam Review. 24.09.2014. <http://islamreview.ru/politics/turcia-kak-soratnik-neblagodarnogo-islamskogo-gosudarstva/>
Турция вступает в войну с «Исламским государством». Что за этим стоит? // Day.Az. 03.10.2014. <http://news.day.az/world/524749.html> Там же.
«Пути к миру и безопасности». ИМЭМО РАН, М, 2015 г., № 1 (48), с. 119-132.
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Г. Смирнова,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В ЛИВИИ ПОСЛЕ СВЕРЖЕНИЯ М. КАДДАФИ
Спустя три года после падения режима М. Каддафи в результате выступлений оппозиционных сил и бомбардировок НАТО в Ливии начался очередной виток гражданской войны. На этот раз противостояние происходит между вооруженными формированиями радикальных исламистов и подразделениями ливийской армии, подконтрольными генералу ливийской армии Халифу Хафтару. Боевые действия против радикальных исламистских
группировок, связанных с «Аль-Каидой», «Ансар-аш-Шариа» («Сторонники шариата»), и организацией «Братья-мусульмане», действующей на ливийской территории, начались еще в мае 2014 г. А с середины июля исламисты начали проведение военной кампании, получившей название «Рассвет Ливии» (кстати, военная операция коалиционных сил НАТО против режима М. Каддафи, называлась «Одиссея Рассвет». - Г.С).
В свою очередь, армейские подразделения, подконтрольные Х. Хафтару, а также поддерживающие его представители силовых структур, полуформальных вооруженных формирований, некоторых племен 15 октября 2014 г. объявили о проведении операции против исламистов, под названием «Достоинство». Из-за обострения ситуации, закрытия аэропорта в Триполи и причиненных разрушений, ООН была вынуждена эвакуировать значительную часть (более 60%) своего персонала в связи с невозможностью обеспечения безопасности своих сотрудников. Ожесточенные бои произошли в г. Бенгази. Подразделения Х. Хафтара поддерживали части ливийской армии, при этом использовалась бронетехника и ВВС. В результате им удалось освободить Бенгази от отрядов исламистов. Оппоненты Хафтара обвиняют его в ведении войны против ислама и мусульман в интересах Запада, а самого генерала, который прожил 20 лет в США, называют агентом ЦРУ1.
После свержения М. Каддафи политическая и экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась. Созданный при поддержке западных покровителей Переходный национальный совет (ПНС), возглавляемый Махмудом Джибрилем, не имел четкой программы действий. В июле 2012 г. в стране состоялись первые после свержения М. Каддафи парламентские выборы. В выборах участвовали 142 вновь образованные политические организации (в течение 42 лет правления Каддафи политические группировки были вне закона, но в 2012 г. ПНС отменил запрет на создание партий по религиозному, племенному, а также этническому признаку). Лишь наиболее влиятельные и многочисленные из них смогли претендовать на мандаты в высшем законодательном органе страны. Это «Альянс национальных сил» (АНС), объединивший более 40 партий и 200 общественных организаций и групп либерального толка, являвшийся коалицией либеральных сил. Во главе этих сил стояли деятели, находившиеся в изгнании за пределами Ливии. Они выступали за умеренный ислам, либерализацию экономики, открытость по отношению к Западу. Лидером его был Махмуд Джибрил, возглавлявший правительство в переходный
период. Другой либеральной политической силой являлось «Национальное центристское движение», лидером которой стал Али Ат-Тархуни, занимавший пост министра нефти в переходном правительстве ПНС.
Политическая организация «Партия справедливости и развития» (ПСР) представляла собой политическое крыло исламского движения «Братья-мусульмане» в Ливии, долгое время находившегося в подполье или за границей. Партия «Аль-Ватан» («Родина») была создана и курируется радикальной исламистской группировкой «Аль-Гамаа аль-Исламийя» в Ливии. Ее возглавляет известный исламистский деятель, бывший военный комендант Триполи Абдельхаким Бельхадж - один из лидеров Ливийской боевой исламской группы (ЛБИГ). Движение салафитов - сторонников одного из наиболее консервативных течений ислама - представляла партия «Аль-Асаля» («Основа»), возглавляемая шейхом Абдельбасет Гавиля2. Ливийцам предстояло избрать 200 депутатов парламента, которые должны были сформировать новое правительство и экспертный совет. Последний должен был подготовить проект новой конституции, который предполагалось вынести на референдум, а затем провести президентские выборы.
По итогам выборов в парламент 80 мест заняли представители политических партий, из них АНС - 39 мест, исламистская ПСС - 17 мест. Остальные 120 мест были зарезервированы за независимыми кандидатами3. 8 августа 2012 г. правивший после свержения М. Каддафи ПНС передал властные полномочия новому ливийскому парламенту - Всеобщему национальному конгрессу (ВНК), сформированному по итогам выборов 7 июля. Новое правительство возглавил Али Зейдан. Согласно данным египетской газеты «Аль-Ахрам аль-Арабий», ряду исламских радикальных активистов-исламистов удалось занять места во властных структурах Ливии. Среди них - 14 видных деятелей исламистских групп, воевавших против правительства еще 20 лет назад. Многие из них побывали в рядах «Аль-Каиды» в Афганистане, прошли тюрьмы, сражались против Каддафи.
Как отмечает российский исследователь Ю. Зинин, «в пост-каддафистской Ливии наблюдается подъем политического ислама. Его главный отряд "Братья-мусульмане" явно хочет перехватить знамя ливийского национализма под исламскими лозунгами и позиционировать себя выразителем и защитником национальной идентичности, завоевать влияние на разных этажах общества, в его элите»4. В то же время движение исламистов крайне неоднородно
и включает в себя различные течения: «Братьев-мусульман», сала-фитов, джихадистов, связанных с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» и др. После передачи власти от Переходного национального совета избранному 7 июля 2012 г. Всеобщему национальному конгрессу - ВНК (временный парламент) ситуация в стране не улучшилась. ВНК не смог взять ситуацию под контроль. Это объясняется тем, что в ВНК попали представители самых разных слоев ливийского общества. Большое количество «независимых» депутатов являлись представителями разных регионов и племен. В стране усиливались противоречия между регионами, между исламистами и сторонниками светского, либерального пути развития, между противниками и сторонниками свергнутого режима. Усиливаются сепаратистские настроения. Некоторые регионы объявляют о создании независимого от центральной власти альтернативного правительства (например, в провинции Киренаика), а также о создании автономной федеральной провинции (Феззан). К этому добавились племенные разногласия, при этом племена имеют свои вооруженные отряды, которые берут под контроль экономические объекты, прежде всего нефтепромыслы, претендуя на долю доходов от нефти.
В стране насчитывается большое количество вооруженных формирований, лишь часть из которых согласилась перейти под контроль официальных властей. Если в вооруженных выступлениях против М. Каддафи принимали участие около 30 тыс. ополченцев, то в настоящее время их насчитывается около 250 тыс. (при общей численности населения около 6,5 млн человек). В основе всех этих разногласий лежит прежде всего борьба за нефтяные ресурсы и перераспределение финансовых потоков от их продажи. Пять правительств, поочередно сменявших друг друга у власти, так и не смогли установить контроль над всей территорией Ливии. Большая часть страны контролировалась различными группами боевиков-исламистов, вооруженными отрядами племен и региональных элит. На другой день после празднования третьей годовщины свержения режима М. Каддафи (17 февраля 2014 г.) повстанцы выдвинули ультиматум парламенту Ливии с требованием уйти в отставку. Представители исламистских политических партий попытались провести через ВНК выражение вотума недоверия действующему правительству, возглавляемому Али Зейданом. Премьер-министр Зейдан ставил своей целью наведение порядка в стране, разоружение незаконных военизированных формирований, борьбу с терроризмом, проведение преобразований в эконо-
мике, в частности развитие отраслей, не связанных с нефтью, привлечение иностранных инвестиций. Попытка исламистов не имела успеха, однако она явилась свидетельством общественно-политической нестабильности и назревающего политического кризиса в стране, связанного с ухудшающимся экономическим положением, неспособностью центральных властей обеспечить безопасность населения, с сепаратистскими настроениями отдельных регионов. В марте 2014 г. ВНК все же добился отставки премьер-министра Али Зейдана. После этого государство оказалось в «тупике кризиса власти»5. В столь сложной обстановке 20 февраля 2014 г. состоялись выборы в Конституционную ассамблею, которая должна выработать новую конституцию, в которой главными вопросами станут принципы системы управления страной и структуры органов власти, место шариата в законодательстве страны, статус племен и народностей6. 23 апреля 2014 г. был избран председатель Конституционной ассамблеи. Им стал ливийский политик и экономист Али Тархуни, бывший ярым противником М. Каддафи. После долгих лет пребывания за границей в 2011 г. он вернулся в Ливию и занял пост министра нефти и финансов в ПНС.
В июне 2014 г. в Ливии состоялись парламентские выборы, по их результатам была сформирована Палата представителей (парламент), распустившая ВНК, в котором были сильны позиции исламистов. Еще в декабре 2013 г. ВНК принял решение сделать шариат основой законодательства страны. Было объявлено, что юридические правила, прописанные в Коране, и хадисы лягут в основу деятельности всех государственных институтов и учреждений. Новое законодательство в первую очередь затронет финансы, уголовное право. По заявлению министра экономики Мустафы Абу Фанаса, Ливия преобразует свою экономическую и банковскую систему в соответствии с исламским законодательством, запрещающим взимание ссудного процента. Депутат ВНК Салах Махмуд заявил на конференции, что Ливия присоединится к международному процессу введения исламских принципов в деятельность банковской системы, который усиливается в связи с банковским кризисом в США и Европе7. Исламисты и сотрудничающие с ними представители политических партий, проигравшие на парламентских выборах, не смирились, и продолжили работу ВНК, назначив премьер-министром Омара аль-Хасси. Палата представителей, изгнанная исламистами из Триполи и вынужденная заседать
в г. Тобрук, на востоке страны, утвердила на этом посту Абдаллу-ат-Тани.
В стране фактически сложилось двоевластие. С одной стороны, происламистский ВНК, заседающий в Триполи, а с другой -избранный на всеобщих парламентских выборах парламент в Тобруке. Таким образом, в стране действовали два парламента -Триполитанский и Тобрукский - и два правительства - Омара аль-Хасси и Абдаллы ат-Тани. Палата представителей имеет в своем распоряжении созданную весной 2014 г. Национальную армию генерала Х. Хафтара, пользующуюся поддержкой Египта, стран ССАГПЗ, ВВС, ВМС и поддержкой некоторых племен восточной провинции. ВНК, в свою очередь, опирается на силы ливийской армии и хорошо вооруженных группировок «Бригады мучеников 17 февраля» и исламистов, а также на содействие берберских племен. Тобрукское правительство пользуется поддержкой мирового сообщества, Триполитанское - Катара и Турции . В стране продолжаются боевые действия: отряды генерала Хафтара сражаются с различными исламистскими группировками, в частности с движением «Ансар аш-Шариа», связанным с «Аль-Каидой», признанным виновным в нападении на американское посольство в Бенгази в сентябре 2012 г., убийстве американского посла и официально объявленным Вашингтоном террористической организацией.
Мировое сообщество прилагало усилия для урегулирования конфликта. При посредничестве спецпредставителя ООН по Ливии Бернардино Леона начались мирные переговоры между сторонами, первый этап которых прошел в конце сентября 2014 г. Он завершился принятием двух постановлений: «начать политический процесс для решения проблемы государственных институтов и обратиться к воюющим сторонам с призывом о прекращении огня». Вскоре должен состояться следующий этап переговоров, однако, по мнению некоторых экспертов, ждать прорыва на втором и следующих этапах переговоров не стоит, и призыв ООН к враждующим партиям Ливии начать политический диалог для восстановления стабильности в стране в обозримом будущем не будет услышан. Ливия сталкивается с множеством проблем, главная из которых - разрушение государственности и отсутствие цивилизованных инструментов для нормализации ситуации. В стране действует более 1,5 тыс. вооруженных группировок радикальных исламистов, сторонников Каддафи, местных племен, придерживающихся самых разных политических взглядов. Вызывает сомнение, что стороны, воюющие не менее трех лет, согласятся на пере-
мирие, если каждая из группировок не получит взамен соответствующие дивиденды9. О трудностях в проведении мирных переговоров свидетельствовал и необъявленный визит в Триполи Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который прибыл в октябре 2014 г. для встречи с парламентариями, бойкотирующими переговоры под эгидой ООН.
Между тем Запад устранился от решения проблем, возникших в Ливии после свержения М. Каддафи. Вместо того чтобы оказать помощь избранной ливийской власти в организации новой государственной системы, в обеспечении безопасности гражданского населения, в разрешении конфликта, США, Великобритания, Германия, Франция и Италия обнародовали совместное заявление, в котором выразили готовность «использовать индивидуальные санкции в соответствии с резолюцией СБ ООН 2174 в отношении тех, кто угрожает миру, стабильности и безопасности Ливии или подрывает политический процесс». При этом правительства пяти стран сходятся во мнении, что военного пути разрешения ливийского кризиса не существует, а ключ к спасению арабского государства - в мирном внутриполитическом диалоге под эгидой Палаты представителей (национального парламента) Ливии, избранной 25 июня 2014 г.10
Кровопролитие в Ливии продолжается. Радикальная исламистская группировка «Рассвет Ливии», установившая контроль над столицей Триполи и западными районами страны, 20 декабря 2014 г. совершила нападение на крупнейшие ливийские порты, после чего работа терминалов была остановлена. В конце декабря боевики этой группировки выпустили несколько ракет по нефтехранилищу в порту Эс-Сидр, в итоге загорелось несколько цистерн. Боевики из «Рассвета Ливии» неоднократно предпринимали попытки захватить прибрежную полосу Ливии, называемую «нефтяным полумесяцем». Эта полоса начинается в 500 км к востоку от Триполи, и на этой территории находятся основные нефтяные терминалы Рас-Лануф, Эс-Сидр, Марса-Брега, два из них остаются закрытыми. Таким образом, исламистские группировки пытаются установить контроль не только над добычей нефти, но и над ее экспортом, чтобы самим распоряжаться доходами от ее продажи. В обращении к Совету Безопасности ООН спецпредставитель ООН по Ливии Бернардино Леон заявил о том, что, если ливийские лидеры не будут действовать быстро и решительно, опасность потери национального единства и территориальной целостности страны является реальной и неизбежной. Ситуация на
местах быстро ухудшается. Ливия больше не может позволить себе продолжения политического кризиса и вооруженного конфликта, которые овладевают страной с прошлого года. Противостояние различных группировок и политический кризис в Ливии создают идеальные условия для укоренения экстремизма. Б. Леон предупредил, что «различные группировки, в частности "Исламское государство" (ИГ), ни перед чем не остановятся, чтобы воспользоваться существующими политическими разногласиями в Ливии и атмосферой недоверия между главными политическими игроками, чтобы укрепить свое присутствие и влияние»11.
К сожалению, эти опасения оправдались. Участники исламистской организации «Рассвет Ливии» в последнее время координируют свои действия с радикальной группировкой «Исламское государство». Проникновение радикальной исламистской группировки «Исламское государство» в Ливию началось весной 2014 г., когда ранее воевавшие на стороне ИГ в Сирии и Ираке ливийские боевики стали возвращаться на родину для формирования здесь филиала организации. Ливийцы, отправившиеся в Сирию в 2011 г., присоединялись к существовавшим местным джихадистским организациям или создавали свои собственные. В 2012 г. одна из групп, воевавших на стороне сирийских боевиков, заявила об основании «Бригады Баттара». Впоследствии бойцы этой бригады подтвердили верность ИГ и сражались на его стороне, а также на стороне его соперника - «Аль-Каиды». Весной 2014 г. многие бойцы «Бригады Баттара» вернулись в Ливию и создали в г. Дерна (оплот экстремистов) организацию «Совет шуры исламской молодежи» - СШИМ («Islamic Youth Shura Council»). Среди присоединившихся к СШИМ были члены филиала организации «Ансар аш-Шариа» в Дерна. Они объявили врагами всех, кто не признает их власти, убивая журналистов, судей, военных, а также членов «Бригады Абу-Салима», связанной с «Аль-Каидой». Город Дерна был захвачен экстремистами сразу после свержения и убийства М. Каддафи, в частности боевиками движения «Ансар аш-Шариа», объявленное ООН террористической организацией.
В сентябре 2014 г. в Ливию прибыла делегация ИГ для встречи с СШИМ, после которой эта организация присягнула на верность руководителю ИГ Абу Бакру аль-Багдади (подлинное имя Абдалла Ибрагим). Вооруженные отряды ИГ, относящие себя к «воинам Халифата в провинции Ливия», захватили радио- и телецентр города Сирт и используют их для трансляции своих пропагандистских программ. Боевики ИГ контролируют военно-
тренировочные лагеря в окрестностях г. Дерна. В течение шести месяцев, с октября 2014 по апрель 2015 г., ИГ, помимо Дерна, образовало сеть подконтрольных ему ячеек в других городах: Бейде, Бенгази, Сирте и Триполи. В ноябре 2014 г. сторонники аль-Багдади объявили вилайет Барка на востоке Ливии «провинцией халифата». Затем провинциями халифата были объявлены также Триполи и Феззан. Отделение ИГ в Киренаике насчитывает 800 боевиков, которые создали ряд тренировочных лагерей12. Группировка взяла на себя ответственность за многочисленные нападения на полицейские участки в Триполи, НПЗ в Аль-Гани, похищения и казни иностранцев. На счету этой организации расправа над египетскими коптами в феврале 2015 г. и эфиопскими христианами в апреле 2015 г., атаки на дипломатические представительства зарубежных государств и другие преступления13.
Во главе отделения «Исламского государства» в Ливии встал один из лидеров «Ливийской боевой исламской группы» Абдель-хаким Бельхадж. Свою карьеру он начинал в рядах «Аль-Каиды», где успешно проявил себя в борьбе против американской оккупации Ирака. В 2012 г., когда США и НАТО начали военные действия в Ливии, он стал «борцом за свободу» и сражался против «тиранического деспота» Каддафи, при котором спецслужбы арестовали и посадили его в тюрьму вместе с другими членами ЛБИГ (после победы повстанцев с помощью сил НАТО переименована в «Ливийское исламское движение»). Вашингтон приложил все силы, чтобы освободить «борца за свободу» и поставить его во главе прозападных исламистских группировок, воюющих с Ливийской армией. Как отмечает американский политолог Эрик Дрейстер, благодарность Белого дома Бельхаджу была настолько велика, что после падения Ливии сенатор Джон Маккейн назвал его «нашим героем» и вручил ему своеобразную грамоту. Автор отмечает, что не стоит удивляться очередному переходу «представителя умеренных сил» на сторону ИГИЛ, ведь любые заявления Запада о том, что он не поддерживает терроризм, а оказывает помощь несуществующим «умеренным силам», давно уже являются оскорблением для всех экспертов-международников .
Политолог Д. Нечитайло отмечает: «США были и продолжают оставаться покровителями экстремистских боевиков из Ливии, Сирии и за ее пределами, и все разговоры об "умеренных повстанцах" - это просто риторика, призванная "ввести в заблуждение общественность". Вашингтон оказывает помощь именно тем силам, которые отвечают его интересам, невзирая на их идеологи-
ческую принадлежность»15. ИГ расширяет свои позиции в Ливии, используя царящий в стране хаос, отсутствие сильной централизованной власти, противоречия между двумя парламентами и правительствами, между региональными элитами, вражду между племенами. «Эта группировка стремится превратить Ливию в новую стратегическую базу для планирования нападений в Северной Африке, а через Средиземное море - и в Европе», сообщалось в электронной версии газеты «The Wall Street Journal»16.
ИГ ведет пропагандистские передачи о стремительном расширении своего халифата на территории Ливии. Однако, как считают некоторые зарубежные исследователи - Ф. Вери (Frederic Wehrey) Ала Аль Рабаба (Ala' Alrababa'h), на самом деле укреплению позиций ИГ мешают противоречия в исламистском движении, в частности между СШИМ и существовавшими ранее джихадист-скими группировками. Напряженность усилилась после того, как исламистская организация «Бригада мучеников Абу Салим» (в Дерта) была раскритикована более радикальными исламистами за поддержку прошедших в июле 2012 г. выборов в ВНК, которые представители «Ансар аш-Шариа» считали противоисламистски-ми. В ходе ожесточенных столкновений СШИМ удалось вытеснить из Дерта «Бригаду мучеников Абу Салима» и «Ансар аш-Шариа», ориентированных идеологически на «Аль-Каиду». Это позволило сторонникам ИГ окончательно закрепиться в Дерта17. Правительство Ливии в Тобруке крайне озабочено ситуацией в Ливии, превращением ее в базу терроризма. 18 февраля 2015 г. на заседании Совета Безопасности ООН выступил глава МИД Ливии Мухаммед ад-Дейри. Он обратился к международному сообществу с просьбой помочь стране в борьбе с международным терроризмом и, в первую очередь, вооружить армию, что требует отмены эмбарго на поставки оружия. На встрече с министром иностранных дел РФ С. Лавровым в апреле 2015 г. премьер-министр Ливии Абдалла ат-Тани попросил Москву оказать поддержку в восстановлении страны и ее государственных институтов. «Запад должен взять на себя ответственность за хаос, происходящий сейчас в Ливии. Он в свое время сверг прежний режим, полностью уничтожил потенциал Ливийской армии и оставил ее народ без эффективных государственных институтов. Сейчас перед нами стоит задача их восстановления, и ее невозможно решить без упора на армию и правоохранительные органы», - заявил ат-Тани18. Однако, как считает политолог К. Бомбери, поддержка ливийской армии в виде поставок оружия не поможет стране, кото-
рая находится в состоянии коллапса. «Проблема не в нехватке оружия, а в отсутствии дееспособного правительства. Ливийские власти ничего здесь не контролируют, и им приходится обращаться к египтянам за военной поддержкой. Таковы последствия вторжения сил НАТО, которые носили катастрофический характер. С момента свержения Каддафи страна буквально рассыпалась на куски, различные части страны контролирует не только "Исламское государство", но и другие группировки, связанные с "Аль-Каидой"»19.
События в Ливии вызвали обострение политической ситуации в регионе. Как заявил профессор истории Университета в Аризоне Д. Гибс, «главным следствием вторжения в Ливию стал рост нестабильности в мире посредством разграбления военных арсеналов Каддафи, результатом которого стало распространение оружия в регионе Северной Африки». Как считает заместитель главы МИД РФ М. Богданов, «военный переворот, произошедший в африканском государстве Мали, во многом был обусловлен притоком оружия и боевиков из Ливии ...это печальное последствие ливийского кризиса, того, как он был решен, когда через ливийские границы в северные и северо-восточные районы Мали перетекло оружие и боевики»20. Египет, который поддержал «антиисламистскую коалицию» в г. Тобрук, все более обеспокоен присутствием ИГ на востоке Ливии. Боевики, подозреваемые в причастности к египетской группе джихадистов, атаковали погранпост в египетской пустыне, убив 21 солдата. Египетская группировка «Ансар Бейт аль-Махди» также поклялась в верности ИГИЛ, и это вызывает опасения, что они могут сотрудничать с ИГИЛ в Ливии. Египетские чиновники считают, что значительную часть оружия группировка «Ансар Бейт аль-Махди» получала из Ливии21. В ответ на поставки Катаром и Суданом оружия ливийским исламистам в сентябре 2013 г. воздушные силы Египта и ОАЭ нанесли удары по боевикам-исламистам в Триполи и Бенгази. В 2015 г. отряд специального назначения Египетской армии провел операцию по уничтожению террористов из ИГ на территории Ливии. При этом 150 экстремистов были уничтожены, десятки взяты в плен. Среди пленных - граждане арабских стран, а также экстремисты, прибывшие из дальнего зарубежья. Рейд египетских военных был осуществлен в координации с ливийской правительственной армией. Операция была проведена на территории одного из тренировочных лагерей террористов южнее г. Дерна . Поток оружия и боевиков хлынул и в Сирию, осложнив ситуацию в этой
стране. Таким образом, события в Ливии явились во многом причиной обострения ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Сложная внутриполитическая ситуация в Ливии после свержения М. Каддафи сопровождалась резким ухудшением финансово-экономического положения. В результате политического кризиса, явившегося результатом вооруженных выступлений оппозиционных сил и гражданской войны, добыча нефти в стране резко сократилась - с 1,66 млн баррелей в день (б/д) до 480 тыс. баррелей в день в 2011 г. (в 2010 г. было экспортировано 1,5 млн барр.). В результате динамика ВВП в 2011 г. была отрицательной: -52,5% (т.е. ВВП Ливии сократился почти наполовину), а по другим данным -62%23 Такого спада в экономике не наблюдалось даже в период резкого снижения цен на нефть в начале 1990-х годов, когда темпы роста ВВП были в основном отрицательными (-4,6% в 1993 г.), а также в условиях торгового эмбарго США и ЕС и экономических санкций, введенных ООН. Но после отмены санкций объем ВВП начал быстро расти. В 2003 г. реальный рост ВВП, по сравнению с предыдущими годами, по оценке МВФ, составил 5,6%. В 2010 г., по сравнению с предыдущим годом, ВВП вырос на 10,6%. Дефицит государственного бюджета достиг в 2011 г. 17% ВВП по сравнению с профицитом в 8,7% в 2010 г. Затем, в 2012 г., после некоторого улучшения внутриполитической обстановки и возвращения крупных иностранных компаний, осуществляющих разработки нефтяных месторождений Ливии -ЭНИ, Total, Repsol, и др., - добыча нефти несколько увеличилась, по разным оценкам, до 1,3-1,4 млн б/д, но не достигла довоенного уровня в 1,6 млн б/д24.
Однако затем из-за захвата вооруженными формированиями, а также местными племенами некоторых нефтяных объектов, серии забастовок на нефтепромыслах, блокирования отрядами ополченцев морских терминалов, ситуация в стране резко ухудшилась. Добыча нефти упала до 200 тыс. б/д, а по некоторым данным, даже до 100 тыс. б/д. Боевики захватили крупнейшее нефтяное месторождение Аш-Шарара, где добывалось 200 тыс. б/д. Крупнейшие нефтяные порты в восточной части Ливии не функционировали из-за того, что их захватили вооруженные отряды, пытавшиеся самостоятельно сбывать нефть. В результате, согласно заявлению министра экономики Ливии, потери ливийской экономики только в 2013 г. превысили 10 млрд долл. ВВП сократился на
12,3%. Согласно данным на январь 2014 г., ВВП Ливии сократился на 12,1% по сравнению с предыдущим годом25.
Сокращение добычи нефти сказалось в первую очередь на состоянии финансовой сферы. В государственном бюджете, принятом в марте 2013 г., расходы намечались в размере 66,9 млрд лив. дин. (1 лив. динар = 1 долл. США на ноябрь 2014 г.) по сравнению с 68,5 млрд дин. в 2012 г. При этом почти треть этой суммы (20,8 млрд лив. дин.) предназначалась на выплату заработной платы рабочим и служащим государственного сектора, где при прежнем режиме было занято до 60% рабочей силы. Доходы госбюджета в 2014 г. сократились с 54,8 млрд лив. дин. в 2013 г. до 21,4 млрд лив. дин. в 2014 г., или на 61% (т.е. более чем наполовину). Выплаты заработной платы и государственных субсидий в 2014 г. составили 36 млрд лив. дин. из общей суммы расходов в 44 млрд лив. дин. В то же время капиталовложения в экономику уменьшились до 1/5 предреволюционного уровня. По мнению экспертов Мирового Банка, выплата государственных субсидий подрывает финансовую систему страны. Дефицит государственного бюджета Ливии в 2014 г. достиг рекордного уровня в 43,5% ВВП против дефицита в 3,6% в 2013 г.26 Из -за ухудшающегося финансового положения в стране, зависящего в основном от экспорта углеводородов, правительство намерено отменить к 2016 г. субсидии на топливо (10,6 млрд лив. дин. в 2013 г.). Бюджет на 2014 г. из-за царящего в стране двоевластия на 2015 г. вообще не был принят. В условиях отсутствия средств для финансирования текущих расходов, а также инвестиций в экономику, власти были вынуждены тратить золотовалютные резервы ЦБ, которые на конец 2012 г. оценивались в 120 млрд долл. По оценке Мирового Банка, если ситуация в стране не стабилизируется, золотовалютные резервы ЦБ Ливии будут израсходованы в течение ближайших четырех лет, что приведет экономику к краху.
В соответствии со сложившимся напряженным финансово-экономическим положением, многие эксперты давали самые различные прогнозы будущего развития Ливии после свержения режима М. Каддафи. Так, например, по прогнозам Мохсина Хана и Светланы Милберт из Rafic Hariri for the Middle East, существовали два сценария на 2014 г. Пессимистический сценарий предполагал отсутствие договоренностей между различными политическими силами и вооруженными группировками, дальнейшее ухудшение внутриполитической обстановки, снижение добычи нефти и, соответственно, падение темпов роста ВВП и при отсут-
ствии финансирования экономического развития возможный коллапс экономики уже в 2014 г. Оптимистичный сценарий - возвращение добычи нефти до уровня 2012 г. (т.е. 1,3 млн б/д), а также рост доходов от ее экспорта и увеличение золотовалютных резервов до обычного уровня.
В условиях продолжающейся фрагментации ливийского общества, когда оно фактически является конфедерацией отдельных территорий и городов, часто враждующих между собой, идет борьба между племенами и кланами за увеличение своей доли в доходах от добычи нефти, а в некоторых регионах не действует ни одна из центральных властей, преждевременно строить оптимистические прогнозы. К тому же в Ливии опять идет гражданская война, и исход ее пока не известен.
Намечая прогнозы дальнейшего развития Ливии, не следует забывать, что эта североафриканская страна обладает огромными запасами высококачественной нефти и природного газа (к тому же еще недостаточно изученных). Ливия занимает первое место в Африке по запасам нефти и четвертое - по запасам природного газа. По данным Oil and Gas Journal, за январь 2014 г. доказанные запасы нефти оценивались в 48 млрд барр., газа - в 1,6 трлн м3. Основными покупателями ливийской нефти были европейские страны - Италия, Франция, Германия, Великобритания, Испания. В 2012 г. Италия закупила 23% экспортируемой ливийской нефти, Германия - 13, Франция - 10, Испания - 7, Великобритания - 5, США - 4%27.
В конце 2000-х годов появились сообщения о предполагаемом наличии новых нефтеносных бассейнов на территории Ливии, и ее потенциальные запасы могут достигать 100 млрд барр. Это усилило интерес западных стран к ливийской нефти в соответствии с их стремлением ограничить поставки нефти из России и Ирана. Возможно, информация о крупных запасах углеводородов послужила одной из причин возвращения в Ливию американских нефтяных компаний, надеявшихся получить значительные прибыли. Однако и после снятия санкций вся деятельность в нефтяном секторе продолжала контролироваться государством в лице ННК. В 2007 г. в соответствии с последней редакцией «EPSA IV» (от 2005 г.) европейским и американским компаниям пришлось подписать соглашения с ННК на новых, менее выгодных для них условиях. По соглашению с ННК от 2006 г., американские компании, например, должны были работать на следующих условиях: ННК должно принадлежать 59,16% капитала совместного проекта
«Oasis», «Marathon Oil» и «Conoco Phillips» - по 16,33% и «Amerada Hess» - остальные 8,18%. Суммарная доля американских компаний в добыче ливийской нефти до событий 2011 г. составляла 23%. В нефтегазовой отрасли действовали и российские компании. В 2005 г. во время проведения нефтяного тендера в соответствии с соглашением EPSA-IV российская компания получила 3 из 14 выставленных на торги контрактов, и еще один получил «Газпром». Концессии на разведку и разработку нефти получили от ННК китайские, индийские и японские компании. Китайская компания в 2012 г. закупила 48,2 млн. барр. нефти (12% ливийского экспорта). Таким образом, ливийское руководство не планировало ослаблять контроль над основной отраслью экономики, а ННК стремилось увеличить долю ливийского государства в доходах компаний от добычи углеводородов. К тому же оно пыталось найти новые рынки сбыта углеводородов. В материалах, опубликованных «WikiLeaks», ставился вопрос о том, будет ли ливийское руководство и впредь соблюдать условия новых контрактов, и подчеркивалось, что угроза принудительного перезаключения контрактов создала опасный прецедент, который «может многократно повториться по всему миру в производящих нефть странах»28.
Между тем еще до окончания гражданской войны и результатов ее исхода проявилась заинтересованность западных стран, прежде всего Франции, Италии, Великобритании и США, в сохранении нефтегазовых контрактов с Ливией. На международной конференции «Друзей Ливии», проходившей в сентябре 2011 г. в Париже, проявилась борьба за углеводородные ресурсы между этими странами. По сообщению французской газеты «Liberation», Париж еще в апреле 2011 г. заручился обещаниями ПНС передать Франции контроль над 35% ливийской нефти в обмен на политическую и военную поддержку. Италия также намеревалась сохранить роль ведущего партнера. Заинтересованность внешних сил в нефтегазовых ресурсах Ливии, вероятно, приведет к соперничеству между ними и поддержке той или иной из враждующих группировок. Так, некоторые эксперты полагают, что Запад может поддержать генерала Хафтара, бывшего в свое время одним из лидеров движения за свержение М. Каддафи, «помочь ему разбить исламистов и установить в Ливии диктаторский или, в лучшем случае, авторитарный режим»29.
Таким образом, можно предположить, что в Ливии возможен сценарий развития событий, которые происходили, например,
в Алжире в начале 2000-х годов, когда армии удалось в основном подавить вооруженные выступления радикальных исламистов, склонив к компромиссу одну из самых радикальных организаций «Исламская армия спасения»30, или в Египте, где после временной победы исламистов в результате «арабской весны» к власти пришел генерал Абдель Фаттах ас-Сисси (тем более что в Ливии, в отличие от Египта, в результате проведения первых после свержения Каддафи парламентских выборов победу на них одержали не исламисты, а Альянс национальных сил, объединивший различные партии и организации либерального толка). Однако, учитывая сложную внутриполитическую ситуацию, разрушение системы государственности в стране, отсутствие сильной центральной власти, кланово-племенной характер ливийского общества, наличие большого числа вооруженных группировок и т.д., процесс наведения порядка в стране и восстановления экономики может быть трудным и долгим.
К тому же ситуацию резко осложнило проникновение на территорию Ливии боевиков террористической группировки ИГ, что ведет к дальнейшей дестабилизации не только в Ливии, но и во всем регионе и затрудняет поиски политического решения для урегулирования кризисной ситуации. В то же время без достижения политической стабильности Ливия в ближайшее время не сможет привлекать иностранные инвестиции и добиться возобновления деятельности нефтегазовой отрасли, от которой зависит развитие ее экономики и благосостояние населения.
Примечания
Зинин Ю. Ливия после Каддафи // Современный мир ислама. - 2014. -№ 1 (10). - С. 23.
В Ливии начались первые после свержения Каддафи парламентские выборы // ria.ru/arab_ly/20120707/693732075.html
Куделев В.В. «Аль-Каида» в странах исламского Магриба и др. в Северной Африке. - М., 2014. - С. 154.
Зинин Ю. Ливия после Каддафи // Современный мир ислама. - 2014. -№ 1 (10). - С. 24.
Брошенная, но не забытая Западом Ливия // enkhe.ru/news/42961
Ливия без Каддафи. Три года спустя: Юбилей как подведение итогов //
Online-smi.ru/news/Liviya -Ье/-Ка(!11аЫ ОпеНпе СМИ 10 января 2015 г.
korrespondent.net/world/3274393-livya-posle-kaddafi
Брошенная, но не забытая Западом Ливия // enkhe.ru/news/42961
2
3
4
5
6
Сенькович В. Есть ли перспективы для проведения мирных переговоров в Ливии? // http://geopolitics.by/analinics-est-li-perspectivi-dlya-provedenia-mirnih-peregovorov-v-livyi? (28.10.2014.) Сенькович В. Там же.
Ливия достанется террористам // http//islam-today.ru/novosti/2015/03/31/livia-dostanttsa-terroristam/ (31.03.2015.)
Islamic State of Iraq and the Levant in Libya // en.Wikipedia.org/wiki/Islamic-State-of-Iraq-and-Levant-in-Libya
Нечитайло Д. Деятельность ИГИЛ в Ливии // ru.journal-neo.org, 20 мая 2015. № 1375351.
Дрейстер Э. Ставленник Вашингтона у руля ИГИЛ в Ливии // htpp://ru.journal-neo.org. / Eric Draister. Washington's Al Qaeda Ally Now Leading ISIS in Libia htpp://journal-neo.org/2015/03/09/Washington-s-al-qaeda-ally-now-leading-isis-in-Libya/
Нечитайло Д. Деятельность ИГИЛ в Ливии // ru.journal-neo.org, 20 мая 2015. № 1375351.
http://gotuda.ru/index.php/vse-novosti/142274
Rising Out of Chaos: The Islamic State in Libya/ Posted by: Frederic Wehrey, Ala' Alrab-baba'h, march 5, 2015. - http://carnegieendowment.org/syriaincrisis/?fa= 59268
Волков К. Премьер Ливии: Запад должен взять ответственность за хаос в стране. Российская газета. - М., 15 апреля 2015 г.
Запад устраивает наступивший в Ливии хаос // http://islam-today/ru/islam_v_
mire/blizhniJ-vostok/politolog-zapad-ustraivaet-nastupivsij-v-livii-haos/
РИА «Новости» 19.03.2012.
Cruicshank P., Robertson N., ListerT., Karadshen J. CNN, 18.11.2014. http:// edi-tion.cnn.com/2014/11/18/world/isis-libya/index.html; zakaddafi.org/node38005 Korrespondent.net/world/3481348-spetsnaz-ehypta-unichtozhil-v-livyy-150-boevikov-yh-smy
www.africaneconomicoutlook.org. - Libya, 2012. - Р. 2.
www.afribis.info/content/2014/libya-economy-2014-recent-development-and-prp spects
The Chaos of Libya: Part 3 - The Economy. www.medea be/. ../in the chaos-of-
Libya-part-3 the economy by Francesco Angelone.
www.worldbank/org/en/country/Libya/overview. Mars 31.2015.
Source Global Trade Atlas and APEX Tanker Data Ошибка! Недопустимый
объект гиперссылки. www.eia. gov/countries/cab.cfm?fips=LY
http://midgard-info.ru/economy/neftyanye-vojny-anglosaksoj-elity.html
Мирзоян Г. Почему Ливии не нужна демократия. Expert ru/2014/07/16/
pochemu-Livii-ne-nuzna-democratiya/Expert Online 16.07.2014.
Долгов Б.В. Исламский вызов и алжирское общество (1970-2004). - М., 2004.
«Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афроазиатских стран: Памяти В. Г. Растянникова» / Под ред. О. П. Бибиковой и Н.Н. Цветковой / ИВ РАН. - Центр стратегической конъюнктуры,
М., 2015 г., с. 143-155.
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30